Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


В ее развитии




Хотя отдельные психологические концепции были достаточно

популярны в России еще в XVIII в., научная психология в нашей

стране начала формироваться с середины прошлого века. Шестиде-

сятые годы XIX в. - один из самых знаменательных этапов в отече-

ственной истории и науке. Ослабление цензурного гнета, открытие

либеральных изданий, возобновление многих университетских кур-

сов пробудили надежды прогрессивной части общества на то, что и

в России наконец произойдет реформирование старого уклада,

просвещение.

60-70-е годы XIX в. остались в эмоциональной памяти поколе-

ний как время освобождения, причем имелось в виду не только

освобождение крестьян, но и общее духовное освобождение челове-

ческой личности вообще. Отсюда и появился термин «семидесят-

ники», аналогичный современному «шестидесятники», который

был символом группы людей, проникнутых идеями освобождения,

появившимися в обществе после долгого перерыва благодаря ре-

формам, как в нашем веке благодаря хрущевской оттепели. Не-

удивительно поэтому, что книга Сеченова «Рефлексы головного

мозга» была воспринята многими людьми как руководство к пове-

дению, как своего рода катехизис, по которому надо сверять свою

жизнь. Так же позднее воспринимались сочинения Чернышевского,

Некрасова, Добролюбова.

Так как и правительство в это время разделяло мысли интелли-

генции о том, что просвещение российского общества является

одной из основных задач новой эпохи, то кроме старых универси-

тетских центров был организован в 1862 г. первый Российский

свободный университет. Он стал важной школой для многих лю-

дей, не имевших возможности поступить в высшие учебные заведе-

ния, так как свободный университет могли посещать все желающие.

Несколько позже появились первые научные кружки и общества,

например Психологическое общество в Москве, о котором будет

еще сказано ниже. Именно литературная, научная, правовая дея-

тельность таких кружков и была той питательной средой, в кото-

рой развивалась наша наука.

В 1863 г., после долгого перерыва, возобновилось преподавание

философии в российских университетах. Это стимулировало науч-

ные исследования в области психологии и логики, которые хотя и

не были запрещены, как философия, но находились в забвении.

Конечно, длительный перерыв не мог не сказаться на уровне пре-

подавания этих наук, поэтому, прежде чем оказать заметное влия-

ние на российское общество, многие дисциплины, и психология в

их числе, должны были организоваться и упрочиться. В новых

социальных условиях психология оживает не только и не столько

в стенах учебных заведений, сколько в общественных кружках и в

публицистике. Это приводит к формированию одной из важнейших

особенностей отечественной психологии, о которой говорилось

выше, - ее развитие направляется не кафедрой, как на Западе, а

литературой. Об этом говорит и тот факт, что многие исследова-

тели, как отечественные, так и зарубежные, считали именно худо-

жественную литературу наиболее значительной русской филосо-

фией и психологией прошлого века.

Изменялось не только содержание психологии, изменялось ее

место в системе других наук. В начале XIX в. она была связана

преимущественно с философией, ориентация на которую была по-

ставлена под сомнение в 60-80-е годы. Это было время расцвета,

интенсивного развития естественных наук в России, на них сосре-

доточились главный интерес общества и основные научные дости-

жения. Это наложило естественно-научный отпечаток и на разви-

тие психологии, положив начало формированию физиологической

психологии.

Огромный интерес к позитивизму привел «семидесятников» к

убеждению, что только позитивные науки способны обеспечить

истинный прогресс, поэтому искусство, особенно искусство фор-

мальное, безыдейное, а также философия и психология в том виде,

в котором она существовала в то время, лишь тормозят движение

общества вперед. Трудность критики данной точки зрения была

связана с тем, что она вытекала из идеологии народничества, кото-

рая доминировала в среде интеллигенции в то время и рассматри-

вала ценность культуры прежде всего с позиций ее необходимости

для простого народа, его просвещения.

Реформы давно ожидались и требовались мыслящей частью

общества как вполне созревшая народная потребность, даже как

историческая необходимость. Они не только не опередили свое

время, но скорее запоздали. Ощущение запаздывания придало ре-

формам несколько торопливый, нервный ход, который не мог не

отразиться на их успехе. Трудность преобразователей была в том,

что они не находили и не могли найти готовых исторических реше-

ний, на которые могли бы опереться в своей деятельности. Простых

«рецептов» не было ни в народном сознании, так как Россия еще

не переживала подобного, ни в исторической литературе, так как за-

падные реформы не могли стать полным аналогом отечественных.

Оказавшись на перепутье, Россия должна была решить, как ей

двигаться дальше, какой путь соответствует национальному харак-

теру. Эти проблемы стали центральными не только для социоло-

гии, философии и юриспруденции, но и для психологии того вре-

мени. В то же время как естественные, так и гуманитарные науки

того периода имели тенденцию к созданию универсальных теорий,

каждая из которых претендовала на открытие основных законо-

мерностей развития человека и общества. Так, Ковалевский зало-

422 !

жил основы эволюционного направления в палеонтологии, Мен-

делеев - основы химии, Сеченов - основы нервной физиологии и

психологии, Михайловский и Лавров занимались социологией, раз-

рабатывая свою теорию общественного прогресса. Значительное

место в их работе занимали психологические проблемы, в частно-

сти изучение развития личности и развития критичности мышления

у человека. Универсализм лежал и в основе теории «психологизма»,

весьма распространенной не только в середине XIX, но и в начале

XX в. Согласно этой теории, одним из основателей которой явля-

ется П.Л.Лавров, психология должна стать основой всех наук о

человеке, так как именно она может объективно объяснить и про-

исхождение знаний, и изменение общественного и личного созна-

ния. Таким образом подходили к разработке психологии права

Л. И. Петражицкий, психологии творчества Д. Н. Овсянико-Кули-

ковский и другие исследователи.

Известные историки Костомаров и Соловьев писали об удель-

но-вечевой истории Руси, исследуя роль народа и государства в

формировании особенностей истории страны. Фактически ими

были написаны первые очерки социальной истории России. Весе-

ловский занимался проблемой эволюции поэтического творчест-

ва, а также изучением развития мифов и сказаний, поиском их

праисточников, путей распространения и влияния мифов и легенд

разных народов друг на друга.

Однако дело не только в том, что ученые в тот период занима-

лись широким кругом вопросов, но и в том, что это был период

творческой синтетичности. Широта охвата может быть и при сис-

тематизации изучаемого материала, при подведении итогов работ

нескольких групп или даже поколений ученых. Но бывают эпохи,

когда научное мышление проявляет широту в открывании новых

перспектив, в создании новых точек зрения, не только объеди-

няющих и систематизирующих уже открытые, известные факты,

но и проливающих на них свет с новых сторон. В этот момент

ученые не только решают новые задачи, но и открывают дорогу

для ученых следующих поколений. Это и есть, по определению

Райнова, эпохи творческой синтетичности, одной из них были 60-

80-е годы XIX в. Учеными такой эпохи были Сеченов, заложив-

ший основы не только физиологии, но и психофизиологии, Каве-

лин и Потебня.

Если до этого времени отечественная психология развивалась в

основном под влиянием зарубежных теорий и взглядов на ее

предмет и задачи, то в 70-х годах, в связи с развитием отечествен-

ной научной мысли, а главное, с развитием рефлексии своей само-

бытности, своих научных и психических особенностей, начала

формироваться и самостоятельная отечественная психология, на-

чался поиск путей ее построения, ее методологии и собственного

предмета, ее отличий от других наук и европейской психологии.

Прежде всего необходимо было разработать методологию но-

вой науки, понять, какой ей надлежит быть - естественной или

гуманитарной. Из ответа на этот вопрос вытекало и то, на какую

дисциплину следует ориентироваться психологии - на философию,

с которой она и была связана главным образом до того времени,

либо на физиологию, как того требовали новые веяния в науке и

общественные предпочтения. В то время были предложены две кон-

цепции построения психологии.

В 40-50-е годы у ученых появилось стремление к разработке

опытной психологии, построенной на естествознании. Так,

А.Н.Фишер с своей работе «Введение в опытную психологию»

возражал против внесения философского умозрения в эту науку, а

также против применения метафизического метода, который ме-

шает трансформации психологии в позитивную науку.

Однако наибольшее распространение такие взгляды получили

в 60-70-е годы XIX в. Стремление к работе над основными для

отечественной науки проблемами - этическими, нравственными -

привело к тому, что именно на долю естественных наук выпало

решение этих вопросов. Родоначальником такой психологии стал

И.М.Сеченов (1829-1905). Именно его подход к разработке объ-

ективной психологии и его взгляды на природу психического по-

лучили большое распространение во второй половине XIX в.

И.М.Сеченов был одним из наиболее интересных и значитель-

ных ученых того времени. Он во многом определил развитие оте-

чественной психологии, подходя к ней какк материалистической

и естественной науке. Сеченов, несомненно, был не только значи-

тельным ученым, но и яркой личностью, находившейся в середине

века в центре не только научных, но и социальных дискуссий, и

повлиял на мировоззрение целого поколения.

Он работал в нескольких университетах Петербурга, Москвы,

Одессы и других городов и везде прививал своим слушателям

глубокую преданность науке, распространяя идеи возвышенного

идеализма, бессребреничества. Начало деятельности Сеченова сов-

пало с возрождением России после крымского поражения, с эпо-

хой, когда возвышенные помыслы о служении отечеству, науке не

подавлялись, а, наоборот, по возможности поощрялись. Пользуясь

этим, молодой ученый отправился за границу учиться и по про-

шествии короткого времени заявил о себе выдающейся работой

по физиологии, посвященной газам крови. Затем он опубликовал

свою самую известную работу «Рефлексы головного мозга» (1863),

посвященную уже психологическим проблемам. В ней он отрицал

существование нематериальной души, доказывая, что психические

процессы являются рефлексами разной степени сложности. При

этом категория рефлекса была преобразована и создана его не-

классическая модель, важнейшим блоком которой выступило от-

крытое Сеченовым центральное торможение («задерживающее»

влияние одного из центров головного мозга на двигательную ак-

тивность организма). Пересмотрев роль внешнего стимула, он вы-

двинул идею образа - сигнала, не только «запускающего» рефлекс, но и регулирующего его течение. Кроме торможения (аналога воле-

вой регуляции) он ввел понятие о центрах хранения информации,

предуведомления и усиления сигнала, объясняющее сложное поведе-

ние. В работах Сеченова предвосхищалось понятие об обратной

связи как факторе саморегуляции поведения и системной органи-

зации нервно-психической деятельности.

Центральное торможение объясняло также способность чело-

века во имя высших нравственных принципов противостоять внеш-

ним влияниям, а не механически на них реагировать. Используя

понятие об этом нервном механизме, Сеченов выдвинул продук-

тивную гипотезу о том, что благодаря задержке двигательного

ответа действие, не получившее внешнего выражения, не исчезает,

а сохраняется в центральной нервной системе в скрытой форме.

Это предположение использовалось Сеченовым также с целью объ-

яснить социальный генезис человеческого «Я». Оно заключало в

себе идею интериоризации, причем в качестве образца выступали

различные эталоны социального поведения, в том числе «люди-

рыцари», действующие во имя высших нравственных законов.

Эта работа, отвечавшая ожиданиям общества, его чаяниям, ста-

ла настоящим культурным событием. Повсюду в России заговорили

о Сеченове. Маленькая газета «Медицинский вестник», которую до

тех пор читали лишь врачи, стала переходить из рук в руки. Идеи

Сеченова впитывало молодое поколение, подготовленное к их вос-

приятию чтением иностранной научной литературы. Общество

ждало подобной работы, поэтому сразу, почти безоговорочно ее

приняло, при этом даже несогласные с ней не осмеливались в тот

момент ее критиковать. Сеченов угадал общественные ожидания,

которые совпали с его собственными научными интересами. Он

отвечал на главные вопросы - что такое человек, как объясняется

формирование его нравственности с позиций естественной науки,

которая доказывала несомненную практическую пользу психологии,

делала ее не отвлеченным теоретическим мудрствованием, а реаль-

ным инструментом, помогающим воспитывать и обучать человека.

Известность Сеченова росла вследствие распространения слухов

о том, что он - прототип Кирсанова в романе Н. Г. Чернышевского

«Что делать?». После этого он сразу же был признан новым чело-

веком, которому нужно подражать. Ученый, однако, вовсе не искал

популярности, даже избегал ее, так как к его репутации среди сту-

дентов примешивалась политическая нота, что было совершенно не

в его вкусе. Он действительно был либерально настроен, но чужд

политическим увлечениям. Его страстная любовь к науке застави-

ла его несколько отстраниться от политических споров, что отда-

лило его от революционно настроенной молодежи.

В 70-90-е годы XIX в. появились новые интересные работы

ученого, в том числе посвященные этическим проблемам. Сеченов

вновь угадал запросы времени, вычленил проблему, которая стано-

вилась самой актуальной для психологов новой волны, и ответил

на нее с позиций разрабатываемой им психологии. Появлению

статьи по вопросу свободы воли, по-видимому, способствовал тот

факт, что Сеченов участвовал в работе новых судов в качестве при-

сяжного заседателя и дружил со многими известными судебными

деятелями, в частности с известным юристом В. Д. Спасовичем.

Разбирая теории о свободе и несвободе воли, Сеченов отмечал,

что между ними действительно существует теоретическая разница

в подходах и в понимании закономерностей, определяющих чело-

веческое поведение. Однако эта теоретическая разница исчезает,

как только речь заходит о практике, так как Сеченов не отрицал

сознательности человеческих поступков, присутствия в них совес-

ти и разума и, следовательно, ответственности человека за свое

поведение. Он поставил важный вопрос о влиянии самой идеи о

несвободе воли на человеческое сознание, доказывая, что если

человека воспитывали с детства честным и нравственным, то ничто

не может его развратить и сделать безнравственным и, наоборот,

воспитанному безнравственным человеку не нужны теоретические

обоснования для оправдания своего поведения. Таким образом, он

по-своему развивал идею Эпикура о том, что человек не нуждается

для поддержания своей нравственности в каком-то дополнительном

источнике, кроме своего разума и своей совести, и воспитанный

определенным образом человек не может жить приятно, не живя

разумно и нравственно. Сеченов подчеркивал, что его учение не

отрицает свободы человека, оно просто показывает, что желания и

интересы воспитываются и развиваются в зависимости от той сре-

ды, в которой человек растет. Поэтому общество должно заботить-

ся о просвещении своих сограждан и правильном воспитании де-

тей. Развивая и обосновывая свою «теорию несвободы воли», Сече-

нов доказывал и возможность построения на ее основе методов

воспитания нравственной личности. Он отмечал, что его задачей

является объяснить поступки человека с сильной волей, действую-

щего во имя высоких нравственных принципов и отдающего отчет

в каждом своем поступке.

Сеченов существенно преобразовал представления о функциях

органов чувств и мышечной системы, выдвинув в своей работе

«Элементы мысли» (1878, 1903) принцип «согласования движения

с чувствованием». Он признал за чувствованием функцию сигнала,

позволяющего различать свойства объектов внешней среды и тем

самым обеспечить адекватную реакцию на нее. Мышечное ощуще-

ние, в свою очередь, трактовалось как система сигналов, несущих

информацию о внешней реальности, ее пространственно-времен-

ных параметрах. С этих позиций Сеченов подверг критике учение

Канта об априорности восприятия пространства и времени. Глав-

ной же идеей Сеченова было предположение (подтвердившееся

более поздними работами других ученых) о том, что мышечная си-

стема является и органом познания. Она производит операции ана-

лиза и синтеза, которые служат основанием для всех уровней умст-

венной деятельности, от элементарных до самых сложных, включая

математическое и философское мышление. На основании этих по-

ложений он отстаивал познаваемость мира, обосновывая это фи-

зиолого-психологическими данными («Впечатления и действитель-

ность», 1890; «Предметная мысль и действительность», 1892).

Однако популярность взглядов Сеченова не отменяла попыток

ученых построить новую позитивную психологию, оставаясь в

русле гуманитарных наук, прежде всего философии. Наиболее зна-

чительный вклад в развитие такой психологии сделал в то время

К.Д. Кавелин (1818-1885).

Окончив в 1839 г. юридический факультет Московского универ-

ситета, он в 1844 г. защитил магистерскую диссертацию «Основные

начала русского судоустройства и гражданского судопроизводст-

ва», став профессором Московского, а затем Петербургского уни-

верситета. В силу своего характера Кавелин не мог не принимать

участия в общественной жизни, при этом его живой ум и эрудиция

позволяли ему по-новому, творчески подойти к поставленной

проблеме и дать на нее интересный ответ, найти в ней новый аспект

или новую возможность использования. До конца жизни он сохра-

нял этот интерес, принимал в качестве публициста участие в работе

журнала «Вестник Европы», имел много учеников и последова-

телей.

При всей своей мягкости и доброте он был нетерпим в принци-

пиальных вопросах. Так, он дважды подавал в отставку в знак про-

теста, ушел из Московского и Петербургского университетов, хотя

и считал преподавательскую деятельность делом своей жизни. От-

стаивание своих взглядов на проведение крестьянской реформы

стоило ему места наставника при наследнике престола, которым он

дорожил. Но ни в одном из этих случаев он не раскаивался и не

раздумывал о том, как ему надлежит поступать.

С его точки зрения, право должно было стать одной из основ-

ных наук для России, аналогично тому, как в европейских госу-

дарствах есть много юристов, которые на всякий вопрос из области

политики и права могут дать точный и ясный ответ. В России не-

обходимо проводить правовое воспитание во всех слоях общества,

просвещать власть предержащих, воспитывать у них знание основ-

ных положений гражданского права и уважения к нему. Много-

сторонняя образованность и непоколебимая преданность своему

долгу придавали личности Кавелина особое обаяние и способст-

вовали его влиянию не только на просвещение, но и на личность

его слушателей. На его бюсте работы М.Антокольского написа-

но: «Учителю Права и Правды», и это, по отзывам, и является

полным выражением сущности личности Кавелина.

Основной темой его научных исследований была проблема

нравственности в разных ее аспектах. В концепции Кавелина за-

рождаются контуры отечественной психологии личности, так как

в его работах на первый план выдвигается прежде всего идея само-

ценности личности, ее свободы и независимости от давления обще-

ства. В своей работе «Задачи этики» (1887) он доказывал, что нрав-

ственная личность представляет собой «живой двигатель» индиви-

дуальной и общественной жизни людей. Он также считал, что нрав-

ственная личность имеет объективные моральные основы, которые

руководят ее деятельностью. Поэтому важнейшими чертами фило-

софии, психологии, правоведения и других наук являются, с его

точки зрения, антропологизм и этическая направленность.

Большое внимание уделял Кавелин и проблеме развития искус-

ства, рассматривая ее в призме этической проблематики. В разра-

ботке этого вопроса он не только угадал отношение современного

ему общества к искусству, но и предвосхитил дальнейшее его раз-

витие.

Он считал, что искусство субъективно и поэтому ценность его

не в копировании действительности, не в передаче знаний, но в

воздействии на эмоциональную сферу людей. Поэтому оно не мо-

жет и не должно быть морализаторским, воспроизводить сентен-

ции, которые человек может получить в процессе обучения и воспи-

тания. Роль искусства в том, подчеркивал Кавелин, что оно может

сформировать определенное отношение к этим нравственным нор-

мам. Позднее именно о такой роли искусства писали Г. Шпет и

его сотрудники, изучая эстетические переживания.

Не отрицая в принципе тезис о полезности искусства, доминиро-

вавший в тот период, Кавелин говорил о необходимости хорошей

формы, мастерства, т. е. пропагандировал те идеи, которые стали

основными к концу XIX в. Эти же мысли о важности формы для

художественного произведения высказывал и другой известный

ученый того времени - Потебня, хотя, в отличие от Кавелина, он под-

черкивал рациональный, а не эмоциональный характер искусства.

Большое внимание он уделял исследованию культуры, как ее

этическим аспектам, так и изучению ее национальных особенно-

стей. В молодости он работал в Русском географическом обществе,

участвовал в организованной известным публицистом Н. И. Надеж-

диным программе этнопсихологического и этнокультурного иссле-

дования губерний России. С тех пор этнопсихологическая пробле-

матика присутствовала во многих работах Кавелина.

Касаясь современной жизни, он переносился в историю евро-

пейских народов, искал в ней объяснение различий существующих

порядков в европейских государствах и особенно большое внима-

ние уделял анализу уклада русской жизни. Он был в первых рядах

тех ученых, которые говорили о необходимости осознания нашей

и о том, что реформы должны ее учитывать, сообра-

зуясь с психическими качествами русского народа.

В своей работе «Очерк юридического быта Древней России»

(1847) он намечал план этнографических и этнопсихологических

исследований, доказывал, что развитие сознания, в частности пра-

вового сознания человека, зависит прежде всего от особенностей

среды, исторических и социальных условий жизни. Этнографиче-

ские исследования привели его к мысли о том, что изучение на-

родного творчества может стать методом изучения национальной

психологии, так же как анализ продуктов индивидуального твор-

чества - индивидуальной психики. Таким образом, он пришел к

выводу о возможности объективного опосредованного исследо-

вания психики, так как психическая жизнь оставляет во внешнем

мире следы, представляющие собой значки и символы - продукты

культуры. В работе «Мысли и заметки по русской истории» (1866)

он подчеркивал, что свойства национальной психики проявляются

и в науке, и в религии; таким образом, в своих этнографических и

этнопсихологических исследованиях он, независимо от Вундта и

Тейлора, пришел к сходным с ними выводам. Применение этого

метода к анализу развития российской науки позднее дало воз-

можность Кавелину исследовать ее особенности, вычленить те ее

черты, которые впоследствии упоминались всеми исследователя-

ми как одни из самых основных и характерных.

Анализ этнографических и исторических материалов привел

Кавелина к значимой для него концепции о том, что суть цивили-

зации - в умственном и нравственном развитии отдельной лично-

сти; таким образом, именно личность, а не коллектив представля-

ет собой основу общественного развития. Таким образом, он сфор-

мулировал и свой принцип культурного прогресса - он возможен

лишь там, где есть развитая личность. Исторические и этнографи-

ческие работы позволили Кавелину сделать вывод, что культуру

нельзя исследовать только физиологическим методом, а личность

человека является результатом не только физиологии, но и истории

и культуры. Как Тейлор и Леви-Брюль, он говорил о разнице мыш-

ления первобытного и современного человека, анализируя прежде

всего правовое сознание, отражение внешней, исторической госу-

дарственности в самосознании человека. Историко-психологиче-

ские исследования привели Кавелина к мысли о том, что и мыш-

ление, и нравственность, и личность человека не могут быть вне-

историчными.

Эти взгляды Кавелина, так же как его отстаивание принципа

свободы воли, послужили причиной его полемики с Сеченовым,

имевшей большой резонанс в обществе. В работе «Задачи психо-

логии» (1872) Кавелин писал, что роль психологии в том, чтобы

вооружить общество знаниями о психических явлениях и законах

деятельности нашей души, направив развитие нравственности, мо-

рального поведения человека. Кавелин утверждал, что психоло-

гия - это та наука, в которой должны соединиться физиология и

философия, так как в отдельности они не могут объяснить всей

сложности человеческой природы, в том числе и такую важнейшую

проблему, как исследование творчества.

Он считал, что психические состояния детерминированы тремя

факторами - идеальностью, сознательностью и волей. При этом

идеальность служит основой нашей критичности, стремления к

абсолюту, к лучшей действительности. Сознание связано с возмож-

ностью самопознания, оно требует памяти и способности раздваи-

ваться внутри себя, оставаясь цельным душой. В этой способности

души раздваиваться, обращаясь к самой себе, Кавелин видел одно

из главных ее свойств, объясняющих и способность к самонаблю-

дению, и возможность волевого поведения. Утверждая, что психику

нельзя свести к физиологии, так как физиология - лишь условие

возникновения психических явлений, он доказывал, что психиче-

ское, как несводимое к материальному, не может подчиняться ма-

териальным законам, главным образом закону причинности, т.е.

детерминизму, отрицающему свободу воли человека. Поэтому без

свободы воли нет личности, так как она формируется в борьбе с

внешними обстоятельствами.

Кавелин считал, что душа есть живая психическая реальность,

вырабатывающая из себя, под влиянием окружающего матери-

ального мира, особый нравственный порядок, служащий образ-

цом для преобразования материальных сочетаний. Это взаимоот-

ношение двух порядков - материального и психического - не оп-

ределяется законом причинности, а потому возможна, утверждал

Кавелин, свобода воли, свобода человеческой деятельности. По-

этому он не мог примирить свой взгляд на личность с материаль-

ностью и естественностью происхождения души человека. Таким

образом, не отрицая в принципе необходимость физиологических

исследований психического, он выступал против понимания пси-

хологии только как естественной науки, доказывая необходимость

ее связи с философией. Эта позиция Кавелина в дальнейшем была

развита психологами 90-х годов, такими, как Лопатин, Лосский,

Бердяев.

С ориентацией психологической науки на решение этических

проблем не был согласен Сеченов, совершенно по-другому подхо-

дивший и к предмету и к задачам психологии. Считая ее наукой о

поведении, он главную задачу видел в исследовании законов по-

ведения и психических процессов, хотя не отрицал и возможности

психологии влиять на воспитание человека. Свои взгляды на про-

грамму построения психологии он изложил в работе «Кому и как

разрабатывать психологию», которая вышла, как и статья Каве-

лина, в 1872 г.

Главные вопросы, по которым происходила полемика, были

связаны также с проблемой свободы воли и методов исследования

психики.

Обсуждая методы исследования психики, Сеченов и Кавелин

соглашались с тем, что интроспекция не может быть единствен-

ным и ведущим способом исследования. Общей была и мысль о

необходимости изучения генезиса, развития психических процес-

сов, но разный подход к психологии и разное понимание психиче-

ских процессов затрудняли их согласие и служили основой расхо-

ждения в тех вопросах, в которых они были близки друг другу.

Главное, с чем был не согласен Сеченов в подходе Кавелина, -

это то, что существует особый психический орган, психическое

зрение, являющееся инструментом познания окружающего. Эта

критика совершенно естественна, так как именно Сеченов разра-

ботал основы общепризнанной в настоящее время рефлекторной

теории познания. Не будет преувеличением сказать, что главным

для психологии было даже не столько открытие рефлекторной

природы поведения, так как об этом пусть и на другом уровне, но

говорили и раньше, сколько открытие роли мышцы, роли движения

в познании окружающего. Однако второе утверждение Сеченова

о том, что выделение двух начал в человеке не соответствует дейст-

вительности и что все процессы, и психические и физические,

имеют одну детерминацию - естественную, не может быть безого-

ворочно принято.

Предостерегая против сведения психики к биологически детер-

минированной, Кавелин в принципе высказывал совершенно спра-

ведливое суждение о том, что личностью является только человек,

действующий под влиянием собственной мотивации. Однако при

его понимании психического он не мог примирить свой взгляд на

личность с естественностью происхождения души человека, дока-

зывая, что в естественной психологии личность никогда не сможет

быть изучена, так как личность считает себя всегда центром все-

ленной, а естественные науки в личностях видят лишь единицы по-

добных друг другу организмов.

Он также не мог согласиться с тем, что поведение - это выра-

ботка условных рефлексов, так как при таком подходе на воспита-

ние смотрят как на один из видов дрессировки. Нельзя не признать

правильность многих критических замечаний Кавелина, особенно

в вопросах, касающихся воспитания. Справедливость их, связан-

ная с уровнем восприятия теории рефлексов в обществе, была при-

знана и Сеченовым, который счел необходимым разъяснить неко-

торые положения своей теории, в частности понимание проблемы

свободы воли, о чем говорилось выше.

Справедливость этих замечаний Кавелина подтверждается и

историей науки. Так, в психологии после Гартли и Уотсона, кото-

рые доказывали, что человек является своеобразной марионеткой,

возникли противоположные взгляды на психику человека, напри-

мер экзистенциальная и гуманистическая психология.

Расхождения между Сеченовым и Кавелиным касались и вопро-

сов происхождения сознания и самосознания. При этом объяснение

их генезиса было гениально угадано Сеченовым. Кавелин же не

понял главную идею Сеченова - интериоризацию движений мыш-

цы, лежащую в основе развития мышления и воли, поэтому он

отстаивал свою идею о психическом зрении, хотя и полагал необ-

ходимым соединить самонаблюдение с данными объективных на-

блюдений и психологию с физиологией.

В то же время Сеченов в своих поисках объективной психологии

считал, что двойная детерминация уводит ее в сторону от объек-

тивности, и потому не соглашался с Кавелиным, который искал

ответ на вопрос о роли культуры в происхождении нравственности,

установок и ценностных ориентации человека.

Особенность 60-70-х годов XIX в. в психологии заключалась в

том, что положения, разработанные Кавелиным, критиковались

не только Сеченовым, но и философами-идеалистами, в частности

Ю.Ф.Самариным, который также опубликовал свои критические

замечания на работу Кавелина. При этом он, как и Сеченов, вы-

ступал главным образом против идеи Кавелина о двух детерми-

нантах психического развития, отстаивая идею о единственной,

идеальной детерминации и полностью отрицая влияние физиоло-

гии на психику.

В тот период, т.е. в 60-70-е годы, общество безоговорочно

приняло программу Сеченова, положив начало построению психо-

логии как науки о поведении, существенно отличавшейся от дру-

гих психологических направлений. О программе Кавелина, так же

как и о его критических замечаниях, забыли почти на 20 лет.

К концу XIX в. практически во всех крупных университетах

России появились кафедры психологии, приписанные, как правило,

к филологическому и историческому отделениям. На этих кафед-

рах и формировалась новая отечественная психология, здесь поя-

вились ученые, составившие цвет российской психологии и опре-

делившие почти на 30 лет путь ее развития. Активное развитие

психологии в стенах Московского и Петербургского университе-

тов происходило во многом благодаря усилиям М.М.Троицкого

(1835-1899) и М.И.Владиславлева (1840-1890).

После окончания Киевской духовной академии Троицкий был

послан за границу для приготовления к профессорскому званию.

По возвращении работал профессором философии в Казани, а

затем в Варшаве. В 60-х годах принимал активное участие в восста-

новлении преподавания философии в светских университетах по-

сле разгрома, который постиг кафедры философии в 1850 г.

Его первой книгой, которую он представил в качестве своей

докторской диссертации, было сочинение «О немецкой философии

в текущем столетии». Эта книга вызвала неоднозначную реакцию

в научных кругах, так как в ней Троицкий противопоставлял анг-

лийскую психологию немецкой. Он поддерживал значение индук-

тивного метода и английского ассоцианизма, доказывая правоту

сенсуалистов, и резко критиковал Канта и всю немецкую линию в

философии и психологии. В то время в России, прежде всего в

Московском университете, как раз была более популярна немецкая

психология Гербарта и Вундта, поэтому-то диссертация Троицкого

и подверглась в Москве резкой критике. Не была принята и его

попытка соединить идеи эмпиризма с богословской традицией.

Именно за это критиковал Троицкого известный философ и бого-

слов П. Д. Юркевич. Только после его смерти, защитив к этому

времени докторскую диссертацию в Петербурге, Троицкий возвра-

тился в Москву, став в 1875 г. профессором и заведующим кафед-

рой философии Московского университета, несмотря на противо-

действие некоторой части профессоров, которые настаивали на

кандидатуре выдающегося ученика Юркевич а В. Соловьева.

Придавая большое значение распространению психологических

и философских знаний, повышению общего уровня психологиче-

ской культуры в российском обществе, Троицкий стал инициато-

ром создания Московского психологического общества при Мос-

ковском университете. Общество было создано в 1885 г., и Троиц-

кий стал его первым председателем. Назвав это общество не фило-

софским, а психологическим, Троицкий хотел подчеркнуть, что

именно психология, главным образом теория познания, должна

стать основой общей методологии всех общественных наук. В кон-

це XIX - начале XX в. Психологическое общество было центром

научной жизни Москвы, его роль особенно возросла в 1889 г., ког-

да начал выходить журнал «Вопросы философии и психологии»,

в деятельности которого Троицкий также принимал самое актив-

ное участие.

В своих работах Троицкий обращал серьезное внимание на

ключевой для психологии того времени вопрос о выборе метода

исследования, подчеркивая необходимость создания позитивной

психологии и формирования нового, объективного способа изу-

чения душевной жизни. Сравнивая два подхода к психологии -

английский и немецкий, он приходил к выводу о преимуществах

ассоцианистического подхода, изложенного в работах Милля,

Бэна и Спенсера. Он писал, что английские ученые впервые взгля-

нули на факты психической жизни, они «извлекли психологию из

немецкой кабалистики» и тем самым поставили ее в ряд с другими

позитивными науками. Однако нельзя не отметить, считал Троиц-

кий, и некоторую односторонность позиции английской психоло-

гии, которая рассматривает только внешнюю, чувственную сторону

души. Поэтому методология сенсуализма может и должна быть

дополнена немецкой психологией, так как исследование операцио-

нальнои стороны, процессов души как раз является сильной сторо-

ной немецкой психологической школы.

Признавая приоритетное значение сенсуализма и английской

психологической школы, Троицкий и в следующих своих работах -

«Наука о духе» (1882), «Учебник логики» (1885) - развивал идеи

ассоцианистической психологии, доказывая, что все психические

процессы формируются благодаря различным законам ассоциа-

ций - смежности, сходства, контраста и т.д. Центральное место в

его концепции занимала теория познания, которую он в значитель-

ной мере отождествлял с психологией и логикой. При этом он вы-

делял в исследованиях мышления три направления - историческое,

которое ставит своей задачей изучение индивидуального, собствен-

но психического пути формирования человеческой мысли; логиче-

ское, которое исследует общие законы познания; трансценденталь-

ное, исходящее из идей умозрительного порядка.

Хотя проблема творчества и не была для Троицкого такой же

значимой, как для других психологов того времени, тем не менее

он уделял ей значительное внимание, связывая ее главным образом

с особенностями личности, хотя и не отрицая того факта, что осно-

вывается творческий акт на мыслительных операциях, строящихся

по законам ассоциаций. При этом творчество для него символично,

так же как и культура. С его точки зрения, символическое творче-

ство человека всегда развивается от подражания «в сторону отре-

шения от этой подражательности к развитию и поддержанию его

самобытности и оригинальности». Сохранение символического

творчества отдельного человека является для Троицкого формой

сохранения его личности. Он, как и впоследствии символисты,

подчеркивал, что творчество есть проявление личных качеств чело-

века, а не какой-то группы людей.

Законами ассоциаций Троицкий объяснял также возникновение

религии и нравственности. Он писал, что религиозное мировоз-

зрение находится в очевидной логической связи с другими фор-

мами трансцендентного мышления, и выделял в процессе форми-

рования религиозных взглядов два основных периода - период на-

родной религии, который представляет собой историю народной

мифологии, и период ученой религии, т. е. историю ученого бого-

словия. Так как свою задачу он видел в формировании объективной

психологии, то считал необходимым разграничить между собой

знание и веру. Он писал, что существует метафизическое мировоз-

зрение, которое в противовес патетическому и поэтическому пред-

назначено для сближения религиозной веры с наукой. При этом

Троицкий выделял материализм как наиболее раннюю стадию

развития такого метафизического мировоззрения, которая сменяет-

ся затем спиритуализмом и идеализмом.

С его точки зрения, история народной мифологии представляет

собой народную историю культуры анимизма, заключающуюся в

установлении между всеми духами каких-нибудь связей или отно-

шений и оканчивающуюся утверждением единовластия одного все-

могущего духа над всеми остальными членами духовного мира.

Троицкий считал, что в народной религии открывается также умст-

венная рефлексия отношений и связей между людьми, так как в ней

фиксируются пережитые эмоции, опыт как индивидуальных, так и

родовых, общественных отношений.

Он указывал, что нравственное чувство человека зависит от его

умственной развитости в практических вопросах, т. е. утверждал, что

мораль есть своего рода практический интеллект и поэтому чем бо-

лее развит человек интеллектуально, тем легче сформировать у него и

нравственность, по крайней мере нравственные понятия и убеждения.

Стремление Троицкого связать появление религии с законами

ассоциаций неизбежно привело его к мысли о ее связи с логикой и

развитием мышления, а не с чувствами и нравственностью. Он

писал, что идея нравственного законодателя вселенной и человека

и идея бессмертия человека как личности находятся в очевидной

связи с развитием анимизма, народной мифологии и богословия.

Таким образом, с его точки зрения, теоретические элементы на-

родной веры, даже на высшей ступени ее развития, не требуют для

своего образования других условий, кроме законов мышления,

называемых законами ассоциаций. Однако, стремясь связать эти

положения с богословскими психологическими и философскими

традициями, он добавлял, что если религия сама по себе и является

производной мышления, то религиозная вера человека возникает

более сложным путем и не может быть объяснена одними законами

логики. Эта двойственность его позиции особенно четко видна в

разработке проблемы развития нравственности.

В своих работах Троицкий попытался совместить ассоцианисти-

ческий подход к пониманию нравственности с направленностью на

воспитание нравственной личности как основы всей психической

жизни человека. Эту позицию он обосновывал тем, что именно

нравственное чувство, или, как он писал, чувство долга, является

тем сверхличным компонентом, который существует в сознании

каждого индивида и который создан деятельностью нескольких

поколений людей. Таким образом, он рассматривал нравственность

как надындивидуальную структуру, которая представляет собой

основу личности, духовной жизни человека. С одной стороны, он

доказывал, что нравственное чувство, а не мышление руководит

поведением человека, а с другой стороны, писал о том, что оно

формируется коллективными усилиями нескольких поколений

людей данной национальной или общественной группы, а затем

в процессе воспитания присваивается личностью. Иными словами,

Троицкий приходил к выводу о том, что нравственное чувство лю-

дей есть произведение их культуры, которая косвенно отражает в

себе человеческие нравы.

М. И. Владиславлев был профессором, а с 1887 г. и ректором Пе-

тербургского университета. Благодаря ему психология в этом учеб-

ном заведении стала одной из ведущих дисциплин. Он не только

переводил и популяризировал взгляды немецких психологов, преж-

де всего Канта (как впоследствии и его ученик Введенский), но и

разрабатывал собственный курс опытной психологии, центральное

место в котором занимали проблемы воли и нравственности. Он

ввел в курс психологии очерк истории развития психологических

взглядов, что позволяло понять место современных (для того вре-

мени) психологических взглядов и их связь с прошлым опытом.

Разрабатывая свою концепцию психологии, Владиславлев стре-

мился соединить эксперимент с идеалистическим взглядом на душу.

Выступая против материализма, недостатки его, как и Кавелин, он

видел в невозможности с этой позиции объяснить развитие нрав-

ственности, происхождение этических и эстетических понятий и

чувств человека. Применив энергетический закон к психологии, что

было новинкой в 70-80-е годы XIX в., Владиславлев пытался свя-

зать энергетическую теорию с забыванием и воспроизведением,

говоря о том, что бессознательные состояния и забывание характе-

ризуются минимумом энергии.

Он разделял волюнтаристский подход Вундта, причем своеоб-

разие психологических взглядов самого Владиславлева, изложен-

ных в его учебнике «Психология» (1881), проявляется именно в его

трактовке воли и ее роли в психическом развитии человека, в фор-

мировании его этических и эстетических идеалов. Это соединение

этики и эстетики не случайно и является одной из основных отли-

чительных черт психологии Владиславлева. В отличие от традици-

онных для того времени взглядов он связывал нравственность не с

мышлением или чувствами, а с воображением. Волю он считал ве-

дущим психическим процессом, который направляет течение всех

психических функций.

Воля, управляющая нашей психикой, лежит в основе различия

между мышлением и воображением, которые представляют со-

бой единый процесс и отличаются друг от друга только целями,

направленностью волевого поведения. Если целью является по-

знание внешнего мира, возникает логическое мышление; если же

цель состоит в развлечении либо создании идеального мира, по-

является воображение. Поэтому, отмечал Владиславлев, истин-

ные ученые и художники - это всегда люди с сильной волей, кото-

рая помогает им преодолеть все трудности и неудачи и прийти к

истине.

Владиславлев различал два вида воображения. Первое, направ-

ленное на отдых, игру душевных сил, не довольствуясь смешным и

забавным в жизни, создает шутливые и причудливые образы, при-

носящие душе отдых и разрядку. Второй вид воображения связан

с такими представлениями, при помощи которых душа стремится

уяснить истинное, ценное и совершенное бытие:, для чего и создает

мир идеалов.

Связывая воображение с этикой и эстетикой, Владиславлев писал,

что оно всегда служит истине, красоте и благу. Как служитель кра-

соты оно создает идеальные эстетические типы, а для осуществле-

ния влечений к истине и благу - нравственные идеалы. Интересно,

что стремление объяснить искусство и мораль исходя из законов

психики привело впоследствии к мысли о ведущей роли воли Пет-

ражицкого и Овсянико-Куликовского, исследовавших проблемы

психологии творчества, а также нравственных и правовых эмоций.

Исходя из своей концепции психики, Владиславлев рассматри-

вал искусство как практическую психологию и школу нравствен-

ности. Он считал поэзию идеальной выразительницей психиче-

ского состояния человека, значение которой еще предстоит оценить

ученым. Искусство, по его мнению, появилось из потребности

души быть в соприкосновении с миром высоких ценностей, с ми-

ром идеалов. Поэтому-то искусство не только дает человеку воз-

можность отдохнуть, расслабиться, но и учит его жизни, формирует

у него определенные ценности. Так, Владиславлев отмечал, что

картины, создаваемые воображением, в тысячу раз важнее для раз-

вития общественного самосознания, чем любые научные или пуб-

лицистические рассуждения, и приводил в качестве примера рома-

ны Тургенева.

Именно при создании идеалов - и в искусстве, и в религии, и в

жизни - воображение переходит в творчество, создавая нечто зна-

чительное и своеобразное. К таким продуктам творчества отно-

сятся и представления об идеальном народе или идеальном чело-

веке, в частности представления о типично русском характере.

Поэтому данные модели отражают не столько реальные особен-

ности народа, сколько идеальные стремления данной нации. Одна-

ко идеалы создаются не только на основе воображения, но и на

основе опыта, рефлексии и воли, влиянием которых Владиславлев

объясняет разницу между идеалами у разных народов и даже у

одного и того же народа на разных этапах развития. Уделяя боль-

шое внимание проблеме воспитания чувств, он связывал его с раз-

витием воображения при помощи искусства, при этом детально

описывал разницу в эмоциональном воздействии живописи, музы-

ки, поэзии и прозы.

В своих концепциях и Троицкий, и Владиславлев подчеркивали,

что для развития научной психологии необходимо отделить веру от

знания. В отстаивании этих принципов им приходилось противо-

стоять позиции таких ученых, как Самарин и Козлов, которые до-

казывали, что подобное разграничение в принципе невозможно.

Ю. Ф. Самарин также отрицал зависимость поведения от внеш-

них условий, доказывая, что такое подчинение свидетельствует о

пассивности души, об отсутствии у нее свободы воли. Естественно,

что при этом подходе он практически отвергал психологию как

объективную науку, так как считал, что ни психология, ни фило-

софия не могут объяснить душу человека, выработать в ней нрав-

ственные начала. Это дело только религии, к которой и должны

обращаться люди и которая единственная может избавить их от

уныния, разочарования и дать им идеалы, развить у них чувство

долга и силу для сопротивления внешним обстоятельствам.

По своим взглядам на роль психологии и ее место в системе гу-

манитарных наук близок к Ю. Ф. Самарину и А. А. Козлов, который

в своей книге «Философские этюды» (1876) писал, что в России фи-

лософские знания могут приобрести характер верховной истины,

объемлющей результаты всех наук, в том числе и психологии.

Основу развития отечественной психологии Козлов видел в рас-

пространении в обществе психологических знаний, прежде всего

взглядов немецких ученых - Лейбница, Шопенгауэра и Гартмана.

Представляет несомненный интерес попытка Козлова соединить

рационалистический характер теории Лейбница с традициями рос-

сийской науки. Так, он доказывал, что именно монадология, в ко-

торой ученый рассматривает активность монады в стремлении к

истине, отвечает характеру российской науки, объясняет ее поиски

абсолютного знания. При этом Козлов, как и Самарин, исходил

из приоритета цельного, интуитивного знания над логическим. Эти

идеи развивал в дальнейшем и ученик Козлова Лосский.

Ценность научной деятельности Козлова была прежде всего в

ее просветительском характере, так как он старался познакомить

своих читателей и слушателей с последними новинками европей-

ской науки. Для российской науки 70-80-х годов XIX в. критиче-

ские статьи ученого, его обстоятельные и живые изложения раз-

личных взглядов представляли собой весьма важное приобретение.

В то же время собственные взгляды Козлова, особенно оформив-

шиеся в конце жизни, не имели такого значения. И только в нача-

ле XX в., после появления работ Лосского и Франка, его мысли о

субстанциональности человеческой души, ее цельности и актив-

ности получили распространение и общественное признание.

Одной из самых интересных фигур в гуманитарной науке этого

периода являетсяА. А. Потебня (1835-1891),труды которого имели

огромное значение для развития психологии.

Основной темой его исследований было развитие языка, но он

постоянно анализировал такие психологические проблемы, как

становление сознания и самосознания, формирование образа окру-

жающей действительности. Потебня был одним из первых отечест-

венных исследователей, который заговорил о необходимости куль-

турно-исторического подхода к психике человека. Он писал, что

психология, как и языкознание, есть наука об истории душевных

явлений в пределах личной или народной жизни. При этом необхо-

димо подчеркнуть, что Потебня считал, что развитие индивидуаль-

ной психики не может происходить изолированно от других людей,

от времени и культуры, в которых живет человек.

Поэтому он старался найти закономерности влияния культуры

и народа на личность и, наоборот, личности на культуру и народ,

так что проблема развития народности и культуры занимала значи-

тельное место в его творчестве. И в постановке вопроса, и по степе-

ни проработанности этой проблемы его по праву можно считать

одним из первых ученых, заложивших такую характерную особен-

ность отечественной психологии, как историко-генетическая ориен-

тация в анализе психического и этического развития человека. Это

качество позднее в полной мере нашло отражение в теориях Бер-

дяева, Франка, Шпета, Басова и Выготского.

Потебня писал, что основной вопрос самопознания «Что та-

кое?» для современного человека сводится к вопросу историческо-

му «Как я, один из многих, стал таким?». При этом в осознании

себя частью данного народа главную роль, с его точки зрения,

играет язык, так как говорить, считает он, значит связать свою

мысль с мышлением своего племени или народа. Иными словами,

овладение языком ведет к осознанию эстетических и нравственных

идеалов, поэтому связанос социализацией и инкультурацией лич-

ности, хотя и не тождественно этим процессам.

Идея опосредования (медиации) была одной из основных в теории

Потебни, центром большинства его построений. Он считал, что

человек отличается от животного тем, что обладает словом, т.е.

орудием, которое он создал для совершенствования своей мысли,

и машиной - орудием, которое он создал для усовершенствования

своих действий. Говоря о роли знаков, опосредующих развитие

психики, Потебня подчеркивал, что мы познаем природу не непо-

средственно, как дикарь, поэтому и извлекаем из нее науку, в то

время как дикарь извлекает из нее лишь фетиши или богов. С его

точки зрения, именно применение орудий (знаков) делает человека

культурным, в отличие от дикаря.

Овладение устной и письменной речью, которое позволяет чело-

веку приобщиться к культуре народа, лежит в основе формирова-

ния национального самосознания и человека и народа в целом. При

этом такое развитие идет извне внутрь, т.е. происходит интерио-

ризация знаний, так как вначале ребенок должен проговаривать

свои мысли вслух, а потом уже может мыслить про себя. Из этого

Потебня делал вывод, что самосознание и сознание являются про-

дуктами языка, причем сознание возникает раньше, чем самосозна-

ние. Таким образом, и Сеченов и Потебня практически одновре-

менно пришли к идее о том, что психическое развитие культурного

человека происходит путем присвоения внешних, общественных

знаний, языка, норм, традиций, идеалов, которые хранятся в куль-

туре данного народа и которые, переходя во внутренний план,

интериоризируясь, формируют основы психики человека.

Анализируя развитие языка, Потебня рассматривал роль слова

в мифическом, прозаическом и поэтическом мышлении, исследуя

связи между словом, мифом, знаком и символом, т. е. основными

медиаторами культуры. Он выделял в слове два содержания -

объективное, которое заключает один признак предмета, и субъек-

тивное, в котором может быть много признаков. При этом первое

является для нас знаком, символом, замещающим второе. Объек-

тивное содержание служит формой, в которой сознанию пред-

ставляется содержание мысли. Поэтому, если исключить субъек-

тивное содержание, в слове останется только звук, т.е. внешняя

форма слова и его этимологическое значение, которое представляет

собой внутреннюю форму слова.

Так Потебня вводит одно из важнейших своих понятий - внут-

реннюю форму слова, которая показывает, как представляется чело-

веку его собственная мысль. Развивая это положение, он писал,

что в слове мы различаем его внешнюю форму - членораздельный

звук, его объективное значение и тот образ, в виде которого вы-

ражено значение и который является внутренней формой слова.

При этом в основе перехода от символа к знаку, с его точки зре-

ния, лежит изменение внутренней формы слова, т.е. переход от

субъективного к объективному и от образного к безобразному

содержанию слова. Таким образом, поэтичность языка связана с

его символичностью и многозначностью, в то время как проза

связана с забвением внутренней формы слова.

Исследования Потебни процесса трансформации внутренней

формы слова и его значения в большой мере повлияли на развитие

не только психологии и лингвистики, но и эстетики. Он доказы-

вал, что в искусстве образ (внутренняя форма) более многозначен,

чем содержание. Поэтому содержание, которое мы черпаем из дан-

ного произведения, может и не совпадать с тем, которое вложил в

него сам художник, но оно всегда обусловлено внутренней фор-

мой данного произведения. С этой точки зрения ценность произ-

ведения заключается не столько в оригинальности или важности

его содержания, сколько в его внутренней форме, т.е. в силе и

гибкости созданного образа, его способности вступать в новые

социальные связи, вызывая эмоции у новых поколений. Гибкий

образ может вызывать разные представления, люди могут вкла-

дывать в него различное содержание, поэтому такое произведение

не устаревает со временем и вызывает восторг у совершенно раз-

ных людей.

Таким образом, и Потебня и Кавелин, хотя и с разных позиций,

пришли к выводу о том, что главное в произведении искусства -

его форма, а не содержание, и только совершенное по форме про-

изведение может вызвать отклик у зрителей. Эти работы во многом

способствовали новому пониманию искусства, которое зарожда-

лось на рубеже XIX-XX вв.

Потебня считал, что с психологической точки зрения слово име-

ет две функции. Первая состоит в том, что с помощью слова чело-

век освобождается от переживания, так как в звуке передает его

другому человеку. Иными словами, не только искусство, но и речь,

объективируя эмоции человека, способствует катарсису, очищению

от них. Вторая, не менее важная функция слова состоит в том, что

речь, как и искусство, является формой самопознания, так как по-

зволяет сначала самому творцу, а затем и слушателям осознать

свои мысли и чувства. Он писал, что «слово потому есть орган

мысли и понимания мира и себя, что первоначально оно есть сим-

вол, идеал и имеет все свойства художественного произведения».

Изучение процесса развития слова в концепции Потебни было

тесным образом связано с проблемой творчества. Критикуя совре-

менную ему ассоцианистическую психологию за неумение понять

природу творчества, он писал, что она не может объяснить проб-

лему появления, рождения слова, которое и является главным про-

дуктом творчества души. Исследуя процесс развития речи, Потебня

выделил в нем две стороны - понимание речи другого и создание

собственной речи. Эти две стороны развиваются по-разному. Раз-

витие понимания идет путем интериоризации, в то время как фор-

мирование речи - это творческий процесс создания языка. В дан-

ном отношении позиция Потебни близка мыслям Бюлера, который

также разрабатывал эвристическую концепцию развития речи.

Потебня подчеркивал, что, как любое творчество, создание языка -

это процесс, который развивается изнутри, причем и ребенок и

народ в целом сначала воссоздают или открывают какие-то поня-

тия, а потом называют их, придумывают им названия.

Противоречивость психологического развития человека, с его

точки зрения, состоит в том, что мышление развивается изнутри,

но знания и опыт приходят к человеку извне, т. е. язык есть твор-

чество, но мы перенимаем обычно уже готовый язык, а не изобре-

таем его ка


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты