Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПЕРВОЕ МАЯ – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК РАБОЧИХ ВСЕХ СТРАН




 

Мало кто теперь не знает о дне Первого мая. При царской власти маевки преследовались, рабочие демонстрации разгонялись, рабочие бастовали, их сажали в тюрьмы. Вместе со взрослыми праздновали и подростки, и они участвовали в борьбе. Теперь ребята принимают также участие в праздновании Первого мая, их катают на автомобилях, везде пропускают вперед, они любуются красными флагами, демонстрирующей толпой. Им кажется, что праздник Первое мая – праздник весны, они не знают, что это праздник борьбы. Надо, чтобы рабочие и работницы рассказали им, как раньше проходило Первое мая. Надо спеть ребятам те песни, что пелись раньше Первого мая, о том, как

 

Полицейские до пота Мы плюем на это дело.
Правят подлую работу, Май отпразднуем мы смело.
Нас хотят изловить, Вместе разом:
За решетку посадить. Гоп-га.

 

Ребята спросят, почему запрещали маевку цари и капиталисты?

И вот надо ребятам рассказать, что в объединении сила, рассказать, что в организации сила, что только организовавшись рабочие победили. Надо рассказать им, как запрещали рабочим организовываться и как они все же организовались. Организовались и победили. Недаром боялись организации рабочих капиталисты и царь.

После этого понятнее будет ребятам, почему Первого мая идут демонстрации рабочих во всем мире и почему эти демонстрации кончаются кровавыми столкновениями с полицией. Детям интересно будет потом узнать из газет, как, где проходил праздник Первого мая.

Целый рой вопросов возникает у ребят. Почему рабочие всех стран заодно? Почему капиталисты все заодно? Какая власть лучше: власть рабочих или власть капиталистов? Мы часто забываем, что нам надо помогать ребятам понимать, что делается кругом.

Ну что же, разве это- дело родителей, скажут другие. В школе это расскажет детям учитель, в отряде расскажет вожатый. Конечно, расскажут. Но совсем другое, если ребенок услышит рассказ из уст участника прежних маевок. Прошлое оживает для них.

Надо заранее подготовить ребят к празднику. Пусть ребята подумают, как они примут участие в празднике по-серьезному: подготовятся рассказать о Мае, о международной солидарности рабочих всех стран тем ребятам, которые об этом не знают. Пусть пишут о Мае своим знакомым деревенским ребятам, в деревенские школы. Пусть разыщут во дворе, на улице ребят других национальностей, поговорят с ними, условятся вместе праздновать Май; пусть напишут ребятам других национальностей – татарчатам, чувашам, марийцам, немцам, латышам, полякам, – в разные концы нашей Советской страны, а если это можно будет устроить, то и ребятам других стран.

Пусть слова «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» станут для них живыми, близкими, понятными.

1930 г.

 

ЗАВЕТ ИЛЬИЧА – БОЕВОЕ ЗНАМЯ КОМСОМОЛА (ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СОБРАНИИ МОСКОВСКОГО АКТИВА КОМСОМОЛА)

 

Исполнилось 10 лет с того времени, как Владимир Ильич сказал свою речь на III съезде комсомола. Эти 10 лет были годами борьбы. За эти 10 лет мы продвинулись значительно вперед во всех областях работы и в смысле организационном и в смысле поднятия всего движения на высшую ступень. Многое из того, что тогда было еще установкой, перспективой, сейчас проводится в жизнь и выступает поэтому гораздо ярче, злободневнее.

Когда Владимир Ильич говорил эту речь, делегаты комсомольского съезда слушали его с громадным напряжением, с громадным вниманием, но для комсомольской массы многое было еще в этой речи ясно не до конца. В настоящее время жизнь так подчеркнула некоторые места этой речи, что теперь она всему комсомолу в целом, чрезвычайно выросшему за эти годы, становится гораздо ближе и понятнее.

Многие места речи Ленина толковались часто неверно. Владимир Ильич говорил о том, что молодежи надо учиться. Иногда эти слова выхватывали из общей связи и превращали в шаблонное поучение. Иные педагоги говорили: «Это не ваше дело, вам Ленин говорил, что вам надо еще учиться». С другой стороны, те, которые стремились попасть в вузы, «выйти в люди», устроиться, по настроению далеки были от комсомольской установки, от партийной установки, те, которые отлынивали от общественной работы, говорили: «Ленин ведь нам завещал учиться, учиться и учиться».

Конечно в другом смысле говорил Владимир Ильич. Он говорил об учебе не в том смысле, что надо «продвинуться по лестнице», куда-то выше, а говорил об учебе, которая необходима для того, чтобы научиться строить социализм. И вот сейчас, когда мы слышим о вредительстве, которое так широко пустило корни, молодежь понимает гораздо лучше все значение того, что сказал Владимир Ильич о необходимости учиться. Молодежи необходимо так много знаний, чтобы стало невозможно никакое вредительство.

Надо, чтобы из среды коммунистов и молодежи поднимались такие люди, такие специалисты, которые сделали бы невозможным какое бы то ни было вредительство. Эти слова Владимира Ильича об учебе приобретают особое значение. Понятен и близок становится их смысл.

Владимир Ильич, выступая на III съезде, говорил о пролетарской культуре. Сейчас мало говорят о пролетарской культуре, но тем не менее этот вопрос имеет принципиальное значение. В каком смысле говорил Владимир Ильич в этой речи о пролетарской культуре? Он хотел, чтобы та новая культура, которую мы строим, носила на себе печать пролетарской борьбы, пролетарской мысли, но он был против того, чтобы рабочий класс строил для себя какую-то особую культуру, в ней замыкался. Рабочий класс – вождь всех трудящихся, поэтому и в области культуры и в области культурной революции он не строит для себя обособленной культуры, но он на всю культуру накладывает свою особую печать, и Владимир Ильич особенно подчеркнул в своей речи именно эту сторону, на которую те, которые говорили о пролетарской культуре, обращали мало внимания. Он говорил о ликвидации неграмотности, о необходимости подтянуть самые отсталые слои трудящихся масс и подтянуть всю культуру на гораздо более высокую ступень.

И вот сейчас, когда комсомол проделывает большую, чрезвычайно ценную работу в деле ликвидации неграмотности, проявил инициативу в организации массового культпохода, когда берет шефство над всеобучем, ему еще ближе и понятнее эти слова Владимира Ильича о пролетарской культуре.

Далее в своей речи Владимир Ильич говорил о том, что необходимо увязать теорию с практикой. Мне по линии Наркомпроса приходилось наблюдать, какую большую борьбу комсомол вел за фабзавуч, как он боролся за школу крестьянской молодежи, как он боролся с тем, чтобы увязать работу школы-семилетки ближе с производством. В этом отношении комсомол выполнил то, о чем говорил Владимир Ильич: о борьбе за школу, за культуру, о борьбе за то, чтобы знания как можно теснее увязывать с практикой. Но эта борьба не кончена. Сейчас необходимо бороться против снижения теории, против подмены увязки теории с [практикой] практикой, не освещенной теорией. Общественная работа, которую развертывает наша школа, наши учебные заведения, говорит о большой работе комсомола, который в этом отношении старался выполнить указания Владимира Ильича.

Сейчас, в последние годы, когда у нас идет соцсоревнование и когда уже всякий видит результаты этого соцсоревнования, результаты ударничества, особенно близка и понятна та часть речи, где Владимир Ильич говорил о необходимости сознательного, коммунистического отношения к труду и сознательной дисциплины. Сейчас все эти вопросы особенно близки самым широким слоям комсомола.

Мне рассказывали, как крестьяне-колхозники, когда они ознакомились с тем, что говорил Владимир Ильич о колхозах, о значении колхозов, на вопрос бригадира: «Понятно ли это?» – ответили: «Теперь, когда мы сами это переживаем, нам очень понятно».

Это относится и к речи Владимира Ильича.

Многое в ней стало ближе, понятнее молодежи, потому что она сейчас очень живо переживает то, о чем говорил тогда Владимир Ильич..

Вот почему важно отметить десятилетие этой речи.

Комсомол хочет, чтобы каждый комсомолец знал эту речь, чтобы эта речь Ленина была известна всей молодежи в целом. Эту инициативу комсомола приходится всячески приветствовать.

За 10 лет, что прошли со времени этой речи, в развитии комсомола было несколько периодов, несколько полос. Было время, когда у меня были опасения, что молодежь не пойдет по пути, указанному Лениным, скатится на путь лишь формального признания его указаний.

Комсомол примыкает к партии.

Коммунистическая партия – партия господствующая, и у меня были опасения, не собьется ли комсомол на путь внедрения себя в особый, привилегированный слой молодежи, зараженный комсомольским чванством, не будет ли больше думать о своих «правах», чем о своих коммунистических обязанностях.

Теперь у меня этих опасений больше нет.

Комсомол ведет большую, самоотверженную работу на всех фронтах социалистического строительства, растет на этой работе. Особенно в последние годы, когда обострилась борьба с кулачеством, когда стала развиваться борьба по всему фронту за строительство социализма, произошел определенный поворот в настроении комсомольских масс. За последние годы комсомол быстро растет и в отношении воспитания в своих рядах коммунистической морали. На фабриках и заводах, в глухих деревнях, на героической повседневной работе выковывает в себе комсомол эту коммунистическую мораль.

Сейчас у нас трудное положение со всеобучем, мы получили неожиданные затруднения: многие учителя, которые были учителями не по призванию и которые теперь получили возможность лучшего заработка в качестве счетоводов и т. д., уходят с учительства. И вот комсомол берет на свои молодые плечи большую работу. Мне приходится видеть новых молодых комсомольских учителей. Какая-нибудь комсомолка, которая только что кончила школу-пятилетку, едет в глушь, в село, где она является единственным грамотным человеком, и проворачивает огромную работу. И вот здесь видишь, как линия, которую давал Владимир Ильич, проводится комсомолом в жизнь.

Говоря о достижении комсомола, приходится отметить и ту большую работу, которую проделывает комсомол в деле воспитания себе смены, в деле воспитания пионеров. Те ребята-пионеры, которые сейчас растут, – это совсем новое поколение, которое наверняка будет жить уже при коммунизме.

Владимир Ильич надеялся, что тогдашние комсомольцы, те, которым тогда было 15–16 лет (теперь им 25–26 лет), доживут до коммунизма. Позвольте закончить пожеланием, чтобы вам скорее дожить до коммунизма, в стройке которого вы принимаете самое активное участие, до социализма не только в нашей Советской России, но и в международном масштабе. Ваша работа – работа по строительству социализма – явится лучшим памятником Владимиру Ильичу.

1930 г.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты