Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Экспрессионизм, акмеизм, модернизм в целом, неомифологическое 11 страница




себя как на я в своей речи. В силу этого я конституирует другое

лицо, которое, будучи абсолютно внешним по отношению к моему

"я", становится моим эхо, которому я говорю тыИ Полярность эта

к тому же весьма своеобразна, она представляет собой особый тип

противопоставления, не имеющий аналога нигде вне языка. Она не

означает ни равенства, ни симметрии: "эго" занимает всегда

трансцендентное положение по отношению к "ты", однако ни один

из терминов не мыслим без другого [...]. Бесполезно искать

параллель этим отношениям: ее не существует. Положение человека

в языке неповторимо".

В 1950-е гг. американский философ Пол Грайс пол влиянием

позднего Витгенштейна и теории речевых актов сформулировал так

называемые коммуникативные постулаты. Когда люди беседуют,

между ними должен быть заключен молчаливый пакт о речевом

сотрудничестве, который включает в себя следующие пункты:

1. Говорить ни много, ни мало, а именно столько, сколько

нужно для адекватной передачи информации (известны люди,

которые очень много говорят сами и не умеют слушать - так вот

они нарушают постулат Грайса).

2. Не отвлекаться от темы.

3. Говорить только правду.

4. Говорить определенно, не двусмысленно (многие любят

говорить обиняками - Грайс не поощряет этого).

5. Говорить вежливо, уважая речевое достоинство

собеседника.

Конечно, в реальной речевой деятельности постулаты Грайса

очень часто не соблюдаются. Иначе в речи не было бы грубости,

хамства, речевой истерики, логареи, говорения вокруг да около и

т. д. Американцы, как всегда, стремятся к ясности и идеалу.

Русские лингвисты-прагматики, напротив, склонны изучать речевую

реальность, "речевую демагогию", по выражению русского

лингвиста Т. М. Николаевой.

Ясно, что говорить можно и нужно по-разному в зависимости

от конкретной или наоборот ситуации. Профессор со студентом

разговаривают не так, как профессор с профессором и студент со

студентом, при этом профессор со студентом общаются по-разному

на лекции, на экзаменах, на общем банкете и в частной беседе

дома у профессора.

Когда человек защищает диссертацию, он должен обязательно

благодарить всех выступающих, даже если его подвергают

шквальной критике. Он должен обращаться к председателю совета:

"Глубокоуважаемый господин председатель" - только так. Но

представьте себе, что в магазине, когда подошла ваша очередь,

вы говорите: "Глубокоуважаемый господин продавец, дайте мне,

пожалуйста, полкило трески!". Ю. М. Лотман когда-то написал,

что голый человек в бане не то же самое, что голый человек в

общественном собрании. Статуя Аполлона Бельведерского - эталон

мужской красоты, но попробуйте надеть на нее галстук, и она

поразит вас своим неприличием.

П. активно использует ситуацию многоязычия. Замечательный

пример (которым мы и закончим наш очерк о П.) приводит Дж. Р.

Серл, один из основателей теории речевых актов. Допустим,

говорит он, вы - американский офицер и во время войны попадаете

в плен к итальянцам, союзникам немцев. Вы хотите их убедить,

что вы немецкий офицер. Но вы из всего школьного запаса знаний

немецкого языка знаете только одну фразу. Но при этом вы

предполагаете, что итальянцы тоже не знают немецкого языка и

одни лишь звуки немецкой речи могут их убедить, что перед ними

союзник. Тогда вы произносите строку из стихотворения Гете

"Kennst du das Land, wo die zitronen blihen?"Знаешь ли ты край,

где растут лимонные деревья?"), при этом вы своей интонацией

делаете вид, что произносите фразу, "Я немецкий офицер".

 

Лит.:

 

Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М., 1974.

Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические

проблемы лингвистики, философии, искусства. - М., 1985.

Бахтин М. М. Речевые жанры // Бахтин М. М. Вопросы

литературы и эстетики. - М., 1976.

Грайс П. Постулаты речевого общения // Новое в зарубежной

лингвистике. Лингвистическая прагматика.- Вып. 16.- М., 1985.

Малкольм Н. Мур и Витгенштейн о значении выражения "Я

знаю..." // Философия. Логика. Язык / Под ред. В. В.

Петрова.- М., 1987.

Лотман Ю. М. Аналиэ поэтического текста: Структура стиха.

- Л., 1972.

Руднев В. Прагматика художественного высказывания //

Родник. - 1988, No 11 - 12.

 

ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ

 

 

- методологический принцип, сформулированный Нильсом Бором

применительно к квантовой физике, согласно которому, для того

чтобы наиболее адекватно описать физический объект, относящийся

к микромиру, его нужно описывать во взаимоисключающих,

дополнительных системах описания, например одновременно и как

волну, и как частицу (ср. многозначные логики).

Вот как интерпретирует культурологическую значимость П. д.

для ХХ в. русский лингвист и семиотик В. В. Налимов:

"Классическая логика оказывается недостаточной для

описания внешнего мира. Пытаясь осмыслить это философски, Бор

сформулировал свой знаменитый принцип дополнительности

(здесь и далее в цитатах курсив и разрядка авторские - В.Р ),

согласно которому для воспроизведения в знаковой системе

целостного явления необходимы взаимоисключающие,

дополнительные классы понятий.

Это требование эквивалентно расширению логической

структуры языка физики. Бор использует, казалось бы, очень

простое средство: признается допустимым взаимоисключающее

употребление двух языков, каждый из которых базируется на

обычной логике. Они описывают исключающие друг друга физические

явления, например непрерывность и атомизм световых явлений.

[...] Бор сам хорошо понимал методологическое значение

сформулированного им принципа: "...целостность живых организмов

и характеристика людей, обладающих сознанием, а также

человеческих культур представляют черты целостности,

отображение которых требует типично дополнительного способа

описания". [...] Принцип дополнительности - это, собственно,

признание того, что четко построенные логические системы

действуют как метафоры: они задают модели, которые ведут себя и

как внешний мир, и не так. Одной логической конструкции

оказывается недостаточно для описания всей сложности микромира.

Требование нарушить общепринятую логику при описании картины

мира (см. - В. Р.) со всей очевидностью впервые появилось в

квантовой механике - и в этом ее особое философское значение".

Позднее Ю. М. Лотман применил расширенное понимание П. д.

к описанию семиотики культуры. Вот что он пишет:

"...механизм культуры может быть описан в следующем виде:

недостаточность информации, находящейся в распоряжении мыслящей

индивидуальности, делает необходимым для нее обращение к другой

такой же единице. Если бы мы могли представить себе существо,

действующее в условии п о л н о й информации, то естественно

было бы предположить, что оно не нуждается в себе подобном для

принятия решений. Нормальной для человека ситуацией является

деятельность в условиях недостаточной информации. Сколь ни

распространяли бы мы круг наших сведений, потребность в

информации будет развиваться, обгоняя темп нашего научного

прогресса. Следовательно, по мере роста знания незнание будет

не уменьшаться, а возрастать, а деятельность, делаясь более

эффективной, - не облегчаться, а затрудняться. В этих условиях

недостаток информации компенсируется ее стереоскопичностью -

возможностью получить совершенно иную проекцию той же

реальности - (см. - В.Р.) перевод ее на совершенно

другой язык. Польза партнера по коммуникации заключается в том,

что он д р у г о й.

П. д. обусловлен и чисто физиологически -


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты