Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос 27: Мышление в структуре психики. Психологическая сущность мышления.




Ответ 27: Мышление в структуре психики. Для более адекватного и полного представления места мышления в структуре психики личности необходимы знания этой структуры. В отечественной психологии принята следующая структура психики личности (см.рис.1). При этом указанные в структуре психики личности компоненты представляют собой: психические процессы - психические явления, обеспечиваю­щие первичное отражение и осознание личностью воздействий окру­жающей действительности; психические свойства -наиболее устойчивые и постоянно про­являющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают сле­дующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности; психические состояния - определенный уровень работоспособности и каче­ства функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени; психические образования - психические явления, формирую­щиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессио­нального опыта, в содержание которых входит особое сочетание зна­ний, навыков и умений.

 

Рис 1. Структура психики человека

Таким образом, мышление в структуре психики личности относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.

Психологическая сущность мышления. Психология, в отличие от других наук, изучает мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального познания, отличия мышления от восприятия. Последнее отражает окружающий мир в образах, предметы мира предстают в восприятии со стороны своих внешних, чувственно достоверных свойств. В восприятии вещи, явления и свойства даны в своих единичных проявлениях, которые “соединены, но не связаны”. Но для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия, потому что:

- во-первых, сущ­ность предметов и явлений непосредственно не совпадает с их внешним обликом, доступным восприятию.

- во-вторых, сложные явления природного и социального мира недоступны воспри­ятию, они не выражены в наглядных свойствах.

- в-третьих, вос­приятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств человека. Но с помощью восприятия невозможно познать прошлое (что уже случилось) и предвидеть будущее (чего еще нет).

Таким образом, мышление начинается там, где оказывает­ся уже недостаточным или даже бессильным чувственное по­знание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя дале­ко за их пределы. Мы легко можем понять, например, что межпланетный корабль, движущийся со скоростью 50000километров в секунду, будет перемещаться к далекой звезде в шесть раз медленнее, чем луч света, тогда как непосредствен­но воспринять или представить разницу в скорости тел, дви­жущихся со скоростью 300000 километров в секунду и 50000 километров в секунду, мы не в состоянии. В реальной позна­вательной деятельности каждого человека чувственное позна­ние и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимно обусловливают друг друга.

Мышление раскрывает то, что непосредственно в воспри­ятии не дано, оно отражает мир в его существенных связях и от­ношениях, в его многообразных опосредствованиях.Основная зада­ча мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отде­лив их от случайных совпадений во времени и в пространстве. В процессе мышления осуществляется переход от случайного к необходимому, от единичного к общему. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях несущественных обстоятельств. Поэтомумышление определяют как обобщенное отражение действительности. Всякое мышление совершается в обобщениях. “Мышление, - подчеркивал С.Л.Ру­бинштейн, - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному”. В процессе мышления субъект использует различного рода средства, вырабатываемые человечеством с целью проникнове­ния в существенные связи и отношения предметного и социаль­ного мира: практические действия, образы и представления, мо­дели, схемы, символы, знаки, язык. Опора на культурные сред­ства, орудия познания характеризует такую особенность мышле­ния, как егоопосредствованность. Традиционные определения мышления, которые можно встре­тить в большинстве учебников по психологии, обычно фиксируют два его признака: обобщенность и опосредствованность.Мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения дей­ствительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Появление речи в процессе эволюции человека принципиально изменило функции мозга. Мир внутренних переживаний, намерений приобрел качественно новый аппарат кодирования информации с помощью абстрактных символов. Это не только обусловило возможность передачи информации от человека к человеку, но и сделало качественно иным процесс мышления. Мы лучше осознаем, понимаем мысль, когда облачаем её в языковую форму. Вне языка мы переживаем неясные побуждения, которые могут быть выражены лишь жестами и мимикой. Слово выступает не только как средство выражения мысли: оно перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, таккак сама мысль совершается и формируется с помощью слова. Суть мышления – в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Благодаря слову картина мира становится более совершенной, дифференцированной, с одной стороны, и более обобщенной – с другой. Присоединяясь к непосредственному образу предмета, слово выделяет его существенные элементарные или комплексные признаки, которые непосредственно недоступны субъекту. Слово переводит субъективный смысл образа в систему значений, что делает его более понятным как самому субъекту, так и другим окружающим его.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты