Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Строительство государства




Þ 1497 г. Судебник Ивана III – первый свод законов единой Руси

 
 


Þ Кормления– система, при которой волость (город) должны содержать наместника

Þ Местничестводолжность при дворе (место в Думе) зависело от знатности рода

Þ 1497 г. введен Юрьев день (26 ноября) – начало закрепощения крестьян крестьяне могли уйти от хозяина земли только в течение 2-х недель в году: до и после Юрьева дня, уплатив «пожилое»

Почему закон, разрешающий уходить от хозяина, считается началом закрепощения крестьян?

Þ Новое войско – дворянское поместное ополчение: по зову князя, дворяне должны были явиться «конно, людно и оружно». Формируется новый вид землевладения – поместное – земля даётся за службу.

Виды землевладения
МОНАСТЫРСКОЕ ВОТЧИННОЕ ПОМЕСТНОЕ
Земли церкви Земли бояр, передаются по наследству Земли дворян-помещиков, даются за военную службу

Русская культура второй половины XIII-XV вв. . §18

Москва - центр культуры складывающейся великорусской народности.

Культура:

- это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей

- это всё, что создано умом, талантом, руками народа, всё, что выражает его духовную сущность.

Особенности развития культуры Руси в данный период:

1. Губительное влияние монголо-татарского нашествия. Уничтожение городов, разрушение памятников культуры, утрата традиций.

2. Духовное единение народа в борьбе против общего врага становится фактором национального возрождения.

3. Появляются новые центры летописания, новая тема – патриотизм, призыв к борьбе, становится главной в литературе данного периода.

4. Формирование русского, украинского и белорусского народов.

Древнерусская литература

- «Слово о погибели земли Русской», «Слово о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском» - идеи самопожертвования, память о процветании Руси до Батыева нашествия.

- Вторая половина XIV в. «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» - оптимизм, идея необходимости единения для победы над общим врагом.

- «Хождение за три моря» составлено купцом Афанасием Никитиным. Тема любви к отчизне и уважения к другим народам, стремление их понять.

- Житийная литература повествует о жизни Сергия Радонежского (основателя Троице-Сергиевой лавры), Стефане Пермском и др. деятелях церкви.

Живопись – «золотой век»

- Феофан Грек – иконописец. Приехал на Русь из Византии в 70-е гг. XIV в., будучи зрелым мастером, работал сначала в Новгороде, затем в Москве. Сохранилась фреска (рисунок на сырой штукатурке) из новгородской церкви Спаса-на-Ильине.

- Андрей Рублёв – монах, иконописец. Самая известная работа икона «Троица».

- Дионисий – расписывал успенский Собор московского Кремля.

Архитектура

- Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря ориентирован на домонгольскую культуру.

- Построенный при Иване Калите дубовый Кремль, при Дмитрии Донском сменился белокаменным.

- Аристотель Фиорованти – архитектор из Италии, создаёт Успенский собор московского Кремля.

- Благовещенский собор Кремля построен псковскими мастерами (к. XV в.)

- Грановитая палата построена также в к. XV века. Созданная итальянскими мастерами, она стала тронным залом, где проходили важнейшие церемонии и пышные приёмы иностранных послов.

Теория «Москва – третий Рим» Автор игумен Псковского монастыря Филофей

Рим – это древний город, столица Италии, когда-то был столицей Римской империи.

«1 Рим» – г. Рим, столица империи, где появилось христианство, в 330 г., при императоре Константине христианство стало государственной религией. Но, из-за «отступления от веры» в 476 г. Рим пал под ударами варваров.

«2 Рим» - Константинополь, столица Византии, центр православия. В 1439 г. патриарх заключил Флорентийскую унию /союз/ с папой римским, признав верховенство католической церкви. За отступление от православия город был наказан: в 1453 г. Константинополь захватили турки.

«3 Рим» – Москва, столица православной Руси, не идёт на соглашение с католиками

«А четвёртому Риму не бывать!»

Значение теории «Москва-третий Рим»

1.Возвеличивает Москву и её правителей – борцов за правильную веру

2.Подчёркивает роль церкви в государстве

3.Приводит к самоизоляции Руси от стран католической Европы.

Спор иосифлян и нестяжателей (стр. 156-157)

вопросы иосифляне нестяжатели
лидеры Иосиф Волоцкий Нил Сорский
отношение к монастырской собственности «ЗА», т.к. собственность церкви – священна, она поддерживает её величие «ПРОТИВ» - т.к. богатство – причина стяжательства (жажды наживы), оно пагубно, ведёт к кровопролитию.
пути спасения Устроенная церковь и православный государь Нравственное внутреннее перерождение человека
отношение князя к ним В конце концов, поддержал, т.к. это учение поддерживало власть князя Сначала поддержал, чтобы получить земли, но позже отказался…
Вывод: Русь была православным гос-м, в котором тесно переплетались интересы церкви и власти

 


Русская культура второй половины XIII-XV вв. . §18

Москва - центр культуры складывающейся великорусской народности.

 

Культура:

- это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей

- это всё, что создано умом, талантом, руками народа

Особенности развития культуры Руси в данный период:

1.Губительное влияние монголо-татарского нашествия. Уничтожение городов, разрушение памятников культуры, утрата традиций.

2.Духовное единение народа в борьбе против общего врага становится фактором национального возрождения.

3.Появляются новые центры летописания, новая тема – патриотизм, призыв к борьбе, становится главной в литературе данного периода.

4.Формирование русского, украинского и белорусского народов.

Древнерусская литература

Произведения, жанры О чём написано
. - . - . - . -  

Живопись – «золотой век»

Художники Чем прославились
. - . - . -  

Архитектура

Памятники Кто построил
. - . - . - . - -  

 

…………………………………………….

 

Русская культура второй половины XIII-XV вв. . §18

Москва - центр культуры складывающейся великорусской народности.

 

Культура:

- это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей

- это всё, что создано умом, талантом, руками народа

Особенности развития культуры Руси в данный период:

1.Губительное влияние монголо-татарского нашествия. Уничтожение городов, разрушение памятников культуры, утрата традиций.

2.Духовное единение народа в борьбе против общего врага становится фактором национального возрождения.

3.Появляются новые центры летописания, новая тема – патриотизм, призыв к борьбе, становится главной в литературе данного периода.

4.Формирование русского, украинского и белорусского народов.

Древнерусская литература

Произведения, жанры О чём написано
. - . - . - . -  

Живопись – «золотой век»

Художники Чем прославились
. - . - . -  

Архитектура

Памятники Кто построил
. - . - . - . - -  

 


Теория «Москва – третий Рим» Автор игумен Псковского монастыря Филофей

«1 Рим» – г. Рим, столица _______, где появилось ______________, в 330 г., при императоре Константине ___________ стало государственной религией. Но, из-за «отступления от веры» в 476 г. Рим пал под ударами ___________.

«2 Рим» - Константинополь, столица __________, центр православия. В 1439 г. патриарх заключил Флорентийскую унию /союз/ с папой римским, признав верховенство католической церкви. За отступление от православия город был наказан: в 1453 г. Константинополь захватили _________ .

«3 Рим» – Москва, столица православной Руси, не идёт на соглашение с католиками

«А четвёртому Риму не бывать!»

Значение теории «Москва-третий Рим»

1.Возвеличивает Москву и её правителей – борцов за правильную веру

2.Подчёркивает роль церкви в государстве

3.Приводит к самоизоляции Руси от стран католической Европы.

Спор иосифлян и нестяжателей (стр. 156-157)

вопросы иосифляне нестяжатели
лидеры Иосиф Волоцкий Нил Сорский
отношение к монастырской собственности «ЗА», т.к. собственность церкви – священна, она поддерживает её величие «ПРОТИВ» - т.к. богатство – причина стяжательства (жажды наживы), оно пагубно, ведёт к кровопролитию.
пути спасения Устроенная церковь и православный государь Нравственное внутреннее перерождение человека
отношение князя к ним В конце концов, поддержал, т.к. … Сначала поддержал, чтобы ______________, но позже отказался…
Вывод:

 

Теория «Москва – третий Рим» Автор игумен Псковского монастыря Филофей

«1 Рим» – г. Рим, столица _______, где появилось ______________, в 330 г., при императоре Константине ___________ стало государственной религией. Но, из-за «отступления от веры» в 476 г. Рим пал под ударами ___________.

«2 Рим» - Константинополь, столица __________, центр православия. В 1439 г. патриарх заключил Флорентийскую унию /союз/ с папой римским, признав верховенство католической церкви. За отступление от православия город был наказан: в 1453 г. Константинополь захватили _________ .

«3 Рим» – Москва, столица православной Руси, не идёт на соглашение с католиками

«А четвёртому Риму не бывать!»

Значение теории «Москва-третий Рим»

1.Возвеличивает Москву и её правителей – борцов за правильную веру

2.Подчёркивает роль церкви в государстве

3.Приводит к самоизоляции Руси от стран католической Европы.

Спор иосифлян и нестяжателей (стр. 156-157)

вопросы Иосифляне нестяжатели
лидеры Иосиф Волоцкий Нил Сорский
отношение к монастырской собственности «ЗА», т.к. собственность церкви – священна, она поддерживает её величие «ПРОТИВ» - т.к. богатство – причина стяжательства (жажды наживы), оно пагубно, ведёт к кровопролитию.
пути спасения Устроенная церковь и православный государь Нравственное внутреннее перерождение человека
отношение князя к ним В конце концов, поддержал, т.к. … Сначала поддержал, чтобы ______________, но позже отказался…
Вывод:

Начало правления Ивана IV Грозного /1533-1584гг./ §.19-20

1505-1533 гг. правит Василий III. Его первый брак, с Соломонией Сабуровой оказался бездетным. В 1327 г. государь женился на 19 летней московской красавице Елене Глинской, которая в 1530 родила наследника – Ивана IV, но уже через три года Василий III умирает.

Иван IV родился в 1530 г. сын Василия III и Елены Глинской.

1533 – 1538 гг. после смерти Василия III время регентстваЕлены Глинской:

ü Расправилась с соперниками

ü Провела денежную реформу, ввела единую систему мер длины и веса.

1538-1547 гг. боярское правление– бояре Бельские и Шуйские против Глинских:

ü Расхищение казны, разбой, продажа должностей.

ü Не почитание юного царя. В 13 лет Иван IV казнил своего брата Андрей Шуйского.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты