Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Психология Спинозы.




Бенедикт (Барух) Спиноза

Приблизительно в 1658-1660 гг. Спиноза создал свое первое

философское произведение - «Краткий трактат о Боге, человеке и

его счастье»; в нем содержались основные положения его учения,

которые впоследствии получили развитие в главном труде Спинозы - «Этика

Он возродил в 17 в. идеал античности - мудрость в уходе от

политической активности, в уединении и занятии науками, в размышлении. При этом необходимо отметить, что если многие создатели великих этических концепций выстраивали жизнь на основании своих научных воззрений, то Спиноза, скорее, наоборот, рационально анализировал и строил свою судьбу, на основании чего и разрабатывал свои научные концепции. В событиях его жизни, тех гонениях, которым он подвергался за свои убеждения, возможно, и кроется ответ на вопрос о том, почему именно он, единственный из всех мыслителей этого времени,

отдавал приоритет не столько вопросам познания

, сколько вопросам этики.

При этом центральным моментом его этики была проблема свобо-

ды воли, свободы выбора, которая стояла и перед самим ученым и

которую он разрешил, исходя из своих принципов разумной регу-

ляции поведения.

Спиноза стремился построить объективную, достоверную науку, основу которой он видел в математике. Он избрал геометрию с ее четкой и строгой доказательностью для обоснования своих философских и психологических взглядов. Спиноза воплотил геометрический принцип в построении своего главного труда - «Этики», используя для изложения материала принятые в геометрии определения, аксиомы, теоремы и доказательства.

Спиноза утверждал существование единой, неделимой и вечной субстанции, Бога, или Природы, которая является и единственной реальностью. В учении Спинозы Бог не стоит над природой или вне ее, он растворен в ней и отождествляется с ней. Эти идеи объясняют пантеизм Спинозы. Субстанция обладает бесконечным числом атрибутов (свойств или характеристик). Человеческий ум способен познать только два - мышление и протяжение (распространенность). Таким образом, душа и

тело, мышление и протяжение рассматриваются Спинозой как два

свойства единой и неделимой субстанции.

Отсюда его вывод о единстве и целостности человека, сущностями которого являются душа и тело.

Идея единства и целостности субстанции не только важна для

понимания целостности духовно-телесной сущности человека, но

и становится основополагающей в подходе Спинозы к проблемам

познания. Поскольку субстанция одна, она остается одной и той

же, понимаем ли мы ее под атрибутом мышления или под атрибутом протяжения.

Таким образом, формулируя свою седьмую теорему «Поря-

док и связь идей те же, что порядок и связь вещей», Спиноза утвер-

ждал принципиальную познаваемость мира.

Согласно воззрениям Спинозы, «познание второго и третьего

рода необходимо истинно», только с его помощью мы можем от-

личить истинное от ложного. Это адекватное познание рассматривает вещи не в отдельности, а в их необходимой связи, открывая

законы мира, субстанции.

Как и все представители рационализма, Спиноза утверждал

приоритет именно интуитивного знания, интуиции, связывал с ней

безграничные возможности познания человеком себя и окружаю-

щего мира.

Он рассматривал ненависть, гнев, зависть и другие аффекты не

как недостатки, а как тягостные, но неотъемлемые свойства чело-

веческой природы. Под аффектами Спиноза понимал состояния

тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают

активность человека..

Он утверждал, что видов аффектов столько, сколько существует видов объектов, со стороны которых мы подвергаемся воздействию. Отсюда аффект (как и страсть), в понимании Спинозы, это пассивное, страдательное состояние, связанное с неадекватными или смутными идеями. Разницу между страстью и аффектом он видел в степени их интенсивности. Поскольку все, что способствует самосохранению, необходимо вызывает удовольствие, полезно и не может быть не нравственно, то все радостные чувства облегчают человеческое существование, в то время как огорчения и страдания затрудняют его. Отсюда Спиноза делал вывод: человек активен и естественным образом стремится к тому, что вызывает удовольствие, и отвращается от всего,

что причиняет ему страдание.

Помимо пассивных, природных страстей Спиноза выделял аффекты удовольствия и желания, связанные с активным состоянием

души, ее стремлением к познанию истинных или адекватных идей.

Поскольку ограничение способности души к мышлению или позна-

нию вызывает неудовольствие, то познание как проявление актив-

ности души связано только с аффектами удовольствия и желания.

Таким образом, результатом взаимодействия человека с объек-

тами окружающего мира становятся, с одной стороны, знание об

этих объектах, с другой - отношение к ним.

Таким образом, согласно Спинозе, нравственность есть внутренняя сущность человека, вытекающая из его познавательной, разумной деятельности. Действовать по добродетели означает для Спинозы «действовать, сохранять свое существование по руководству разума на основании стремления к собственной пользе». Основанием нравственности является стремление к самосохранению, а так как рассудок не может приписывать человеку ничего противного природе, то, согласно естественному праву, все полезное дозволено.

Поэтому Спиноза призывал воспитывать людей таким образом,

чтобы они жили в согласии с разумом. Идеалом для Спинозы был

мудрец, свободный человек, который достигает душевного удовле-

творения в бесконечном процессе познания себя, природы и вещей.

Этот путь достижения мудрости труден, считал Спиноза, поэтому

он доступен только избранным.

Таким образом, в концепции Спинозы можно выделить три ос-

новных положения - это понятие единой субстанции, свойствами

которой являются протяжение и мышление; рационалистическая

вера в силу человеческого духа, его возможность познать истину;

распространение механистических принципов на духовные явле-

ния и страсти и отрицание свободы воли. Эти положения, его тео-

рия познания и этика повлияли на взгляды других психологов,

определив многие положения современной психологии эмоций.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты