Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Прафесійныя і асабістыя якасці рэдактара. Рэдактарскае забеспячэння ідэалагічнага ўзроўню друкаванай і аўдывізуальнай прадукцыі.




Редактор занимается выявлением в тексте ошибочных сокращений и обозначений единиц измерения и приведением их в соответствие со стандартами; сверяет цитаты и проверяет другой фактический материал; устанавливает, увязаны ли ссылки в тексте с рисунками, таблицами и библиографическими справками, занимается обнаружением повторов в тексте; нередко участвует в считке и т.п.

О качествах редактора на примере одного из специализированных изданий (медицинского журнала):

1. Уважая права авторов, рецензентов, читателей и участников испытаний, редакторы должны:

— Выражать признательность рецензентам в письменном виде, высылать авторам комментарий рецензентов и решение редакционного совета о публикации (или отказе от публикации) статьи, публиковать в журнале список рецензентов.

— Более детально освещать процесс редактирования, публикуя данные о числе экспертов, рецензирующих статью, принципах принятия редакторских решений, проценте статей, которым было отказано в публикации, времени от принятия статьи до ее публикации и о направленности статей, представленных для рассмотрения.

— Запрашивать у больных согласие на публикацию статьи, если по представленной в ней информации можно узнать об их участии в исследовании.

2. Поощряя критическое отношение авторов к своей работе и широкое распространение добросовестной практики научных исследований, редакторы должны:

— Публиковать исправления, дополнения и критические заметки по поводу статей, опубликованных в предыдущих номерах журнала.

— Принимать активное участие в расследовании случаев недобросовестной практики научных публикаций и принимать меры по их предотвращению.

— Признавать свою ответственность за пропаганду высококачественных медицинских исследований и научных публикаций среди своих читателей, которые в будущем могут стать авторами.

— Предоставлять авторам возможность ознакомиться с отредактированными рукописями и выразить свое согласие (или несогласие) на публикацию исправленного варианта.

— Участвовать в работе по выявлению имеющихся систематических ошибок или их предупреждению, например в сотрудничестве с организациями, составляющими списки контролируемых испытаний, или посредством публикации протоколов исследований.

3. Обеспечивая добросовестность и непредвзятость публикуемых материалов, стремясь свести к минимуму возможные систематические ошибки, редакторы должны:

— Исключить влияние любого конфликта интересов, поэтому они, другие редакторы и рецензенты:

— не имеют права быть связаны финансовыми обязательствами с коммерческими организациями, так или иначе заинтересованными в публикации рассматриваемой статьи;

— самоустраняются от принятия решений о публикации, на которые могут повлиять их личные мотивы, убеждения или предрассудки;

— своевременно сообщают о наличии потенциального конфликта интересов.

— Доводить до сведения читателей принятый в журнале порядок осуществления независимого рецензирования (например, сообщая о том, какая часть статей подвергается внешнему рецензированию и какова направленность этих статей).

— Относиться к рукописям как к конфиденциальным документам и требовать того же от других редакторов и рецензентов.

— Добиваться строгого разделения функций сотрудников, участвующих в редакторской и деловой деятельности журнала.

— Требовать, чтобы авторы сообщали об индивидуальном вкладе в исследование каждого из них, и приводить эту информацию в статье.

— Сообщать читателю о том, что публикация является дублирующей, если данная статья уже появлялась в другом издании.

— Избегать систематических ошибок, связанных с предпочтительной публикацией положительных результатов исследований, для чего следует принимать во внимание актуальность проблемы и методологическое качество работы, а не "положительные" или "отрицательные" результаты.

4. Улучшая качество своих журналов, редакторы должны:

— Постоянно совершенствовать свои познания в области редактирования и рецензирования медицинских статей, этики научных исследований и публикаций.

— Постоянно совершенствовать свои познания в области методологии научных исследований.

— Обеспечивать параллельное рецензирование рукописей как экспертами по методологии научных исследований, так и специалистами в соответствующей области медицины.

— Постоянно оценивать качество редакционной работы журнала и периодически сообщать о результатах этой оценки.

— Прибегать к помощи независимых экспертных групп, оценивающих качество редакционной и рекламной деятельности медицинских журналов.

— Публиковать представленные в журнал материалы исследований, в которых оценивается качество его редакционной работы, если соответствующие исследования заслуживают доверия

6. Значэнне рэдактарскага вопыту рускіх і беларускіх піьменнікаў (Л. Талстой, А.Чэхаў, М. Горкі, Я. Колас, К. Крапіва, М. Лужанін, Я. Брыль)

По мере ликвидации неграмотности (в 1920 г. процент грамотных в возрасте 9-49 лет составлял 44,1, в 1926 - 56,6, в 1939 г. - 87,4) и роста уровня профессионального образования в значительной мере меняются и редакционно-издательские задачи. Постепенно теряет свое значение ориентировка на полуграмотного читателя, на первый план выдвигается разработка адекватных видов и типов изданий. Собственно начало этого процесса наблюдается уже в 20-е годы. Так если в 1920 г. брошюры составляли 55,9% всей книжной продукции, то в 1921 г. - 47,4%. В дальнейшем потребность в видотипологическом разнообразии издательского репертуара значительно увеличивается.

Особенно заметной эта проблема становится в области издания нехудожественной литературы. Уже в известном постановлении ЦК ВКП(б) от 28 декабря 1928 г. «Об обслуживании книгой массового читателя» указывается на необходимость увеличения выпуска массовой производственной литературы, способствующей повышению уровня технических знаний рабочих и крестьян. Этой цели призваны были служить книги, ядром массива которых должны были быть производственные пособия, учебники и справочники. Более широкой в этом отношении профессиональной постановкой вопроса отличались те части постановления ЦК ВКП(б) от 15 августа 1931 г. «Об издательской работе», где было сформулировано положение о соответствии типа книги, ее содержания и языка целевому назначению, уровню и потребностям различных групп читателей, которым она призвана была служить.

Поиск адекватных редакционно-издательских решений проводился в плоскости проблемы «новый читатель - постоянно обогащающийся производственный материал - автор». Дело в том, что многие авторы-специалисты далеко не всегда могли писать так, чтобы быть понятным даже грамотному рабочему или крестьянину, а неспециалисты-популяризаторы часто прибегали к слишком упрощенному изложению специфического производственного материала, снижая его научную и практическую ценность. Не случайно журнал «Красная печать» писал о том, что издательства «ставят себе цель создать не только новую книгу, но и нового автора».

Сложности в решении этой задачи усугублялись отсутствием квалифицированных издательских кадров, обладающих навыками редакторской практики, способных оперативно «модернизировать» весь арсенал редакторских средств в нестандартных профессиональных ситуациях, оптимально использовать лучшие достижения редакторской школы прошлого, опирающиеся на вековые культурные традиции. Скорее всего указанную проблему можно классифицировать как проблему преемственности, а образцы ее решения следует искать в профессиональной редакторской деятельности русских писателей и ученых, которые работали на стыке двух во многом поразительно разных эпох. Однако их опыт представляет собой то связующее звено, без которого неизбежно произошел бы полный разрыв в культурном наследии поколений. В области подготовки и издания произведений художественной литературы примером тому может служить прежде всего редакционно-издательская деятельность А.М. Горького, А.А. Блока, В.Я. Брюсова.

С именем А.М. Горького связаны многие ценные издательские начинания. Уже в начале 1900-х годов он руководит издательством «Знание», сумев не только привлечь к сотрудничеству лучшие литературные силы того времени, но и сделать доступным многие образцы литературного искусства широкому читателю. (Дешевая библиотека товарищества «Знание»). В 1905-6 гг. при его участии выходит один из острых сатирических журналов «Жупел». В 1912-13 гг. А.М. Горький редактирует журнал «Современник». В 1915 г. (см. предыдущую главу) он организует издательство «Парус» с широкой демократической программой книгоиздания, которая была призвана охватывать современные проблемы науки, философии, социально-политической жизни, этики и морали.

Как явствуют результаты изучения творческого наследия писателя, Горький лично занимался подбором авторов и самостоятельно разрабатывал концепцию многих будущих изданий. Стремясь обеспечить высокий уровень редакционно-издательской подготовки литературных произведений, Горький приглашает для редакторской деятельности, таких мастеров, как В.Я. Брюсов и И.А. Бунин (последний, к сожалению ответил отказом). В «Парусе», по сути дела, впервые разрабатываются принципы издания авторов, представлявших художественную культуру народов, которые входили в состав Российской империи. Для этого были созданы специальные редакционно-издательские национальные комитеты. Вышедшие в издательстве сборники армянской литературы (1916), латышской литературы (1916), финляндской литературы (1917) являли собой новый тип издания. Они заменили собой традиционно бытовавшие обычные собрания отдельных переводов книгой, созданной на иной концептуальной издательской основе. Главная идея сводилась к тому, чтобы дать читателю наиболее цельное и полное представление о национальной литературе. Особое внимание уделялось научно-справочному аппарату, в частности, вступительной статье, представляющей очерк об истории развития национальной литературы, и библиографическим спискам, отражающим общественную и культурную жизнь нации.

Забота о сохранении лучших литературных и редакционно-издательских традиций характерна и для издательской деятельности Горького в советский период. В 1918 г. он становится во главе организованного им издательства «Всемирная литература», цель которого познакомить читателя с образцами мировой литературной классики (здесь работают редакторами В.Я. Брюсов, А.А. Блок, К.И. Чуковский и др.). До своего отъезда за границу Горький редактирует целый ряд журналов («Северное сияние», «Наш журнал», первый «толстый» литературно-общественный журнал «Красная новь» и др.).

То же относится и к белорусской литературе


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.004 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты