Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Тема 1. Музыкальное решение представления

Читайте также:
  1. I. Решение телеграфных уравнений для линии без потерь
  2. II Решение телеграфных уравнений для линий с потерями.
  3. IV. Порядок и сроки представления бюджетной и иной отчетности
  4. Авеста – священная книга зороастризма. Космогонические иэсхатологические представления в зороастризме.
  5. Аналитическое решение
  6. Билет 40. Линейные однородные уравнения в частных производных первого порядка. Связь решения с первым интегралом. Общее решение.
  7. В какие сроки решение КТС подлежит исполнению?
  8. В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
  9. В чем заключаются различия в представлениях о социальном конфликте у К. Маркса и представителей немарксистской парадигмы в социологии?
  10. Взгляды и убеждения - это принятые человеком представления о мире, как достоверные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убеждений являются научные знания.

План:

1.Введение.

2. Особенности музыкального решения массового СХП на стадионе.

1. Введение

Над музыкой массового спортивно-художественного представления главный режиссер-постановщик работает вместе с музыкальным руко­водителем. В музыкальный цех по подготовке представления входят: музыкальный руководитель; звукорежиссер; музыкальный редактор; звукооператоры; дикторы; комментатор.

На крупных по масштабу праздниках для написания песен или клю­чевых музыкальных фрагментов приглашают композиторов. В практике далеко не всякий музыкальный руководитель представления сам являет­ся композитором, как и не всякий, даже очень хороший композитор, мо­жет успешно выполнять обязанности музыкального руководителя. Всё зависит от знания и владения технологией жанра, а также особенностей музыкального решения конкретного представления.

2. Особенности музыкального решения массового СХП на стадионе.

а) Музыка представления записывается на фонограмму. Впервые фонограмма зазвучала на стадионе в Лужниках в 1963 г. на празднике открытия III Спартакиады. Её появление значительно росширило возможность использования симфонической музыки, песен, кантат, ис­полняемых одним голосом или хором, шумовых эффектов и пр. В распо­ряжении музыкального руководителя появились фонотеки с большим выбором музыкальных произведений, шумов, звуков.

Помимо фонотеки, разработка качественной фонограммы требует профессиональной студии звукозаписи со всей необходимой для этого аппаратурой.

Внедрение фонограммы в практику массовых представлений на ста­дионе сопровождалось у организаторов появлением страха перед опас­ностью обрыва магнитофонной ленты или внезапного отключения элек­тричества. В настоящее время качество звуковой и электроаппаратуры на стадионах в принципе гарантирует проведение пред­ставления без срывов. Тем не менее, фонограмма и сегодня включается одновременно с двух постов: с одного – идет в эфир, а другой работает параллельно для страховки. В случае зависания компьютера или обрыва пленки (если еще используется магнитофон) на первом посту в эфир включается второй пост.

б) Музыка для массовых спортивно-художественных представ­лений на стадионе готовится преимущественно из имеющихся в фонотеках музыкальных произведений. Лишь в исключительных случаях отдельные музыкальные фрагмен­ты или песни специально пишутся композитором и записываются на фонограмму. В целом музыка представляет собой музыкальный монтаж различных по характеру и тематике музыкальных произведений.



Музыкальный монтаж для массовых спортивно-художественных представлений готовится поэпизодно (включая пролог и финал пред­ставления). Работа идет одновременно по всем эпизодам. В каждом эпи­зоде имеется свой режиссер-постановщик, который имеет право прямо­го выхода на музыкального руководителя, музыкального редактора и зву­корежиссера. Предварительно музыкальный сценарий каждого эпизода согласовывается с главным режиссером-постановщиком.

Даже, если музыка эпизодов уже готова, не следует торопиться де­лать окончательную фонограмму всего представления, т.к. в ходе репе­тиций в отдельные эпизоды могут быть внесены некоторые изменения. Окончательно фонограмма всего представления должна быть готова за одну неделю до первого выхода на главный стадион. Она имеет несколь­ко необычный вид, т.к. распределена по, так называемым, постам. В пред­ставлении почти всегда есть эпизоды (точнее, их фрагменты), которые не репетируются (например, марш-парад участников, официальные речи или церемонии с участием высокопоставленных лиц и т.п.). Поэтому никогда нельзя точно сказать, сколько времени займут эти фрагменты и сколько для них нужно музыки. В таких случаях музыка не репетируемых фрагментов удлиняется по времени и выводится из общей фонограммы на другой компьютер или магнитофон – пост 2. Фонограмма, идущая с главного поста, на месте выведенного музыкального фрагмента должна иметь заметную для звукооператора склейку пленки (цветной ракорд), которая становится сигналом для выключения главного поста и включения поста 2. Фоног­рамма, идущая с поста 2 по окончании действия микшируется, и снова включается главный пост. Таких фрагментов по ходу представления мо­жет быть несколько. Следовательно, смысл распределения фонограммы по постам заключается в том, чтобы избавиться в ходе представления как от музыкальных длиннот (значительная длина, длительность, продолжительность чего либо), так и от недостатка музыки между эпизодами или в номерах, которые заранее не репетируются.



в) К концу репетиционного периода участники каждого эпизода должны в совершенстве понимать свою музыку и хорошо знать, что нужно делать на тот или иной музыкальный фрагмент. В процессе репетиционной работы участники специально осваива­ют, так называемые, опорные точки в музыке, по которым они ориенти­руются для начала действия и его окончания. Например, чтобы одновре­менно большой массе участников начать движение маршем, в музыке необходимо вступление к маршу. Опорной точкой для начала движения с левой ноги здесь будет конец вступления, а на начало мелодии марша левая нога, сделав шаг, должна быть уже на земле. Массовые упражне­ния любого вида не могут быть одновременно начаты участниками, если в музыке нет вступления к основной мелодии. Это же касается начала любого другого действия на поле. Нужны опорные точки - музыкальные сигналы.

Главный режиссер-постановщик, работая над музыкой представле­ния в целом, иногда специально создает такие опорные точки в виде фан­фарных сигналов, музыкальных аккордов, коротких дикторских текстов, позывных и пр.

г) Музыкальная драматургия представления должна соответствовать сценарно-режиссерскому замыслу каждого эпизода, его теме и идее представления в целом.

Еще во время разработки сценарно-режиссерского замысла представ­ления главный режиссер-постановщик намечает музыкальные произве­дения, которые подходят для решения какого-либо эпизода по тематике, характеру звучания, тексту.

Например, "Баллада о красном знамени" композитора О.Фельцмана на слова Р.Рождественского была не просто музыкальным сопровождением эпизода «Помните – это было на свете!» в празднике открытия VIII Спартакиады. Содержание песни дало название самому эпизоду, т.к. оно соответствовало замыслу режиссера, а именно: подать эпизод, как воспо­минание о Великой Отечественной войне. Музыка и текст песни помогли найти и выстроить видеоряд эпизода, и вместе с другими выразительными средствами создать героический образ народа и Вооруженных Сил, одер­жавших Великую Победу. Фактически этот эпизод бы поставлен приемом "Зримая песня".

При поиске образного решения желательно использовать знакомую всем музыку, которая уже сама рождает в представлении слушателей оп­ределенные образы. Например, "Седьмая симфония" Д.Шостаковича и "Священная война" А.Александрова создают образы войны. Однако, пер­вое произведение дает образ вражеского нашествия, а второе - призывает народ на борьбу с захватчиками и создает образ грядущей победы. Эти знакомые всем музыкальные произведения создают у каждого слушателя свои образы, связанные с их жизненным опытом. Но у всех эти образы будут на одну тему - тему Отечественной войны 1941-1945 гг. Естественно, такая музыка становится главным выразительным сред­ством, помогая режиссеру выстроить видеоряд соответствующей тема­тики и создать точный запоминающийся образ.

Незнакомое музыкальное произведение каждый слушатель понимает по-своему. В этом случае режиссеру значительно сложнее выйти на всем понятное образное решение эпизода. Главным в восприятии эпизода ста­новится видеоряд, действия участников, а музыка приобретает роль фона.

Однако, не каждый эпизод в представлении строится на образном ре­шении. Удача режиссера, если это удается осуществить в двух-трех эпи­зодах. Музыка остальных эпизодов выстраивается с учетом их темати­ки, контингента участников, принадлежности выступающего коллектива и др.

Монтажный принцип драматургии массовых спортивно-художествен­ных представлений сохраняется и в музыкальной драматургии. Музы­кальный монтаж имеет место не только в представлении в целом, но и в каждом эпизоде. Особенно ярко это выражается в музыке для массового номера эпизода, которая может состоять из трех-пяти и более отдельных кусков, взятых из разных музыкальных произведений и смонтированных звукорежиссером в единое целое. Вместе с тем, одна из современных тенденций в спортивной режиссуре состоит в уменьшении роли музы­кального монтажа и постановке массовых номеров, используя конкрет­ное целостное музыкальное произведение.

Удачно подобранная музыка повышает художественную ценность представления, создает определенный эмоциональный настрой у зрителей и праздничную торжественность обстановки.

Прежде, чем приступить к работе, музыкальный руководитель дол­жен досконально изучить сценарий постановки и требования главного режиссера-постановщика к музыкальному решению представления. Главный режиссер-постановщик при первой же встрече с музыкальным ру­ководителем дает указание на поиск уже выбранных им музыкальных произведений.

Далее при детальном рассмотрении сценарного и компо­зиционно-постановочного планов главный режиссер сообщает музыкаль­ному руководителю и музыкальному редактору свое мнение по музыке пролога, финала, отдельных эпизодов, номеров и дает задание на подбор музыкальных произведений, указывая необходимый музыкальный темп, характер, эмоциональность, торжественность, лиричность и др.

Далее идет работа по отбору необходимых музыкальных произведе­ний. По каждому фрагменту постановки главному режиссеру-постанов­щику представляется несколько музыкальных произведений на выбор, из которых лучшее, обеспечивающее более точно и ярко замысел режис­сера, остается в фонограмме представления. Так постепенно рождается музыкальный монтаж представления. В заключение составляется музы­кальный монтажный план или музыкальный сценарий представления (см. таблицу 1).

Основную роль в создании фонограммы играет звукорежиссер. Его за­дача - качественно смонтировать музыкальный материал так, чтобы пере­ход от одного куска музыкального произведения к другому был совершен­но незаметен по темпу, ритму, тональности, уровню звучания и пр. В пери­од репетиционной работы, в случае необходимости, звукорежиссер вносит изменения в фонограмму. Он сам руководит фонограммой (звуком) на всех репетициях на главном стадионе и во время самого праздника.

№ п.п. Действие участников Музыка Примечание
        Автор Название произведения    
         

Таблица 1. Форма музыкального монтажного плана массового спортивно-художественного представления на стадионе

Музыкальный редактор подбирает музыку и выписывает под свою ответственность записи необходимых музыкальных произведений из фонотеки. Музыкальные произведения, отобранные главным режиссером, он передает звукорежиссеру. Вместе со звукорежиссером он следит за качеством составления фонограммы.

Звукооператоры работают с компьютером (ноутбуком) и выводят звук в эфир. На каждой репетиционной площадке должен быть свой звукооператор в совершенстве знающий музыку своего эпизода. Его главная задача на репетициях – быстро вывести в эфир необходимый режиссеру музыкаль­ный фрагмент фонограммы эпизода.

Дикторы приглашаются для чтения текстов и объявления информа­ции по стадиону. Они должны хорошо ориентироваться в композиции представления, знать солистов, коллективы, постановочную группу и пр. На масштабных праздниках работают, как правило, два диктора (мужчи­на и женщина).

Когда в композицию представления включается какая-либо игра или эстафета, где присутствует состязательный момент, приглашается ком­ментатор. Используя свое умение импровизировать, он может более ин­тересно и эмоционально, чем обычный диктор, рассказать о ходе дей­ствия на поле, подключая к нему зрителей и превращая их в болельщи­ков за ту или иную команду.

 


Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 19; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
для студентов специальности 200800. Методические указания | Психология как наука и как система житеских знаний
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (0.008 сек.) Главная страница Случайная страница Контакты