Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Организационно-управленческие основы советской системы физического воспитания, различные направления её развития в 1920-1930-е годы




Создание основ советской системы физического воспитания и спорта началось с введения в ней государственных органов управ­ления. Вначале (1918 — 1920) это было Главное управление всеоб­щего военного обучения и формирования резервных частей Крас­ной Армии (Всевобуч). Появление этого органа было вызвано нуж­дами шедшей тогда гражданской войны. В его составе имелся отдел физического развития и спорта, который ведал физической под­готовкой в армии и допризывников. В 1920 г. был организован Выс­ший совет физической культуры (ВСФК), который в 1930 г. переименован во Всесоюзный совет физической культуры при Прави­тельстве СССР. Наконец в 1936 г. высший орган управления полу­чает наименование Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта (ВКФКС). По существу, с тех пор структура управления, основанная на принципе вертикальной подчиненно­сти нижестоящих организаций вышестоящим, не менялась до пре­кращения существования СССР, т.е. до 1991 г. Лишь в 1953 г. Спорткомитет ввели в структуру Министерства здравоохранения, но через 9 месяцев вернулись к прежней системе управления, а в период 1960—1968 гг. в стране функционировал Центральный со­вет Союза спортивных обществ и организаций СССР — обществен­ный орган управления. Однако и такая система управления была признана нецелесообразной. Практика выявила ошибочность по­добного подхода к руководству физкультурно-спортивным движе­нием.

В начале 20-х гг. отсутствовало единое мнение о содержании и методах работы по физической культуре. Было ясно, что принци­пы советской физкультуры должны быть иными, чем в западноев­ропейских странах, но сторонниками разных направлений пред­лагались своеобразные пути ее развития. Так, представители одно­го из них видели развитие «социалистического» характера физи­ческого воспитания в том, чтобы в школах «занимались только считавшейся благоприятной и полезной для учеников игровой де­ятельностью». Таким образом, предлагалась упрощенная схема фи­зического воспитания.

Приверженцы медицинского направления исходили из того, что эксплуатация и нездоровый образ жизни ослабили организм рабо­чих и их детей. Поэтому, учитывая влияние трудностей производ­ственной деятельности, считали, что дополнительные нагрузки, связанные с выполнением физических упражнений, занятием спортом, вредны для здоровья рабочих. Такие виды спорта, как футбол, бокс, тяжелая атлетика, борьба, гимнастика на снарядах, по их мнению, из физического воспитания рабочего класса долж­ны быть исключены как слишком нагрузочные. Предлагался так называемый порядок физического воспитания согласно нормам, который рекомендовал молодежи заниматься только упражнения­ми с незначительной нагрузкой, гигиенической и лечебной гим­настикой, играть и гулять. К примеру, футбол, как сообщает «Все­общий календарь Российского общества Красного Креста», издан­ный в 1925 г., «...вызывает сильное напряжение сердца и легко приводит к азарту, а сердце у пионера слабое, управлять собой пионер не сразу научается и в увлечении может вместо получаса проиграть 3 часа, что очень вредно... Высший совет физической Культуры запрещает играть в футбол раньше 17 лет. Точно так же Нельзя пионерам заниматься французской борьбой... Вместо французской борьбы можно рекомендовать сопротивление в виде пере­тягивания друг друга на палке».

Специфическую форму развития физической культуры предла­гали приверженцы Пролеткульта. Они полностью отрицали «бур­жуазную систему упражнений». Доходило до абсурда. Например, в 1925 г. была опубликована статья о педагогической сущности фут­бола, где доказывалось, что эта игра, поскольку она является изоб­ретением английской буржуазии, учит советскую молодежь обма­ну, что, дескать, финт — это обман, а следовательно, он (финт) отрицательно влияет на личностные качества занимающегося этим видом спорта. Вместо «буржуазных упражнений» рекомендовалась «трудовая гимнастика», т. е. подражательные формы рабочих дви­жений (загребание угля, пиление, строгание и т. п.). Большая роль отводилась зрелищным демонстрациям, где упражнения нужно было выполнять с выразительной силой, наподобие балета. Осо­бенно ярко это проявлялось в танцевальных движениях. Напри­мер, выдающаяся американская танцовщица А. Дункан, жившая в России в начале 20-х гг., стремилась в хореографических образах воплотить лозунги коммунистической революции. Она танцевала «идею красного знамени», «гимн III Интернационала», песни пионеров и комсомольцев.

Это направление не выступало против спорта вообще, но отри­цало личные соревнования. Приверженцы Пролеткульта были про­тив развития в нашей стране целого ряда видов спорта (бокса, спортивной гимнастики, футбола и др.) только потому, что они культивировались в капиталистических странах. В программных те­зисах ЦК Пролеткульта «О задачах физической культуры пролета­риата» говорилось:

«1. Отрицая с исторической и научной точки зрения все старые системы физической культуры буржуазии, пролетариат создает классовую физическую культуру.

2. В настоящее время надо строить не физическую культуру для пролетариата, а физическую культуру пролетариата.

3. Новая физическая культура пролетариата — это психофизио­логическое воспитание квалифицированного человека.

4. Новая физкультура пролетариата есть новая трудовая гимнас­тика и новый коллективный спорт...».

Эти положения Пролеткульта критиковались В. И. Лениным и ЦК РКП(б) «...как теоретически неверные и практически вред­ные...». По заданию Ленина публицист Я. А. Яковлев в 1922 г. напи­сал большую статью в газете «Правда» с критикой позиций Про­леткульта в физической культуре и спорте. В статье не без сарказма отмечалось: «Отныне мы играем в футбол, лаун-теннис, городки, выбрасываем руки, ноги и тело в разные стороны в «сокольских играх» по-новому, по-пролетарскому, по-культурно-пролетарскому, посрамляя тем культуру Ллойд-Джорджа всячески». Тем не менее взгляды Пролеткульта нанесли существенный вред физическому воспитанию в нашей стране. Мнение сторонников Пролеткульта примитивно сводилось к тому, что спортивное оборудование и снаряды, физические упражнения и качества обусловливают ту или иную мораль.

Показательна в этом плане судьба скаутского движения — од­ной из популярных среди детей и юношей внешкольной формы работы по всестороннему воспитанию, в том числе и физическому. Отношения скаутов с большевиками были определенно холодны­ми и со временем еще более ухудшались. Кроме непосредственной связи многих скаутов и скаут-мастеров с белогвардейцами были и другие причины ухудшения отношений. Дело в том, что с созда­нием в 1918 г. комсомольской организации скауты стали в некото­ром роде ее конкурентами. Кроме того, оппозиционно настроен­ные по отношению к большевикам слои рассматривали скаутов как противоядие анархии, революции и безбожию. По их убежде­нию, скауты олицетворяли дисциплину, стабильность, истинные духовные ценности святой Руси. В свою очередь, многие больше­вики считали скаутов «инструментом» британского правительства и мировой буржуазии. Но хотя дискуссии о скаутском движении проходили остро, оно сохранялось и даже развивалось вплоть до 1922 г. Так, например, к 1920 г. было создано 14 скаутских отрядов в различных городах Московской губернии. Эти отряды вошли в состав московской дружины скаутов. В этом же году подотдел фи­зической культуры отдела народного образования Московского губ-совдепа провел второе расширенное совещание по скаутизму. Было заслушано сообщение одного из лидеров этого движения В. А. По­пова. Он, в частности, сказал, что скаутские организации ставят своей целью борьбу с моральным и физическим вырождением юного рабоче-крестьянского поколения; средством борьбы с эти­ми явлениями скаутские организации считают физические упраж­нения детей и подростков до 16-летнего возраста в естественных природных условиях. В. А. Попов отметил, что организационная и содержательная деятельность скаутских отрядов подчинена зако­нам и обычаям скаутов, принятым комиссией по разработке по­ложения о скаутизме при Центральном управлении Всевобуча. Скаутские отряды должны создаваться на добровольных началах по территориальному принципу, чтобы скауты легко могли под­держивать связь между собой, быстро собираться в случае стихий­ных бедствий — пожаров, наводнений, катастроф и т. п. В 1920 г. Центральным управлением Всевобуча были разработа­ны законы, правила и обычаи, разрядные требования (1, 2 и 3-й Разряды), программа состязаний по скаутской подготовке. В каче­стве примера приводим требования к 1-му разряду

1. Пробыть в организации не менее 6 месяцев.

2. Знать краткую историю скаутского движения в России и за границей.

3. Уметь оказывать первую помощь до прибытия врача.

4. Уметь сделать съемку местности.

5. Проплыть не менее 50 м и владеть приемами спасания.

6. Пробыть 2 недели в лагере и участвовать не менее чем в 5 экскурсиях.

7. Пройти одному или с товарищем 15 км и представить пись­менный отчет об этом.

8. Определить на глаз расстояние в лесу, комнате, на площадке.

9. Уметь вести отряд из 30 скаутов.

10. Иметь какой-нибудь трудовой навык.

11. Провести беседу на тему о скаутизме.

В день принятия Всевобучем законов и обычаев скаутов 20 мая 1920 г. в Московской губернии проводился День спорта. Он состоял­ся в Москве и ряде уездных (районных) городов: Павлово-Посаде, Верее, Волоколамске, Клину, Богородске (Ногинске). Результаты показанные на этих состязаниях, представлены в таблиц.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты