Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Авторские договоры




Понятие и виды авторских договоров. Субъективное авторское право, как уже было отмечено, возникает в момент придания произведению определенного объективного выражения, облечения его в необходимую внешнюю форму. В тот же момент у автора появляются и такие правомочия, как право на опубликование произведения, его воспроизведение и распространение, а также право извлекать из него доходы всеми законом дозволенными (стр.52) способами. Соответствующие действия в известном объеме могут быть совершены самими автором (например, снятие копии, публичное исполнение и т. п.). Но чаще всего в этих целях автор прибегает к помощи других лиц, отношения с которыми нуждаются в определенном оформлении, свидетельствующем о согласии автора на использование его произведения такими лицами.

Иногда выражение авторского согласия оформляется в порядке односторонней сделки. Так, при объявлении конкурса на создание высококачественного произведения науки, литературы пли искусства действия автора, подающего свое произведение на конкурс, выражают вместе с тем и согласие на его соответствующее использование. Премии, присужденные победителям конкурса, не устраняют права на гонорар за такое использование произведения (например, его издание или постановку на сцене), которое вытекает из условий конкурса, если иное не установлено в самих этих условиях. Но одного только факта участия в конкурсе достаточно, чтобы рассматривать его как согласие автора на использование его произведения определенным образом и в установленном объеме (ст. 442 ГК).

И все же чаще всего авторское согласие фиксируется посредством не односторонней, а взаимной сделки, т. е. при помощи договора. Это обстоятельство находит свое отражение в ст. 488 ГК, где говорится, что «использование произведения автора другими лицами допускается не иначе, как на основании договора с автором или его наследниками, кроме случаев, указанных в. законе».

Как и любой договор, вообще, авторский договор порождает определенные права и обязанности для его участников. Основная обязанность автора заключается либо в передаче готового, либо в создании и передаче в установленный срок заказанного произведения. Лицо, которому передается произведение, обязуется, по общему правилу, осуществить или начать использование произведения в обусловленном по договору объеме и в установленный срок. Но в некоторых договорах ввиду специфики их объектов (например, в договорах о создании произведений изобразительных искусств) или ввиду особого характера производственной деятельности вступившего в отношения с автором контрагента (например, в области кинематографии) на последнего не возлагается такая обязанность (ст. 510 ГК). За использование произведения автору уплачивается гонорар, кроме случаев, когда по закону ему гонорар не причитается (потому, например, что работа по созданию произведения оплачена автору в виде заработной платы).

Исходя из этого ст. 503 ГК определяет авторский договор как договор, по которому автор передает или обязуется создать и в установленный, договором срок передать свое произведение другому лицу для использования обусловленным по договору способом, (стр.53) а это лицо обязуется осуществить или начать такое использование в установленный договором срок, и, если иное не указано в законе, уплатить автору вознаграждение.

Приведенное определение показывает, что авторские договоры могут быть заключены либо об использовании уже существующего, либо о создании и использовании еще не созданного произведения.

Договоры об использовании существующего произведения порождают отношения, которые регулируются нормами авторского права, и потому они именуются авторскими договорами. Правда, когда произведение слито с уникальной вещью (как, например, произведения изобразительных искусств), реализация имущественных прав автора опосредствуется договором купли-продажи или заказа. Но это—необычная купля-продажа, во многом подчиняющаяся нормам авторского права. В частности, покупатель не приобретает права на воспроизведение произведения в целях его распространения, к причитающейся автору покупной цене применяются все льготы, установленные для авторского вознаграждения, и т. п. Стало быть, даже купля-продажа, когда она оформляет отношения по поводу продуктов творческого труда одного из контрагентов, выступает в качестве не общегражданского, а именно авторского договора.

Отношения по созданию произведений и последующему их использованию регулируются либо авторским, либо трудовым законодательством. Так, если газета заказывает постороннему для нее лицу написание статьи на определенную тему, отношения между газетой* и этим лицом подчиняются нормам авторского законодательства; но когда написание статьи поручается штатному сотруднику газеты, такое поручение опирается на нормы трудового законодательства.

Создание творческих произведений в силу трудовой функции, возлагаемой на работника на основе заключенного с ним трудового договора, т. е. в порядке выполнения служебного задания, имеет весьма широкое распространение. Так, научные сотрудники исследовательских учреждений и преподаватели высших учебных заведений обязаны ежегодно представлять завершенные работы или их части, включенные в научно-исследовательские планы. В порядке выполнения трудового договора «едут творческую работу штатные художники издательств и промышленных предприятий, режиссеры, кинооператоры и т. п. Но .достаточно широко распространено и создание произведений на основе обязательств, вытекающих из авторских договоров, которые заключаются с издательствами, киностудиями, театрами и т. д. Возникает поэтому вопрос: по какому признаку следует разграничивать авторские и соприкасающиеся с ними трудовые правоотношения?

Отвечая на него необходимо учитывать, что сами авторские правоотношения бывают абсолютными и относительными. Абсолютное (стр.54) авторское правоотношение возникает сразу же, как только произведение науки, литературы или искусства облекается в ту или иную объективную (внешнюю) форму. Создано ли произведение автором по собственному почину либо в порядке выполнения авторского или трудового договора,—для возникновения абсолютного авторского правоотношения это не имеет ровно никакого значения. Как указано в одном из определений ГСК Верховного суда РСФСР, написание брошюры в порядке служебного задания отнюдь не устраняет права ее создателей именоваться авторами этой брошюры.[67] Еще более определенно тот же вопрос решен в ст. 483 ГК, где говорится, что автору про" изведения, созданного в порядке выполнения служебного задания в научной или иной организации, принадлежит авторское право на это произведение. Таким образом, связанные с творческими произведениями абсолютные правоотношения всегда являются авторскими, и какое бы то ни было их смешение со смежными, трудовыми правоотношениями исключено.

Другое дело—возникающие по поводу творческих произведений относительные правоотношения. Они могут быть и трудовыми, и авторскими, а их четкое размежевание имеет большое практическое значение ввиду неодинакового решения многих тождественных вопросов в обоих случаях. Например, по авторским договорам вознаграждение начисляется в виде гонорара согласно установленным ставкам, если иное прямо не указано в законе, а за произведения, выполненные в порядке служебного задания, гонорар не выплачивается, поскольку они считаются оплаченными заработной платой. Исключение из этого правила может быть установлено лишь постановлениями Совета Министров союзной республики. Так, по законодательству РСФСР учебники и учебные пособия, снабженные соответствующим грифом, подлежат оплате в форме гонорара, хотя бы они и были написаны по служебному заданию (п. XII «ж» постановления Совета Министров РСФСР от 20 марта 1962 г.), а при использовании в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства, созданных постоянными работниками предприятий, эти произведения, начиная со второго тиража, оплачиваются в размере 50% гонорара, предусмотренного для соответствующих авторских правоотношений (п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 2 июня 1962 г.). С другой стороны, в отношениях по авторским договорам порядок использования произведения автора его контрагентом определяется в самом договоре, между тем как тот же порядок при создании произведения во исполнение служебного задания устанавливается Советом Министров союзной республики и заключается обычно в том, что вплоть до полного удовлетворения потребностей организации, для которой произведение создавалось, автор не вправе передавать его для (стр.55) использования какому - либо другому лицу. Отмеченные практические различия обусловливают необходимость размежевания авторских договоров и сходных с ними трудовых правоотношений.

Но такое размежевание не наталкивается на сколько-нибудь существенные затруднения, поскольку оно проходит по той же самой линии, по которой вообще лежит граница между трудовыми и сходными с ними (например, подрядными, порученческими и т. п.) общегражданскими правоотношениями. Если работник включен в коллектив данной организации и выполняет работу в пределах возложенной на него трудовой функции, то воплощается ли его труд в создании вещи или нематериального блага, его отношения с такой организацией будут трудовыми, а не общегражданскими. При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков, т. е. если работник не включен в коллектив или включен в него, но выполняет для организации работу в нерабочее время и за пределами своей трудовой функции, он состоит с ней в общегражданских правоотношениях—подрядных, когда создается вещь, либо авторских, когда создается творческое произведение. Необходимо лишь еще раз подчеркнуть, что в обоих случаях речь идет об относительных (трудовых или общегражданских) правоотношениях. Абсолютные правоотношения трудовому законодательству вовсе не известны. Поэтому, когда акт труда наряду с реализацией трудового правоотношения сочетается также с абсолютным правоотношением (что происходит при создании творческого произведения по трудовому договору), последнее всегда относится к области общегражданских, а не трудовых правоотношений.

Рассмотренный вопрос иногда неоправданно в литературе осложняется вследствие того, что он ставится применительно к различию не только между трудовыми и авторскими договорами, но и между трудовым и авторским правом в целом. При этом, однако, упускается из виду, что выявление различия имеет смысл только в пределах общего. Поскольку же трудовое законодательство не знает абсолютных правоотношений, нет надобности в их отграничении от абсолютных авторских правоотношений, и, значит, не возникает проблема разграничения в целом трудового и авторского права.

Именно такая, на наш взгляд, несуществующая проблема решается А. Е. Пашерстником, когда он приходит к выводу, что авторское право отличается от трудового по объекту регулирования: первое имеет дело с овеществленным, второе—с живым трудом.[68] Но, учитывая авторские договоры, по которым заказывается создание произведения, Б. С. Антимонов и Е. А. Флейшиц вполне резонно отмечают, что и «живой» труд автора может быть объектом авторских договоров.[69] Сами же они искомое различие усматривают в том, что авторское правоотношение существует в случаях, когда «создается нематериальная продукция — произведение науки, литературы, искусства, которое носит творческий характер».[70] Но и этот признак не вносит в обсуждаемый (стр.56) вопрос какой – либо ясности, ибо «нематериальная продукция» может быть создана в порядке выполнения как авторского, так и трудового договора. Задача же заключается в выявлении природы не того правоотношения, которое возникает в связи с созданным произведением (оно действительно является авторским), а того, которое устанавливается в целях создания произведения. Наконец, В. И. Корецкий объявляет авторское правоотношение комплексным, могущим включать в свой состав как трудовые, так и гражданско-правовые элементы.[71] Но это – уже скорее уход от проблемы, нежели попытка ее разрешения.

В действительности проблема сходства и различия охватывает не трудовое и авторское право в целом, а только соответствующие относительные правоотношения и притом лишь такие из них, которые рассчитаны на создание еще не существующих произведений. В следствие того, что указанная цель стоит как перед авторскими, так и перед аналогичными трудовыми правоотношениями, они оказываются сходными. Провести же различие между ними вполне возможно, опираясь на единственный критерий трудовой функции: создание произведения в ее приделах опосредствуется трудовыми, а за этими пределами – авторскими отношениями.

Основная особенность авторских договоров, отличающая их от всех других гражданско – правовых договоров, состоит в том, что они представляют собой способ реализации субъективного авторского права. Поэтому обязательным участником таких договоров является либо сам автор, либо его правопреемники (наследники). На другой стороне договорного авторского правоотношения иногда выступает гражданин (например, при заказе памятника, портрета, покупке у авторов какого – либо произведения изобразительных искусств). Но чаще всего в этом качестве выступает специализированная социалистическая организация – издательство, киностудия, театр и т.п., и именно в отношениях с такой организацией специфика авторских договорных правоотношений проявляется с особой силой. По договору автор или наследник уступает своему контрагенту те или иные права на произведение (например, право на опубликование, воспроизведение и распространение), а контрагент обязуется осуществлять эти правомочия лишь в пределах, в каких они были ему уступлены. В некоторых случаях (например, при заказе гражданином памятника) осуществление уступленных контрагенту прав зависит от его собственного усмотрения, но по общему правилу оно составляет обязанность перед автором или его правопреемником (обязанность издать книгу, поставить пьесу и т. п.). В известных. Крайне ограниченных пределах такие договоры могут осуществляться безвозмездно (когда, например, художник или скульптор дарит кому – либо свое произведение). Но обычно они носят возмездный характер: контрагент за уступку права, произведенную в его пользу, обязуется выплатить автору или наследникам авторское вознаграждение (гонорар).

Авторские договоры подразделяются на две большие группы в зависимости от того, заключаются ли они по поводу готового (стр.57)или в целях создания еще не существующего произведения первая группа особого наименования не получила, вторая группа называется договорами заказа. Договоры заказа своеобразны а том отношении, что будучи авторскими договорами, они заключаются при отсутствии произведения как объекта авторского права. В момент заключения у них имеется только юридический объект, в котором на первый план выступает деятельность автора по созданию произведения. Материальный объект – произведение – появляется лишь в результате исполнения авторов одной из договорных обязанностей. Но в договоре заказа определяется, в какой мере автор уступает своему контрагенту правомочия по использованию будущего произведения, а в этом смысле и данный договор представляет собой один из способов реализации авторских прав.

Кроме общего деления авторских договоров на две названные группы, они подразделяются также на отдельные виды, многие, из числа которых могут быть оформлены и как договоры на готовые произведения и как договоры заказа. Виды авторских договоров, применяемых на практике, весьма многочисленны и многообразны. Их примерный перечень дан в ст. 504 ГК, в которой специально упоминаются издательский, постановочный, сценарный договоры, договоры об использовании неопубликованного произведения в радио – или телевизионной передаче, в целях его публичного выставления (договоры художественного заказа) и договоры об использовании в промышленности неопубликованного произведения декоративно- прикладного искусства.

В целях детального нормирования перечисленных и других авторских договоров должны утверждаться типовые договоры (ч.1 ст.506 ГК), которые, как и любые другие типовые договоры, являются нормативными актами, регулирующими отношения между договорными контрагентами. Типовые договоры утверждаются по согласованию с заинтересованными ведомствами и творческими союзами в порядке, устанавливаемом Советом Министров республик, кроме случаев, когда их утверждение отнесено к ведению Союза ССР. Конкретные авторские договоры заключаются в соответствии с законом и нормами типового договора. Они могут содержать условия, не предусмотренные типовым договором. Однако условия конкретного договора, ухудшающие положение автора по сравнению с положением, установленном в законе или типовом договоре, недействительны и заменяются условиями, установленными в законе или типовом договоре (ч.2 ст.506 ГК). В тоже время в самом Гражданском Кодексе (ст. ст. 505, 508 – 512) сформулированы общие правила, относящиеся к любым авторским договорам и подлежащие применению в сочетании с соответствующими условиями типовых договоров. (стр.58)

В настоящее время действует ряд типовых договоров, в том числе: 1) Типовой издательский договор, утвержденный Нарком просом и Нарком торгом РСФСР в 1929 г.; 2) Типовой постановочный договор, утвержденный Министерством культуры СССР 24 марта 1956 г.; 3) Типовые сценарные договоры, утвержденные для художественных фильмов—Министерством культуры СССР 22 февраля 1956 г., для научно-популярных и учебных фильмов—Министерством культуры СССР 20 марта 1962 г., для документальных и видовых фильмов—Министерством кинематографии СССР 30 августа 1950 г. Кроме того, 22 июня 1948 г. Министерство кинематографии СССР утвердило Типовой договор с композитором на написание музыки к кинокартине. Авторские договорные правоотношения, предусмотренные указанными типовыми договорами, и должны быть теперь рассмотрены.

Издательский договор (п. п. 17—28 Закона РСФСР). Он может быть использован для издания не только литературных (художественных и научных), но также других поддающихся воспроизведению типографским или соответствующим иным техническим способом творческих произведений — музыки, живописи, архитектуры и т. п. Однако Типовой договор 1929 г. рассчитан лишь на литературные (художественные и научные) произведения. В этих пределах издательский договор и составляет предмет специального изучения.

В издательском договоре участвуют на одной стороне автор,[72] на другой—издатель. Автор предоставляет издателю право издать его произведение, а издатель обязуется осуществить издание и выплатить автору гонорар. Соответственно основным функциям, выполняемым его участниками, может быть определено понятие издательского договора (п. 17 Закона РСФСР).

В силу издательского договора автор уступает на определенный срок право на издание произведения, а издатель обязуется издать его и выплатить автору гонорар.

Так выглядит этот договор в случаях, когда он заключается на готовое произведение. Если же произведение еще должно быть создано, договор, заключаемый в целях его создания, именуется договором литературного заказа. По сравнению с обычным издательским договором, основные функции, выполняемые контрагентами по договору литературного заказа, изменяются лишь в одном отношении: автор обязуется создать указанное в соглашении сторон произведение, а издатель—принять и рассмотреть его для того, чтобы решить вопрос о возможности одобрить представленное произведение. После завершения этой стадии договор литературного заказа становится обычным издательским (стр.59) договором: автор уступает издателю на определенный срок право на издание произведения, а издатель обязуется издать его и выплатить автору гонорар.

Таким образом, один из непременных элементов, характеризующих природу, издательского договора, состоит в том, что он влечет за собой передачу автором некоторых своих правомочий (в частности, права на воспроизведение и распространение) издателю на определенный срок. Уступка права издателю и есть не что иное, как передача произведения в общественное пользование, а поскольку при таких условиях результаты творческого труда автора становятся общественным достоянием, он приобретает право на гонорар как форму оплаты труда по его количеству и качеству. Следовательно, уступка права — это не только специфический, но и решающий элемент издательского договора, определяющий содержание всех иных его элементов.

Аналогичные взгляды на природу издательского договора высказывают и другие авторы.[73] Однако некоторые исследователи вместо уступки права прибегают к конструкции разрешения.[74] Ход их рассуждений примерно таков. Если бы автор уступил издательству право на воспроизведение его произведения, он должен был бы временно сам лишиться такого права, чего на самом деле не происходит, ибо автор и впредь может воспроизводить свое произведение для собственных нужд, опубликовать его в собрании сочинений и т. п. Кроме того, сам автор вообще не имеет права воспроизводить произведение тем техническим (типографским) способом, которым пользуется издатель, а потому и не в состоянии кому-либо уступить такое, в его лице не существующее право. Это право принадлежит специализированным социалистическим организациям, которые разрешением автора на издание обязываются к его осуществлению в интересах общества.

Приведенные соображения лишены, однако, необходимой степени убедительности. Во-первых, ниоткуда не вытекает, что право можно уступить только в полном объеме, а его уступка в пределах, указанных в законе или договоре, неосуществима. Именно потому, что во время действия издательского договора автор вправе воспроизводить свое произведение лишь в случаях, указанных в законе, нельзя не признать, что за пределами этих случаев его право перешло на срок к издателю. Во-вторых, не следует смешивать право па воспроизведение с техническими способами его осуществления. Типографские способы издания автору действительно недоступны. Но он и не передает такого права издателю, а уступает ему лишь право на воспроизведение. Что же касается типографских способов, то они представляют собой не право, а метод осуществления права на воспроизведение, приобретенного издательством по договору с автором произведения. В-третьих, возмездность договора обусловливается не просто разрешением автора на издание его произведения, а тем, что издательство приобретает определенные права по использованию такого произведения. Плата за одно только разрешение, не сопровождающееся наделением правами, несовместима с самой природой гражданского оборота. Но автор не может наделить издателя никакими другими правами, кроме тех, которые он сам имеет. Конкретно, речь идет о праве на воспроизведение и распространение, которое он и уступает издателю. (стр.60)

Переходя к характеристике элементов издательского договора, необходимо обратиться прежде всего к вопросу о его субъектах.

Субъектами издательского договора являются автор и издатель. На стороне автора выступает несколько лиц, если произведение создано в соавторстве илт1 если авторское право перешло к нескольким наследникам после смерти автора. В случае недееспособности автора договор заключается его законными представителями (родителями, опекунами). Автор, достигший возраста частичной дееспособности, вправе заключать авторские договоры вполне самостоятельно, независимо от согласия своих родителей или попечителей (ст. 13 ГК). На стороне издателя всегда выступает социалистическая организация, как правило, издательство, но иногда и другие управомоченные на то организации (например, научно-исследовательские институты, наделенные издательскими функциями). Большинство издательств типизировано и вправе заключать договоры только на издание литературы, относящейся к их профилю. Однако некоторые, в частности местные, издательства универсальны и потому имеют право на издание литературы разного профиля.

Изменение субъектного состава договора может произойти на стороне как автора, так и издателя. На стороне автора оно происходит в случае его смерти и перехода договорных прав и обязанностей по наследству. Само собой, однако, разумеется, что к наследнику не переходят такие права и обязанности (например, обязанность внести в рукопись исправления), которые способен осуществить лишь автор. По этой причине договор литературного заказа прекращается со смертью автора, наступившей до создания произведения, а в отношениях с наследниками могут возникнуть споры только по поводу денежных расчетов. Изменения на стороне издателя наступают, если приобретенные по договору права и обязанности оно передает полностью или частично другому государственному или общественному издательству, а это допускается законом либо с согласия автора, либо когда подвергается изменениям редакционный план издательства в силу мероприятий или постановлений руководящих или регулирующих издательское дело органов (типизация издательств, слияние и т. п.).

Форма издательского договора согласно общему правилу ст. 505 ГК должна быть письменной, кроме договорных отношений по поводу произведений, публикуемых в периодических изданиях и энциклопедических словарях, для которых допускается устное заключение договора. Несоблюдение письменной формы не делает договор недействительным, но исключает возможность при возникновении спора ссылаться на свидетельские показания. Ясно, однако, что если произведение издано, то тем самым доказан и факт заключения договора. Но такое бесспорное доказательственное значение приобретает издание, а не какие-либо (стр.61) иные действия издательства, предпринятые в отношении поступившей к нему рукописи. Верховный суд РСФСР не признал, например, наличия договора об издании даже набранной, но не напечатанной статьи Н., который прислал ее в издательство «Московский рабочий» по собственной инициативе.[75]

Если заключается договор литературного заказа, его необходимой составной частью становится проспект заказанного произведения, включаемый в текст договора либо прилагаемый к нему.

Договор составляется в двух экземплярах и подписывается руководителем издательства и автором, а если произведение написано в соавторстве, то либо всеми соавторами, либо по их доверенности одним из них.

Срок издательского договора в целом не может превышать четырех лет. По его истечении действие договора прекращается. Но существуют и два других срока, нарушение которых также способно привести к прекращению действия договора: срок издания и срок представления рукописи, если она не была представлена в момент заключения договора (что практически встречается обычно в отношениях по литературному заказу).

Издатель обязан выпустить в свет произведение в срок, определяемый договором, но не позднее, чем через 6 месяцев для периодических изданий и для книг объемом до 5 печатных листов, один год—для произведений объемом до 10 печатных листов, два года—для иных произведений. Эти сроки исчисляются со дня заключения договора или принятия рукописи, если оно произошло позднее, или со дня истечения установленных для принятия рукописи сроков, если принятие произошло с пропуском обусловленного срока. По истечении указанных сроков издательство обязано немедленно уплатить автору полную сумму гонорара по объему одобренной рукописи, но ему предоставляется льготный срок, равный половине основного срока, для выпуска произведения в свет. Если и в пределах льготного срока выпуск произведения в свет не последует, договор по одностороннему заявлению автора расторгается и ему должна быть возвращена рукопись.

Автор обязан сдать рукопись в установленный договоров срок, но во всяком случае не позднее месяца по наступлении договорного срока при объеме произведения до 10 печатных листов и не позднее 2 месяцев, когда этот объем превышает 10 печатных листов. Несоблюдение указанных сроков дает издательству право расторгнуть договор. Те же последствия наступают при несоблюдении автором срока, предоставленного для исправления его труда. Продолжительность такого срока в самом законе не определена. В Типовом договоре говорится лишь, что (стр.62) этот срок устанавливаете издательством и должен быть достаточным для внесения необходимых исправлений. Но в отношениях по литературному заказу он при всех обстоятельствах не может превысить срок, установленный договором для создания произведения. Так, обстоятельства спора, возникшего между Управлением скульптурно-художественных предприятий и К., сводились к тому, что Управление, получив от К. рукопись книги «Новые методы производства художественного литья и скульптуры» и ознакомившись с нею, вернуло автору рукопись на доработку, но срока осуществления доработки не определило, а когда автор представил рукопись в доработанном виде по истечении значительного времени, Управление, ссылаясь на просрочку К», потребовало расторжения договора. ГСК Верховного суда СССР это требование удовлетворила, указав в своем определении, что «Типовым договором предельных сроков на доработку произведений не установлено, однако следует признать, что такой срок не может превышать срока, предусмотренного договором на составление труда».[76]

Права и обязанности контрагентов по издательскому договору носят взаимный характер, что позволяет рассмотреть лишь обязанности каждой стороны, поскольку им противостоят соответствующие права другого контрагента.

Автор обязан прежде всего сдать рукопись издательству, что особенно существенно для договора литературного заказа, но может иметь значение и для иных издательских договоров, если они заключаются до момента фактической передачи рукописи издательству. Когда произведение создается на основе договора литературного заказа, исполнению обязанности по передаче рукописи предшествует исполнение другой обязанности, а именно—создание автором произведения в полном соответствии с условиями договора, причем автор должен выполнить заказ лично, не перепоручая создание произведения каким-либо Другим лицам. Но, независимо от того, создано ли произведение в порядке литературного заказа или договор заключается относительно готового произведения; рукопись должна быть сдана своевременно и в надлежащем виде, т. е. в форме переписанного на пишущей машинке или удобочитаемого рукописного экземпляра вместе с иллюстрационным материалом, когда автор по договору принимает на себя обязанность его представления. Рукопись считается сданной как при пересылке по почте, так и при фактическом вручении ее работнику издательства, уполномоченному на приемку рукописей. Вне такого уполномочия нельзя говорить о факте сдачи рукописи. Установив, например, что С., состоявший в договорных отношениях с одним из научно-исследовательских институтов, вручил рукопись внештатному сотруднику последнего, ГСК Верховного суда СССР пришла (стр.63) к выходу, что С. вообще не сдавал рукопись научно-исследовательскому институту.[77] Нарушение автором обязанности по своевременной сдаче рукописи или выполнение им заказанной работы не в соответствии с определенными соглашением сторон условиями, а также перепоручение создания произведения какому-либо другому лицу дает издательству право расторгнуть договор.

Далее, по требованию издательства автор обязан внести в рукопись необходимые исправления. Это не означает, конечно, что издательство вправе предъявить автору любые требования об исправлениях, например меняющих его принципиальную позицию или выходящих за рамки определенной для него темы. Но требования, которые направлены на повышение качества произведения, устранение имеющихся в нем погрешностей, недоработок и т. п., если они к тому же содержат точные указания относительно существа необходимых изменений, для автора обязательны. Отказ от их исполнения служит основанием к расторжению договора.

Затем, если издательство потребует, на автора возлагается обязанность держать авторскую корректуру, как и в свою очередь, издательство должно по требованию автора предоставить ему такую возможность. На держание корректуры автору предоставляется по одному дню, а для небеллетристических произведений—по два дня на каждый печатный лист. В случае задержки автором корректуры сверх установленных сроков без уважительных причин или уклонения от возврата корректурных листов издательство вправе напечатать произведение без авторской корректуры или отсрочить на срок задержки выпуск его в свет, взыскав с автора расходы по уплате типографии за простой, но не свыше 20% причитающегося ему гонорара. На счет автора в пределах 20% гонорара относится, и стоимость произведенной им правки, если она превысила 10% стоимости набора и не была вызвана типографскими ошибками либо такими причинами (например, появление новых научных данных), которые не могли быть предусмотрены при сдаче рукописи в набор.

Наконец, автор обязуется без письменного согласия издательства в течение всего срока действия договора, но, во всяком случае не более трех лет, текущих со дня одобрения рукописи, не выпускать в свет то же произведение ни в целом ни в части, ни под прежним ни под измененным названием. Изъятие из этого правила установлено только для включения произведения в издаваемое одновременно полное собрание сочинений автора, а также для опубликования произведения до выпуска его в свет издательством в повременной печати, сборниках и альманахах, причем не свыше 2,5 печатных листов в каждом номере альманаха (стр.64) или сборника. Нарушение автором этой обязанности дает издательству право расторгнуть договор.

Со своей стороны издательство обязано, прежде всего принять своевременно и в надлежащем виде сдаваемую ему рукопись, если она не была принята в момент заключения договора. Обнаружив, что рукопись представлена не п готовом для печати виде, издательство должно вернуть ее автору не позднее срока, исчисленного из расчета один день на один печатный лист, и тогда соответственно удлиняется назначенный автору срок для сдачи рукописи. Пропуск издательством указанного срока означает, что рукопись им принята, и если будут обнаружены чисто технические недостатки, она по этим мотивам уже не может быть возвращена автору. Издательство несет ответственность за утрату рукописи в пределах причиненных автору убытков, включая гонорар, когда утрачивается единственный экземпляр рукописи. Но, как указано в одном из судебных определений, «один факт утери издательством рукописи автора, направленной по инициативе самого автора без заключения договора, не может являться основанием для взыскания с издательства гонорара».[78]

Далее, приняв рукопись, издательство должно решить вопрос об ее одобрении, если договор не был заключен относительно уже одобренной рукописи. Отрицательное решение этого вопроса, влекущее за собой .направление рукописи автору для доработки или ее отклонение, может быть вызвано ее недоброкачественностью либо отдельными нуждающимися в устранении недостатками, либо тем, что автор отошел от обусловленной договором темы, либо превысил указанный в договоре объем, хотя незначительное превышение объема на практике во внимание не принимается. Об одобрении, отклонении или необходимости доработки рукописи нужно вручить автору письменное (при отклонении или необходимости доработки—мотивированное) уведомление не позднее 14 дней со дня сдачи рукописи с добавлением по 3 дня на каждый печатный лист, а в отношении стихотворных произведений — не позднее 30 дней независимо от их размера. По поступлении в издательство исправленной рукописи приведенные сроки для решения вопроса об ее одобрении сокращаются наполовину. С другой стороны, если, согласно существующим правилам, рукопись должна быть направлена на просмотр в компетентные органы (например, в Главрепертком), сроки для ее одобрения удлиняются на все время нахождения рукописи в этих органах. В случае пропуска издательством указанных сроков рукопись считается одобренной со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. И все же судебная практика твердо придерживается того взгляда, что при явной недоброкачественности произведения гонорар в пользу автора взыскиваться (стр.65) не должен, несмотря на пропуск издательством срока, установленного для одобрения рукописи.

Затем издательство обязуется издать произведение в обусловленный срок в пределах указанного в договоре, но не превышающего установленного в нормативном порядке лимита тиража, и только для произведений, не относящихся к разряду литературно-художественных, указание тиража в договоре лишено правового значения, поскольку правила о лимите тиража к ним не применяются. Превышение договорного тиража, а если он выходит за пределы установленного лимита, то превышение лимита рассматривается как повторное издание, влекущее дополнительную оплату. Исключение составляет лишь издание сверх нормы 150 обязательных и рекламных экземпляров. Вместе с тем в рамках установленного для издания срока тираж может быть выпущен частями и в разное время, что юридически повторным изданием не считается. Если издательство не выполнит своей обязанности по изданию произведения в обусловленный срок, автор вправе взыскать всю сумму причитающегося ему гонорара. Он может также расторгнуть договор и потребовать возврата переданных по договору экземпляров произведения. Однако, доказав, что оно не могло своевременно приступить к изданию произведения по обстоятельствам, зависящим от автора (потому, например, что автор задержал согласование правки, произведенной в процессе редактирования), издательство вправе отклонить требования автора об уплате гонорара, который ему причитался бы при издании произведения.

Наконец, издательство несет перед автором и определенные имущественные обязанности. Так, оно обязано выдать автору бесплатно установленное количество экземпляров книги, а другое установленное количество отпустить по себестоимости, если автор того потребует. Но, разумеется, основная имущественная обязанность издательства заключается в выплате автору гонорара. Гонорар выплачивается в следующие сроки: по одобрении рукописи—60% и остальная сумма—по подписании автором последнего листа корректуры, а при ее отсутствии—не позже двух недель со дня изготовления издательством набора в сверстанных листах. Кроме того, п. 10 постановления Совета Министров РСФСР от 7 апреля 1960 г. при заключении договора литературного заказа на литературно-художественные произведения обязывает выплачивать автору аванс в размере 25% гонорара, исходя из обусловленных договором ставок и тиража, а если договор литературного заказа заключается на иные произведения, то согласно п. XI постановления Совета Министров РСФСР от 20 марта 1962 г. издательство не обязано, но имеет право выдать аванс, который начисляется в размере до 25% от минимальных ставок гонорара. Выплата аванса, если он обязателен или обусловлен соглашением сторон, должна производиться при подписании договора. На производство каждого из указанных (стр.66) платежей издательству предоставляется 14-дневный льготный срок, текущий с момента наступления срока платежа. Просрочка в выплате аванса или 60% гонорара (с зачетом аванса) свыше месяца дает автору право расторгнуть договор и потребовать возврата рукописи. Такая же просрочка, допущенная в отношении последнего платежа, не порождая права на расторжение договора, служит основанием для уплаты автору неустойки в размере половины просроченного платежа.

Имущественная ответственность в форме возмещения убытков или штрафных санкций может иметь место по издательскому договору только в указанных законом случаях, которые были ранее упомянуты. Но при расторжении договора издательством возникает вопрос о судьбе выплаченного автору гонорара. Для самого расторжения договора достаточно объективного факта нарушения автором его наиболее существенных обязанностей (недоброкачественность произведения, просрочка в сдаче рукописи и т. п.). Однако этот факт сам по себе еще не создает права на обратное взыскание гонорара. Необходимо, кроме того, чтобы допущенные автором неисправности наступили по его вине.

Некоторые из них (исполнение работы не в соответствии с условиями договора, передача ее исполнения другому лицу, параллельное издание одного и того же произведения в разных издательствах) иначе, как виновно, вообще не могут быть допущены. Другие, как, например, просрочка в сдаче рукописи, не всегда сопряжены с виной автора. Недоброкачественность произведения нередко вызывается недобросовестностью автора, а иногда — постигшей его творческой неудачей. Так, при рассмотрении дела по иску Маш Гиза, предъявленному к А. и М., ГСК Верховного суда СССР отметила, что вложенный авторами труд свидетельствует об их добросовестности, хотя .рукопись и оказалась недоброкачественной.[79] Не всегда по вине автора происходит отказ от внесения в рукопись необходимых исправлений. Такой отказ может быть, например, обусловлен тяжелым заболеванием или иными объективными причинами. Хотя в законе и нет на этот счет соответствующих указаний, надо полагать, что невиновный отказ автора от внесения исправлений в рукопись не дает оснований при расторжении договора взыскивать с него ранее выплаченный гонорар. Относительно же качества произведения в ст. 511 ГК прямо указано, что лишь недобросовестность (т. е. виновность) автора порождает у издательства право требовать возврата гонорара с тем, однако, что автор предполагается добросовестным, и бремя доказывания его недобросовестности лежит на издательстве. Напротив, виновность автора в просрочке сдачи рукописи презюмируется, но, если он докажет свою невиновность, полученный гонорар возврату не подлежит, несмотря на расторжение договора издательством.(стр.67)

Почему же для взыскания ранее выплаченного гонорара с автора требуется его виновность? Иногда полагают, что это обусловлено характером данной санкции как меры гражданской ответственности, которая, если иное не указано в законе, при отсутствии вины не возникает.[80] Но дело, конечно, не в этом, ибо ответственность предполагает возложение на правонарушителя каких-то новых обязанностей, между тем как в данном случае все ограничивается тем, что контрагент (издательство), не получивший вовсе или получивший ненадлежащее исполнение от другой стороны (автора), требует возврата произведенного им самим исполнения. Суть приведенных правил состоит в другом и именно в природе гонорара как формы оплаты труда автора. Поскольку труд в социалистическом обществе предполагает гарантированность его оплаты, соответствующие гарантии должны быть распространены и на авторский труд в виде сохранения за автором выплаченного гонорара. Поэтому если нет вины автора, то у издательства нет права требовать возврата гонорара.

Когда же такое требование обосновано виной автора, оно подлежит удовлетворению. Если издательство имеет дело с одним автором, с него и взыскивается аванс в полной сумме. Но при создании произведения в соавторстве и притом нераздельном может возникнуть мысль о солидарном характере обязанности всех соавторов по возврату аванса.[81] Однако такая мысль должна быть отвергнута, если считать, что необходимым условием возникновения обязанности по возврату аванса является вина обязанного лица. Из принципа вины следует, что возвратить свою долю аванса обязан лишь тот, чья вина послужила основанием к расторжению издательского договора.

Наряду с изданием произведения издательский договор предусматривает возможность его переиздания.

Издательство имеет право на переиздание произведения в пределах одного года со дня установления факта распродажи предыдущего издания. О распродаже издательство обязано уведомить автора не позднее, чем через месяц, а о намерении переиздать произведение или об отказе от дальнейшего переиздания—не позднее, чем через три месяца после установления факта распродажи. Если такое уведомление не последует или если на свой письменный запрос о дальнейших намерениях по переизданию автор не получит 'ответа в течение двух недель, он вправе распорядиться произведением по собственному усмотрению. Автор может также запретить переиздание, сообщив об этом издательству письменно в пределах 5 дней по получении уведомления о намеченном переиздании. Но в этом случае автор не должен (стр.68) передавать издание того же произведения никому другому, а издательство все же вправе осуществить переиздание с разрешения республиканского Комитета по печати.

При переиздании допускается исправление произведения, включение в него дополнений или иных изменений, а это предполагает повторное прохождение рукописи через стадию одобрения с применением всех относящихся к ней правил. Однако за издательством признается право на переиздание произведения в неизменном виде, если автор письменно не уведомит его о своем намерении внести изменения в пределах двух недель или если он не представит проектируемых изменений издательству до истечения двух месяцев со дня получения извещения о готовящемся переиздании.

Постановочный договор (п.п. 30—36, 38—39, 44 Закона РСФСР). Он может быть заключен в целях постановки в театре или в иной зрелищной организации (филармонии, концертном зале, клубе и т. п.) драматического, музыкального, музыкально-драматического, пантомимного или хореографического произведения. Наиболее часто он заключается как договор заказа, именуемый в данном случае договором сценического заказа. Но нет препятствий к заключению постановочного договора на готовое произведение. Необходимо лишь, чтобы оно еще не было издано, поскольку изданные произведения могут исполняться с уплатой гонорара и без согласия автора (п. 1 ст. 495 ГК). Кроме того, согласно п. 1 постановления Совета Министров РСФСР от 20 апреля 1957 г. специальное вознаграждение за постановку его неизданного произведения автор может получить только один раз, а проценты от поспектакльных сборов—с учетом всех постановок его произведения в любых зрелищных организациях. Исходя из этого, ст. 504 ГК устанавливает, что постановочный договор, предусматривающий выплату специального вознаграждения, не должен заключаться автором более чем с одной организацией. Напротив, заключение постановочных договоров, не предусматривающих такого вознаграждения, законом не ограничивается, хотя соответствующие ограничения на определенный срок (но не более трех лет, текущих со дня одобрения произведения) могут быть установлены в первоначально заключенном договоре. В свою очередь организация, заказавшая произведение, может передать его для широкого публичного исполнения, а также для исполнения по радио и телевидению без повторной уплаты автору специального вознаграждения, но с сохранением за ним права на гонорар в виде .процентов от поспектакльного сбора за исполнение произведения.

Основные функции, выполняемые участниками договора, сводятся к тому, что автор предоставляет право на исполнение своего произведения, еще не опубликованного, но существующего в готовом .виде к моменту заключения договора или создаваемого на его основе, а постановщик уплачивает автору гонорар и обеспечивает (стр.69) своевременную постановку произведения. Сообразно с этим определяется понятие постановочного договора.

В силу постановочного договора одна сторона, автор, обязуется создать сценическое произведение и предоставить право на его исполнение зрелищной организации либо уступить ей такое право в отношении готового неопубликованного произведения, а другая сторона, постановщик, обязуется осуществить публичное исполнение и уплатить автору вознаграждение.

Так же, как и издательский, постановочный договор ставит своей целью воспроизведение и распространение творческого произведения. Поэтому оба они выступают как .разновидности авторского договора. Но было бы неправильно постановочный договор считать разновидностью договора издательского. Такая возможность исключается вследствие того, что способ использования произведения по издательскому договору не охватывает собой способа, который имеется в виду при заключении постановочного договора.[82] Значит, между ними существует соотношение не рода и вида, а двух самостоятельных видов в пределах такого родового понятия, каким является понятие авторского договора.

Но так как оба договора относятся к числу разновидностей одного и того же рода, они обладают некоторыми чертами сходства в ряде элементов, что позволяет рассмотреть такие элементы в порядке сопоставления.

По субъектному составу постановочный договор отличается от издательского тем, что в нем участвуют не автор и издатель, а автор и постановщик, в качестве которого выступает та или иная зрелищная организация. К тому же если обычно с соавторами заключается единый договор, то в отношении музыкально-драматических произведений широко практикуется заключение отдельных договоров с автором музыки и с автором литературного текста.

Срок действия постановочного договора не может превышать трех лет, текущих со дня первого публичного исполнения произведения. Но этот срок в конкретных договорах никогда не определяется, ибо он лишен какого-либо практического смысла. В самом деле, постановочный договор со специальным вознаграждением автор вправе заключить лишь с одной организацией. Такой договор либо вовсе не препятствует заключению других постановочных договоров без специального вознаграждения, либо запрещает их заключение на обусловленный срок, текущий со дня одобрения произведения, а не его публичного исполнения. Значит, этот срок самостоятелен по отношению к сроку действия договора. Вместе с тем истечение срока действия договора не лишает права зрелищную организацию продолжать исполнять произведение как уже поставленное на общих основаниях. Кроме (стр.70) того, для первой постановки произведения существуют самостоятельные сроки, несоблюдение которых дает автору право на расторжение договора. Вот почему в отличие от издательского постановочный договор фактически не знает общего срока его действия.

Форма для постановочного договора, как и для издательского, установлена письменная с аналогичными последствиями ее несоблюдения: постановочный договор, не облеченный в письменную форму, не становится недействительным, однако доказывания факта его заключения со ссылкой на свидетелей не допускается. При заключении договора сценического заказа к нему прилагается сюжетная заявка автора, в которой определяются характер и построение заказанного произведения, а если у автора имеются фрагменты будущего произведения, то, приложенные к договору, они заменяют сюжетную заявку.

Из числа всех элементов специфика постановочного договора наиболее четко проявляется в содержании этого договора, т. е. в правах и обязанностях его участников.

Главная обязанность, возлагаемая на автора, состоит в создании произведения в соответствии с условиями договора, если заключен договор сценического заказа. Созданное или в соответствующих случаях готовое произведение должно быть сдано постановщику под расписку в трех перепечатанных на машинке экземплярах. Неисполнение этих обязанностей дает постановщику право расторгнуть договор, причем при просрочке в сдаче произведения предоставление автору дополнительного льготного срока Типовым постановочным договором не предусмотрено. Однако согласно п. 10 «а» для возникновения у постановщика права на расторжение договора требуется, чтобы просрочка была допущена автором по его вине. Отсюда следует, что при невиновной просрочке в сдаче рукописи постановщик расторгнуть договор не может и обязан предоставить автору дополнительный срок, достаточный для завершения произведения. Но само собой разумеется, что изложенные правила касаются лишь договора сценического заказа. Если же постановочный договор заключен на готовое произведение, которое в надлежаще оформленном виде передается постановщику в момент заключения договора, вопрос о сроках его передачи не возникает.

В то же время сдаваемое произведение должно быть доброкачественным. Поэтому, если в результате его рассмотрения постановщик придет к выводу, что необходимы некоторые поправки и изменения, автор обязан их осуществить в пределах сроков, которые определяются письменным соглашением сторон. Он должен также без дополнительной оплаты внести такие поправки, необходимость которых выяснилась в процессе постановки. Сам постановщик не управомочен без разрешения автора вносить в 'его произведение какие бы то ни было изменения (стр.71) и поправки. Вместе с тем отказ автора от внесения необходимых исправлений, требование относительно которых было к нему предъявлено с соблюдением установленных Типовым договором правил, служит основанием к расторжению постановочного договора. Кроме этого, постановщик имеет право расторгнуть договор, если выяснится, что без его письменного согласия автор привлек каких – либо других лиц для написания заказанного произведения «в целом или в частности», как сказано в п. 10 «г». Типового договора. Следует, однако, прийти к выводу, что даже с письменного согласия постановщика автор не может, оставаясь участником договора, поручить его исполнение в целом другому лицу, так как это было бы равнозначно допущению запрещенной формы эксплуатации чужого труда. П. 10 «г» необходимо толковать в том смысле, что по письменному разрешению постановщика допускается либо замена одного автора другим, либо привлечение соавтора.

При расторжении постановочного договора по мотивам неисправности автора вопрос о возврате выплаченного гонорара решается на основе тех же принципов (принцип вины), что и в издательском договоре.

Более разнообразны обязанности, возлагаемые на второго участника, постановочного договора -–зрелищную организацию, именуемую постановщиком.

Если договор оформлен по типу сценического заказа, постановщик должен оказывать автору творческую помощь в создании произведения. В этих целях он обязуется предоставить автору возможность ознакомления с составом труппы и с технической частью театра, оказывая ему консультации по теме произведения силами творческих работников театра и производить у себя предварительные обсуждения вариантов произведения. Наряду с этим автору как заказанного, так и принятого к постановке готового произведения предоставляется право присутствовать на всех репетициях, просмотрах и обсуждениях спектакля.

Независимо от того, заключен ли договор сценического заказа или обычный постановочный договор, произведение должно быть одобрено постановщиком, если его одобрение не состоялось к моменту заключения с автором соглашения. Вопрос об одобрении поступившего к постановщику произведения решается его художественным советом, и автору сообщается в письменной форме решение о принятии произведения к постановке или о необходимости внесения в него поправок и изменений или об отклонении произведения по мотивам, относящимся к его идейно художественным достоинствам, либо ввиду его несоответствия творческой заявке. Сообщение о принятом решении, подписание директором театра, или его заместителем, направляется автору не позднее 30 дней, а в отношении исправленного автором произве5дения – не позднее 15 дней со дня сдачи его постановщику. Если по произведению необходимо получить специальное заключение, (стр.72) указанные сроки продлеваются на все время нахождения работы на заключении, но не более чем на 30 дней с обязательным письменным уведомлением об этом автора. Произведение читается принятым постановщиком при условии, что в пределах установленных сроков он не направил письменного сообщения а в гору об отклонении произведения или о необходимости внесения в него поправок.

Постановщик обязуется осуществить первую постановку принятого произведения не позднее срока, указанного в договоре. Но этот срок не может превышать одного года со дня окончательной сдачи автором рукописи драматического произведения и двух лет со дня поступления в театр музыкально-драматического произведения. Несоблюдение указанных сроков, если оно не произошло по обстоятельствам, зависящим от автора, дает автору право расторгнуть договор, потребовать возврата рукописи и взыскать с постановщика как специальное вознаграждение за написание произведения, так и вознаграждение за гарантированный минимум спектаклей, которое начисляется по действующим ставкам гонорара за публичное исполнение произведений из расчета среднегодового планового сбора театра за пять спектаклей.

На постановщике лежит также обязанность уплатить автору гонорар, который состоит из двух частей. Первую составляют процентные отчисления от поспектакльных сборов. Они начисляются в размере, который установлен в нормативном порядке, и, по сути дела, лишены договорного характера, поскольку отчисление процентов от поспектакльных сборов в пользу автора через ВУОАП производится независимо от того, заключен ли с театром постановочный договор. Вторую часть гонорара образует единовременное вознаграждение, которое постановщик уплачивает автору за создание по его заказу или передачу ему готового произведения. Сумма такого вознаграждения также определена в нормативном порядке и составляет, например, для многоактных пьес в прозе—800, 1500, 2200 или 3000 руб., для опер—3000, 4500, 6000, 8000 руб. и т. д. Единовременное вознаграждение выплачивается в следующие сроки: при подписании договора— -аванс в размере 25% (если автор не отказался от его получения полностью или в части), по принятии произведения и получении разрешения на его постановку—50%, после первого спектакля (премьеры) —25%. В случае если расторжение договора вызывается запрещением произведения, все расчеты между сторонами прекращаются в том положении, которое существовало на момент запрещения. Но когда произведение снимается с публичного исполнения уполномоченными на то органами Министерства культуры, выданные автору суммы возврату не подлежат, а театр обязан произвести очередные платежи, право на которые у автора возникло до момента снятия произведения с репертуара театров.(стр.73)

Сценарный договор.( п. П. 30, 32, 36- 38, 40-42, 44 Закона РСФСР). Он заключается на сценарии к художественным фильмам, научно – популярным и учебным, а также к документальным и видовым кинокартинам. Но ввиду того, что наиболее существенное значение приобретает договор по созданию сценария к художественному кинофильму, его и целесообразно рассмотреть в первую очередь, чтобы иметь возможность затем выявить некоторые особенности, характерные для правоотношений по созданию сценариев к иным видам кинокартин.

В договорных отношениях, связанных с художественным кинофильмом, основная функция автора заключается по поводу законченного, но не опубликованного произведения. Основная функция, возлагаемая на студию, состоит в уплате автору обусловленного вознаграждения. Но студия не несет перед автором обязанности поставить фильм, ибо специфика работы в кино такова, что вследствие технических и иных затруднений постановка кинофильма не всегда осуществима даже на основе высококачественного сценария.[83] Однако отсутствие такой обязанности не означает, что автор не уступает студии права на постановку фильма по его сценарию, и если постановка возможна, студия выполняет ее как носитель соответствующих правомочий по сценарному договору. С учетом отмеченных моментов определяется понятие рассматриваемого договора.

В силу сценарного договора одна сторона, автор, обязуется создать сценарий и предоставить право на его использование студии либо уступить ей такое право в отношении готового, но не опубликованного сценария, а другая сторона, студия, приобретая права по использованию сценария, обязуется уплатить автору обусловленное вознаграждение.

Точно так же, как постановочный договор не является разновидностью договора постановочного, несмотря на противоположное указание, содержащиеся в п. 30 Закона РФСР, ибо постановка фильма не есть обычное исполнение сценического произведения, а составляет особый вид его использования, подчиняющийся специальному правовому режиму.[84] Но у постановочного и сценарного договоров как самостоятельных разновидностей авторских договоров имеются черты сходства и различия, что обеспечивает возможность их сопоставления по отдельным элементам.

По субъектному составу сценарный договор выступает как отношение между автором и студией, а не постановщиком (стр.74) вообще, функции которого в постановочном договоре может выполнять любая зрелищная организация. В то же время студия управомочена на передачу вытекающих из договора прав и обязанностей любой другой студии системы Государственного комитета по кинематографии с письменным уведомлением об этом автора. Когда же договор заключается со студией самого Комитета, которая непосредственно не ведет работы по постановке кинофильмов, то она оказывается вынужденной передать свои права какой-либо отдельной киностудии. Напротив, автор под угрозой расторжения договора не может привлечь постороннее лицо для написания сценария в соавторстве с ним. Такое право у него возникает лишь с письменного согласия студии.

Срок действия сценарного договора ввиду отсутствия у студии обязанности поставить кинофильм не устанавливается. Однако, если студия не приступит к постановке фильма в срок, указанный в договоре, но во всяком случае не позднее двух лет со дня принятия сценария, автор вправе своим односторонним заявлением расторгнуть договор и получить вознаграждение в полной сумме, определенной соглашением сторон.

Форма сценарного договора такая же, как и в иных авторских договорах, т. е. письменная, а ее несоблюдение, не обусловливая недействительности договора, лишает контрагентов права в споре по поводу факта его заключения ссылаться на свидетельские показания. Обязательной составной частью договора признается либретто творческая заявка, излагающая основную идею, сюжетный замысел и характеристику главных действующих лиц будущего фильма. При отсутствии либретто творческой заявки нет одного из существенных договорных условий, а потому нет и самого договора. Так, в определении по делу Ш. о взыскании в его пользу гонорара за сценарий фильма «Сердце Армении» ГСК Верховного суда СССР указала, что договор должен быть признан недействительным, так как он «содержит лишь указание, что студия поручает, а автор принимает на себя написание сценария полнометражного фильма „Сердце Армении" («Севанский каскад»), и, таким образом, предмет договора по существу точно не установлен».[85]

Содержание сценарного договора, т. е. права и обязанности его участников, выглядит следующим образом.

Автор обязуется написать литературный сценарий под условным названием либо передать студии сценарий, законченный к моменту заключения договора, предоставив ей право постановки фильма по созданному им произведению. Сценарий должен соответствовать утвержденному студией либретто творческой заявке, содержать полное и последовательное описание действия, диалоги, титры и представлять собой законченное кинодраматургическое произведение объемом 80—90 для полнометражного или (стр.75) 8- 10 страниц на каждую часть короткометражного фильма, перепечатанных на пишущей машинке на одной стороне листа через два интервала. В срок определенный договором, автор обязан сдать сценарий в трех экземплярах начальнику сценарного отдела или специально уполномоченному лицу под его расписку либо направить все экземпляры по почте ценным пакетом. Для него обязательны предъявленные не более двух раз обоснования требования студии о необходимости внесений в сценарий исправлений и переделок с тем, чтобы последние были реализованы в срок, установленный соглашением сторон, а если надобность в дополнительных исправлениях выявляется при подготовке запуска сценария в производство, они производятся автором безвозмездно. Сама студия под угрозой расторжения договора и выплату обусловленного вознаграждения не вправе без согласия автора привлекать какое либо третье лицо для доработки сценария. Но если привлечение такого лица состоялось с согласия автора, причитающееся ему вознаграждение на соответствующую сумму уменьшается, и на титрах фильма наряду с обозначением его имени указывается также имя автора изменений, поправок и доработок. П. 42 Закона РСФСР возлагает на автора еще одну обязанность, запрещая ему впредь до выхода в свет кинофильма или истечения срока, установленного для его постановки, издавать свой сценарий или переделывать его в другие кинематографические произведения. Но ввиду того, что советские кино предприятия объединены в единую систему, указанная обязанность лишена какого – либо практического значения, и потому правило п. 42 Закона РСФСР на практике не применима.

Нарушение автором лежащих на нем обязанностей (просрочка в представлении сценария, представление сценария, не соответствующего формулированным в договоре условиям, отказ от внесения в сценарий необходимых исправлений, привлечение к соавторству других лиц без письменного согласия студии, недобросовестность в исполнении заказанного сценария) дает студии право расторгнуть договор и взыскать ранее выплаченный гонорар. Но по тем же соображениям, которые приводились в связи с характеристикой издательского договора, в отношении по сценарному договору взыскание выплаченного автору гонорара может иметь место лишь при наличии его вины.

Обязанности которые несет перед автором студия, распадаются на три группы.

Первую группу составляют обязанности по оказанию автору помощи и привлечению его к работе над фильмом. В пределах имеющихся у нее возможностей студия обеспечивает автору консультацию по вопросам, связанным с кинопроизводством, передает ему для просмотра фильмоотчетный материал и выдает необходимые книги из своей библиотеки. При запуске сценария в производство автору предоставляется право принимать участие в обсуждении сценария художественным советом, а


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты