Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Критерии взрослости




Одни с возрастом становятся умнее, другие - старше

В данном эссе под взрослением понимается все большее наличие в поведении человека элементов взрослости, и, соответственно, уменьшение доли поступков, присущих подростково-детскому периоду.

Есть расхожие понятия, исходя из которых, делаются заключения, что тот или иной поступок можно расценивать как ребячество или же наоборот как зрелый акт. Так очевидны и тривиальны изменения во вкусах, в одежде, в музыке, в способах проведения свободного времени и т.д., но основные изменения происходят в менталитете индивида. Он что-то "понимает" в жизни. И когда он это "понял", это уже находит отражение и в одежде, и в поведении.

Поскольку не бывает такого, что человек вдруг становится взрослым и больше никогда не совершает присущих детству поступков, то уместно предположить, что каждый эту процедуру проходит как последовательное понимание этих определенных вопросов, причем эта последовательность уникально распределена во времени.

Порядок и время понимания того или иного вопроса зависят от бесконечного множества факторов, которые даже классифицировать нет смысла. В психологии они описаны в разделе "формирование и развитие личности".

Т.о. взрослый (зрелый) человек - это тот, у которого набралась некая критическая масса "пониманий" (соответствий нижеизложенным критериям).

Взрослость - достижение этой критической массы. Грубо говоря, когда большинство поступков "взрослые", а не "детские".

(Возможно наличие более удобных общепринятых терминов для идентичных явлений - буду рад их узнать. Указанный возраст соответствует минимальному из возможных на мой взгляд. Обычно у умных людей понимание приходит на 3-5 лет позже указанного срока, у части людей - в старости, когда накоплен опыт путем проб и ошибок, а у большинства людей не приходит никогда :-( )

  1. Избавление от комплекса внешности - тривиально. Людям плевать, как ты выглядишь. С возраста 19-20 лет (когда прыщи уже не замазываешь :) ).
  2. Правильность без выпендрежа - редко выигрывает тот, кто выдающийся в чем-то, кто вносит что-то новое, выбирают того, кто больше соответствует шаблонам и ожиданиям, следовательно, таким и надо быть. С возраста 21-22 лет.
  3. Не бойтесь совершенства, все равно его не достигнете (принцип неясности цели Дали) - избавление от боязни быть слишком хорошим. Преодоление конформизма к безликой серой окружающей массе. С возраста 21-22 лет.
  4. Вы не станете пророком - избавление от боязни делиться своими открытиями и секретами успеха - все равно ими никто не воспользуется - люди слишком ленивы. С возраста 22-23 лет.
  5. Не бывает людей хороших и плохих. Понятия совести, порядочности и стыда относительны. Любой человек совмещает в себе и хорошее, и плохое. Живой человек всегда сложнее, чем повешенный на него ярлык. Достаточно тривиально. С очень молодого возраста, но понимание может приходить постепенно, с каждым разом становясь более глубоким и глобальным. АКА Все продается и покупается.
  6. Не в деньгах счастье - человеку не нужны деньги. Такой потребности у человека нет. Надо удовлетворять потребности, а будут ли при этом деньги промежуточным звеном - совершенно неважно. С возраста 20-22 лет. Также см. Теорию денежного фонтана.
  7. Смысл жизни - прожить жизнь. Жизнь должна быть цельным законченным путем. Если целиком в голове не укладывается, - разложите ее на потребности и каждую удовлетворите. С возраста 18-20 лет.
  8. Всего на свете не успеть - тривиальный парадокс. Каждый человек уникален набором своих деятельностей. С возраста 21-22 лет. Деятельности могут четко отобраться уже к 17-18 годам. См. http://www/ Новый информационный порядок.
  9. Дай сказать другому, - если другому есть, что сказать - пусть треплется. Слушающий и отпускающий замечания более ценен в глазах окружающих. Важнее вставить свое веское слово тогда, когда остальным сказать уже нечего. С возраста 22-23 лет.
  10. Всему свое время - не надо торопиться жить, если тебе что-то еще рано, то у тебя это не получится. А когда наступит то самое время, то это придет само, без напряга. С возраста 19-21 лет. То, что нельзя упускать шанс и упущенное не воротишь, - понимают все.
  11. Жить нужно в кайф, широко, сегодняшним днем - достаточно тривиально. Сопряжено с пониманием, что впереди не будет ничего чудесного - жизнь пройдет так, как она идет сейчас. Если хочется жить так-то и так-то, то именно так и надо жить сейчас. Жизнь идет и проходит непосредственно в данный момент (present continuous tense). Даже если сейчас Вы занимаетесь прозябанием, то надо осознать это, и с радостью на лице прозябать дальше - такова Ваша жизнь, таков Ваш выбор. Ваши голубые мечты останутся, увы, мечтами. С возраста 20-21 лет. У экстравертов - врожденно.
  12. Если работа не нравится, то не надо ею заниматься - АКА кризис среднего возраста. У некоторых с 20 лет.
  13. Осмысленная автоэкзостимуляция - не надежда на свою волю. С возраста 22 лет.
  14. Умышленное обновление - освоение новых технологий через силу, когда уже естественным путем не хочется. С возраста - 22-23 лет.
  15. Осознанное избегание познания деталей - см. http:/www/ Теорию недетализированного знания. С возраста - 22 лет.
  16. Необходимость в эксплуатации других людей - осознание неизбежности брать на себя ответственность за судьбы других людей, желательно с соответствующими средствами очищения совести. Умышленное подавление в себе проявлений "совести". С 23 лет.
  17. Инстинкты надо уважать - не следует подавлять в себе инстинкты - это приводит к нервным расстройствам. Бесполезно тягаться с природой, даже внутри себя. С 21-22 лет.
  18. Спокойное пребывание рядом - радость за то, что хорошо, но не связано с тобой. АКА избавление от зависти. 23-24 года.
  19. Избавление от комплекса застывшей ситуации - комплекс высокого порядка. Избавляются единицы и то к концу жизни. Надо жизнь протяженно, каждую минуту, а не в предвкушении предстоящего события и не в послекушении от прошедшего. В жизни нет важных вещей и второстепенных, - что бы ты ни делал, это ценно для тебя - это твоя жизнь. (It's my life, It's my world)
  20. Общество человеку не нужно - из высшей мудрости. В глубокой старости.
Дмитрий Щербина <sherdim@mis.rsu.ru>

 

////////////

Многие полагают, что стать взрослым – это посадить дерево, построить дом и родить сына. Однако ученые предложили другие мерки того, как определить, достаточно ли человек взрослый. Всего было выявлено 50 критериев для определения полноценного взрослого, сообщает Росбалт со ссылкой на Raut.ru. Так, если человек знает, что посуду нужно мыть после еды, умеет спускать воздух из радиатора, а его мама просит у него совет, то можно с уверенностью утверждать, что он вырос. Другие ключевые признаки взрослой жизни более очевидны, к примеру, наличие кредита, состояние в браке и ношение нормальной обуви.

Все 50 критериев подбирались исследователями не бездумно, а после изучения и опроса более 2000 человек. Однако не сообщается, нужно ли, чтобы считаться взрослым, соответствовать по всем 50 критериям. Что интересно, опросы показали, что большинство людей не ощущают себя достаточно взрослыми, пока им не исполнится, по крайней мере, 26 лет. По большей части критерии посвящены именно зрелой жизни и мастерству: уход за домом, садом, готовка, принятие финансовых решений и несение ответственности за них.

Однако есть и другие факторы, которые являются ключевыми вехами в жизни: покупка дома, брак, рождение детей, вещи, которые по тем или иным причинам происходят в жизни большинства в более позднем возрасте. Владение жильем две трети опрошенных признали самым важным фактором, свидетельствующим о взрослении и самостоятельности. Исследование также показало, что почти шесть из десяти опрошенных считают, что невозможно чувствовать себя как настоящий взрослый, живя на подачки родителей. Однако 44 % уверены, что современная экономическая обстановка не позволяет молодежи жить самостоятельно и расти в быстром темпе.

 

Ответственность или «взрослость» 1 октября 2011. Разместил: kurara
Многие люди, проживая до самой старости, считают, что уровень, условия, способы их жизни зависит от: обстоятельств, условий, друзей, родных, начальства, страны, правительства, погоды и т.д. Чего угодно кроме них самих. Основная фраза, «да что я могу вообще, когда тут вот… (впишите нужное)». По сути, такая вещь как ответственность за свою жизнь называется взрослостью. Этот термин часто используют в психологии. Но в народе принято считать что человек становится взрослым, когда вырастает. Интересно, а с какого это возраста? Никто даже не задумывался над этим. Просто в какой-то момент подростка начинают называть взрослым. А по своим поступкам он продолжает оставаться еще даже ребенком. И дело не в дурачестве, глупостях и ветрености. Дело в ответственности, и не в том смысле что работает – значит ответственный, не опаздывает значит ответственный и т.д. вовсе не это является критерием взрослости. И не детей полный дом. И не должность менеджера. И не машина, квартира и пр. а другие критерии. Можно проверить это, задав такие вопросы как: Вы отвечаете за свою жизнь (не доктора, не автомобилисты, не родители, не президент, учителя и пр., а вы)? Вам нравится ваша жизнь? Вы всегда делаете так как вам хочется, а не как вам сказали (я не говорю о нарушении такого закона как уголовного кодекса)? Вы слушаете свою интуицию? (а не соседа) Вы думаете что вы хозяин своей жизни, а не судьба к которой удобно обращаться? Вы пытаетесь что то сделать с теми факторами которые вам не нравятся, или ждете манны небесной (к примеру от правительства)? Да? Тогда скорее всего вы взрослый. И это не имеет значение, сколько вам при этом лет. А вот, если вы думаете что родились не в то время, что правительство все решает за вас, потому у вас руки связаны, что наследственность плохая, что если бы было иначе вы бы разгулялись, будь вы миллионером от родителей все было бы хорошо, начальник тиран, а уволится страшно и т.д То вероятно вы еще дитя, за которым когда то стирали пеленки , которое просто выпустили на свободу но забыли научить быть за себя в ответе, это не значит драться и давать сдачи, а понимать что лишь от вас всегда и все зависит в вашей жизни. Увы, у нас большая половина страны пребывает в состоянии переходного периода, так и не повзрослев, даже к пенсии. Отсюда и так много разговоров про плохое правительство, уровень жизни не очень и пр. радости. Что же с этим делать подумаете вы, после того как перестанете злится и топотать ножками, что вам тут ерунду всякую пишут. А начните с малого. Признайтесь, что вам хорошо, во всей своей безответственности и детскости. Найдите в этом плюсы. Ведь на самом деле удобно, когда вы ни за что не в ответе. Ну и про минусы не забудьте: пока не пожелаете что то взять в свои руки, оно не изменится. И не надо пенять на других, когда сами вы являетесь причиной ваших неудач. Не потому что вы «жертва» как принято думать, а потому что вам так удобно. Это признание будет отличным началом для взросления. «Взрослые» люди, редко на кого то кричат с обвинениями и обидами, они прекрасно знают, почему так произошло и кто виновник. А какой смысл ругать другого, если ты все это нагородил и ты причина всего что тебя окружает. Лучше просто исправить. Хотя иногда, ругань людей просто разряжает, даже когда они прекрасно знают что человек тут не причем. Хотя часто это не что иное как истерика, от того что ты не в силах что либо изменить, что само по себе иллюзия, в которую вы себя собственноручно загнали, дабы не признавать - что вас все устраивает. ;) Но есть и менее социально – бытовая ответственность. Ответственность духовная. Еще ее можно назвать эзотерической. Сейчас это освещает такая вещь как трансперсональная психология Такая ответственность настолько велика, что очень мало людей берут такое на себя. Таким был к примеру Христос. Хотя есть подвох, тот кто принимает это на себя, уже не человек. А точнее не только. Этого не видно снаружи, не ищите. Эту ответственность можно увидеть в такой цитате как: «Взмах крыла бабочки на одной стороне земли, может вызвать ураган на противоположной стороне». Как это понять? Понять это можно, только если ты уже стал взрослым (во всех смыслах этого слова). Расширил свое восприятие, поднял уровень осознанности. Это понимание дается не легко, но оно феноменально переворачивает жизнь и отношение к миру. Эта ответственность отражает взаимосвязь всего в этом мире. Отражает единство всего во вселенной и «вас» как точку отсчета каждого действия в этом мире, который является вашим зеркалом, отражающим все, что происходит у вас внутри. И если вам мешает наследственность, президент плохой, начальник нехороший человек и все вокруг виноваты в вашей неудавшейся жизни, то посмотрите в себя (очень глубоко, куда еще наверное даже не заглядывали, отодвиньте весь накопившийся мусор), и спросите: что вызывает такие колебания?     ВОЗРАСТНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Каждый знает, что юность – определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода? Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному, например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16–18-летних считают юношами. Возрастная терминология никогда не была однозначной. В “Толковом словаре” В.Даля юноша определяется как “молодой, малый, парень от 15 до 20 лет и более”, а подросток – как “дитя на подросте”, около 14–15 лет. Л.Н.Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считает 15-летие. В то же время герою романа Ф.М.Достоевского “Подросток” уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово “отрок” обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Та же нечеткость граней характерна для классической и средневековой латыни. Важная деталь: возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус. Древнерусское отрок (букв. – не имеющий права говорить) означало: раб, слуга, работник, княжеский воин. Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и в современных языках. Умаление возрастного статуса человека, обращение к нему как к младшему (“молодой человек”, “парень” и т.п.) нередко содержит в себе оттенок пренебрежения или снисходительности. Это проявляется и в периодизации жизненного пути. Представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией. Хронологический возраст, а точнее – предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно отражает его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей и т.п. Половозрастное разделение труда во многом определяет социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы. Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей, причем эта связь может быть как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других – фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива. Возрастная стратификация включает также систему связанных с возрастом социально-психологических ожиданий и санкций (сравните представления – не всегда осознанные – о “нормальном поведении” и степени ответственности подростка и взрослого, молодого рабочего и ветерана). Слово юность обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой – достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному В первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой индивид относительно легко усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые взрослому человеку. Низкая продолжительность жизни не позволяла обществу особенно затягивать “подготовительный период”. Детство кончалось рано, воспитание и обучение имели преимущественно практический характер: дети обучались, участвуя, в посильной для них форме, в трудовой и прочей деятельности взрослых. У многих народов Сибири дети уже к 10-12 годам владели техникой обиходных работ – стрельбой, греблей, рыболовством, становясь практически равноправными работниками. В дальнейшем критерии социального созревания усложняются, становятся более многомерными. В средние века передача накопленного старшими опыта осуществлялась в основном путем непосредственного практического включения ребенка в деятельность взрослых. Ребенок выполнял подсобные функции в родительской семье или вне дома; обучение было органической частью труда и быта, а критерии зрелости имели сословный характер. В описании детства и отрочества средневековая мысль подчеркивает не столько задачу подготовки к будущей жизни, сколько момент социальной зависимости (вспомним этимологию слова отрок). Буйный юношеский возраст не вызывал у старших умиления. Как говорит один из шекспировских персонажей, “лучше бы люди, когда им исполнилось десять, но еще не стукнуло двадцать три, вовсе не имели возраста. Лучше бы юность проспала свои годы, потому что нет у нее другой забавы, как делать бабам брюхо, оскорблять стариков, драться и красть”. Важнейшим критерием взрослости считалось создание собственной семьи, с чем ассоциировались самостоятельность и ответственность. Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, заставляя “снижать” границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше сидят за партами разного размера. Отсюда– удлинение периода “ролевого моратория” (когда юноша “примеряет” различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно) и изменение соответствующих социально-психологических стереотипов. Удлинение юности имеет свои личностные предпосылки: расширение сферы сознательного самоопределения и повышение его самостоятельности. В обществе патриархально-феодального типа жизненный путь индивида в своих основных чертах был предопределен наличной социальной структурой и традицией. В профессиональной сфере юноша, как правило, наследовал занятия своих родителей. Его социальные стремления ограничивались рамками сословной принадлежности. Невесту ему выбирали родители, часто задолго до его возмужания и независимо от его личных склонностей и симпатий. Вырваться из этой социальной скованности и даже осознать ее как таковую мог только человек выдающийся. Развитие самостоятельности есть не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Всякое управление требует сведений, информации об объекте управления. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе. Уровень самосознания и степень сложности, интегрированное и устойчивости “образа” всегда тесно связаны с развитием интеллекта. В этом отношении ранняя юность также знаменует собой определенный рубеж. Социальное самоопределение (все равно, идет ли речь о выборе профессии или мировоззренческом поиске) есть определение своего положения в мире, оно направлено не внутрь личности, а вовне. Но ответ на вопросы, кем быть и что делать, подразумевает также определенную оценку себя и своих возможностей. В новое время возможности индивидуального выбора – профессии, жены (мужа), образа жизни – значительно расширились. Психологические горизонты человека в век книгопечатания и массовых коммуникаций не ограничены рамками его непосредственного окружения. Большая свобода выбора способствует формированию самостоятельного социального характера и обеспечивает большее разнообразие индивидуальных вариаций. Но оборотная сторона этого – усложнение процесса самоопределения. Очень уж велик выбор возможных путей, и только практически, в ходе самой деятельности, выясняется, подходит она человеку или нет. Рост социальной автономии молодежи от старших и индивидуального самоопределения, в противоположность пассивному приспособлению к существующим условиям, породил к середине XVIII века новый нормативный канон юности, представление о юности как об эпохе “второго рождения”, “бури и натиска”, воплощения “чистой субъективности”. Знаменитый трактат Жан-Жака Руссо “Эмиль, или О воспитании” (1762 г.), где были подробно развиты эти идеи, часто называют “открытием” или “изобретением” юности. Говоря словами Томаса Манна, “в один прекрасный день оказалось, что век, который изобрел женскую эмансипацию и стал ратовать за права ребенка, – весьма снисходительный век, – пожаловал и юность привилегией самостоятельности, а она уж, конечно, быстро с нею освоилась”. Однако свойства юности сразу же оказались проблематичными. Одни видят в юности “метафизический дар” первозданной естественности, “единственно правомерный мост между цивилизацией и природой”, “предцивилизационное состояние”, “доподлинно романтический возраст”, призванный “подняться и сбросить оковы отжившей цивилизации, отважиться на то, на что у других не хватает жизненной отваги, а именно – вновь погрузиться в стихийное”. Другие же считают свойства юности продуктом специфических условий и воспитания. Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного личностного качества, которое не зависело бы от социально-классовых и средовых факторов: социальное происхождение, род занятий и уровень образования родителей; особенности социально-экологической среды, в частности тип населенного пункта (большой город, малый город, деревня); состав, структура и материальное положение семьи его собственное социальное положение и вид занятий (школьник, учащийся ПТУ, учащийся техникума, студент вуза и т.д.). Отсюда – необходимость изучения проблем юношеского возраста представителями разных наук: социологии, психологии, педагогики, криминологии, психиатрии, медицины и др. К социально-экономическим различиям добавляются национальные, этнокультурные особенности. Юношеский солипсизм (вся история начинается с нас!) и старческая уверенность в неизменности устоев бытия одинаково несостоятельны. Сравнивать разные поколения трудно. В каждом поколении были, есть и будут разные люди. Кроме того, люди склонны абсолютизировать собственные привычки и вкусы, поэтому у части людей старшего возраста на первый план выступают внешние, второстепенные черты. Каждое поколение стоит на плечах предыдущего, не всегда осознавая эту преемственность. Преемственность поколений необязательно идет по восходящей линии. Иногда она напоминает движение маятника. Анализируя историю буржуазной революционности в XIX веке, А.И.Герцен писал, что “дети” выглядят порой старше своих “отцов” и “дедов”. “Между стариком девяностых годов, фанатиком, фантастом, идеалистом, и сыном, который старше его осторожностью, благоразумением, разочарованием... и внуком... нарушено естественное отношение, нарушено равновесие, искажена органическая преемственность поколений... На этом поколении окончательно останавливается и начинает свое отступление революционная эпоха; еще поколение – и нет больше порывов, все принимает обычный порядок, личность стирается, смена экземпляров едва заметна в продолжающемся жизненном обиходе”. Одна из кардинальных ошибок прошлого состояла в попытках выработать определенный набор качеств личности, который должен был соответствовать идеальной модели “молодых строителей коммунизма”, однако не заботясь о том, соответствуют ли эти модели реальности. Молодежь рассматривали нередко лишь в качестве объекта воспитания, а не активного субъекта социальной жизни. Теоретики от педагогики постоянно призывали “запрограммировать воспитательный процесс, установить четкие, стратегические ориентиры) воспитания, расписать все ценности, на которых должна строиться деятельность в области воспитания”. Стоит ли удивляться, что именно подобные “рекомендации” завели школу в тупик. Воспитание послушания, единомыслия и единообразия не способствовало формированию социально зрелой личности. Большие и взрослые abbefromru Анатолий Баляев Писательница Линор Горалик сказала однажды удивительные слова: «Страшно не то, что мы взрослые, а то, что взрослые — это, собственно, мы». Действительно, мы являемся взрослыми по факту физиологического развития и по отношению к нам других людей, а главное - наши дети очевидно считают нас взрослыми, ведь это только у взрослых бывают дети. Наверно, каждый сможет вспомнить моменты из прошлого, когда явным образом приходило понимание того, что ты уже не ребёнок, не подросток, не молодой человек, а именно взрослый. Может быть это впервые случилось тогда, когда вы вдруг осознали, что не торопитесь к телевизору, на котором начались любимые мультики. Или тогда, когда перестали так уж сильно хотеть сладкого. Или когда получили первую зарплату, выпили слишком много вина, купили себе дорогую вещь, провели ночь с любимым человеком. Есть множество атрибутов взрослой жизни, обретение которых способно подтолкнуть человека к тому, чтобы посчитать себя взрослым. Впрочем, такие атрибуты приходят снова и снова и кажется будто вот именно сейчас пришла настоящая взрослость, а раньше было так, баловство. И вскоре понимаешь, что накопление доказательств своей зрелости равносильно её отсутствию, ведь если нужно что-то кому-то доказывать, а особенно себе самому, то значит это не правда. Да и в конце концов, кому нужна эта взрослость, если иногда так замечательно побыть ребёнком, особенно когда всё вдруг случилось так, что ты уже родитель и рядом с тобой есть твой ребёнок, он говорит, что ты "большой" и ему хочется с тобой поиграть. Тогда получается, что взрослый это не тот, кто отказался от своего детства, а тот, кто умом и душой способен на что-то большее, полностью включая в себя все детские качества и превосходя их. И речь не идёт ни о каких вещественных или событийных атрибутах взрослой жизни. Такие критерии взрослости не выдерживают критики. Взрослость это качественное состояние ума и души, это не вещи, а смыслы. Каждый сможет вспомнить несколько примеров "больших" людей, владеющих движимым и недвижимым имуществом, имеющих детей, внешне очень серьёзных, говорящих о чём-то важном с сигаретой в зубах, но имеющих совершенно невзрослую мотивацию своих шагов в жизни. Несвобода, страх, постоянная неуверенность, неадекватные амбиции, заносчивость, безответственность - вот только несколько человеческих качеств, которые могут сформироваться в "большом" человеке, если взросление наступило лишь формально, за выслугу лет. Внутри "большого" человека живёт маленькая девочка или мальчик, которые если не курят и не ругаются матом, то окружают себя статусными вещами и событиями потому что так делать "по-взрослому". На этого внутреннего ребёнка жизнь вместо игр и веселья взвалила ненужные и несвойственные им обязанности, вызвав острое чувство несправедливости и ущемлённости, мгновенно выплеснувшиеся наружу в поисках жертвы, чтоб отомстить, или хозяина, чтоб сбросить с себя всякую ответственность за навязанную годами "большую" жизнь. Разрушительная борьба за обладание атрибутами взрослой жизни может продолжаться до старости, не принеся ни удовлетворения, ни освобождения, ни радости, сформировав тяжёлый осадок из чувства вины. Один из героев Аль Пачино сказал: "Когда я был маленьким, я просил у Бога велосипед. Потом я понял, что Бог работает по-другому. Тогда я украл велосипед и стал просить у Бога прощения". Никак нельзя сформулировать универсальные, подходящие для всех условия, при которых личность сможет вырваться из крысиных бегов за право считаться "большой". Помогает хорошее воспитание, когда родители искусственно не удерживают рядом с собой взрослеющих детей, излишне охраняя их от "тягот" взрослой жизни. Помогает образование, способное сместить фокус внимания с вещей на смыслы, на осознанное понимание того, что счастье не купишь за деньги, на бережливое отношение к чему-то важному, значимому, душевному. Помогает любовь, когда хочется сделать что-то не для себя, а для любимого человека. Помогает случай, счастливый или несчастный, когда жизнь встаёт на дыбы, явно показывая бессмысленность, безумие и фарс выдавания желаемого за действительное. Но пока всё тихо и мирно, пока душа в испуге спряталась поглубже, продолжается всеобщее соревнование за качество жизни, выраженное очень вещественно и материально. Но поскольку в основе этого соревнования лежит внутренний конфликт и управляет всем обиженный ребёнок, притворяющийся взрослым, важно следить за тем, чтобы душа не проснулась ненароком. Дискомфорт, возникающий, если общение приобретает личностные свойства, если люди говорят не о вещественных обыденностях, а о своих отношениях к друг-другу, о смыслах, такой дискомфорт имеет специальное название - интимофобия. Это действительно страшно для "больших" людей - говорить по-душам. Только глупые как дети делают это. Мы, "большие", не поддерживаем разговор с такими невзрослыми людьми! Мы обсуждаем действительно значимые вещи. Нам пора идти в супермаркет. На этапах взросления поиски смысла жизни либо не начинаются вовсе, вызывая усмешку, либо терпят неудачу из-за погони за внешними атрибутами, вещами и событиями или преобразуются в мудрость, которая приветствует крах иллюзий о том, что счастье есть где-то не внутри нас, а вовне. Как раз в этом и заключается сокровенный смысл жизни - необходимо его не найти, но самостоятельно создать. Создать для себя и передать в мир движения собственной проснувшейся души, которая уже ничего не боится, потому что поняла, что люди, они такие же как ты - не злые. В каждом есть сложности, проблемы, конфликты, "тараканы", т.е. всё то, что делает человека человеком, придаёт глубину его образу, делает его настоящим, а не идеальным героем бульварного романа с банально счастливым концом. И точно также в мире отсутствуют опереточные немотивированнные злодеи, рисующиеся перед нашим взором всякий раз, как только мы не согласны с чьим-то решением или поступком - каждым человеком изначально движет позитивный и добрый вектор души, результат действия которого может быть искажён либо его, либо собственно нашим внутренним конфликтом, искажающим восприятие. Но если ваша душа проснулась и не боится жить, то вы со всей очевидностью понимаете, что мотив поведения каждого человека изначально настолько же чист, как чисты все ваши мотивы. Одно это понимание способно качественно улучшить коммуникацию, добавив ей мудрости предполагания хорошего начала за всяким поведением. Никакой "монстр" не способен выдержать предположения о наличия в нём светлого начала. Это очень хорошо знают наши дети. Потому что их души ещё не уснули. И лучшее, что мы можем сделать для них - сохранить тепло их душ. Для этого нужно хотя бы на несколько секунд в спокойной и защищённой обстановке, например прямо сейчас, осознать себя по-настоящему взрослым. Потом нужно найти в себе внутреннего ребёнка, пожалеть его, взять за руку и показать ему всю свою жизнь, год за годом, показать, как много удалось добиться, как много пройдено и понято, сколь многому удалось научиться у людей и у жизни. А потом можно освободить его от взрослой повинности и разрешить обрадоваться тому, как теперь ему будет легко жить без необходимости играть в неприсущие ему взрослые игры. И тогда мы, взрослые, взяв ответственность и вооружившись опытом, сможем не только уравновесить свою собственную жизнь, но и вырастить своих детей без потери доступа к душевной теплоте и радости. Пусть в нашей жизни будет больше смысла, пусть вещи не играют в ней столь большое значение. Пусть книги станут для нас наукой и доброй памятью. Пусть окружающие люди будут для нас не средоточием вещей, событий и статусов, а теми, кому можно помочь, у кого можно чему-то научиться, с кем можно разделить радости и печали. Я думаю, что писательница Линор Горалик, говоря «Страшно не то, что мы взрослые, а то, что взрослые — это, собственно, мы» имела в виду не столько страх, сколько эмоциональную окраску от нахлынувшего чувства ответственности и силы, присущее действительно взрослой личности. Я не знаю сколько лет Линор Горалик, на фото она молода и красива. Поэтессе Зинаиде Миркиной 85 лет. Вот, что она пишет: Я только лишь в детстве не знала, // Как тяжко быть очень большой, Обычною и небывалой, // Для всех непонятной душой. Как тяжко быть вечно в ответе // За всех. Ни одно существо Не вчуже. Ведь все мои дети, // А старше меня - никого. Взрослость - это сила, уверенность, ответственность, это постоянная работа ума и души. Это радость от результатов своего труда. Это ежедневное наполнение жизни смыслом. Взрослость это способность быть ребёнком, искренне проявлять себя в игре, когда пришёл час потехе. Взрослость - это понимание приоритета смыслов над вещами. Это то, что нужно нашим детям. Давайте быть взрослыми! Ах, эти взрослые дети! Автор: Наталья Семенкова Дети взрослеют незаметно Взрослые самостоятельные дети – это опора для своих родителей и их гордость. Но это те, которые уже закончили вуз, обзавелись семьёй и детьми, крепко стоят на ногах, а вот те взрослые дети, которые ещё вчера были милыми малышами, в начале своего взросления чаще доставляют родителям много головной боли и переживаний. «Мама, я уже взрослый!» Как часто мы, родители, ждём этой фразы от своих детей, вернее мечтаем, чтобы они поскорее стали взрослыми. Умиляемся, когда слышим от трёхлетнего гордое «Я сам», а от семилетнего – «Я уже взрослый». Так проходят годы, и в один прекрасный момент мы вдруг обнаруживаем, что наш ребёнок действительно вырос. Но взрослым он стал гораздо раньше. Счастливые те родители, которым удалось не пропустить этот момент, правильно поддержать ребёнка на пути его взросления. Однако, для многих непокорный подросток, претендующий на самостоятельность, это настоящая катастрофа. И они пытаются спасаться от этой детской взрослости всеми доступными средствами. И, к сожалению, это не всегда благоприятно сказывается на отношениях родителей и взрослых детей. Так взрослый или не взрослый? Давайте разберёмся, существуют ли какие-то критерии взрослости, на которые могли бы опираться родители? И как так происходит, что мы сначала ждём этой взрослости, а потом стараемся её подальше запихнуть? Прежде всего, каждый из нас, конечно, опирается на свой опыт, сравнивая своих детей с собой. Но стоит понимать, что это только ваш опыт, и он не идеален. Если мы повзрослели в 15, то ждём этого же от своих детей. Да, ждём, но с наступлением такового периода, многие из нас начинают прятать голову в песок, не желая признавать, что дети уже взрослые. И тогда, спасаясь от собственного страха, мы начинаем транслировать своим детям совершенно противоположные ожидания. Интересно, что даже и в 18-20 не все родители могут признать право детей на самостоятельность, хотя на словах они только об этом и мечтают. Такие родители постоянно подчёркивают, что пора бы детям уже повзрослеть, но как только те проявят инициативу, они пугаются и начинают загонять их обратно. Главный козырь таких горе-воспитателей – утверждение, что, дети ещё многого не понимают, что взрослые так не поступают и надо ещё немного подождать… В результате наше чадо либо вынуждено нас обманывать, либо идти на конфликт, либо отказаться от своего мнения, своих попыток, и, что самое страшное, отказаться от своей мечты. Каждый набивает свои шишки. Сформулировать определение взрослости довольно сложно, потому что, с одной стороны, – это что-то совершенно закономерное, приходящее к каждому в определённое время. А с другой стороны, каждый проявляет и чувствует это по-своему. Есть, конечно, какие-то общепринятые мнения, как должен поступать взрослый человек, но это не догма, так как нельзя всё делать по чьей-то указке. Как бы мы не предостерегали, ребёнок, а по сути, почти взрослый человек, имеет полное право поступить так, как сам считает нужным. Он не может и не должен всё делать так, как считаем правильным мы. Свои шишки каждый должен набить сам, и это неизбежный процесс. Да, мы, родители, можем переживать по этому поводу, но не должны запрещать. Именно в это трудное время мы должны набраться терпения и быть образцом стабильности. Взрослый ребёнок всё равно пойдёт своей дорогой, но наша вера в него будет ему опорой. Наша задача дать попробовать ему сделать что-то новое и поддержать в случае неудачи. Откройте детям двери во взрослую жизнь Родителям важно осознать, что чем раньше они начнут выпускать своё чадо в мир, тем увереннее оно подойдёт к тому периоду, за которым, действительно, взрослая жизнь. А потому следует начинать приучать детей анализировать ситуацию с разных сторон, как можно раньше. И прислушиваться к тому, что они говорят, а не затыкать им рот «своим жизненным опытом». Обязанность взрослых выработать у детей умение спокойно обсуждать и адекватно воспринимать различные мнения по спорным вопросам. Имея несколько, отличных друг от друга вариантов, повзрослевший ребёнок сумеет выбрать наиболее подходящий, и, поверьте, справится, без вас. Только это право выбора мы должны обязательно оставить нашим взрослым детям. Однако при этом дети должны знать и об ответственности за свои поступки, уметь держать данное слово и уважать мнение других. И вот здесь родителям действительно стоит приложить старание, потому что само по себе это не появится. Знаю-знаю, некоторые схватятся за голову от моих рекомендаций, утверждая, что нельзя так потакать ребёнку. Но я говорю сейчас о взрослом ребёнке. А взрослыми наши дети становятся тогда, когда мы это признаём. Вернее, они взрослеют без нас, но наше признание для них очень важно, оно даёт им опору. И поэтому, если вас не отпускают страхи за их будущее, может быть стоит обратиться к специалисту, чтобы не навредить собственным детям. Взрослейте вместе с детьми! Так что, если вы ещё сомневались во взрослости своего ребёнка, самое время посмотреть на ваши отношения со стороны. Если вы становитесь на этот путь, то обязаны уважать мнение и выбор молодого человека.Даже, если оно вам очень не нравится, то всё, что выможете–это искренно говорить о своих чувствах по этому поводу.Расскажите ребёнку, как вам плохо от его решения, объясните, что вы при этом чувствуете. Но и здесь не перестарайтесь. Не стоит давить на жалость, надеясь, что ваше чадо передумает. Ему и так тяжело делать первые взрослые шаги, но об этом мы поговорим в следующей статье, а пока не усугубляйте положение! Лучше помогите своей доброй искренней молитвой и, когда на сердце становится особенно тяжело, спокойно произносите: «Я полностью отпускаю своего ребёнка на волю Божью. Бог руководит и направляет моего сына, а Любовь Господа оберегает его». Уверяю вас, дорогие родители, как бы вы не относились к Богу, эти слова поразительно работают, если вы сами искренне верите в них. И тогда ваши взрослые дети станут чаще говорить вам спасибо. Если тема затронула вас, делитесь своим опытом или переживаниями в комментариях и расскажите своим друзьям в соцсетях. С открытым сердцем для вас, Наталья Семенкова

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возраст между тридцатью пятью и сорока пятью годами | Критерий Лапласа
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты