Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Лекция 12 Определение человека. Личность.




 

Что такое человек? В современной цивилизации нет единого определения человека. У каждого существует интуитивное знание о том, что такое человек, благодаря которому всегда безошибочно узнается – человека мы видим перед собой или нет. Но если попытаться дать определение человека, то оно всегда распадается на множество определений. В современной культуре сосуществуют различные представления о том, что такое человек.

1. Человек – это разумное животное. Это представление сформировалось в античности и связано оно с образом жизни античного человека и его представлениями о космосе. Люди тогда жили в небольших городах-государствах (полисах), которые управлялись с помощью установленных людьми законов. За пределами полиса был мир дикой природы и варварских племен. Человек ощущал себя с одной стороны причастным природе, как животное, а с другой стороны видел, что он от животных отличается, и думал, что это отличие заключается в способности жить в обществе, управляемом разумными законами. Способность устанавливать законы коренится в разуме, как считали античные люди, и в этом специфика человека.

2. Человек – это образ и подобие Бога. Данное представление было принято в христианском мире, в эпоху средневековья.

3. Человек – вершина биологической эволюции. Это уже представления эпохи Нового времени с ее преклонением перед естественными науками.

Все эти представления существуют параллельно друг другу до сих пор, а с ними соседствуют еще великое множество определений человека. Внутри каждой науки существуют собственные определения человека, а кроме того есть еще и литературные определения, национальные (самоназвание народа обычно переводится как “человек”, например, нивхи – это народ, а “нивх” в их языке это “человек”). Еще есть юридическое понимание и т.д. Все эти представления отличаются друг от друга, однако, интуитивное понимание, которым обладает и ребенок, едино и одинаково у всех людей. Задачей философии является проанализировать эту интуицию и попытаться выразить в определении.

Философию интересует вопрос – что есть сущность человека? То есть что делает человека именно человеком? Интуитивное понимание того, что такое человек, осуществляется двумя путями. Во-первых, как самоидентификация, то есть осознание человеком самого себя – это самосознание. Во-вторых, идентификация другого как человека и общение с ним. Все остальные вышеупомянутые определения надстраиваются впоследствии над этим интуитивным пониманием. Они могут подтверждать интуицию (например, биологическое определение по генетической совместимости), или противоречить ей (например, юридическое определение по имеющимся или отсутствующим паспорту, свидетельству о рождении и т.д.), но все они не раскрывают того, что есть человек сам по себе, как человек, а не какая-то отдельная функция. То есть эти определения не отвечают на вопрос о сущности человека. В первичной интуиции дана именно сущность человека, его уникальность по отношению ко всему другому, а раскрыть эту сущность – задача философии.

Чтобы выявить в человеке свойство, делающее его уникальным, нужно рассмотреть все его свойства и выявить то из них, которое принадлежит именно человеку. Рассмотрим сначала телесное бытие. Тело человека отличается от тела животного, этих отличий множество, но нас интересует то из них, которое отличает не один вид животного от другого вида, а вид от всего рода (от всех других видов). Например, можно сказать, что человека от обезьяны отличает положение на кисти руки большого пальца, но отличие обезьяны от лошади еще больше. Нужен такой признак, который отличает человека от вообще всех животных, причем отличает принципиально, а не так как один вид животных от другого вида. Мы видим, что строение тела животного функционально приспособлено к среде обитания, а у человека эта особенность отсутствует. Человек многофункционален, а животное – нет. Это отличие принципиально. Согласно Дарвину эволюция идет по пути все большей специализации свойств тела животного, но тогда человек никак не мог возникнуть путем эволюции из животного царства. Скорее наоборот, все животные возникли путем постепенной деградации человека; если придерживаться теории Дарвина, это предположение будет более логичным. Есть другая, очень древняя, точка зрения, согласно которой строение тела человека синтезирует в себе все качества животного царства, и не только его, а и всего космоса. Это выражено в идее макро- и микрокосмоса. Макрокосмос – это вся Земля с ее обитателями, а микрокосмос – человек. Их строение идентично, т.е. тело человека устроено во всем подобно тому, как устроена Земля. Эта идея лежит в основе многих психосоматических практик, особенно восточных. Но и в христианстве существует та же идея: мир – образ Бога, а человек – образ и подобие Бога, а значит и мира в той же степени. Русский философ Сергий Булгаков считает, например, что человек – всеединое животное, а животные – раздробленное состояние человека.

Рассмотрим теперь специфику человека с точки зрения разумности. Если определение человека строить на наличии у него разума, то надо сначала определить, что такое разум? Это является проблемой. Понятие “быть разумным” включает в себя много чего: уметь думать, чувствовать, говорить, испытывать эмоции. Животное тоже умеет все это: оно ощущает себя существующим, чувствует различные состояния тела, испытывает эмоции также как и человек. Часто утверждается, что уникальность человека заключается в способности мыслить абстрактно, хотя недавно гориллы поставили под сомнение это утверждение, обнаружив способность общаться на языке немых. От наличия второй сигнальной системы тоже не зависит уникальность человека, так как она – лишь инструмент, которым разум может пользоваться, но сама она не является разумом как таковым. Итак, способность абстрактно мыслить не есть признак разумности. Можно подойти к определению разума с точки зрения интеллекта, т.е. способности соображать, догадываться, находить решение задачи. Эксперименты показали, что человеческий интеллект в чистом виде, т.е. без своих инструментов (абстрактного мышления, например), не очень-то отличается от интеллекта животного. Получается, что ни эмоции, ни ощущения, ни чувства, ни абстрактное мышление или интеллект не являются принципиальными отличиями человека от животных. Так в чем же заключается специфическая разумность человека?

Дело в том, что животные никогда не думают о бесполезном, а люди способны проявлять интерес к тому, что не связано с конкретной ситуацией и имеющимися мотивами. Животные очень хорошо и быстро умеют решать конкретные задачи, например, как бы достать еду, что для этого надо сделать, но они никогда не будут обращать внимание на неинтересующие их, т.е. отвлеченные от нужд тела, проблемы. Человек не только думает, но он способен отвлекаться от конкретной психологической ситуации и думать о чем-то, что не связано с ней. Таким образом, свобода мысли – это основа уникальной разумности человека. И животное и человек воспринимают ситуацию как данность, но человек может ее игнорировать, а животное не может. Животное обладает свободой выбора, но только из имеющихся мотиваций, например, стащить сыр со стола или нет? С одной стороны сыр вкусный, а с другой стороны – хозяин накажет. Человек, в отличие от животного, может изменять мотивации, формировать новые. Свобода воли человека в этом и состоит; она определяет способность свободно мыслить, что порождает в свою очередь абстрактное мышление как инструмент разума. Горилла может научиться абстрактно мыслить, но не может сама придумать абстрактное мышление, у нее нет для этого свободы воли.

Эта же свобода воли лежит в основе способности к самообучению. Бесконечная возможность полагать новые мотивации является основой саморазвития. Чтобы чему-либо научить, нужно сначала эмоционально заинтересовать, то есть вызвать к чему-то эмоциональную реакцию. Эта реакция и будет мотивом к обучению. Животное не способно полагать новые мотивации, а человек способен.

Эта способность вытекает из способности формировать новые ценности (ценность знания, например). Ценность – это специфический смысл, который определяет значимость поступков, событий, явлений и вещей. Мы умопостигаем ценность как смысл и переоцениваем (переосмысливаем) то, что видим вокруг себя. Это переосмысление приводит к полаганию новых мотиваций, следовательно, к способности саморазвития.

Все эти замечательные специфически человеческие способности связаны с наличием свободы воли, без нее они невозможны. Поэтому свобода воли и есть та искомая сущность, которая делает человека человеком. Именно ее воспринимает интуиция человека, когда он ощущает себя человеком и общается с другими людьми как с людьми.

Далее нужно отличить понятия “человек” от понятия “личность”.

Человек определяется наличием потенцией свободы воли, а личность – реализацией свободы воли.

Даже если человек не проявляет чисто человеческих качеств, мы все равно воспринимаем его как человека просто по наличию у него потенции свободы воли. Человек либо есть, либо его нет, он не может возникать постепенно, он всегда есть нечто целое. Он может быть без руки или ноги, может быть умственно неполноценным, но он все равно человек, потому что в нем потенциально присутствует свобода воли. Когда возникает эта потенция? Очевидно, в момент зачатия, так как выше уже сказано, что даже несформировавшийся телесно человек все равно есть, и есть как человек, а не как половина или четверть человека. Юридическое понимание человека противоречит этому, так как юридически установлен срок, когда зародыш считается уже человеком (несколько недель), а до этого еще не считается. Но это неправильное понимание, ведь свобода воли не обусловлена телесным развитием, наличием мозга, например, или еще чего-то. Конечно, могут существовать разные препятствия для раскрытия свободы воли, например, медицинского плана, но, несмотря на них, потенция свободы все равно присутствует уже по факту присутствия человеческого тела, вне зависимости от того, как оно развито.

Личность, в отличие от человека, понимается всегда как процесс, а не как стационарное состояние. Процесс формирования личности протекает от одного этапа свободного самоопределения к другому, т.е. не эволюционно, а скачкообразно. Между этими скачками есть промежутки, когда человек живет по инерции, поступая как все, или так, как ранее определился сам. Обычно, особенно в детстве, процесс формирования личности происходит незаметно для окружающих. Младенец не заплакал, перетерпел страх в какой-то момент, это было его свободным решением, и это имеет более важное значение для личности, чем, например, поступление в университет. Однако его родители совершенно ничего не заметили. Процесс формирования личности – это дело внутренней жизни.

Личность предполагает самосознание, а не только ощущение себя живущим (это могут и животные). Самосознание – это тождество Я-в ситуации и Я-внутреннего. Я ситуативное – это временное бытие, так как человек выражает себя во времени, в потоке жизни. Я-внутреннее – это самость; она есть нечто предшествующее ситуации, протекающей во времени, поэтому она вневременна. К тому же самость содержательна. По этим содержаниям Я-внешнее обнаруживает соответствие со своей самостью или несоответствие с ней. Эти ощущения соответствия или несоответствия себе лежат в основе счастья или страдания. В отличие от человека животные не грузятся по поводу соответствия себя себе внутреннему, так как у них нет такого разделения, они всегда полностью внутри ситуации.

Способность раскрывать содержания самости и есть свобода воли. Раскрытие этих содержаний и формирует личность. Поэтому личность зависит от свободы воли, а не наоборот. Иначе мы поступали бы не свободно, а в зависимости от имеющихся содержаний сформировавшейся на данный момент личности.

 

То же самое более кратко:

 

Человек и личность

Сущность человека – это то, благодаря чему человек является человеком. На дорефлексивном уровне эта сущность усматривается в самоидентификации себя как человека и в общении, условием которого является признание Другого в качестве человека. Другие научные или культурно-исторические понимания человека надстраиваются над исходной интуицией, удостоверяющей, что есть человек, и не могут поставить ее под сомнение. Например, никакие биологические исследования не могут быть решающим аргументом в пользу признания представителя другой расы человеком – это должно интуитивно удостоверяться в общении. В культурно-историческом понимании человек определяется через разум. Понятие «быть разумным» проблематично, так как включает в себя самые разные смыслы: уметь думать, чувствовать, говорить, испытывать эмоции. Но и животное тоже ощущает себя существующим, переживает различные состояния тела, эмоции. Сомнительно и то, что уникальность человека состоит в способности пользоваться абстрактным языком, так как гориллы также обнаружили способность общаться на языке немых. Абстрактное мышление – это не разум, но лишь инструмент, которым разум пользуется. Этим инструментом можно пользоваться и без разума, например, неразумный компьютер использует абстрактные языки для нахождения решений. Не только абстрактное мышление, но и сообразительность не является уникальным свойством человека, так как многие животные в этом ему не уступают. Отличие мышления человека от мышления животного в том, что мысль животного определяется психологической необходимостью, человек же обладает свободой мысли, которая определяется свободой воли. Свобода воли лежит в основе способности к ценностному самоопределению, которое формирует новые мотивации, освобождающие от мотиваций, возникающих в соответствии с психологической необходимостью. Это позволяет человеку бесконечно развиваться, формировать духовную культуру, быть религиозным, нравственным, ответственным и т.д. Поскольку именно свобода воли лежит в основе всех человеческих способностей, то именно она и является сущностью человека. Человек определяется через потенцию свободы воли, а личность – через раскрытие свободы воли. Бывает, что человек не обнаруживает основных человеческих качеств (например, немой не умеет разговаривать, младенец не мыслит абстрактно, а лежащий в коме вообще себя не осознает), однако это не основание отрицать наличие потенции свободы воли. Как раскрывается эта потенция и раскрывается ли она вообще, не имеет отношения к определению человека. Эта потенция закладывается в момент зачатия, когда возникает автономная от матери сущность, поэтому зачатый зародыш – уже человек. Если человек – это данность, которая либо есть, либо нет, то личность – это процесс становления, который никогда окончательно не завершается. Становление личности происходит скачками, от одного этапа свободного самоопределения к другому. Между этими скачками есть промежутки, когда человек живет по инерции, поступая как все или в соответствии с собственными наклонностями. Начало процесса формирования личности еще незаметно для окружающих. Например, младенец не заплакал, перетерпел страх, когда раздался резкий звук. Это еще не осознанное, но уже свободное самоопределение к раздражающему фактору более значимо для формирования личности, чем любой общественно значимый поступок взрослого. Именно поэтому, в едва научившемся разговаривать ребенке мы уже видим вполне сложившуюся личность, переориентировать направление развития которой уже невероятно сложно. Личность предполагает самосознание, а не только данность собственного существования (которую имеют и животные). Самосознание раскрывается в самосоотнесенности с собой, а именно, в тождестве эмпирического Я (Я в конкретной ситуации) и внутреннего Я (самости). Животное ощущает себя только на эмпирическом уровне. Эмпирическое Я раскрывается в потоке жизни и характеризуется временностью. Оно соизмеряется с внутренним Я как первичным по отношению к любому эмпирическому содержанию. Несоответствие между внешним и внутренним порождает всевозможные комплексы неполноценности: интеллектуальный, социальный, физический и т.д. Если данное несоответствие проявляется в конкретной ситуации, то это очень неприятно, но если несоответствие характеризует жизнь в целом – то это уже трагедия. Чем сильнее несоответствие, тем сильнее страдания, которые оно причиняет. Полное неприятие себя ведет к абсолютному страданию. Верно и обратное, соответствие себя внешнего и внутреннего выражается в чувстве самореализации, которое несет ни с чем не сопоставимую радость и счастье. Поэтому счастливы только те, кто понял свое призвание и реализует его в жизни; те же, кто имеет все, что захочет, но идет не своим путем, все равно остаются несчастными. Животное, в отличие от человека, не страдает комплексами неполноценности, но и не знает радостей самореализации.

Из сказанного вытекает, что самость:

1) содержательна (иначе было бы невозможно говорить о соответствии самому себе);

2) вневременна (первична по отношению к любому психическому содержанию, раскрывающемуся во времени, т.е. предшествует ему);

3) потенциальна (так как она предполагает актуализацию в эмпирическом бытии). Вневременность самости не следует понимать натуралистически как нечто потустороннее. Вневременное может быть имманентно времени, т.е. обнаруживаться в каждом моменте как первичное тому, что становится во времени. Самореализация предполагает актуализацию потенциального содержания самости, что реализуется в акте свободы воли. Из этого следует, что потенциальность самости – это потенция свободной воли, которая и составляет содержание сущности человека. На основании этого можно дать определение личности, которое я формулирую максимально кратко: Личность – это процесс самореализации в самосознании потенции свободы воли.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты