Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах

Читайте также:
  1. D-триггеры. Реализация. Режим работы.
  2. D. работы без схемы строповки
  3. I. Коллективный анализ и целеполагание воспитатель­ной работы с привлечением родителей, учащихся, учите­лей класса.
  4. II.2. Методика построения напорной и пьезометрической линий
  5. III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  6. SWOT-анализ и методика его использования. Стратегический анализ, PEST-анализ, SNW-анализ в менеджменте.
  7. V. Развитие навыков чтения И РАБОТЫ
  8. Абсорбционный способ подготовки газа. Технологическая схема, назначение и устройство аппаратов. Параметры работы,
  9. Алгебраический материал в курсе математики начальной школы и методика его изучения.
  10. АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЮБОЙ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

План.

1. О родах литературных произведений

2. Методика чтения рассказа.

3. Методика чтения научно-популярной статьи.

Литература

1. Волченко Т.В. Некоторые приемы работы с художественным произведением на уроке литературы в начальной школе /НШ–2001-№11–с.34

2. Вильде Т.Н. Работа над композицией в начальной школе /НШ – 2001 - №9-с.98

3. Штурбина Н.Л. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения /НШ – 2002 - №11 –с.67

1. О родах литературных произведений

Программа чтения в начальных классах включает множество произведений художественной литературы. Литература – это род искусства, отражающий типические явления жизни в образах, созданных с помощью слова. Образом называют самый способ отражения жизни художником. Целостный образ слагается из одной или нескольких картин, описаний природы, людей, социально-бытовых условий. Для создания образа писатель берет явления и черты, свойственные широкому кругу людей, характерные для определенной эпохи и обстановки. Поэтому художественное произведение через конкретный образ помогает лучше увидеть и понять жизнь. Идеи, настроения писателя передаются читателю через все содержание произведения, пробуждают в нем созвучные чувства и мысли, направляют его волю, формируют его мировоззрение. Эти особенности художественной литературы определяют методику чтения в начальных классах.

Важным методическим требованием к урокам чтения является целостное восприятие произведения. Необходимо прочитать произведение полностью, чтобы донеси до детей замысел автора, а затем уже проводить его анализ.

Для младших школьников лучший путь восприятия произведения лежит через выразительное чтение учителя. Во многих случаях выразительное чтение учителя делает ненужными наглядные пособия, иллюстрации, так как само является «основной формой конкретного, наглядного обучения литературе» (М.А.Рыбникова).

Не менее важно и умение учащихся читать выразительно. Т. к. сознательность – главное условие выразительности, то выразительное чтение ученика – показатель того, что он разобрался в содержании произведения. Следовательно, использование выразительного чтения учителя и ученика на разных этапах урока является важным требованием методики работы над художественным произведением.



Художественный замысел воплощается в произведении через всю систему изобразительных средств. Поэтому в процессе чтения ведется доступные детям наблюдения над языком, обращается внимание на некоторые особенности композиции произведения (пейзаж, обстановка действия, приемы характеристики)

Надо помнить о недопустимости шаблона в построении уроков чтения художественного произведения. Произведения различных жанров имеют свои средства воздействия на читателя, свои особенности в построении в стилистических приемах. Этим обусловливаются методические приемы, используемые учителем при чтении разных художественных жанров.

При выборе конкретных методических приемов для работы на уроке над художественным произведением учитель должен руководствоваться родом, видо-жанровой природой текста, а также его композиционными особенностями и спецификой его формы. Прежде всего, надо уяснить родовую принадлежность художественного произведения, которое предстоит читать на уроке.

Традиционно в литературоведении выделяется три рода литературы, каждый из которых соответствует определенной функции слова (репрезентативной, эмотивной, коммуникативной) и разрабатывает ее эстетическую специфику:



1) эпос охватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетности);

2) лирика запечатлевает внутренний мир личности в его импульсивности и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, грез, настроений, ассоциаций, медитаций, рефлексий (экспрессивности);

3) драма фиксирует речевые акты в их эмоционально-волевой устремленности и социально-психологической характерности, в их внутренней свободе и внешней обусловленности, т.е. в их двойственной экспрессивно-сюжетной соотнесенности, позволяющей видеть в этом роде литературы смешение черт лирики и эпоса (См.: Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М., 1987. - С. 329).

2. Методика чтения рассказов.

Автор эпического произведенияизображает реальную действительность во внешнем проявлении. Художественное содержание эпического произведения представлено в материальном выражении: в действующих лицах, которые участвуют в определенных событиях, связанных между собой и развивающихся во времени и пространстве, т. е. выстраивающихся в сюжет произведения. Главное в этих связях подчеркивается благодаря взаиморасположению изобразительных деталей произведения, т.е. его композиции.

В учебный материал для чтения в начальной школе включены такие виды эпической литературы: художественный рассказ, эпическое стихотворение, сказка, басня.

Из литературной природы эпического произведения выводятся методические приемы работы с ним.

Учитывать специфику произведения необходимо при выборе приема для обеспечения первичного восприятия. Рассказ можно предложить детям читать «про себя», по логически законченным частям или выбрать для первичного восприятия прием комбинированного чтения.

При чтении рассказа обращается внимание на его сюжет: развитие действия, поступки персонажей. При этом их поведение и характер рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с условиями жизни. Например, учащимся, прочитавшим рассказ «Прыжок», станет понятно, почему капитан плакал в каюте, когда они разберут сюжет рассказа и представят, что мальчик погиб бы, если бы не самообладание его отца, приказавшего прыгнуть в море.

Во многих произведениях следует обращать внимание на диалог, на язык героев как средство характеристики, на описание природы.

Одним из ведущих приемов работы является пересказ текста, а значит, и предварительное составление плана. Пересказывать произведения удобнее после обобщающей беседы. Однако выборочные пересказы или словесное иллюстрирование в некоторых случаях являются хорошей подготовкой к обобщающей беседе и проводятся до нее.

Тип пересказа прозаического текста выбирается в зависимости от его композиции: произведения последовательно-повествовательной композиции удобны для подробного пересказа; повествовательно-описательная структура произведения может стать основой выборочного пересказа; произведения, в которых главная сюжетная линия осложнена многими деталями, могут быть выбраны для краткого пересказа; а, работая над произведениями, построенными на диалоге, от пересказа следует вообще отказаться. Такие произведения рекомендуется читать по ролям и драматизировать.

В заключительной беседе необходимо помочь детям определить главную мысль произведения и свое отношение к его содержанию, к героям произведения.

Некоторые рассказы дают повод для свободного рассказывания на родственную тему или аналогии. Этот вид работы проводится после заключительной беседы.

В зависимости от содержания рассказа, его размеров и возраста учащихся работа над новым произведением проводится различно. Рассмотрим примерный план работы над рассказом Е.Пермяка «Чужая калитка» в 3 классе (1-4).

Этот рассказ откровенно дидактичен: на протяжении всего рассказа имеются поучения, вложенные в уста деда. Поэтому следует воздержаться от повторений выводов поучительного характера: назойливый дидактизм может затормозить живую мысль и приведет к формальному запоминанию доброго совета. Анализ рассказа должен быть направлен на осмысление понятия «хороший человек».

Этическое содержание рассказа дети раскрывают сами путем неоднократного чтения. Характер работы над планом, словарем, творческим пересказом тесно связан с содержанием и стилем рассказа. Использование фонохрестоматии позволит глубже понять переживания Алеши, сделавшего хорошее дело.

Таким образом, планируя уроки чтения рассказов, нужно исходить из содержания произведения, определяющего как этическую направленность урока, так и конкретные формы занятий, сопровождающих чтение.

Содержание рассказа стимулирует читателей к труду, к охране общественной собственности. Этими соображениями руководствуется учитель, составляя план урока.

1. Подготовка к чтению

1.1. Биографические сведения о писателе

1.2. Работа с авторской выставкой книг

1.3. Словарная работа. Объяснение значений слов просека, питомник. Используем приемы: 1) словообразовательный анализ слова просека, 2) использование толкового словаря при объяснении слова питомник.

2. Первичное восприятие произведения. (чтение про себя).

Установка: почему рассказ называется «Чужая калитка?»

3. Проверка первичного восприятия.

3.1. Ответы на вопросы, предложенные учителем.

Почему рассказ так назван?

Что вам больше всего понравилось в рассказе?

3.2. Ответы на вопросы, предложенные самими учащимися.

4. Анализ произведения

4.1. Выборочное чтение.

А) Почему Алеша молчал весь вечер? (Он думал). Где в рассказе сказано, что он много думал? Зачитайте.

Б) Найдите в тексте два описания калитки.

Почему домашняя калитка была так хороша?

Кто сделал чужую калитку такой же, как домашнюю?

Что еще сделал Алеша с товарищами?

Когда и почему он это задумал?

4.2. Чтение рассказа вслух по отрывкам. Объяснение в контексте слов хорьки (использование иллюстрации, статьи из словаря), добывать (подбор синонима), выражений пожалуйста, милости просим; глазам не верит (Как можно сказать иначе?)

4.3. Озаглавливание отрывков словами из книги.

1. «Алеша…всех радовал и сам радовался»

2. «Плохо быть чужой калиткой»

3. «Все спасибо ему говорят»

4. «Я с дедушкой поладил»

По ходу составления плана идет обдумывание выражений: «У чужой калитки родня появилась», «Я б ему руку пожал», «Не любит хвалиться», «Завод наш, как и вся наша земля».

4.4. Работа над образами героев произведения.

А) Составить портрет дедушки

Внешний облик.

Каким человеком был дедушка?

Почему его можно назвать хорошим человеком?

Б). О каком еще хорошем человеке говорится в рассказе?

Почему неизвестного человека дед назвал хорошим и сердечным?

В) Составить портрет Алеши.

Внешний облик.

Каким человеком был Алеша? (ответы подтверждаются словами из текста)

Выбери слова, описывающие характер Алеши: веселый, скромный, трудолюбивый, ловкий, ленивый, заботливый.

Как вы догадались, что калитку и скамеечку починили Алеша и товарищи? (ответы подтверждаются выборочным чтением: «Дед заглянул внуку в глаза… ясные и счастливые»).

Почему Алеша был счастлив?

Почему его можно назвать хорошим человеком?

Расскажите, когда и у вас было хорошо на душе от хорошего поступка?

Как автор относится к своим героям? Как вы к ним относитесь?

5. Прослушивание 11 части из фонохрестоматии, подготовка чтения по ролям.

6. Заключительная беседа

Что хотел сказать автор в этом произведении?

В рассказе имеются антонимы к словам калитка (чужая – наша, своя), скамейка (ничья – общая). Найдите их.

Что вокруг себя ты можешь назвать своим, общим, нашим, родным?

Как нужно относится к народной собственности?

Домашнее задание.

1. Подготовить творческий рассказ: как «ничья» калитка стала «общей».

2. Как вы понимаете пословицы, данные в конце произведения?

111. Методика чтения научно-популярных статей.

Задача чтения деловых (научно-популярных) статей состоит в том, чтобы дать детям определенные знания о природе, труде, общественной жизни людей. Вместе с тем чтение должно научить учащихся самостоятельно работать с книгой и приобретать из книги необходимые знания.

Особенности чтения деловых статей обусловливаются особенностями «научного» творчества. Научная проза имеет дело не с образами, допускающими разнообразное толкование, а с довольно определенными точными понятиями, которые являются результатом логических обобщений и выводов из наблюдений над фактами реальной действительности.

В связи с чтением статей природоведческого и исторического характера необходимо организовать наблюдения над явлениями природы (например, появление почек на ветках); ставить элементарные опыты (например, движение воздуха в комнате), знакомить учащихся с трудом людей, организовывать встречи со свидетелями и участниками Отечественной войны, строительства заводов, гидроэлектростанций и др.

Чтение в отрыве от непосредственных наблюдений учащихся над жизнью природы и общества людей, без организованного участия детей в этой жизни таит в себе опасность заменить наблюдения и опирающиеся на них «предметные представления» «представлениями словесными» (вербализм). В.А. Воскресенский писал, что первой и главной книгой для изучения природы должна быть сама природа: лес, луга и поля, речка и озеро с их обитателями.

Современная программа по чтению в начальной школе ориентирует учителя на проведение в связи с чтением экскурсий, предметных уроков, наблюдений. Так, в начальных классах предусмотрены экскурсии в природу в разные времена года для наблюдений сезонных явлений природы, а также труда людей. В классе используются материалы экскурсий для беседы, подготавливающей детей к чтению статей. Экскурсия дает возможность учащимся понять разницу между наблюдаемым строительством дома и тем, что описано в статье. Сопоставление является одним из средств, способствующих развитию мышления детей, умению обобщать.

В связи с экскурсиями проводятся предметные уроки.

На основе наблюдений ведутся календари природы и труда. По мере накопления материала организуются обобщающие уроки и проводятся разнообразные творческие работы.

Но не только наблюдения являются основой для осмысленного чтения учащимися деловых статей. Этому помогают также и небольшие практические дела детей: работы с компасом и другими приборами, рисование, моделирование и др.

Кроме того, в качестве наглядных пособий могут быть использованы учебное кино, детские передачи по радио и телевидению.

Чтение статей исторического характера связывается с рассматриванием соответствующих картин, что помогает детям получить представление о том, как наши предки защищали Родину от врагов и др.

Чтение деловых статей ведется в пределах тех же тем, что и чтение художественных произведений.

В учебниках «Живое слово» (Романовская З.И.) можно найти уроки, посвященные чтению статей природоведческого содержания. Причем это чтение сопровождается наблюдениями и беседами в связи с ними.

Чтение деловых, статей, кроме сообщения учащимся новых знаний, преследует и воспитательные цели: воспитание любви к родной стране, к своему народу, к родной природе. Вместе с тем это чтение призвано служить средством формирования у детей младшего школьного возраста элементов материалистического мировоззрения, а также понимания необходимости трудиться.

Еще методисты прошлого века. (П. Н. Солонина, В. А. Воскресенский и другие) считали, что статьи делового характера следует не только читать, но и изучать, что эти статьи дают знания через наблюдения и опирающиеся на них выводы, что само чтение их целесообразно строить, идя от частного к общему.

Современная методика разработала определенный план работы над научно-популярными статьями.

Схема урока чтения научно-популярных статей:

1). Предварительная беседа с целью выявления опыта и знаний детей, а также подготовка их к усвоению читаемого.

2) Чтение статьи по частям, в процессе которого идет и объяснение непонятных слов.

3) Выяснение основной мысли прочитанной части.

4). Беседа о прочитанном.

5) Составление плана.

6) Повторное чтение статьи по плану.

7) Подготовка к пересказу и лучшему ее усвоению.

8) Пересказ прочитанного по плану.

9)Выводы и обобщения.

К проведению бесед, являющихся обобщением знаний учащихся, полученных путем наблюдений и чтения, должны предъявляться определенные требования.

Вопросы учителя должны иметь ясную цель и точную формулировку, быть логичны и вытекать из ответов учащихся на предыдущие вопросы, чтобы эти вопросы были расположены в определенном плане. Ответы учащихся должны быть по возможности, самостоятельными, точными и полными.

Не должно быть излишних так называемых «наводящих вопросов», которые ограничивают степень самостоятельности учащихся в беседе.

При анализе произведения используются вопросы, направленные на воспроизведение статьи, и так называемые обобщающие вопросы.

Кроме того, вопросы должны быть строго последовательными, раскрывающими содержание изучаемой статьи, помочь детям сопоставить прочитанное в книге с наблюдаемым в жизни.

Ответы детей должны быть точными, следует всякий раз требовать от учеников полных ответов на вопросы.

Задание для самостоятельной работы

1. Чем отличается методика объяснительного чтения научно-популярных статей от методики чтения художественных произведений?

2. Как связать уроки чтения с экскурсиями и предметными беседами? Покажите это на конкретном примере какой-либо темы.

Тесты и задания к лекции №9.

1. Перечислить методические требования к урокам чтения.

11. Назвать роды литературных произведений. А) эпос; Б) сказка, В) рассказ, Д) лирика; Е) драма

111. Назвать виды эпической литературы: А) художественный рассказ, Б) лирическое стихотворение, В) эпическое стихотворение, Г) быль, Д) сказка, Е) басня.

1У. Исправить схему урока чтения научно-популярной статьи:

1). Предварительная беседа с целью выявления опыта и знаний детей, а также подготовка их к усвоению читаемого.

2) Чтение статьи целиком, в процессе которого идет и объяснение непонятных слов.

3) Составление плана.

4) Анализ прочитанного.

5) Выяснение основной мысли прочитанной части;

6) Запись пунктов плана.

6) Повторное чтение статьи по плану.

7) Чтение статьи целиком с целью подготовки к пересказу и лучшему ее усвоению.

8) Выводы и обобщения.

9) Пересказ прочитанного по плану.

Задание на практическое занятие

Пользуясь примерным планом подготовить фрагмент работы над рассказом

Примерный план работы над рассказом Е.Пермяка «Чужая калитка» в 3 классе (1-4).

Этот рассказ откровенно дидактичен: на протяжении всего рассказа имеются поучения, вложенные в уста деда. Поэтому следует воздержаться от повторений выводов поучительного характера: назойливый дидактизм может затормозить живую мысль и приведет к формальному запоминанию доброго совета. Анализ рассказа должен быть направлен на осмысление понятия «хороший человек».

Этическое содержание рассказа дети раскрывают сами путем неоднократного чтения. Характер работы над планом, словарем, творческим пересказом тесно связан с содержанием и стилем рассказа. Использование фонохрестоматии позволит глубже понять переживания Алеши, сделавшего хорошее дело.

Таким образом, планируя уроки чтения рассказов, нужно исходить из содержания произведения, определяющего как этическую направленность урока, так и конкретные формы занятий, сопровождающих чтение.

Содержание рассказа стимулирует читателей к труду, к охране общественной собственности. Этими соображениями руководствуется учитель, составляя план урока.

1. Подготовка к чтению

1.1. Биографические сведения о писателе

1.2. Работа с авторской выставкой книг

1.3. Словарная работа. Объяснение значений слов просека, питомник. Используем приемы: 1) словообразовательный анализ слова просека, 2) использование толкового словаря при объяснении слова питомник.

2. Первичное восприятие произведения. (чтение про себя).

Установка: почему рассказ называется «Чужая калитка?»

3. Проверка первичного восприятия.

3.1. Ответы на вопросы, предложенные учителем.

Почему рассказ так назван?

Что вам больше всего понравилось в рассказе?

3.2. Ответы на вопросы, предложенные самими учащимися.

4. Анализ произведения

4.1. Выборочное чтение.

А) Почему Алеша молчал весь вечер? (Он думал). Где в рассказе сказано, что он много думал? Зачитайте.

Б) Найдите в тексте два описания калитки.

Почему домашняя калитка была так хороша?

Кто сделал чужую калитку такой же, как домашнюю?

Что еще сделал Алеша с товарищами?

Когда и почему он это задумал?

4.2. Чтение рассказа вслух по отрывкам. Объяснение в контексте слов хорьки (использование иллюстрации, статьи из словаря), добывать (подбор синонима), выражений пожалуйста, милости просим; глазам не верит (Как можно сказать иначе?)

4.3. Озаглавливание отрывков словами из книги.

1. «Алеша…всех радовал и сам радовался»

2. «Плохо быть чужой калиткой»

3. «Все спасибо ему говорят»

4. «Я с дедушкой поладил»

По ходу составления плана идет обдумывание выражений: «У чужой калитки родня появилась», «Я б ему руку пожал», «Не любит хвалиться», «Завод наш, как и вся наша земля».

4.4. Работа над образами героев произведения.

А) Составить портрет дедушки

Внешний облик.

Каким человеком был дедушка?

Почему его можно назвать хорошим человеком?

Б). О каком еще хорошем человеке говорится в рассказе?

Почему неизвестного человека дед назвал хорошим и сердечным?

В) Составить портрет Алеши.

Внешний облик.

Каким человеком был Алеша? (ответы подтверждаются словами из текста)

Выбери слова, описывающие характер Алеши: веселый, скромный, трудолюбивый, ловкий, ленивый, заботливый.

Как вы догадались, что калитку и скамеечку починили Алеша и товарищи? (ответы подтверждаются выборочным чтением: «Дед заглянул внуку в глаза… ясные и счастливые»).

Почему Алеша был счастлив?

Почему его можно назвать хорошим человеком?

Расскажите, когда и у вас было хорошо на душе от хорошего поступка?

Как автор относится к своим героям? Как вы к ним относитесь?

5. Прослушивание 11 части из фонохрестоматии, подготовка чтения по ролям.

6. Заключительная беседа

Что хотел сказать автор в этом произведении?

В рассказе имеются антонимы к словам калитка (чужая – наша, своя), скамейка (ничья – общая). Найдите их.

Что вокруг себя ты можешь назвать своим, общим, нашим, родным?

Как нужно относится к народной собственности?

Домашнее задание.

1. Подготовить творческий рассказ: как «ничья» калитка стала «общей».

2. Как вы понимаете пословицы, данные в конце произведения


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 384; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Урок чтения в современной школе | Методика работы над сказкой
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (0.03 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты