Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Предмета и метода социологии




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ДЮРКГЕИМ ВЕБЕР  
  1. Исходный пункт Социальные факты, как и Поведение человека, в от-  
    природные, обладают тем личие от природных объек-  
    свойством, что они прину- тов, обладает осмысленно-  
    дительны для индивида стью 4.  
  2. Соотношение мето- Социальные факты следует Поскольку поведение людей  
  дов естественнонауч- изучать как вещи, пользуясь осмысленно, социология не  
  ного и социального методами объективного может игнорировать этот  
  исследования естественнонаучного иссле- основополагающий факт и  
    дования; между естествен- потому должна быть пони-  
    ными науками и социологи- мающей социологией, в  
    ей нет методологической отличие от естественных  
    пропасти * наук  
3. Соотношение по- Социальные факты невоз- Причинно-следственный  
  нимания и объяснения можно адекватно понять, анализ должен быть пред-  
    пока они не будут объясне- варен пониманием; понима-  
    ны: ние = исходный пункт ис-  
    объяснение -»(понимание) следования (здесь строятся гипотезы): понимание -> объяснение  
4. Центральная кате- СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ  
  гория социологии (коллективное представле­ние)    
5. Носитель социаль- Группы, коллективы, инсти- Индивиды  
  ности туты, общество  
    (макрообразования)  
6. Предмет исследо- Институты, их генезис и Индивид и его действие  
  вания функционирование (социальное поведение)  
7. Взаимоотношение Макрообщности существуют Макрообщности (институты,  
  индивида и макро- сами по себе (реально, объ- установления) существуют  
  общности ективно), оказывая на инди- лишь в той мере, в какой  
    вида принудительное воз- индивиды придают им зна-  
    действие и формируя его по чение, т. е. принимают их в  
    своему образцу расчет в своем поведении  
    Общество = особая реаль­ность Общество = эпифеномен  
= методологический = методологический  
      "реализм" "номинализм"  
8. Задача   Определить причинно- Понять социальные дейст-  
  социологии   следственные связи соци­альных явлений (социальные законы) вия и дать их причинно-следственное объяснение (вероятностные закономер­ности)  
Социальные факты взаимо- В ходе исследования воз-  
      обусловлены, т. е. причиной можно каузальное сведение  
        социального факта может быть только социальный факт изучаемого социального феномена к психологиче­ским причинам  
= методологический "коллективизм" = методологический "индивидуализм"  
         
НАТУРАЛИЗМ АНТИ-НАТУРАЛИЗМ  
         

9. Отношение к психологии

10. Условия общезна­чимости социологиче­ского знания


АНТИПСИХОЛОГИЗМ, раз­граничение предметов со-циологии и психологии:

= у психических и социаль­ных фактов разные носите­ли (носитель социальных фактов — социальные общ­ности);

социум = особая реаль­ность, не сводимая к другим

Подход к изучаемым соци­альным фактам "извне", как к внешним для человека явлениям, объективность;

• свобода от оценок;

• свобода от "предпонятий";

• строгость методов ис­следования


РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕД­МЕТОВ СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ:

= для социологии психиче­
ские факты интересны лишь
как данности (как явления
чуждой природы); социоло­
гию от психологии отграни­
чивает метод (построение
идеального типа -> сравне­
ние)______________________

"Свобода от ценностей" (процедура "отнесения к ценности");

• проверка фактами гипо­тез понимания;

• строгое соблюдение ме­тодологических правил исследования


У обоих: исследование всегда начинается "субъективно", т. е. у науки и обыденного сознания общий "отправной пункт"


Предварительное опреде­
ление понятия(объекта
исследования)___________


Субъективно-ценностная постановка вопроса; гипоте­зы на основе понимания


2. Правила социологического метода. Методологический "социологизм". Требование "рассматривать социальные факты как вещи"

Методологический "социологизм" Дюркгейма(см. Гофман [1, с.545-547]):

(1) Поскольку общество = часть природы, то отсюда следует методологиче­ская общность естественных наук и социологии, цель исследований — установление устойчивых причинно-следственных связей и закономер­ностей при помощи объективных методов, аналогичных методам естест­венных наук. (Рассматривать социальные факты как вещи.)

(2) Поскольку общество = особая, автономная реальность, то отсюда следует, что социология самостоятельная наука, не сводимая к другим (принцип объяснения социальных фактов другими социальными фактами).

(3) Социологический "экспансионизм" (вытекающий из понимания общест­ва как "высшей", доминирующей реальности в плане детерминации челове­ческого поведения): социологический способ объяснения провозглашается единственно верным для изучения социальных явлений, исключающим дру­гие способы объяснения. (Методологический принцип "рассматривать соци­альные факты как вещи" конституирует единственно возможный подлинно объективный и научный подход к изучению общества во всех его проявле­ниях. Другие альтернативы научного подхода к социальным феноменам ис­ключены. Согласно этому же принципу, в поле зрения социологии, т. е. в ее предмет, попадают все без исключения социальные феномены, иначе го-


воря, этим принципом задается предельно широкое определение предмета социологии; социология становится универсальной наукой об обществе, все остальные дисциплины социального знания — ее подразделами, приложе­ниями, конкретизациями в отношении той или иной специальной области изучения.) Тенденция к социологизации других областей социального знания.

ПРАВИЛА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА

(работа Дюркгейма "Метод социологии", 1895 г.)

1. Правила, относящиеся к наблюдению социальных фактов (гл.II).

2. Правила, относящиеся к различению нормального и патологического (гл.Ш).

3. Правила, относящиеся к построению социальных типов (гл.IV).

4. Правила, относящиеся к объяснению социальных фактов (m.V).

5. Правила, касающиеся доказательств.

2а. Правила наблюдения социальных фактов (Дюркгейм. Метод социологии, гл.II, с.421-446)

Центральное правило социологического метода, ис- Позитивистская линия ходный пункт научного подхода к изучению социаль- в социологии: ных феноменов, по Дюркгейму:

"Первое и основное правило состоит в том, что соци- натурализм альные факты нужно рассматривать как вещи"

[1.С.421].________________________________________

Данное правило Дюркгейм сопровождает тремя уточнениями:

(1) "...нужно систематически устранять все предприятия". [1, с.435]:

(наука должна быть очищена от категорий обыденного сознания; у науки должен быть свой особый язык — язык строгих научных определений; неясно определенные и расплывчатые "предпонятия" обыденного языка подрывают строгость научных определений, суждений и выводов, неспособны обеспе­чить их однозначное и адекватное понимание);

(подлинно научное определение понятия должно соответствовать реальному объекту, т.е. социальному факту, рассматриваемому как вещь, = окончатель­ное определение объекта совпадает с самим объектом: такое определение может быть получено лишь как результат исследования и до исследования не может быть составлено);

идеал = конгруэнтность понятия социальному факту;

(наука должна заниматься изучением фактов, а не понятий об этих фактах, чтобы быть объективной) = (социальный факт никогда не может быть дан индивиду, в частности исследователю, в чистом виде — он всегда отличает­ся от своих индивидуальных проявлений);

(2) "Объектом исследования следует выбирать лишь группу явлений, опреде­
ленных предварительно некоторыми общими для них внешними признаками,


и включить в это же исследование все явления, отвечающие данному опре­делению" [1, с.438]:

= "предпонятие" (обыденный термин) может служить лишь ориентиром для начала исследования, приблизительным указанием на исследуемую область, т. е. может выполнять служебные функции = первым шагом в научном ис­следовании должно быть устранение предпонятия:

[1] (Прежде чем приступить к исследованию, социолог должен дать тем объ­ектам, которые он делает объектом изучения, предварительное опреде­ление: оно не может быть полным; напротив, оно должно быть непол­ным, опираться пусть на очень немногие, но зато внешне очевидно про­явленные признаки);

[2] (В исследуемую группу должны быть включены все без исключения объ­екты, подпадающие под предварительное определение, невзирая на ценностные установки исследователя).

(3) "Когда социолог предпринимает исследование какого-нибудь класса соци­альных фактов, он должен стараться рассматривать их с той стороны, с ко­торой они представляются изолированными от своих индивидуальных про-явлений" [1, с.446].

26. Правила объяснения социальных фактов. Разграничение каузального и функционального анализа. Требование объясне­ния социальных фактов другими социальными фактами (Дюркгейм. Метод социологии, m.V, с.482-510)

Социальные факты не могут быть объяснены потребностями (целями, стрем­лениями) людей, т. е. своей полезностью. Потребности (цели) людей могут реализоваться лишь при условии, что для достижения желаемого результата (нового социального факта) есть объективные причины. -> Необходимо отде­лить причины от функций.


(1)


"Следовательно, в процессе объяснения социального явления нужно отдельно исследовать порождающую его реальную причину и вы­полняемую им функцию. Мы предпочитаем пользоваться словом «функция», а не «цель» или «намерение» именно потому, что социаль­ные явления обычно не существуют для достижения полезных резуль­татов, к которым они приводят. Нужно определить, имеется ли соот­ветствие между рассматриваемым фактом и общими потребностями социального организма, в чем состоит это соответствие, не заботясь о том, чтобы узнать, преднамеренно оно возникло или нет. Все вопро­сы, связанные с намерениями, слишком субъективны, чтобы можно было рассматривать их научно.

Эти два разряда проблем не только следует развести, но в целом
первый надлежит рассматривать до второго. Такой порядок соответ-
ствует действительному порядку фактов".
[1, с.487].______________ _^



Тесная связь причинного и функциональ­ного анализа // тесная связь причины и функции (следствия):

"Естественно искать причину явления до
того, как пытаться определить его след­
ствия. Этот метод тем более логичен, что
решение первого вопроса часто может по­
мочь в решении второго. Действительно,
тесная связь, соединяющая причину и след­
ствие, носит взаимный характер, который
недостаточно осознан. Разумеется, след­
ствие не может существовать без своей
причины, но последняя, в свою очередь, нуж-
дается в своем следствии".
[1, с.487].________


Дюркгейм остается в рамках телеологического анализа, хотя и пытается его избе­жать с помощью указанного разграничения причины и функции:

склонность к объяснению социальных феноменов по­требностями "социального порядка".


Объяснение явления может быть полным только в том случае, когда опреде­лены и его причина, и его функция:

"...чтобы дать о ней [социальной жизни] удовлетворительное представление, необходимо показать, как отражаемые в нем явления сотрудничают между собой, обеспечивая гармонию общества с самим собой и с внешним миром" [1,с.448].

(2) ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО ОБЪЯСНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТА:

[1, с.499]: "определяющую причину данного социального факта сле­
дует искать среди предшествующих социальных фактов,
_________ а не в состояниях индивидуального сознания".

Это правило вытекает из понимания Дюркгеймом природы социальной реаль­ности (определения социального факта):

(1) Если объяснять социальные факты целями (потребностями) людей, то социальные явления будут сведены к индивидуальной психологии (выводиться из особенностей человеческой природы) = социология в та­ком случае потеряла бы предмет исследования и стала бы частью психо­логии (для Дюркгейма такой подход неприемлем);

(2) Принудительность социальных фактов: "Если бы социальная жизнь была лишь продолжением индивидуального бытия, то она не так возвра­щалась бы к своему источнику и не завладевала бы им столь бурно. Если власть, перед которой склоняется индивид, когда он действует, чувствует или мыслит социально, так господствует над ним, то это значит, что она — продукт сил, которые превосходят его и которые он не может объяснить. Это внешнее давление, испытываемое им, исходит не от него; следова­тельно, его невозможно объяснить тем, что происходит в нем...

...Если же оставить в стороне индивида, останется лишь общество; стало быть, объяснения социальной жизни нужно искать в природе самого об­щества" [1, с.492].


"...общество не простая сумма индивидов, но система, образо­ванная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами. Конечно, коллек­тивная жизнь предполагает существование индивидуальных созна­ний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом. Именно из этой комбина­ции проистекает социальная жизнь, а потому эта комбинация и объясняет ее. Сплачиваясь друг с другом, взаимно дополняя и про­никая друг в друга, индивидуальные души дают начало новому суще­ству, если угодно психическому, но представляющему психическую индивидуальность иного рода"[1, с.493-494].

■«"Коллективное сознание">

Наличие тесной связи между причиной и функцией требует дополнить дан­ное правило объяснения:

"... функцию социального факта следует всегда искать в его отношении к какой-нибудь социальной цели".

"Функция социального факта может быть только социальной, т.е. она заключается в создании социально полезных результатов" [1, с.499].

(3) Из того, что факт ассоциации является "определяющим условием социаль­ных явлений" и социальные явления "должны изменяться вместе с формами этой ассоциации, т.е. согласно способам группировки составных частей об­щества", — следует третье правило объяснения социальных фактов:


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты