Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Западная философия XX века: экзистенциализм, «философия жизни» и философская антропология.




Исходные позиции экзистенциализма были заложены еще в середине XIX в. С. Кьеркегором, но в широкое философское течение он развернулся в 20-30 гг. XX в., а своего «пика» достигает в 40-60 гг.; его идеи и в настоящее время сохраняют свое значение и влияние. При всех различиях в воззрениях можно выделить общее теоретическое содержание экзистенциализма как философского течения. Так выявляется главная особенность экзистенциализма - понять все существующее как имеющее человеческое измерение, т. е. преломляющееся в структурах человеческого сознания. А поскольку мир очеловечен, постольку и сам человек выступает не как по преимуществу познающее существо (познает безразличный по отношению к нему мир, как это было в прежней философии, например у Гегеля), а как прежде всего существо страдающее, переживающее свою смертность, озабоченное и тревогами, и надеждами. Философия эта, как видим, антропоцентристская. Центральная категория экзистенциализма - «экзистенция», или то внутреннее ядро человеческого «я», в котором концентрируется конкретная неповторимая личность. «Экзистенция» в силу своей слитности невыразима в понятиях, переживается субъектом и передается, да и то неполно, в образных уподоблениях (в искусстве). Ее главная онтологическая характеристика - это «бытие - между», т.е. человеческое бытие располагается как бы в промежутке между «абсолютным бытием», от которого человек принципиально зависит, будучи конечным звеном в цепи бесконечного, и реальным эмпирическим миром, в котором ему приходится жить. Жизнь в этом мире - «неподлинное существование», поскольку в его «абсурде» личность теряет свою уникальность и тонет в рутине повседневности. Интерес к собственно человеческому бытию, неприятие классического рационализма - черты, роднящие экзистенциализм с такими известными течениями, как «философия жизни» и «философская антропология» (мостик здесь - Сартр). И если «философию жизни» по времени (оформилась на рубеже XIX - XX вв.) можно рассматривать как предшественницу экзистенциализма, то «философская антропология», возникнув позднее, уже опирается на экзистенциализм и одновременно в ряде пунктов оппонирует ему. В этом же ряду и философская герменевтика. Охарактеризуем основное содержание этих учений. Основы философии жизни, как уже говорилось, заложил Ницше. Сторонники рассматриваемого философского учения исходят из убеждения, что высшая ценность бытия - это «полнота жизни», «полнота переживания жизни», ибо не истина, не польза и не красота составляют глубинный смысл всех устремлений человека, а сама его жизнь как таковая - индивидуально неповторимая и нацеленная на свободную, спонтанную творческую самореализацию, по сути своей самобытную и поливариантную. При этом «жизнь» понимается многозначно и расплывчато - это и биологический аспект человеческого бытия («воля к власти» Ницше), и весь комплекс переживаний человека, от повседневных и приземленных до самых возвышенных и отвлеченных (Зиммель), да и измерения жизни многообразны - от биолого-физиологических и вплоть до культурно-исторических (Дильтей) и даже космических (Бергсон) В целом же «жизнь» выступает как первичная целостная реальность, совпадающая с безудержной, ненасытной волей (напомним о Шопенгауэре) и распадающаяся на материю и сознание. Характеризуется она постоянной творческой активностью, в ходе которой рождаются все новые и новые явления и события, а сама действительность предстает как бесконечное становление и «вечное возвращение», как «живой поток», в котором нечто непрерывно созидается и разрушается, разрушается и созидается. Термин «философская антропология» означает не только конкретное, довольно влиятельное и широкое течение в западной философии XX века, к рассмотрению которого мы и переходим, но и употребляется в более широком смысле - как вообще философское учение о человеке. Возникла «философская антропология» в Германии в конце 20-х годов. В настоящее время существует во многих вариантах - биологическая антропология, социально - биологическая психологическая культурологическая, диалогическая, религиозная педагогическая и т д Теоретические источники - античность (человек как «мера всех вещей»), христианское учение о человеке как венце творения, представление Канта об автономии человека и о том что он сам для себя есть «последняя цель» и потому должен философски исследоваться «отдельно и особо» и др , в XX веке - «философия жизни», феноменология, а также идеи психоанализа, структурализма, постмодернизма и т д. Важную роль играет и опора на новейшие достижения биологии и психофизиологии человека, ибо как бы различно ни оценивалась природная основа философскими антропологами, все они учитывают ее роль и значение. В нашем пособии мы остановимся лишь на взглядах основоположников. Общая задача философской антропологии состоит, по Шелеру, в том, чтобы из рассмотренной выше структуры человеческого бытия, совпадающей у него со структурой сущности человека, вывести «все специфические монополии, свершения и дела человека» - язык совесть, инструменты, оружие, идеи праведного и неправедного, государство, искусство, миф, религию, науку, «историчность» и «общественность» Реализацию этой задачи Шелер также увязывает с поиском путей выхода из глубокого кризиса современной ему западно-европейской культуры его сущность он видит в забвении западным обществом этических ценностей, и чтобы устранить кризис, следует вернуться к ним

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты