Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Дискурс 6




 

11 ноября 2001 г.

 

Сутра 13: Или представь, что пятицветные круги на павлиньем хвосте являются твоими пятью органами чувств в беспредельном пространстве. Теперь пусть их красота сплавится внутри. То же самое – в любой точке в пространстве и на стене – пока точка не растворится. Тогда твоё желание другого станет истиной.

Сутра 14: Размести своё внимание в тонком, как нить лотоса, нерве, расположенном в центре позвоночного столба. В таком состоянии будешь трансформирована.

 

Сегодня мы отправляемся в путешествие к самим вашим корням, к самому центру вашего существования. И две следующие сутры Шивы нам в этом помогут, они напрямую указывают на вашу истинную природу, на ваш истинный центр.

Шива говорит: “Или представь, что пятицветные круги на павлиньем хвосте являются твоими пятью органами чувств в беспредельном пространстве. Теперь пусть их красота сплавится внутри. То же самое – в любой точке в пространстве и на стене – пока точка не растворится. Тогда твоё желание другого станет истиной”.

Следующая сутра: Размести своё внимание в тонком, как нить лотоса, нерве, расположенном в центре позвоночного столба. В таком состоянии будешь трансформирована.

Все, что существует в видимом и невидимом мире, все материальное и нематериальное, все живое и неживое, все явленное и трансцендентное, все явное и тайное, все мироздание имеет единое начало, единый центр своего существования. И этим центром является Вечность. Все укоренено в Вечности и из Вечности здесь есть, как жизнь, само Существование. Однако уЗнать это дано лишь человеку. Человек – единственное существо в природе, которому дано это узнать, узнать Себя Вечностью. Никто и ничто в живой и неживой природе не обладает таким даром, только человек. Но он не может реализовать это право из-за величайшей путаницы, которую он сам для себя создал.

Человек является не столько непонимающим, сколько запутанным. И путаница эта оттого, что он постоянно исключает себя из жизни. Примеров этому предостаточно. Вся цивилизация, вся история человечества свидетельствует об этом. Все, что бы человек не делал, является прямым или косвенным доказательством подмены себя результатами своего же творчества. Современного человека, практически, уже во всем заменяют продукты его труда – различные устройства и приспособления, машины и механизмы, автоматизированные системы управления. Благодаря компьютерным технологиям создан искусственный интеллект. Человеком все делается для того, чтобы заменить себя. Своими усилиями он пытается подменить свои усилия. Он не хочет тратить собственную энергию, поэтому он ищет другие, внешние ее источники. Он изобретает и подменяет…

Человек не хочет сам справляться с болезнями, поэтому он изобрел медицину и сферу обслуживания себя. Он не хочет ходить, поэтому изобрел велосипед, а потом – машину, затем – самолет и ракету. Он не хочет знать непосредственно сей час поэтому изобрел науку, подменившую ему прямое знание. Используя и развивая память, человек предпочитает знать потом или раньше, несмотря на то, что эти знания не истинны, поскольку прошедшего уже, а будущего еще нет. То, что есть теперь, им пропускается.

Сначала человек своим бессознательным творчеством уничтожает себя, порождая страдания уничтожением природы, что ведет к экологическим и техногенным катастрофам, а затем, вместо того чтобы прекратить это он ищет способы, которые не исключили, а уменьшили бы его страдания.

Человек постоянно изобретает, изобретает и изобретает. Он не видит, что все его изобретения, так или иначе, связаны с подменой его самого, то есть, в сущности, с его самоуничтожением. Я не имею ничего против изобретений. Но мотивы, ваши мотивы, ваша ориентация делают изобретения подменяющими вас. Так получается, что вся человеческая деятельность направлена на то, чтобы выключить человека из самой жизни. Создается такое впечатление, что человек самоубийца. Он постоянно совершает суицид. И делает это из-за величайшей путаницы, из-за величайшего непонимания, из-за величайшей бессознательности, в которой он живет.

Природа человека такова, что он с рождением вынужден расстаться со своей невинностью, он вынужден покинуть лоно Бога. Собственно, само его рождение в качестве тела свидетельствует о его отделении от целого, от истока, от истинных корней существования. Но хотя тело и отделено, человек остается связанным со своим началом, со своим истинным центром. На теле человека есть место, через которое он остается укорененным, через которое он может почувствовать себя более уверенным и свободным. Это место называется хара (точка около 7,5 см. ниже пупка). От слова “хара” происходит слово “харакири” – лишение человека жизни. Ошо говорит, что человек постоянно совершает харакири. Но не физиологически, а психологически. Человек все дальше и дальше уходит от своего центра. Его жизнь так построена, что он вынужден это делать, в этом есть объективная необходимость.

Когда человек рождается, он не может оставаться бессознательным в своей чистоте и невинности, иначе не было бы необходимости рождаться, он должен осознать свою невинность, осознать свою божественность, он должен узнать себя Богом. И это узнавание всегда начинается с формирования образов и представлений реального мира. Мир, сначала для ребенка, а затем для него же, взрослого человека, постепенно превращается в накопленное им знание. С возрастом и опытом жизни знаний накапливается все больше и больше, в конце концов, человек теряет себя в своем знании, он практически полностью оставляет реальность. Реальность подменяется образами и представлениями о ней, она подменяется виртуальностью – все отношения переносятся на вербальный уровень. Человек живет в объектах ума, порождаемых мыслями. Он заменяет ими свое живое присутствие в переживании себя чувствами, эмоциями, потребностями тела. Его центром жизни становится ум – ментальный центр, реже сердце – эмоциональный или, по-другому, сердечный центр.

Безусловно, человек должен развиваться эмоционально и интеллектуально, это является его жизненной необходимостью. Он должен развиваться в знаниях и любви, человек должен расширяться и совершенствоваться. Но вот в чем парадокс: с одной стороны – это необходимость жизни, он должен расширяться в этих двух центрах (сердце и уме), а с другой стороны – и бесчувственный человек.., даже дебил – тоже человек. Он живет! Я хочу сказать, что необходимость развивать ум и сердце не является необходимостью, без которой человек не может жить как физиологическое существо. Но как только разрушается нижний центр, хара, жизнь уходит, уходит все.

Хара – ваш истинный, жизненно важный центр, без которого невозможно существование в вас жизни, как таковой. Но именно хару человек не осознает. Если он как-то еще осознает себя в эмоциях – в сердце и в интеллектуальном центре – в уме, то, практически, никак не осознает себя живым, не осознает себя в харе. Отсюда его страх смерти.

Человек не осознает себя живым потому, что он, оставаясь в своем интеллектуальном центре, не различает, где реальная жизнь, а где ее образ, где лишь знание о ней. На уровне ума все выглядит одинаково – реальный объект представлен мыслью, и виртуальный объект представлен мыслью. Все, что человек видит, слышит, ощущает, он осознает это через образы, через вербальное отражение реальности в уме, и то, что он себе воображает, фантазирует, планирует, о чем он мечтает, также, на вербальном уровне (в уме), выглядит, как тот или иной образ.

Человек постоянно пребывает в виртуальном пространстве ума, подпитывая его тем, что он чувствует или переживает. Но его переживания зачастую репрезентативны, то есть, порождены мыслью, они не рождены реальной ситуацией. Человек старается избегать реальной жизни. С мыслью справиться легче. С помощью ума можно получить разнообразные представления и мечты, которые и вызовут те или иные переживания. Поэтому вашим центром и пространством разворачивающихся событий “жизни” становится ум. Мысли-двойники легко подменяют соответствующие им реальные ситуации. Вот и получается, что, заблудившись в фантомах мыслей-двойников, вы бесконечно путешествуете в поисках лучшей жизни в бескрайних просторах собственных иллюзий, подобно аргонавтам, которые отправлялись на поиски новых земель. Одиссей и его команда совершали свои кругосветные плавания и никак не могли вернуться домой. Но, если Одиссей, в конце концов, вернулся, то вам вернуться из океана своих иллюзий никак не удается.

Похоже, вы не хотите возвращаться из этого плавания. Вы как покинутые корабли, дрейфуете в океане, оторванные от всего, от своего дома, от своих родных и близких. Вы не чувствуете себя укорененными, не ощущаете себя, своего единения с Богом. Потеряно ощущение близости себя и Бога. Вас просто выбросило волной в этот океан жизни, и вы дрейфуете, дрейфуете и никак не можете найти причину этого дрейфа, вы никак не можете найти, что же является причиной этого вашего одиночества, вашей скорби, этого вашего помрачения. Вы никак не можете осознать, что является причиной вашего страдания. Но вы остаетесь.., вы понимаете меня? Вы остаетесь соединенными с Богом, вы остаетесь укорененными, поскольку вы есть, вы живы. Вы дрейфуете, ваше сознание дрейфует, но, в сущности, вы дома. Тот, кто дрейфует, этого не осознает. Вы есть, но чего-то нет?! Нет понимания этого есть, нет оСознавания себя естьности.

Объективно мир существует, жизнь существует, вы существуете, как жизнь, как мир, как Бог, но не осознаете этого. Ваше сознание помрачено, оно не свободно от знания, от объектов, которые являются лишь вашими представлениями о мире и себе, ваше сознание не свободно от объектов вашего ума, от созданных в нем образов и воображений. Вы не свободны от ума. Все ваше горе, все ваши страдания – от ума. Ум помрачает вас. Ваше видение, ваш свет сознания закрыт знанием, закрыт вербальным, интеллектуальным знанием.

Есть два способа прожить жизнь. Один – управлять ею, контролировать ее, планировать ее, выносить решения, исходя из прошлого и подгоняя под них будущее. Именно этим и занимается каждый, и именно этим каждый превращает свою жизнь в ад. И другой способ – просветленный способ жизни – это не выносить никаких решений из прошлого, а только ждать, когда наступит подходящий момент, и отвечать из всей своей целостности.

Ваше истинное знание – вне ума, вне порожденных им объектов, вне того, что вы думаете о жизни. Вы – сама жизнь, вы ее истинная реальность и процветание, вы не из знаний о ней, вы здесь не из прошлого, вы здесь из настоящего, из здесь и сейчас. Знания из прошлого, они не существуют реально, это лишь ваша иллюзия, это ваше представление, это ваши мечты. Да кое-что из того, что вы знаете, как-то совпадает с реальными процессами жизни, особенно с теми, что как-то повторяется, с тем, где есть инерция, где есть временная задержка. Это присуще миру материи. В нем прошлое остается на какое-то время актуальным, и ум цепляется за это. Если прошлое сохраняется в какой-то степени в настоящем, ум цепляется за это – его знания цепляются за то, что было и в какой-то степени происходит теперь. Это связывает вас со знанием без необходимости быть связанным с реальностью, с сейчас. Это убеждает вас в правоте ваших знаний и ваших представлений о мире. Вы не хотите тратить энергию на жизнь теперь, она оказывается очень похожей на то, что было вчера. Вы ориентируетесь в ее потоках, не растрачивая себя, не проживая себя. А это значит, что вы не меняетесь сами, довольствуясь лишь тем, что имеете в качестве знания, подменяющего ваше сознание. Вы живете во тьме своих знаний.

Но свет есть, и этот свет – сознание – ваша способность отвечать в настоящий момент из всей своей целостности, из всего вашего существа. Ваше помраченное сознание может быть просветлено, и его дальнейшее просветление не является чем-то объективным, это дело ваших собственных рук, это ваше дело, дело сугубо индивидуальное, сугубо персональное. Просветление случается субъективно. Оно случается через каждого из вас. Объективно просветления не существует, его нет, объективное просветление – это ваши знания, ваши мечты, это ваш миф, бутафория. Есть каждый из вас.., и этот каждый из вас – сознание. Пока вы не ощутите, что вы есть потому, что вы есть, вы не прекратите дрейфовать, вы не осознаете того, что вы укоренены, вы не осознаете своих корней, вы не осознаете связи с Существованием, с Богом. Вы Себя-Бога не осознаете, потому что вы покинули свой истинный центр.

Когда человек покидает свой центр, он вынужден создавать себе новый, у него должна быть опора. И первое, что ему нужно создать – это эмоциональный центр, сердце. Именно в сердце расположен центр эмо­ций. Развиваясь, человек должен научиться любить и быть любимым. Без сердца здесь не обойтись, поэтому ему надо создать центр любви. Безусловно, этот центр не настоящий, побочный, но он необходим для осуществления эмоциональных потребностей человека.

Поэтому, если ребенок развивается в обстановке, где ему отказывали в любви, где было мало тепла и понимания, – скорее всего он сам в своей жизни не сможет никого полюбить из-за отсутствия цента любви. Родители и общество должны помнить о важности создания этого центра. Многие, многие люди живут без любви. Они продолжают говорить о любви, они продолжают верить в то, что они любят, но эта их любовь не более, чем их представления. Мир изменяется, и человечество все дальше и дальше уходит от любви, оно живет без любви. Чем более цивилизованным становится общество, тем больше усилий оно затрачивает для создания третьего центра, центра интеллекта.

Третий центр представляет собой рассудок, интеллект, ваш ум, он находится в голове. Третий центр создается образованием, логикой и многими упражнения­ми, позволяющими развивать гибкость и остроту мышления ума. Но и третий центр также является искусственным, сделанным. Он также является побочным продуктом вашей жизнедеятельности, поскольку без второго и третьего центра человек может прожить, но без первого, без хары – нет.

Современный мир так устроен, что человек живет в третьем центре. Второй центр почти отсутствует – даже если он присутствует, он не действует; даже если он действует иногда, он действует нерегулярно. Но третий центр, ваш ум, стал жизненной основой, основной силой, потому что вся ваша жизнь стала зависеть от ума, все ваша утилитарная жизнь зависит от ума, от раз­мышлений, логики, суждений и ваших мнений. Поэтому все, рано или поздно, начи­нают ориентироваться на ум, все живут в уме.

Безусловно, все центры нужно развивать. Нужно развить сердце, но не за счет хары. Рассудок тоже следует развивать, но не за счет сердца, потому что если рассудок развивается за счет сердца, вы потеряете связь со своим истинным центром, вы станете дрейфовать в безграничном океане жизни, подвергаясь его ненастью, его ветрам и ураганам, не находя себе пристанища и покоя. Ваша жизнь превратиться в ад.

Нижний центр – это ваше истинное бытие; сердечный центр – это ваши чувства, это ваши отношения любви, доверия и преданности; верхний центр, ваша голова – это ваши знания, это ваш ум, это ваши информационные и интеллектуальные способности, это способ вашего самовыражения. Знание расположено дальше от бытия, чувство – ближе. Если вы потеряете центр чувства, трудно будет создать мост между рассудком и бытием, практически – невозможно.

Весь мир сконцентрирован на формировании третьего центра, центра ума. Но если сердечный центр еще остается связанным с переживанием, то есть, с тем, что ты сам испытываешь, когда живешь, то ум обладает таким потрясающим свойством виртуальности, которое совсем уж выбрасывает человека из реальной жизни. Я ум называю второй иллюзией. Первая иллюзия – это вы сами, то есть, ваше тело – иллюзия. И иллюзия эта в том, что тело пришло и уйдет. Вот пока оно есть, оно – проявленное состояние Бога, не иллюзия. Но это временно, поэтому тело – иллюзия. Ни одна материальная форма не является вечной, материя из одной формы переходит в другую, поэтому материальные формы – иллюзорны. Если вы будете основывать все на том, что вы есть, как материальная субстанция, на вашем теле, вы будете основывать свою жизнь на иллюзии. Потому, что придет время, и тело уйдет, и превратится в прах. Одна форма перейдет в другую, только и всего. Мир материальный – мир рожденный. А все, что рождено, должно умереть. Поэтому все существующее – иллюзия. И когда мы касаемся сердцем мира, касаемся его через свои переживания, мы касаемся первой иллюзии. Но эта первая иллюзия, пока есть жизнь в материи, укоренена в Существовании.

Второй иллюзией я называю то, что является отражением первой – это ваши знания о мире, ваши образы и представления, ваши суждения, ваши мнения, ваши убеждения. Все это – не более чем искаженное отражение первой иллюзии, похожее на отражение вас в кривом зеркале. Там в зеркале вообще никого нет, игра света, преломление световых лучей. Вы есть, а отражения нет. Лучи определенным образом отражаются от объекта и преломляясь, создают фотоизображение, которое вы и принимаете за собственное “Я”. С точки зрения физики, лучи, да, есть, но вас, как объекта, в этом отражении нет. Вот, как ноги, например, есть, а ходьбы нет. Ноги идут – есть ходьба, сидят – нет ходьбы. Что такое ходьба? Но в вашем уме и ноги и ходьба существуют, как объекты. То есть, в вашем сознании, и ходьба и ноги – объекты. С точки зрения ума, они есть в одинаковой степени реальности. В реальном мире есть только ноги, ходьбы нет. Поэтому мир для человека ума полностью перепутан. Его ориентация на ум, на ментальный центр привела к подмене его реального мира миром виртуальным. И первое, что нужно сделать, – это избавиться от путаницы. Прекратить считать несуществующее существующим.

Если в первой иллюзии, в вашей любви, вы меняете себя на другого, то во второй – вы меняете себя на иллюзию, на несуществующее. Но в чем соблазн? А соблазн в том, что вы тратите меньше сил. С виртуальностью легче справиться. Здесь вы хозяин больше, чем в сердце, когда появляется другой, когда отношения нужно строить в реальном мире, в жизни, не говоря уже о том, что тем более ваше влияние в уме больше, чем в харе, где отношения строятся с самой жизнью, а значит, и со смертью. С мыслью вы можете делать что угодно – отбросить или заменить ее, например, другой мыслью.

Умный человек имеет приоритеты, к нему относятся с большим уважением и почтением. Но именно умный человек – это шизофреничный человек. И причина этого – его оторванность от своих корней, от своего истинного центра, от своей истинной природы. Если человек не знает своей истинной природы, если он не укоренен в ней постоянно, он становится марионеткой, он становится шизофреником. Вот почему современный человек глубоко озабочен. Он глубоко озабочен из-за своей бездомности, пустоты, неукорененности. Потерян не только нижний центр, потерян и сердечный.

Не нужно считать, что у вас есть сердечный центр только потому, что ваше сердце бьется. Сердце означает способность чувствовать; голова означает способность думать, знать. Сердечный центр дает вам способность чувствовать и способность быть единым – быть единым с чем-либо и кем-либо. Истинная, укорененная в вашей сути религиозность, чем собственно вы и являетесь, относится к бытию; поэзия относится к сердцу; философия и наука относятся к голове. Эти два центра, сердце и голова, по­верхностные центры, нереальные, просто ложные. Подлинным центром является xapa.

Как вернуться в свой подлинный центр снова? Как обнаружить его?

Пожалуй, самым распространенным случаем, когда вы касаетесь своего центра, является половой акт, секс. Когда вы входите в сексуальный контакт, энергия стремится вниз, она начинает из головы течь вниз к сердцу и дальше – к пупку. И если ваша любовь не договорная, если ваш секс не механический, не интеллектуальный, начинает включаться ваше сердце. А сам сексуальный контакт позволяет вам почувствовать нижние чакры, нижние энергетические центры, – вы возвращаетесь к жизни. Опускаясь по направлению к сексуальному центру, вы проходите через хару, вы касаетесь ее.

Но для современного человека секс стал частью деятельности его ума, частью его умственной деятельности. Даже секс для современного человека – это размышление, его секс ушел в голову, хотя по сути своей секс – это пережива­ние, о нем нельзя думать; если вы будете думать о сексе, вы пропустите сам секс, вы останетесь механическими роботами, исполняющими лишь функции. Рассудок в сексе не нужен. И чем больше современный человек ощущает невозможность погружения в секс, тем больше он думает о нем. Это становится по­рочным кругом. Чем больше человек думает о сексе, тем более секс становится рассу­дочным, тем более секс становится поверхностным, тем более секс ста­новится скучным. По­чему? Потому что на самом деле ваше сознание не возвращается обрат­но к вашему истинному, природному центру.

Чтобы вернуться в свой центр, вам нужна неожиданность, нужна непредсказуемость, нужна опасность. Когда в жизни присутствует опасность и неожиданность, риск и непредсказуемость, когда нет времени для размышлений, человек сначала действует, а затем думает. В обычной жизни, когда нет опасности, вы сначала думаете, а за­тем действуете. Но именно действие отбрасывает вас к вашему первоначально­му центру – харе. Вот в чем опасность привлекательна, вот в чем ее очарование. Опасность ведет вас вглубь, когда есть опасность, вам не нужен ваш ум, в опасности ваш ум становитесь не умом. Ум исчезает, появляетесь Вы, появляется ваше сознание, появляется осознавание. Теперь Вы – осознающий, но не размышляющий. Поймите разницу. Осознающий и размышляющий – принципиально разные состояния вашей жизни. Когда вы осознаете, вы в вашем первоначальном центре, когда вы размышляете – вы в уме.

Сейчас я дал вам схему, набросал такую вот карту. Но что я вам передал и что вы теперь будете делать? Что вы хотите? Случилась вот такая объективная истина. А где в ней вы, какой частью вы здесь? Вы осознаете сейчас себя? Вы так привыкли к объективной информации, вы так привыкли к тому, что другой прав, что в этом полностью себя потеряли. Где вы сейчас? Вы можете хотя бы теперь взять на себя ответственность и принять решение за дальнейшие ваши шаги. Или вы опять скажете: “Нет, нет, я не могу. Я должен проконсультироваться, я должен все как следует разузнать, я должен взять эксперта, провести соответствующий анализ и так далее, а потом уж и решение принять. Сейчас нет, я не могу”.

Из-за этой вашей безответственности случается вся ваша путаница и неразбериха. Ведь посмотрите, что получается: вы приходите ко мне со своей безответственностью, вы не доверяете себе и не отвечаете за то, что сами делаете, вы привыкли, что вам дают, что вам несут, вы к этому привыкли. Вы приходите ко мне, я вам даю эту карту, как сейчас рассказал вот про эти центры. И вы не можете даже теперь сделать свой выбор. Вы говорите: “Ну, да, хорошо, похоже, что тут все так, но что же дальше, что теперь нужно делать?”. Вы продолжаете быть безответственными к себе. Вы слышите меня лишь интеллектуально, вы опять получили лишь информацию, которую даже не способны использовать, чтобы принять собственное решение. Вы ждете дальнейших указаний. Похоже, что я вас убедил, теперь вы ждете дальнейших распоряжений на то, что нужно делать. Заложничество продолжается.

Но что происходит, когда вы берете на себя ответственность, когда вы доверяете себе. Когда вы себе доверяете, вы реализуетесь. Одно дело: я хочу иметь. А другое дело: я хочу потратить. Когда я хочу использовать то, что есть, я хочу реализоваться, я хочу пролиться, я хочу, хочу, хочу, хочу вот это. Я хочу идти с этим. И тогда я ищу инструменты, способы для того, чтобы вот это осуществить. Или я ищу инструменты и способы для того, чтобы поиметь. Ну, тогда ничего не меняется, вы оставляете все в том же виде, все по-старому. Страдающее существо остается.

Вот, например, лист бумаги. Если поднесу к нему зажженную спичку, он загорится. Причиной его горения будет не спичка, а свойство бумаги гореть. Что нужно, чтобы она не горела? Сделать ее не горючей, но тогда это будет уже другой материал, полученный на основе бумаги. То же и с человеком происходит. Если вы хотите найти себя не страдающим, ищите в себе то, что не страдает. Но когда вы оставляете свое страдающее сознание, то есть ум, и пытаетесь в своей иллюзии его освободить, что из этого получается? Вы не доверяете себе, вы хотите остаться в своих представлениях о себе и о мире. В этом недоверии кроется ваша безответственность.

Когда же вы берете на себя ответственность за то, чего хотите вы, тогда ум отступает, он становится не нужным. Вы не думаете, вы живете. Жизнь вносит однозначность, вам не нужно просчитывать варианты, как надо поступать, вы просто поступаете по обстоятельствам самой ситуации, самой жизни. Я говорю этому: “Да!”. И тогда в этой ответственности, в этом доверии себе начинают происходить чудеса. Тогда совсем другое. Тогда вы приходите ко мне другими – вы не просите технику потому, что я что-то вам рассказал.

Политики несут вам свои проекты, и в контексте этих проектов вы пытаетесь что-то реализовывать. Вы заложники этих проектов, вы заложники государственной машины, ее социальной системы во всем, что она вам предлагает: в науке, в культуре, в искусстве, во всем абсолютно. Вы просто заложники. Вы думаете, что вы выбираете. Ничего подобного. Вам навязана идея, а потом в этой идее вы требуете способы к ее реализации. А идея-то не ваша.

Когда вы идете от себя, тогда у вас есть собственное доверие к себе, уверенность в себе. Тогда вы начинаете искать, тогда, что бы я вам не предложил, вы смотрите. Вы понимаете, что вы ищете, вы знаете, что вы хотите. То есть, смотрите и видите: да, там есть то, что вам нужно и вы дальше хотите пойти.

И совсем другое дело, когда вы приходите сюда в моей ответственности. Я вам говорю: “Вот ваша техника”. А вы: “Очень хорошо, теперь я точно просветлею, и вся моя жизнь изменится!”. Не изменится! Не изменится только потому, что вы делаете это не в своей ответственности.

Когда Мира влюбилась в Кришны, всего лишь в его статуэтку, прошло несколько тысяч лет, как тело Кришны ушло, но она влюбилась в него, ходила как ненормальная. Муж и все ее окружение не могли понять, что с ней происходит. А она влюбилась, она просветлела в своей любви. Ее любовь, ее преданность стала причиной этому. Мира узнала любовь, она стала Любовью, она стала присутствием. Это было ее тотальным присутствием в Боге. Она узнала Бога в себе, и не смогла Его больше покинуть. Это была ее тотальная ответственность перед собой и Богом, это не было слепым верованием.

А теперь вам слово.

Вий:

Я убедился в том, что чем внешне техника проще, тем она оказывается сложнее для выполнения. В техниках Шивы я все время сталкиваюсь с тем, что рисует мне моя голова. Если раньше было больше движения, и я это чувствовал, понимал, то сейчас этот момент между дыханиями не получалось словить. Я ловил себя на том, что я визуализирую это. А потом пытаюсь проанализировать это после того, как все закончилось. Вот, ну, и еще что интересно было, что почему-то на вдохе холод в хару какой-то входит, и я чувствую такой холодный поток.

Ну, а с визуализацией точки и кругов было тяжело, тяжело на точке сконцентрироваться. На пол концентрировался, потом взгляд расфокусировался и хватал другие объекты. То есть, он как бы пропадал, но пропадал за счет того, что он расфокусировался и хватал все остальное.

Сия:

Вот здесь есть два принципиальных момента. Первый момент с дыханием связан, а второй – вот с концентрацией на точке. То, что касается дыхания. Здесь вам нужно просто или запомнить, или как-то понять: здесь принципиально важно то обстоятельство, что жизнь через вас осуществляется, и вы живете просто тем, что вы есть. Понимаете? То есть, вы же не умираете, не рождаетесь, не умираете каждый момент в качестве нового тела. Этого же не происходит, вы есть, вы существуете, весь этот механизм под названием человек, вся ваша биологическая сущность функционирует? Да. А раз так, значит ей нужно лишь сознание, чтобы эту свою жизнь осознавать. С сознанием связано внимание. Ты знаешь, что такое внимание? Знаешь. А теперь смотри: просто направь внимание на дыхание, и больше ничего. То есть, попробуй просто увидеть его, какое оно есть. Понимаешь?

Из привычки, с которой человек живет... А он живет не беспристрастным свидетелем жизни. Он постоянно эту жизнь имеет, и его постоянно имеют. Поэтому, когда ему говорят: “Смотри!” – он хочет сразу с этим что-то сделать. Поэтому, когда вы на дыхание смотрите, вы сразу же хотите с этим что-то сделать. А я говорю: “Будь беспристрастным! Просто наблюдай, – да?, вот, – просто внимание обрати и больше ничего”.

И вот с этим, кстати говоря, вниманием связан и второй вопрос твой насчет концентрации на точке. Чего в концентрации не хватает? Не хватает энергии сосредоточить внимание, всегда что-то отвлекает, не хватает бдительности, сос-ре-до-то-ченности не хватает. Что такое сосредоточенность? Это, когда ты можешь всю свою энергию, которую ты имеешь, как энергию сознания, как энергию внимания направить в одно место. Понимаешь? То есть, собрать всю, абсолютно всю энергию и направить ее в качестве внимания на дыхание. Просто смотреть, просто свидетельствовать свое дыхание.

Это касается всего, и дыхания, и особенно касается точки, на которой ты сосредотачиваешься. Потому что, если энергия разбросана, рассредоточена, сразу появляются другие объекты, правда? Энергия разбросана.., и куча всяких других точек. И все они отражаются в уме, они все тут (показывает на голову). Поэтому любая мысль от другой точки прибежала и с точки, на которую ты смотрел, тебя сорвала. И ты не можешь сосредоточиться.

Ум – это постоянно движущаяся энергия. Ум не может стоять, это постоянное движение, движение, движение. Зачем я вам даю эту технику? Чтобы остановить ум. Если вам удастся смотреть только на одну точку, ум, в конце концов, прекратит движение. Сначала он будет сопротивляться, и вы будете ему помогать: вы привыкли к его движению. У вас выработана привычка движения. Вы находитесь в уме, вы себя не знаете другим. Эта постоянная суета. Это бесконечное беличье колесо. Это – бум, бум, бум, удары барабана. Ваша жизнь – сплошные удары барабана. То есть, настолько велика привычка и связанность ваша с этой привычкой, что, безусловно, любая концентрация – это почти невозможная вещь. Ничего не получается. Ни на дыхании, ни на точке, сначала ничего не будет получаться.

Но, вы просто помните, вы просто помните, что вам предоставляется сейчас уникальная возможность. И вы можете потратить усилия на то, чтобы сконцентрировать все свое внимание, всю свою энергию именно вот на эту точку. Когда вам это удастся сделать, и вы соберете свою энергию, смотрите день, смотрите два, смотрите неделю, смотрите месяц, смотрите год! Три года смотрите, пять лет, сколько понадобится. Как только вы попадете в эту точку, вы тут же почувствуете, что энергия начнет вот так вот бегать, вот так вот (показывает то на голову, то на что-то впереди, наверное, на пресловутую точку). Сначала она будет бегать вот так: по поверхности, а потом она будет бегать вот так: от точки – к вам, от вас – к точке. От точки – к вам, от вас – к точке.

Ум становится похожим на загнанную в угол крысу. Он будет все равно искать выход. А поскольку вы – ум, представляете, что происходит? У вас просто альтернативы нет. И если вы говорите: “Да я вот это, я вот то” – помните, это ваш ум просто просит пощады. Поэтому, единственное, что вы можете – это смотреть, смотреть, смотреть. И в какой-то момент эта точка пропадает, реально она есть, но для вас она пропадает. Парадокс. Из-за чего пропадает реальная точка, скажи пожалуйста? Ну, глаза же видят! А точка пропадает.

Между глазами и умом находится еще три посредника. Рецепторы глаза соединены с центральной нервной системой, из центральной нервной системы сигнал поступает в мозг, и только потом, на четвертом уровне, принимается решение о существовании того или иного предмета. То есть, если это решение не будет принято, ты ничего видеть не будешь. Если решение не будет принято о том, что ты ощущаешь, ты не будешь ощущать.

Недавно по телевизору показывали интересный сюжет. В одной из латиноамериканских республик, в одной из семей там, родился ребенок, у которого полностью отсутствует чувство боли. И он ведет себя настолько свободно и легко, что мама с ним уже с ума сошла. Мальчик ходит в шлеме, защитных щитках на руках и ногах, в соответствующей одежде. Мать каждый день проверяет, нет ли ссадин, ударов, не переломаны ли кости. С ним все происходит, как и со всеми людьми. Удары случаются, тело на них реагирует, но на последнем уровне, в уме решения о боли не принимается. Он не знает, что такое боль, потому что нет принятия решения о ней.

В этой технике: То же самое – в любой точке в пространстве и на стене – пока точка не растворится. Тогда твоё желание другого станет истиной, – происходит что-то похожее. Когда мысль останавливается, решение о наличии точки не принимается. Глаза точку видят, а ум нет, ум остановился. Это принципиально. Но на этот эксперимент нужна энергия, твоя энергия. И когда есть твой выбор, доверие к себе, энергия появляется, как необходимость для тебя того, что ты делаешь. То есть, ты знаешь, что это нужно тебе, и не важно, нужно ли это кому-то еще или нет.

Если техника не твоя, если она является для тебя заданием, которому ты будешь лишь следовать, тогда она не случится как медитация. Она не достигнет своей цели. Столкнувшись с первой же трудностью, ты ее отбросишь. Ты будешь искать другой метод. Почему? Потому что, когда тебя что-то не касается, ты задействуешь себя лишь в части, только на уровне ума, на уровне идеи. Только кровная заинтересованность, в которой ты чувствуешь себя, как свое истинное, глубочайшее внутреннее, сокровенное желание, и это желание, безусловно, желание вернуться в центр, включает тебя полностью, целиком.

Но вернуться в центр – это не оставить ум, сердце и спрыгнуть в хару. Человек всегда там находится. Вернуться в центр – это расшириться, это расширить сознание до осознавания того, что вы там уже есть, вы всегда были в своем центре и никогда не покидали его. Но вы этого не осознаете. Все остается, ум и сердце остаются. Сознание остается. Ты должен разбираться в этом, но не как специалист, не в силу интеллектуальной потребности твоего ума, тебе нужно почувствовать в себе жизненную необходимость.

Тай:

Когда Доротей сказал, что дыхание должно быть расслабленным, естественным, но глубоким, я сразу обнаружил, что мое естественное дыхание не является глубоким. Оно является поверхностным. И еще я заметил, как в это дело сразу включился ум. С дыханием вообще ничего не получилось. Тогда я решил, что лучше оставить естественным дыхание и наблюдать, насколько оно станет глубоким в той своей естественности.

Сия:

Ваше дыхание всегда глубокое. Само по себе оно глубокое, потому что, если бы оно не было глубоким, ты бы не жил. Если бы ты не касался дыханием своего центра, ты бы не жил. Поверхностно не твое дыхание, поверхностно твое сознание, оно у тебя в уме. Ты постоянно своим сознанием, умом пытаешься контролировать себя. Твой ум постоянно мешает твоему дыханию, осознанно и подсознательно он мешает твоему дыханию. Ты лишаешь себя какой-то части праны – жизненной силы и этим забираешь у себя жизнь.

Когда сознание вытаскивается на поверхность, в ум, человек начинает контролировать себя во всем, он ограничивает себя во всем, поэтому становится более не приспособленным к жизни. Ему кажется, что он, наоборот, становится более приспособленным, но, на самом деле, это не так. На уровне ума, его планов и проектов все оказывается под контролем, а в реальности он лишь загоняет себя в определенное, не самое лучшее знание о том, как все должно быть. И этим он ограничивает себя, не дает себе естественно жить: естественно дышать, двигаться, поступать так, как этого хочет его существо, его целостность, а не как требует обстановка, воспитание и этикет. Человек от этого становится более болезненным, более утомляемым, более страдающим, беспокойным и более опасающимся за все, что и как с ним происходит. Он не доверяет себе, своей природе.

Из-за чего? Из-за того, что ты сознанием своим присутствуешь в уме, на поверхности. Только и всего. Получается, что ты, как бы, давишь на газ и на тормоза одновременно. Понимаешь? А я говорю: “Отпусти тормоз”. И все. Как только ты отпустил, сразу – жизнь. Не надо ничего бояться, просто живи, дыши, люби, позволь себе просто быть собой во всем, не контролируй, не угождай и не приспосабливайся, откройся жизни.

Тай:

А, когда я сконцентрировался на точке, то точка исчезла очень быстро. Меня это озадачило, я посмотрел по сторонам и заметил, как точка вернулась. Потом уже взял другую точку, побольше… она исчезала не моментально, а так, в динамике. Сначала она становилась тусклее, потом яркость возвращалась, потом она вообще исчезала. Такая игра получилась. Ну, видно было, как мозги на это влияют. Очень ясно и конкретно.

Дарий:

То, что я хотел сказать про себя. Вот страх, конечно, вот начинается медитация, и вот кажется, что ничего не получается. Ну, а потом начинаю наблюдать, вроде как со стороны, но страх, конечно забивает. Вроде бы такое чувство, что не получается то, что должно получаться. Вроде как будто ты толстокожий и ничего не чувствуешь. А потом просто стараюсь со стороны наблюдать, но долго это не получается. Наблюдаю, наблюдаю, потом раз – куда-то и все.

Шакти:

Я сегодня первый раз на такой группе. Хотя эти эксперименты с дыханием мне знакомы. Я делала это в юношестве, когда читала брошюрки по йоге, еще чего-то. И еще мне интересно было отметить, что моя работа, оказывается, напрямую связана с наблюдением за дыханием. То есть, это то, что я делаю каждый день, когда пою. Я хожу на эти занятия, где меня учат вдыхать и выдыхать, следить за тем, как я дышу, учат, где нужно чувствовать дыхание. Вот. Поэтому, мне это доставило удовольствие, я почувствовала, что это то, чем я каждый день занимаюсь. Это какой-то кайф.

Я фиксировала внимание на вдохе-выдохе, вот этой вот точке, соединяющей вдох и выдох. Получается такая вот волна интересная. Мои преподаватели мне говорят: “Ты должна дышать маткой”. Это как раз то, что я и делала. Единственно, в чем была проблема – это внимание. Вот оно было, а потом раз – и я ловлю себя на том, что я не здесь. Какие-то там видения у меня уже. И я опять возвращаюсь к вниманию. Опять внимание, внимание, потом раз, – меня опять нет, опять меня куда-то смыло волной...

И еще я поймала себя на том, что когда я смотрю на точку, яблоки моих глаз поворачиваются как-то вовнутрь. То есть, ощущение такое, что у меня просто сводятся глаза. Я вот смотрю, что это все размывается в тот момент, когда у меня глаза поворачиваются вовнутрь. И это происходило само по себе.

Насчет потребности. Насколько это нужно или не нужно. Я просто хочу жить и полнокровно ощущать жизнь. Ну, это не то, чтобы там метод или не метод, но я чувствую, что я в этом живу.

Сия:

Вот, начиная с этого: “Я просто хочу жить, и полнокровно ощущать жизнь”. Жизнь уже осуществляется через тебя полнокровно. Вопрос в том, касаешься ли ты этой полнокровности, или нет? Замечаешь ли ты то, что мешает тебе быть до конца в этой полнокровности или не замечаешь? Это может происходить случайным образом: ты просто сваливаешься в это и радуешься, но не осознаешь, а можешь посмотреть на это осознанно. На что? Вот на эту полнокровность? Да нет. Она вообще тебя не касается. Она просто есть. Ты посмотри на то, что касается тебя, того сознания, которое принимает решения и осуществляет какие-то действия. И ты тогда увидишь, что тебе мешает быть вот в этой полнокровности.

А теперь то, что касается пения. Парадоксальная вещь: человек думает, что когда ему нужно петь, ему следует дышать маткой, а вот в повседневной жизни этого делать не обязательно, он может себе позволить дышать носом, например. Нет, это не так. Как только ты касаешься своим дыханием хары, тогда все твои способности тут раскроются с большей силой. И если ты танцор или певец, это не имеет значения, твои способности тут же, мгновенно реализуются. Тебе не нужно специально ничего делать, чтобы там вот дышать этой самой маткой, или включать тазобедренную мышцу. Это технологические вещи.

Если ты осознаешь свой собственный центр, тогда все произойдет. Это не технология. Понимаешь? Это не технология. Хотя, современный человек связан именно с технологией. Технология – это инструмент, это просто инструмент, которым ты можешь воспользоваться. Ты можешь чуть-чуть расширить возможности, возможности тела, сердца, ума, чуть-чуть улучшить себя, усовершенствовать. Я могу говорить эти слова по отношению к материальному миру, к тому, что проявлено в этом мире. Но я не могу говорить эти слова, по отношению к несуществующему, к твоему сознанию, я этого делать не могу. Что значит улучшить сознание? Оно либо есть, либо его нет. Что значит улучшить Любовь? Любить больше, любить меньше? Как это? Любовь либо есть, либо она отсутствует. Когда нет любви, остаются только отношения. Не путайте “заниматься любовью” с Любовью. Вся ваша любовь – от ума, в лучшем случае – от сердца, ваша любовь всегда пристрастна.

Шахид:

Я хочу сказать, что меня задел сегодняшний разговор. Где-то, в какой-то степени, наверное, эта путаница у меня присутствует. Я это нащупал, получился резонанс, когда говорилось о том, что, действительно, не поймешь, кого ты любишь. Казалось бы, я даю, но даю, опять таки, себе, тому себе, которого я перепутал с тем, кому я якобы даю. Ум поймал меня по полной программе и, так сказать, имеет до сих пор. Я ухожу в достаточно серьезные состояния, из которых пытаюсь найти выход. Не перекладывая ответственность... жалость – это медвежья услуга. Но бывает достаточно сложно.

Я где-то прочитал, что депрессия – это направленная вовнутрь агрессия. То есть, это ассоциация, это такая мысль. Я иногда просто ощущаю отсутствие внутренней энергии. И, естественно, в поисках выхода, я как бы ищу технологию, я не знаю зачем, может быть, чтобы сбалансировать себя в этом плане. И вот то, что ты сегодня рассказывал об этом центре, который ниже. По крайней мере, может быть, это будет выходом. Может быть. И я ищу выход, но, естественно, решение я должен сам принимать. Не знаю, что можно здесь по этому поводу сказать.

И еще вторая проблема: бывают ситуации, что мне трудно вообще принять решения. То есть, я конкретно зависаю, причем, патологически. Я как-то обращаю на это внимание, но потом, когда анализирую ситуацию. Решение принимается, то откуда это идет? Оно идет от меня. Но когда ты просчитываешь, ты что-то выгадываешь, что-то теряешь, борешься со страхом и так далее. И в этой кутерьме просто зависаешь. Случается депрессия, потому что ты не идешь ни вперед, ни назад. Стоишь на месте, потому что когда идешь вперед – совершаешь ошибки, возвращаешься, стоишь – появляется ощущение еще большей ошибки. И вот эта вся путаница, – то беличье колесо, в котором я плаваю до сих пор.

Сия:

Заложничество этой ситуации в том, что мне сейчас придется говорить тому сознанию и тому пониманию, во власти которого ты находишься. То есть, либо мы с тобой его сейчас будем устранять, либо мы ему, твоему уму, сейчас будем объяснять. И тогда он будет опять и опять искать более изощренные, более тонкие методы выжить и сохранить себя. И тогда нужно будет еще более сильное лекарство. Способ один: продолжай считать, как ты считаешь. Продолжай рассчитывать, продолжай думать, принимать решения, бояться их принимать. Но попробуй одну вещь. Когда ты, например, явно ощущаешь, что ты хочешь что-то сделать… это может случиться, когда ты чем-нибудь занят, и вдруг, неожиданно, возникает такое желание, которое, может быть, тебя даже пугает, потому что ты не можешь себе позволить его осуществить. Это может быть любое желание. Были такие случаи с тобой?

Шахид:

Скорее, было желание сбежать. Бросить все, всех на фиг и сбежать.

Сия:

Ну, хорошо, если это касается “бросить всех на фиг” брось и беги. Попробуй пойти в это, не смотри, насколько это уместно в этой ситуации, насколько это действие вписывается в сложившиеся обстоятельства. Просто попробуй пойти в него. Понимаешь? Страх, конечно, дикий, и ужас неописуемый, но это – единственный способ почувствовать вот этого своего внутреннего проводника. Понимаешь? Он нет-нет, все равно о себе заявляет. Тебе – твоему уму, тому, кто находится у власти, тому, кто безраздельно распоряжается тем, что происходит.

Пока это будет происходить, будет неудовлетворенность, потому что ум никогда не удовлетворен. Он постоянно будет копаться. Это как червь, который точит, точит и точит. Но для него нужно создать альтернативу. И эта альтернатива не может быть искусственной. Понимаешь? Потому, что все, что бы я не предложил тебе сейчас, даже как самое перспективное, как самое важное, самое нужное, останется для тебя объективным знанием, будет не твоим. Это делают психологи. Все, что они предлагают, они предлагают это для ума. Ты понимаешь это или нет? Ум это использует, и опять же для себя, для своего выживания. Не для каких-то других целей. Он просто для себя это будет использовать. Запомни. Здесь надо каким-то образом сорвать себя с ума.

Техника “в любой точке в пространстве и на стене – пока точка не растворится” дает тебе такой шанс. У тебя есть силы, ты смотришь только на точку, все твое внимание, вся твоя энергия сосредоточена на ней. Ум начинает метаться. Это когда уже начинаются его предсмертные судороги, когда он не знает, куда ему уже деться, а ты, тем не менее, продолжаешь прилагать усилия. В какой-то момент, не благодаря усилиям, а благодаря тому, что ты покинул ум, ты вдруг ощущаешь другое состояние сознания, другое понимание, другое видение, другое присутствие. Это твое присутствие и есть укорененность, и есть заземленность. Оно и есть то, что составляет твой фундамент. Теперь можешь думать, отсюда думать не опасно, потому что ты хозяин, а не ум.

Но если ты думаешь из ниоткуда, будучи укорененным в уме, тогда – дрейф сознания. Дрейф в бесконечном океане жизни. И страшная-страшная тоска по жизни, неимоверная тоска по жизни. Страдания такие, что они просто разрушают тебя. И тогда хоть к черту на рога готов залезть, лишь бы только не сидеть, не остаться одному, не быть брошенным. Ты что-нибудь услышал?

Шахид:

Да, Мастер, что-то удалось отловить.

Сия:

Не отловить. Не отловить. Черт возьми! Я тебе сейчас что-то сказал… Но это даже помнить не надо. Что происходит? Я сказал, и у тебя в голове бум.. бум.. бум.., сформировалась программка, как интеллектуальное понимание. Ну, разве я хочу, чтобы ты мне поверил? Нет! Я хочу твоего резонанса, резонанса твоего сердца с Моим, со Вселенским Сердцем Сознания. Вот что я хочу. Это мне нужно обязательно! Тогда ты вспомнишь Себя – не ум, не эмоцию, не тело.

Ну, если этого не происходит, если сформировалась только программка, которой раньше у тебя не было, поэтому ты это все отбрасывал, да? То даже эта программа может стать теперь для тебя поддержкой. Мастер говорит: “Иди, не бойся!”. Ты ему: “Ну, хорошо пойду, но смотри, на тебе – вся ответственность”.

А теперь мы прочтем сутры. Вы сегодня две из них практиковали. И, наверное, уже слышали, как они звучат, но я еще раз позволю себе их озвучить. В первой сутре Шива говорит: Или представь, что пятицветные круги на павлиньем хвосте являются твоими пятью органами чувств в беспредельном пространстве. Теперь пусть их красота сплавится внутри. То же самое – в любой точке в пространстве и на стене – пока точка не растворится. Тогда твоё желание другого станет истиной.

Такая сутра. Но в этой сутре содержится три самостоятельных части. Первая из них: Представь, что пятицветные круги на павлиньем хвосте являются твоими пятью органами чувств в беспредельном пространстве. Теперь пусть их красота сплавится внутри.

Но поскольку сутра дана для всех, она составлена из трех частей. Первая часть сутры ориентирована на людей с развитым воображением, которым очень легко представить себе картины мира в цветах, в красках. Шива говорит: “Пятицветные круги на павлиньем хвосте”. У меня дома есть перо от павлиньего хвоста, и там действительно есть такие круги. Но здесь есть маленький секрет: вас Шива ориентирует на ваши пять органов чувств. Зрение, слух, нюх, вкус и осязание. Пять, еще есть шестой – ощущение центра тяжести. Он находится здесь, над ухом, чувство центра тяжести, и седьмой – интуиция. Я говорю: “Семь”. Иногда ум называют органом чувств. Но основных, главных – пять. И Шива ориентирует на них. То есть, цвета цветами, но мир человек воспринимает своей сенсорной системой, своими органами чувств. То есть, мир как бы разделен для человека в связи с его органами чувств. Вот по этим пяти органам чувств. Или по цветам радуги.

И вот эту разделенность мира по цветам, разделенность мировосприятия через органы чувств, можно свести в одно. Мудрость Дао гласит: “Пришла пора разбрасывать камни, пришла пора камни собирать”. Разбрасывание камней – это рождение единственного, из него – двойственного, затем – тройственного, и затем – тьмы вещей. Собирание камней – это возвращение вас к своему истоку, к Дао. И вы собираете мир в своем сознании через цвета, вы собираете мир через восприятие органов чувств.

Если вам легко представить эти цвета, тогда Шива, указывая на ваш центр, хару, говорит: “Теперь пусть их красота сплавится внутри”. Вы помещаете цвета в хару и наблюдаете за ними до их исчезновения. И когда точка пропадет, это говорить о том, что ваша система восприятия, анализа и принятия решения остановилась, что ваш ум остановился. Если для вас легко это сделать, тогда вы можете применять эту часть сутры. Если вам с цветами тяжело, тогда следующая часть сутры: То же самое – в любой точке в пространстве…

Он говорит: “Тогда найдите себе точку. Лучше, если этой точкой, опять же, будет ваша хара, ваш центр”. Если у вас хорошее воображение, вы можете себе представить точку внутри вашего тела в районе хары и наблюдать ее до растворения, до исчезновения. Это если вы ориентированы на внутреннее, то есть вы – интроверт.

Если вы экстраверт, если вы ориентированы на внешнее, тогда: и на стене – пока точка не растворится. Тогда твоё желание другого станет истиной.

То есть, в сущности, в любой точке пространства и на стене, пока точка не растворится. Тогда ищите точку там, в пространстве, в любом месте внешнего пространства. И тогда точка на стене, а вы – наблюдатель. И опять: пока не растворится. Тогда твое желание другого станет истиной. А потому, что все другое, пока есть субъект и есть объект, есть отношения. И пока эти отношения существуют между тобой и точкой, есть разделенность, есть двойственность. Есть движение мысли. Когда вот эти отношения исчезают, когда все схлопывается в единое состояние сознания, когда сплавляется все вместе и остается лишь состояние свидетельствующего сознания, тогда: Тогда твоё желание другого станет истиной. А не то, что твой хитрый ум хотел выяснить, что значит его желание. Его желание вожделенное, ум всегда хочет иметь. И тогда другой для тебя – инструмент. Или ты для него – инструмент, во взаимном использовании друг друга.

ваша природа – трансСознание,

природа ума – рождение объектов и их умирание

ум – движущееся сознание.

когда движение останавливается,

ум, как процесс или изменение исчезает,

деятельность прекращается

необходимость в функционировании ума отпадает.

поскольку ум – временная субстанция,

его функция для сознания – трансформация.

свидетельствуя мыслью жизни происхождение,

ум живет от ее появления до ее исчезновения.

когда мысль останавливается, ум умирает,

сознание трансСознанем себя открывает.

 

И вторая сутра: Размести своё внимание в тонком, как нить лотоса, нерве, расположенном в центре позвоночного столба. В таком состоянии будешь трансформирована.

Эта техника – тоже на воображение. Здесь речь идет о том, что Шива называет тонкой нитью, в тонком нерве вдоль позвоночника расположенном. Ну, на самом деле, там, конечно же, никакого нерва нет. Никакой там тонкой нити нет, то есть, ее нельзя объективно обнаружить. Она не существует. Это, как ноги есть, а ходьбы нет. Так и здесь. Существует какое-то некое состояние, которое вы можете ощутить. Но для того, чтобы туда пробраться, вам нужно очень хорошо представлять себе, хотя бы, устройство позвоночника. Поэтому я вам предложил эту схему человеческого тела, которая висит на стене, чтобы вы могли долго на нее смотреть, потом закрывать глаза и представлять себе то, что вы видели. Если изображение на вашем внутреннем экране исчезнет, снова открывайте глаза и снова смотрите, и так далее, пока ваше представление позвоночного столба не станет стабильным изображением. После чего вы представляете, что это вы. И уж только потом вы представляете себе внутри этого позвоночника тонкую нить. Но если у вас останется одно лишь представление, то техника не получилась. А если с вами случится попадание вот в это состояние внимания “в тонком как нить лотоса нерве” тогда представление просто исчезнет, пропадет. Вы забудете вообще обо всем.

эта техника на центрирование на позвоночном столбе,

если ты ориентирован на тело, она поможет тебе.

визуализируй внутри позвоночника серебряную струну,

в тот момент, когда увидишь ее, откроешь истину,

почувствуешь взрыв света сознания

вне тела, вне формы познаешь его сияние.

применяй эту технику в любви,

когда ты в объятиях, забудь о партнере движение останови,

сконцентрируйся на позвоночном столбе,

тогда будет легче тебе

почувствовать энергию движущуюся внутри, как тонкая нить...

расслабленное тело поможет тебе открыть

трансцендентное тебя состояние,

в котором любовь трансформируется в сознание.

 

Велес:

Я заметил, что мне легче смотреть, ну, то есть смотреть внутрь, туда, когда у меня у самого глаза открыты… [Смех в зале] и причем, смотреть легче.

Сия:

А что ты видишь, когда глаза открыты? Что ты видишь вовне, когда у тебя открыты глаза?

Велес:

Просто картинка. Ширма. То есть, я туда не смотрю, вовсе.

Сия:

Значит, ты и внутрь не смотришь. Если перед глазами есть картинка, это значит, что твое сознание вывалено вовне.

Велес:

Нет. Я же говорю, чисто как фон, она есть.

Сия:

Если даже как фон, картинка есть и она вовне! Ищи, в чем тут путаница, в чем тут подмена. То есть, ты думаешь, что ты смотришь внутрь с открытыми глазами, но, на самом деле, ты видишь картинку вовне, даже если она стоит перед глазами как фон, ты внутрь не смотришь... Внутри – это внутри. Смотреть изнутри – это когда субъекта нет, и объекты отсутствуют. Конечно, такого рода вещи, они дают хорошую базу для исследований. Для эксперимента, не с точки зрения получения результата. А эксперимента, с точки зрения обнаружения различия, разницы. Ты вдруг обнаруживаешь, что ты был связан с чем-то и думал, что истина, она такая и есть, и тут – на тебе – ты обнаруживаешь что-то другое… Пффф, подожди, есть какая-то другая истина. Что же получается, с этой истиной как теперь быть. Или с этой по отношению к той. И вдруг ты обнаруживаешь, что все это – иллюзия. Нет никакой истины, которая была бы истинней другой. Раз они существуют отдельно друг от друга, ни то, ни другое не может быть истиной. Тогда ты вдруг обнаруживаешь, что все иллюзия – жизнь, мир, твое тело, ум, понимаешь? Именно из-за разницы, а не из-за того, что ты, используя технику, нашел истину, например, вспомнил прошлые жизни. Да, нет. Ты просто обнаружил, что истину обнаружить нельзя. Что и сон, и реальность – одно и то же, но ты это видишь.

 

 

Дискурс 7

 

25 ноября 2001 г.

 

 

Сутра 15: Если закроешь руками семь отверстий головы, то пространство между глазами станет все в себя включающим.

Сутра 16: Благословенная, когда чувства поглощены сердцем, достигни центра лотоса.

Сутра 17: Бездумный ум, держись в середине – до тех пор, пока...

 

Свободу нельзя ограничить. Как можно ограничить то, что не имеет границ? Свобода – это безграничное. Все ограниченное – не свободно. Христос, ты говоришь, что ограничил себе свободу. Кому “себе” телу, уму? Они, по сути, по природе своей несвободны. Тело и ум не могут быть свободны, они не могут быть свободны, хотя бы потому, что смертны. И тело, и ум зависимы от рождения и смерти. Вы же, оставаясь в этой несвободе, пытаетесь найти себе свободу. Оставаясь в несвободе себя, вы пытаетесь найти свободу. Как можно найти свободу тому, что несвободно, в сущности? Несвободному найти свободу невозможно.

Нужно не свободу искать, а Себя. Это другое. Вы же, оставаясь в своем ограниченном осознавании себя и мира, в этом ограниченном своем понимании, ищете для него (ограниченного понимания) свободу. Нет, вы не найдете свободу для того, что ограничено. Нужно выйти за пределы утилитарного, двойственного сознания, сознания ума. Ваше понимание ограничено из-за ума. Ум не имеет свободы, он зависим от своих суждений, убеждений и знаний. Но жизнь – вне знаний о ней, она вне определений, она просто есть.

Обусловленный ум несвободен. Отсюда все ваши страдания и беспокойства. Вы страдаете именно потому, что ваше понимание ограничено, оно не свободно. Вам нужно просто найти другое понимание, не логическое, не интеллектуальное, но понимание истинное, живое, прямое, которое случается вне посредников и знаний. Ваше понимание исходит от вашего ума, обусловленного и зависимого от знаний ума. И если вы будете искать для него свободу, вы никогда ее не найдете. Вы можете найти для него подходящие слова о свободе, объяснения, что значит свобода, но самой свободы не найдете, потому что вы не можете исключить из жизни то, что вызывает у ума беспокойства, вы не можете исключить жизнь. Она все равно вас будет беспокоить, потому что вы ум, а ум – беспокоящийся.

Здесь мы ищем не свободу, мы ищем себя свободного, мы ищем Себя Свободу. По-другому такая Свобода называется словом “Бог”. Я называю это словом “ТрансСознание” – трансцендентальное состояние сознания. Сознание, которое находится за пределами ума. Сознание, которое укоренено в вашей истинной сути, в вашем истинном центре, не в уме. Мы сегодня продолжим говорить о центрировании, продолжим говорить о возвращении вас в центр. Не в центр вашего тела – в хару, а в центр вашего сознания. Тело – не свободно. Но на теле есть точки, через которые вы можете найти себя свободным. Такой точкой является хара. Мы говорили об этом в прошлый раз.

По сути, любая точка на теле может вас привести в ваш истинный центр, центр всего существования. Хара связана с центром лишь потому, что она касается непосредственно вашей жизни. То есть, если вы разрушите этот центр, разрушите хару, то вы умрете. Отсюда – харакири, мы об этом говорили. А если вы разрушите свой ментальный центр, свой сердечный центр, то физиологически вы будете существовать. Вы будете существовать, как растение, вы будете существовать, как животное, но жизнь будет продолжаться. Поэтому хара называется истинным центром, и именно на этот центр сосредоточено все внимание, когда говорят о трансформации сознания, о просветлении, хотя, в сущности, любая точка может оказаться проводником в ваш истинный центр.

Мы говорили о третьем глазе, шишковидной железе, тоже как о центре, через который вы сможете осознать себя. Мы говорили об уме – ментальном центре, мы говорили о сердце – эмоциональном центре. Безусловно, эти точки могут стать вашим проводником, они могут оказаться центром вашей разобусловленности, когда вы оказываетесь не связанными ни с чем, когда ваша несвобода исчезает, растворяется, и вы вдруг ощущаете свободу, когда вы начинаете парить.

Вода закипает и превращается в пар при температуре сто градусов. Что-то похожее происходит и с человеком транссознания. Но это не постепенный процесс. Постепенно происходит нагревание, а пар случается при достижении температуры в сто градусов. Поэтому можно бесконечно медитировать и нагревать себя, но парения может никогда так и не случиться. Поэтому медитация не является причиной парения. То есть, парение есть всегда, но вас в этом парении нет. Вы предпочитаете быть вот в этой теплой, холодной, ледяной воде. Даже уже не в воде, а льдом или камнем.

Ваши сердца закаменели, ваши души закаменели. Ошо говорил: “Трясите свои закаменелые души”. О каком тут паре может идти речь? Надо все это растворять, если вы чувствуете и понимаете, что для вас это важно и необходимо. Разжижать, двигаться, потом кипятить и парить. Вот такой длительный процесс. Я хочу, чтобы вы себе это четко представляли. Но если вы чувствуете, что вы не лед и не холодная вода, а уже горячая, замечательно. Это только радует. Тогда помните, что у вас нет дороги назад: вы не можете остывать, вы не можете убегать, когда жизнь предоставляет вам проверку на температуру. Потому что, когда эта проверка на ваше парение случается, вы находите причину, чтобы убежать, оставаясь лишь в иллюзиях, что вы горячий или теплый. Вы начинаете искать причину, что вас кто-то пытается разрушить, что кто-то пытается вам что-то навязать.

Нельзя разрушить то, что не разрушается. Разрушается то, что подлежит разрушению. Если вы разрушаетесь, не держитесь за это. Но если вы будете держаться, вы будете держаться за иллюзию, за то, что не истинно, поскольку подлежит разрушению.

Я вообще-то рекомендовал бы вам разрушать в себе то, что разрушается, пока вы не поймете, что разрушается разрушаемое, а неразрушаемое – не разрушается. Умирает временное, а вечное – не умирает. Родившись, человек каждое мгновение умирает. Это умирание и есть разрушение. То есть, жизнь – это растрачивание, претворение, разрушение, умерщвление.

Вы покупаете новую одежду, обувь, носите ее. В результате чего она разрушается, но в этом своем разрушении она служит вам защитой, она выполняет важную функцию. То же самое происходит и с вашим телом. Вы не можете его сохранять. Иначе – вы не сможете воспользоваться им, его ресурсы не будут использованы. Вам некуда деваться, кроме как разрушаться, изживать себя.

Вы сегодня, по крайней мере, делали две техники из тех, что нам предстоит обсудить. Первая из них гласит: Если закроешь руками семь отверстий головы, то пространство между глазами станет все в себя включающим.

 

Ошо говорит:

Это пространство станет все в себя включающим. Эта сутра говорит, что в этом месте заключено все, в нем заключена вся экзистенция. Если вы можете почувствовать это место, вы будете чувствовать все. Раз вы можете почувствовать себя внутри этого пространства между двумя глазами, то вы знаете экзистенцию и постигаете ее тотальность, потому что это внутреннее пространство включает в себя все. Вне его не остается ничего.

На самом деле, все отверстия следует закрывать лишь на несколько мгновений, на несколько секунд. Попробуйте. Не практикуйте эту технику – может помочь только внезапное ее использование. Когда она внезапна, она помогает. Лежа в постели, закройте внезапно все отверстия головы на несколько секунд и посмотрите, что получится.

Почувствовав удушье, продолжайте до тех пор, пока это не станет абсолютно непереносимым – из-за не прекратившегося дыхания. Продолжайте до тех пор, пока это не станет абсолютно непереносимым, а когда это станет абсолютно непереносимым, вы не сможете больше закрывать отверстия, так что не беспокойтесь. Некоторая внутренняя сила откроет все отверстия. Поэтому продолжайте, насколько это в ваших силах. Необходим именно момент удушья, потому что удушье ломает все старые ассоциации. Будет прекрасно, если вы сможете продолжать еще несколько мгновений. Будет очень трудно, и вы почувствуете, что умираете, но не бойтесь, вы не можете умереть. Вы не можете умереть от закрытия отверстий головы. Но нужным моментом является именно тот момент, когда вы почувствуете


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты