Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИСКУССТВО ШУМЕРА И АККАДА




 

В древнейших государствах Двуречья – Шумерском и Аккадском – возникла письменность (клинопись), сложились основные образы и типы зодчества, сформировались рельеф, круглая пластика, глиптика, художественное ремесло. До нас дошел целый ряд разнообразных художественных произведений, созданных на протяжении 4-3-го тыс. до н.э. и позволяющих судить об особенностях искусства Передней Азии.

Письменность, по преданию, данная жителям Шумера героем Гильгамешем, запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне.

Архитектура.Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. Древнейшие шумерские города-государства, окруженные стенами и башнями,

 

Зиккурат Этеменнигуру в Уре. Реконструкция

 

группировались вокруг храмов, посвященных богам светил, плодородия, ветра. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек (от них остались только небольшие фрагменты) считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200 – 3000 гг. до н.э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, которая защищала здание от наводнений. Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделывали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами – лопатками. Приподнятый над жилой частью города храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Наверх вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные площадки). Храм – низкое толстостенное прямоугольное здание без окон – имел внутренний двор. Свет проникал в помещения через проемы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также своды и купола. По такому же принципу строились дворцы и обычные жилые дома.

В 3-м тыс. до н. э. возник более разработанный в архитектурном отношении тип храма – зиккурат, постепенно приобретший значение главного культового сооружения. Зиккурат, например, знаменитый зиккурат Этеменнигуру в Уре, состоял из нескольких (от трех до семи) огромных платформ прямоугольной или усеченной формы, выложенных сплошной кладкой из сырцового кирпича и помещенных уступами одна на другую. Террасы соединялись наружными гигантскими лестницами или пандусами, выявлявшими структуру зиккурата. Нередко он служил своеобразным научным центром, обсерваторией или наблюдательным пунктом.

Лучше всего сохранился огромный зиккурат царя Ур-Намму в Уре (конец 3-го тыс. до н.э.). Как и более ранние храмы, он имел сходство с горой. Три его мощные, сужающиеся кверху террасы были окрашены в разные цвета: черный (битум), красный (облицовка обожженным кирпичом), белый (известняк). Сооружение венчало небольшое святилище, вероятно, декорированное синей глазурованной плиткой. Эта цветовая гамма, согласно мифологическим представлениям, символизировала связь земного и небесного миров. Своими четкими горизонтальными членениями зиккурат напоминал ступенчатые пирамиды.

Скульптура. До нашего времени дошли прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале 3-го тыс. до н.э. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант (от лат. adore – поклоняться), который представлял собой статую молящегося – фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Огромные глаза адорантов выполняли особенно тщательно, их часто инкрустировали. Главная черта шумерской скульптуры – это условность изображения, отсутствие портретного сходства.

Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими о жизни города (закладке храма, повседневных делах, военном походе и т.п.). Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно – от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового размера, только царя в соответствии с древним каноном всегда изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа может служить стела (вертикальная плита) Эанатума, правителя города Лагаша (около 2470 г. до н.э.), названная «Стелой коршунов». Все здесь направлено на то, чтобы показать победу над врагом. На одной из сторон стелы – бог Нингирсу – покровитель Лагаша, держащий в руках палицу и сеть с барахтающимися в ней врагами, на другой – тесно сомкнутая шеренга страшных, грубых и диких воинов, готовых задавить, смести все на своем пути. Они – воплощение грозной силы. Фигуры подчинены плоскости и изображены с соблюдением канона.

К числу шедевров аккадского искусства относятся скульптурные головы, достаточно точно передающие этнический тип. Особенной художественной удачей является портрет правителя Аккада – Саргона Древнего (XXIV в. до н.э.), выполненный из меди. В нем воплощен образ волевого, мужественного и мудрого человека. Другими примерами аккадского стиля служат многочисленные каменные статуи правителя Лагаша – Гудеа. В них переданы не только индивидуальные черты, но и возрастные изменения. Художественный стиль скульптурных изображений при разрозненности городов-государств и отсутствии единого пантеона богов (каждый город имел свои мифы) формировался медленно, но характерно, что традиции искусства аккадцев ощущались и после падения аккадской династии в XXII в. до н.э.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты