Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Метафора и ее эстетические функции.




Они не существуют вне произведения. Это не украшения, взятые извне, это сама суть пр-я, в них сосредоточена энергия пр-я. Если их убрать из пр-я, получится банальность. Они проявляют себя не только на языковом (внешнем) ур-не, но и на разных ур-ях, чаще на ур-не композиции. Композиционный принцип антитезы, градации, пр-е, как развернутая метафора («Кладовая солнца», «Котлован», «Конь морской», «Не жалею, не зову, не плачу»). Фигуры и тропы ведут себя причудливо, замысловато в худ.пр-ии, двусмысленно. Метафора – самый древний и распространенный троп, преобладает над другими. Качественная метафора может интегрироваться и вбирать в себя другие фигуры и тропы. ПР: Днем дыханьями дышит веселыми / необычный под городом лес (Ахматова), «Все расхичено, предано, продано».

Метафора – смысловой скандал, нелепица, абсурдность смысла того яления, которое метафора воспроизводит. В этом смысл.

Функции метафоры:

1. В силу качественного и количественного приоритета явл.важным ср-ом выведения слова из автоматизма восприятия.

2. Метафора – важнейший инструмент человеческого познания. Она способна сближать явления, далеко друг от друга отстающие. В лит-ре 20 века происходит метафоризация мира – с пом.метафор худ-ки стараются постичь современный мир, действ-ть. Сближение, сопоставление различных явлений, постигают правду. Есть ощущение повторяемости, исчерпанности, а метафора позволяет открыть новое, позволяет понять, что ч-ку свойственна глубина. Заглавия явл. расширенными (Кладовая солнца, Шум и ярость, Котлован).

3. Метафора – проявление творческого начала, игрового, художественного артистизма. Здесь метафора соотнесена с эстетической функцией образности, гносеологической, онтологической ф-ей. Метафора – проявление худ.дара.

Метафора создает красоту поэтическую. Это тоже эстетическая ф-я. метафора (греч. metaphora – перенос) – вид тропа, основанный на переносе свойств одного предмета на другой. Возникновение метафор стало показателем развития образного мышления человека, способного уловить сходство между далёкими друг от друга предметами и явлениями и содержавшего определённые типы абстракции. Метафора стремится к поиску двойников. «Слагать хорошие метафоры – подмечать свойства» (Аристотель). Она показывает единство всего сущего, «остранняет» рассматриваемые явления, вводит их в необычные отношения. Метафору называют «королевой тропов». Метафора – уникальное средство обновления языка, ключ к познанию мира. Философы видят в метафоре моделируемый способ мышления. В отличие от трёхчленного сравнения, метафора двучленна. Элементы метафоры:Референт (прямое значение); Коррелят (переносное значение). Метафора может быть и одночленной. В этом случае референт вытесняет коррелят (простая метафора). Может быть целое метафорическое выражение в виде распространённого предложения (развёрнутая метафора). Метафорой может быть любая часть речи. Метафора может получать самостоятельное значение, создавая целый метафорический сюжет (реализация). Выразительность метафоры вызывается не только заключённым в ней образом, но и лексической окраской метафорического слова.

Классификация метафор:1) Катахреза – общеязыковая, со стёртым образным значением (Она красная? Нет, она чёрная. Почему ж она жёлтая? Потому что зелёная»); 2) Прозопопея – олицетворяющая, переносящая человеческие действия и свойства на явления неодушевлённого мира (антропоморфная – перенос свойств человека на явления природы и окружающего мира; зооморфная – перенос свойств животных на неодушевлённые предметы); Государство словно отчим злой, от кого, увы, не убежать, ибо невозможно взять с собой Родину — страдающую мать (Айдын Ханмагомедов, Ответ на визу); 3) Овеществляющая: перенос свойств неодушевлённых предметов на человека и другие живые существа, иногда овеществляет абстрактные понятия; («Тают в душе многолетние боли, / Точно звезды пролетающий след (А. Белый); 4) Уподобляющая: чистое подобие равноправных предметов без дополнительной семантики. Сближая объекты разных сфер, метафора либо повышает их ценностное значение, либо понижает.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты