Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основные течения в онтологии




 

Поскольку в философии за ее длительную историю сформировалось большое количество различных учений, то среди них на тех или иных основаниях можно выделить различные группы, школы или течения. В онтологии важнейшими являются две классификации на основании характеристики первоначал бытия: по количеству и качеству.

 

  Монизм  
Дуализм   Плюрализм 3,4,5…

 

Схема 4. Классификация философских учений по количеству первоначал

Монизм — философское учение, в котором признается существова­ние только одного первоначала бытия.

Монистами являются все последовательные материалисты (Демок­рит, Дидро, Гольбах, Маркс) и все последовательные идеалисты (Авгус­тин, Фома Аквинский, Гегель).

Дуализм — философское учение, в котором признается существо­вание двух первоначал бытия (чаще всего — материального и идеаль­ного).

Первый последовательный дуалист — Аристотель. К числу дуалис­тов относят также Декарта и Канта.

Плюрализм — философское учение, в котором признается суще­ствование многих (более двух) первоначал бытия.

В основном плюрализм встречался в философии Древнего мира: например, Эмпедокл признавал в качестве первоначал четыре стихии (Земля, Огонь, Вода, Воздух) и две силы (Любовь и Вражда).

Проблемы классификации. Деление философских учений на мо­низм, дуализм и плюрализм представляется достаточно четким и яс­ным. Но так обстоит дело только на первый взгляд, поскольку при при­менении этого деления к реальным учениям возникает множество про­блем. Так, например, у Демокрита каждый из множества атомов является вечным (несотворимым и неуничтожимым), а значит, в каком-то смысле— самостоятельным «первоначалом». Тогда Демокрита можно и нужно отнести к плюралистам. Но если учесть, что все атомы

обладают некой единой природой, т.е. это материальные частицы, то их всех можно считать единым первоначалом — материей. И значит, Де­мокрит все-таки монист. С другой стороны, Демокрит допускает исход­ное существование не только атомов, но и пустоты, в которой атомы на­ходятся и двигаются. Не следует ли в таком случае считать пустоту вторым первоначалом в философии Демокрита? Если — да, то тогда Демокрита надо отнести не к монистам, а к дуалистам.

В любом учебнике или справочнике сообщается, что Декарт и Кант — это дуалисты. Однако, строго говоря, они являются не дуалис­тами, а монистами, поскольку исходным первоначалом бытия в их уче­ниях является Бог. Тем не менее их относят к дуалистам, поскольку Бог как бы выносится за рамки рассмотрения, и исходными объектами философского анализа оказываются у Декарта две субстанции — ма­терия и сознание, а у Канта — человеческое сознание («вещь-для-нас») и внешний мир («вещь-в-себе»). Но в таком случае мы сменили осно­вание деления, обращаясь не к количеству первоначал бытия, а к коли­честву исходных объектов рассмотрения.

Аналогичные проблемы возникают и относительно многих других философов и их учений.

Выше термины «монизм», «дуализм» и «плюрализм» определены с точки зрения онтологии, но они же иногда используются в гносеологии и в социальной философии, причем в несколько ином смысле.

 

Таблица 1

Термины монизм», «дуализм», «плюрализм» в онтологии, гносеологии и социальной философии

 

В онтологии Характеристика количества первоначал бытия
В гносеологии Характеристика количества источников познания
В социальной философии Характеристика количества ведущих политических сил или социальных факторов

 

Исходя из качества первоначал, различают материализм и идеализм.

 

Схема 5. Классификация философских учений по качеству первоначал[1]

Материализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается материя (природа).

В Индии материализм с древнейших времен развивался в школе чарвака, в европейской философии у его истоков стоит Демокрит, но значительную роль материализм стал играть только начиная с эпохи Просвещения (Дидро, Гольбах, Фейербах, Маркс и т.д.).

Идеализм — это течение в философии, в котором в качестве перво­начала бытия признается некая идеальная сущность.

Очевидно, материализм и идеализм — два противоположных, проти­воречащих друг другу направления.

Внутри идеализма существуют два крупных течения.

Объективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вовне и независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т.п.).

Объективный идеализм зародился и развивался во многих школах Древнего мира: в Индии (все ортодоксальные школы), в Китае (конфу­цианство, даосизм), в Греции и Риме (Пифагор, Платон, неоплатоники и др.), а затем в эпоху Средневековья, Возрождения и Нового времени. Свою последовательную и завершенную форму он обрел в немецкой классической философии (Гегель).

Субъективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, чело­веческое «Я».

Наиболее последовательное воплощение субъективный идеализм получил в буддийской философии, возникшей в Древней Индии. В ев­ропейской философии субъективный идеализм в основном развивался в Новое время. Основоположником европейского субъективного идеа­лизма принято считать Беркли, к этому же течению обычно относят Юма, Канта, сторонников экзистенциализма и феноменологии.

На протяжении всей истории философии между этими тремя на­правлениями в философии шла постоянная борьба. В различные эпохи в культуре разных стран ведущее место занимало то одно, то другое течение. Так, например, в европейской философии в эпохи Древнего мира, Средневековья и Возрождения господствовал объективный идеа­лизм, в эпоху Нового времени (в XVIII—XIX вв.) его значительно по­теснил материализм, а в XX в. — субъективный идеализм.

Проблемы классификации. Как и в случае с делением по количе­ству первоначал, деление философских учений по качеству первоначал порождает множество проблем.

Некоторые философские учения не могут быть отнесены только к од­ному направлению, а сочетают в себе элементы различных. Тогда можно встретиться и с тем, что эти учения относят к тому или иному направле­нию на основании того, какое начало играет особо важную роль в соответствующем

учении, является главным предметом исследования, считается наиболее важным и определяющим по сравнению с другими.

Так, например, Платона обычно называют объективным идеалистом (и соответственно — монистом), хотя он допускает в качестве перво­начала бытия не только идеи, но и такую идеальную сущность, как Ум-демиург, а самое главное, исходное существование материи. Следова­тельно, здесь не приходится говорить об объективном идеализме в строгом смысле этого термина, и эту характеристику для учения Пла­тона мы сохраняем потому, что в его учении идеи занимают ведущее место как объект исследований, а в его онтологии — играют особо важную роль как идеальные образцы, причины и цели телесных вещей.

Больше всего проблем при проведении данной классификации со­здает субъективный идеализм. Скажем, у Беркли истинным первонача­лом бытия и создателем человеческих душ является Бог (т.е. мы име­ем здесь дело с объективным идеализмом). Но его учение относят обычно к субъективному идеализму, поскольку главным объектом ис­следования является человеческое «Я» (душа) и не признается реаль­ное существование внешнего мира (природы), т.е. бытие состоит толь­ко из Бога и человеческих душ. А вот Лейбница обычно относят к объективным идеалистам, хотя для него имеет место почти такая же ситуация, как и для Беркли. А именно: истинным первоначалом бытия у него является Бог — создатель монад (неких «духовных атомов», до­ходящих в своем развитии до стадии «человеческого сознания»), и не признается реальное существование внешнего мира.

Весьма запутанная ситуация имеет место и относительно Канта. Из книги в книгу, из учебника в учебник кочует его характеристика как субъективного идеалиста. Основанием его причисления к последним является то, что главным объектом рассмотрения, некой «исходной ре­альностью» у Канта является человеческое сознание. Более того, Канта часто называют одновременно субъективным идеалистом и дуалистом, что явно противоречиво: если он субъективный идеалист, то должен признавать только одно первоначало (или первоначало одного типа) — человеческое сознание; если он дуалист, то должен признавать суще­ствование двух первоначал.

В действительности же Кант признает только одно первоначало бытия — Бога (объективный идеализм и монизм). Но в своем учении Кант как бы выносит Бога за рамки теоретического разума, и при этом главным объектом рассмотрения у него оказывается человеческое со­знание. Именно поэтому Канта квалифицируют как субъективного идеалиста. Но, по Канту, бытие кроме человеческого разума содержит еще и природу (вещь-в-себе), поэтому-то Канта и называют дуалистом. Но так как, по Канту, природа в принципе не познаваема, то она и не занимает никакого серьезного места в его учении, сосредоточенном на

человеческом сознании. Именно это и подтверждает его характеристи­ку как субъективного идеалиста.

И даже о буддийской философии нельзя безоговорочно утверждать, что это «чистый» субъективный идеализм: человеческое сознание («я») трактуется там как комбинация особых «духовных атомов» — дхарм. А значит, подлинными первоначалами в онтологическом смысле являют­ся именно дхармы — некие идеальные объекты, обладающие объектив­ным существованием («поток дхарм»). Каждая из дхарм по отдельности не есть человеческое сознание. Следовательно, в буддийской филосо­фии не имеет место утверждение о первичности человеческого созна­ния, значит, это, строго говоря, не субъективный, а объективный идеализм. Правда, с другой стороны, остается непонятным, существуют ли вообще дхармы вне человеческого сознания? Если нет, то все-таки человеческое сознание оказывается первичным в онтологическом смысле.

Пантеизм, гилозоизм и деизм. В философии существует также и ряд важных направлений, которые, оставаясь в рамках монизма, занима­ют промежуточное положение между идеализмом и материализмом.

Гилозоизм — философское учение, утверждающее одушевленность как живой, так и неживой природы. Гилозоизм зародился уже в древ­ности, например, он имел место в учении Фалеса, Гераклита, стоиков и т.д. Античный гилозоизм послужил теоретическим фундаментом для пантеизма.

Пантеизм — это течение в философии, в котором Бог (идеальное начало) и природа (материальное начало) отождествляются: нет Бога вне природы, но и нет природы вне Бога.

Пантеизм возник в эпоху Возрождения, его идеи развивали Нико­лай Кузанский, Джордано Бруно, а в Новое время пантеистические идеи можно обнаружить у Шеллинга, Гегеля, Соловьева и т.д.[2]

Деизм — это течение в философии, в котором Бог признается твор­цом мира, но, создав мир и вложив в него определенные законы, Бог более не вмешивается в дела мира: мир существует по своим законам.

Строго говоря, деизм есть особая разновидность объективного идеа­лизма, но в то же время он был и переходным этапом на пути от объек­тивного идеализма к материализму. Деизм возник в XVII в. и особое распространение получил в эпоху Просвещения. У истоков деизма стояли Декарт, Ньютон, Локк; к числу виднейших деистов можно отне­сти Вольтера, Руссо, Канта, Ломоносова.

Говоря об онтологии, необходимо знать еще несколько следующих терминов и связанных с ними понятий.

Космос — в переводе с древнегреческого означает «порядок». Кос­мос, или порядок, в античной философии противопоставлялся Хаосу как беспорядку, смешению.

 

Космология — учение об устройстве мира, т.е. мира такого, каким он существует в настоящее время.

Космогония — учение о происхождении мира, о процессе его ста­новления, который привел к его современному состоянию.

Космогенез — сам процесс образования и становления мира.

Диалектика и метафизика. Кроме выше выделенных течений для онтологии существенны еще представления о сути бытия: является ли бытие неизменным, постоянным, неподвижным или же изменчивым и подвижным? На основании решения этого вопроса выделяют метафизи­ку и диалектику. Но использование этих терминов затрудняется тем, что каждый из них имеет, по крайней мере, два смысла: древнегрече­ский и современный. Поэтому при их использовании необходимо ого­варивать, какой из смыслов имеется в виду.

Диалектика.

• В буквальном пер. с др.-греч. — «искусство вести беседу, спор»; в этом смысле термин употреблялся с древности вплоть до Нового вре­мени.

• В немецкой классической философии и особенно в философии марксизма термин приобретает второе значение, а именно: учение о наиболее общих закономерных связях бытия, его развития и становле­ния; две центральные идеи диалектики:

а) взаимосвязь всех явлений;

б) непрерывное, бесконечное, основанное на присущих самому бы­
тию противоречиях, развитие мира.

В этом смысле диалектика противоположна метафизике. Крупней­шие представители: Шеллинг, Гегель, Маркс, Бергсон.

Однако и само развитие может трактоваться по-разному: как разви­тие «по замкнутому кругу» (Шеллинг, Гегель) и как бесконечное посту­пательное движение (Маркс, Бергсон).

Метафизика.

• В буквальном пер. с др. греч. — «после физики» (о происхожде­нии данного термина см. на с. 97). Первоначально метафизикой назы­валась философия Аристотеля, а начиная с эпохи Средневековья и фи­лософия вообще. В этом же смысле данный термин часто употребляет­ся и в настоящее время, т.е. метафизика = философия.

• В Новое время термин «метафизика» приобрел еще и значение фи­лософского учения, в котором отрицается развитие мира как бесконеч­ное саморазвитие, т.е. учения, противоположного диалектике (во втором смысле последнего термина), т.е. метафизика = антидиалектика.

Если не провести этого различия между смыслами, может возникнуть путаница. Так, например, Парменида и Зенона можно назвать основопо­ложниками метафизики в современном смысле слова (так как они первы­ми начали утверждать, что истинное бытие абсолютно неподвижно и неиз-

менно), но их же можно назвать и основоположниками диалектики — в древнегреческом смысле последней (они первыми начали обосновывать, доказывать свои философские идеи). Метафизиками в современном поня­тии слова можно считать большинство философов до XIX в.

Агностицизм — течение в философии, в котором мир признается в принципе не познаваемым.

К древнейшим европейским формам агностицизма можно отнести софистику и скептицизм, в Новое время агностицизм развивал Беркли, Юм, Кант. Агностиками чаще всего были субъективные идеалисты, тог­да как материалисты и объективные идеалисты обычно признают по­знаваемость мира.

Релятивизм (от лат. «relativus» — относительный) — направле­ние в философии, возводящее в принцип относительность всякого зна­ния, т.е. его неполноту и условность, и на этой основе отрицающее ка­кую-либо возможность достижения объективной истины. Основы ре­лятивизма были заложены еще софистами и скептиками, в Новое время релятивизм развивался в позитивизме.

Рационализм (от латинского «ratio» — разум) — направление в философии, признающее разум основой познания, главным орудием по­знания, а также критерием истины.

Основы рационализма были заложены еще в античной философии (Парменид, Платон и др.), но как философское направление рациона­лизм сформировался в Новое время; его крупнейшие представите­ли — Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму).

Иррационализм (от латинского «irrationalis» — неразумный, бессоз­нательный) — направление в философии, в котором ограничивается или вообще отрицается познавательная сила разума, сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него. Чаще всего к иррационализму принадлежат субъективно-идеалис­тические учения, например философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бер­гсон), экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер и т.д.) и ряд других.

Сенсуализм (от латинского «sensus» — чувство) — направление в философии, в котором основным источником познания признаются чувства (ощущения), они же считаются критерием истины.

Сенсуализм стремится показать, что все знание выводится из дан­ных органов чувств («в разуме нет ничего, что прежде не содержалось бы в чувствах»). Основы сенсуализма были заложены еще в античнос­ти (Демокрит, Эпикур), но как особое направление сенсуализм сформи­ровался в Новое время (материалистический сенсуализм — Гоббс, Локк, Дидро и т.д., идеалистический сенсуализм — Беркли, Юм и др.). В эпоху Просвещения противостояние рационализма и сенсуализма играло важнейшую роль в философии.

 

    Релятивизм  
Агностицизм Мир в принципе не познаваем Мир познаваем только частично и всегда субъективно Мир в принципе познаваем
  (истина всегда относительна)  
Эпоха Древнего мира     Высшая сущность мира (идеи) познаваемы благодаря их припоминанию. — Платон Мир познаваем благодаря чувст­венному и рациональному познанию. — Аристотель
Буддизм    
Античный скептицизм —   Софистика
Пиррон, Секст Эмпирик    
Эпоха Средневековья      
    Природа (сотворенный мир) познаваема,
    но Творец полностью не познаваем
Эпоха Возрождения      
Ренессансный     И Творец, и его творение познава-
скептицизм     емы благодаря интеллектуальной
Монтень     интуиции.— Николай Кузанский
Эпоха Нового времени   В мире нет ничего в принципе не познаваемого, есть только то, что пока еще не познано. — Ленин
Юм   Позитивизм
Кант Прагматизм

Схема 6. Проблема познаваемости мира


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты