Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


К ВОПРОСУ О ХУЛИГАНСТВЕ




 

Деревенская молодежь тянется к знанию, но у нас слишком еще мало сделано, чтобы удовлетворить ее запросы. Вынужденное бездействие порождает хулиганство. Перед нами встает во весь рост вопрос о культурном обслуживании широких слоев молодежи.

В этом году мне пришлось летом наблюдать жизнь тверской деревни. Теперешняя деревня не похожа на старую. Совсем другой уровень интересов, совсем другие запросы. В прошлое ушла старая косность. Деревенские организации охвачены лихорадкой строительства. Всё пускают в ход, что можно. Делегатки разыскивают в соседнем селе швейную машину, оставшуюся еще от времен земства, получают ее через ВИК (волостной исполком. Ред.) и устраивают швейный кружок. ККОВ (крестьянский комитет взаимопомощи. – Ред.) устроил лесопилку. Пустил в ход какую-то старую машину, которую надо раскачивать при помощи бревна и которая грозит каждую минуту задавить рабочих. Однако этой допотопной машиной заработали две тысячи рублей и на эти деньги покупают новую раму. ВИК красит и чинит что можно, из почты соорудили больницу, уполномоченные ходят по полям и рулеткой меряют землю: соседнее село переходит на новое землеустройство. Думают о том, что надо непременно провести подъездной путь к Волге, чтобы сплавлять пиленый лес, во что бы то ни стало восстановить лесопильный завод и т. д. и т. п. Деревня с очень высокими потребностями: почти каждый двор выписывает газету, все – члены ЕПО (единое потребительское общество. – Ред.), все – члены сельскохозяйственной кооперации, «секции», как ее зовут крестьяне, в 17 селениях – ячейки ВЛКСМ, везде пионеры. Но прямо поражает, до чего слабо обслуживаются культурные нужды деревни. Школа стоит с разбитыми стеклами: приезжала кинопередвижка, сеанс был в школе, ну и перебили окна; в избах-читальнях лишь обветшалые, вывезенные из старых барских имений книжки. И на волостном собрании учителей крестьяне говорили о том, что молодежи податься некуда, что ей надо учиться мастерству, а учиться негде. Местные работники говорили о том, что нет зданий, негде собраться. Организаций в деревне сейчас не мало. Негде учиться, В лучшем случае ячейка комсомола устроится в лучшей избе, а другой молодежи негде собраться, болтаются на улице, по задворкам. В результате в одном из ближайших сел, собравшись в овине – сами не знают, как это вышло, – парни, и не плохие парии, работящие, изнасиловали девушку и угодили на много лет в тюрьму. Нет зданий, молодежи негде собираться, негде учиться. После Октябрьской революции везде стали устраиваться драмкружки, каждое помещение занималось под спектакли. Тов. Луначарский как-то заметил, что у нас тогда в одной губернии театров было больше, чем во всей Франции. И как увлекалась спектаклями молодежь! Сколько сил, энергии вкладывалось в эти спектакли, как развертывались на них силы молодежи! «Тов. Крупская, войди в наше положение, гриму нету, а мы пьесу написали». Спектакли ставились в школе. Это означало, что жизнь учителя превращалась в каторгу, а малышам негде было учиться. Теперь молодежь высадили из школы, школа переполнена детворой. В школе учатся весь день напролет. А молодежь? Ей негде приткнуться. Сникла в деревне организующая роль искусства. Негде показать кинопередвижку, нет помещения, негде слушать радио. Вопрос о стройке Народных домов в деревне превратился в острый, больной вопрос – вопрос, без разрешения которого деревенская молодежь неизбежно скатывается к хулиганству.

И другое. Деревенской молодежи в деревне негде учиться. И вот в Тверской губернии ребята, кончающие четырехлетку, всеми правдами и неправдами перебираются в Тверь, в семилетку. Девочкам легче, они за квартирой приглядывают, за ребенком, бегают в лавочку, картошку и хлеб дают родные. Тяга в город из-за невозможности получить знания в деревне растет. В Москве я наблюдала продолжение тверской тяги учиться. В этом году деревня хлынула на рабфаки. Принять можно только десятую часть. И косится лицо, и рыдают неудержимо взрослые люди, для которых с поступлением на рабфак было связано все. Едут на скопленные гроши, сидят голодом, ночуют на бульварах, вернуться не на что. Старая деревня так остро не чувствовала своей темноты и неумения, как чувствует их деревня новая. По-старому жить нельзя, непереносно, а наладить жизнь по-новому нет умения. «Организовали мы, крестьянская молодежь, артель «Путь к коммунизму», – рассказывал мне недавно один парень, приехавший учиться на рабфак и с отчаянием прочитавший объявление, что все места уже заняты и больше никого на рабфаки не принимают, – взялись за работу и видим: ничего-то мы не знаем, с какого конца дело укреплять – не знаем; ну и командировал меня «Путь к коммунизму» на рабфак. Ничего не умеем – вот какое дело».

В деревне старухи говорят: «Куда податься молодежи? Нас в учение к мастерам отдавали, драли нас за уши, да мастерами становились, а теперь как?» Так говорят старухи. А крестьяне поразвитее говорят: «Деревня наша мало что умеет, а жизнь, хозяйство требуют умения гораздо большего, чем какое требовалось раньше. Надо уметь и кормушки делать, и сельскохозяйственную машину починить, инструменты наточить и пр.»

И вот, когда слышишь все эти разговоры, вспоминаешь, что писал Владимир Ильич в момент перехода к нэпу о «лозунге местного оборота», о мелкой промышленности. «Наша основная задача – восстановление крупной промышленности. А для того, чтобы нам сколько-нибудь серьезно и систематически перейти к восстановлению этой крупной промышленности, нам нужно восстановление мелкой промышленности»[28]. Когда смотришь на быт деревни, понимаешь, какой сложный процесс развитие мелкого оборота, поднятие местных промыслов. Одно из звеньев этого процесса – профессиональное обучение молодежи. Но мы еще очень мало делаем для развития этого профессионального обучения, для приближения его к деревне.

Деревенская молодежь хулиганит. Плохо. Безобразно. Но для того, чтобы этого не было, надо строить Народные дома, где молодежь могла бы удовлетворять свою потребность в учении, где бы она могла петь, смотреть кино, слушать радио, ставить пьесы, где бы на нее могло организационно действовать искусство. Пока Главполитпросвет не получил ничего на строительство Народных домов. А нужда неотложная.

Развитие в деревне сети школ взрослых для грамотной молодежи отнесено на местные средства и продвигается очень медленно.

Относительно развития профессионального образования в деревне пока дело идет медленно, хотя комсомол очень напирает в этом отношении, хотя напирают в этом отношении и взрослые крестьяне и крестьянки. Места не справляются сами, без помощи центра, .с этими вопросами. И что же смотрят сами крестьяне? Отчего сами не возьмутся, не устроят субботники? Мне недавно объясняли пензенские, тамбовские и самарские учителя, отчего это происходит. Если школа, изба-читальня стоят ниже известного уровня, если у школы разбиты окна, если нет света в избе-читальне, – никто не помогает. Как только появляются в школе книжки, как только начинается некоторый порядок, некоторое благоустройство в избе-читальне, население охотно и очень активно начинает помогать. Но требуют внимательного отношения к этой своей помощи, не терпят административного вмешательства в свою деятельность.

Нужен известный уровень благоустройства, оборудования культурного учреждения, тогда берутся за помощь, и берутся горячо. Беда б том, что в целом ряде мест бедность оборудования, развалившиеся здания убивают в населении всякую энергию. Создается острое противоречие между запросами населения и удовлетворением этих запросов. И никто так остро не ощущает этого противоречия, как молодежь.

Деревенская молодежь тянется в город. Это обычно самая активная часть молодежи. В городе ей нет места.

Забота о ней весьма слаба. Мы ее никуда не всасываем, никак на нее не воздействуем. И у нее складывается озлобленное настроение. Вынужденное бездействие порождает хулиганство. Настроение этой молодежи не проходит бесследно и для молодежи городской. Если верхушки городской рабочей молодежи обслуживаются – худо ли, хорошо ли – клубами, то кустарная молодёжь, молодежь из слоев, примыкающих к рабочему классу, далеко не обслужена, а главное, не знает она, к чему, к какому делу приложить свою активность.

Мне кажется, развивающееся среди молодежи хулиганство ставит во весь рост вопрос об обслуживании широких слоев молодежи, о культурном обслуживании ее. Этот вопрос стоит перед комсомолом, это его первейшая задача, этот вопрос стоит перед Главполитпросветом. Но не только перед ними. В своей работе им нужна поддержка всех партийных, советских и общественных организаций. В одиночку тут ничего не сделаешь.

Внимание к деревенской молодежи, внимание к молодежи, приехавшей из деревни, внимание к молодежи слоев, примыкающих к рабочему классу, – это у нас пока что фронт еще не защищенный.

1926 г.

 

О ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕКАХ

 

Дорогой товарищ!

Настоящее письмо вызвано следующим обстоятельством. В декабре месяце сего года, когда я работал в промыслово-клубной библиотеке имени т. Фиолетова в Балаханском районе, я организовал из своих читателей – ребят, организованных в кружок друзей библиотеки, – первую тогда группу пионеров. Это не была первая группа в районе (первая была при детдоме № 14), а вторая, но первая около библиотеки, и не только в районе, но во всем Бакинском масштабе. Когда у меня в кружке при библиотеке собралось 30 человек детей (от 10 до 16 лет), я поставил вопрос о пионерском движении, объяснил им слово «пионер» и значение смены для комсомола. Из 30 человек, присутствовавших на собрании, 12 детских ручек с энтузиазмом поднялись вверх, чем положили основу ядру второго коллектива. Теперь это. ядро – уже коллектив, второй коллектив пионеров, насчитывающий 260 человек, а всего в районе 16 коллективов разных величин. С самого начала работа велась, конечно, исключительно райкомом КСМ. Но это значит, что мое чутье в этом детском движении было правильное, ибо я не видел другого направления, другого содержания для библиотечных и других кружков детей, чем коммунистическое.

А между тем в наших библиотечных кругах косились на эту работу, и я слышал снова от нашего инструктора, старого библиотекаря, что «это не ваше дело, не ваша работа». Этот же инструктор высказал такую мысль, когда я устраивал массовый вечер книги в районе: «Лучше обработать 100–200 книг технически, чем устраивать вечера книги».

Теперь я назначен (20.V) заведующим центральной партийной библиотекой. Служу здесь уже 2 месяца, но живую связь с районом, с производством, с детьми поддерживаю.

Когда я работал в районе, я наблюдал следующее явление. Когда дети не были пионерами, они еще кое-что читали из нашего детского отдела. Но лишь только втянулись в пионерское движение, они буквально перестали читать из того, что было на полочке детского отдела. Их уже не могли удовлетворить «Родник», «Задушевное слово», затасканные, истрепанные, сентиментальные и контрреволюционные книжки, которые в прошлом году были розданы коллекторам за неимением другого материала. Они искали «Юного строителя», читали «Молодого рабочего» или же ничего почти не читали. А жажда к чтению стала еще увеличиваться. Я тогда еще понял, что пионерам нужна другая книжка, особый сорт книжек, новых, разнообразных – и биографических, и приключенческих, и научных, и политических. Но, за отсутствием снабжения, книг нет. Теперь относительно самого кардинального вопроса, который и вызвал это письмо. Попав в центральную партийную библиотеку, я нашел на ее полках массу книг, годных для пионеров, но ненужных в центральной партийной библиотеке. Я нашел очень хорошую свежую литературу для пионеров. Там и о детском движении, и о пионерском, и стихотворения, и песни, и биографии, и др. Масса книг о Ленине – специально для детей и др. Появилась мысль: эту литературу собрать и с разрешения Агитотдела БК (Бакинского комитета – Ред.) отдать в Мазутный район пионерам для организации пионерской библиотеки, я говорю отдать пионерам в их распоряжение и при содействии их исполкомов (старших и лучших ребят) создать массовую пионерско-библиотечную творческую группу.

Какое великое значение это будет иметь для ближайшего будущего в смысле обновления кадра, когда дети-пионеры будут втягиваться в эту работу. Конечно, будет инструктирование библиотекаря, и сотрудничество, и руководительство. Но это должно быть сделано так, чтобы чувствовался пионерский дух, пионерский быт. На экскурсиях иметь с собой «книжную сумку», и такой сумкой снабдить каждое звено. Хотя бы по 2–3 книжки в каждом звене. По возрасту, по развитию.

И вот выбранная литература отдана пионерам в количестве пока 500 экземпляров. Но в библиотечном подотделе поднялся шум. Какие там пионерские библиотеки: просто детская, не нужно пионерских библиотек. Она отпугивает детей и пр. и пр. (А из практики мы знаем, что дети сами и организовывают детей вокруг себя.) Отдайте нам эти книжки, и мы их распределим между всеми библиотеками и пр. Пионерская же библиотека будет организована в рабочем центре и будет открыта для всех детей. Она будет иметь большое значение в смысле организации вокруг себя (привлечение хорошей книжкой) непионеров, которые втянутся в комдвижение детей. Теперь идет борьба: должны ли мы начать бибпионерское строительство или нет, нужно ли оно или нет и пр. Не знаю, что делается в Москве, но чувствую, что это – идея крупная, и ее сейчас следует начать осуществлять, постепенно передавая идеологическое руководство детскими библиотеками совету коммунистических детских групп. Я думаю, товарищ наш дорогой, что Вы не откажете мне сообщить Ваше мнение. Я думаю, что Вы не против пионербибстроительства, и я хотел бы именно от Вас, дорогой товарищ Надежда Константиновна, получить обстоятельный ответ. Главное, конечно, о воспитательном значении такого рода строительства для детей-пионеров. Можно еще шире поставить вопрос: в связи с таким строительством начнет вырабатываться метод подхода к классовой революционной детской психологии в работе с книгой детской, а следовательно, и выработается новый тип пионербибработника. Появится библиотекарь – пионер библиотечного строительства.

Бибработник Л. М. Мочкин

 

Данное письмо поднимает ряд чрезвычайно важных вопросов, которые необходимо обсудить. Оно так горячо написано, что заденет чрезвычайно многих, заставит многих задуматься над вопросами, поднятыми в нем.

Первое. Библиотека может содействовать возникновению пионердвижения. Это мы видим на опыте, описанном в письме. Из детского библиотечного кружка вышло первое звено пионерских отрядов, широко охвативших детвору рабочих кварталов Баку. Данный опыт нельзя превратить в правило, но тот, кто сумеет его умело повторить, сделает, конечно, весьма важное дело.

Но дальше. Ребята, ставшие пионерами, почти совершенно перестали читать. Это уж совсем плохо. И на эту сторону надо обратить комсомолу и самим пионерам самое серьезное внимание. В книгах собран опыт всего человечества, описаны его достижения, его настоящее и прошлое. Книга является могучим орудием труда; сейчас к книге, к знанию стремится вся наша поднимающаяся к новой жизни страна. Не любящий книгу, нечитающий пионер – это нечто несуразное. Какой же строитель из него выйдет? Там, где пионеры только маршируют и поют, а не читают, – там дело поставлено неправильно. Пионеры – юные ленинцы – должны быть друзьями книги. Мало того, они должны научиться пользоваться общественной библиотекой. Общественная библиотека – коллективная форма пользования книгой. Капиталист может купить себе любую книгу; для рабочего, крестьянина нет другого доступа к книге, как через коллективное пользование ею, через общественную библиотеку. Ленин чуть не полжизни провел в библиотеках. В Питере он каждодневно ходил в Публичную библиотеку, в Лондоне – в Британский музей, во Франции – в Национальную библиотеку, в Швейцарии, где особенно хорошо поставлены бесплатные общественные библиотеки, он каждую библиотеку широко использовал для своей работы. И Владимир Ильич заботился о том, чтобы и в Советской России создать такие же библиотеки, сделать их доступными народным массам. В феврале 1921 г. он написал специальную статью, касающуюся «к грамоте, к свету, к знанию». Тогда дело [шло] о необходимости создания единой библиотечной сети, «правильно обслуживающей всю (курсив мой. – Н. К.) страну, всю (курсив мой. – Н. К) массу рабочих, солдат, крестьян. Тогда народ во сто раз сильнее, быстрее, успешнее потянется к грамоте, к свету, к знанию. Тогда дело просвещения двинется вперед семимильными шагами»[29]. Тот, кто говорит о том, что хочет быть верен заветам Ленина, должен помнить и об этом завете Ленина, и в первую голову должны помнить об этом пионеры. Каждый пионер должен быть не только другом книги, он должен быть другом библиотеки. Пионеры должны принимать участие в Днях книги, в кружках друзей библиотеки, должны вербовать читателей для библиотеки, будить во всех ребятах интерес к книге, любовь к ней. Они должны делать все, чтобы дать возможность каждому ребенку читать книгу.

Но это требование к пионерам налагает на нас, взрослых, не менее серьезную обязанность. Надо работать над детской книгой. Автор письма думает, что пионеры потому бросают читать, что у них развивается повышенное требование к книге. Это не вполне верно. Уменьшение тяги к чтению объясняется в значительной степени тем, что ребят на первых порах чересчур захватывает красочность пионерской жизни, а также потому, что самостоятельному чтению пока еще в пионеротрядах уделяется слишком мало внимания. Этого нельзя замалчивать, это легко исправить.

Но известная и даже значительная доля правды в словах товарища, пишущего, что современного ребенка – особенно пионера – не удовлетворяет старая детская книга, есть. То, что издано пионерами (т. е. пионерской организацией. – Ред.), – уже кое-что, но не все одинаковой ценности, не все одинаково хорошо. Над детской книжкой надо еще и еще работать, работать, наблюдая ребят, работать вместе с ними. Ни на минуту нельзя забывать о неотложности этой задачи.

Дальше. Надо ли устраивать особые пионерские библиотеки, передать пионерам детские библиотеки и вообще все детское библиотечное дело?

Думаю, что нет. Обслуживать надо всех ребят. Через библиотеку ребята могут прийти в ряды пионеров, этот путь не надо закрывать. Но важно, чтобы при детских библиотеках были пионерские кружки друзей книги, друзей библиотеки, чтобы пионеры считали своим делом постановку работы в детских библиотеках, обслуживающих всю детвору.

Пионерские библиотеки должны быть исключением, а не правилом. Если, конечно, в данной местности нет детской библиотеки и ее нельзя устроить, то можно устроить и пионерскую библиотеку, но с тем, чтобы она не была замкнутой, была бы доступна всем ребятам данного района и вошла в общую библиотечную сеть.

Работать над созданием детской библиотечной сети необходимо, нужна целая сеть опорных пунктов для детских передвижек; над этим делом должны поработать пионеры, но это должна быть именно общая, единая сеть.

1926 г.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты