Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ




ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. А. ЖДАНОВА

Проф. О. С. ИОФФЕ

СОВЕТСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

(КУРС ЛЕКЦИЙ)

ПРАВООТНОШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОДУКТАМИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

ИЗДАТЕЛЬСТВО

ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1965

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Ленинградского университета

 

Книга является завершением работы того же автора, ч. 1 которой издана в 1958 г. и ч. II—в 1961 г. Она посвящена авторскому, изобретательскому праву и праву на открытие, а также семейному и наследственному праву. В ней обобщаются и анализируются законодательный материал по указанным вопросам, судебная практика и практика органов государственного управления. Читатель знакомится с основными теориями, выдвинутыми по перечисленным проблемам в советской цивилистической литературе.

Книга рассчитана на студентов, аспирантов, практических работников, а также на преподавателей юридических вузов.

Отв. редактор А. К. Юрченко

РАЗДЕЛ 1

ПРАВООТНОШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОДУКТАМИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Советское гражданское право, как это вытекает из закрепленного в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик [1] определения его предмета, регулирует не только имущественные, но и связанные с ними личные неимущественные отношения советского общества, а в случаях, указанных в законе, оно охраняет также иные, т. е. не связанные с имущественными, социалистические личные неимущественные отношения (ст. 1 Основ). В первой и второй частях нашего курса[2] речь шла почти исключительно о гражданско-правовом регулировании имущественных отношений. В настоящей, заключительной части не меньшее внимание должно быть уделено личным неимущественным отношениям, так как из трех ее разделов—«Правоотношения, связанные с продуктами творческой деятельности» (раздел 1), «Семейное право» (раздел II), «Наследственное право» (раздел III) —первые два касаются институтов, для которых характерно тесное переплетение норм об имущественных и личных гражданских правомочиях, и только третий раздел посвящен главным образом характеристике соответствующего комплекса имущественных правоотношений.

Обращаясь к проблемам, которые составляют содержание первого раздела, нельзя не заметить, что обязательную предпосылку возникновения охватываемых им правоотношений составляют продукты творческой деятельности, каковыми являются произведения науки, литературы и искусства, научные открытия, изобретения и рационализаторские предложения. По (стр.3) этому, прежде чем приступить к анализу названных правоотношений и юридических норм, на основе которых они устанавливаются, необходимо выяснить, что такое творческая деятельность, какими признаками отличается самое понятие творчества.

В широком смысле слова творить — значит созидать, т. е. создавать нечто новое, ранее не существовавшее. С этой точки зрения творит и человек, и природа, а созидательные способности человека проявляются в сфере как духовного, так и материального производства, при осуществлении не только умственного, но и физического труда. Однако творчество—это не всякая, а лишь сознательная созидательная деятельность, на которую способен только человек, но не стихийные силы природы. К тому же и в пределах сознательной деятельности людей следует различать акты производящие и воспроизводящие. Первые характеризуются созданием нового в качественном, а вторые — в количественном отношении. Одно дело, например, написать книгу или создать конструкцию новой машины, и совсем другое дело — издать написанное произведение или осуществить серийное производство вновь разработанной технической конструкции. Разумеется, и там и здесь создается нечто новое, но в первом случае такое новое, подобного которому ранее вовсе не существовало, а во втором случае новизна ограничивается воссозданием известного в том же виде (например, при перепечатке рукописи) или в перевоплощенном состоянии (например, при изготовлении машины на основе созданного проекта ее конструкции). По признаку качественной новизны акты производящие как раз и отличаются от актов воспроизводящих. Творчество в собственном смысле слова и есть не что иное, как сознательный производящий акт, отличительной особенностью которого является наличие качественной новизны, тогда как сознательный воспроизводящий акт, поскольку он не представляет собой чего-либо качественно нового, относится к сфере не творческой деятельности, а технической работы.

Совершенно очевидно, что при таком понимании его сущности творчество составляет область духовного, а не материального производства. Действительно, сравнивая архитектора с пчелой, Маркс писал: «... самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове»[3] Вслед за приведенным сравнением Маркс формулирует положение, в котором отмечает одну из решающих особенностей труда человека. Она состоит в том, что «в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника, т. е. идеально».[4] Отсюда (стр. 4) следует, что процессы материального воспроизводства носят воспроизводящий характер по отношению к тому, что их участники мысленно представляли себе ранее. В отличие от этого работа интеллектуальная может быть и производящей, если она обусловливает появление качественно новых мыслительных представлений.

Но если творчество — явление интеллектуальное, то уже не составляет особого труда установить, в чем конкретно проявляется свойственное ему качественное материальное содержание мыслительных процессов, совершающихся в мозгу человека, образует окружающая действительность. Последняя отражается в сознании в виде понятий или образов, которые облекаются в соответствующую форму (словесную, музыкальную и т. п.). Новизна понятий или образов, либо новизна выражающей их формы, либо, наконец, новизна того и другого вместе взятых и составляют неотъемлемое свойство всякого творчества в собственном смысле этого слова.

Сообразно со сказанным творчество можно определить как интеллектуальную деятельность, завершающуюся актом, в результате которого появляются новые понятия, образы и (или) формы, их воплощения, представляющие собой идеальное отражение объективной действительности.

Творчество само по себе не может составлять предмета правового регулирования.[5] Но в связи с появлением его продукта и использованием последнего возникают определенные отношения между творцом, создателем этого продукта, и другими лицами. Такие отношения регулируются нормами права. При этом, конструируя необходимые и целесообразные юридические нормы, законодатель учитывает, что он имеет дело с результатами такой деятельности людей, которая, будучи актом творчества, уже тем самым выступает и как акт труда. Как творческий акт, она выражает индивидуальные качества личности, заслуживающие определенной оценки. Отсюда - возникающие на почве творчества личные неимущественные отношения. Как акт труда, осуществляемого в обществе, в котором господствует принцип распределения по труду, та же деятельность должна служить основанием для получения соответствующего вознаграждения от общества. Вследствие этого творчество вызывает к жизни также и имущественные отношения. Необходимо лишь иметь в виду, что если личные неимущественные отношения возникают творческого произведения, то для возникновения основной массы (стр.5)имущественных отношений, как правило, требуется, чтобы такое произведение было обществом использовано. Те правовые нормы, которые регулируют личные и имущественные отношения, возникающие в связи с созданием или использованием творческих произведений, и подлежат теперь специальному рассмотрению.

Творческое произведение, будучи продуктом интеллектуального труда, выступает как определенное единство содержания и выражающей его формы. В то же время по характеру их содержания и по соотношению с формой, в которой оно воплощается, разнообразные творческие произведения могут быть подвергнуты соответствующей классификации.

При построении такой классификации сразу же бросается в глаза различие, существующее между произведениями литературы и искусства, с одной стороны, а также изобретениями и рационализаторскими предложениями, с другой. Первые лишь отражают объективную действительность,[6] а вторые не только отражают ее, но и формулируют правила практической работы.[7] Кроме того, для произведений литературы и искусства форма имеет не меньшее значение, чем содержание, и потому каждая существенно новая форма приводит к появлению нового произведения, хотя бы оно и было посвящено уже известному в той или иной мере содержанию. Что же касается изобретений и рационализаторских предложений, то и они, конечно, должны быть облечены в определенную форму. Однако само по себе разнообразие форм не обусловливает такого же разнообразия изобретений и рационализаторских предложений: последние остаются неизменными при тождестве их содержания, в каких бы различных формах оно ни было выражено.

В несколько особом положении находятся произведения науки. Наряду с отражением объективной действительности они могут содержать в себе также практические рекомендации и выводы, отсутствующие в произведениях литературы и искусства. Это обстоятельство в какой-то степени сближает их с изобретениями. Однако решающее значение в характеристике научных произведений имеет тот факт, что и для них в одинаковой мере существенны как содержание, так и форма. Поэтому, например, два учебника по одному и тому же предмету, очень близкие друг к другу по содержанию, считаются все же самостоятельными произведениями, если они отличаются (стр.6) по литературной форме, способу построения и т. п. Следовательно, научные произведения могут быть отнесены к той же классификационной рубрике, что и произведения литературы и искусства.

Но такая их характеристика оказывается достаточной далеко не во всех практически встречающихся случаях. Главное назначение науки состоит не в описании изучаемых ею явлений, а в обнаружении объективных закономерностей, которые этими явлениями управляют. Факт обнаружения таких закономерностей называют научным открытием.

Научное открытие имеет некоторые черты сходства с изобретением, поскольку характер и содержание не только изобретения, но и открытия не меняются в зависимости от того, в какой форме оно будет выражено. Но в силу некоторых других признаков оно сближается с произведениями литературы и искусства, так как открытие непосредственно каких-либо практических задач не решает, а способствует более углубленному познанию объективной действительности, более правильному и полному ее отражению в сознании людей. Если же иметь в виду вытекающие из него практические выводы, то они образуют содержание не самого научного открытия, а либо разработанного на его основе изобретения, либо написанного в связи с ним научно-литературного произведения. Следовательно, научное' открытие не совпадает ни с изобретениями и рационализаторскими предложениями, ни с произведениями литературы и искусства, а, занимая промежуточное положение между ними, должно рассматриваться как самостоятельный вид творческих произведений.

Объединив произведения науки, литературы и искусства под общим названием «авторские произведения», а изобретения и рационализаторские предложения под таким же общим названием «изобретательские предложения» и выделив научные открытия в особую .классификационную рубрику, следует прийти к выводу о существовании трех групп творческих произведений: 1) авторские произведения, 2) изобретательские предложения, 3) научные открытия. Общим для них является то, что все они выступают как продукты творческого труда, обусловливая возникновение у своего создателя имущественных и личных неимущественных отношений с другими лицами. Но каждое из них обладает своими особенностями, что не может не сказываться как на характере возникающих отношений, так и на способах их правового регулирования. Поэтому соответственно тремя группам творческих произведений в действующем советском законодательстве (разделы IV—VI Основ и ГК РСФСР 1964 г.[8]) сконструированы три (стр.7) самостоятельных юридических института: 1) авторское право, 2) право на открытие, 3) изобретательское право.

Учитывая, что научные открытия занимают промежуточное положение между авторскими произведениями и изобретательскими предложениями, следует признать правильной и вполне обоснованной ту систему расположения относящихся к ним норм, которая закреплена в Основах и в ГК. Но, с учебно-методической точки зрения, тот же факт—положение, занимаемое научными открытиями,—требует предварительного ознакомления с авторским и изобретательским правом, чтобы впоследствии со знанием дела провести сопоставительные и разграничительные линии между ними и правом на открытие. Именно такая последовательность (авторское право, изобретательское право, право на открытие) и будет положена в основу дальнейшего изложения.

 

ГЛАВА1


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты