Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Место церкви в политической системе общества




Современное светское общество считает, что имеет полное представление о таком институте, как церковь. Государство уверенно регулирует ее деятельность, ставит ее в привычные для общества рамки, предъявляет к ней определенные требования. Оно просто формулирует свое

собственное представление о религии и церкви, выражает его в виде нормативных правовых актов – законов. Причем в тексте этих законов не затрудняет себя определением самого предмета регулирования: церковь для современного законодателя – это просто «религиозная организация». Церковь – религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности, также совокупность правил, ценностей, санкций, учреждений, регулирующих разнообразные стороны жизни верующих.

Церковь обеспечивает регулярные отношения между членами религиозного объединения и его подразделениями, с одной стороны; с другой же - поддерживает связи со светскими структурами объединениями. Церковь как социальное явление, общественный институт в

форме централизованного религиозного объединения:

· формирует общность верующих на основе конкретной системы религиозного вероучения,

· обладает установленной в соответствии с исторической традицией иерархической организационной структурой,

· самоуправляется на основе исторически закрепленных правил общественного поведения внутри объединения и в его взаимоотношениях с обществом и государством (канонов),

· руководствуется в своей деятельности закрепленными исторической традицией правилами отправления религиозной практики (культа),

· преследует цели индивидуального и публичного исповедания и распространения своего вероучения, также осуществления хозяйственной деятельности, необходимой для поддержания жизнеобеспечения церкви в целом и входящих в ее состав организаций (общин) верующих.

В организационной структуре церкви часто существуют группы духовенства и мирян. Первая, иерархиезированная часть состоит из служителей культа, совершающих религиозные обряды, осуществляющих проповедь вероучения и удовлетворяющих религиозные, а иногда и

нерелигиозные (начальная медицинская помощь, благотворительность, начальное, духовное образование и т.д.) просьбы верующих. Мирянами являются рядовые верующие, оставшиеся за пределами круга духовенства и составляющие подавляющее большинство приверженцев

во всех религиях. Отношения государства и церкви на их историческом пути были весьма разнообразны: от полного взаимоотчуждения до фактического слияния.

Вопрос о принадлежности церкви к политической системе является

спорным. Можно встретить утверждения, что церковь исключена из этой

системы, так как сама отделена от государства. Мое мнение сходно с позицией других авторов – хотя церковь не является политической партией, чаще всего не ставит перед собой политических целей, она является важным элементом политической системы общества. Ранее

существовали и в настоящее время государства, в которых религиозные организации оказывали и оказывают сильнейшее влияние на содержание деятельности не только отдельных органов государства, но и на государство в целом, его внутреннюю и внешнюю политику (средневековая Европа, современные мусульманские государства).

 

 

В светских же государствах они посредством благотворительной, миротворческой деятельности, путем воспитания людей в духе общечеловеческих, нравственных принципов участвуют в управлении делами общества. Верующие и церковные служители как граждане участвуют в избирательных компаниях, а в некоторых странах существуют политические партии религиозного толка (Германия, Бельгия, Италия). В Российской Федерации согласно Федеральному закону от 11.07.2001г. №95-ФЗ «О политических партиях» не допускается создание политических партий по религиозной принадлежности.

Описать динамику влияния религии и церкви на общественную жизнь можно с помощью понятий «сакрализация» и «секуляризация».

Сакрализация (от лат. sacer – священный) – это процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Сакрализация сопровождала весь процесс становления человеческого общества, формирования его культуры. Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс

клерикализации(от позднелат. clericalis – церковный), которая означала не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация, догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности в систему

богословско-теологического мышления. Этот процесс в каждом обществе имел свои особенности. Например, в районах распространения ислама не было создано мощной религиозной организации типа церкви. Процесс сакрализации в исламе пошел по пути формирования теократического государства. В отличие от других религий он стремился к тому, чтобы воплотить в жизнь религиозное сообщество, осуществить полное слияние

духовного и светского начала.

Сакрализация личной и общественной жизни на основе христианства в Западной Европе началась после правления императора Константина и достигла своего наивысшего развития в Средневековье. В этот период не проводилось различия мирской и сакральной сфер жизнедеятельности человека.

Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией.

Секуляризация (от позднелат. saecularis – мирской, светский) – это процесс вытеснения религиозной картины мира научно-рациональным его объяснением, процесс снижения влияния религии на жизнь общества и деятельность людей, мероприятия по отделению государства, других институтов от церкви, по сокращению зоны контроля церкви в обществе – процесс обмирщения. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Этот процесс выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и

личности, сужении круга выполняемых ею функций.

Первоначально термин «секуляризация» означал акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, государства или частных лиц. Секуляризация в этом смысле предстает как юридический акт в сфере имущественных отношений, отношений собственности. В Средневековье как католическая, так и православная церковь, являлись крупными

собственниками земельных владений и имуществ. И между церковью и государством периодически возникала борьба за передел собственности. В результате этой борьбы не редко осуществлялся процесс секуляризации собственности церкви, монастырей. Но если в эпоху феодализма этот процесс носил случайный характер, то становление буржуазных

отношений поставило этот процесс на закономерную основу. В оценке же последствий секуляризации для общества и государства многие ученые прошлого и современности расходятся.

Таким образом, на сегодняшний день церковь утратила свои основные позиции в политической системе, очевидно превосходство процессов обмирщения над сакрализацией. Но хотелось бы отметить, что отделение церкви от государства, завершающее процесс секуляризации в правовом государстве, не снимает задачи взаимодействия светских церковно-религиозных и общественных сил в утверждении общечеловеческих норм и

принципов во внутренней жизни общества и во внешнеполитической сфере. С социологической точки зрения можно выделить следующие тенденции в развитии религии:

1. Модернизация – проявляет себя в религиозном искусстве, изменении богослужений, более активном участии в светской жизни общества.

2. Стремление к экуменизму – тяга ко все более глубокому межконфессиональному взаимопониманию и сотрудничеству.

3. Плюрализация религии – появление множества конкурирующих со «старыми» церквями новых деноминаций, дающих возможность каждому члену общества сделать свой выбор.

4. Появление нового религиозного сознания, основанного на личной вере и опыте, а главное, на личном выборе.

5. Обретение религией новой социальной формы, содержащее определенные наборы религиозных и светских ценностей, норм и образцов поведения, причем каждый человек волен выбирать подходящую ему религиозную систему.

Сегодня общественному резонансу деятельности церквей способствует осуждение ими распущенности нравов, преступности, алкоголизма и наркомании, активное участие в миротворческой деятельности. Их проповедь предостерегает об опасности дефицита человеческой доброты, предлагает разнообразные средства, если не преодоления, то хотя бы

смягчения негативных тенденций общественного развития.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 419; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты