Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Общество и его структура




Общество выступает как совокупность индивидов, взаимодействующих между собой, а потому находящихся в определенной связи и отношениях. Для всякого общества характерна упорядоченность, которая возникает вследствие того, что некоторые ценности становятся общими для тех или иных групп людей. Назовем ценности, привлекательные для многих людей, ценностями-аттракторами (от лат. attrahere — привлекать). Ценности-аттракторы — определяющие моменты упорядоченности общественного целого, его структуры. Структура общества — это его относительно устойчивые связи и отношения, обладающие определенной спецификой и, следовательно, отличающиеся друг от друга. Итак, структурированность, упорядоченность общественному целому придают ценности-аттракторы.

Корпус современных общественных наук дает представление о типах общественных связей и отношений. У всех на слуху экономические, политические, социальные, этнические, правовые, эстетические, этические, религиозные аспекты жизни общества. В зависимости от обстоятельств любой из перечисленных аспектов может играть определяющую роль.

До сих пор общественные связи и отношения рассматривались безотносительно к тем группам людей, которые их представляют, или, как часто выражаются, субстанциализируют. Если это иметь в виду, то общество выступает как неоднородное целое, состоящее из различных социальных групп (социальных) общно-


стей людей, т.е. как гражданское общество. Гражданское общество — это общество в единстве и многообразии всех его субстанциальных единиц, как отдельных людей (граждан), так и социальных групп.

Что касается социальных общностей людей, то их известно достаточно много: племена, народности, нации, народы, классы, страты (различающиеся по своим имущественным, профессиональным, образовательным или каким-либо другим признакам группы людей). Важно понимать, что природа любой социальной общности людей определяется в первую очередь ее ценностной составляющей. Проиллюстрируем правомерность сформулированного положения на примере рассмотрения нации.

Характерными признаками любой нации и ее представителей считаются общие территория, язык, экономика, психический склад характера. Исторический опыт свидетельствует о том, какой именно признак является в определенности нации решающим. Бывает так, что в силу тех или иных катаклизмов нация теряет свою территорию и, следовательно, экономическую целостность, ее представители вынуждены эмигрировать в различные страны, многие из них разучиваются говорить на родном языке. Удивительнейшим образом, несмотря на все перечисленные явления, нация продолжает существовать. Она существует до тех пор, пока достаточно большая группа людей сохраняет исторически сформировавшуюся национально-ценностную традицию, вносит в нее новации и передает ее новым поколениям. Решающим признаком любой общности людей является некоторая ценностная ориентация, которая не представляет собой нечто неизменное, а подвержена самым различным трансформациям, в мире которых очень непросто сориентироваться как отдельным личностям, так и большим группам людей.

Гражданское общество, состоящее из многих социальных групп людей, вынуждено в целях выживаемости определенным образом организовать свою жизнедеятельность. Именно в этой связи устанавливается институт государства. Государство — совокупность органов и учреждений, призванных на основании конституции и других правовых регламентации регулировать деятельность членов данного гражданского общества. Совершенно очевидно, что, наделяя государство полномочиями, следует быть весьма бдительным и осторожным. Вряд ли достойны симпатии как тоталитарное, так и анархическое государство.

Тоталитарное государство стремится регламентировать деятельность своих граждан вплоть до мелочей. Государственный


надзор за содержанием деятельности каждого отдельного человека, печатных изданий, радио- и телепередач убивает инициативу граждан, страх и боязнь перед карательными акциями властвующих органов становится общественной доминантой. К великому сожалению, не одному поколению российских граждан довелось жить при тоталитаризме. Анархическое государство стремится к своему собственному отрицанию, оно, якобы от имени ценности свободы, приветствует безвластие, произвол, вседозволенность, стихийность и неорганизованность. Анархическое государство не в состоянии выполнять возложенные на него функции управления своими гражданами.

По поводу объема функций, которыми должно быть наделено государство в каждой стране, идут большие споры. Американский философ Р.Нозик разработал концепцию минимального государства, согласно которой последнее призвано обеспечить свободы граждан независимо от того, к каким последствиям они приводят. Согласно другому американскому философу Дж.Ролзу, государство должно обеспечить соблюдение принципов справедливости: плохо, например, то государство, в котором богатые богатеют, а бедные беднеют.

Многие отечественные философы и политологи полагают, что в сложившихся условиях российское государство должно в первую очередь обеспечить безопасность своих граждан, подъем их экономического и душевного благополучия. Отнюдь не просто установить объем государственных функций и осуществлять их успешную реализацию. В этом деле нет готовых рецептов, они вырабатываются в процессе достаточно длительного исторического опыта.

Что касается отдельного гражданина, то он является элементом общества, его самой элементарной частью. Ему непросто сориентироваться в общественном целом. Вопрос в том, какие ценности и на каком этапе своего развития будут усвоены личностью, станут ее собственностью. Не всегда, но часто в развитии личности наблюдается три главных этапа: усвоение ценностной традиции — ее осознание — привнесение собственных новаций.

Каждый человек, иного не дано, первоначально усваивает некоторую ценностную традицию в рамках того сообщества граждан, к которому он принадлежит. Лишь постепенно вырабатывается критическая позиция по отношению к традиционной схеме ценностей. Если это случается, то личность стремится усовершенствовать свои, равно как и других людей, ценностные установки. На этом пути ее, надо полагать, ждут как успехи, так и неуда-


чи. Для конформистской личности характерны приспособленчество, пассивное некритическое принятие господствующих ценностей. Для конфронтационной личности, напротив, характерно про-тестное настроение, стремление поставить под сомнение кажущиеся вполне актуальными ценности. Разумеется, наряду с конформистскими и конфронтационными существуют многие другие типы личностей. Одно из решающих значений в становлении личности имеет уровень ее образованности, от которого зависит способность успешно оперировать миром ценностей.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты