Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Мусульманский (исламский) календарь. Год введения: 637.




ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Административно - командная система.Нерыночная система хозяйства, созданная в нашей стране и по нашей модели в ряде зарубежных стран, имеет много разных названий: «экономика дефицита», «административно-командная экономика», «нетоварный социализм» и т. д.

Представляется, что наиболее полно системе нерыночного хозяйства отвечает название «командно-административная система». Экономической основой анализируемой системы является директивное (централизованное) планирование. Все и вся определяющий центр материализует свою политическую волю в виде экономических планов. В экономике господствует государственная собственность. Абсолютно централизованный экономический план имеет разбивку директив по регионам, отраслям, отдельным производителям, включая и сельское хозяйство. Непременным элементом системы является административная коллективизация сельского хозяйства, имеющая следствием экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы, жестко контролируемые централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть. Облеченное в форму обязательной директивы плановое задание доводится до каждого субъекта планирования.

Американская модель смешанной экономики — это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

 

АНИМИЗМ (Animism)Такое название было дано основателем современной антропологии Э.Б.Тайлором той системе верований о душах и духах, которая довольно типична для племенных сообществ Америки, Африки, Азии и Австралии. По Тайлору, анимизм можно считать наиболее примитивной религией мира.

Аракчеев и "Аракчеевщина". Рэм БОБРОВ:"Солдафон, царский сатрап, мечтавший превратить Россию в большую казарму с фельдфебелями по углам... "

"Его неутомимая, всесторонняя и несомненно полезная для государства деятельность, бескорыстие и старание всюду добиться правды,
и, наконец, железная воля и разумная строгость - качества, необходимые для кормчего русского государственного корабля,
плывшего в то время в водовороте бурных иноземных течений..."

Эти две взаимоисключающие характеристики относятся к одному и тому же человеку - генералу Алексею Андреевичу Аракчееву, чье имя в XIX веке стало для многих россиян нарицательным.

Божественная пропорция. Золотое сечение - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему: a : b = b : c или с : b = b : а.

 

Бортничество - добычу меда диких пчел. Борть - место обитания роя пчел - не случайно появляется на страницах Русской Правды: мед и горячительные напитки из него - излюбленное питье славян. Что касается ремесла, то его развитие также зависело от природных условий, точнее от тех источников сырья, которыми могли располагать наши предки.

 

Буддизм - название религии, которая прежде господствовала в большей части Индии, а теперь исповедуется жителями Цейлона, Бирмы и Сиама (южные буддисты) и Непала, Тибета, Китая и Японии (северные буддисты). Общее число буддистов определяется различно; оно составляет, вероятно, около 400 миллионов, близко подходя к числу христиан. Буддизм развился из философского и нравственного учения Сидгарты Гаутaмы (Siddharta Gautama), старшего сына Судгоданы (Soddhodana), бывшего правителем в Капилавасту и вождем арийского племени сакиев, жившего в VI или V ст. до Р. X. на берегах Коганы (Kohana), между Бенаресом и подошвой Гималаев.

Бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться путем достижения нирваны.

 

Велес - бог скота, торговли и богатства. Культ его очень древний.

Гипотеза В.Н. Фоменко. Суть гипотезы В. Н. Фоменко состоит в следующем.

Бурное развитие электронно-вычислительной техники позволило инопланетной цивилизации создать искусственный интеллект, который может самостоятельно изобретать и совершать открытия. Он приобрел способность самосохранения и самовоспроизводства, то есть уподобился живым организмам. Эволюция высокоразвитой машинной цивилизации после открытия ею неизвестных людям законов природы и способов их применения пошло значительно быстрее, чем развитие человечества. Следующее поколение думающих машин выросло на новой базе - элементарных частицах, что привело к еще большей миниатюризации и надежности, а главное - благодаря прочности межатомных связей такие кибернетические организмы (киборги) стали неразрушающимися, то есть вечными. Какие цели и задачи ставит перед собой машинная цивилизация, пока не известно.

Одно из направлений ее деятельности, как полагает В. Н. Фоменко, уже сейчас можно предугадать: оно будет обусловлено пополнением собственных ресурсов и освоением нового жизненного пространства. Уж не эта ли машинная цивилизация, достигшая более высокого уровня развития, успешно решившая проблему бессмертия, и создала на Земле колонию киборгов?

Логично предположить, считает В. Н. Фоменко, что интересы земной и иноземной цивилизаций рано или поздно неизбежно столкнутся. Поэтому развивающаяся инопланетная машинная цивилизация должна предвидеть такой ход событий и принять заблаговременно меры, гарантирующие ей приоритет в освоении внегалактического пространства. Итак, из предложенной гипотезы следует, что Киборг, а попросту "Пришелец", находится у нас на Земле. Это он "автор" многих происходящих на планете аномальных явлений - полтергейста, НЛО и прочих чудес. Благодаря его действиям предметы могут исчезать в одном месте и появляться в другом. Так же могут переноситься жидкости и газы, причем без каких-либо оболочек.

 

Григорианская реформа.Реформу календаря осуществил папа Григорий XIII на основе проекта итальянского врача и математика Луиджи Лилио.

Весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта, "на свое место". А чтобы ошибка в дальнейшем не накапливалась, было решено из каждых 400 лет выбрасывать трое суток. Принято было считать простыми те столетия, число сотен которых не делится без остатка на 4. Такая система получила название григорианской, или "нового стиля". В противовес ей за юлианским календарем укрепилось название "старого стиля"

 

Дажбог и Хорс - различные ипостаси солнечного божества.

 

Мусульманский (исламский) календарь. Год введения: 637.

ОМАР 1 (581-644, правление 634-644), второй из «праведных» халифов Арабского халифата, вводит мусульманский (исламский) календарь. (В 7 веке в результате завоевания Аравийского полуострова образовалось государство- Арабский Халифат, а спустя век исламская империя от Китая до Испании). До этого у арабских племен летоисчисление велось от “Эры слонов” - 570 года, связанного с нашествием эфиопской армии на Мекку. Начало этого календаря (летоисчисления) ведётся от пятницы 16 июня 622 года, когда Мухаммед (Мухаммад, Магомет, живший в Аравии 570-632 г.г.) переселился (араб- хиджра) из Мекки в Медину. Этот календарный цикл возникает вместе с религией-исламом (принят мусульманством к 750 г.) и содержит солнечную и лунную хиджру (солнечно- лунный).

Солнечная хиджра: Начало года со следующего дня после весеннего равноденствия и в году 365 (366) дней. Год содержит 12 месяцев: 6 первых по 31 дню, 5 следующих по 30 дней, а последний 29-30 дней. Дни в месяцах распределены так, потому что Земля по орбите движется неравномерно: с 21 марта по 23 сентября проходит половину пути за 186 дней, а с 23 сентября по 21 марта за 179 дней. Месяцы делятся на недели по 7 дней, выходной пятница (джома), а с субботы (шембе) начинается неделя. В 33 летнем цикле високосные годы 7 раз через каждые 4 года, а восьмой через 5 лет.

Лунная хиджра: в течение 30 лунных годов 19 годов по 354 дня и 11 годов високосных по 355 дней. 12 месяцев: чётные по 29 дней, нечётные по 30 дней. (В Иране, Саудовской Аравии, чередование другое: 30, 29, 30, 29, 29, 29, 30, 30, 29, 30, 29, 30). Високосные в 30-летнем цикле: 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26, 29 годы и при этом в последний 12-й месяц добавляют 1 день. Лунный месяц начинается с визуального новолуния (появления узкого серпа Луны - неомения, что наступает на 1-2 дня позже астрономического новолуния). Лунный календарь отстаёт от солнечного примерно на 11 дней ежегодно, поэтому примерно 33 лунных года соответствует 32 солнечным годам.

Так 6 апреля 2000 г начало 11-го года в цикле, или 1421 года по лунной хиджре, который закончился 25 марта 2001 года (так 8 марта 2000 года это 2 зу – ль – хиджра (12-месяц) 1420г, в то время как по солнечной 8 марта будет 18 эсфанд (12-месяц) 1378 года). Новый год в Иране по солнечной хиджре начинается с дня весеннего равноденствия- между 20 и 22 ( обычно 21 марта).

Историческая наука имеет дело с фактами, которые составляют основу всякого исторического знания. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависят восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса.

 

Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением.

 

Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во временном ряду.

историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории.

Понятие исторического времени неоднократно менялось. Это нашло отражение в периодизациях исторического процесса. Почти до конца XVIII века историки различали эпохи по правлению государей. Французские историки в XVIII веке стали выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации.

В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества наформации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).

Исторический факт — это реальное событие прошлого. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов, их множество.

 

Культурно - историческая интерпретация истории. В основу культурно-исторической интерпретации легла идея локальных цивилизаций. Ее суть заключается в том, что история человечества рассматривается как пространство, заполненное самобытными регионально-культурными организмами или локальными цивилизациями. Каждая из них в своем существовании и развитии подчиняется органическому принципу, проходя стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. В этом смысле рационалистическая концепция истории оказывалась описанием не всемирной истории, а только одной из локальных цивилизаций - европейской. И даже положение о конце истории, выдвинутое Гегелем и молчаливо признававшееся марксизмом, видевшим в революции скачок в царство свободы, решительный разрыв с прошлым (гибель капитализма - только иное выражение шпенглеровского «заката Европы»), отвечало духу теории локальных цивилизаций. Она несет на себе ощутимую печать органицизма, в данном случае - влияния со стороны дарвиновской теории эволюции видов с ее движущим фактором борьбы за существование и запретом на межвидовое «скрещивание». Локальные цивилизации стремятся к обособленности, контакты между ними рождают конфликты и могут только ускорить гибель одной из них.

Локальная цивилизация — регион мира, в котором развитие человечества проходит в особом, отличном от других регионов направлении, на основе собственных культурных норм и ценностей, особого мировоззрения, обычно связанного с господствующей религией. Каждая из локальных цивилизаций самобытна, слитна с природой и проходит в своем развитии стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. На смену погибшей цивилизации приходит другая цивилизация. Во главу теории ставится генетико-биологическая сущность человека и конкретной среды его обитания. Человечество составляет часть Природы-биосферы и изменяется вместе с ней. Не прогресс сознания, разума человека, а его подсознание, вечные биологические инстинкты: продление рода, зависть, стремление жить лучше, чем другие, жадность, стадность и др. определяют и неизбежно повторяют во времени ту или иную рожденную Природой форму устройства общества. Не история повторяется на новом витке развития, повторяется биологический вид – человек во времени со своими постоянными биологическими инстинктами. В Природе идет неуклонный круговорот жизненных циклов. Жизнь человека определяет среда обитания, а не прогресс. Теория особую роль отводит научной категории историческое пространство.

Английский поэт Р. Киплинг писал: “Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на страшный Господень суд”.

В рамках локально-исторической теории существует ряд направлений — славянофильство, евразийство, этногенез и др. Так, в начале ХХ века в среде российской эмиграции возникло “евразийское” направление, содержащее идею об уникальности сложившегося на стыке Европы и Азии российского общества. У российской (евразийской) локальной цивилизации, в отличие от других, “особый” путь развития. Российская духовность никогда не будет “подавлена” духовностью других народов. “Россия — Великая страна от рождения”. Локально-историческая теория представлена трудами и учебниками Г. В. Вернадского, Л. Н. Гумилева и др.

Медный бунт.В 1662 г. в Москве вспыхнуло народное восстание, которое вошло в историю под названием «медный бунт».

Напуганное правительство в 1663 г. отменило новые деньги. Возобновилась чеканка серебряных копеек, денег и полушек.

Лишь в начале XVIII в., при Петре I, русские монеты были наконец изменены. С 1700—1704 гг. стали чеканить серебряные рубли, полтины, полуполтины, гривны, алтыны, медные копейки, полушки и полуполушки. Из золота чеканились червонцы. Они чеканились не из проволоки, как в XIV—XVII вв., а на специальных монетных заготовках — кружках. В таком виде русская денежная система без особых изменений просуществовала до XX в.

 

Мокошь, судя по всему, земная супруга громовержца - Перуна, которая ведет свое начало от "матери сырой земли". В древнерусское время она - богиня плодородия, воды, впоследствии покровительница женских работ и девичьей судьбы.

 

Общественно-экономическая формация — понятие, используемое для характеристики исторически определенного типа общества (первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического, коммунистического), в соответствии с которым определенный способ производства рассматривается как основа социально-исторического развития)

 

Перун - бог грозы, молнии и грома.

 

Полис был самостоятельной политической, хозяйственной и культурной единицей, объединение свободных граждан. С 6 в до н э у большинства полисов установилась демократическая форма правления, которая охраняла права всех граждан, делала их сознательными и активными участниками политической жизни.

Почти все граждане полисов были грамотными. Городами-государствами управляли коллективно их свободные граждане. Это была своеобразная рабовладельческая демократия, она воспитала у греков особенное мировосприятие, потому что общественным идеалом стал свободный и политически активный человек.

 

Политеизм, т.е. вера в богов.

 

Производительные силы — система субъективного (человек) и объективного (вещество, энергия, информация) элементов производства.

Производственные отношения — совокупность материальных, экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного про­дукта от производства до потребления

 

Рабочая сила - это совокупные физические и духовные способности человека, которые могут быть направлены на создание материальных и нематериальных благ. Для осуществления процесса труда человек создает и употребляет для производства орудия и средства труда.

Средство труда это комплекс вещей или вещь, с помощью которых человек воздействует на природу.

Предметы труда это материалы или вещества данные природой, которые подвергаются воздействию человека для приспособления их к удовлетворению потребностей людей.

 

Симаргл - единственное зооморфное существо пантеона древнерусских богов (священный крылатый пес, возможно, иранского происхождения). Симаргл является божеством низшего порядка, которое охраняло семена и посевы.

 

Социально-ориентированная рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических целей, используя широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики.

В общем, виде эти цели можно сформулировать следующим образом:

- обеспечение экономического роста и экономической стабильности;

- социальная обеспеченность и социальная справедливость;

- содействие конкуренции;

- обеспечение политической стабильности.

Стрибог - бог ветра, вихря и вьюги.

 

Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предметом истории. Теория — логическая схема, поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как “фрагменты действительности” ничего не объясняют. Только историк дает факту толкование, которое зависит от его идейно-теоретических взглядов.

Что отличает одну теорию исторического процесса от другой? Различие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс. Каждая схема-теория из множества исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в ее логику. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы — варианты исторического процесса и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.

Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фактов всегда субъективно. Тенденциозно подобранные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему факты (без объяснения и выводов) не могут претендовать на объективную историю, а всего лишь являют собой пример скрытого подбора фактов определенной теории.

Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические факты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они “правдивы, объективны, верны” и отражают различие мировоззрений (Мировоззрение человека — совокупность сознания и психолого-биологических факторов), систем взглядов на историю и современное общество. Критика одной теории с позиции другой некорректна, так как подменяет мировоззрение, предмет изучения. Попытки создать общую (единственную), универсальную теорию, то есть объединить разные теории – мировоззрения (предметы изучения), антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей, к противоречивым выводам.

Теории периодизации. Английский историк А. Тойнби (30-е гг. XX в.) полагал, что в истории существовали так называемые локальные цивилизации (3) (всего он выделил 21 цивилизацию). Каждая из них проходит стадии зарождения, роста, разложения и гибели.

В марксистской историко - материалистической концепции принято строить периодизацию на основе изменений (смены) способов производства или общественно-экономических формаций, которые последовательно сменяют друг друга.

 

ТОТЕМИЗМ (Totemism)

Это ветвь анимизма, в основании которой лежит вера в то, что существует мистическая связь между человеком и некоторым классом объектов окружающей человека природы, например дикими животными. Временами тотемизм считался единой цельной системой, но в дальнейшем пришли к выводу, что подобное предположение справедливо только для некоторых обычаев.

Слово "тотем" ввел в английский язык в журнальной публикации (1791) Джон Лонг — английский купец, который провел несколько лет среди племен Оджибва в качестве переводчика. Лонг отождествлял тотем с именем духа — хранителя племени. В дальнейшем это было признано ошибкой.

Факт исторический. В исторической науке факт рассматривается в двух смыслах: 1) как явление, имевшее место в истории; 2) как его отражение в исторической науке (факт — знание). Но между ними существует тесная связь. Второе невозможно без первого.

 

Харизматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности — мудрости, героизме, “святости”

 

Хиджра

На сто лет позже Дионисиевой была создана мусульманская эра — хиджра, получившая признание у арабских народов. Счет лет мусульманская эра начала с 16 июля 622 г. по юлианскому календарю. В этот день основатель мусульманской религии — Мухаммед (Магомет) покинул Мекку, чтобы переселиться в Медину. Верующие мусульмане пользуются лунным календарем, который на 10—11 дней короче нашего. По этому календарю за 32 наших года проходит 33 лунных. 1394 год мусульманской эры начался 21 января 1974 г. по нашему календарю. Мусульмане Афганистана, Ирана, Турции пользуются и солнечным календарем. Новый год у них начинается в день весеннего равноденствия, так 21 марта 1973 г. наступил 1352 год по мусульманскому солнечному календарю.

Хорс - ипостась солнечного божества

 

Хронология («хронос» —время и «логос» — учение). Изучает различные системы счета времени, т. е. календари и эры. Система летосчисления, которой мы пользуемся, называется нашей или новой эрой. Она появилась в VI в., когда была вычислена дата мифического рождения Христа, и от нее начался счет времени.

В средневековой Руси после принятия христианства и до 1700 г. счет времени вели от «сотворения мира» (это так называемая византийская эра). Считалось, что «сотворение мира» произошло на 5508 лет раньше «рождения Христа», поэтому при переводе древнерусских дат на нашу эру из числа, указанного в источнике, вычитают 5508.

 

Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции (laissez faire), характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею.

Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

В такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами: каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития «человеческого фактора», главной производительной силы общества. Наемный работник и капиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА | Исторический экскурс
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты