Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Апостольский Собор (15, 1-35)




Распространение Евангелия между язычниками встретило возражение и сопротивление со стороны христиан из иудеев, к-рые, почитая ветхозаветное домостроительство вечным, думали, что оно служило единственным и лучшим путем ко вступлению в царство Мессии. Встретило оно недоумением и среди апостолов и проповедников Евангелия, к-рые не решались отвергнуть Ветхий Завет и открыть свободный путь для язычников к царству благодати, признав несостоятельными для оправдания те средства, к-рые доселе считались необходимыми для вступления в Царство Божие, т.е. отвергнув необходимость обрезания и исполнения закона Моисеева. Начавшись в Антиохи, спор о необходимости обрезания и исполнения закона Моисеева и для язычников, вступающих в Церковь, перенесен на суд Церкви Иерусалимской, куда посланы были Павел и Варнава.

Собор апостолов и пресвитеров в Иерусалиме открылся в 50 году. После долгого обсуждения Петр напомнил о первом случае обращения им самим по откровению Божию язычника Корнилия; Варнава и Павел в подтверждение этого рассказали о многих чудесах и знамениях, совершенных Богом через них среди язычников. Наконец, председатель собора ап. Иаков от лица всех заключил рассуждение предположением не затруднять обращающихся к Богу язычников исполнением закона обрядового, а только требовать от них воздержания от осквернения идолами, блуда, удавленины и крови.

Это предложение, одобренное всеми присутствующими, изложенное в особом послании собора, как изволение Духа Святого и определение соборное, через нарочно избранных мужей – Иуду, Варнаву и Силу вместе с Павлом и Варнаваю сообщено Церкви Антиохийской и другим Церквам из язычников письменно, и посланными мужами подтверждено устно, и сделалось правилом Церкви на все времена.

Рассказ о соборе Апостольском решает очень много важных вопросов для жизни Церкви на все времена. Апостолы собираются для решения тех вопросов, к-рые не могли быть решены авторитетом частной церкви или отдельного пастыря; и прежде всего решают вопрос, имеющий важное значение для всей церкви на все времена, по отношению к принятию язычников в Церковь без обязательства с их стороны исполнить закон Моисеев, хотя примеры такого обращения язычников уже были в Церкви и апостолы, как видно, уже допускали в Церковь эллинов, не требуя от них обрезания, ни исполнения закона Моисеева. Апостолы решают вопросы и пишут определения изволения Духа Святого и с утверждения всей Церкви, хотя могли бы в силу данной им власти и сами решать эти вопросы.

Предлагая христианам правила поведения, апостолы стараются не связывать неудобствами бремена, а представляют полный простор самодеятельности и совершенную свободу от национальных, местных и тому подобных узаконений, к-рые могли бы иметь силу только для известного времени, места, народа.

На первом христианском (апостольском) соборе уже проявилась вся мощь и. характер христианской религии. Дух Святой, вечно живущий в Церкви Христовой, действует и управляет ею и направляет жизнь ее ко благу человечества, среди к-рого основана Церковь. Здесь уже сказалась всеобъемлющая сила любви Христовой, стремящаяся обнять все человечество и привлечь всех и все к Богу. В то время, как закон и уставы Ветхого Завета устанавливали крепкую ограду вокруг иудейства, чтобы ни общение с иноплеменниками и язычниками, ни свобода действий в недрах своей земли и народа не ввели избранный народ в опасность соблазна, не дали поводов иудеям развратиться, затеряться среди народов, смешаться с ними и потерять свою религию, национальность, Новый Завет смело снимает эти преграды, разрывает узы закона и не боится потерять чистоту своих убеждений, святость своих стремлений и удалиться от высоты своего назначения.

Если в определении Coбopa и говорится об удалении от идоложертвенного, то берется действие, свойство, предмет, а не люди, жертвующие идолам, берется в таком же смысле, как блуд, как кровь. У ап. Павла, участвовавшего в Соборе, и, без сомнения, ясно и определенно усвоившего себе смысл соборного определения и об идоложертвенных, мы находим полное и подробное раскрытие учения о воздержании от идоложертвенных. Идол ничто, а следовательно, и идоложертвенное ничто; но когда и христианин знает, что идоложертвенным соблазняется его ближний, то вовсе не должен есть мяса (1 Кор. 8 гл.). Следовательно, если христианам из язычников предлагается воздерживаться от идоложертвенного, то это означает, что им должно остерегаться того, что служит соблазну ближнего, что нарушает любовь к ближнему, к себе, ко всему, что заповедано любить. Может быть, в этом последнем смысле в определении Собора в конце прибавлено: «И не делайте другим того, чего себе не желаете».

Освобождая верующих, обратившихся из язычества к христианству, от ига Моисеева закона, Апостольский собор в тоже время требует от них воздержания от таких предметов, к-рые не считались предосудительными в язычестве, но были нетерпимы иудеями и противоречили основаниям любви к Богу и к ближнему. Эти предметы – принесение жертвы идолам, как выражение почитания их за богов, употребление крови, запрещенное еще заповедью Божиею, данное Ною, как ограничение кровожадности. Некоторые под кровью разумеют запрещение убийства, что опять соответствует заповеди, данной Ною, и очень прилично собору Апостольскому, к-рый запретил все противное любви к ближним. Вероятно, с тою же целью и в таких же видах запрещается употреблять в пищу удавленное (зверями), чтобы не делать человека сообщником зверей и таким кровожадным, как они. Запрещение блуда понятно само собой. Но этими запрещениями из язычников ставились вне всякого подозрения в сохранении нечистых языческих обычаев, и, следовательно, могли вступать в общение с природными евреями.

На Апостольском соборе, кроме Павла и Варнавы, уполномоченных от Церкви Антиохийской, были апп. Петр и Иаков, брат Господень (Гал. 1,19), епископ Иерусалимский. Именно он и председательствовал на Соборе, хотя и не был из числа 12-ти апостолов, а ап. Петр участвовал лишь в качестве члена собрания, подобный Варнаве и Павлу.

Такое положение святого Петра на первом Соборе доставляет понятное неудобство римским богословам, и они всеми силами стараются доказать, что Петр везде и во всех случаях имел преимущество перед всеми апостолами. Но вышеизложенное обстоятельство прямо противоположно их мнению о Петре. В Иерусалиме епископом был ап. Иаков, и Петр подчиняется ему и в исполнении поручений Церкви Иерусалимской, когда с Иоанном отправляется в Самарию для низведения Святого Духа на новообращенных самарян (Деян. 8, 14), просят известить Иакова, когда освобожденный из темницы ангелом хочет удалиться из Иерусалима (Деян. 7, 27) и дает отчет перед Иерусалимской Церковью, когда по особенному усмотрению Божию делается просветителем необрезанного Корнилия (9, 2 и далее).

Замечательна формула, к-рую поставляет собор Апостольский в основание и для характеристики своих определений и к-рую последующие соборы, истинные и еретические даже, принимают также как главное основание своего авторитета. Вот эта формула: «изволися Духу Святому и нам». Итак, не простое большинство голосов и вообще не человеческий голос решает и определяет дела в Церкви Христовой. Апостолы, как потом отцы Церкви, чувствуют и убеждены, что в них и через них действует и говорит тот присноживущий Дух истины, которого, обетовал Спаситель ученикам и Который сошел на них, чтобы быть с ними во век.

С др. стороны, опять не частный голос одного лица, хотя бы и вдохновляемого Духом Святым, решает все дела Церкви, как у западных христиан, а голос всех представителей Церкви, соглашающихся между собой и принимающих во внимание нужды и потребности лиц разных мест и различного происхождения.

При этом дается свобода, и собственному личному, чисто человеческому действию ума и воли. Определение составляется и высказывается по долгом рассуждении и после рассказов Петра, Павла, и Варнавы, а может быть, и других об обращении язычников ко Христу, о чудесах, совершившееся среди них. Поэтому-то и говорится не просто: «Изволися Духу Святому», а «Изволися Духу Святому и нам».

2-е путешествие ап. Павла (Деян. 15, 36 – 17, 22)

По возвращении с Апостол. собора и проповеди слова Божия в Антиохии ап. Павел предложил Варнаве посетить церкви, основанные им в ходе путешествия, предшествующего собору, но отказал ему взять с собой в качестве спутника его племянника Иоанна – Марка (Кол. 4, 10), оставившего их во время первого путешествия (13, 13).

В результате ап. Павел с Силою отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком отплыл в Кипр. В Листре ради иудеев Павел обрезал Тимофея, проходя с ним и др. спутниками Фригию и Галатию, в Мидии удерживается Духом Святым от дальнейшего путешествия в Вифинию и отплавает в Македонию, где в Филиппах исцеляет бесноватую служанку, к-рая своими прорицаниями доставляла доход своим господам. Лишившись с ее исцелением источника доходов, господа схватили Павла и Силу и представили на суд воевод, обвиняя их в том, что они, будучи иудеями, проповедуют обычаи, противные общепринятым у римлян.

Воеводы подвергли проповедников палочным ударам и заключили их в темницу. Но чудесное землетрясение, случившееся среди ночи, когда Павел и Сила молились и пели, сильно устрашило темничного стража, к-рый сначала боялся побега заключенных, а потом, успокоенный Павлом вследствие его проповеди, принял крещение со всем своим домом. На утро воеводы приказали начальнику темницы освободить узников, но Павел и Сила, как римские граждане, потребовали, чтобы сами воеводы пришли и освободили их из темницы, как людей, совершенно невинных. Воеводы поспешили исполнить это требование и, извинившись за несправедливое заключение их в темницу, просили только удалиться из Филипп (глава 16).

Дальнейшее путешествие через Фессалонику и Верию сопровождалось, с одной стороны, успехами проповеди, с другой – возбуждало евреев против проповедников Евангелия и подвергало их опасности.

В Афинах жертвенник с надписью «Неведомому Богу» дал апостолу повод проповедать в самом ареопаге афинянам и вообще язычникам истинного Бога, доселе неведомого им, и привлечь ко Христу одного ив членов ареопага – Дионисия и благочестивую Дамарь.

Из Афин апостол перешел в Коринф, где неверием иудеев принужден был отказаться от мысли проповедать им и перенести слова проповеди к язычникам; здесь же укреплен был в трудах проповеди явлением Самого Господа и 1,5 года оставался в Коринфе.

Дальнейшее пребывание его там сделалось невозможным, т.к. иудеи, схватив однажды Павла, представили его на суд проконсула Аннея Галлиона, и хотя тот и отогнал их от себя, не захотел разбирать их религиозные споры, но усилившаяся вражда между эллинами и иудеями побудила апостола отплыть в Сирию со своими спутниками и с удалившимися из Рима иудеями, уверовавшими во Христа, Акилой и Прискилой. Павел оставляет их в Эфесе и сам посещает Иерусалим и возвращается в Антиохию.

2-е апостол. путешествие ап. Павла распадается на несколько частных эпизодов, из к-рых каждый заслуживает особенного внимания:

1.Отправляясь на проповедь, апп. Павел и Варнава не могут согласиться относительно принятия в число спутников Иоанна и Марка. Это не была ни ссора, ни превозношение одного над другим, ни взаимный упрек – это было огорчение – paroxusmoz, как выражается Евангелист, т.е. со стороны Павла скорбь о том, что Варнава хочет взять с собой ученика, к-рый своим прежним поведением не оправдал доверенности апостолов, и что этого желания нельзя исполнить из опасения, чтобы не повредить делу проповеди; со стороны Варнавы скорбь о том, что Павел не допускает Марка загладить дальнейшим образом жизни прежнего, может быть, неумышленного или неосторожного поступка и что, настаивая на взятии с собой Марка, он – Варнава – мог показаться Павлу или другим, бывшим при этом, человеком, ставящим личные или родственные чувства выше интересов проповеди; наконец, огорчение обоих апостолов от того, что после долговременной совместной проповеди они должны теперь разлучиться. Впрочем, в этом случае, подавшим повод к огорчению апостолов, сказалось промыслительное действие Божие, разделившее их для больших и обширнейших трудов каждого из них. Через нек-рое время тот же Марк становится одним из постоянных спутников ап. Павла и разделяет с ним до конца жизни труды апостольские.

2. В Листре ап. Павел избирает себе в число спутников Тимофея, получившего доброе свидетельство от братии, жившей в Листре и Иконии, и обрезывает его, несмотря на то, что Апостольский собор уже освободил язычников, вступающих в Церковь, от обрезания и соблюдения закона Моисеева. Выражение «ради иудеев» показывает, что апостол особенно заботился о мире Церкви и об успехах проповеди евангельской. Если бы он ввел в их синагогу кого-либо из необрезанных или общался с ними, то иудеи обвинили бы его в осквернении храма, или священного места и не захотели бы вступить в общение с ним (21, 28), а от этого пострадали бы успехи проповеди.

3. Во время проповеди в Малой Азии апостол со своими спутниками предполагал идти в Асию и Вифинию, но Святой Дух не допустил их, а направил их в Македонию. Объяснение такого запрещения лежит, конечно, в неготовности тех стран к принятию проповеди.

4. Во время этого путешествия к ап. Павлу присоединился и писатель книги Деяний. По единогласному древнему преданию, им был ап. Лука. Веденная им до этого момента история Деяний святых апостолов с этого времени превращается в хронологический рассказ от лица самого писателя. Здесь апостол вместо обычных фраз «он отправился» или «он сделал то-то» употребляет местоимение «мы».

5. В Филиппах ап. Павел изгоняет духа прорицания из одной служанки и подвергается за это судебному преследованию со стороны ее господ, лишившихся в ее лице нечистого источника наживы. В этом обстоятельстве важно то, что дух злобы принимает самые разнообразные формы для уловления людей в свои сети. Так он преображается и в ангела света и пророчествует устами людей, чтобы научить скверной прибыли, как некогда Валаам из-за скверной корысти научил мадианитян увлечь евреев на путь разврата. Здесь же впервые господа исцеленной служанки объявляют суду, что Павел и Сила проповедуют обычаи, к-рые римлянам не следует ни принимать, ни исполнять. С этих пор не раз послышится такое же обвинение со стороны римских властей и народа против последователей Христа, и вышеобъявленная причина не раз еще будет поводом к официальным преследованиям христиан.

6. При освобождении из темницы в Филиппах ап. Павел и Сила заявляют о том, что они – римские граждане. Какова цель этого заявления? Очевидно – та, чтобы опровергнуть то ложное мнение, к-рое хотели доказать господа исцеленной служанки, что Павел и Сила проповедуют неприличное римлянам. Теперь, узнав, что эти проповедники – настоящие римляне или римские граждане, они должны были переменить свое о них мнение и вместе с боязнью и уважением к римскому имени соединить невольное уважение и к их проповеди. Вот почему и апостолы требуют себе публичного почета от тех властей, которые ввергли их в темницу. Не честолюбие и не другой какой-нибудь расчет побуждал их к тому? потому что тогда апостолы, вероятно, потребовали бы или суда над виновниками причиненного им бесчестия и заключения их в темницу или денежного штрафа. Но апостолы удовлетворятся лишь извинением властей перед ними и изведением из темницы теми же властями, к-рые заключили их.

7. Речь ап. Павла в афинском ареопаге перед высшими и самым образованным классом людей представляет собой прекрасное произведение ораторского искусства, плод апостольской ревности. И хотя проповедь апостола не была выслушана до конца, но ею приобретено было для Церкви несколько членов, в том числе Дионисий Ареопагит и Дамарь (по мнению некоторых, жена его).

8. Пребывание Павла в Афинах нужно отнести к 52 году, потому что он, отправляясь оттуда в Коринф, застал там пришедших из Италии иудеев Аскилу и Прискилу, оставивших Рим вследствие изданного в 52 году императором Клавдием указа об удалении евреев из Рима.

9. В Коринфе ап. Павел сначала проповедует Христа иудеям, но когда они не принимают его проповеди, он отрясает одежды свои, сказав им: «Кровь ваша на главах ваших – отныне иду проповедовать язычникам». Этот поступок апостола показывает:

а) до какого ожесточения и упорства дошли иудеи, сопротивляясь свидетельствам истины: они злословили (очевидно, Христа),

б) как настойчиво апостол заботился об обращении своих братьев по плоти;

в) как нескоро оставляет проповедь среди них;

г) он сам желал бы лучше быть отлученным от Христа за братьев своих Израиля (Рим. 9, 3), но между тем должен на их голову призвать ответственность за свою погибель, за кровь свою. А может быть, припомнилось Павлу и их собственное заклятие: кровь его на нас и на чадах наших (Мф. 27, 25)! Только принятие ими проповеди о Распятом могло спасти их от крови Праведника сего, и апостол употреблял все усилия, чтобы отвратить эту кровь от их голов; но они отвергают его, и кровь Распятого, а вместе и их собственная кровь, их гибель падет тяжким камнем обвинения на их головы. Павел, делавший все усилия не допустить их до сего греха, будет чист, невинен в нем.

10. Огорчение, испытанное апостолом по случаю отвержения иудеями проповеди, было так велико, что он хотел оставить Коринф и идти в другое место, но Господь в видении ночью успокоил его и повелел не умолкать, а продолжать проповедь, потому что много еще людей должно было уверовать во Христа. И целых полтора года апостол еще продолжал свою проповедь в Коринфе, исполняя Божие веление. Но иудеи, в свою очередь, не переставали враждовать против Павла и ожесточаться против Христа. Однажды они напали целою толпою на Павла и повлекли его к проконсулу Галлиону, требуя у него суда над Павлом. Но Галлион, узнав, что причиной нападения на Павла служат религиозные споры, отказался разбирать их дело и отогнал от судилища, а эллины даже повили начальника синагоги Сосфена, вероятно настойчивее других требовавшего суда над апостолом. Таким образом, по слову Христа, апостол не претерпел от иудеев никакого вреда.

Б. 4. В. 1. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЕ МАРИИ О ВОПЛОЩЕНИИ ОТ НЕЕ СЫНА БОЖИЯ

(Луки 1:26-38)

В 6-й месяц после зачатия св. Иоанна Крестителя Ангел Гавриил был послан в маленький городок Назарет, находившийся в колене Завулоновом в южной части Галилеи к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, по имени Мария. Евангелист не говорит: «к деве, вышедшей замуж», но к «обрученной мужу». Это значит, что Пресв. Дева Мария формально, в очах всех и с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, хотя и не была его женой в действительности. Рано лишившись родителей, Пресвятая Дева Мария, отданная ими на служение при храме, не могла вернуться к ним, когда ей исполнилось 14 лет. По закону Она не могла уже больше оставаться там и должна была бы, следуя обычаю, выйти замуж. Первосвященник и священники, узнав, что Она дала обет всегдашнего девства и не желая, чтобы Она оставалась одна без покровительства, формально обручили Ее ее же родственнику, известному своей праведной жизнью 80летнему старцу Иосифу, к-рый от 1-го брака имел уже многочисленное семейство (Матф. 13:55-56) и был, по занятию, плотником. Войдя к Деве Ангел назвал ее «благодатной», или обретшей благодать у Бога (см. 30 ст.), т.е. особую любовь и благоволение Божие, помощь Божию, необходимую для святых и великих дел. Слова Ангела смутили Марию своей необычайностью, и Она стала размышлять о значении их. Успокоив Ее, Ангел предрекает Ей рождение от Нее сына, Который будет велик, но не так как Иоанн, а много больше, ибо не просто будет исполнен благодатных даров Божиих, как тот, а Сам будет «Сыном Всевышняго». Почему Ангел говорит, что Господь даст Ему престол Давида, отца Его, и что Он воцарится в доме Иакова? Потому, что царство еврейское в Ветхом Завете имело своим предназначением приготовление людей к духовному вечному Царству Христову, в него постепенно преобразоваться. Следовательно, царство Давида, как такое, в котором Сам Бог поставлял царей, к-рое управлялось по законам Божиим и все формы гражданской жизни к-рого были проникнуты идеей служения Богу, находилось в неразрывной связи с Царством Божиим новозаветным.

Вопрос Пресвятой Девы Марии: «Како будет сие, идеже мужа не знаю?» был бы совершенно непонятен и не имел бы смысла, если бы Она не дала обета Богу навсегда остаться девою. Ангел объяснил Ей, что Ее обет не будет нарушен, т.к. Она родит Сына сверхъестественным образом, без мужа. Бессеменное зачатие произведет Дух Святый, «сила Вышняго», т.е. Сам Сын Божий (см. I Кор.1:24) осенит Ее, сойдет в Нее, подобно облаку, осенявшему некогда скинию, «во облаце леще», по выражению священной песни (Исайи 19:1). Пресвятая Дева не требовала от Ангела никаких доказательств, но он сам, в подтверждение истинности своих слов указал Ей на Елисавету, зачавшую сына в глубокой старости, по изволению Божию, для которого нет ничего невозможного. Хотя Пресвятая Дева знала из пророческих книг, что Ее с Божественным Сыном ожидает не одна слава, но и горе, однако, во всем покорная воле Божией, отвечает: «Се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему». Благовещение празднуется 25 марта. Приняв благовестие, Пресвятая Дева ничего не сказала об этом Иосифу, как объясняет св. Златоуст, справедливо опасаясь, что он может не поверить Ей, а подумает, что Она желает предупреждением его скрыть содеянное Ею преступление.

Б.4.В.2. КНИГА ДЕЯНИЙ СВ. АПОСТОЛОВ


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты