Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Понятие авторского права




 

Понятие авторского права. Как юридический институт авторское право имеет дело с имущественными и личными неимущественными отношениями, которые возникают в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, объединяемых под общим наименованием авторских произведений. Применение этого наименования продиктовано не только соображениями технического удобства, а в первую очередь тем, что у перечисленных произведений имеются такие существенно общие признаки, которые, собственно, и позволяют установить для связанных с ними отношений единый режим правового регулирования. Тем самым появляется возможность и общей характеристики авторских произведений, которая должна быть использована при формулировании понятия авторского права.

Авторское произведение относится к числу произведений творческих. Но, как известно, творчество заключается в новизне либо содержания, либо формы, либо того и другого вместе взятых. Это общее положение распространяется и на авторские произведения, однако в применении к ним оно нуждается в некоторых уточнениях. Их сущность состоит в том, что без новизны формы немыслимо появление нового авторского произведения

Действительно, новое содержание в произведениях науки, литературы и искусства всегда воплощается в новой форме.(стр.8)

Невозможно представить себе такое положение, когда бы, например, научный трактат, содержащий новые идеи, был бы воплощен в уже использованной кем-либо ранее словесной форме или когда бы новое музыкальное произведение совершенно не отличалось от одного из существующих по мелодии, ритму и гармонии. С другой стороны, вполне реальна противоположная ситуация, при которой, несмотря на неизменность содержания, но вследствие использования новой формы создается новое авторское произведение. Примеров такого рода можно привести множество: первый том «Капитала» Маркса и его конспект, написанный и изданный Энгельсом, «Эгмонт» Гёте и Бетховена, поэма «Василий Теркин» Твардовского и картина Непринцева «Отдых после боя» и др. Следовательно, если немыслимо создание нового произведения науки, литературы или искусства благодаря новизне одного только содержания, то такой результат вполне достижим при новизне одной только формы.[9]

Это, конечно, не означает, что для указанных произведений решающее значение имеет не содержание, а форма. Содержание занимает по отношению к форме определяющее место в любом явлении объективной действительности, включая авторские произведения. Тот, кто обозревает картину Непринцева, не просто любуется расположением цвета, линий и т. п., а только потому и может ими любоваться, что они передают определенное содержание, хотя и заимствованное художником у поэта Твардовского. Это означает лишь, что результат творческих усилий создателя произведения науки, литературы или искусства обязательно включается в его форму, но не всегда воплощается в его содержании.

И все же Непринцев считается автором в целом картины «Отдых после боя», а не только художественной формы выражения заимствованного им содержания, как и Бетховен признается автором в целом музыки «Эгмонт», а не только созданной им музыкальной формы. Нет ли здесь какого-либо противоречия?

Противоречие здесь лишь кажущееся. Оно вполне устранимо, если учесть при этом два обстоятельства.

Во-первых, содержание не существует в оголенном виде, не будучи выраженным, в какой-либо форме, как и форма реальна лишь постольку, поскольку в ней закрепляется определенное содержание. Поэтому нет таких творческих произведений, которые были бы либо только содержанием, либо одной лишь формой. Всякое творческое произведение есть единство его содержания и формы. Вот почему можно быть автором произведения, но не автором содержания или формы последнего.

Во-вторых, соотношение содержания и формы бывает не (стр.9)одинаковым. К некоторым формам своего выражения содержание относится более или менее безразлично, а другие формы придают новую определенность самому содержанию. В философской науке формы первого порядка называются внешними, а второго—внутренними формами. В качестве иллюстрации обратимся вновь к поэме Твардовского «Василий Теркин». Для ее содержания совершенно безразлично, будет ли она написана от руки, напечатана на машинке или издана типографским способом, так как это—формы чисто внешнего порядка. Но при замене словесно-стихотворных форм формами живописи положение меняется существенным образом. Хотя при написании своей картины Непринцев опирался на содержание поэмы Твардовского, не подлежит никакому сомнению, что систему созданных им образов поэт не мог зрительно представлять себе точно в таком же виде, в каком они запечатлены на полотне художника. В результате использования новой внутренней формы появилась новая определенность и у заимствованного содержания. Вот почему художник и считается единоличным автором созданного им произведения, несмотря на то, что им перенесено на полотно содержание, взятое из произведения поэта.

Таким образом, для авторских произведений характерно органическое единство содержания и внутренней формы. Оно выражается в том, что новое содержание обусловливает и новизну внутренней формы, а новизна внутренней формы придает новую определенность даже заимствованному содержанию. Благодаря такому единству каждое произведение - науки, литературы или искусства отражает индивидуальную творческую манеру автора, его особенности, склонности, вкусы, которые в такой же мере неповторимы, как неповторимы человеческие индивидуальности. Вследствие этого и авторские произведения оказываются строго индивидуальными и в принципе неповторимыми.

Отмеченные особенности произведений науки, литературы и искусства важны потому, что в соответствии с ними строится правовое регулирование авторских отношений. Вот почему их нельзя игнорировать и при определении понятия авторского права. С использованием же сделанных выводов это понятие может быть формулировано следующим образом.

Авторское право есть совокупность норм, регулирующих: личные неимущественные и имущественные отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием авторских произведений как индивидуализированного и неповторимого творческого отражения объективной действительности.

Нормы авторского права, которые ранее находились за пределами гражданских кодексов, теперь в качестве самостоятельного IV раздела включены в Основы гражданского законодательства и еще более широко представлены в новых гражданских кодексах союзных республик (раздел IV ГК РСФСР), (стр.10)

Однако вместе с тем продолжают сохранять силу, в той мере, в какой они не противоречат Основам и ГК, ранее изданные нормативные акты по вопросам авторского права. Среди последних наиболее существенное значение имеет постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. «Об авторском праве»[10] (СУ РСФСР, 1928, № 132, ст. 861), которому придана новая редакция Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 31 марта 1959 г. («Ведомости Верховного Совета РСФСР», 1959, № 13, ст. 234). Кроме того, по отдельным вопросам, преимущественно по вопросам, связанным с авторским гонораром, издан ряд специальных постановлений Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик. Имеются также многочисленные инструктивные указания, исходящие от союзного и республиканского Министерств культуры и некоторых других ведомств, в компетенцию которых входит руководство научной, культурной и просветительной работой. Наконец, широкое применение на практике получают нормы утвержденных компетентными органами Типовых авторских договоров— издательского, постановочного, сценарного и др.

Развитию науки, литературы и искусства всегда придавалось колоссальное значение в нашей стране. Их роль особенно возрастает в современных условиях—в период развернутого строительства коммунизма, когда наука во все большей степени становится непосредственной производительной силой общества и призвана вместе с литературой и искусством содействовать воспитанию, а в необходимых случаях—перевоспитанию советских людей в коммунистическом духе. Важные задачи поставлены перед ними и в Программе партии, в которой отмечается, что «культурное развитие в период развернутого строительства коммунистического общества явится завершающим этапом великой культурной революции».[11]

Для успешного выполнения этих задач необходимо широкое развертывание творческой активности советских ученых, писателей, композиторов, художников и т. д. Но чтобы такая активность имела ту целенаправленность, в которой заинтересовано общество, в ее основу должны быть положены прочные организационные начала, среди которых решающая роль принадлежит руководящей деятельности Коммунистической партии Советского Союза. Указания ЦК КПСС по вопросам идеологии, задачи, выдвигаемые партией перед наукой, литературой и искусством, намечают основные вехи и определяют главные пути их развития.

На основе партийного руководства и в соответствии с ним строится государственное руководство идеологической работой, осуществляемое через компетентные государственные органы. (стр.11)

К их числу относятся: Государственный комитет по координации научно-исследовательских работ СССР и соответствующие республиканские комитеты, действующие согласованно с Академией наук СССР, республиканскими и отраслевыми академиями; Министерство высшего и среднего специального образования и Министерство культуры СССР, а также одноименные республиканские министерства и министерства просвещения союзных республик; Государственные комитеты Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик по печати и по кинематографии. Для правового регулирования авторских отношений особенно существенны проводимое этими органами планирование научной работы и издательского дела и издаваемые ими инструкции или инструктивные указания по вопросам взаимоотношений авторов с издательствами, киностудиями, зрелищными организациями.

Партийно-государственное руководство идеологической работой тесно сочетается с общественным руководством ею. Творческие работники объединяются в такие добровольные общественные творческие организации, как Союз советских писателей, Союз советских композиторов, Союз советских художников и др. Эти организации имеют своей целью обеспечение создания идейных, высокохудожественных произведений и содействие творческому росту своих членов. Они осуществляют также защиту авторских прав своих членов через специально созданные при них управления: Всесоюзное управление по охране авторских прав (ВУОАП), образованное при Союзе советских писателей, но, по согласованию с Правлением Союза советских композиторов, обслуживающее также композиторов, и—специально для художников—Управление охраны авторских прав Союза художников СССР. Указанные управления имеют свои органы на местах. Через них производятся отчисления денежных средств на имя писателей, композиторов, художников при использовании их произведений (например, отчисления от поспектакльных сборов за постановку сценического произведения), а в необходимых случаях они вправе возбуждать и вести судебные споры, связанные с защитой авторских прав. Для оказания материальной помощи творческим работникам созданы такие общественные организации, как Литфонд, Муз фонд, Худ фонд СССР.

Виды авторских произведений. Ст. 475 ГК содержит перечень произведений, которые, согласно ее указанию, обеспечиваются юридической охраной. Этот перечень носит примерный характер, да иным он и быть не может, так как по мере развития науки, культуры и техники становятся все более разнообразными виды и разновидности творческих произведений. Нельзя также не заметить, что перечень, содержащийся в ст. 475 ГК, строится на несовпадающих классификационных основаниях. Например, в нем выделяются, с одной стороны, устные и письменные, (стр.12) а с другой—музыкальные произведения, хотя совершенно очевидно, что музыкальное произведение может быть также выражено и устно, путем публичного исполнения, и письменно, путем его нотной фиксации.

Несовпадение классификационных оснований обусловлено тем, что в ст. 475 ГК соединяется понятие творческого произведения с характеристикой условий, при которых оно становится объектом правовой охраны. Говоря, например, о драматическом произведении, ст. 475 имеет, конечно, в виду один из конкретных видов творческих произведений, но, упоминая об устных и письменных произведениях, она уже сосредоточивает внимание не на самом произведении, а на тех способах фиксации, которые делают последнее охраноспособным. Поэтому, чтобы уяснить смысл приведенного в законе перечня, его необходимо подвергнуть соответствующему теоретическому анализу.

Содержание любого авторского произведения образует система отражающих объективную действительность понятий или образов. По этому основанию все авторские произведения могут быть разбиты на две большие группы: а) произведения науки, содержание которых составляет система понятий, и б) художественные произведения, в качестве содержания которых выступает система образов.[12]

У содержания каждого авторского произведения имеется своя внутренняя форма, придающая соответствующую определенность самому содержанию. При помощи внутренней формы авторские произведения в пределах их двух основных групп подразделяются на в иды.

В частности, научные произведения, облеченные в словесную форму, называют произведениями научно - литературными. Но они могут быть облечены в иную внутреннюю форму, и тогда они выступают в виде географических, геологических и т. п. карт, планов, чертежей, эскизов, пластических произведений (моделей, макетов) и т. п.

Еще более разнообразны внутренние формы художественных произведений. Сообразно с их внутренними формами они подразделяются на такие виды, как литературные—при словесной форме, музыкальные, содержание которых выражается в мелодии, опосредствованной гармонией и ритмом, произведения живописи, передаваемые языком красок,[13] произведения скульптуры, воплощаемые в объемных формах, произведения архитектуры, выражаемые в эскизах, планах, (стр.13) чертежах и реализуемые методом строительства, произведения графики, передаваемые посредством линий, хореографические произведения и пантомимы, содержание которых передается при помощи телодвижений (танцы, мимика), фото произведения как видовое изображение действительности в статическом состоянии, пластические произведения (декорации к спектаклю, макет сцены из спектакля) и т. п.

Некоторые художественные произведения приобретают значение самостоятельного вида вследствие сочетания различных внутренних форм. Таковы, например, музыкально драматические[14] произведения, т. е. произведения, предназначенные для сценического исполнения, в которых единое целое образуют музыка и текст (опера, оперетта) или музыка и танцы (балет). Если же произведение органически объединяет в себе несколько внутренних форм, его называют синтетическим. Такой характер носит, например, кинофильм или телевизионный фильм, в которых сочетаются литературный текст, музыка, декорации и т. п., объединенные звуко - видовым и притом динамическим изображением. К синтетическим произведениям относятся также радио- и телевизионные передачи.

Внутренние формы, в соответствии, с которыми классифицируются виды авторских произведений, в 'свою очередь выступают во многих разновидностях, что позволяет в пределах единого вида выделять отдельные разновидности произведений. Так, например, в рамках литературно-художественных произведений различают прозу и поэзию, произведения повествовательные и драматические, сценарии [15] и т.п.

В несколько особом положении находятся такие произведения, как переводы (ст. ст. 489, 490 ГК) и сборники (ст. 487 ГК).

Перевод может представлять собой результат чисто технической работы, если дело ограничивается лишь под исканием для языка оригинала равнозначных слов в языке, на который он переводится (подстрочный перевод). В этом случае нет творчества и потому, отсутствует авторское произведение. Совершенно иные качества присущи литературному переводу, творческое назначение которого состоит в том, чтобы не только передать содержание, но и сохранить, а вернее, воспроизвести на другом языке все стилевые и иные особенности языка (стр.14) оригинала. И точно так же, как, например, скульптор, «переводя» в объемные формы картину художника, не становится автором картины, но создает новое произведение—скульптуру, так и переводчик, не становясь автором переданного в переводе и сохраняющегося в нем оригинала, создает новое произведение—самый перевод. Именно поэтому уже сделанный перевод не препятствует новым переводам, каждый из которых, если он не сводится к заимствованию, а является самостоятельным и творческим, выступает как новое произведение. А так как творческим произведением становится сам по себе литературный перевод, то, независимо от включенного в него оригинала, авторство на который сохраняется за его создателем и в переведенном состоянии, творцом перевода считается тот, кто его осуществил.

Сборники (например, хрестоматии по литературе, сборники официальных документов и т. п.) создаются путем соединения произведений, автором которых составитель сборника не является. Но ему принадлежит отбор материала и расположение его по определенной системе, а нередко и определенная обработка этого материала (сопровождение его комментариями, отсылками, расшифровкой отдельных терминов и т. п.). Самая система расположения материала, включенного в сборник, или его обработка образует самостоятельное произведение. Необходимо лишь, чтобы проделанная работа носила творческий, а не чисто технический характер. Нет ничего творческого в телефонном справочнике, составленном в алфавитном порядке, или в сборнике законодательных актов, расположенных соответственно времени их издания. Другое дело, когда законодательный материал располагается по укрупненным темам (например, «Транспортное право», «Жилищное право» и т. п.), а в пределах укрупненной темы производится его дальнейшая логическая разбивка (например, выделение в теме «Транспортное право» таких под тем, как «Планирование перевозок», «Оформление перевозок» и т. д.). Это уже творческий труд, завершающийся созданием нового произведения. Но, поскольку произведением является лишь самая система расположения материала или его обработка, нет препятствий к тому, чтобы для того же материала другие лица разработали новую систему или подвергли его новой обработке и тем самым создали новое произведение. Если в сборник включаются произведения, не составляющие объекта чьего-либо авторского права (законы, судебные решения, официальные документы, фольклор, древние акты и памятники и т. п.), для возникновения авторского права достаточно подвергнуть их самостоятельной систематизации или обработке. При этом авторское право образуется и в результате обработки отдельных произведений данного рода. Когда же для сборника используются произведения, которые кому-либо принадлежат на праве авторства, необходимо наряду с самостоятельной систематизацией или обработкой соблюсти права авторов этих (стр.15) произведений (ссылки на авторов, получение их согласия на обработку и т. п.).

Деление авторских произведений на группы по их содержанию, а также на виды и разновидности с учетом особенностей их внутренней формы приобретает огромное практическое значение.

Прежде всего, такое деление важно потому, что, наряду с общими нормами авторского права, к отношениям по поводу отдельных групп, видов и разновидностей произведений применяются и некоторые специальные юридические правила. Поэтому, для того чтобы правильно решить тот или иной конкретный правовой вопрос и применить к его разрешению соответствующую правовую норму, необходимо предварительно выяснить, о какой группе или каком виде (разновидности) авторских произведений идет речь и какому правовому режиму подчиняются связанные с ними общественные отношения.

С другой стороны, благодаря разграничению содержания и формы, а также благодаря классификации произведений на виды и разновидности по их внутренним формам значительно облегчается возможность в каждом отдельном случае установить, имеем ли мы дело с новым произведением, хотя бы и созданным при использовании результатов чужого творчества, или с плагиатом, т. е. с присвоением чужого произведения.

Ясно, что при новизне как содержания, так и формы произведение оригинально, и потому вопрос о плагиате не возникает. Столь же очевидно, что при полном совпадении как формы, так и содержания налицо плагиат. Но между этими крайними положениями существуют и промежуточные ситуации, которые нередко представляют особую сложность, и иногда нелегко установить, где кончается творческое заимствование и начинается скрытый плагиат. Такие вопросы без привлечения квалифицированной экспертизы разрешить невозможно. Но некоторые общие ориентиры могут быть выработаны и в правовой теории.

При заимствовании зачастую вносятся существенные изменения как в содержание, так и в форму. Например, на основе трагического эпоса Вергилия «Энеида» было создано одноименное сатирическое произведение Котляревского или на основе песни индийского гостя из оперы Римского-Корсакова «Садко» Дунаевский сочинил шуточный фокстрот. В таких случаях налицо, бесспорно, новое авторское произведение. То же самое происходит при сохранении заимствованного содержания, если оно облекается во внутреннюю форму иного вида или иной разновидности. Так обстоит, например, дело с оперой «Евгений Онегин» (музыка Петра Ильича, либретто Модеста Ильича Чайковского), которая передает в музыкально-драматической форме содержание одноименного романа в стихах Пушкина, или с поставленным МХАТом спектаклем «Анна Каренина», (стр.16) представляющим собой передачу в драматической форме одноименного повествовательного произведения Л. Толстого. Когда же два произведения сходны по содержанию, а по своей внутренней форме относятся к числу произведений одного и того же вида или тем более разновидности, при определенных условиях может быть поставлен вопрос о плагиате. Этот вопрос решается положительно, если различия в содержании незначительны (некоторые, не влияющие на существо дела изменения понятий в научном или образов в художественном произведении), а расхождения в форме не существенны (перестановка фраз или абзацев, замена или перестановка слов, сочетание присвоенных и собственных текстов и т. п.).

Вместе с тем один только факт некоторых совпадений, если особенно он обусловлен единством темы и тождеством описываемых событий, еще не достаточен для упреков в плагиате. В известном споре между Ц. и Ш. с драматургом К. относительно авторства на киносценарий фильма «Ленин в Октябре»[16] экспертиза, не отрицая ряда совпадений в двух сценариях, признала их совершенно неизбежными вследствие литературного отражения одних и тех же исторических эпизодов. Однако сопоставленные сценарии все же были квалифицированы как самостоятельные произведения ввиду существенного различия в политическом освещении исторических событий, в построении сюжета, трактовке образов и т. п.

Наряду с внутренней авторские произведения обладают и внешней формой, т. е. такой, которая делает их доступными для восприятия и воспроизведения (устное, изложение, запись на бумаге, фиксация на граммофонной пластинке, пленке или при помощи иных видов механической записи и т. п.).

К своей внешней форме авторские произведения относятся более или менее безразлично. Разумеется, было бы неправильно делать. На этом основании вывод, что любое произведение может быть зафиксировано посредством каких угодно внешних форм. Нельзя, например, создать скульптуру в устной форме или картину путем фиксации ее на граммофонной пластинке. Следовательно, пределы возможного выбора внешних форм зависят от особенностей внутренней формы произведения данного вида. Более того, иногда внешняя форма сказывается неразрывно связанной с формой внутренней. Так, фиксация фильма на пленке создает внешнюю форму кинопроизведения, но без нее не было бы и самого кинофильма. Однако в каком бы соотношении внутренняя и внешняя форма ни находились в отдельных случаях, элементом творческого произведения всегда является форма внутренняя, а не внешняя. К созданию нового произведения внешняя форма сама по себе не приводит. Но отсюда вовсе не (стр.17)следует, что она лишена какого бы то ни было юридического значения.

Во-первых, только благодаря внешней форме произведение может стать достоянием общества, а, следовательно, и объектом правовой охраны. Хотя, например, Бетховен считал свою Десятую симфонию законченной, но, не будучи зафиксированной ни автором, ни кем-либо другим, она осталась неизвестной для человечества и потому не могла попасть в сферу действия его правовых установлений.

Во-вторых, по внешней форме авторские произведения также подвергаются определенной классификации—на произведения устные, письменные и т.д., что учитывается в законе при формулировании правил, касающихся порядка их использования, воспроизведения и т. п.

В-третьих, с развитием науки и техники появляются новые внешние формы закрепления и воспроизведения авторских произведений (запись на грампластинку или пленку, передача по радио или телевидению и т. п.). Вследствие этого возникают вопросы и о новых или по крайней мере специфических методах охраны авторских прав, которые должны найти отражение в законе.

Стало быть, юридическую значимость приобретает не только самое авторское произведение как органическое единство содержания и внутренней формы, но и внешняя форма, обеспечивающая его восприятие и воспроизведение.

От авторских произведений необходимо отличать такие формы проявления интеллектуальной деятельности, которые с ними тесно соприкасаются, но сами по себе произведениями признаны быть не могут. Они подразделяются на две группы.

К первой группе относятся те, которые не только сами не являются творческими произведениями, но и не входят в число составных элементов последних. Такой характер носят тема и материал.[17]

Выбор темы есть результат определенного интеллектуального процесса. Но тема любого произведения дана самими явлениями объективной действительности, которые в н^м отражаются, а объективные явления непосредственно в состав творческого произведения не входят. Понятно поэтому, что на одну и ту же тему может быть создано сколько угодно творческих произведений.

Подборка материала для использования его в будущем произведении также составляет результат определенной интеллектуальной деятельности. Но материал — не самое произведение, а лишь источник (письма, дневники, судебные дела и т. п.), в котором содержатся сведения о фактах, используемых для (стр.18) его создания. Он тоже не образует составного элемента творческого произведения и может свободно привлекаться для создания новых произведений.

Вторую группу образуют такие элементы, которые входят в состав авторского произведения. Таковы, например, сюжет в литературном и мелодия в музыкальном произведении.

Под сюжетом принято понимать общую схему описываемых событий и действий, а под мелодией определенным образом (посредством лада и ритма) организованную одноголосую последовательность звуков. Сюжет и мелодия как таковые произведениями не являются и потому не обеспечиваются какой-либо особой правовой охраной.[18] Однако правовая охрана предоставляется произведению в целом, а в его составе охраняются и все образующие его элементы, включая сюжет или мелодию.[19] Поэтому можно свободно использовать уже воплощенные кем-либо сюжет или мелодию, но с обязательной ссылкой на автора соответствующего произведения. Исключение составляют лишь так называемые «бродячие» сюжеты или мелодии, создателем которых нельзя считать автора данного произведения, хотя бы они входили в его состав (например, сюжет «Фауста» Гёте или мелодия «Камаринской» Глинки). Сюжеты и мелодии такого рода могут быть использованы вполне свободно, без каких бы то ни было ссылок.

Авторское право, как уже неоднократно подчеркивалось, имеет дело с творческими произведениями. Не всегда, однако, творческие произведения обусловливают возникновение авторских правоотношений. Так обстоит дело, например, с ведомственными инструкциями или иными официальными актами, которые нередко разрабатываются каким-либо одним лицом по специальному поручению. Судебным органам иногда приходится сталкиваться с исками авторов подобных актов о признании за ними авторских прав. Но линия судебной практики в этом вопросе неизменна: такие иски всегда отклоняются. Так, например, Верховный суд РСФСР отклонил иск С., который притязал на авторство в отношении составленной им инструкции по борьбе с вредителями зерна и продуктами его переработки, изданной в виде отдельной брошюры.[20] При обсуждении указанной единообразной практики в литературе некоторые авторы находят ей оправдание в том, что ведомственные инструкции пишутся канцелярским языком и потому не могут считаться творческими (стр.19) произведениями. Но дело, конечно, не в этом, ибо стиль произведения не отменяет самого факта его существования, а канцелярский язык отнюдь не составляет непременного свойства официального акта. Широко известны, например, литературные достоинства составленного Губером Швейцарского гражданского кодекса, однако едва ли судебные органы Швейцарии могли бы признать за ним авторское право на этот кодекс. Все дело в том, что официальные акты утратили бы свое основное юридическое качество (обязательность, возможность их изменения по решению компетентных органов и т. п.), если бы право авторства на них было присвоено какому-либо конкретному лицу.[21] Именно поэтому такое признание не допускается ни законом, ни судебной практикой.

Следовательно, для решения правовых проблем недостаточно одной только квалификации продукта творческого труда как произведения науки, литературы или искусства. Необходимо, кроме того, установить, при каких условиях оно получает правовую охрану и становится объектом авторского правоотношения. Но для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть самое авторское правоотношение.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты