Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Установка на интуитивно творческое восприятие окружающей действительности.




Художники-символисты отрицали реализм и считали, что живопись должна воссоздавать мысли и состояния души, а не просто фиксировать предметы видимого мира. Различные в стилистическом отношении - от ювелирной тщательности отделки одних полотен до бледной безмятежности других, все произведения символистов передают ощущение сверхъестественного и потустороннего.

Символисты развивают идею мистики, ухода от реальности. Мир – это миф. Мир есть символ. Ни один предмет не отражает реальной сути. Искусство. Полностью лишенное реалистичности, материального начала. Символизм – это протест против грюндерства, набирающей обороты индустриализации.

"Музыки, музыки прежде всего; поэтому предпочитай неровный стих (с нечетным числом слогов), менее определенный и более растворимый в воздухе, чуждый тяжести и грубости. Выбирай слова без особенной определенности: нет ничего милее смутной песни, где неясное сливается с ясным... Ибо мы ищем одних оттенков: не красок, не цветов — одних оттенков! О, лишь оттенок сливает воедино мечту с мечтой и рожок со свирелью. Беги убийственного остроумия, страшного умничанья, нечистого смеха... Сверни шею риторике..." Поль Верлен.

Любимые сюжеты: библейские, пророчества, грех и искушение, загадки, рок.

 

Цвет. «Мы хотим не цвета. А только оттенка» Верлен.

«Уста твои подобны алой ленте на башне из слоновой кости. Раскаленные раскаты труб, возвещающие прибытие царей и наводящие ужас на врагов, не так красны как твои уста Ионакан.». Оливково-зеленые цвета превращаются в красные, розово-красные или золотистые, пламенно алые и оранжевые. Фиолетовые, отливающие то рубином, то сапфиром. Радужные переливы молочных оттенков. Дымчатые аметистовые прозрачные и совсем темные табачные, мутно-бирюзовые.

Всем, кто желает понять творчество символистов необходимо ознакомиться с искусством Уальда, Клоделя, Золя.

 

 

Образ женщины. Женщина в искусстве модерна – врата в мир скрытых чувств и желаний, она ангел и демон, сияние и тьма. Женщина – стихия. Женщина – рок. Популярный образ Саломеи – в ее танце обольщение и гибель. Красота и смерть сплетаются воедино. Одним из самых популярных женских образов этого периода является образ Соломеи, который символизирует греховную любовь, ведущую к духовной гибели. Этот мотив можно встретить в творчестве ряда художников – неоромантика Гюстава Моро, мастеров модерна Обри Бердслея и Густава Климта. Образ женщины используется художниками рубежа веков для выражения таких понятий, как «любовь» и «смерть», «страдание» и «ожидание».

«Все, что отдаляло человека, а особенно женщину, от естественности — казалось ему счастливой находкой... Склонность к преувеличенному, причудливому, противоестественному, почти всегда противоположному строгой красоте классицизма была для него символом человеческой воли, исправляющей на свой лад формы и краски даваемый природой.... Извращение, т. е. уклонение от нормального типа, немыслимо для животного, неизменно руководимого непреложным инстинктом" Шарль Бодлер.

 

«Дымное исчадье полнолунья,

Белый мрамор в сумраке аллей,

Роковая девочка, плясунья,

Лучшая из всех камей.

От таких и погибали люди,

За такой Чингиз послал посла,

И такая на кровавом блюде

Голову Крестителя несла.:

А.Ахматова.

 

Мужской образ, прежде всего денди. Жизнь как искусство – это догма денди. Денди не отрицает буржуазные прелести общества, так как считает их благами, необходимыми для существования. Но в то же время заботы денди лишены практического смысла, аристократичны и рафинированы. Парадокс состоит в том, что для денди красота – некая субстанция, образ мышления, форма и норма поведения. Законы морали при этом теряют свою силу. Красотой денди считает все то, что соответствует его эстетическим вкусам и отвечает моральным аспектам. Дендизм направлен против существующих порядков и нравов, он антисоциален. Родиной этого явления стала Англия, затем общественные изменения и новые интересы упразднили культ красоты ради красоты. Дендизм возвращается на волне романтических и антисоциальных настроений сначала во Францию, а затем в Англию. Иконы стиля: О.Уальд, О.Бердсли, Габриеле Д’Аннунцио.

 

 

Из мистического, символичного начала искусства второй половины 19 века складывается новое мощное направление, которое назовут декадансом. Декаданс – новая эстетическая религия. Искусство утверждает мысль о том, что красота – это самодостаточная ценность, явление уникальное. Достичь красоты необходимо любой ценой. Красота воспринимается как смысл жизни. Красота объявлена истиной. Реалии жизни, ее тревожные и сумрачные стороны оправдываются с точки зрения красоты. Болезненная, напряженная и гротескная красота заката великих цивилизаций служит для многих художников прототипом, эстетическим эталоном их реальной жизни. Патетическая красота эллинизма, роскошь упадка – распада Римской империи, страшный трагизм величественной византийской культуры, пропавшей в огне крестовых походов, пир во время чумы Бургундских мод – все это привлекает сознание романтиков. Это ностальгия по эпохам упадка, отождествление современности с великим прошлым. Трагедия снова кажется прекрасной и достойной восхищения. Декаданс – закат эпохи – одно из основных определений духовной составляющей стиля модерн.

Поль Верлен

Томление, 1883

Я – римский мир периода упадка.

Когда, встречая варваров рои,

Акростихи слагают в забытьи,

Уже, как вечер, сдавшего порядка.

О, не хотеть уйти, о, не уметь уйти!

 

В 1890-е годы философия символизма становится составляющей стиля модерн – неоромантического стиля сфокусированного на иррациональном, существующем за гранью зримого мира. Модерн называют женственным стилем, и это не случайно. В искусстве «ар нуво» образ женщины несет сложную смысловую нагрузку.

 

Арт Нуво.

Искусство прекрасного.

 

К концу 19 века общество успело насладиться плодами технического прогресса. Расстояния, прежде казавшиеся огромными, теряли свою силу перед скоростным движением поездов, быстротой звука и света. Телеграф, телефон, синематограф и фотографическая печать – плоды новой цивилизации. Новая эпоха просвещения шагнула за пределы старого мира, будто очнувшись ото сна, открыла для себя иные цивилизации и культуры. Европа в который раз обратила внимание на мистический и закрытый мир востока. Между двумя мирами начался взаимообмен информацией. Материально-чувственная культура запада соединилась с духовно-творческой азиатской. Искусство модерна – лаковая японская шкатулка, полная секретов, ускользающий дым восточного фимиама, хитросплетения кованных парижских решеток и полный недомолвок колорит поздних прерафаэлитов. Искусство модерна – утонченное и дробное, словно механическая стрекоза, радует глаз изяществом линии и восхищает ум новаторством технической мысли. В поэзии модерна много символики, подтекста. Литература периода модерн увлекает читателя в тайный мир его собственных фантазий и грез. Внимая эзотерикам, общество надевает маску всеобщей мистификации. Религия второй половины 19 века, это религия платонической чувственной красоты. Религия красоты модерна отрицает природность, как основу прекрасного. Модерн искажает, изменяет природу под свои собственные законы красоты. Главный мотив модерна – мотив цветка. Цветы – это единственный объект природы, который художники «пощадили» в творчестве. Цветок торжествует и рождает особый, цветочный стиль.

Глубокий символизм пронизывает все аспекты жизни. Шарль Бодлер предвидит развитие в неоплатоническом восприятии окружающего мира. Природа для него – «чаша символов». Цвета, вещи и звуки обнаруживают взаимосвязь и чудесным образом переходят из одного состояния в другое.

Природа – некий храм, где от живых колонн обрывки фраз исходят временами,

Как в чаще символов, мы бродим в этом храме,

Когда их стройный хор един как тень и свет,

Перекликаются звук, запах, форма. Цвет.

Так мускус и бензой, так нард и фимиам

Восторг ума и чувств дают изведать нам.

Но представить конец 19 века, как мир полный грез и неоплатонических исканий идеального, значит не сказать о второй составляющей. Духовный кризис сопровождался невероятным материально-техническим подъемом. Эта двойственность восприятия жизни – один из наиболее интересных аспектов эпохи. Рассмотрим теперь материальную сторону модерна. Здесь присутствует четкое разделение на внутреннее( дом, семья) и внешнее(бизнес, колонии, город). Но примитивно-буржуазная роскошь викторианской эпохи противоречит эстетике и художественным вкусам прерафаэлитов и декадентов. Противоположность пуританскому искусству – арт-нуво. Направление в искусстве, родившееся в Красном доме Уильяма Мориса. Высшим отражением этого направления становится Центральная школа искусств и ремесел. Цель объектов искусства и архитектуры состоит в создании природной красоты, гармоничного сосуществования с окружающим миром. Стиль арт-нуво впервые появляется на гравюрах и книжных офортах. Стилизованные виноградные листья и сплетения ивовых прутьев, огромные дугообразные колокольчики и россыпь подснежников переплетаются с текстом, псевдоготическим шрифтом. Натуральные материалы и ручная работа стали знаковым для арт-нуво в начале развития этого стиля. В дальнейшем идея абсолютной красоты переходит на промышленные объекты. Художники восстают против бездушных функциональных машин. Каждая деталь конструкции отныне становится предметом искусства и в тоже время сохраняет свою функцию и сущность. В отличие от декадентов, художники арт-нуво не отрицали функционального качества предмета. Основная характеристика арт-нуво: красота линии, криволинейная пластика формы. Любой предмет, выхваченный воображением мастера, стилизуется, превращается в хитросплетение линий, отражает внутренний чувственный мир художника. Внимание к мелочам, деталям. Изображения реалистичны, но стилизованы.

Эстетический идеал эпохи. Сложно описать правдиво и точно в общих чертах эстетический эталон конца 19 века. Подобно большому историческому стилю он так же противоречив и многообразен. Чувственная и в то же время практичная культура рождает образ близкий к пониманию публикой, буржуазно оформленный в роскошь, чуть наивный, как дань традиции и свободный от пуританских догм одновременно. В этом образе присутствует и томление прерафаэлитов, и практичность гибсоновских героев, и природная эстетика модернистов. Женщина модерна – женщина чувственная, пленяющая коварным сочетанием нежной наивности и обольстительности, ангельского и дьявольского начал. Это женщина прерафаэлитов, обладающая отныне земной оболочкой. Образ условный, абстрактный, при всей его реалистичной материальности. Анатоль Франс писал: «берегитесь, вы уже утратили какую-то частицу вашей загадочности и прелести. Правда еще не все потеряно, из-за вас еще дерутся, разоряются, кончают самоубийством, но в трамвае молодые люди уже не уступают вам места. Культ ваш угасает, вслед за другими старинными культами.»

Мужчина – денди и мужчина светский лев, предприниматель, путешественник, автомобилист. Прогресс открыл для мужчины новые горизонты, возможности для самореализации. Красота спортивного тела постепенно входит в моду. Красота декадентской юности соседствует с новым пониманием красоты мужчины. Адонис и Меркурий соседствуют в светских салонах.

 

О костюме.

В Париже моду диктовали модные салоны сыновей Ворта Жана Филлипа и Гастона Люсьена. А так же Жака Дусе и Жанны Поклен, сестер Калло, английского портного Редфрена. «Если Ворт и Редфрен захотят, французские женщины будут носить мундир. Феликс немножко испортит его, что бы он нравился за границей, а Пакен распространит его по всему миру» - так писал «Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки в 1901году».

Новый стиль жизни сделал основой женского гардероба костюм тальер, состоявший из жакета и юбки, незаменимый для путешествий и визитов. Термин тальер появился в середине 80-х годов. А идея принадлежала Редфрену. Костюм легко было преобразить, он взаимозаменялся деталями. Сорочку с тугим мужским воротничком можно было заменить на изящную вечернюю блузу.

Форма костюма.

В 1890-м форма напоминает веер, два треугольника вершинами друг к другу. Четкие полные графики составляющие костюма. Ранние образцы костюма больше всего отражают образ стрекозы, бабочки, хрустальной пачки балерины. Веера, созданные модельерами из юбок и лифов, веерные складки, точеная графика силуэта. Взмах гофрированного шелка крыльев лифа, осиная талия, стянутая черным бархатным остроконечным поясом, узкая клешеная юбка с треном и шлейфом. Дама, проходя из залы в залу, оставляла за собой мгновения эфемерного совершенства, будоражащие воображение общества.

Стрекозы, сверкая гранями карбункулов в солитер, эспри в высоких прическах, выступали в обществе в точеном корсете, в платье из суховатых, жестковатых и трепетных шелков. Для прогулок и визитов дамы надевали накидку сорти-де-баль. Она похожа на пелерину с высоким стоячим воротником, длиной до талии. У самого подбородка сорти-де-баль крепилась изящной пряжкой с лаковой эмалью, солитер или мягким, по-кошачьему гибким бархатным бантом. Как ностальгия по старым добрым временам, возвращаются некоторые элементы костюма. Например, рукава жиго. Летом простота и комфорт становятся определяющими в тенденции костюма. Дамы надевают простую светлую блузу с прошвами и юбку с малым шлейфом и пояс с мысом. На голове, завершая образ, взбитые надо лбом волосы, уложенные в высокий пучок. Стилизованная природность вторит настоящей.

В целом динамика линий направлена вверх, костюм замер в едином вертикальном вздохе. И форма направлена вовне, от центра, от темной камеи на фарфоровой коже.

Повседневный костюм постепенно превращается в подобие униформы, или мундира. Этому способствует новый образ жизни и активные занятия спортом. Спорт, как лечебная процедура внедряется врачами с целью привить женщинам активный образ жизни и освободить их от деформирующего фигуру корсета. Но это средство беспощадной красоты пока прочно держится в гардеробе дам. В дневных и прогулочных платьях преобладает стилизованный цветочный мотив вышивки, элементы мундирных нашивок и пуговицы в два ряда. Головные уборы дам похожи на мужские шляпы. Эмансипе и скромные барышни носят простые соломенные или касторовые шляпы с лентами под подбородком. Дамы буржуазные предпочитают произведения искусства, гербарии и цветники на голове. Основная особенность этого периода – перья. Острые, динамичные и стремительные перья куропатки, фазана или петушиные располагались вместе с осколками тафты и шанжана, кружевными вставками и бархатными лепестками бантов.

1890-1900. К началу века все острые углы костюма сглаживаются, форма как бы спадает. Появляется текучесть линии и криволинейная пластика формы. Прекрасные бабочки и стрекозы превращаются в роскошный диковинный цветок. Корсет и трен создали силуэт, напоминающий букву S, мягким каскадом объемов стекающий от шляпы к шлейфу. Одеваться для общества было принято всегда, но в начале века это правило отходит на второй план. Дамы познают вкус манеры «одеться для себя». А особенно экстравагантные дамы примерили на себя принцип жизни денди, творили из своего бытия искусство для искусства. Начало века – это настоящий бум ошеломительных нарядов. Костюм дробится, фактуры усложняются. Из жесткой структуры надломленной линии 1890-х, стремительности и взмаха, как из скорлупы, выходит легкое, в туманной дымке и шифоне созданье. Форма мягче, объем спадает и кривится. Линия дробная и трепетная, фактура сложносоставная.

В конце 19 века свою лепту в формирование европейской моды внесла Россия. Журнал «Новь» писал: «Россия вызывает подражание у парижан своими экипажами, чистокровными рысаками, русской кучерской одеждой, упряжью, дорогими мехами и всей той царственной роскошью, с которою только русские способны обставлять себя за границею. Все русское производит фурор – его находят грациозным, красивым, а главное – в высшей степени роскошным и модным». Главная тема расцвета модерна – морская и стилизованная цветочная. Линия подобна вязкому меду. Женская фигурка уподоблялась цветку, бутону лилии, лотоса. Длинный гибкий стебель увенчан прекрасным бутоном – таков образ женщины к концу века 19.

Прически стали еще более объемными и пышными. Взбитые волны и каскады укладывали на макушке с помощью шпилек и гребней. Волосы укладывали в прическу только сильно накрученными, закалывали фигурными шпильками и чудесными серебряными бабочками. Головные уборы: широкополые соломенные шляпы с легким изгибом полей и прозрачными тюлевыми лентами. Поля шляп украшаются страусовыми и петушиными перьями, цветами из ткани и шелковыми складками.

Корсет вытягивается и закрывает бедра, перегиб от груди к бедрам усиливается. Талия затягивается до невозможных размеров и врачи снова бьют тревогу, так как смертность новорожденных и анатомические аномалии приводят к осложнениям здоровья женщины. Физическая культура становится более популярной. Появляется открытый купальный костюм. Пока он мало напоминает современный. Купальник представляет комбинезон с широкими лямками, длиной до середины бедра. К плавательному костюму полагались чулки, аккуратные башмачки и шляпка. Купальный костюм – полноценный гарнитур. Одновременно дамы надевают брюки, это одежда для велосипедных прогулок.

Закат модерна. Новый век стремительно набирал обороты, а прошлое не отпускало. Это томление, ожидание грозы, неминуемой развязки присутствовали во всех областях жизни. Прекрасный бутон модерна раскрылся. Расцвел роскошным цветком. Нега сменилась истомой, тревожное меланхолией. Искусство будто лихорадило, импрессионизм сменился экспрессионизом, фовизмом и кубизмом. Эклектичный и трепетный модерн уступал конструктивистким монстрам индустрии. Синематограф прочно занял место самого популярного аттракциона. Картины первых режиссеров отражали интересы и чаяния авторов. Фантастическое «Путешествие на луну», готический и драматичный «Призрак оперы», огромное количество мистических и фантасмагорических лент. Художник в поиске смысла творчества, новых средств выразительности, сюжета и героя.

Герой нового времени не имеет определенного лица. Это личность, она жаждет откровений, она не ждет на земле ничего радостного, привлекательного. Этот персонаж утомлен окружающей действительностью, в его сознании живут картины двойной реальности( настоящего и инфернально-чувственного мира). Этот персонаж, как далекая звезда, печальный и таинственный, привлекает блеском и неземной красотой загадочности. Звезды синематографа – вот первые кумиры нового времени. Напряженный или смиренный, огненный или покорный взгляд огромных глаз, подведенных до неимоверной величины. Этот взор Кассандры в глазах, полных туманной дымки на матово-бледном худом лице. Пена прически то открывает нам лица героев, то скрывает под непокорными прядями.

Еще более повлияли на художественный образ предвоенной Европы «Русские сезоны» Дягилева. Восточные и славянские мотивы балетов «Шахеризада», «Весна священная», «Половецкие пляски» покоряют всех зрителей действа. Очарованы и ведущие кутюрье Парижа, Вены, Америки и Старой Европы. Русские сезоны – явление на закатном небосклоне культуры уходящего века. Балеты с участием Нижинского, Фокина, Карсавиной и Павловой стали откровением для искушенной публики, явив мастерство танца, гений художников постановщиков и великолепную, по-русски щедрую на эмоции музыку. Париж погрузился в восток и влюбился в художественный образ, показанный русскими творцами. Шифоновые и газовые, расшитые бисером и золотом в восточном стиле ткани, потоки стекляруса каскадом стекают с бархатных и кашемировых палантинов, головы дам украшают кокошники с подвесками и диадемы, чалмы с белоснежными эспри и страусовыми перьями. В воздухе царит аромат имбиря и мускуса, сладкий аромат восточного парфюма. Ювелирных дел мастера преподносят клиентам украшения с крупными, неограненными камнями африканского и индийского происхождения, тяжелые нитки жемчужных бус, таких, какие носили при великокняжеском дворе. Изумруды, рубины, опалы и сердолики, яшма и нефрит, сапфиры и аметисты наполняют щедрым блеском гигантский ювелирный рог изобилия.

О костюме. Существенно изменилась форма. Волна криволинейной пластики сходит и появляется узкий, вытянутый силуэт с эффектным завершением широкополой шляпой. Снова превращение. Из морской наяды, райской восточной птицы в оранжерейную розу Каира. Силуэт узкий, стройный прямоугольник или трапеция с широким верхом. Женский повседневный костюм значительно упрощается в отделке и декоративности. Упрощенность компенсируется оригинальным кроем в стиле кимоно, подрезами и рельефами. Акцент вначале располагается выше линии груди. Вечерние платья напоминают многослойные туники времен наполеоновской империи. Корсет доживает свои последние дни. Он вытягивается вдоль тела дамы, закрывая полностью бедра. Талия в костюме не акцентирована, завышена. Стоит отметить головные уборы и прически. Тюрбаны и восточные чепцы из шелка, парчи или бархата с высоким эспри или страусовым пером. Потные, мягкие или жесткие и упругие ткани выбирались для создания драпировки вокруг головного убора. Прически дам так же чуть убавились в объеме, как и шляпы. По прежнему взбитые кудри и воздушные локоны вокруг головы укладывались при помощи шпилек и гребней, создавая мягкий ореол. Оставалась популярной прическа на прямой пробор в стиле Клео де Мерод. Такую прическу дополняли лентами в греческом духе или солитерами на манер ренессанса. В моду входят ювелирные комплекты: кольцо и браслет. Популярны комплекты «наручники», в которых кольцо соединялось с браслетом цепочками и переплетениями, сковывая движения руки. Крупные броши и кулоны носили на воротничках-стойках, вечером надевали драгоценные бархотки из жемчужных нитей или атласа. Цвет в костюме: шоколадно-коичневые, вишневые, табачные и серо-лавандовые оттенки. Цвета в костюме сочетаются довольно оригинально, создавая образы вечера, ночи. Золотого вечера или свежего утра. Таинственные фантомные цвета соседствуют с черными и синими, винными и жемчужными. Коралловые и креветочно-розовые цвета сочетаются с персиковыми, светлыми оттенками теплых зеленых, насыщенными табачно-зелеными и палево-серыми. Туманные оттенки «Амалии» и «Пепел розы» перекликаются с миртовыми, васильковыми и цветами топленого молока, светло-бежевыми.

Фактуры: колкие и сухие фактуры тафты начала модерна сменяются на крепы, шифоны и мягкие шелка. Фактуры гибкие, плотные и сложные. Ткани с теснением, вышивкой и узорным ткачеством. Шифон плиссированный. С эффектом старинных греческих туник.

Первая мировая война прервала нить жизни старого века. Навсегда отделила его от 20-го столетия. История пошла по пути прогресса, оставив в воспоминаниях прекрасную эпоху, когда время не было врагом, а женщине поклонялись как божеству.

 

Люди в моде.

В Париже, Вене, Будапеште. Лондоне или Санкт-Петербурге открывались салоны мод. Следуя традиции Ворта, они работали по той же схеме обслуживания клиентов. У каждого были свои особенности и фирменные знаки. Общей чертой каждого именитого салона было высокое качество исполнения и максимальная точность в подражании законодателю мод – Парижу. Это были салоны, мастерские, где умелыми руками создавались нежнейшие и тончайшие работы. Салон Жака Дусе, Жанны Пакен, сестер Калло, Анны Гиндус, Поля Пуаре.

О некоторых стоит сказать отдельно.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты