Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос 48.Общая философия: проблема сознания и понятие субъективной реальности. Идеальность сознания. Сознание - язык - культура, Проблема самосознания.




Два исходных определения сознания 1) «генетически природное», характеризующее сознание как свойство высокоорганизованной материи и высшую форму отражения и раскрывающее сознание в аспекте соотношения в человеке телесного и духовного (система «сознание - мозг»); 2) нацелено на раскрытие общественной природы сознания, обусловленности его происхождения и сущности предметно-практической деятельностью людей (система «сознание- общество»). Эти определения внутренне взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, но они и специфичны, что и предопределяет преимущественную ориентацию первого на естественнонаучное знание, а второго- на знание гуманитарное. Ступени усложнения информационного отражения - раздражимость (у растений), чувствительность, или способность к ощущению (наблюдается у простейших животных), психическое отражение (связано с наличием у животных нервной системы), человеческое сознание. Идеальность - средоточие «тайны» сознания, связанной с ненаблюдаемостью его. Действительно, находясь в человеческом мозгу, явления сознания (мысли, влечения и т. п.) закрыты для наших органов чувств. Но, сознание не есть некая абсолютно замкнутая система; формируясь в практической деятельности, оно же в ней и выявляет себя, объективируясь в практических действиях, а также в речи, реальности искусства, вообще во «всей системе символики». Так идеальность становится доступной для научного изучения, хотя и не прямого, а главным образом косвенного- через указанные объективированные формы. Раскрывая природу идеального как субъективной реальности, важно прежде всего подчеркнуть, что эта природа уясняется из сопоставления (и даже, в известной мере противопоставления) идеального и материального, субъективного и объективного. Многозначно и понятие субъективного: принадлежащее субъекту и потому несущее на себе печать его индивидуального своеобразия (особенностей его жизненного опыта, интересов установок, поведенческих актов и т. д.); субъективный образ объективного мира, т. е. более или менее верно объективно) отражая действительность в содержательном объекте наше сознание по форме всегда субъективно, всегда является реальностью не объективной, а субъективной; неполнота отражения действительности субъектом и возможность привнесения в это отражение чего-то от себя, подчас искажающего действительность (субъективное в смысле субъективизма). Сущность идеального: это способность нашего сознания отражать наличную и строить (на этой основе) проекты будущей действительности в форме субъективной реальности, в силу чего объекты внешнего мира существуют здесь вне их материальных носителей, бестелесно, как их (т. е. объектов) психический образ. Понимание идеального в содержательном плане как отражения наличной и проекта будущей действительности- это гносеологический подход к идеальному. Некоторые авторы толкуют этот подход слишком жестко: в этих случаях идеальность сознания невольно отождествляется с его истинностью, что не передает всего богатства содержания сознания. И ставится под сомнение связь гносеологического подхода к пониманию идеальности сознания с подходом онтологическим. Вовсе не следует отрицать или не учитывать то, что сознание, будучи формой познания, оценки и практической ориентировки в мире, всегда выступает также и как определенная реальность чувственных образов субъекта, его логических структур, волевых актов, эмоциональных переживаний и т. д. Иными словами, сознание вполне может рассматриваться и с онтологической стороны, отчетливо видя то, что речь идет о существовании здесь не абсолютной реальности (этот статус лишь ума), а реальности относительной- производной, вторичной, являющейся идеальным отражением абсолютной реальности и ранее зависящей, на ее основе возникающей. Речь- это язык, функционирующий в конкретной ситуации общения, язык же- это определенный, данным народом социально-исторически отработанный, национальный по своему характеру словарный состав и грамматический строй. Соотношение языка (речи) и сознания таково: если язык является материальной формой мысли, выраженной в системе знаков, то мысль, сознание в целом - это идеальное содержание языка как материальной формы, система значений, представляющая собою обобщенное отражение человеком внешнего мира и самого себя, заключая в себе идеальную модель социального опыта человечества. Схожесть основной логической структуры у всего многообразия национальных языков (а их в мире насчитывается свыше 3 тысяч), свидетельствующая о существовании единых для всех землян законов и правил логического мышления и делающая возможным взаимопонимания народов и эпох. Но ведущая ф-ция и определяющая все другие- функция общения, или коммуникации: с помощью языка как материального носителя мысли люди передают друг другу самую разнообразную. Принципиальный смысл и назначение языка в функции средства общения- координировать деятельность людей и каждого человека. Другие функции языка- быть орудием мышления («обобщающая функция»), средством выражения эмоций (например, интонационная сторона речи), средством воздействия на психику не только отдельных индивидов, но и больших социальных общностей («сила слова») и др. Проблеме «сознание и культура», имеется в виду совокупный опыт освоения и преобразования людьми объективного мира и самих себя, в комплексе составляет мир культуры. Язык, сознание, культура- теснейшее триединство, в котором каждому члену отводится свое, особое место: само сознание возникает в связи с формированием культуры как средство и условие программирования совместной деятельности людей благодаря языку культура как социальная память человечества материализуется, приобретает предметную форму, что и делает возможным накопление от эпохи к эпохе достижений культуры и передачу их от поколения к поколению. Главное в данной проблеме: если система «язык и сознание» предстает как формальная и содержательная основа культуры, то сама культура- это предметный результат движения этой системы, «мотор» которого - предметно-практическая деятельность. Самосознание- это выделение человеком себя из окружающего мира, выявление своего отношения к нему и к себе как к уникальной, неповторимой личности. В большей или меньшей степени оно носит осознанный характер, чем и определяется роль здесь сознания, но значимы в процессах самосознания и факторы. Человек отделяется от социума, превращается в автономную личность, существо уникальное, свободное и ответственное; оно-то и выступает носителем, в полном объеме, самосознании. Структура самосознания, его элементный состав. Это, прежде всего, самопознание, уровнями которого являются самочувствие, осознание себя частью той или иной социальной группы, осознание своего «Я» в указанном выше смысле. Это, далее, самооценка, или оценка индивидом самого себя, своих возможностей и своего места среди людей.Это, наконец и самоконтроль, или анализ своих действий на основе качественных мотивов.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты