Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Билет №6. Вопрос №2 Эстетика конфуцианства




Вопрос №2 Эстетика конфуцианства

Как этическая философско-религиозная доктрина конфуцианство является духовной основой китайского общества, поскольку формулирует основы социального порядка, обосновывает идеал совершенного человека.

Его основатель китайский мыслитель Конфуций (Кун-цзы, Кун Фу-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни), который жил на протяжении 551-479 до н. е. Он мало интересовался основными проблемами философии, онтологии и гносеологии, сосредотачиваясь преимущественно на проблемах природы морали, семьи, управление государством. По убеждениям Конфуция, поведение, общественное положение людей, их моральные нормы зависят от неба, высшей духовной силы, которая действует сознательно, является создателем и одновременно частью природы. Небесное повеление является уделом, которому подчиняются и люди, и государства: «Для жизни и смерти существует судьба; богатство и знатность зависят от неба ... Небо породило во мне моральные качества ». Человеку следует беспрекословно исполнять волю неба, поскольку оно наказывает за проступки.

Конфуцианство (кита. - школа ученых-книжников) - этико-политическое учение, в котором центральное место занимали вопросы нравственной природы человека, жизни семьи и управления государством.

Основной идеей конфуцианства является незыблемость установленных небом порядков в Поднебесной (Китае). Этика конфуцианства провозглашает верховенство добра над злом, основным понятиям, своеобразным нравственным законом которой является «жень» - гуманность, человеколюбие, человечность. Учение о жень было в то время новой моралью, которая ставила под сомнение основы патриархально-родовых обычаев, пыталась регулировать отношения между незнакомыми, не соединенными родственными связями между людьми в больших городах, которые в своем взаимодействии преследовали разные, а порой противоположные интересы. По конфуцианской этикой, человек, который искренне придерживается принципа человечности, не совершит зла, она способна обнаруживать почтительность, вежливость, правдивость, смекалку, доброту. Поэтому уважительную человека не презирают, вежливый - поддерживают, правдивой - доверяют, сообразительная достигает успехов, а человек добрый может использовать других. К людям нужно относиться так, как до дорогих гостей, нужно сдерживать себя, поступайте согласно ритуалу, а на то, что не соответствует его требованиям, не следует смотреть, его нельзя слушать, делать.

Обуславливая отношения людей в обществе и семье, нравственный принцип жень находится в органической связи с принципом сяо - почитание родных и старших: «Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне дома - уважительность к старшим ...»; «При жизни родителей - служить им, следуя ритуалу. Когда они умрут, похоронить их согласно ритуалу и приносить им жертвы, руководствуясь ритуалом ». Церемонии, то есть внешние проявления уважения, сыновней любви, преданности, крайне необходимы. На признании важности церемоний основан принцип ли (правило, норма, ритуал, церемониал, этикет), вопреки которому нельзя ни смотреть, ни слушать ни говорить, ни действовать. Без ли не может существовать государство. Он должен быть основой воспитания, которое выстраивается на личном примере, требованию к неукоснительному соблюдению церемоний, этикета. Это требование часто критиковалась, поскольку, как утверждали ее оппоненты, человеку, который придерживается предписаний конфуцианства, никогда быть добродетельным и творить добро, потому что она занята непрерывными церемониями.

Нравственным идеалом, по Конфуцию, является благородный муж (цзюнь-цзы), которому свойственны преданность, искренность, верность, справедливость. Управлять государством следует мудрым людям, имеющим каждого ставить на свое место («исправлять имена»), поскольку «государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном».

Итак, следуя человеколюбие как моральный принцип, подменяя право моралью, пошановуючы традиции, конфуцианство пыталось регулировать социальные отношения, что отчасти ему удавалось. Именно в этом проявлялись его незаурядный социальный прагматизм и моральная сила. Воспитанная в таком духе человек проверяла свои поступки с интересами других людей, считая подлинным благом то, что считают благом все.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты