Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Язычество и христианство Древней Руси




Петров Алексей Владимирович

История Христианства и Русской Церкви

29.02.12

До XVII в. определялся вектор церковной судьбы.

XVII в наиболее красноречив с точки зрения русской исторической церковной судьбы.

1) История РПЦ с точки зрения её отношений с государством

2) История РПЦ с точки зрения её отношений с культурой

 

Историография

Исторические знания трансформировались в историческую науку. Историческая наука возникает при Петре Первом.

В.В. Татищев – 1-й историк и последний летописец.

1) Архиепископ Филарет «История Русской Церкви» - рождение русской церковной исторической науки. Труд основан на огромном материале.

От Филарета идёт периодизация (условная):

- период с древнейших времён до нашествия монголов

- до митрополии

- до патриаршества

- патриарший период

- синодальный период

 

Филарет получил выговор от Синода (из-за критики в сторону Прокоповича).

2-е издание: 1859 г (10 лет цензуры).

Смотрел со стороны правительственных перемен, о религиозном состоянии общества писал мало.

2) Митрополит Макарий – 12-томный труд.

Периодизация по Макарию: идея отношений с восточной церковью:

- период совершенной зависимости от греческой церкви 988-1240 гг.

- период постепенного перехода к самостоятельность 1240 – 1589 гг.

- период самостоятельность с 1589 г.

 

3) В 1870 г. – 1 учебник по истории РПЦ – «Руководство Русской Церковной истории»

П.В. Знаменский.

1870, 76,80, 86,96, 1904, 1996 … - переиздания.

 

4) Доброклонский «Руководство по истории Русской Церкви» 1884-1893гг.

 

5) Д.В. Поспеловский «Русская Церковь в XX в.»

 

6) Е.Е. Голубинский (1834-1912 гг.)

 

Период с X – XVI вв.

2 тома

o Тщательная учебная критика

o Гиперкритицизм

 

1881 г. – защитил 1 том в качестве докторской диссертации.

Книга вышла посмертно.

 

На этом фундаментальные труды завершились

 

 

3 узловых пункта:

o Всё, что связано с христианством на Руси

o Церковная реформа Никона и раскол

o Введение Петра Первого церковной реформы: синодальное управление

 

7) М.Д. Присёлков – выпускник кафедры истории Церкви, год был деканом (в 1940 г.)

После революции стал специалистом по летописанию.

В 1913 г.: «Очерки по церковно-политической истории X-XII вв.»

Показал себя преемником Шахматова.

Теория Присёлкова - ?

 

8) Н.Ф. Картеев (1847 – 1917 гг.)

80 % информации о расколе

 

Ослабление «любви» к грекам из-за:

§ Флорентийская уния

§ 1453 г. – завоевание Константинополя турками

 

В 1887 г.:

«Патриарх Никон …»

«Патриарх Никона и царь Алексей Михайлович»

 

9) Профессор Зызыкин (Варшавский университет, сильнейший историко-филологический факультет)

3-томный труд:

«Патриарх Никон и его экономические и политические идеи»

 

1830-1831 гг.

«…Никон спасал Церковь от грозящего ей поглощения государством <…> Дал теорию «православного царства»…»

Против Петра I:

«…Пётр разрушил понятие церкви…»

 

10) Профессор Верховский

«Учреждение духовной коллегии и духовный регламент»

Уехал в Ростов-на-Дону, а Зызыкин остался в образовавшейся Польше.

 

11) П.Н. Милюков

3-томный труд:

«Очерки по истории русской культуры»

1-е издание не похоже на последнее.

Эволюция милюковских идей – левый либерал.

«…После раскола РПЦ всецело отдавала себя в руки государства…»

«…Русская религия не возбуждала к действию…» -

субъективное мнение Милюкова.

12) Н.М. Никольский «История Русской Церкви» (1932 г.)

Книга – пример профессиональной деградации.

 

13) Учебник под редакцией Клебанова 1989 г.

«Русское Православие»

Чуть лучше Никольского J

 

14) А.В. Карташев

«Очерки по истории РПЦ»

1959 г.

 

Лучший обобщающий труд

 

Ø Диалектный синтез критицизма

Ø Выразительное научное изложение

 

15) Д.В. Поспеловский «РПЦ в XX в.»

 

 

Лучшие труды:

 

1. Г.П. Федотов «Святые древней Руси»

2. Фроловский «Пути русского православия»

3. Протоиерей А. Шмеман

 

 

Периодика

Периоды делим по влиянию на ход истории и по месту, занимаемому этими событиями в обществе.

Для европейского Средневековья был характерен симбиоз: Церкви и Государства.

2 основные разновидности теократии:

1. Западно-христианская (Римская)

2. Восточно-христианская (Византийская)

На западе кардинально оказалось то, что Карл Великий стал первым и последним настоящим императором.

Слабая и раздробленная государственная власть à римский епископ – единственная общепризнанная сила, принимающая на себя функции императорской власти à Священная Римская Империя Оттонов (немецкая династия) à борьба папства и императоров. Незавершённая теократическая постройка.

 

В западно-христианском обществе переход от Средневековья к Новому времени произошёл быстрее.

313 г. – Константин Великий провозгласил христианство законной религией.

310 г. – Феодосий Великий провозгласил христианство единственной законной религией.

 

Разные взгляды Константина Великого (у РПЦ – позитивные, у ЗХЦ – критические).

 

В середине III в. Император Аврелиан: культ Непобедимого Солнца (единственная законная религия).

Движение в сторону монотеизма.

Евсевий Кесарийский – биограф Константина Великого.

«…Константин твёрдо верил в своё избранничество…»

 

313 г. – Мульвийское сражение, победа. Во сне Константину было видение: начертать знак на оружии (крест - ?).

Империя – богоизбранное государство.

 

1. В сознании самого Константина вера во Христа пришла не через Церковь, а лично для победы.

2. Церковь приняла и признала это.

Государство мыслилось носителем религии (с точки зрения теократического самосознания).

Юстиниан: доктрина Симфонии.

«Богу – богово, а Кесарю – кесарево»

(восточная теократия)

 

В V в.: появление патриархии.

1-й патриарх – папа (?).

Император – верховный земной глава, несущий ответственность и за Церковь.

Низложен последний император.

Папа à на престол -?

Карл Великий!

 

В Византии императоры вмешивались в дела Церкви.

Всё это приводило к мученичеству.

Доктрина Симфонии: практическая реализация сложна.

 

Русская Церковь до середины XV в. Была свободней, чем византийская (по отношению к княжеской власти), но зависима от древнерусской.

 

1 период истории РПЦ:

 

КИЕВО-НОВГОРОДСКИЙ (от Крещения Руси до нашествия татаро-монгол).

- шествие по поверхности (в начале) оригинальной христианской традиции, элита монастырей.

- зарождение христианского просвещения: начинает путь явление монашества. Черты: нет жестокой аскезы, практики самоистязания.

 

07.03.2012

2 период истории РПЦ: середина XIII в. – до 1589 г. (до утверждения патриаршества)

- великорусская митрополия

- до к. XV в. жила в условиях Ордынского владычества, именно церковная организация была в привилегированном положении (не платила налогов), татары хотели собрать народы в единую монархию: считали, что все религии едино связаны с Богом.

- политическая раздробленность; только Киевский митрополит был митрополитом всея Руси; покинул Киев и переехал в Москву (где митрополит, там и центр Руси)

- расцвет монашества (положил начало Сергий Радонежский) à в Киево-Новгородский период монастыри создавались в городах, монастыри в эпоху ордынского нашествия играли роль посредников, монастыри появляются вдалеке от городов.

- важное значение имел исихазм.

- завершилась, в основном, христианизация Руси. Слагается особый тип народного православия и элитарный тип христианства. Противопоставление христиан и язычников.

- эпоха, когда восторжествовал византийский теократический принцип: церковь – автокефалия и в подчинении государства.

- события, связанные с Флорентийской унией, избрание первого митрополита, не поставленного Византией – Иона (не признали законность ФУ) à прекратилась зависимость от греческой церкви.

- 1453 и 1461 гг. – падение à прекращают существовать осколки Римской Империи.

Русская церковь – единственная в мире православная империя, вне досягаемости ислама.

- 1478 г. – присоединение Новгорода, соединённое и единое государство.

- Москва – третий Рим, законная наследница Византии. + брак Ивана III с Софьей Палеолог + принятие византийского герба (двуглавый орёл) + 1480 г. – освобождение от татаро-монгольского ига à правитель – самодержец (правитель не зависит ни от кого на Земле).

- Понятие Святая Русь – ненациональное; вселенское значение. Христианский мир в православном понимании.

Признаки:

1. Быть всем миром

2. Мир под знаком православия

- у власти нет ограничений, кроме – религиозной нравственности.

- 1589 г. – патриаршество.

 

3 период истории РПЦ:

Окончательное установление автокефалии (патриаршества) – начинается период московской патриархии (до 1700 г.)

- Смута и вызванное её духовное потрясение русского общества.

- Более глубокое и разностороннее знакомство русской церкви с западной культурой и иными конфессиями, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Царь Иван Грозный с удовольствием общался с протестантами, протестанскими пасторами, попадавшими в плен во время Ливонской войны.

* Где библиотека Ивана Грозного? Библиотека-то тю-тю!*

На общение с католиками лежало табу – «душепагубные волки».

Они явились на Русь при царе Дмитрии Ивановиче Самозванце. Шокировало всех поведение католиков (свадьба, разгул, Марина Мнишек).

Эти люди распространились по Руси за Смуту.

В 1618 г., когда королевич Владислав подошёл к Москве, пытался добиваться престола. А там уже сидит – Михаил Романов. Перед москвичами распределили участки крепостной стены. Среди прочих получили свой участок католики, жившие в Москве. Это революционное вторжение!

- Мощный религиозный подъём середины XVII в. у одной части населения и рост секулярных начал, всячески поощряемых другой частью населения.

- Начало разрушения сакрализованного общественного порядка

- Реформы Никона

- Ослабление русской церкви в результате раскола

- Церковная реформа Петра, легко сломавшая во многом уже подорванную силу Церкви.

 

Язычество и христианство Древней Руси

Для историка русской духовной культуры большое значение имеют труды Никиты Ильича Толстого. Он установил, что традиционная духовная культура славян состояла из 3 генетически различных компонентов:

1. Христианство, связанное с церковной догматикой и привнесённое извне

2. Язычество, унаследованное из праславянского периода, исконное для его носителей.

3. Антихристианство / ахристианство – язычество неславянского происхождения, проникшее в славянскую среду.

Компонент духовной культуры, восходящий к язычеству, включал в себя элементы десемантизации, так и то, что они десемантизированы утверждать нельзя. Происходит перекодировка сознания: из религиозных форм в сферы эстетического сознания.

С конца XII столетия обращение к языческим символам и образом отнюдь не всегда свидетельствует о язычестве как таковом, а может являться формой христианской проповедью: преподнесение привычного для мировосприятия.

Происходит культурный подъём древней Руси.

Оживляется интерес к собственному язычеству.

«Слово о полку игореве» - обращение к Бояну. Это говорит не о двоеверии, а это выступает как атрибуты эстетического восприятия.

Сказание о Владимирской иконы Божией Матери.

 

Не язычество оживляется. Здесь именно умелая проповедь.

Дериваты – вторичные формы культуры, удержавшие в себе нечто важное от своих исконных оснований. Важны не только происхождение, но и судьба и значение в постязыческие времена.

 

Заповедник славянской архаики: присутствует и дославянский элемент.

 

Первобытная дуальная организация: древнейший социум делился на 2 половины; дуальная организация была первой формой социальной организации. Человеческий вид, жил поделённым на 2 половины.

*Её, как первую любовь, человеческий социум не забывал долго J*

Традиции, восходящие к этой организации, проявлялись в разных, порой необычных формах. Большая часть народов и языков все устроены таким образом (В. В. Иванов).

В современной историографии не всегда присутствует готовность осознать важность принципа дуальности. Именно в России был осмыслен феномен дуальности общества первобытных народов.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты