Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Период 1917-1978 гг.




 

До принятия Конституции 1918 г. в Советском государстве издается ряд актов, которые имели конституционное значение. Факт принятия Декретов II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов (с октября 1917 г.), решающих проблемы внешней политики, экономических преобразований, власти, можно рассматривать как первый этап конституционного строительства. Второй этап начинается с принятием на III съезде Советов в январе 1917 г. «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой были определены основные принципы и направления социальной, экономической и государственной политики. Декларация решала основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя, провозгласив Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, власть, в которой должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам. Устанавливался федеративный принцип устройства Советского государства как союза свободных наций, однако при этом конкретные формы федерации не были установлены.

В Декларации были закреплены и принципы советской внешней политики: политика мира, отмена тайных договоров, уважение к национальному суверенитету всех народов. В Декларации провозглашается курс «на установление социалистической организации общества и победу социализма во всех странах». [9]

Практические шаги по воссозданию первой Конституции были осуществлены на III съезде Советов, который поручил ВЦИК разработать основные положения Конституции и представить их следующему съезду Советов. Это решение было принято по инициативе левых эсеров, однако никакой практической работы по его реализации проведено не было в связи с резким обострением международной обстановки и необходимостью установления мира с Германией. 30 марта 1918 года Центральный Комитет РКП(б) принял решение о воссоздании комиссии для разработки Конституции. И 1 апреля была создана конституционная комиссия. В нее вошли представители следующих партий: от большевиков Я. М. Свердлов, М. Н. Покровский, И. В. Сталин, от фракций левых эсеров Д. А. Молеровский и А. А. Шрейдер, от эсеров-максималистов – А. И. Бердников с совещательным голосом. Такой многопартийный состав комиссии, по мнению некоторых исследователей, осложнил ее работу, хотя другие авторы считают, что наличие различных точек зрения имело определенные положительные стороны. В комиссию вошли также представители наркоматов по делам национальностей, юстиции, военным делам, внутренних дел.

Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

II. Общие положения Конституции РСФСР;

III. Конструкция Советской власти (организация Советской власти в центре и на местах);

IV. Активное и пассивное избирательное право;

V. Бюджетное право;

VI. О гербе и флаге РСФСР.[10]

Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков. Государственное устройство носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Вопросы федеративного устройства нашли отражение в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и в других частях Основного закона. Статья 11 Конституции закрепила положение, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику».

Конституция провозглашала свою, классовую, пролетарскую демократию – демократию только для трудящихся, которым предоставлялись следующие политические права: избирать и быть избранным в органы советской власти, свобода слова, собраний, митингов, союзов. Основной закон признавал «равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности» и объявлял противоречащим основным законам страны «допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Конституция исходила также из принципа равноправия полов, равноправия женщины с мужчинами, хотя особой статьи об этом в тексте и нет. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделялась от государства и школа от церкви, хотя и сама норма, и негибкая политика власти сразу же привели к конфликту между церковью и государством. Конституция записала только те права, которые в тех условиях могли быть осуществлены, поэтому в ней нет права на труд, отдых, образование. Основной закон называет важнейшие обязанности граждан: всеобщая обязанность трудиться, воинская обязанность.[11]

Избирательная система отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. Часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.

Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами, что давало возможность закрепить руководящую роль рабочего класса в мелкокрестьянской стране: пятикратное преимущество должно было обеспечить большинство в органах власти.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов во все звенья Советов, кроме городских и сельских. Делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым происходил «отсев» чуждых элементов, тем более, что был закреплен порядок открытого голосования. Конституция записала не только то, что существовало, но и наметила задачи: уничтожение эксплуатации человека человеком, подавление сопротивления эксплуататоров, устранение деления общества на классы, построение социализма.

Конституция 1918 года создала правовую базу для последующего законотворчества, оказав большое влияние на формирование конституций других советских республик. Она подвергла пересмотру старую систему общественных отношений, провозгласив новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем Конституция закрепила сложившуюся систему власти и управления, в основе которой была положена новая идеология.[12]

Таким образом, данный документ носил программный характер и в течение некоторого времени выполнял функции Конституции. Декларация была как бы краткой, временной Конституцией Советского государства. Ставить вопрос о развернутом Основном законе в январе 1918 года было преждевременно: государственный механизм находился в стадии строительства, правовая система только формировалась, война с Германией продолжалась.

В период становления советской власти законодательство в полной мере отражало особенности этого этапа. С его помощью решались такие принципиально важные задачи советского государства, как 1) формирование системы представительных органов – советов всех уровней, 2) проведение первых шагов по реформированию экономической и социально-культурной сфер общества, 3) привлечение на сторону советской власти широких слоев общества и прежде всего крестьянства, 4) частичная отмена нормативно-правовых актов, принятых до Октябрьского переворота, 5) ограничение права помещиков, буржуазии участвовать в работе государственных органов и служить в армии.

История формирования советской теории права и юридической науки в целом – это история борьбы против государственности и права в их некоммунистическом смысле и значении, против «юридического мировоззрения» как сугубо буржуазного мировоззрения.

Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе Наркоматы и местные советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссаров иногда выполняли функции законов. Большое значение имели акты профсоюзных органов, особенно в области регулирования трудовых отношений. Не являясь по своей природе правовыми, эти акты на практике выступали наравне с актами государственных органов. Нормотворческую работу вели и непосредственно трудовые коллективы, которые на общих собраниях и сходах принимали правовые нормы временного характера. Подобным образом вырабатывались для судов различные наказы, которые представляли собой небольшие уголовные кодексы местного значения, содержавшие также уголовно-процессуальные нормы. Создаваемые этими коллективами акты регулировали также широкий круг вопросов, касающихся трудовых отношений, чаще всего – о дисциплине труда, но иногда решали и вопросы зарплаты и пр. Следует отметить, что нередко трудовые коллективы принимали решения об увольнениях за прогул, что в условиях безработицы было серьезным наказанием.

Значительная часть пробелов советского законодательства преодолевалась с помощью законодательства, принятого до Октябрьского переворота. В советской юридической литературе, как правило, отрицается факт действия дореволюционного законодательства в советский период. Еще в 20-е годы П. И. Стучка выдвинул тезис о том, что после пролетарской революции все законы свергнутых правительств считались отмененными. Этот тезис обосновывался ст. 22 Декрета ВЦИК «О народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918 г., который запрещал ссылаться в приговорах и решениях на законы свергнутых правительств.[13]

Однако в действительности этот запрет относился только к законодательству о деятельности судебных органов по рассмотрению уголовных и гражданских дел. Но и здесь были свои исключения. В период становления основ советского законодательства нормативно-правовые акты, принимаемые чаще всего по узким, специальным вопросам, были достаточно краткими и порой не превышали 10-15 строк. ВЦИК и СНК не проводили работ по систематизации принятия актов, а также по подготовке кодексов. При одновременном действии советского и части норм дореволюционного законодательства, активной правотворческой деятельности местных советов система советского права была противоречивой и далеко не завершенной. По многим вопросам ни правоприменительные органы, ни тем более граждане не имели четких представлений о том, какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае. Все это не способствовало укреплению так называемого революционного правопорядка, за который ратовали большевики. Наоборот, граждане оказывались незащищенными от произвола советской власти, способной в критические моменты руководствоваться исключительно «революционной целесообразностью».

Форма законодательных актов была разной: издавались обращения, декреты, постановления, декларации. Надо сказать, что четкое разграничение между ними провести достаточно сложно. Наиболее распространенной была форма декрета (декретами зачастую называют вообще все акты советского государства того времени).

Для первого периода истории советского права характерно издание законов по отдельным проблемам, отсутствие систематизированных актов. В теории права, как известно, различают несколько видов систематизации:

- инкорпорация предполагает объединение в одном сборнике нормативных актов без всякого изменения их текста;

- более распространенной формой систематизации является консолидация, в ходе которой не возникает единого нормативного акта типа кодекса, но тексты актов редактируются с учетом последующего законодательства. При консолидации разрозненные акты могут быть объединены в один, но никаких изменений по существу в них не вносится.[14].

Результатом кодификации является создание нового нормативного акта – это Кодекс Накопление нормативного материала делало пользование им все более затруднительным, что обусловило необходимость систематизации законодательства. Уже в 1919 году был издан «Систематический сборник узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства», в 1920 г. вышел из печати «Систематический сборник важнейших декретов 1917-1920 гг.».

 

Конституция 1936 года

7 февраля 1935 года ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством Секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина и 12 подкомиссий. Новая Конституция по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства - построение социализма. 12 июня 1936 года проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях. По мнению историка О. В. Хлевнюка, более демократический характер этой конституции (в сравнении с конституцией 1924 г.) был вызван желанием привлечь к Советскому Союзу симпатии международной общественности для совместного противостояния набиравшему силу фашизму.[15]

XVII съезд ВКП(б) (1934 г.) провозгласил, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и, следовательно, диктатура пролетариата — пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. В новой Конституции экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая имела «либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)».

Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права:

- всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное).

Провозглашалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки. Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.

В 1962 году Верховным Советом СССР было принято постановление об образовании комиссии, которой было поручено разработать проект новой Конституции; её возглавил Н. С. Хрущёв. В декабре 1964 года председателем комиссии стал Л. И. Брежнев. Конституция СССР 1936 года утратила силу в связи с принятием 7 октября 1977 года новой («брежневской») Конституции СССР.[16]

Конституция 1978 года

Конституция СССР 1977 года - конституция СССР, действовавшая с 1977 по 1991 год, это четвёртая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Разработка новой конституции началась ещё в 1962 году, когда 25 апреля того года Верховный Совет СССР постановил выработать проект новой Конституции СССР и создал Конституционную комиссию в составе 97 человек. Председателем Конституционной комиссии был назначен Н. С. Хрущёв. Принятая в 1977 году конституция содержала 9 разделов, 21 главу и 174 статьи.

По структуре и содержанию соответствовала новой Конституции СССР. В отличие от предыдущей Конституции новая Конституция РСФСР стала значительно более объёмной и углубила систематизацию конституционных норм. Первый и второй разделы в целом соответствовали аналогичным разделам Конституции СССР. Был существенно пересмотрен каталог прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Конституция 1978 года потеряла юридическую силу после принятия Конституции 1993 года. Вместе с тем 25 декабря 1993 года прекратила существование политическая система, установленная Конституцией 1978 года в редакции 1989 года.[17]

 


[1]Манов Г. Н. Теория права и государства. М., 2010. С. 59.

[2]Манов Г. Н. Теория права и государства. М., 2010. С. 64.

[3]Троицкий Н. А. Россия в XIX веке. / Курс лекций. М., 2010. С. 96.

[4]Ильин В. В. Реформы и контрреформы в России. М., 2008. С. 209.

[5]Троицкий Н. А. Россия в XIX веке. М., 2007. С. 112.

[6]Федоров В. А. Падение крепостного права в России: Документы и материалы. Вып. 1: Социально-экономические предпосылки и подготовка крестьянской реформы. М., 1966. С. 137.

[7]Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений: учебник для вузов. 2-е изд., стереотип. М., 2011. С. 89.

[8]Неволин К. А. Энциклопедия законоведения. СПб., 2010. С. 241.

[9]Александров Ю. Развитие уголовно-исполнительной системы России: мифы и реальность // Правозащитник. - М., 1996. С. 20-21.

[10]Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. - М.: Территория будущего, 2005. С. 389. (799 с.)

[11]Акирейкин Д. А. Концепция «сильной власти» в Российской империи в начале XX в. // История государства и права. - 2014. - N 2. - С.3-6.

[12]Берхин И. Б. История СССР (1917-1978). М.: Высшая школа, 1979. С. 309. (664 с.)

[13]Данилевский И. Н., Кабанов В. В., Румянцева М. Ф. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие. М., 2008. С. 217 (536 с.)

[14]Тимофеева А. А. История государства и права России (октябрь 1917–1920 гг.)Курс лекций. Вып. 1.

[15] Аксютин Ю. «Сталинская конституция» 1936 года // Свободная мысль. - 2006. - № 9. - С. 60-71.

[16]Данилевский И. Н., Кабанов В. В., Румянцева М. Ф. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие. М., 2008. С.239-340 (536 с.)

[17]Аронов Д. В., Золотухина Е. К. Права и свободы человека в России в начале ХХ века // История государства и права. - 2008. - № 6. - С. 6.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты