Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Интенсивности




Из всех перечисленных частных функций фразеологизмов лишь первые две являются наиболее распространенными.

Номенативная. Чаще всего номенативную функцию выполняют двукомпонентные фразеологизмы, образованные по модели «прилагательное или местоимение + существительное». Поэтому фразеологизм выделяет одну из характеристик лица или предмета.

святая вода – вода, которая является освещенной и имеет определенную магическую с силу.

медовый месяц – начальная, наиболее счастливая пора супружества.

Эмоционально-экспрессивно-оценочная. Эта функция является самой частотной в произведениях художественной литературы и может использоваться для оценки какого-либо персонажа или самооценки.

шут гороховый

мастер своего дела – человек, который искусно выполняет какую-либо работу, занимается чем-то.

Для достижения эмоциональной функции писатель нередко прибегает к индивидуально авторскому варьированию.

метать бисер перед публикой

В текстах художественной литературы писатель нередко использует многозначность одного и того же фразеологизма, то есть его полифункциональность.

Кроме того может использоваться столкновение в одном контексте противоположных по значению фразеологизмов.

бог с ним / черт его побери (А.С. Пушкин)

Таким образом фразеологизмы в зависимости от художественной задачи писателя выполняют определенную функцию, которая раскрывается в контексте того или иного художественного произведения.

Изучение роли фразеологизмов в литературном произведении предполагает исследование авторских приемов употребления фразеологизмов для усиления образности и выразительности слова. Кроме того необходимо рассмотреть фразеологизм в речи персонажей, что позволит сделать выводы о роли фразеологии в индивидуальной картине мира писателя.


38. Синтаксические средства выразительности (инверсия, риторические фигуры).

Инверсия – расположение слов в предложении или в фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики. Инверсия используется для придания стихотворению большей выразительности при помощи резко меняющейся интонации.

Последнею усталостью устав,

Предсмертным умиранием охвачен,

Большие руки вяло распластав,

Лежит солдат. (Б. Слуцкий)

Риторические фигурыэто стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи: риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание.

Риторический вопрос – это вопрос, не требующий ответа, но имеющий лирико-эмоциональное значение. «Кто виноват?», «Кому на Руси жить хорошо?»

Как объяснить слепому,

Слепому, как ночь, с рождения,

Буйство весенних красок,

Радуги наваждение? (Юлия Друнина)

 

Риторическое восклицание – играет ту же роль усиления эмоционального восприятия, что и другие риторические фигуры.

Я могу тебя очень ждать,

Долго-долго и верно-верное,

И ночами могу не спать

Год, и два, и всю жизнь, наверно! (Эдуард Асадов)

 

Риторическое обращение – рассчитано на тот же эффект, что и другие риторические фигуры, то есть усиление эмоциональной окраски. При риторическом обращении поэт нередко использует как восклицательные, так и вопросительные предложения.

Спи, земляк, и пусть тебе приснится

Город наш и девушка твоя.

Может быть в землянке после боя

На колени теплые ее

Прилегло кудрявой головою

Счастье беспокойное мое. (Юлия Друнина)


39. Синтаксические средства выразительности (многосоюзие, бессоюзие, парцелляция).

 

Бессоюзие – отсутствие союзов соединения во фразах слова/предложения, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Для передачи быстрой смены картин, деталей (ночь, улица, фонарь, аптека)

Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов, обычно для связи однородных членов. Вынужденно замедляет речь, подчеркивает роль каждого слова, создавая единство перечисления. (Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. А.П.Чехов)

Парцелляция – расчленение фразы на части/отдельные слова с целью придания речи интонации, экспрессии путем отрывистого воспроизведения. (Смеркается. Пахнет леском перегретым. Рождественский)


40. Синтаксические средства выразительности (градация, анафора, эпифора).
Анафора представляет собой стилистический прием, заключающийся в повторении слов и словосочетаний в начале предложения, строки или абзаца.

Часовые любви на Смоленской стоят,

Часовые любви у Никитских не спят.

Часовые любви на Петровке идут неизменно…

Часовым полагается смена.

Эпифора – это стилистическая фигура, противопоставленная анафоре, представлена в виде одинаковых или аналогичных окончаний строф, повторения в конце стихотворных строк слова или словосочетания.

Будем горевать в стол.

Душу открывать в стол.

Будем рисовать в стол.

Даже танцевать стол. (Роберт Рождественский)

Градация – это стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи.

Я забыл, что такое любовь,

И под лунным над городом сведом

Столько выпалил клятвенных слов…

И проснусь, и уйду, и уеду… (Николай Рубцов)

Виды градации:

Климакс – стилистическая фигура, представляющая собой расположение в фразе слов и выражений в порядке их возрастающего значения.

Пришел, увидел, победил. Не жалею, не зову, не плачу.

На возрастающей градации построена сказка А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке, когда старуха каждый раз хочет большего.

Антиклимакс – это стилистическая фигура, представляющая собой расположение в речи слов или выражений в нисходящем по силе интонации и по смыслу порядке, например антиклимакс выраженный глаголами. Не сломлюсь, не дрогну, не устану…

Не волнуйся, не плачь, не труди,

Сил иссякших, и сердца не мучай.

Ты жива, ты во мне, ты в груди,

Как опора, как друг и как случай.

41. Стилистическая окраска: понятие и типы.

Стилистическая окраска – дополнительное к основному значению эмоц- оценочное, экспрессивная функция слова. Свойство ограничивать употребление единиц языка определенными стилями, жанрами.

· Функционально-стилистическая – регулярное употребление единицы языка в опред функц стиле. Эта единица получает окраску, отпечаток определенного стиля.

· Эмоционально-оценочная – осуществляется окраска самих обозначаемых объектов, выражается отношение к ним, производится их оценка. Она проявляется в любой сфере использования этой единицы.

42. Функционально-стилистическое использование лексических ресурсов языка: синонимов, антонимов, омонимов.

Одним из основных показателей богатства языка является использование синонимии.

Синонимия – это употребление в художественной речи параллельных синонимов, т.е. слов и выражений, разных по звучанию, но близких или одинаковых по значению, отличающихся между собой лишь оттенками значения.

В художественной речи основной функцией синонимов является функция замещения, что согласуется с одним из основных принципов стилистики - принципом выбора.

Русские писатели и поэты часто обращаются к синонимии как одному из способов использования богатств родного языка.

И жить торопится и чувствовать спешит.

«Я помню многое. Начало века, рождение двадцатого столетия».

 

Парные синонимы могут быть выражены словами разных частей речи, чаще всего это имена существительные, имена прилагательные , глаголы.

В художественной речи и публицистическом стиле в пределах текста слова с общей дифференциальной семой могут становиться контекстуальными синонимами.

Но в этот вечер, мирный, зимний, белый…

И женщиной растерянной, несмелой…

 

Антонимия – это сочетание словесных пар со взаимно противоположным значением.

… Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой… (А.С. Пушкин)

 

На антонимии строятся каламбуры.

В России две напасти: внизу власть тьмы, а наверху тьма власти.

 

Каламбур – стилистическая фигура, основанная на юмористическом использовании многозначных слов, омонимов и др.

Антонимия имеет различные способы выражения. Это могут быть слова одной и той же части речи. Также в антонимические отношения могут вступать противоположные значения одного и того же слова.

Языковые антонимы противопоставлены по своему значению в самой лексической системе языка вне контекста.

На антонимии построен антифразис, оксюморон, антитеза.

Полюбил богатый бедную,

Полюбил ученый глупую…


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты