Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Труды и страдания ради Христа (11, 16-32)




При всем своем отвращении к самопохвале, столь свойственной клеветникам, к-рыми неразумно увлекались коринфяне, ап. Павел вынужден противопоставлять их пустому кичению свое истинное свидетельство - то, что ему пришлось перенести за Христа. Но поскольку коринфяне увлекались внешними данными, "по плоти", то апостолу пришлось отметить и эту сторону: как и "высшие апостолы" он тоже Израильтянин, имеет все обетования Авраамовых потомков, но сверх того он - служитель Христов (11,16-23). Истинность его апостольства доказывают его необычайные подвиги и страдания: он безмерно был в ранах, многократно в темницах и при смерти; иудеи 5 раз били его по 39 ударов; 3 раза били его палками, однажды в Листре побивали камнями; 3 раза терпел он кораблекрушение, бесчисленно подвергался всяким др. опасностям, как от своих единоплеменников, так и от язычников, от разбойников и от лжебратий. Кроме того, часто терпел жажду и голод, наготу и стужу. Вряд ли кто из смертных вынес больше страданий, чем вынес св. ап. Павел за возлюбившего его и возлюбленного им Христа. Никакой лжеучитель не поднимет таких трудов. Ко всему тому апостол имел попечение "о всех церквах", у него "ежедневно стечение народа" (11,28). Он разделял нужду и скорбь каждого, он изнемогал со всяким, кто изнемогал. "Как бы заключал в себе целую вселенскую Церковь, соболезновал ап. Павел о каждом члене ее", - говорит Иоанн Злат. Вот это и есть истинный признак апостольства св. Павла.

4.4. О восхищении апостола "до 3-го неба" (12,1-21)

После напоминания о стольких тяготах по плоти ради Христа, теперь ап. Павел припоминает и о том необыкновенном откровении, к-рое получил он от Бога - восхищении "до 3-го неба". Апостол уточняя, что оно произошло "14 лет тому назад", как бы хочет сказать, что не похвалился бы этим и теперь, если бы не нужда - защита авторитета апостольства, а значит самого предмета проповеди. "В теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает" - говорит апостол о своем состоянии в момент видения. Не знаем и мы, в теле или вне тела, т.е. одной душой был апостол восхищен в рай, - и что видел в раю, то известно одному апостолу. Выражение "до 3-го неба" блаж. Феофилакт объясняет так: Писание называет воздух небом, когда говорит: птицы небесные, - это одно небо; твердь, сотворенную Словом Божиим, тоже называет "небом" - вот 2-е небо. Знает оно и 3-е небо, сотворенное "вначале", до творения земли. Это "3-е небо" - мир духовный, к-рый и был доступен св. Павлу в видении. Апостол не хочет хвалиться чрезвыч. откровением как своим, а приписывает его как бы другому, ибо оно от Бога. Ему же принадлежат одни только немощи, к-рыми он и хвалится (12,5). "Немощи" для апостола были "жало в плоть, ангел сатаны", удручавший его, чтобы он не превозносился (12,7). По мнению наших толковников, здесь нужно понимать не определенную болезнь, не отдельного человека, а совокупность внешних бедствий, воздвигаемых на апостола врагами Евангелия, о чем ясно говорит стих 10: "Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа". Апостол говорил, что трижды молил Господа, чтобы Он удалил это "жало в плоть", т.е. облегчил его скорбный путь, избавил от искушений (12,8). Но ответ Господа был таков: "Дольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается" (12,9), т.е. довольно той благодати, что ты воскрешаешь мертвых, исцеляешь слепых, очищаешь прокаженных; большего не домогайся. Не надо печалиться о прискорбности пути благочестия, ибо это угодно Богу для явления Его силы и для оправдания призвания христианина. "Когда я немощен, тогда силен" (12,10), ибо тогда наипаче действует благодать Божия. Действительно, когда ап. Павел был ввержен в темницу, тогда сотворил чудеса; когда терпел кораблекрушение, тогда особенно прославился; когда взошел на судилище, тогда победил самого судью. Поистине, по мере умножения страданий, умножается и благодать Христова (1,5). Итак, признаки апостольства св. Павел показывает во "всяком терпении, знамениях, чудесах и силах" (12,12), т.е. во всем том, что присуще было и всем проч. апостолам. Он не отягощал коринфян, т.к. пришел не брать, а давать, как отец собирает имение для своих детей (12,14). Апостол не только не берет ничего с братьев, но истощает душу свою за них, чем и доказывает свою безмерную любовь к ним и истинность своего апостольства (12,15).

Заключение (13-я гл)

В заключение ап. Павел напоминает коринфянам о своем намерении прийти к ним в 3-й раз, чтобы испытать силу их: "когда опять приду, не пощажу" (13,2). Эти прибытия и послания к ним с предупреждением о наказании и есть свидетели против них (13,1). И вместо того, чтобы испытывать апостола - Христос ли в нем, апостол советует им самих себя испытывать: в вере ли вы" (13,5). И если в вере, то и Христос в них живет, - тем более живет в ап. Павле. Неверующие подозревают в неверии даже святых, как и нек-рые из коринфян подозревали ап. Павла. Заключает Послание апостол призывом к благодушию в скорбях, к взаимному согласию, единомыслию, к непрестанному совершенствованию, преподает приветствие и апостол. благословение.

Б.18. В.1. ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ. ПРИТЧА О БОГАТОМ И ЛАЗАРЕ. ПРИТЧА О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

ПРИТА О БЛУДНОМ СЫНЕ

(Луки 15:11-32)

Этой притче св. Евангелист Лука, который один только и приводит ее в своем Евангелии, Предпосылает две кратких притчи о заблудшей овце (15:1-7) и о потерянной драхме (15:8-10). Фарисеи и книжники осуждали Господа Иисуса Христа за то, что Он «принимает грешников и есть с ними». На это Господь и рассказал им эти притчи, в которых изображается, сколь великая бывает радость на небесах, когда грешники, казавшиеся уже погибшими, потерянными для Царствия Небесного, каются. Под 99 праведниками, не имеющими нужды в покаянии, толкователи Евангелия понимают обычно Ангелов Божиих, или праведников, уже отошедших в вечность и сподобившихся блаженства. Драхма – небольшая серебряная монета, стоимость которой почти 25 коп. В этих притчах Господь использует естественное свойство сердца человеческого, которое радуется потерянному и вновь найденному предмету, больше чем тому, что не было потеряно, хотя бы это стоило несравненно дороже.

Далее в притче о блудном сыне Господь уподобляет радость Божию по поводу покаяния грешника радости чадолюбивого отца, к которому вернулся его блудный сын (ст. ст. 11-32).

У некоторого человека было два сына: под образом этого человека представляется Бог; два сына – это грешники и мнимые праведники – книжники и фарисеи. Младший, по-видимому достигший уже совершеннолетия, но, конечно, еще неопытный и легкомысленный, просит выделить ему полагающуюся часть отцовского имения, согласно закону Моисееву (Втор. 21:17), третью часть, в то время, как старший брат получал две трети. По получении имения в младшем сыне явилось желание жить на свободе, по своей воле, и он ушел в далекую страну, где расточил полученное имение, живя блудно. Так человек, наделенный от Бога дарованиями духовными и телесными, почувствовав влечение ко греху, начинает тяготиться Божественным законом, отвергает жизнь по воле Божией, предается беззаконию, и в духовном и телесном распутстве расточает все те дарования, которыми наделил его Бог. «Настал великий голод» – так нередко Бог посылает грешнику, далеко зарвавшемуся в своей греховной жизни, и внешние бедствия, чтобы заставить его образумиться. Эти внешние бедствия суть одновременно и наказание Божие и призыв Божий к покаянию. «Пасти свиней» – самое унизительное для истого Иудея занятие, ибо закон иудейский гнушался свиньей, как животным нечистым. Так грешник, когда привязывается к какому-нибудь предмету, через который удовлетворяет свою греховную страсть, доводит себя нередко до самого унизительного состояния. Даже рожков никто не давал ему – это плоды одного дерева, растущего в Сирии и Малой Азии, которыми питают свиней. Этим указывается на крайне бедственное состояние грешника. И вот он «приходит в себя». «Пришедши в себя» – это чрезвычайно выразительный оборот речи. Как больной, выздоравливая после тяжкой болезни, сопровождающейся потерей сознания, приходит в себя, так и грешник, весь объятый грехом, может быть уподоблен такому больному, потерявшему сознание, ибо он уже не сознает требований закона Божия и совесть в нем как бы замирает. Тяжкие последствия греха в соединении с внешними бедствиями, наконец, заставляют его очнуться: он как просыпается, приходит в себя от прежнего бессознательного состояния, и трезвое сознание к нему возвращается: он начинает видеть и понимать всю бедственность своего состояния, и ищет средство к выходу из него. «Встану, пойду к отцу моему» – это решимость грешника оставить грех и покаяться. «Согреших на небо», т.е. перед святым местом обитания Бога и чистых безгрешных духов, «и пред тобою» пренебрежением к любящему отцу, «и уже несмь достоин нарещися сын твой» – выражение глубокого смирения и сознания своего недостоинства, каковыми всегда сопровождается искреннее покаяние грешника. «Сотвори мя, яко единаго от наемник твоих» – выражение глубокой любви к дому и крову отеческому и согласие хотя бы на самых тяжелых условиях быть принятым в дом отчий. Все дальнейшее изображение событий имеет целью подчеркнуть беспредельность любви Божией к кающемуся грешнику, Божественное всепрощение и ту радость, которая бывает, по словам Христовым, на небесе о едином грешнице кающемся (Луки 15:7). Отец-старец, издалека увидев возвращающегося сына и еще не зная ничего о его внутреннем настроении, сам бежит ему навстречу, обнимает и целует его, не давая договорить ему до конца покаянных слов, велит обуть и одеть его, вместо рубища, в самую лучшую одежду и устраивает в честь его возвращения домашний пир. Все это человекообразные черты того, как по любви к кающемуся грешнику, Господь милосердно приемлет его покаяние и ущедряет его новыми духовными благами и дарами, взамен утраченных им через грех. «Бе мертв и оживе» – грешник, отчуждившийся от Бога, это то же, что мертвый, ибо истинная жизнь человека зависит только от источника жизни – Бога: обращение грешника к Богу представляется поэтому, как воскресение из мертвых. Старший брат, гневающийся на отца за милосердие к младшему брату, это живой образ книжников и фарисеев, гордых своим по виду точным и строгим исполнением закона, но в душе холодных и бессердечных в отношении к своим братиям, хвалящихся исполнением воли Божией, но не хотящих иметь общения с кающимися мытарями и грешниками. Как старший брат «разгневался и не хотяще внити», так и мнимые точные исполнители закона фарисеи гневались на Господа Иисуса Христа за то, что Он вступает в близкое общение с кающимися грешниками. Вместо сочувствия брату и отцу, старший брат начинает выставлять свои заслуги, брата не желает даже называть «братом», а презрительно говорит: «этот сын твой». «Ты всегда со мною и все мое – твое» – этим указывается на то, что фарисеи, в руках которых закон, всегда могут иметь доступ к Богу и духовным благам, но не могут заслужить благоволения Отца Небесного при таком извращенном и жестоком духовно-нравственном настроении.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты