Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Внебюджетные источники финансирования организаций культуры. Сущность фандрейзинга.




Внебюджетные источники финансирования – это дополнительные источники финансировании культурной деятельности, кроме бюджетных ассигнований всех уровней. Невозможность полностью обеспечить свою деятельность за счет бюджетных средств и других традиционных источников доходов при­вела к необходимости поиска альтернативных внебюджетных источни­ков финансирования. Учреждения культуры вынуждены самостоятель­но заниматься добыванием средств к существованию. При этом, согласно Закону РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (1992 г.), поступление средств из внебюджетных источни­ков не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассиг­нований учреждений культуры.

К источниками внебюджетных средств следует отнести: – семейные бюджеты (бюджеты домохозяйств); – корпоративные бюджеты. Виды внебюджетных доходов: – доходы от реализации культурных услуг населению и организациям; – доходы от предпринимательской (неосновной) деятельности; – доходы от доноров (спонсоры, благотворители, меценаты).
За рубежом существует специальная сфера деятельности – фандрейзинг (fundraising), что впрямом переводе с английского означает "наращивание фондов", а по сути – поиск денежных средств для не­коммерческого сектора. И хотя сам этот термин уже весьма прочно во­шел в наш лексикон, функция фандрейзинга достаточно нова для рос­сийских учреждений культуры. Тем не менее, уже можно говорить о создании многоканальной системы финансирования, что предполагает задействование самых разнообразных источников и способов привлече­ния средств для поддержки государственных и муниципальных учреж­дений культуры.

 

 

Доходы от реализации культурных услуг населению. Собственная деятельность не всегда является весомым источником финансовых ресурсов организаций культуры (до 16%). Невелики, как правило, доходы от реализации образовательных услуг учреждений культуры и искусства (до 14%).

Чем ближе к коммерческой деятельности приближается работа организации, тем в большей степени она зависит от рынка культурных услуг и тем выше поступления от реализации услуг потребителям.

Наблюдаемая дифференциация доходов организаций культуры одного и того же вида говорит о наличии достаточно весомых объективных причин, обуславливающих реальные возможности этих организаций наращивать доходы от собственной деятельности. На размер доходов организаций культуры влияет емкость рынка, его объем, который определяется тремя группами факторов:

- первая группа факторов отражает роль организаций в социально-культурном пространстве региона (степень социальной значимости организации; направленность ее творческо-художественной (репертуарной) программы (на массовый, ограниченный или концентрированный спрос); наличие, состав, степень уникальности (богатства) музейных, библиотечных фондов; степень инновационности услуг;

- вторая группа факторов связана с уровнем платежеспособности основных потребителей услуг (разнообразие социальных потребностей потребителей; необходимость социальной защищенности реальных и потенциальных потребителей);

- третья группа факторов характеризует трудовые и материальные ресурсы (численность и квалификационный уровень профильного (художественно-творческого) персонала; наличие квалифицированного управленческого персонала (предпринимательские способности руководителя); степень оснащенности основными фондами (здание, оборудование и т.д.) для осуществления основных, дополнительных и предпринимательских видов деятельности; месторасположение организации и наличие транспортных коммуникаций; наличие социально-бытовой инфраструктуры).

Доходы от основной деятельности организации культуры – поступления от реализации услуг, которые непосредственно связаны с ее миссией, ради которых, собственно, и создана данная организация. На объем данных поступлений влияют как интенсивность деятельности организации, так и ее маркетинговые усилия (реклама, стимулирование продаж, формирование имиджа через проведение пресс-конференций, установление контактов со СМИ и т.д. Такие действия помогают не только продвигать культурные блага на рынок, но и формировать спрос на них.

Важнейшей составляющей маркетинговой политики организаций культуры и одновременно фактором, влияющим на рост их доходов, является ценовая стратегия организации. При этом организации могут использовать разнообразные ценовые стратегии: политику средних цен, тактику «снятия сливок», внедрение на рынок, дифференцированных, дискриминационных цен. При этом следует обратить внимание на наличие объективных границ повышения цен на услуги культуры, на высокую эластичность спроса по цене, приводящей к снижению потребления при росте цен на культурные услуги.

Доходы от неосновной деятельности. В перечень дополнительных услуг могут входить предоставление в аренду временно свободных помещений другим предприятиям и организациям, продажа рекламной продукции (футболки, кепки, сумки, календари с эмблемой организации культуры).

Расширение дополнительных услуг населению требует от руководства организаций культуры и менеджеров определенной предпринимательской активности. Перечень видов предпринимательской деятельности был приведен в ст. 47 закона РФ «Основы законодательства РФ о культуре». К ним относятся:

- реализация или сдача в аренду основных фондов и имущества для целей, не связанных с культурной деятельностью;

- торговля покупными товарами, оборудованием;

- оказание посреднических услуг и долевое участие в рабочее коммерческих структур;

- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним.

Иное представление о предпринимательской деятельности содержится в статье 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Такой деятельностью признаются приносящие прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. В некоторых статьях Бюджетного кодекса к предпринимательской деятельности относится вся платная деятельность, осуществляемая организациями культуры.

Российское законодательство противоречиво трактует конкурентные виды предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Развитие партнерских отношений с коммерческими структурами может принести организациям культуры дополнительные выгоды.

Донорская поддержка. Среди внебюджетных доходов организаций культуры и в целом культурной деятельности особую роль играют поступления от доноров.

Спонсорство — осуществление юридическим или физическим ли­цом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируе­мого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спон­сор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспространителем (ФЗ РФ "О рекламе", ст. 19).

Спонсорство следует рассматривать как вид рекламной деятельности, преследующей эко­номические цели.

Благотворительная деятельность — деятельность по бескорыст­ной (безвозмездной или на льготных основаниях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ФЗ РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").

Основные признаки благотворительной деятельности: добровольность; бескорыстность (причем под бескорыстностью понимается под­держка не только на безвозмездной, но и на льготной основе); направленность на социально-приоритетные цели.

Меценатство как разновидность благотворительной деятельности в сфере культуры, науки, образования.

Законодательные акты РФ не содержат понятий "меценат", "меце­натская деятельность", хотя на практике термин "меценатство" применя­ется. В настоящее время Минкультуры России подготовило концепцию проекта федерального закона, в котором предлагается специально выде­лить "меценатство" как культурную категорию и закрепить в законе "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Сходство — благотворительная и спонсорская деятельность в культуре представляют собой способ формирования положительного имиджа коммерческой организации для создания благоприятного обще­ственного мнения.

Однако спонсорство и благотворительность — разные направления поддержки культуры, имеющие различные исторические корни, соци­ально-экономическую природу, социально-культурные результаты.

Отличие благотворительности от спонсорства — в направленности на социальные цели и бескорыстности.

Спонсорство— продвижение бренда (торговой марки) компании как производителя определенных товаров и услуг.

Благотворительность — создание имиджа компании как предста­вителя социально ответственного бизнеса.

Основные направления и формы спонсорской поддержки и благо­творительной помощи организациям культуры: передача имущества, в том числе денежных средств; выполнение работ; оказание услуг; предоставление результатов интеллектуальной деятельности; иная поддержка.

Государственную поддержку благотворительности и спонсорства можно подразделить на материальную и моральную.

Материальное стимулирование спонсоров. Спонсорский взнос раз­решено включать в себестоимость продукции (работ, услуг) спонсора, если спонсорская помощь оказывается на условиях предоставления рек­ламы. При этом устанавливаются жесткие предельные размеры расхо­дов на рекламу, принимаемые при налогообложении прибыли (до 1% от полученной выручки).

Материальное стимулирование благотворителейюридических лиц. В 1994-2001 годах при направлении благотворительных взносов на восстановление объектов культурного наследия налоговая льгота составляла не более 3% облагаемой налогом прибыли, а государствен­ным учреждениям и организациям культуры — не более 5%. Данная льгота отменена с 2002 года при введении 25 главы НК РФ.

Материальное стимулирование благотворителейфизических лиц. Физические лица при направлении благотворительных взносов ор­ганизациям культуры, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, имеют право на налоговый вычет в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде (ст. 219 НК РФ).

Моральное стимулирование— присуждение почетных званий, го­сударственных наград и т.п. Почетный диплом Президента РФ за актив­ную благотворительную и спонсорскую деятельность в области культу­ры и искусства (с 1998 г.).

Поддержка благотворительности и спонсорства в культуре должна стать приоритетным направлением государственной культурной поли­тики, что предполагает предоставление адекватных налоговых льгот и соответствующее общественное признание деятельности благотворите­лей и спонсоров.

Права и возможности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по дополнительному матери­альному и моральному стимулированию благотворительной и спонсор­ской деятельности в культуре.

Благотворительные фонды – наиболее распространенный источник финансирования некоммерческих организаций. Исходя из особенности финансирования, они подразделяются на: ассоциированные (корпоративные) фонды, которые создаются и финансируются определенной коммерческой структурой; государственные или межгосударственные фонды, которые создаются и финансируются правительством одной или нескольких стран; независимые (частные) фонды, создаваемые и финансируемые частными лицами.

Благотворительные фонды различаются также по видам деятельности: фонды, предоставляющие гранты; организации, основной целью деятельности которых является осуществление программ грантов; фонды прямого действия – организации, получающие финансирование для реализации собственных программ; фонды, предоставляющие гранты и одновременно реализующие собственные программы; фандрейзинговые фонды – организации, основной целью деятельности которых является поиск финансирования для реализации грантовых или собственных программ. Главное отличие фандрейзинговых фондов состоит в том, что они не имеют одного или нескольких постоянных спонсоров (учредителей), обеспечивающих их финансирование, а занимаются фандрейзингом наравне с другими некоммерческими организациями.

Исследование благотворительной деятельности привело к следующим выводам:

- основными организаторами конкурсов в России являются иностранные частные и общественные благотворительные фонды и организации, ими объявлено более 60% конкурсов;

- подавляющее число всех иностранных благотворительных организаций, распределяющих свои средства в России, составляют организации США (более 64%). Среди них лидером является Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). Его программы составляют 47% от общего числа конкурсов, проводимых американскими организациями, и 30% от всей зарубежной грантовой поддержки;

- приоритетными направлениями поддержки благотворительными организациями являются: наука и образование (53%). Значительно отстает от них культура, программы ее поддержки составляют лишь 6% от общего числа программ;

- культура поддерживается прежде всего иностранными организаторами конкурсов, их вложения составляют 86% всех средств, выделяемых на нее благотворительными организациями;

- российские благотворительные организации предпочитают поддержку проектов, связанных с инновационной деятельностью, а также направленных на развитие экономики и бизнеса.

Фандрейзинг. Менеджеры организаций культуры все активнее осваивают технологию сравнительно нового для России направления маркетинга – фандрейзинга. Фандрейзинг – процесс поиска финансовых и материальных ресурсов, осуществляемый менеджерами некоммерческих организаций.

В России одним из основных направлений фандрейзинга остается обращения за дополнительными средствами в государственные и муниципальные органы власти. Помимо средств на финансирование подведомственных организаций культуры они располагают финансовыми ресурсами, необходимыми для поддержки инновационных проектов и программ, проведения общественно значимых фестивалей, конкурсов, информационной и инвестиционной деятельности. Эти средства концентрируются в федеральных, региональных и муниципальных целевых программах развития культуры, искусства и кинематографии.

Организация фандрейзинговой кампании является сложным процессом, который можно разделить на четы­ре этапа. Первый этап заключается в планировании фи­нансовой кампании, второй этап состоит в реализации фандрейзинга, третий этап включает осуществление конт­роля за ходом реализации фандрейзинга, а четвертый этап сводится к оценке результатов проведенной фандрейзин­говой кампании

На первом этапе непосредственному планированию фанд­рейзинговой кампании предшествует разработка содер­жательной программы привлечения средств. В крупных некоммерческих организациях этот процесс начинается за год до начала кампании. В ходе его определяются основ­ные направления работы на следующий год, составляются перечни краткосрочных и долгосрочных проектов, прогнозируются потоки потребителей, вкладчиков и т. д.

Чаще всего фандрейзинговое планирование осуществ­ляется на год, но может иметь место и поквартальное планирование, или трех-пятилетнее планирование. В со­ответствии с планами деятельности детально определяют­ся расходы некоммерческих организаций на предстоящий период и источники их покрытия.

Каждая фандрейзинговая кампания имеет строго оп­peдeлeнныe задачи, в соответствии с которыми выделяют­ся два основных вида фандрейзинга.

1. Если задачи фандрейзинга сводятся к поступлению конкретных средств на реализацию проектов, то данный вид фандрейзинга можно назвать проектным. Проектный фандрейзинг является наиболее удобной формой привлечения средств, как для самой некоммерческой организации, так и для финансирующей стороны. Это объясняется нали­чием четко определенных целей использования средств, воз­можностью привлечения значительных финансовых источ­ников при низких расходах на фандрейзинг, а также полу­чением коммерческих выгод от финансирования проекта.

2. В случае направления привлеченных средств на по­крытие текущих расходов можно считать такой вид фандрейзинга оперативным,. Оперативный фандрейзинг явля­ется наименее эффективной формой привлечения средств в некоммерческую организацию, 'Гак как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируют­ся в ее текущем бюджете. Они могут идти на выплату заработной платы, покрытие коммунальных и материаль­ных расходов, вследствие чего снижается заинтересован­ность вкладчиков в подобном финансировании. Чаще всего оперативный фандрейзинг применяется некоммерческими организациями, находящимися в критическом финансовом положении. В этой ситуации они в силу своей обществен­ной значимости могут привлечь от государства и частных лиц средства на погашение своих долгов.

Непосредственно сам план фандрейзинговой кампании утверждается дирекцией некоммерческой организации за 4-6 месяцев до начала кампании. Это необходимо для тщательной подготовки финансовой кампании, обеспече­ния всеми необходимыми информационными материалами (описаниями проекта, обращениями к спонсорам и т. д.), а также для определения круга потенциальных вкладчи­ков, баланса расходов и доходов и т. д.

Как правило, годовой план фандрейзинговой кампа­нии разбивается по кварталам и месяцам и учитывает территориальный аспект. В этом случае можно говорить о наличии методов территориального фандреизинга в не­коммерческих организациях. К ним относятся проведение выездных выставок, концертов, публичных лекций и дру­гих мероприятий; распространение информации и рекла­мы через организации-партнеры и туристические агент­ства; коммерческая реализация сувенирной и печатной продукции; создание филиалов и представительств.

Второй этап организации фандрейзинговой кампании связан с ее реализацией на практике. Методы реализации фандрейзингового плана крайне разнообразны. Это прове­дение рекламных кампаний в средствах массовой инфор­мации, по почте, а также распространение внешней рек­ламы (стенды, баннеры, брошюры, буклеты); система об­ращения к потенциальным спонсорам и благотворителям по телефону и факсу (телефандрейзинг), а также в личной беседе (индивидуальный фандрейзинг); приобретение под­держки влиятельных, известных лиц (солофандрейзинг); распространение бесплатных приглашений на культурные мероприятия, презентации (полифандрейзииг) и т. д.

На само проведение фандрейзинга некоммерческая орга­низация выделяет собственные средства и устанавливает должностную ответственность за их оперативное исполь­зование, а также за конечные и промежуточные финансо­вые результаты.

Ответственность за проведение фандрейзинговой кам­пании может возлагаться на внутренние службы неком­мерческой организации, как то: отделы развития, марке­тинга, связей с общественностью. Кроме того, участие в фандрейзинге принимают самостоятельные организации, действующие на базе некоммерческой организации - клу­бы друзей, общества и фонды.

Проведение фандрейзинга в крупных некоммерческих организациях отличается разветвленной структурой управ­ления. Однако небольшие некоммерческие организации как правило, не имеют специальных фандрейзинговых служб и нередко обращаются к услугам сторонних орга­низаций. За рубежом действуют специальные агентства, оказывающие консультации по привлечению средств и предоставляющие услуги фандрейзеров, специалистов по организации финансовых кампаний.

С маркетинговой точки зрения, фандрейзер - прода­вец специфического товара, в качестве которого выступа­ют проекты и программы. Успешная реализация товapa фандрейзером предполагает проведение сегментации рын­ка, определение целевых групп благотворителей и спонсо­ров, а также позиционирование товара, акцентирование внимания на тех характеристиках проекта, которые важ­ны для потенциального вкладчика. Услуги фандрейзера являются крайне дорогостoящими, поэтому не каждая некоммерческая организация может позволить себе их использовать.

Третий этап организации фандрейзинговой кампании сводится к постоянному мониторингу со стороны финансо­вых служб за ходом реализации фандрейзинга, а также корректировки планов с учетом произошедших изменений.

Не менее важной составляющей является оценка ре­зультатов фандрейзинга. Оценка результативности фанд­рейзинга должна дать ответы на три основных вопроса.

Первый вопрос - насколько поставленные цепи фанд­рейзинговой кампании отвечают фактическим потребно­стям некоммерческой организации, т. е. определяется эф­фективность этапа планирования.

Второй вопрос - насколько фактические результаты фандрейзинга соответствуют запланированным, т. е. ана­лизируется эффективность этапа реализации фандрейзин­га. В ходе этoй оцеки рассчитываются такие итоговые экономические показатели, как степень выполнения фи­нансового плана в установленные сроки; фактическая реа­лизация программ и т. д.

Третий вопрос - насколько эффективными оказались затраты на достижение результатов фандрейзинга. Это эффективность конечных результатов.

Для оценки эффективности конечных результатов фанд­рейзнга используются коэффициент окупаемости рас­ходов на фандрейзинг (Кобор.) и коэффициент рентабель­ности фандрейзинга (Rф).

 

 

Коэффициент окупаемости расходов на фандрейзинг показывает, сколько раз за выбранный период расходы на фандрейзинг окупаются за счет привлеченных в ходе фан­дрейзинга средств.

Коэффициент рентабельности фандрейзинга показыва­ет, сколько прибыли (разница между привлеченными сред­ствами и расходами на фандрейзинг) приходится на еди­ницу привлеченных от фандрейзинга средств.

Для каждого вида фандрейзинга можно выделить част­ные показатели эффективности. Так, для проектного фанд­рейзинга актуальными будут показатели доходности про­екта, расходы на проект и др. Для оперативного фандрей­зинга целесообразно применять коэффициенты покрытия различных видов расходов (коммунальных, расходов на заработную плату и др.).

В целом эффективность конечных результатов фанд­рейзинга зависит от уровня организации каждого из четы­рех этапов кампании. Насколько эффективно ведется пла­нирование, реализация, контроль и анализ фандрейзинга, можно увидеть по итоговым показателям.

Таким образом, фандрейзинг не является единовре­менной акцией или разовым событием. Под фандрейзин­гом понимается целый комплекс управленческих меро­приятий, ежегодно осуществляемых некоммерческими организациями, что позволяет выделить его в отдельную область менеджмента.

Фандрейзинговая политика некоммерческих органи­заций, как эффективная форма привлечения финансиро­вания в рыночных условиях, приобретает в российских условиях большое значение. Сложное финансовое поло­жение отечественных некоммерческих организаций за­ставляет последних заниматься поиском новых источни­ков доходов.

Российский опыт применения фандрейзинга не явля­ется полным дублированием американского опыта. В нем нашли отражение такие факторы, как национальная специфика функционирования некоммерческой сферы; на­правления развития отечественной благотворительности и др., что привело к формированию особенностей отече­ственного фандрейзинга.

Фандрейзинг многих российских некоммерческих орга­низаций ориентирован, прежде всего, на привлечение иностранных ресурсов как наиболее стабильного источника финансирования в условиях переходной экономики. При­влечение средств из зарубежных источников требует при­менения специальных организационных форм управления, которые обеспечивали бы высокий уровень координации и контроля за фандрейзинговой деятельностью в других странах. В качестве таких форм выступают представи­тельства и благотворительные организации, действующие от имени некоммерческой организации за рубежом.

Создание иностранных представительств преследует цели притока инвестиций в некоммерческую организацию и расширения ее деятельности за рубежом. В задачи та­ких представительств входят организация культурно-про­светительских мероприятий, разработка системы членства и проведение финансовых кампаний. Так, новой полити­кой Государственного Эрмитажа стало открытие в 2000 г. представительств музея в Амстердаме и в Лондоне.

Активность организаций культуры по работе с донорами не означает возможность отказа от протекционистских мер государства по отношению к культуре, поощряющих производство социальных благ и возмещающих необходимые для их производства затраты. Средства государственного бюджета всех уровней должны остаться основным источником финансирования деятельности организаций культуры.

Вопрос №45 «Финансирование культуры в рамках федеральных и региональных целевых программ»

 

Программа представляет собой согласованный по ресурсам, испол­нителям, времени осуществления комплекс плановых мероприятий, на­правленный на решение конкретной проблемы в установленные сроки.

Программа выступает инструментом разработки и реализации культурной политики соответствующего уровня (страны, региона, тер­ритории и т.д.).

Под культурной политикой государства понимается совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей дея­тельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Основные характеристики программ:

· направленность на решение конкретных проблем;

· комплексный характер плановых мероприятий;

· согласованность плановых мероприятий по ресурсам, исполни­телям, времени осуществления;

· установленные сроки.

Процесс разработки программ подразделяется наследующие стадии.

А) Анализ социокультурной ситуации:

· анализ ситуации, выявление важнейших проблем, решение ко­торых возможно программными средствами;

· ранжирование проблем с учетом их остроты и важности;

· формирование состава программ.

Б) Разработка программ:

· постановка целей;

· конкретизация целей в системе задач;

· определение направлений деятельности и конкретных меро­приятий, обеспечивающих решение поставленных задач и увя­занных с ресурсами;

· описание ожидаемых результатов.
Варианты разработки программы.

Разработка программы может осуществляться двумя путями. В первом случае предварительно в качестве самостоятельного документа разрабатывается концепция культурного развития, во втором – она выступает как раздел программы.

Программы культурного развития могут разрабатываться:

· силами руководителей и специалистов органов управления и организаций культуры;

· научными коллективами;

· совместно (партисипативно).

Программы культурного развития могут быть федеральными, ре­гиональными и территориальными (муниципальными).

Важнейшее значение имеет разграничение круга вопросов, решае­мых программами разного уровня.

Федеральные программы направлены на решение задач, приори­тетных для всей страны, разрабатываются федеральными органами и финансируются за счет средств федерального бюджета.

Региональные программы позволяют определить стратегию культур­ного развития конкретных регионов, разрабатываются соответствующими региональными органами и финансируются из региональных бюджетов.

Территориальные программы развития культуры разрабатываются применительно к различным муниципальным образованиям (городской округ, муниципальный район и др.) с учетом специфических именно для этой территории проблем развития культуры, возможностей, путей и способов их решения. Их реализация должна финансироваться из ме­стных бюджетов.

Большое значение имеет взаимодействие между органами управле­ния культурой разного уровня в области разработки и реализации про­грамм.

Основные федеральные программы в области культуры.

– Федеральная программа "Сохранение и развитие культуры и искусст­ва Российской Федерации (1993-1995 гг.)". Ее пролонгация на 1996 год.

– Федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997—1999 гг.)". Придание ей статуса Президентской Указом Президента РФ "О мерах по уси­лению государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации" (1996 г.)

– Федеральная целевая программа "Культура России (2001— 2005 гг.)".

– Федеральная целевая программа "Культура России (2006— 2010 гг.)". Ее основные разделы:

1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия.

2. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований.

3. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества.

4. Обеспечение условий для художественного творчества и инно­вационной деятельности.

5. Обеспечение культурного обмена.

6. Разработка и внедрение информационных продуктов и техноло­гий в сфере культуры.

7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок.

8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций.

9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации.

Общий объем финансирования Программы составляет 64136,4 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 54342 млн. рублей и прочих источников - 9794,4 млн. рублей.

Отличие программ от традиционных планов.

Выступают инструментом самопланирования, реализации собст­венной культурной политики (страны, региона и т.д.).

Направлены на достижение определенных целей, решение кон­кретных проблем. Возможность обсуждать различные варианты и соз­нательно выбирать наиболее приемлемый вариант стратегии культурно­го развития. Серьезная проработка целей с привлечением общественно­сти. Формулировка целей на содержательном уровне, но в достаточно конкретной форме.

Не имеют жестко заданных временных горизонтов. Срок действия программы определяется спецификой поставленных целей.

Оперируют не количественными показателями, а мероприятиями. Это гарантирует приоритет качественных изменений, делает документ более детализированным.

Позволяют усилить комплексность, уменьшить ведомственную ра­зобщенность уже на стадии разработки. Кооперация и координация дей­ствий и ресурсов всех участников.

Для реализации программ культурного развития требуется привле­чение значительных средств: как бюджетных, так и внебюджетных. По­иск дополнительных источников финансирования — одна из ключевых задач, которые должны решаться при разработке программ.

Другой ключевой задачей является организация мониторинга и формализованная оценка результативности программ, ее учет при оп­ределении объемов финансирования.

Финансирование культуры возможно не только в рамках отраслевых федеральных и региональных программ. Основы законодательства о культуре обязывают органы государственной власти и управления РФ в обязательном порядке учитывать культурные аспекты в других государственных программах – экономического, экологического, социального и национального развития страны.

Десятилетняя практика финансирования культуры на основе федеральных и региональных программ подтвердила целесообразность дальнейшего решения этого метода управления процессом культурного развития. Вместе с тем накопленный опыт показал, что программные, проектные методы экономической поддержки культуры не заменяют и не могут заменить сметное финансирование текущей деятельности учреждений культуры.

Структура расходов на культуру федерального и местных бюджетов имеет существенные различия. Если федеральный бюджет (данные приведены по состоянию на 2001 год) на сметное финансирование федеральных учреждений выделил 27,9 %, то в региональных бюджетах приходится 94,2 % всех средств и только 5,8 % на программные и целевые затраты.

Особенности ведомственной структуры расходов определяют экономическое содержание учреждений культуры. Так свыше 40 % средств федерального бюджета используются на подстатью «Прочие текущие расходы», а также на субсидии и субвенции. Более 35 % направляется на капитальные расходы, коммунальные и другие услуги по содержанию материальной базы, и менее 25 % на оплату труда. Примерно тоже экономическое содержание бюджетных ассигнований выделяется на региональных бюджетах.

По иному распределяются бюджетные ассигнования на культуру на уровне местных органов власти. Здесь около 60 % на коммунальные расходы, 45,2 % оплата труда и социальный налог, 16,7 % - «Прочие текущие расходы», т.е. собственно уставную деятельность.

Из приведенных примеров, очевидно, что основные проблемы сети культурно-просветительских учреждений будут сконцентрированы на муниципальном уровне, по причине, что основная нагрузка за содержание массовых организаций культуры лежит в зоне ответственности их собственников и учредителей.

 

 

Вопрос №46. «Организационно-правовые формы деятельности в сфере культуры и услуг: сущность и принципы выбора»

 

Организационно-правовые формы – совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами.

По целям хозяйствования все организации культуры делятся на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие организации — организации, преследующие извле­чение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Достоинства коммерческой организации: возможность получения значительной прибыли, хозяйственная самостоятельность, более высо­кий уровень оплаты работников.

Недостатки коммерческой организации: отсутствие ощутимой государственной поддержки; нестабильность, риск, зависимость от за­просов и платежеспособности потребителя; налоговый статус, не пре­дусматривающий существенных льгот при уплате налогов.

Коммерческий характер организации жестко не связан с видами осуществляемой ею деятельности.

Тем не менее, в основном коммерческими в культуре могут быть концертные организации, ориентированные на шоубизнес, галереи (арт-бизнес), киностудии, оборудованные современной техникой кино­театры, отдельные театральные проекты, цирки, ПКиО.

Некоммерческие организации — организации, не имеющие извле­чение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не рас­пределяющие полученную прибыль между участниками.

Достоинство некоммерческой организации: относительная ста­бильность, поддержка государственных и муниципальных учреждений культуры органами власти.

Недостатки некоммерческой организации: ограничение хозяйст­венной самостоятельности, более низкий уровень оплаты труда работни­ков.

Причины выбора статуса некоммерческой организации:

– бюджетное финансирование;

– льготное налогообложение;

– поддержка общественности (добровольные пожертвования фи­зических и юридических лиц и т.п.);

– общественное признание, известность.

Некоммерческие организации (НКО), согласно ГК РФ, могут соз­даваться в следующих организационно-правовых формах:

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих органи­заций не является закрытым. НКО могут существовать и в других фор­мах, предусмотренных федеральными законами.

Коммерческие и некоммерческие организации культуры функционируют в различных организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством.

Для коммерческих организаций законом предусмотрены следующие формы:

– хозяйственные товарищества и общества;

– производственные кооперативы (артели);

– унитарные предприятия.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций могут быть образованы как:

– общественные и религиозные организации (объединения);

– фонды;

– учреждения;

– государственные корпорации;

– некоммерческие партнерства;

– автономные некоммерческие организации (АНО);

– объединение юридических лиц (ассоциация и союз).

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих органи­заций не является закрытым. НКО могут существовать и в других фор­мах, предусмотренных федеральными законами.

Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых создается та или иная организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования и др.

 

Табл. 4. Сводная таблица организационно-правовых форм и форм собственности организаций

Собственник Коммерческие организации Некоммерческие организации
Государство (муниципалитет) Государственные (муниципальные) унитарные предприятия Государственные (муниципальные) учреждения. Государственные корпорации
Юридические, физические лица Товарищества: – полное товарищество; – товарищество на вере. Хозяйственные общества: – общество с ограниченной ответственностью (ООО) и с дополнительной ответственностью (ОДО); – открытое акционерное общество (ОАО); – закрытое акционерное общество (ЗАО); Производственные кооперативы (артели) Общественные и религиозные организации (объединения). Фонды (в том числе благотворительные, общественные). Учреждения. Некоммерческие партнерства. Автономные некоммерческие организации. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).  

Организации культуры действуют сегодня в России в самых разнообразных организационно-правовых формах. Среди организаций культуры можно встретить производственные кооперативы (артели) и хозяйственные общества, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации, фонды и общественные объединения. Однако следует признать, что наиболее распространенная форма организаций культуры в сегодняшней России – государственное (муниципальное) учреждение. Причины в недавней истории.

Во-первых, в дореформенные времена все организации культуры были государственными.

Во-вторых, приватизация в 1990-х гг. в малой степени задела сферу культуры, так как законодательством предусмотрены ограничения приватизации в этой сфере, но главное – это отсутствие заинтересованности инвесторов в объектах, которые не сулят коммерческой выгоды.

Статус учреждения определен статьей 120 (п.1) ГК РФ: «учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично» (ГК РФ, ст. 120, п.2).

В системе отношений собственности положение учреждений характеризуется следующим:

1. Учреждение не является собственником имущества, пере­данного ему учредителем. Имущество находится у него на праве оперативного управления. Это означает, что круг правомочий по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом опреде­ляет учредитель в уставе организации.

Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоря­жаться этим имуществом. Имущество, которым учреждение распоря­дилось, истребуется собственником из чужого незаконного владения .

2. Имущество, выделенное организации учредителем, обособ­лено от имущества учредителей. Имущественная обособленность конкретно выражается в том, что учреждение имеет самостоятель­ную смету. Пределы денежных средств, выделенных учреждению по смете, определяют его собственную ответственность по обязатель­ством (договорам) и пределы его имущественно финансовой само­стоятельности.

3. Имущество, выделенное организации учредителем, может быть источником дополнительных доходов от разрешенной учредителем предпринимательской деятельности. Однако ни эти доходы, ни имущество, на них приобретенное, не становятся собственностью учреждения, они поступают в оперативное управление и учитыва­ются отдельно от доходов и имущества, выделенного учреждению.

4. Имущество, выделенное учредителем, должно использо­ваться организацией для целей, определенных собственником и в соответствии с его заданиями, а также назначением имущества. Це­ли деятельности организации, определенные собственником, и его задания по реализации целей отражаются в уставе организации и ее планах. Для реализации этих целей собственник имущества прини­мает на работу (назначает) руководителя учреждения, которого может снять с работы в случае ненадлежащего выполнения заданий и реализации целей организации.

5. Учредитель (собственник) организации, имущество которой находится у нее на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

б. Учредитель несет субсидиарную (восполнительную, дополнительную) ответственность по обязательствам учреждения, в связи с чем на него не распространяется закон о банкротстве. .

Как видно, конструкция учреждения – единственного из некоммерческих организаций несобственника – основана на весьма ограниченном праве оперативного управления на переданное собственником имущество. Это позволяет ему удерживать организацию в нужном направлении деятельности, дает возможность устанавливать обязательные задания по производству социально значимых услуг и контролировать условия их производства. Именно направление дея­тельности, объем, структура, а иногда и технология работы может быть задана собственником (государством) и проконтролирована им в отношении театров, библиотек, музеев, потому что результаты их деятельности трудно запланировать с исчерпывающей полнотой.

Вместе с тем статус учреждения, предполагая ответственность учредителя за создание условий исполнения его заданий, не позво­ляет установить размеры этой ответственности. Так, в законе «О не­коммерческих организациях» сказано, что собственник финансирует учреждение полностью или частично, однако границы финансиро­вания в законе не прописаны. Это определяет саму возможность не­дофинансирования со стороны собственника.

В условиях остаточности финансирования отрасли культура отсутствие обоснованных норм бюджетных ассигнований на ее ор­ганизации и существование значительных проблем формирования бюджетов приводит к сокращению бюджетных средств, выделяемых учредителем на организации культуры, уменьшению объемов оказа­ния бесплатных услуг, снижению общего уровня качества продук­ции учреждений культуры. Поэтому эффективность работы органи­зационно-правовой конструкции учреждения оказывается зависимой от функционирования бюджетной системы государства.

Бюджетные проблемы и необходимость реформирования бюджетного сектора требуют изменения имущественных отноше­ний учреждений культуры. В связи с этим предстоит реформировать организационно-правовое устройство экономики, в частности речь идет о введении в юридическую практику новых организационно-­правовых форм некоммерческих организаций и преобразовании в них части бюджетных учреждений.

Помимо учреждения в отрасли культуры применяется другая форма организации - несобственника - форма государственного (муниципального) унитарного предприятия. Ее используют кино­студии и цирки. В подотрасли средств массовой информации ee ис­пользует, например, такая крупная организация, как Всероссийская государственная телерадиокомпания, являющаяся федеральным унитарным предприятием.

Организационно-правовая форма юридического лица фиксируется в его учредительных документах. «Юри­дическое лицо действует на основании устава, либо учреди­тельного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных за коном, юридиче­ское лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об ор­ганизациях данного вида» (ГК РФ, ст. 52, п. 1). Учредитель­ный договор - это договор, который заключают между собой учредители (участники), создающие организацию. Ес­ли учредитель один, необходимость в учредительном дого­воре отпадает.

В рамках реорганизации бюджетного сектора в 2006 г. принят федеральный закон о новой организационно-правовой форме – автономной учреждении (ФЗ «Об автономных учреждениях») и внесены соответствующие изменения и дополнения в законодательные акты РФ — Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, Феде­ральный закон "О некоммерческих организациях", Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и др.

Автономное учреждение это не новая организационно-правовая форма некоммерческой организации, а новый тип государственного (муниципального) учреждения.

Создание автономного учреждения (путем учреждения или преоб­разования) повлечет уточнение правоспособности бюджетных учрежде­ний, к сожалению, в сторону дальнейшего сужения их финансово-хозяйственной самостоятельности.

Рассмотрим, в чем схожи и чем различаются бюджетные (БУ) и ав­тономные (АУ) учреждения.

К общим чертам можно отнести:

— наличие только одного учредителя/собственника (Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование);

— направленность деятельности на достижение социально-куль­турных целей; оказание услуг (выполнение работ) в области культуры;

— право на осуществление предпринимательской (дополнитель­ной) деятельности;

— финансовое обеспечение из соответствующих бюджетов;

— распоряжение имуществом на праве оперативного управления;

— закрепление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

— предоставление льготы по расчету налога на прибыль.

 

Основные различия БУ и АУ представлены в таблице.

Признаки Бюджетные учреждения Автономные учреждения
Осуществление предпринима­тельской (до­полнительной) деятельности Могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь по­стольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответст­вующую этим целям Сверх объемов заданий учреди­теля вправе по своему усмотре­нию возмездно оказывать услу­ги (выполнять работы), относя­щиеся к основной деятельности или являющиеся дополнитель­ными по отношению к ней
Финансирование   Финансируются из соот­ветствующих бюджетов на основе сметы доходов и расходов   Финансовое обеспечение основ­ной деятельности по заданиям учредителя осуществляется из соответствующих бюджетов в форме субсидий, субвенций и иных источников
Распоряжение имуществом   Не вправе самостоятель­но распоряжаться дохо­дами от своей деятельно­сти и приобретенным на них имуществом Вправе самостоятельно распо­ряжаться доходами от своей деятельности и приобретенным на них имуществом (в т.ч. не­движимым)
Ответственность   Отвечают по своим обя­зательствам имеющими­ся в распоряжении де­нежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответст­венность несет собствен­ник имущества   Отвечают всем принадлежащим имуществом за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закреп­ленного собственником, или приобретенного за счет средств, выделенных собственником. Собственник не несет ответст­венности по обязательствам АУ
Органы управ­ления Единоличный руководя­щий орган (как правило, директор), назначаемый и отстраняемый собст­венником Наблюдательный совет (назна­чаемый и отстраняемый учреди­телем), руководитель (назна­чаемый и отстраняемый уч­редителем) и иные органы (на­пример, художественный совет и др.), предусмотренные зако­нодательством и уставом АУ
Участие в деятельности дру­гих юридиче­ских лиц Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не могут направляться на созда­ние других организаций Вправе вносить денежные сред­ства и иное имущество в устав­ный (складочный) капитал (фонд) других юридических лиц или иным образом передавать их другим юридическим лицам в качестве учредителя (участника) только с согласия собственника своего имущества
Контроль Административный кон­троль затрат Контроль результатов потреби­телями услуг

 

Несомненным достоинством АУ по сравнению с БУ является большая свобода в распоряжении имуществом, в т. ч. доходами от соб­ственной деятельности (вплоть до права выступать в качестве учре­дителя юридических лиц).

К рискам, прежде всего, следует отнести отсутствие субсидиарной ответственности собственника по обязательствам АУ, что может при­вести к банкротству. Однако, справедливости ради, необходимо отме­тить, что уже в рамках действующего законодательства, без всяких пре­образований, БУ может быть ликвидировано собственником.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 1061; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты