Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. другой точки зрения, и зачастую просто игнорировать иные подходы к исследованию "своей" части проблемы стиля





 


другой точки зрения, и зачастую просто игнорировать иные
подходы к исследованию "своей" части проблемы стиля.
Об этом же убедительно свидетельствует, например, от-
сутствие ссылок на работы, посвященные изучению ког-
нитивного стиля в статьях, рассматривающих стили руко-
водства или стили совладания (coping styles). Вместе с тем,
за полувековой период изучения проблемы стиля в психо-
логии стала очевидной необходимость если не пересмотра
исходных гипотез о природе и механизмах стилеобразова-
ния, то, по крайней мере, уточнения используемых поня-
тий и поиска предпосылок для построения интерпретаци-
онных моделей, скорректированных с учетом накопивших-
ся данных. С этой целью будет небезынтересно указать на
основные универсальные признаки Стиля как Комплекс-
ной Развивающейся Системы (этой проблеме, "Human Style
as a Complex Developing System", посвящена отдельная ра-
бота: см. Libin, in preparation, a).

Действие общего механизма, обусловливающего про-
явление стилевых характеристик в любом акте "субъект—
объектного" и "субъект—субъектного" взаимодействия,
выражается через определение стилевого единства как уни-
версального признака стиля. Этот признак характери-
зует не только конечный результат поведения или дея-
тельности, но и весь процесс в целом: предпочтение сти-
мула, объекта и типа ситуации, средств и способов дости-
жения цели, "формы" результата. Инвариантность являет-
ся следующей характеристикой стиля, описывающей типы
конкретных взаимодействий, и предполагающей, что на
всех уровнях системы интеграл системообразующих ком-
понентов должен быть представлен единым результатом.
Принцип инвариантности в том или ином виде присут-
ствует во многих теоретических и экспериментальных ги-
потезах, например, в положении об инструментальном
единстве личности {Палей, Магун, 1979), согласно кото-
рому в структуре индивидуальности выделяются механиз-
мы, отвечающие за реализацию внутренних потенций че-
ловека во внешних взаимодействиях с другими людьми и
предметным миром.

Существует еще одна область пересечения рассматри-
ваемых подходов, когда стиль объясняется через понятие



СТИЛЬ ЧЕЛОВЕКА: СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ


 


предпочтения. Эта тема имеет в психологии особое звуча-
ние. Метафорически механизм предпочтения можно опи-
сать как "схождение луча внутренней жизни с тем, что
излучает из себя внешний мир" (цит. по: Гей, 1964). Скорее
всего, такая позиция и есть некая золотая середина в дис-
куссии о том, что является преобладающим в детермина-
ции стиля — врожденное или приобретенное, субъектив-
ное или объективное, формальное или содержательное.
Переплетение индивидуальных свойств содержательного
плана с динамическими (формообразующими) тенденци-
ями лишний раз свидетельствует о статусе предпочитае-
мых способов взаимодействия со средой как условий, об-
легчающих или затрудняющих формирование определен-
ных отношений человека с миром. Возможно также, что
использование структурно-функционального анализа для
целей психологического исследования природы стиля по-
зволит раскрыть механизмы, обусловливающие своеобра-
зие стилевой сферы человека как со стороны его индиви-
дуально-типологических особенностей, так и со стороны
объективной, средовой детерминации. При этом структур-
ные компоненты, включающие устойчивые признаки ин-
дивидуальности, оказываются фактором, ограничивающим
число степеней свободы при формировании различных
функциональных систем. Конечно, важно не только кон-
статировать недизъюнктивность, неотделимость формаль-
ных и содержательных, структурных и функциональных
аспектов психики, но и исследовать специфику соотно-
шения между разными подсистемами индивидуальности,
используя, например, понятие "вторичного носителя"
(Веккер, 1998).

Объединение на концептуальной и эмпирической ос-
нове анализа общепсихологических закономерностей с
изучением специфики индивидуальных проявлений пред-
ставляется возможным выходом из того тупика, в котором
оказываются исследователи, пытающиеся проанализиро-
вать природу стилевых проявлений, исходя "из них самих".


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты