Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Публичное право на классическом этапе 1 страница




Периодизация римского права – выделение в развитии римского права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные черты. Ниже перечислены периоды развития римского права.

1. VIII-III в. до н. э.период древнего, или квиритского права – период начального формирования римского права. Право существовало только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и привилегий, оно неразрывно с юридической практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началом. В этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике. В V в. до н. э. была осуществлена первая кодификация – Законы XII Таблиц, которые закрепили основные институты правовой системы Рима (деление вещей, способы их передачи, деликты и т. д.). Систематизация правовых норм была примитивна, и не всегда четко выделялись правовые институты. В этот период зародились способы осуществления права. Сначала это было понтификальное производство, осуществлявшееся жрецами. В конце периода появилась должность претора и зародился легисакционный процесс. Римское право в этот период представляло привилегированное право – цивильное (или квиритское) право.

2. III–I в. до н. э.предклассический период, характеризующийся социальной унификацией римской общины, стиранием принципиальных |граней между патрицианством и плебеями. В этот период складывалась деятельность всех институтов римской государственности и судебной системы; источник права наряду с общенародным государственным законодательством – судейское и магистратское правотворчество. Издавались законы, развивающие отдельные институты римского права и создающие новые. Развивались институты наследственного права, сервитуты, деликты. Легисак-ционный процесс преобразовался в формулярный. На требования права оказывали влияние греческая философия и греческие правовые доктрины. Зарождались традиции римской юриспруденции и связанной с ней частной практики, судебного красноречия.

3. I в. дон. э.-III в. н. э.классический период. Происходило формирование принципов публичного права. Складывалось уголовное право с самостоятельными объектами правовой охраны и принципами применения. Сформировался общий правовой статус свободного гражданина. Законченный вид приобрели институты собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых правом сделок, правовых требований и т. д. Основные источники права – сенатусконсульты, конституции и ответы юристов. Появился экстраординарный процесс. К этому времени относится расцвет римской юридической науки и судебной юриспруденции (деятельность Цицерона).

4. IV–V в. н. э.постклассический период. характеризующийся развитием императорского законодательства. Преобладающая форма права и источник норм – закон. Судебный процесс стал неразделим с государственным администрированием. Предпринимались попытки кодификации права. В конце периода была создана кодификация императора Юстиниана. Правовые институты изменились незначительно.

6. Основные направления деятельности юристов.

Деятельность - целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на преобразование для удовлетворения потребностей человека.

Профессиональная юридическая деятельность - действия юриста-профессионала по решению дел, осуществляемые на основе норм процессуального права, направленные на соблюдение законности и укрепление правопорядка в государстве.

Профессиональная деятельность юриста в основном протекает в рамках правовой формы деятельности государства - правоприменительной, правоохранительной и др., исходной единицей которой является юридическое дело. Поэтому суть профессиональной деятельности юриста та же, что и правовой формы деятельности государства: она всегда связана с нормами права, основана на законе, и имеет юридические последствия

Типовые элементы профессиональной деятельности юриста:

1. правовая оценка представленных или найденных фактов;

2. программирование поиска, проверки, оценки фактической информации;

3. поиск правовой информации;

4. подбор правовых норм, получение юридического вывода;

5. 'ведение в правовых рамках переговоров, выступлений в судах и других органах, посредничество при решении конфликтов;

6. подготовка и оформление правовых документов в виде решений, справок, предложений, разработка и обоснование позиции;

7. контроль эа процессом и результатами чьей-либо деятельности и др.

Деятельность юриста представляет собой труд, требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности, а также затрат энергии и времени.

Работа Юриста состоит в повседневном поиске правового материала, его чтении, обработке, учете возможных замечаний коллег,необходимых поездок с целью его получения и др. Условия деятельности (транспорт, связь, множительная техника, информационное обслуживание и др.) нередко определяют количество выполненной работы юриста и могут сказаться на ее качестве.

Деятельность проявляется, как правило, в действиях -целенаправленных, планируемых. Сами действия требуют навыков, умения, приемов, подготовки, технической оснащенности и овладения ею, т.е. профессионализма. Все виды деятельности юриста имеют признаки, определяемые общностью права, его единством, взаимозависимостью принимаемых решений в результате разбирательства дела.

Профессиональной юридической деятельности присуши следующие признаки:

1. формально-определенный характер выполняемой юридической работы;

2. наличие пределов свободы выбора методов работы:

3. степень творческой самостоятельности при решении правовых задач;

4. подконтрольный характер деятельности;

5. уровень риска;

6. доступность информации и информационная насыщенность выполняемой работы;

7. темп выполнения работы, ее непрерывность;

8. степень ответственности;

9. сфера использования технических средств;

10. возможная конфликтность деятельности и др.

Юридическое дело - предусмотренное нормами права определенное жизненное обстоятельство, решение которого требует конкретных действий на основе норм процессуального права, влечет юридические последствия.

Сферу юридических дел составляют гражданские споры, правонарушения, семейные конфликты, трудовые конфликты и др. Юридическое дело как жизненное обстоятельство, прямо предусмотренное законом, нуждается в юридическом обеспечении со стороны- профессионала. Напр., уголовным законом предусмотрено, что такое преступление и какие виды наказания следует применять к преступнику за совершенные правонарушения. Преступление требует применения мер уголовного наказания со стороны государства, которое в лице уполномоченных органов (дознание, предварительное расследование, прокуратура, суд) решает юридическое (уголовное) дело.

Юридически значимые вопросы решаются праьопри-менителями в виде конкретных действий - операций. Решение дела представляет собой определенный юридический процесс.

Юридический процесс - система процедур разрешения юридических дел на основе норм права уполномоченными органами государства, должностными лицами и иными субъектами. Эта система процедур состоит в проведении конкретных действий, влекущих юридические последствия. В процессе выражается технологическая сторона юридической практики. Здесь главный упор делается не только на то, что следует делать, но и как (каким образам) необходимо результативно рассматривать дело. *

Система действий представляет собой определенный нормами права порядок. Соответствующим законодательством четко названы участники процесса, распределены функции между ними, указано, каким образом они осуществляют свои функции.

В соответствующих законах предусмотрен круг субъектов, уполномоченных проводить дознание, предварительное следствие по уголовным делам, осуществлять надзор за следствием и правосудием, поддерживать государственное обвинение, исполнять приговоры и решения судов.

• В процессе рассмотрения юридического дела должны быть получены официально оформленные результаты. Это -процессуальные . документы, содержащие индивидуальные предписания и имеющие установленную нормами права определенную форму (обвинительное заключение следователя, приговор и решение суда, протест прокурора и др.) и соответствующие реквизиты (подпись, печать и т.п.). Процессуальные документы называются правоярчменительнымч процессуальными актами. Они являются предписаниями, подводящими "тог рассмотрению юридического дела

Следует выделить два вида правоприменительных процессуальных акта:

1 .простой - принят и результате только экономического подсчета, напр., решение, определяющее размер алиментов в соответствии с доходами должника и потребностями кредитора и др.;

2. сложный - принят в результате разностороннего анализа всех аспектов ситуации, где необходимы такие части акта:

вводная, описательная, мотивировочная, результативная.

Решение юридического дела - творческий акт мышления, умение анализировать факты и делать обобщения.

Научно-логическое мышление юриста зависит от его эрудиции, общей культуры и профессионального опыта.

Кроме итоговых предписаний дела имеются процессуальные акты промежуточного (постановления следователя о признании потерпевшим) вспомогательного (постановления следователя о проведении дополнительных следственных действиях ) и информационного (протоколы судебного заседания) характера. (См. § Эстетические требования к оформлению правовых документов)

Следует отметить, что принятие правовых решений -не единственный элемент профессиональной работы юриста-практика. Важную роль играет консультативная часть деятельности практикующего юриста - умение разъяснить, дать необходимые справки клиенту. Консультации адвоката, заключения юрисконсульта, мнения следователей - результат определен-

-ного вида деятельности, процедуры.

Юридический процесс традиционно включает в себя три отрасли; уголовную, гражданскую, административную. Однако такая -классификация не дает возможности определить роль процесса в механизме правового регулирования и представить его как систему. В современных условиях утверждается научная доктрина Широкого понимания процесса, объединяющего в себе все правовые формы деятельности. Это соотв-тст-вует концепции правового государства, согласно которой все сферы юридической практики равноценны. Поэтому целесообразно дать следующую классификацию юридического процесса:

- правотворческий;

- правоприменнтельный (сюда входит судебный);

- правоохранительный;

-контрольно-надзорный;

- учредительный.

Элементы юридического процесса регламентируются нормами процессуального права.

Правотворческий, учредительный, правоохранительный, контрольно-надзорный и другие виды процессов осуще-сгвляются через процессуальные правоотношения, субъектами которых являются:

-субъекты, лично заинтересованные в результатах юридического процесса (потерпевшие, обвиняемые и др.);

-юристы-профессионалы^ обеспечивающие осуществление "чужих" интересов.

Юридический процесс имеет структуру, состоящую из следующих здемен гов: процессуальный режим - атмосфера отработанного порядка рассмотрения юридического дела, предусмотренная нормами права в целях эффективного достижения результатов; процессуальные производства -комплекс взаимообусловленных и взаимосвязанных процессуальных действий, которые выражаются в: (1) совокупности процессуальных правоотношений, взаимодействующих с материальными правоотношениями; (2) системе способов получения и обоснования всех обстоятельств дела и их доказывания; {3) системе официальных документов, закрепляющих псе полученные результаты в ходе рассмотрения дела; процессуальные стадии - система взаимосвязанных процессуальных обстоятельств, протекающих во времени и направленных на достижение оптимальных результатов юридического деле. Процессуальные стадии характеризуют динамику рассмотрения юридического дела.

Для успешного разбирательства дела необходимы глубокие профессиональные знания, воображение, душевные качества, интуиция. Хорошим юристом-практиком может стать личность, способная четко поставить и решить юридические задачи.

7. Архаический период римского права.

Архаический период (753 - 367 гг. до н.э.)

  1. Коллективизм архаического мировосприятия и правосознания.
  2. Ритуальные формы волеизъявления; соотношение религиозного и правового в нормативной традиции.
  3. Формирование гражданской общины.
  4. Первая римская кодификация - законы Двенадцати таблиц.
  5. Понтификальное и светское правовое знание.
  6. Источники по архаическому праву.

Основные понятия: патриархальная семья (familia), союз на основе личной верности (fides), понтифики (pontifices), должное и правильное (aequum, ius), религиозный порядок (fas), судебная власть (ius dicere - iuris dictio), курия (curia), куриатные комиции (comitia curiata), "царские законы" (leges regiae), организованный народ (populus), центуриатные комиции (comitia centuriata), суверенитет комиции - республика (res publica), публичный (комициальный) закон (lex publica, lex rogata), консулы (consules), imperium - высшая военная и политическая власть, патриции и плебеи (patricii - plebs), плебейские трибуны (tribuni plebis), гражданская община (civitas), гражданское право (ius civile), понтификальное толкование (interpretatio pontificium), иски по закону (legis actiones), присутственные и неприсутственные дни (dies fasti - dies nefasti).

1. Указанные даты - годы основания Рима и учреждения должности городского претора - эмблематичны: традиции правовой организации римлян уходят корнями в эпохи, предшествующие заселению италиками Аппенинского полуострова и выведению в болотистом Лации скромной колонии на берегах Тибра, а архаическое мировосприятие и соответствующие правовые институты не изменили своей природы в одночасье. В целом, однако, уже в указанных хронологических рамках на смену ретроспективному и эсхатологическому мироощущению приходят предметные интересы и устанавливается ценность отдельного человека, индивидуально осваивающего внешний мир. Если в начале этого периода римляне живут большими семьями (familia), основанными на культе предков, и эти коллективы поглощают индивида, - то уже в IV в. до н.э. утверждается малая семья,построенная на идее детопроизводства как продолжения существования во времени отдельной личности.

Древний коллективизм в Риме отражал особенности той стадии развития, когда человек мыслил себя не иначе, как часть семейного организма, определенного во времени прародителем, а в пространстве - территорией семейства. Границы семейных владений включали могилы предков и почитались священными. Остальной внешний мир представлялся нечистым, и это определяло специфику социального общения в эту эпоху. Предметный обмен носил неэкономический характер и имел коммуникативное значение как установление личной связи с представителями других семейств, которые таким образом становились из чужих своими, из врагов друзьями. Признание на индивидуальном уровне повышало самооценку отдельной личности и способствовало осознанию собственных интересов: вступая в контакт с посторонним, человек как бы обретал себя. Верность такому союзу (fides) гарантировалась магическими и религиозными средствами (клятвами, обменом тотемами, гаданиями).

2. На этой основе выработался ограниченный набор ритуалов, которые в экономическом плане обслуживали самые разнообразные отношения. Развитие предметного интереса повлекло специализацию этих ритуалов, так что - с появлением новых потребностей - искомый эффект достигался причудливой комбинацией разных ритуалов. Ритуальные формы были доступны только римлянам (и тем латинским общинам, которые имели право вступать в такие сделки с римлянами - ius commercii): отстранение чужаков (hostes) определяет общинную замкнутость исконно римской правовой системы.

Чистоту форм и следование освященному традицией стандарту обеспечивала на надобщинном уровне особая коллегия жрецов - понтифики (pontifices). Они ведали религиозными (ius sacrum) и светскими порядками римской жизни, коллегиально решая, какой вид должна принять та или иная норма или институт в новых обстоятельствах. Так с изменением условий жизни сохранялась нормативная стабильность и преемственность. В коллегию, помимо понтификов, которых было не менее 15, также входили фламины (высшие жрецы главных богов), девственные жрицы богини Весты и rex sacrorum (царь священнодействий) - суррогат религиозной функции царя в эпоху Республики.

Собственно понтифики ежегодно назначали одного из членов коллегии для специального изучения частного права. Частные правоотношения в ту эпоху регулировались как на основе представления о должном и правильном (aequum, ius), так и в соответствии с религиозным порядком (fas). Это обстоятельство, однако, не означает, что право совпадало с религией (как и религия не совпадала с правом): множественность социальных регуляторов соответствует многомерности социального бытия. В многофункциональной деятельности понтификов, охватывавшей всю нормативную систему римского общества, вполне различимы стороны, относящиеся именно к частному праву.

С самого раннего периода своей правовой истории римляне различали особую судебную власть (iurisdictio), которой обладали цари, начиная с Ромула (Cic., de re pub., 2,21,38; 5,2,3; Dionys., 4,25,2; 10,1,2; Liv., 1,41,5). Разбирая частные споры и конфликты, царь определял, что является ius (ius dicere), и выносил санкции за правонарушения. Царю принадлежала и законодательная власть: формулируя общие правила социального поведения (возможно, с помощью понтификов), он объявлял их народному собранию по куриям1 (comitia curiata), которое лишь одобряло его волю (lex curiata). "Царские законы" (leges regiae) - известные по цитатам и пересказам позднейших авторов2 - зачастую представляют собой обычаи, связанные традицией с именем того или иного царя, что повышало их авторитет.

Присутствие в некоторых из них санкции "sacer esto" (да будет sacer, т. е. посвящен подземным богам) само по себе не указывает на религиозный характер нормы. Человека, объявленного sacer,всякий мог безнаказанно убить, так что он оказывался "вне закона". Здесь в традиционной форме выражается вполне светская идея лишения защиты и покровительства (как богов, так и людей). Религиозно окрашенный язык древнейшего законодательства и соответствующего мышления отражает специфику социального опыта, сложившегося ко времени основания Города, который обычно и воспроизводился в первых законах.

3. С изгнанием царей (509 г. до н.э.) судебная власть и право законодательной инициативы переходят к двум высшим магистратам - консулам3 и сенату - аристократическому совету. Законы принимались только с одобрения сената (auctoritas patrum), но должны были обязательно вотироваться комициями. Установление республики (res publica) означало торжество суверенитета народа (populus, отсюда "publicus") и превращение Рима в гражданскую общину - civitas (совокупность граждан, cives).

Начало этому процессу было положено царями этрусской династии, правившей в Риме в VI в. до н.э. Реформа царя Сервия Туллия вводила новое военно-административное деление населения - по центуриям - на основе имущественного ценза и новый вид народных собраний (comitia centuriata). Тираническое правление последних этрусских царей - как оно предстает в традиции4 - означало подавление аристократии и политическое усиление комиций. Изгнание царей - закономерное явление после реформы - было одновременно реваншем родовой знати. Только сенаторы (patres) и их потомки - патриции (patricii) избирались на высшие должности в государстве, непатриции такого права не имели. Так, в начале V в. до н.э. в Риме складываются два сословия:патриции и плебеи (plebs). В ходе борьбы за полноправие плебс добился признания собственных магистратов - трибунов (tribuni plebis), которые не имели высшего imperium, как консулы, но обладали властью иного, Не военного, характера - potestas. Трибуны могли парализовать распоряжение любого другого магистрата (право veto), в том числе исполнение судебного решения, и имели право законодательной инициативы даже в общенародных собраниях. Однако их власть ограничивалась чертой Города. Помимо этого, трибуны председательствовали на собраниях плебса (concilium plebis).

4. Как этап политической борьбы сословий традиция рисует и первую римскую кодификацию, когда под давлением плебса, требовавшего установления определенности в праве, в 451 г. до н.э. была назначена законодательная комиссия из десяти мужей (decem viri), которая разработала законы Двенадцати таблиц. Leges duodecim tabularum были вотированы комициями в 449 г. и стали основой дальнейшего правового развития Рима, "источником всего публичного и частного права" ("fons omnis publici privatique... iuris" - Liv., 3,24,6). Все множество обычаев (mores) и отдельные куриатные законы (leges regiae) были приведены в систему и зафиксированы в общезначимой и единообразной форме публичного закона (lex publica). Все нормы, не вошедшие в этоткодекс, отныне утратили силу.

XII таблиц были построены тематически: первые разделы относились к процессу, четвертая таблица содержала нормы семейного права,восьмая - уголовного, десятая ограничивала роскошь похоронных обрядов. Различение отраслей проявилось и в стиле отдельных норм: мелочная регламентация процессуальных форм, ответственности из деликтов, прав по соседству, - противостоит абстрактным и емким правилам, регулирующим отношения, основанные на индивидуальном волеизъявлении (распоряжение имуществом и свобода завещаний, свобода модификации эффекта сделки на основе дополнительного волеизъявления).

Степень новаторства децемвиров была крайне низкой: само их назначение соответствует более консервативным, нежели реформаторским целям. Возможно, некоторые институты и были введены впервые (как новый тип иска: legis actio per iudicis arbitrive postulationem - Gai., 4,17a; или иск о разделе общего наследства - D. 10,1,1), но и в отношении таких норм главное состояло в законодательной фиксации. Скажем, установление двухлетнего срока приобретательной давности для недвижимости предполагает, что недвижимость была вовлечена в коммерческий оборот до принятия Законов, которые лишь подтвердили (или обобщили) предшествующую практику.

Законы упоминают многие устойчивые институты и формы сделок как общеизвестные, фиксируя лишь специфические ограничения. Запрет продавать подвластного сына (films families) более трех раз под угрозой утраты отцовской власти над ним исходит из наличия в семействе (familia) всевластного домовладыки (pater familias). Институт власти домовладыки (patria potestas) как таковой не обсуждается в Законах и предстает доримским учреждением, известным со времен Ромула (Dionys., 2,26; Pap. in Coll., 4,8,1)-, которому и приписывается указанное ограничение (Dionys., 2,27), лишь воспроизведенное в XII таблицах (IV,2: Gai., 1,132; Ulp., 10,1). Такой подход отражает значительную степень консолидации опыта правового общения ко времени кодификации. Эта особенность оставила открытой возможность последующей интерпретации (interpretatio) в ответ на изменения форм социальной организации и основ социального взаимодействия.

5. Отныне римляне подавали иски в суд, основываясь на постановлениях Законов; ссылки на другие основания силы не имели. Формулы судебных исков (legis actiones) составляли понтифики. Они же занимались толкованием (interpretatio) Законов. Распространяя значение слов на другие явления, создавая новые институты на основе старых ритуальных форм, облекая типичные волеизъявления в строгие формулы заявлений при сделках, влияя на решение суда, они создали римское гражданское право - ius civile в его первичном виде как правовую систему римской civitas.

Понтифики обладали монополией на толкование XII таблиц и составление судебных исков (legis actiones) по запросу частных лиц,однако их роль при этом была именно консультационная, поскольку информация о Законах, хранившихся в храме Сатурна вместе с государственным архивом, не была поставлена под контроль коллегии5. Разумеется, практический интерес граждан сосредоточивался на составлении исков, что объективно ставило их в зависимость от знатоков. Отсюда - устойчивая традиция о том, что понтифики хранили Законы в секрете. Заслуживающая доверия в отношении религиозных установлений (Liv., 6,1,10)6 и календаря (хотя и здесь трудно говорить о тайне: некоторые процедуры судебного преследования в XII таблицах предполагают строгий учет времени по фазам Луны, что, видимо, требовало особых навыков), эта легенда применительно к формулам исков отражает лишь профессиональную монополию коллегии понтификов на толкование Законов и юридические консультации. Иски имели фиксированную языковую форму (certa verba), и проблему составляло не знание формул, а умение их правильно применять.

В такой реконструкции убеждает анализ традиции о нарушении секрета понтификов писцом7 Гнеем Флавием, соратником Аппия Клавдия Цека, цензора 312 г. до н.э., известного своей демократической программой. Крайне тенденциозную версию сообщает юрист II в. н.э. Помпоний, составивший уникальную в римской правовой литературе краткую историю римского права ("Enchiridion"). Отметив монополию понтификов на интерпретацию и составление исков, он продолжает (Pomp. D. 1,2,2,7):

  Позже, когда Annuu Клавдий составил эти иски и придал им форму, Гней Флавий, писец, сын его вольноотпущенника, передал народу похищенную книгу, и этот дар был столь любезен народу, что Флавий сделался трибуном плебса, сенатором и курульным эдилом. Эта книга содержит иски и называется Флавиево гражданское право.

В таком виде история Флавия, скорее, отрицает секрет понтификов, поскольку Аппий Клавдий не входил в эту коллегию, как следует из дошедшей до нас надгробной надписи (elogium), перечисляющей его должности (CIL, 1,192 = Dessau, 54)8. Кража доступных постороннему материалов выглядит маловероятной.

Происходя из низов, Флавий сделал политическую карьеру, прославившись несколько эксцентричной оппозицией аристократии (Cell., 7,9,1-6). В 304 г. он освятил храм Согласия (Concordia), преодолев, опираясь на народ (consensu populi), сопротивление великого понтифика (pontifex maximus) Корнелия Сципиона Барбата, который, ссылаясь на заветы предков (mores maiorum), запретил освящать храм магистрату, рангом ниже консула (Liv., 9,46,6). На храме Флавий водрузил надпись, гласившую, что он был освящен в 204 году после изгнания царей (Plin., Nat. hist., 33,1,20)9. Этим актом Флавий утвердил новый порядок летосчисления (Ibid., 33,1,17), противопоставив его патрицианскому обычаю называть год по именам консулов. Реформа летосчисления, подрывающая авторитет знати, согласуется с версией, по которой Флавий опубликовал календарь - fasti (Liv., 9,46,5; Plin., Nat. hist., 33,1,18; Macrob. Sat., 1,15,9). О нарушении монополии понтификов в результате этого акта говорят Ливии и Цицерон, который, иронизируя, даже добавляет, что разгневанные понтифики составили иски, чтобы без их участия в судебных делах не могли обойтись (Cic., pro Mur., 11,25). Эти слова косвенно подтверждают, что публикация не могла содержать иски. Однако именно Цицерон называет объектом публикации actiones (Cic., de oral., 1,41,186). В письме своему другу Аттику (Cic., ad Alt., 6,1,8) он говорит, что одна из XII таблиц, содержавшая календарь, была, по сведениям разных авторов, утаена, так что именно Гней Флавий впервые издал fasti и составил иски. Здесь же Цицерон выражает намерение развить эту тему в сочинении "De re publica"10, что, видимо, и было исполнено. Хотя до нас эта часть произведения не дошла, она, несомненно, была использована Помпонием, изучавшим при работе над своим сочинением труд великого оратора.

Столь устойчивая связь между fasti и actiones обязана древнему различению дней (в зависимости от фазы Луны) на пригодные и непригодные для общественных дел, включая судебные тяжбы. Качество дней объявляли именно понтифики. Отсюда недалеко до представления о деянии Флавия как о значительном шаге в распространении правовых знаний. Аивий (Liv., 9,46,5) очень точно передает эту логику:

  ...гражданское право, помещенное в сокровенных архивах понтификов, изъял и выставил доску с календарем на форуме, чтобы стало широко известно, когда можно вчинять судебные иски.

Этому взгляду вторит и Цицерон (Cic., de Mur., 11,25), когда говорит:

  Лишь немногие знали, когда можно, а когда нельзя вчинять иск; ведь календарь не был широко известен. Те, к кому обращались за консультациями, были весьма могущественны; у них даже день испрашивали, будто у Халдеев.

Аллюзия на тайное знание ближневосточных жрецов соответствует словам Макробия о том, что младшие понтифики (pontifices minores) наблюдали за фазами Луны и объявляли о них главе коллегии, пока этот порядок не вышел из употребления из-за публикации Флавия. Все авторы говорят о недовольстве знати поступком писца, подчеркивая прогрессивность деяния. Очевидно, древняя практика с изменением мировоззрения стала представляться как зависимость от жрецов, тогда как в древности она, несомненно, считалась удобной: доверяясь знающему, человек чувствовал себя уверенней. Всеобщее значение деления дней на fasti и nefasti исключало конфликты на этой почве. К тому же запрет на общественную деятельность в определенные дни не был абсолютным: Варрон (Varro, de 1.1., 6,30) сообщает об отпущении раба на волю, которое считалось действительным, несмотря на то, что было совершено в dies nefastus.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты