Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Композиционное использование рельефа в садах Возрождения (на примере сада виллы Ланте) (вопрос №3).




Итальянские сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. В садах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение. Здесь были построены первые виллы, заложившие основы представления стилистического понятия – «итальянский сад». Холмистый рельеф местности определил главный композиционный принцип «итальянского сада» - это сад, расположенный на террасированном склоне, с которого открывается вид на окружающий пейзаж.

«Итальянский сад» – это соединение в миниатюре сложного рельефа, красоты и чёткого геометрического построения.

Вилла Ланте. Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, «разделив» дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью. Нижняя терраса - входная часть сада - решена в виде плоского партера (75Х75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре. Остальные квадраты партера оформлены цветниками, заключенными в бордюры из самшита. Следующий уровень занимают два здания казино, за которыми сад поднимается в гору по главной оси сада. За ними находится фонтан «Свечи», тонкие вертикальные струи которого напоминают свечки. На следующей террасе стоит большой Мраморный стол, посередине которого прорублен желоб с водой для охлаждения напитков и фруктов в жаркие летние дни. Аллегорические изображения двух старцев – атлетов (речных богов) Тибра и Нила с кубками изобилия в руках «восседают» в овальном бассейне в торце стола. Это оригинальный архитектурный шедевр – фонтан «Морских божеств». Далее следует фонтан «Омар» устроенный в виде желоба – гигантского омара, огражденного с обеих сторон живыми стенами. Завершается этот великолепный ансамбль на верхней террасе туфовой нишей – гротом, откуда и берет свое начало водоток, являющийся осью всей этой композиции. Путь водотока из грота к фонтану с бассейном, затем фонтан «Омар», далее фонтан «Морских божеств», потом водяной поток, питающий круглый фонтан, отсюда в водоемы у фасадов казино и завершается маршрут в фонтане плоского парадного партера.

Композиция сада интересна постепенной сменой парковых картин, индивидуальным решением каждого уровня, где по мере продвижения убывают архитектурные элементы, все ближе подступают стены боскетов и плотнее смыкаются кроны деревьев (платанов). Водоток, стекающий (как в вилле Капрарола) по пандусу, здесь обрамляется уже не каменными, а зелеными стенами. Каскад оплетают раковые хвосты – намек на имя кардинала («Гамбара» с итальянского переводится как «рак»). Сад окружен стеной, однако с запада к нему примыкает роща со свободно растущими деревьями, в которой размещены различные парковые устройства: бассейн, беседка, фонтан Пегас, лабиринт. Идея постепенного перехода от солнечного партера к прохладной тени верхнего сада и далее в лес выражена здесь с особой четкостью.

 

13.Творчество Джакомо Бароцци да Виньола и его значение для садово-паркового искусства. (вопрос№10)

На смену суровому средневековью пришла эпоха Возрождения. Ее благотворное влияние раньше других ощутила Флоренция. Еще в XIV в. этот богатый город стал центром искусства и культуры всей Северной Италии. Красивый флорентийский пейзаж с пологими холмами, между которыми протекала река Арно, казалось, был специально создан для строительства загородных вилл с террасными садами. Сады вилл во Флоренции сыграли важную роль в развитии садового искусства Италии. Вместо закрытой и схематической композиции дворов средневековья появляется форма жизнерадостного, связанного с природой сада. В нем находили применение все достижения садового искусства античности и технические усовершенствования, рожденные бурным развитием эпохи.

Сформированные в Риме новые приемы композиции вилл во второй четверти XVI в. были перенесены в северные районы Италии. В эпоху Возрождения основным типом сада в Италии являлся сад виллы. В композиции итальянских вилл нашла отражение идея гегемонии человека над природой, характерная для эпохи Возрождения.

Регулярные композиции строились на основе следующих принципов:

• единство ансамбля виллы и сада;

• сдержанная монументальности (рациональные и гармоничные пропорции);

• последовательность (анфиладность);

• спокойствие и уравновешенность;

• четкости плана (квадрат, круг);

• организация продольных (вдоль склонов), а затем и глубинных (поперек склона) перспектив;

• создание разнообразных театрализованных эффектов;

• подчеркивание преемственной связи с античным Римом.

К наиболее характерным относятся такие приемы построения садовых композиций итальянских вилл: террасирование склонов холмов, оформленное высокими стенами, вазами, балюстрадами, скульптурами и гротами; обводнение территории сада системой каскадов, фонтанов и бассейнов; завершение садовых перспектив амфитеатром со скульптурой на фоне зелени (заимствовано у древних римлян) или свободно растущих групп деревьев; оформление партеров строгими по рисунку цветочными коврами; стрижка деревьев и кустарников; использование лоджий как видовых точек и постепенного перехода от закрытого пространства виллы к открытому пространству сада.

Признанным мастером садового искусства Италии XVI в. был знаменитый Джакомо Бароцци да Виньола. Его виллы Ланте и Капрарола считаются лучшими в наследии ландшафтной архитектуры эпохи Возрождения. Обе виллы имеют строго симметричные планы, вытянутые вдоль одной оси. Обе невелики по размеру, имеют длину около 200 м и спускаются террасами по пологим склонам. Здания, в обеих виллах, находятся в средней части композиции, но не являются ее яркой композиционной доминантой.

Так, в вилле Ланте близ Витербо, расположенной на сравнительно небольшом склоне, регулярный сад строго симметричен, а ось водяных устройств совпадает с основной осью всего сада. Идея постепенного перехода от солнечного партера к прохладной тени верхнего сада и далее в лес выражена здесь с особой четкостью. В больших увеселительных резиденциях в этот период появились новые элементы оформления садового пространства: открытый театр, окруженный стриженым кустарником, небольшой закрытый сад хозяина дома (собственный сад), большие водные каскады.

Вилла Капрарола – один из лучших примеров ландшафтной архитектуры эпохи Возрождения. Здесь, секретный сад, задуманный архитектором Виньолой, отделен от дворца густым лесом. Он окружает казино,- павильон удовольствий, стоящий над каскадом и построенный в виде завитка. С трех сторон сада высятся ряды каменных статуй с декоративными урнами на головах. Центральная тема сада - вода. Она падает, течет, поет и искрится в лучах солнца.

Использование рельефа — одно из условий композиции итальянских садов. Виньола предложил скат холма оформлять в виде ряда возвышающихся друг над другом террас, растянутых во всю ширину парка или захватывающих только часть его. Террасы эти соединялись друг с другом сложной системой пандусов и лестниц, придающих цельность общему виду парка. Уступы почвы обрабатывались многочисленными декоративными сооружениями, гротами, лоджиями, фонтанами, каскадами, скульптурой, декоративной зеленью. Вся система подъемов (лестниц, пандусов) подводила обычно к главному входу в здание. Основным принципом планировки была симметрия. Архитектурный замысел строился в расчете на непрерывную смену впечатлений по мере подъема зрителей по террасам.

Дворец, площадки, аллеи, лестницы, террасы, посадки, гроты рассматриваются как части одной большой декоративной постройки, организуемой на базе тех или иных композиционных принципов. Эти садовые декорации проходят через несколько ярусов и венчаются фасадом дворца или так называемого «театра». Главная перспектива организуется композициями фонтанов, лестниц или широких каскадов. Мощность скульптур и украшений нарастает при подъеме или спуске, стиль скульптурных и архитектурных украшений увязывается с характером зеленых насаждений. Так, кариатиды Капраролы кажутся родственными соседним кипарисам, а в Ланте стираются границы между узорами каменных балюстрад и цветочными узорами. Изобилие каменных парапетов и балюстрад — примечательная особенность итальянского садового искусства. Вода виртуозно используется в соединении с фактурой зелени. Спокойная гладь водоемов удивительно контрастирует с бурными каскадами, доставляющими воду. Фонтаны несложны по форме; при расположении на открытых площадках, образованных секторными вырезками сходящихся баскетов, они трактуются в соединении с широким бассейном и высокой скульптурной группой в центре. В боскетной же зелени фонтаны устраивают чаще в нишах. Широко применяется и используется скульптура.

Итальянские сады и творчество Джакомо Бароцци да Виньола оказали сильное влияние на садово-парковое искусство Европы, и в первую очередь Франции.

 

 

14.Творчество Пирро Лигорио и его значение для садово-паркового искусства (вопрос№11).

Вилла д’Эсте – шедевр итальянского паркового искусства, поражает грандиозным ансамблем, стремительным падением уровней, обилием декоративных статуй и сооружений, мощными фонтанами и большими массами вечной зелени. Строительство виллы началось в 1550 году.

Автор проекта – архитектор и археолог Пирро Лигорио (ок. 1510 – 1583), который с 1550 года осуществлял раскопки на вилле Адриана, расположенной поблизости. Возможно, именно благодаря этому, он владел необыкновенным багажом знаний в области античного зодчества, которое использовал в качестве символических элементов в архитектурном декорировании, а так же при строительстве системы водоснабжения фонтанов.

Черпая вдохновение (а также многие статуи и большую часть мрамора для строительства) в близлежащей вилле Адриана – дворцовой резиденции императора Адриана, а также используя восстановленную древнеримскую технику гидравлики для водоснабжения многочисленных фонтанов, кардинал создал тщательно разработанный сад – сочетание архитектурных элементов и водных источников, который оказал огромное влияние на европейский ландшафтный дизайн.

План сада основан на центральной оси с дополнительными поперечными осями, идущими в тщательно продуманных разных направлениях. Особое внимание уделялось фонтанам, их величию и разнообразию, весьма необычной композиции. Парк, фонтаны и строения слились в единый великолепный ансамбль. В саду расположено около пятисот фонтанов, прудов и каналов. Творение архитектора Пирро Лигорио называют еще и «Виллой пятисот фонтанов», большая часть, из которых еще и сегодня в действии. Достаточное количество воды обеспечивается благодаря реке Аньене, которая протекает через город, и ручью Ривелезе, вода из которого поступает в цистерну, расположенную под внутренним двором виллы.

Пирро Лигорио, разработал методы иконографии, воплощенные во фресках, украшающих виллу, спроектировал и «Большую террасу», покрытую гравием и отличающуюся элементами, характерными для триумфальных арок, а также участвовал в проектировании фонтанов. Ему помогал Томмасо Чируччи из Болоньи, один из самых опытных инженеров-гидравликов XVI века, в техническом дизайне фонтанов ему помогал француз Клод Венард, который был опытным производителем гидравлического оборудования.

Самая большая композиция – «Аллея Ста Фонтанов», спроектирована так же Пирро Лигорио в 1565-1571 годах, протяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, источающими воду. Фонтаны бьют из голов причудливых животных, орлов и лилий, под которыми вода двумя потоками ниспадает в длинный каменный водоем. Аллея ста фонтанов ведет к одному из самых живописных фонтанов виллы – фонтану Сивиллы, идея создания которого была подсказана Микеланджело, а спроектирована – Пирро Лигорио. Полуовальный водоем обрамлен полукруглой галереей с арками. Среди водоема виднеется полураскрытая раковина с наядой. Тут же, в расселине скалы, стоит статуя римской богини Сивиллы. Из-под ее ног струится каскад.

Еще один шедевр Пирро Лигорио – «Водяной орган»(1568г), откуда в бассейн, с высоты 15 м низвергается водопад. Фонтан «Орган» получил свое название неслучайно, он знаменит первым, для того времени, гидравлическим органом. В усадьбе вода использовалась и используется в настоящее время для создания музыкальных эффектов. В свое время вода приводила в движение многочисленные механизмы, имитирующие уханье сов, пение птиц, стрельбу из пушек и другие эффекты. Орган, почти полностью утраченный к концу XVIII века, в настоящее время восстановлен. Он исполняет одну и ту же мелодию, образованную движением через органные трубы воздуха, выдавливаемого потоком воды из сводчатой полости. Музыкальный механизм расположен в беседке над фонтаном.

Таким образом, фонтаны стали не просто произведением искусства архитектуры, а сложными инженерными сооружениями, имеющими целью поразить зрителя игрой воды, света и звука. Результатом стала вилла д’Эсте, по праву занимающая свое место в ряду величайших усадьб, отличающихся интересным использованием воды, расположенных на холмах в предместьях Рима, по мнению академика Лихачева, она явилась прообразом для создателей парковых ансамблей Версаля и Петродворца.

Именно эту красоту садово-паркового и архитектурного творчества стремился превзойти Петр I при создании Петергофа.

 

15.Композиционные приемы и элементы сада виллы д'Эсте (вопрос№5).

Вилла находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д'Эсте. Она построена в 40-х годах XVI в. Автор-архитектор Пирро Лигорио. Эта вилла, по мнению академика Лихачева, явилась прообразом для создателей парковых ансамблей Версаля и Петродворца. Не случайно творение архитектора Пирро Лигорио называют еще и виллой пятисот фонтанов, большая часть из которых еще и сегодня в действии! Разнообразные водные устройства, которых здесь огромное множество, создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м.

Вилла расположена у подножия Тибуринских холмов. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70Х70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу (вход в усадьбу в XVI в. располагался в самой нижней части, и посетителям виллы сразу открывался прекрасный вид на Дворец, стоящий на вершине холма и фонтан Драконов). На этой оси важнейшим композиционным узлом является фонтан Драконов. Он расположен на площадке ниже подножия дворца, здесь же находятся три группы кипарисов, образующие мощные вертикальные акценты.

Достопримечательность сада - две поперечные оси. Верхняя - Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, источающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном «Сивилла» или «Овал» («Овальный») – овальный фонтан с водяным каскадом, в виде полукруглой стены, расположенный у подножья статуи Сивиллы, откуда широкий каскад падает в большой полуовальный бассейн. На волнах которого, как бы плавает раскрывающаяся раковина с женским бюстом внутри. Вся эта декорация, огороженная каменной стеной и заросшая мхом, вместе с нависающими ложными гротами, имитирует гору Тиволи. На верхнем уровне фонтана расположена балюстрада и проход с гротами, в которых журчат миниатюрные источники. В гротах прохладно даже в самые жаркие дни. С другой - площадкой «Торжествующий Рим» или «Рометта». Площадь «Рометта» представляет собой аллегорию античного Рима. На небольшой террасе поставлено несколько миниатюрных домиков - имитации Колизея и Пантеона, волчица с близнецами (мифы рассказывают, что двух братьев-близнецов, которые якобы в 745 г. до н. э. основали город Рим, в детстве вскормила волчица) и фигура воительницы с копьем, которая символизирует сам Рим (Рим в итальянском языке имеет женский род). У ног Рима – лодка-фонтан, несущая обелиск – символ острова Тиберина на реке Тибр. Здесь же в гротах скрываются статуи римских богов.

Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и представляет собой цепь прямоугольных водоемов – это Рыбные Пруды, заполненные ярко-голубой водой. В северной части она завершается «Водяным органом», откуда в бассейн с высоты 15 м низвергается водопад. Фонтан Орган получил свое название неслучайно. В усадьбе вода использовалась и используется в настоящее время для создания музыкальных эффектов. В свое время вода приводила в движение многочисленные механизмы, имитирующие ухание сов, пение птиц, стрельбу из пушек и другие эффекты. В настоящее время работает только механизм фонтана Орган, исполняющий одну и ту же мелодию, образованную движением через органные трубы воздуха, выдавливаемого потоком воды из сводчатой полости. Музыкальный механизм расположен в беседке над фонтаном.
Кроме монументальных сооружений на территории виллы д'Эсте можно найти и миниатюрные, но не менее интересные фонтаны, такие как фонтан Матери Природы. Фонтан Трипод - маленький фонтан под пологом леса, имитирующий цветок, статуя крылатого кентавра. Шуточные фонтаны —приводились в действие гидравлическими механизмами. Фонтаны удивляли и восхищали гуляющую публику, которая бывала обильно облита водой. Фонтан Совы представлял собой группу птиц, пение которых осуществлялось под давлением воды, но которое прекращалось, когда сова поворачивала голову. Терраса с фонтаном Венеры была ловушкой – вступавший на террасу, попадал в плен многочисленных переплетающихся струй воды. Эти ловушки пользовались большим успехом, причиной которого были удовольствие вместе с любопытством. Каждый узел решен самостоятельно и в то же время гармонично вписан в общую композицию сада.

В саду виллы д'Эсте основная идея заключается в тонком сочетании искусства и природы, а весь сад воспринимается как единое целое. Различные элементы композиции объединяются с помощью акцента (холма, фонтана), устройство парка хорошо видно из окон верхних этажей дворца и с террасы. Террасы и лестницы выполняют важную роль в композиции. Сад отгорожен изгородью, геометрически правильные террасы обустроены фонтанами, бассейнами, боскетами, гравийными дорожками и аллеями.

Из античности были заимствованы и развиты такие элементы, как скульптура, гроты, беседки.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 414; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты