Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Издания “западников”. 8 страница




Органами левого крыла, объединенной оппозиции являются газеты «Российская правда», «Русские ведомости» (Русская партия).

К числу независимых причисляют себя и «Советская Россия» – открыто прокоммунистическая газета, и «Правда», стоящая на коммунистических позициях, и «Черная сотня», в самом названии которой отражено ее шовинистическое направление.

С определенными политическими институтами связаны «Российская газета» (Учредитель Правительство РФ), «Российские вести» (Администрация Президента РФ), «Народная газета» (Администрация Московской области).

Однако действия правительства, последовавшие вслед за расстрелом здания Верховного Совета РФ в октябре 1993 года, озадачили даже самых рьяных сторонников новой власти. Так, за публикацию материалов, которые «значительно усилили дестабилизацию обстановки во время массовых беспорядков в Москве», решением Министерства печати и информации были запрещены газеты «День» (выходит под новым названием «Завтра»), «Гласность», «Народная правда», «За Русь», радиопрограмма «Парламентский час» и программа новостей телевидения Санкт–Петербурга «600 секунд»; издание газет «Правда», «Советская Россия» и «Рабочая трибуна» приостановлено. Контроль за парламентской «Российской газетой» и над парламентской студией РТВ перешел в руки правительства. В издательствах ряда газет, на телевизионных студиях и в информационном агентстве ИТАР–ТАСС появились цензоры, в результате чего даже некоторые лояльные правительству издания («Независимая газета», «Сегодня», «Московская правда», «КоммерсантЪ–Daily» и «Литературная газета») вышли с пробелами вместо снятых цензурой материалов.

С конца 1993 по середину 1995 года в российском обществе отмечается относительная политическая стабилизация, происходящая на фоне продолжающегося падения производства, которое в 1994 году составляло примерно половину от уровня 1990 года. В этих условиях рынок массовых СМИ практически не расширялся, тиражи продолжали падать практически у всех изданий – хотя и здесь некоторым издательским компаниям удалось развернуться. В частности, активно развивается рынок деловых изданий, появляются журналы для потребителей с высокими доходами, финансируемые за счет рекламы. Именно на этот период приходится бурное развитие Издательского дома «КоммерсантЪ», который один за другим выпускает новые издания (журналы «Власть», «Деньги» и др.), группы «Индепендент Медиа» (газета «Москоу таймс», журналы «Плэйбой», «Космополитэн»), а также холдинга «Сегодня» – «Комсомольская правда». Начинается концентрация СМИ, в результате чего появляются первые информационные магнаты В.Гусинский (группа «Мост») и Е.Яковлев (издательский дом «КоммерсантЪ»).

Начало войны в Чечне в конце 1994 года разделило российские СМИ на два лагеря – противников и сторонников президента и правительства, причем последние оказались в меньшинстве. Фактически только телевизионный канал «Останкино», правительственная «Российская газета» и орган Министерства обороны «Красная звезда» поддерживали действия федеральных войск, в то время, как и «демократические», и «патриотические» издания единодушно осуждали «чеченскую авантюру». В зоне боевых действий военное командование даже вынуждено было глушить передачи правительственного «Радио России», негативно влиявшие на моральный дух военнослужащих. Таким образом, в этот период российские СМИ продемонстрировали способность занимать самостоятельную позицию, даже если она расходится с позицией властей (при условии, разумеется, что она не противоречит интересам владельцев СМИ).

Дальнейшее ухудшение экономического положения повлекло за собой рост недовольства значительной части российского населения действиями президента и правительства. в преддверии парламентских, а затем и президентских выборов в России активизируется деятельность политизированного капитала по формированию пропагандистской системы, основу которой составили СМИ, прежде всего электронные.

Еще в августе 1994 года председатель комитета Государственной думы по информационной политике и связи М.Полторанин заявил, что в Москве «в принципе нет государственного телевидения», и что эфир телекомпаний «Останкино» и ВГТРК «разобран различными финансовыми группировками». В 1995 году создается Общественное российское телевидение (ОРТ), контрольный пакет акций которого получило государство (51%), а остальную часть – крупные бизнесмены Б.Березовский, А.Смоленский и др. С этого момента в России начинается история создания медиа–групп, которые, выражая интересы крупного капитала, предлагают партии власти коммуникационные каналы в обмен на доступ к распределению государственной собственности в ходе приватизации. Так, в ходе президентских выборов 1996 года основные российские СМИ практически единодушно поддержали Б.Ельцина, и, умело манипулируя общественным мнением, добились его избрания на пост президента. С этого момента начинается новый отсчет в истории российских СМИ – если до сих пор в решении политических конфликтов их роль была значительной, то теперь она стала определяющей, что позволяет говорить о медиатизации политики и формировании в России медиа–политической системы.

Медиатизация политики является естественным продолжением политизации российских СМИ в начале 90–х годов. Однако теперь их роль в информационной системе становится менее самостоятельной. Привлеченные эффективностью информационных технологий, крупные экономические группы вкладывают значительные средства в СМИ, что приводит к возникновению целого ряда медиа–групп, между которыми распределяются практически все центральные российские СМИ. Так, в 1997 году предметом инвестирования становится ряд «демократических» изданий, которым еще удавалось сохранить независимость – «Литературная газета», «Известия» и «Комсомольская правда». В результате все они стали частью крупных холдингов на базе компании «АФК–Система», контролируемой Ю.Лужковым, и ОНЭКСИМбанка».

То же самое происходит с телевидением – коммерческий канал «СТС–8», принадлежавший американским инвесторам, стал частью холдинга «Альфа–ТВ». В результате политическая окраска того или иного капитала отходит на второй план, и интересы непосредственных владельцев СМИ становятся политической позицией их изданий, что особенно ярко проявляется в ходе участившихся в последнее время информационных войн. Тем не менее, некоторым изданиям удалось сохранить самостоятельность («Московский комсомолец», «Аргументы и факты», издательский дом «КоммерсантЪ»), а некоторые и вовсе функционируют вне контекста политической жизни (Издательский дом «Экономическая газета», группа С.Лисовского и «Альфа–ТВ»).

Границы между политизированными и коммерческими СМИ достаточно размыты, и последние также довольно часто участвуют в информационных войнах и раздувании политических скандалов. Это, в свою очередь, вызывает ответные меры со стороны властей, подчас, откровенно репрессивные. Так, например, в апреле 2000 года в ходе выборов губернаторов в Санкт–Петербурге была арестована часть тиража газеты «Моя столица» с критикой в адрес одного из кандидатов;

Одной из важных особенностей нового периода в развитии российской журналистики является повышенная активность политизированного и коммерческого капитала в проникновении на региональные рынки. Особенно ярко проявилась эта тенденция в преддверии парламентских выборов 1999 года и президентских выборов 2000 года, начиная от создания региональных выпусков ряда центральных изданий («Московский комсомолец», «Известия») и заканчивая проникновением московских телерадиовещательных компаний в регионы посредством формирования новых вещательных сетей, включая спутниковое вещание.

 

88. История становления и развития оренбургского телерадиовещания.

 

 

 
 

1 мая 1956 года вышел первый репортаж о параде труда на красной площаде.

Двадцать седьмого сентября 1961 года впервые зажглись голубые экраны, и первый диктор Мария Таран приветствовала оренбуржцев.
Следует отметить и большой вклад инженерно-технических работников, сделавших всё для того, чтобы телевидение пришло в наш город. Это первый директор Радиотелецентра Павел Филиппов, главный инженер Ефим Розенблат, инженеры Владимир Варнавский, Олег Коломиец, Геннадий Руденко и многие другие...
Немало было проблем и у первого тогда председателя комитета по радиовещанию и телевидению облисполкома Антонины Григорьевны Лукиной, а потом и у Риммы Александровны Забелиной. Телевидение было делом новым, и квалифицированным, знающим специфику кадрам просто неоткуда было взяться...
Не было и соответствующей техники: ни кинокамер, не передвижных телевизионных станций (ПТС) (в 1963 получили передвижную теле станцию, которая позволяла транслировать самые интересные и важные события в жизни города). По этой причине информационная программа «Новости» практически не отвечала своему предназначению. Мало было сюжетов событийных, имеющих информационный повод, всё больше рассказы о людях труда, сопровождаемые показом двух-трёх десятков фотографий.
Все передачи шли в прямом эфире и поначалу носили в основном просветительский характер. Выступали артисты филармонии и театров, музыканты, различные гастролёры, демонстрировались произведения художников. В последнем случае студию преображали в выставочный зал: вывешивали картины, приглашали искусствоведов...
В первые дни было много «разговорных» передач: беседы за круглым столом, диалоги с писателями и художниками, с заезжими знаменитостями, телевизионные спектакли... Но постепенно приходило понимание, что на телевидении главное - картинка, изображение, а слово должно дополнять картинку, а не пересказывать, не дублировать её. И в то же время - соответствовать устной, разговорной речи, её строю, образности, интонации.
Когда на телевидении появились первые кинокамеры, Государственный комитет по радиовещанию и телевидению каждой областной студии определил план подготовки документальных фильмов, которые потом просматривала постановочная комиссия в Москве и решала вопрос о приёме фильма в тираж и рассылке копий по всем студиям страны.
И вот пришла добрая весть: фильм «Дом его друга» (сценарий Л. Большакова) - о поиске дома Герна, в котором ссыльный Тарас Шевченко встречался с друзьями, писал стихи, рисовал, - принят в тираж, а фильм «Над Уралом-рекой» (сценарий собкора газеты «Известия» В. Пролёткина) - о переселенцах из Мордовии, обретших в Беляевке своё счастье, - будет показан на Неделе Советского телевидения в ГДР.
Это были первые фильмы, снятые Оренбургской студией телевидения в далёком 1964-м...
Успех окрылил наших режиссёров и операторов: Романа Хардина, Рафаила Хаялина, Искандера Бигеева, Лилию Филимонову, Наталью Воеводину, Петра Щербакова и других. Появились ленты: «Хлеб целины», «Никоныч», «Танцуют куклы», «Маленькое чудо», «Встреча с Незнакомцем» и другие.
В 1967 году, с приходом в Оренбург московской программы, стали выходить с передачами на Центральное телевидение. Причем, объём передач, показанных на канале ЦТ, был большим. У нас был «шлейф прямого выхода» на Москву, и мы в определённое время выходили «живьём» из нашей небольшой студии фактически на всю страну.
Первый часовой выход был посвящен хлеборобам Оренбуржья («Сельский клуб» «Нива»). В передаче принимали участие солисты Оренбургского народного хора, звучали песни нашего композитора Алексея Цибизова.
Успешно прошла и музыкальная программа для детей «Городок-малышок» (автор Н. Ишкова, режиссёр Н. Воеводина).
Целый год шла передача Центрального телевидения «Алло, мы ищем таланты!» - с включением областных телестудий. Десятки, сотни исполнителей со всей страны, из всех её республик...
Среди победителей оказался и наш земляк - учитель из посёлка Красногвардеец Бузулукского района Виктор Старших. В заключительной передаче из Останкинской студии он пел в сопровождении оркестра Всесоюзного радио и телевидения под управлением Юрия Силантьева. «Очень волновался, - признался потом Виктор, - ведь всегда имел дело только с баяном, а тут такое...»
В 1970 году Оренбургская телестудия впервые вышла на Интервидение с передачей «Здравствуй, брат Сташек!»
Получилась тридцатиминутная лента «Здравствуй, брат Сташек!» - которую увидели телезрители на Урале и в Сибири, в Польше, Венгрии, Чехословакии.
В те годы на Оренбургском телевидении, как, впрочем, и вообще по стране, наблюдалось увеличение рубрик, цикловых передач и тележурналов. «Коммунист», «Искры творчества», «Сельский клуб», «Искусство», «Рационализатор», «Для вас, женщины»...
Телевидение стало транслировать не только театральные спектакли, но и ставить свои, телевизионные: «Русский характер» Алексея Толстого, «Самая долгая ночь» Хория Ловинеску др.

В телевизионных спектаклях были заняты ведущие артисты областного драматического театра: Александр Михалёв, Виктор Антонов, Станислав Ежков и др.
Телевидение развивалось не только в творческом, но и в техническом отношении. В начале 1970-х областное телевидение по магистрали пришло в Бузулук и Кувандык, а в Орск (через Челябинск) - московская программа. В 1982 году, по завершении строительства релейной линии Кувандык-Орск, передачи из Оренбурга стали доступны и жителям восточных районов области.
В 1975 году студия получила видеомагнитофоны новосибирского производства - «Кадр-3 ПМ», появилась возможность записывать многие студийные передачи. Для художественных программ это было благо, но вот для других... Записанные на магнитофонную плёнку информационные и документальные программы перед выходом в эфир монтировались, то есть приобретали более стройную композицию, избавлялись от длиннот, неоправданных пауз, неизбежных оговорок и непредвиденных заминок, но вместе с этим из них стало уходить, а то и специально выхолащиваться всё живое, естественное, непредсказуемое... Вот почему ностальгия по «живому» телевидению осталась у многих режиссёров старшего поколения и сегодня.
В середине 1970-х областное телевидение активно сотрудничает почти со всеми Главными редакциями Центрального телевидения: пропаганды (отдел сельского хозяйства), народного творчества, музыкальной, детской, программ для молодёжи. Эдуард Михайлович Сагалаев, заместитель, а потом и шеф Главной редакции программ для молодёжи, постоянно заказывали нам сюжеты в новую программу ЦТ «Адреса молодых».
Участвует студия и во Всесоюзном фестивале молодёжных программ. Этот престижный конкурс проводился раз в два года и всегда в разных городах страны: в Кишинёве, Волгограде, Алма-Ате, Горьком и т. д. И везде наши работы, автором которых была Г. А. Поликарпова, в то время главный редактор студии, отмечались лауреатскими дипломами или призами: «Мы с оренбургской земли» (программа о строителях газового комплекса в Оренбурге), «Пора спелого колоса» (о молодых хлеборобах Оренбуржья), «Отцовское поле» (о Василии Макаровиче Чердинцеве), «Диалоги с Верой Логачёвой» (рассказ о молодом депутате Верховного Совета СССР). Кстати, после показа этого фильма по Центральному телевидению на Логачёву обрушился поток писем. И молодёжная редакция ЦТ придумала и провела передачу: «Почта Веры Логачёвой».
Оренбургское телевидение не только принимало участие в конкурсах, но зачастую и само организовывало их. Так, в середине 1970-х, по инициативе заместителя председателя областного телерадиокомитета Марлена Новохатского, студия становится родоначальником фестиваля передач и фильмов о ГАИ: «Красный, жёлтый, зелёный». Дважды в Оренбург на региональный конкурс съезжались журналисты, режиссёры и автоинспекторы со всего СССР. Затем фестиваль стал Всесоюзным и проводился в Свердловске и Москве (Фильмы-провокаторы про пьяного водителя и аварию).
Детское вещание на областном телевидении всегда отличалось выдумкой, оригинальностью, поиском. Наши передачи «Городок-малышок», «Сколько стоит бесплатно?», «Компас» (автор Ольга Соколова, режиссёр Наталья Крылова) были популярны у юных телезрителей. И на Всероссийских фестивалях программ для детей и юношества, как правило, почти всегда занимали призовые места. А в 1994 году в Оренбурге был организован и успешно проведён четвёртый Международный фестиваль программ для детей под названием «Телек».
В начале девяностых прошлого века наша телестудия организовала и на протяжении семи лет вела музыкальную конкурсную программу «А песня русская жива!», участниками которой стали коллективы художественной самодеятельности многих регионов России. За организацию программы её автор Евдокия Горбанская, режиссёр Лилия Филимонова и звукорежиссёр Виталий Долгополов были удостоены почётного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
В первые же годы своего существования Оренбургское телевидение начало выпускать сатирические программы. Вначале появился «Сатирический журнал», затем передача «Слово народного контролёра - деда Егора» (автор Михаил Свиридов). В студию входил «дед Егор» (актёр Владимир Триандо-филов), «вернувшийся» из «очередной командировки», и начинал демонстрировать и комментировать привезённые критические сюжеты.
«Дед Егор» просуществовал на телевидении несколько лет, а затем на смену ему пришла сатирическая программа «Парабола» (автор Евгений Шамардин, режиссёр Юрий Карасевич), которую вели актёры Оренбургского драматического театра. Кроме показа критических сюжетов, они разыгрывали небольшие миниатюры, сценки из нашей жизни, вскрывая, как тогда говорили, те или иные отдельные недостатки. За что руководству студии отдел пропаганды обкома партии частенько делал замечание, что актёры переигрывают...
Когда же актёры, занятые в «Параболе», покинули наш город, появилась сатирическая программа «Сердитая камера» (автор Павел Рыков). Эта программа просуществовала более длительное время, нежели её предшественницы, и снискала у телезрителей завидную популярность... Здесь вместо человека (актёра или ведущего) в центре студии стояла сама телекамера, которая усилиями режиссёров и операторов выглядела живой и, если так можно выразиться, одушевлённой: она возмущалась, рычала, удивлялась, негодовала и т. д. и т. п. Но главное преимущество этой программы заключалось в том, что вся она состояла из видеосюжетов, а картинку всегда бывает трудно оспорить...
С появлением во второй половине восьмидесятых годов видеокамер, пусть любительских, но позволивших одновременно записывать изображение и звук и сделавших ненужным медлительный и громоздкий «мокрый процесс», функции телевидения резко меняются. Теперь оно, в первую очередь, информирует, опережая газетные издания.

Да, информационная роль телевидения становится главной. Хотя и развлекательные программы не на последнем месте. А вот передач просветительского характера заметно поубавилось. Ушли, к сожалению, публицистика, художественные программы, собственные телеспектакли. Не потому, что нечего показывать или некому работать. Просто Москва не стала их финансировать. Главное - новости региона.

Филиал ФГУП "ВГТРК" Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Оренбург". Директор филиала – Рыков Павел Георгиевич. Филиал преобразован из комитета по телевидению и радиовещанию Оренбургской области в 1992 г. и является филиалом Единого производственно-технологического комплекса (ЕПТК) "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". В указанный комплекс входят практически все региональные государственные телерадиокомпании Российской Федерации.

Возросла и роль документального кино. Сейчас проводится много телевизионных фестивалей, как российских, так и международных, и ГТРК «Оренбург» выступает на них весьма успешно. Подтверждением тому - кабинет директора компании Павла Рыкова, стены которого буквально сплошь увешаны множеством дипломов и грамот.
Успешно выступает ГТРК на Всероссийском конкурсе «Патриот России» в Москве, ежегодном «Щите России», который проходит в Перми, международном экологическом фестивале в Ханты-Мансийске, фестивалях «Православие на телевидении», «Моя провинция» и других. Телерадиокомпания награждена орденом «Слава нации» - за «благородство помыслов и беззаветное служение идеалам добра и милосердия». Почётным дипломом отмечен на фестивале «Щит России» цикл фильмов «Я хотел победить», «Прокофьево поле» (автор Светлана Губернская), «Хроники именного истребителя» (автор Евгений Вовк). Многие документальные фильмы студии становились лауреатами самых престижных телефестивалей, показывались по Центральному телевидению: «Казак из Вязовки» и «Страна Совета» (автор Оксана Невечеря), «Мы живём на границе» (автор Елена Ерофеева).
В информацию пришла молодёжь, в основном выпускники факультета журналистики Оренбургского государственного университета.
В девяностые годы создаются новые телевизионные каналы. Так, внутри областного телевидения, прежде «единого и неделимого», зарождается «Регион», который вскоре становится самостоятельной структурой с интересным творческим коллективом. Затем появляются «Планета», «Орен-ТВ». А сегодня в области насчитывается более двадцати студий телевидения, имеющие лицензии на вещание. Они есть в Оренбурге и Орске, Новотроицке и Бузулуке, Сорочинске и Кувандыке, Саракташе, Тюльгане, Шарлыке, в других районах Оренбуржья.
Телевидение как ни одно другое искусство зависит от техники - её уровня, развития, качества. За сорок шесть лет существования первого телецентра в нашей области мы прошли путь от простого показа фотографий и «мокрого процесса» (проявления и монтажа киноплёнки) до съёмок на цифровые видеокамеры и компьютерного монтажа. Сейчас на Центральном телевидении снимают не только на кассеты, а и на диски, и сразу же с диска монтируют на компьютере.
Вот так меняется телевизионная техника, и предсказать, как будет развиваться в связи с этим искусство телевизионного экрана, непросто.

 

89. Возникновение журналистики и этапы её развития.

Ораторское искусство которое зародилось в V веке до Р.Х. в Древней Греции Политическая деятельность великих ораторов древности, в частности, Демосфена (Греция, яростно защищал демократию и слыл самым непримиримым антимонархистом. Из шестидесяти одной дошедшей до нас речи самые известные, безусловно, «Филиппики» – цикл политических речей, произнесенных против македонского царя Филиппа, 3 в до н.э.) и Цицерона (Рим, политическое красноречие, четыре речи «Против Катилины», посвященные обвинению своего политического оппонента Катилины в заговоре.. Никаких доказательств обвинения у Цицерона не было. Главное доказательство замыслов Катилины – преступный характер обвиняемого. Цицерон пользовался такими приемами, как преувеличение, раздувание фактов и событий, олицетворение или персонификация, инвектива (когда идея не отделена от ее носителя), патетические риторические вопросы, предсказания богов) представляет собой яркое проявление того, что можно уже с большой определенностью назвать пражурналистской деятельностью, – целенаправленное распространение в массе людей сведений, оказывающих на них идейно–психологическое воздействие, формирующих их мнения, представления, стремления, побуждающих к тем или иным действиям.

Наряду с устными выступлениями возникают подобия современных газет.

В Риме появляется и прообраз газеты. В 59 году до Р.Х. по указанию Цезаря на глиняных дощечках стали выходить «Acta diurna senatus ас populi» («Ежедневные протоколы сената и римского народа»), которые со временем разделились на два направления. В «Acta senatus», которые вывешивались в здании форума, сообщалось о выступлениях в сенате. Это был прообраз элитарной, качественной газеты. «Acta diurna populi romani» выставлялись на площадях, базарах. Там говорилось о городских новостях. С газеты снимали копии, значит, можно говорить о ее тираже. «Acta diurna» отличались лаконичностью и доступностью и явились прообразом современной массовой газеты. Люди, которые собирали материалы для «Acta diurna», предшественники современных репортеров, назывались диурналистами. Отсюда этимология слова «журналист».

Обе газеты не имели собственного названия, на глиняных дощечках присутствовал только текст. И «Acta senatus», и «Acta diurna» для римлян были не имена собственные, а характеристики.

В 15 году от Р.Х. император Тиберий, возмутившись опубликованной критикой в свой адрес, запретил «Acta senatus». Это было первое в истории мировой журналистики запрещение периодического издания и одно из первых в мире проявлений цензуры. «Acta diurna» просуществовала еще много лет, после разделения в 395 году Римской империи на Восточную и Западную долгое время выходила в Константинополе.

В эпоху расцвета Римской империи возникло христианство. Сначала оно распространялось исключительно устно. Христианская публицистика, выраженная прежде всего в устной (проповедь), а затем в письменной форме (послания), является важной и наименее изученной частью античного публицистического наследия.

Первая китайс­кая газета «Кинг-Пао» («Столичный вестник») вышла в свет в 911 году на печатном станке. Содержанием газеты «Кинг-Пао» долгое время были только импера­торские декреты и придворные известия. Внешний вид первых китайских газет достаточно необычен. Они напе­чатаны на тонких и узких листках, так как китайцы пишут вертикально, ставя одно слово под другим.

Этапы Массовой коммуникации:

1) Устный этап – пражурналистика

2) Эпоха Гутенберга – печатные СМИ

3) Эпоха электронных СМИ

4) Эпоха Интернета

С точки зрения журналистики:

1) От древности – рукописные и печатные издания

2) 17 в. – листки новостей, памфлет

3) С к 17 в – 19 в – персональный журнализм (один является и хозяином, и издателем, и журналистом)

4) 19 в – новый журнализм. Журналист – наёмная профессия.

5) 20 в – развитие новых форм СМИ и социализация, монополизация, консьюмеризм.

6) С к 20 в – глобализация, новая техника.

 

90. Рукописные издания Средневековья. Изобретение книгопечатания. Пер­вые периодические издания и появление института цензуры в Западной Европе.

 

Непосредственным предшественником газеты был информационный бюллетень - сначала рукописный, затем печатный. Он не имел названия, периодичности, жанрового разнообразия и постоянной редакции. Первый сохранившийся до наших дней печатный бюллетень относится к 1493 году. В нем дается подробный отчет о похоронах германского короля и императора Священной Римской империи Фридриха III. Окончательно информационные бюллетени были вытеснены регулярными газетами только в XVIII веке.

С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах “информационной службы”. В средневековой Европе были созданы даже своеобразные бюро по сбору и распространению письменной информации - цехи писателей новостей (Noellanti в Риме, Scittori d’avisso в Венеции). Авиатори - корреспонденты

Изобретение книгопечатания Гутенбергом (около 1450 года), т.е. печатания с набора, состоящего из отдельных литер, принадлежит немецкому типографу из Майнца – Иоганну Гутенбергу. Наиболее известным деянием Гутенберга стало издание так называемой 42-строчной Библии (Латинская библия 1455 г.) (называемой так по количеству строк на странице). Если до появления печатного станка Гутенберга в Европе существовало около 30000 книг, то к 1500 году их число приближалось к 9 миллионам. Доступ к письменной информации получили и те, кто не принадлежал к церковной элите. Первые газеты были рукописными, оставаясь таковыми на протяжении всего XVI столетия, и продолжали свое хождение наряду с печатными и в XVII веке.

Первые попытки рассказать о событиях в мире (географические открытия, торговля, войны, политика - через письма (ньюс летерс) или новостные бюллетени, рассылка книг нескольким адресатам. С наступлением эпохи Возрождения в Европе появляются центры информации - торговые города, где регулярно проводились ярмарки, - Венеция, Лейпциг, Нюрнберг, Гамбург, Франкфурт, Страсбург, Париж, Амстердам, Лондон. В этих городах возникают рукописные газеты, посвященные сначала торговым, а затем другим новостям. Необходимость получения оперативной информации, как в хозяйственной области, так и в политической привела к тому, что в крупных торговых и политических центрах в конце XVI в. стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты, призванные утолить «информационный голод».

Предшественниками первых газет стали венецианские рукописные газеты, появившиеся в этом крупнейшем экономическом и финансовом центре Европы во второй половине XVI в. Слово «газета», вошедшее в большинство европейских языков, происходит от названия старинной мелкой венецианской монеты (gazzetta), которую читатели платили за данный информационный листок.

Венецианские газеты представляли собой листы, сложенные вдвое и заполненные от руки с четырех сторон. Информация, помещенная в них, не была подписана и содержала новости о различных событиях, происходивших в Италии (исключая саму Венецию) и за ее пределами. Краткие новостные блоки (в основном военные или политические) были разделены абзацами, где в качестве своеобразного «заголовка» выступали название города (страны) и дата происходившего события. Венецианские рукописные газеты назывались «аввизи» (avvisi – от итал. «avviso» – сообщение, извещение), и самый ранний дошедший до нас комплект датируется 1566 г.

Рукописные венецианские газеты имели достаточно широкое хождение по Италии и Европе и способствовали появлению аналогичных изданий в Германии. На Лейпцигской и Франкфуртской ярмарках газеты «Авизио» и «Рилятион»

Необходимость получения оперативной информации, как в хозяйственной области, так и в политической привела к тому, что в крупных торговых и политических центрах в конце XVI в. стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты, призванные утолить «информационный голод».


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты