Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ




Основные понятия: экономические взгляды в период древневосточных цивилизаций и в античный период; экономическая мысль в средние века – схоластика; меркантилизм, политика протекционизма; физиократы, принцип laissez faire; английская классическая школа, политика free trade; марксизм; маржинализм, австрийская школа предельной полезности, американская школа предельной производительности, кембриджская школа – рыночное равновесие; кейнсианская теория регулируемого капитализма; либерализм; монетаризм; неоклассический синтез; институционализм.

 

Экономическую науку можно сравнить с могучим деревом, крупные ветви и обширную крону которого образовывали и продолжают формировать многочисленные экономические течения и школы. Они изучали различные экономические проблемы, разрабатывали оригинальные теории, нередко по одним и тем же вопросам имели противоположные взгляды. Однако накопленные в течение столетий и критически осмысленные научные знания всегда служили и служат фундаментом развития экономической науки, выражая такое ее свойство, как научная преемственность. Отметим основные научные направления, внесшие весомый вклад в общеэкономическую теорию.

Каждый, кто тем или иным образом занимается экономической проблематикой, сталкивается с понятием “богатства”. И это не удивительно. Дело в том, что основная масса людей во все времена стремилось к определенному для данного общества уровню материального благополучия, который ассоциируется в лексике с термином “богатство”. Теоретические построения чаще всего фиксируют наиболее широко представленное в данную историческую эпоху смысловое наполнение термина “богатство” и стараются определить оптимальные условия для его увеличения, то есть количественного роста.

Первые попытки толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества и условий создания богатства содержатся в дошедших до нашего времени письменных источниках древневосточных цивилизаций (таких как древнеегипетские папирусы к.III т.л. до н.э., законы царя Хаммурапи 1792-1750гг. до н.э. в Вавилонии, древнеиндийский источник Артхашастра IY-IIIвв. до н.э., учение Конфуция 552-479 гг. до н.э. в Китае). В центре экономических взглядов древневосточных авторов оказались вопросы создания государственного богатства и проблемы организации и управления государственным (царско-храмовым) хозяйством. Выразители экономической мысли – философы и правителистремились идеализировать и рассматривали как «естественный порядок» социальное неравенство, неприкосновенность частной собственности, деспотическую форму власти и высокую степень государственного контроля над обществом и экономикой. Именно такая система могла обеспечить, по их мнению, стабильность и порядок в обществе, и увеличение богатства государства и благосостояния всех подданных.

Становление экономики как науки относится к периоду существования государств античного мира Древней Греции и Рима. Мыслители Древней Греции Ксенофонт (430-355 гг. до н.э), Платон (428-348 гг. до н.э), Аристотель (384-322 гг. до н.э) первыми пытались теоретически объяснить такие экономические процессы и явления, как товарно-денежные отношения, обмен, деньги. Древнеримские авторы III-I вв. до н.э. обращали внимание главным образом на практические и правовые проблемы экономики. В трудах Катона (234-149 гг. до н.э.), Варрона (116-27 гг. до н.э.), Колумеллы (I вв. до н.э) рассматривались проблемы организации и управления рабовладельческой виллой. Проблемы частной собственности анализировались римскими юристами. Римское право как свод законов об имущественных отношениях стало основой последующего развития права частной собственности. На его основе был разработан «Кодекс Наполеона», ставший основой современной юридической науки в европейских странах. И хотя в античный период экономические знания были частью философских, правовых систем античных философов, их экономические воззрения стали той основой, на которой в дальнейшем развивалась экономическая наука в рамках европейской цивилизации.

Впервые в научном обороте термин экономика появился благодаря сочинению Ксенофонта «Ойкономикос», что буквально означает наука о домашнем, (то есть индивидуальном, семейном) хозяйстве (греч.: «ойкос» - дом, «номос» - закон). Затем этот термин – экономика («экономия») применяется Аристотелем, который понимал под ним некий образ универсальных правил ведения хозяйства, следование которым может привести к приумножению богатства.

Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: “экономию”- хозяйство ради самообеспечения и “хрематистику” - хозяйство с целью обогащения. Он считал справедливой “экономию”, основанную на натуральном хозяйстве, где применялся труд рабов. По Аристотелю «экономия» (экономика) – это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством потребительных стоимостей для удовлетворения необходимых потребностей. Аристотель критически относился к хрематистике (по-гречески хремата - деньги), полагая, что искусство делать деньги, функционирование торгового и ростовщического капитала имеет источником богатства сферу обращения, поэтому хрематистика противоестественна. Соответственно этим видам деятельности, Аристотель установил два вида богатства – как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие, ремесло, а также мелкую торговлю и называл его естественным, поскольку оно направлено на удовлетворение необходимых потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называет противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику, то есть деятельность, направленную на денежное обогащение. Деньги в хрематистике служат средством увеличения богатства, то есть «употребляются не для того, для чего они были изобретены».

Аристотель связывал происхождение денег с развитием обмена и фактически положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения. Признавал он за деньгами и функцию средства накопления, но считал ее противоестественной. Являясь сторонником натурального хозяйства, Аристотель в то же время, будучи объективным ученым, исследовал товарный обмен. Он впервые ставит вопрос, который будет всегда волновать экономическую науку: чем определяется соотношение обмена товаров. Что скрыто за данной ценовой пропорцией? По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство без соизмеримости. В обмене уравниваются разные виды деятельности, а участвующие в нем потребительные стоимости обладают чем-то общим. Впервые Аристотель ставит проблему стоимости (ценности), исследование которой станет исходным пунктом для дальнейшего экономического анализа и через много веков после Аристотеля.

В период средних веков V – XV вв. европейская экономическая мысль развивались в составе теологии – экономические вопросы излагались в религиозных работах и трактовались с точки зрения христианской этики. Духовный авторитет церкви был настолько велик, что она обладала практически полной монополией на знания. Церковь вела борьбу с инакомыслием, но церковь смогла сохранить и произведения античных авторов, в более поздних списках, тщательно выполненными монахами. Духовные лица были основателями и преподавателями старейших европейских школ и университетов. В рамках монашеского ордена человек любого сословия мог получить доступ к знаниям и продвинуться в зависимости от личных способностей, то есть сословное деление феодального общества было вполне преодолимо именно в рамках церкви. Наука в эпоху средневековья развивалась в форме схоластики или канонизма, (эти термины означают, что научная деятельность была направлена на поиск подтверждений религиозных истин, и ее выводы должны были соответствовать религиозным постулатам). Во всех текстах средневековых авторов доминирует нормативный метод исследования. Он проявляется в том, что преобладают оценочные суждения с позиций христианской морали. Рассуждения авторов носили в основном априорный, умозрительный характер, важнейшим элементом доказательства являлись ссылки на религиозные тексты.

Ученые – канонисты, или схоласты, согласно христианской этике рассуждали о честности, нравственности получения прибыли, процента, то есть исследовали экономическую действительность с помощью нормативного метода, предписывая, какой ей следует быть. В период раннего средневековья, с V по XI вв. канонисты, в частности, основатель ранней школы канонистов, епископ Августин (353-430), выступали за строгое подчинение божественным заповедям, соблюдение христианской морали, сильным был идеал нищеты, обладание богатством осуждалось, проповедовалась необходимость постоянного труда, физического и духовного. Центральной экономической идеей ранних канонистов было учение о «справедливой цене», под которой они имели в виду цену, равную затратам, и учили, что «несоблюдение пропорционального равенства приведет к распаду общества». Присвоение торговой прибыли и ссудного процента канонисты рассматривали как нарушение обмена «по справедливой цене» и требовали запрещения крупной торговли и ростовщичества. Деньги изобретены людьми и должны лишь обслуживать меновые операции, а накопление их осуждалось.

В период позднего средневековья становится широко известным произведение итальянского богослова Фомы Аквинского (Аквината) (1225-1277) «Сумма теологии». Он считает, что невозможно устроить общественную жизнь по божественным законам в силу несовершенства самой природы человека. Более того, такие попытки приведут к рождению новых пороков и бед. Поэтому общество должно строиться как в соответствии с божественными законами («естественное право», вытекающее из природы вещей), так и в соответствии с законами, устанавливаемыми на основе договоренности людей между собой («условное право»). В отношении этих законов действует строгое требование выполнять их и тем самым действовать по справедливости. Понятие справедливости – справедливая цена, справедливое вознаграждение, справедливое распределение и т.д. – являются центральными для средневековых экономических воззрений. Воззрения Ф. Аквинского опираются на те же принципы религиозно - этического свойства, что и ранних канонистов, и в то же время его взгляды отражают реалии своего времени, представляют сравнительно новые объяснения социально-экономических проблем в условиях быстрого развития городской экономики и товарно-денежных отношений. В отличие от ранних канонистов Ф.Аквинский не характеризует рост ремесленного производства, торговой и ростовщической деятельности как исключительно греховные явления и не требует их запрещения. Интерес представляют его взгляды на богатство, частную собственность, социальное неравенство, определение справедливой цены, оценка торговли и ссудного процента.

Богатство, по мнению Ф.Аквинского, не является грехом само по себе. Оно есть власть, которая дается человеку, обладающему богатством. А всякая власть должна вызывать уважение. Если с помощью богатства совершаются благие дела, то оно заслуживает одобрения. Если же с его помощью творится несправедливость, то такое использование богатства достойно осуждения. Человек, обладающий богатством, наделен более высокой степенью ответственности за свои поступки, потому что последствия этих поступков более значительны для окружающих, чем поступки бедняков. Осуждения заслуживает стремление к богатству. Поскольку богатство не является целью само по себе, а лишь средством для обустройства мира, то превращение его в цель выступает нарушением естественной природы вещей, а, следовательно, несправедливостью.

Частная собственность. С точки зрения Ф.Аквинского, человек имеет право на владение вещами, в которые вложены усилия, старания, творчество мастера. Это право творца на свое творение. Человек имеет право также передавать и получать вещи по наследству, потому что всякий трудится не только ради себя, но ради семьи и своих потомков. Необходимость частной собственности Ф. Аквинский объясняет также и греховностью человеческой природы. Он пишет, что человек лучше заботится о том, что принадлежит только ему. Помимо этого разделение собственности между людьми позволяет разделить и общественные функции, то есть обеспечить специализацию деятельности, что более эффективно. Установление жестких правил частной собственности также рождает мир и прекращает споры по поводу владения той или вещью.

Социальное неравенство. Фома Аквинский выделяет два вида справедливости. Первый вид – справедливость при обмене. Она основана на равенстве обмениваемых товаров, отсюда вытекает понятие «справедливой цены» и «справедливого возмещения», о чем будет сказано ниже. Второй вид – справедливость при распределении. Этот вид используется при определении справедливой доли каждого в общем продукте. Распределительное право основано не на арифметическом равенстве, а на пропорциональном равенстве, означающем, что доли при распределении должны соответствовать положению человека в обществе и значимости выполняемых им функций. Поскольку общество является иерархичным, то и заслуги каждого человека различны. Следовательно, различными должны быть и уровни доходов людей.

Справедливая цена. Согласно рассуждениям Фомы Аквинского, «справедливая цена» гарантирует каждому участнику обмена приличное его сословию возмещение ущерба, то есть справедливыми могут считаться разные цены на один и тот же товар для разных сословий. «Справедливая цена» является результатом субъективных оценок двух обменивающихся сторон. В первую очередь, это субъективная оценка продавцом той меры ущерба, которую он понесет, продав данный товар. Этот ущерб в целом соотносится с издержками на приобретение или производство данного товара. Не менее важной является и субъективная оценка покупателем ценности данного товара, то есть меры своей потребности в нем. Продавец должен также учитывать качество товара, устанавливая на него цену. В основном «справедливую цену» Ф.Аквинский рассматривает как среднюю цену, установившуюся на рынке на данный товар при средних условиях.

Фома Аквинский большое внимание уделяет случаям нарушения правил справедливого обмена. Продавцы не должны допускать сознательное искажение качества товара. Продавцы обязаны снизить цену, если товар обладает скрытыми, но известными ему дефектами. При этом они не обязаны афишировать дефекты перед покупателем. покупатели сами должны догадаться о них, узнав о более низкой цене. Продавец не имеет права завышать цену в случае чрезвычайной нужды покупателя в данном товаре. В то же время покупатель сам может предложить более высокую цену, которая рассматривается как благодарность за оказанную услугу в чрезвычайной ситуации. Кроме того, если продавец по каким-то субъективным причинам оценивает имеющийся у него товар выше, чем его средняя цена на рынке, то он имеет справедливое право устанавливать более высокую цену на товар.

Оценка торговли и ссудного процента. Фома Аквинский не осуждает торговлю, считая, что купец выполняет важную функцию, доставляя товары, где в них больше всего нуждаются. За это он имеет право получать прибыль. Но в то же время торговец должен соблюдать два правила. Во-первых, он должен соотносить цену с затратами на приобретение и качеством. Во-вторых, он не должен гнаться за прибылью ради самой прибыли. Как и большинство средневековых авторов, Фома Аквинский осуждал взимание процента за пользование деньгами. Процент представляет собой дополнительную плату. Но продажа денег и продажа права пользования ими – это одно и то же. Таким образом, ростовщик несправедливо продает одну и ту же вещь дважды.

Эпоха Возрождения (XV - XVI вв.) дала новые подходы к представлению о богатстве и источниках их происхождения. В этот период происходят важнейшие изменения в духовной, экономической и политической жизни европейских стран; создаются предпосылки перехода от феодального к капиталистическому обществу. В светской жизни наблюдается возобновление интереса к ценностям античности и, прежде всего, интереса к человеку, признание его значимости и активной роли в преобразовании окружающего мира. Изменилось отношение общества к богатству. В духовной сфере происходит Реформация, когда наряду с католицизмом получает распространение новое направление христианства – протестантизм, с его новой трудовой этикой. Теоретики Реформации (Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин) противопоставляли капиталистическое предпринимательство, основанное на действии законов рынка методам феодального обогащения. Ж.Кальвин идет дальше, развивая учение о божественном предопределении. Если человек правильно понял свое назначение, деятельности будет сопутствовать успех, который находит свое выражение в росте денежного богатства; основой успеха является добросовестный труд на выбранном направлении. Таким образом, протестантизм дает обоснование постоянного и честного труда как основы буржуазного предпринимательства, целью которого является приумножение богатства.

С социально-экономической точки зрения период XV – XVII вв. характеризуется как период первоначального накопления капитала. Этот термин позже в научный оборот ввел А.Смит и понимал под ним создание предпосылок капиталистического способа производства. В первую очередь речь идет о формировании рынка труда и капитала. Натуральное феодальное хозяйство уходит в прошлое, преобладающей становится денежная рента, крестьянские хозяйства все более работают на рынок. Растут города, развивается товарное мануфактурное производство. В Англии создается рынок труда за счет огораживания и вытеснения крестьянства из аграрной сферы. Важнейшим фактором экономических изменений стали великие географические открытия. Освоение новых территорий привело к бурному развитию торговли, возросли торговые обороты и торговые прибыли. Именно сфера обращения в этот период стала преимущественной сферой деятельности капитала, и торговля стала главным источником увеличения богатства частных лиц и государства. Наиболее богатыми и процветающими в XVI - XVII вв. стали те европейские страны, которые вели активную колониальную политику и внешнюю торговлю: Португалия, Испания, затем Франция, Голландия, Англия. Меняется политическое устройство европейских стран - возникают централизованные государства с абсолютной монархией, и государство начинает играть активную роль в экономике, выступая сначала на стороне торгового, а затем и промышленного капитала.

Таким образом, активная деятельность людей, стремление к прибыли и богатству, бурный рост торгового капитала, выполнение экономических функций правительством становятся характерными чертами данной эпохи - перехода от феодальной к капиталистической экономике.

Теоретической концепцией этого времени стал меркантилизм (от итальянского слова «mercante» - торговец, купец) - первое самостоятельное направление экономической науки. Его основными представителями были: в Италии Г. Скаруфи (1519-1584), А. Сера (его книга вышла в 1613г.), в Англии У. Стаффорд (1554-1612), Томас Мэн (1571-1641), во Франции А. Монкретьен (1575-1621), Ж.Б. Кольбер (1619-1683).

К ведущим принципам меркантилизма традиционно относятся следующие положения:

- экономической формой общественного богатства являются деньги – золото, серебро, сокровища любого вида;

- основной источник богатства – внешняя торговля, способствующая притоку в страну золота и серебра;

- меркантилисты признают за государством право вмешиваться в экономическую жизнь, обосновывают необходимость регулирования внешней торговли и политики государственного протекционизма в сфере производства;

- экономическая политика меркантилизма включала поощрение экспорта, введение протекционистских тарифов на импортные промышленные товары;

- развитие внутреннего промышленного производства осуществляется за счет импорта дешевого сырья.

В целом для меркантилистов характерен макроэкономический подход к анализу экономических явлений. Именно ими было введено понятие «национальное богатство». Это понятие означает, что акцент делается на всеобщем благе (отождествляемым с богатством государственной казны), а не на благе индивида. Индивидуализация понятия «богатство» произойдет позже, в период возникновения классической экономической теории. Можно выделить два этапа в развитии меркантилизма. Первый этап – ранний меркантилизм или монетарная система в качестве экономической политики и теория активного денежного баланса в качестве экономической теории, получившие распространение в XV – первой половине XVI вв. Второй этап – поздний меркантилизм или мануфактурная система в качестве экономической политики и теория активного торгового баланса в качестве экономической теории, распространившиеся в конце XVI – XVII вв.

На раннем этапе характерно было любыми способами удержать деньги в стране. Применялись административные меры, например, такие, как требование от иностранных купцов на вырученные за свои товары деньги покупать национальные товары. Поддерживалась политика неэквивалентного обмена, суть которой в том, чтобы ввозить товары как можно дешевле (речь идет, прежде всего, о колониальных товарах), а продавать дороже. В связи с этим государства активно участвовали в захвате колоний, поощряли создание внешнеторговых компаний и торговых факторий за границей.

Теоретическая основа позднего меркантилизма - доктрина активного торгового баланса, как обязательного элемента национального благосостояния. На этом этапе рассматривается эквивалентный обмен, но прирост денежного богатства происходит благодаря превышению стоимости вывоза товаров над стоимостью ввоза. Эту разницу стремились обеспечить двумя способами: во-первых, за счет вывоза не сырья, а готовых изделий из страны; во-вторых, за счет посреднической торговли, в связи с чем, разрешалось вывозить деньги за границу, при условии, что торговый баланс остается положительным. Государством поощрялся вывоз товаров, а иностранные товары облагались пошлинами, что характерно для политики протекционизма. Особое значение приобретает промышленный протекционизм. Государство поддерживает мануфактурное производство, прежде всего развитие экспортных отраслей, предоставляет льготы, субсидии, организует казенные мануфактуры. Меркантилисты впервые определили управленческие функции государства, которое обязано было с помощью протекционистских мер повышать конкурентоспособность своей страны во внешней торговле.

Меркантилистская политика проводилась во всех европейских странах. Однако в зависимости от исторической обстановки формы ее осуществления были различны. Для Англии в большей степени был характерен торговый протекционизм в виде установления торговых льгот и торговых пошлин и барьеров. Представитель раннего меркантилизма в Англии У. Стаффорд (1554-1612) считал, что необходимо покровительствовать отечественной внешней торговле, ввозящей деньги из-за границы. Вывозить нужно не сырье, а продукты его переработки. Государство должно регулировать торговлю не запретительными методами, а экономическими – пошлинами, налогами, льготами и премиями. Поздний меркантилизм представлен работой Томаса Мэна (1571-1641) «Богатство Англии во внешней торговле» (1625). Т. Мэн считал, что богатство выражено в денежной форме, но выступал за свободный вывоз денег, без чего невозможно нормальное развитие внешней торговли. Призывал к выборочной политике протекционизма, считал, что не должно быть пошлин на ввозимое сырье. Т. Мэн рекомендовал не запретительное, а преимущественно поощрительное вмешательство государства в экономическую жизнь. Предлагал развивать судоходство и транзитную торговлю колониальными товарами. Государство должно содействовать заключению торговых договоров, организовывать колониальные экспедиции. Следует отметить, что такая политика в XVII в. способствовала созданию условий для быстрого развития капитализма в Англии и превращению ее в первую промышленную державу мира.

Во Франции более характерным был промышленный протекционизм. Государство создавало казенные мануфактуры, оказывало финансовую поддержку мануфактурному производству, освобождало от налогов. Наиболее последовательно проводил политику протекционизма Жан Батист Кольбер (1619-1683), министр финансов при Людовике XIV. Он лично курировал создание королевских мануфактур, производящих на экспорт предметы роскоши. Поддерживал проведение колониальной политики, организовывал внешнеторговые компании. Условием развития промышленности и торговли Кольбер считал низкие цены на хлеб и увеличение налогов на крестьян. Это вело к упадку сельского хозяйства – основной отрасли экономики.

Известным представителем меркантилизма во Франции являлся Антуан де Монкретьен (1575-1621). Его книга «Трактат по политической экономии» (1615), посвященная королю Людовику XIII, дала имя экономической науке, которое широко использовалось в XVIII - XIX вв. Термин «политическая экономия» означает – наука о законах развития государственного хозяйства. Как считают современные французские исследователи, этот термин был применен Монкретьеном в целях активного противодействия распространению идеи о том, что политика и экономика - это две отдельные, самостоятельные сферы: сфера государства, с одной стороны, и сфера промышленников и торговцев, с другой. Монкретьен рассматривал вмешательство государства в экономику в качестве важного фактора развития хозяйства страны, предлагал создавать мануфактуры, контролировать качество продукции, «урегулировать всю мелкую торговлю в королевстве». Практически речь шла об установлении жесткого правительственного контроля над рынком. Интересно, что новый термин «политическая экономия» вошел в употребление, прежде всего в странах с абсолютистской формой правления.

Меркантилисты внесли значительный вклад в развитие теории денег. В отличие от средневековых авторов – сторонников номиналистической теории денег, большинство меркантилистов придерживалось металлической теории денег, согласно которой сущность денег объясняется их естественными свойствами, и выступают за использование полноценных денег в обращении. В этот период актуальной была проблема «порчи монеты», то есть сознательной чеканки монеты с более низким весовым содержанием драгоценных металлов с целью увеличить количество денежного богатства. Меркантилисты утверждают, что порча монеты лишь ухудшит положение в стране, так как, во-первых, полноценные будут покидать сферу обращения, превращаясь в сокровище; во-вторых, полноценные монеты будут уходить из страны в результате внешнеторговой деятельности. Внимание меркантилистов сосредоточилось, прежде всего, на двух функциях денег – как сокровища и мировых денег. Именно в этих функциях деньги выступают как всеобщее воплощение богатства. Они отмечали также важную особенность денежного обращения, состоящую в том, что деньги постоянно уходят из сферы обращения; что существует стремление удержать их от обращения, сохранить как сокровище. Наряду с металлической теорий в период становления капиталистической экономики получает развитие и номиналистическая теория. Ее представителями являлись английские философы и экономисты Дж. Локк (1632-1704), Н. Барбон (1640-1690), Дж. Беркли (1684-1753), Давид Юм (1711-1776). Согласно этой теории деньги представляют собой простую счетную единицу, являющуюся лишь знаком для счета. Этот условный знак, по их мнению, не имеет своей внутренней стоимости. Поэтому золото и серебро не следует рассматривать в качестве всеобщего эквивалента.

В эпоху меркантилизма появляются первые примеры количественной теории денег. В работе французского автора Жана Бодена (1568) и итальянца Бернардо Даванцати (1588) впервые формулируется идея о том, что важную роль в определении уровня цен играет соотношение количества имеющейся монеты и объемов товарооборота. В частности, в качестве причин инфляции они выдвигают либо увеличение первого, либо уменьшение второго. Эти идеи получили в дальнейшем развитие в работах представителя позднего меркантилизма в Англии Т. Мэна.

В России в XVII в. политика меркантилизма активно проводилась в период деятельности Петра I (1694-1725). Характерно было поддержка мануфактурного производства, протекционистская торговая политика. Соответственно государство устанавливало многочисленные прямые и косвенные налоги для финансирования протекционистской промышленной политики.

По мере становления капиталистической системы свободного предпринимательства в XVIII - XIX вв. становилось все более очевидным то обстоятельство, что рекомендации меркантилизма являются неэффективными для нового этапа экономического развития. Государственное вмешательство в экономическую деятельность не является необходимым условием приумножения общественного богатства. Возникает новое направление экономической науки - классическая политэкономия, которая выступает с критикой меркантилизма по всем основным утверждениям. Ее исторически первым этапом стала школа физиократов, возникшая во Франции в XVIII.

Физиократизм (переводится, как власть природы) идеологически обеспечивал требование невмешательства правительства в хозяйственную жизнь общества, так как богатство - это производимая на данной территории продукция. А производство той или иной продукции в государстве объясняется наличием данных от Бога природных, прежде всего сельскохозяйственных ресурсов. Интересно, что физиократизм был по большей части французским явлением. Ярким представителем этого направления был врач при дворе французского короля Людовика XV Франсуа Кенэ, впервые в науке создавший схему воспроизводства, идеи которой блестяще использованы в межотраслевом балансе нашего современника Василия Леонтьева. Меркантилизм идеологически обосновывал экономику открытую, торговую, при активной роли государства. Физиократизм же обосновывал экономику самодостаточную, прежде всего, аграрную, характерную для Франции.

Вершиной классической политэкономии стала английская классическая школа второй половины XVIII века. Ее виднейшими представителями являлись А.Смит, Д. Рикардо, У.Петти, Д.С. Милля и другие. Принято считать, что именно А. Смит был основателем экономической теории как самостоятельной науки, прежде всего, благодаря своему главному труду “Исследование о природе и причинах богатства народов “ 1776 г. В отличие от меркантилистов и физиократов он считал, что богатство нации создается в процессе производства и не только в сельском хозяйстве. Главная идея книги Смита состоит в том, что люди, преследуя собственные интересы, и собственную выгоду, на основе разделения труда и специализации создают, ведомые “невидимой рукой” рыночных законов, блага и выгоды для общества в целом. Отстаивая экономическую свободу, классическая теория выступала за ограничение вмешательства государства в экономику. Так, например, А. Смит считал, что лучшее, что может сделать государство для своего народа, это не вести войн на своей территории, устанавливать низкие налоги и быть терпимым к управлению, все остальные проблемы решит сам рынок.

В дальнейшем развитие экономической теории шло сложными и различными путями. В середине 19–го века сформировалась марксистская школа. В основе учения Маркса лежит трудовая теория стоимости, согласно которой единственным источником формирования стоимости товаров является труд рабочих. Прибыль капиталистов представляет собой прибавочную стоимость, которая должна принадлежать тем, кто ее создает - рабочим. По сути своей марксизм был идеологией революционного пролетариата, он обосновал неизбежность краха капитализма и построение социалистического общества. Научное наследие Маркса остается предметом острых споров и дискуссий: одни опровергают Маркса, другие отстаивают справедливость, а порой и незыблемость его положений и выводов. Бесспорно одно: в истории экономической мысли Маркс занимает значительное место.

В немарксистской экономической теории в конце XIX-начале XX веков и позднее складывается ряд научных экономических школ, некоторые из них получили развитие и главное - признание в настоящее время. Отметим наиболее существенные. Австрийская школа известна, прежде всего, теорий предельной полезности благ, согласно которой ценность товаров определяется степенью их важности и насыщенностью ими рынка. К представителям этой школы следует отнести К. Менгера, Э. Бэм-Баверка, В. Визера. Среди английских экономистов необходимо выделить кембриджскую школу, основатель которой А. Маршалл сделал попытку объединить теории издержек производства и предельной полезности. Он обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложения, теорию равновесной цены. Представитель американской школы Дж. Кларк сформировал закон убывающей предельной производительности факторов производства, согласно которому с последовательным увеличением фактора его производительность уменьшается. Согласно теории Кларка, количество занятых определяется предельной производительностью дополнительных единиц переменного ресурса, заработная плата работников в точности соответствует производительности последнего нанятого работника, таким образом опровергается утверждение теории Маркса о присвоении неоплаченного труда наемных работников.

Одна из наиболее известных и признанных школ связана с Дж. М. Кейнсом (30 годы XX в). Он полагал, что при отсутствии свободной конкуренции, когда цены перестают быть идеальным механизмом спроса и предложения, для формирования эффективного спроса, достижения равновесия при неполном использовании ресурсов необходимо активное вмешательство государства в экономику.

Со второй половины 70-х годов шел поиск новых подходов к регулированию экономики. Если при разработке теории Кейнса центральным вопросом была безработица, то в дальнейшем главной стала проблема инфляции с одновременным снижением производства, получившая название стагфляции.

Наибольшее влияние в процессе разработки новой концепции и пересмотра экономической политики получили рекомендации монетаристов. Монетаристы во главе с их лидером М. Фридменом выступали против активного государственного вмешательства в экономику и выделяли в качестве важнейшего направления государственного регулирования - кредитно-денежную политику. Как и монетаристы, сторонники теории экономики предложения (Р.Льюкес, Н.Уоллес и другие) выступают за либеральные способы управления экономикой. Они критикуют методы прямого непосредственного регулирования со сторон государства. И если все же приходится прибегать к регулированию, то это рассматривается как неизбежное зло, снижающее эффективность и связывающее инициативу и энергию производителей. Рекомендации представителей этой школы по стимулированию инвестиций за счет снижения налогов используются в экономических программах США и других западных держав.

Институционализм как научное направление также внес значительный вклад в развитие экономической теории. Его представители (Т. Веблен, У. Митчелл, Д. Гелбрейт и др.) считают, что экономическая наука не должна заниматься чисто экономическими отношениями. Они связывают развитие экономики с изменением правовых, социальных, технических, этических институтов общества: государства, профсоюзов, частной собственности, конкуренции, технического прогресса, семьи, обычаев, психологии и др.

Многие современные экономические теории имеют прикладную направленность. Не случайно, ряд крупных экономистов выступали и выступают в качестве ведущих политических деятелей, оказывающих существенное воздействие на разработку экономической политики правительства многих стран. В числе нобелевских лауреатов 29 экономистов, среди которых и наш соотечественник - Леонид Канторович, получивший премию за разработку теории оптимального распределения ресурсов. Учебный курс “Основы экономической теории” или “Экономикс”, как принято его называть на Западе, является синтезом неоклассических и неокейнсианских теорий, объединенных общим представлением о предмете теоретической экономики, общими методологическими принципами.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты