Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Развитие выразительной речи




Выразительность является важным качеством речи. Её развитие проходит длинный путь. Речь маленького ребёнка часто обладает яркой выразительностью. Нередко в ней преобладают итерации (усиливающиеся повторения), инверсии (нарушения обычного порядка слов), восклицательные обороты и т.д., - всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.
У маленького ребёнка выразительные моменты не являются сознательно избираемыми и используемыми стилистическими средствами или приёмами для того, чтобы произвести определённое эмоциональное впечатление. В них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребёнка, поскольку у него ещё нет твёрдо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы её выражение.
В дальнейшем, по мере того как импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, непроизвольная выразительность ее снижается. В результате, когда первоначальная непроизвольная выразительность, часто встречающаяся в речи маленьких дошкольников, спадает, речь детей может стать крайне маловыразительной (если над развитием её выразительности специально не работать).
Развитие речи, способной выразить эмоциональное отношение к тому, о чём идёт речь, и оказать на другого человека эмоциональное воздействие, сознательно пользуясь выразительными средствами, требует большой культуры.
Сознательная выразительность присуща художественной речи. Выразительные средства художественной речи складываются из разных элементов: выбор слов (лексика), сочетаемость слов и предложений (фразеология и контекст), структура речи и порядок слов. Придавая слову эмоциональную окраску, эти элементы позволяют речи передать предметное содержание мысли, а так же выразить отношение говорящего к предмету мысли и к собеседнику.
Понимание и переживание эмоционального подтекста требует вдумчивого воспитания. Основные трудности для понимания эмоциональный подтекст представляет в тех случаях, когда он отклоняется от открытого текста. Зачастую так дело обстоит с ироническими оборотами речи. Экспериментальная работа, выполненная В.Е. Сыркиной, показала ряд различных ступеней в развитии понимания. На первой ступени эмоциональный подтекст ускользает от школьника, слово берётся исключительно в его прямом значении. На более высокой ступени ученик уже чувствует расхождение между открытым текстом и эмоциональным подтекстом, но ещё не улавливает правильного соотношения между ними. При дальнейшем продвижении ученик постепенно учится улавливать сущность эмоционального подтекста и благодаря этому более глубоко проникает в основную мысль художественного произведения.
Весь ход развития понимания эмоционального подтекста с большой яркостью показал диалектическое единство между моментами переживания и понимания. Для того, чтобы понять подтекст речи, надо его "сопережить". А чтобы по-настоящему сопережить текст, надо его глубоко осмыслить. Так в плане конкретного эксперимента вновь подтвердилось и по-новому раскрылось одно из основных положений о единстве переживания и сознания.
Заключение

Обобщая, классифицируя, речь является по существу первой элементарной формой знания. Язык – общественная форма познания. Посредством языка общественное познание формирует мышление ребёнка и определяет структуру его сознания. Сама формулировка мысли в слове приводит к тому, что ребёнок в результате лучше понимает, чем понимал до словесной формулировки своей мысли: формулируясь, мысль формируется. Таким образом, речь не только сообщает уже готовую мысль, она включена в процесс формирования мышления. В этом её значение для умственного развития. В речи человека обычно весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательно обычно уже то, как человек завязывает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи выступает его темперамент, в её интонационном, ритмическом рисунке – его эмоциональность, а в её содержании просматриваются его духовный мир, его интересы их направленность.

19.Кризисы взрослого возраста.
Впервые гипотеза прохождения определенных сложных этапов развития человека была оформлена и представлена в работах Э.Эриксона Эриксон Э. Детство и общество.- Спб., 1996.- С.34.. В данной теории акцентируются социальные аспекты развития, оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Э. Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психологических кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определят возможность последующего расцвета личности «см. Приложение 1». Особенно важны два последних кризиса, переживаемые уже в зрелом возрасте. Мы не будем останавливаться на сложностях детства и юности, а рассмотрим подробнее этапы прохождения соответственно кризисов зрелого возраста.

Шестой кризис свойственнее молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа- рождение детей- отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие, а себе гармоничную интимную жизнь. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе. Хронологические рамки этого кризиса охватываются приблизительно 30- летним возрастом.

Седьмой кризис переживается человеком приблизительно в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода илигенеративности, выражающегося главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательность в разных областях. И здесь, в свою очередь, выделяется четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для развития аутентичной генеративности. Во-первых, речь идет о развитии у человека уважения к мудрости, сменяющее призмат физической храбрости. Во-вторых, важно, чтобы сексуализация социальных отношений уступила место их социализации. В-третьих, необходимо противиться аффективному обеднению, связанному со смертью близких людей или обособлению детей, и сохранять эмоциональную гибкость, способствующую аффективному обогащению в других формах. Наконец, очень важно чтобы человек старался как можно дольше сохранить душевную гибкость и продолжал поиск новых форм поведения, вместо того, чтобы придерживаться старых привычек и пребывать в некой психической ригидности. Название этого периода кратко Э.Эриксон характеризует как генеративность или застой.

Восьмой кризис переживается во время старении. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение цельности основывается на подведении итогов своей прошлой жизни и осознание ее как единого целого. Хронологическими рамками данного периода называют возраст от 60 до 65 лет. Жизнь личности включает в себя внешние и внутренние аспекты. Внешние аспекты состоят из определенных ценностей: работа, положение в обществе, семья и социальные роли.

Внутренний аспект состоит из определенных моментов, важных для каждого из нас. Каким образом цели и стремления подкрепляются или нарушаются нашей системой жизни? Какие черты собственной личности мы можем изжить, а какие подавляем? Как мы себя ощущаем в мире в данный момент?

Внутренний аспект проявляется там, где разрушающие силы начинают выводить человека из равновесия, сигнализируя о необходимости изменения и продвигая его к новой опоре на следующей ступени развития. Такие кардинальные перемены происходят в жизни повсеместно. Однако люди все равно отказываются признать, что у них есть система внутренней жизни. Спросите человека, который испытывает спад, в чем его причина. Большинство объяснит это знаменательным событием: “Я почувствовал спад после нашего переезда, после смены профессии, после того как жена вернулась работать в школу и превратилась в заезженного муниципального работника в униформе”, -- и так далее. Вероятно, менее десяти процентов людей осознают, что их состояние не вызвано внешней причиной, и могут сказать: “Во мне происходит какое-то изменение, и, хотя это болезненно, я чувствую, что должен через это пройти”.

В переходные моменты наш образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях. Первое измерение: внутреннее ощущение себя по отношению к другим. Второе измерение: чувство безопасности и опасности. Третье измерение: наше восприятие времени -- достаточно ли у нас времени, или мы начинаем чувствовать его нехватку? Четвертое измерение: ощущение физического спада. Все эти ощущения задают основной тон жизни и подталкивают нас к тем или иным решениям.

2.1 Сложный период тридцати лет

Чем же характеризуется период перехода от молодости, или ранней взрослости, к зрелости? Этот период относится к переходному этапу, характеризующемуся пересмотром жизненных программ, причем в разных аспектах. Происходит анализ и, по необходимости, коррекция жизненных целей и задач. В течение промежуточного периода от двадцати восьми до тридцати двух лет должен быть сделан новый выбор и должны измениться или углубиться внутренние ориентиры. Обычно в этом возрасте появляется ощущение, что жизнь, которую вы налаживали с двадцати лет, разваливается. Это означает, что нужно найти другую дорогу, ведущую к новым горизонтам. Период осознания своих тридцати требует индивидуального подхода, но в любом случае необходимо одно -- желание изменений. “Какой я хочу видеть свою жизнь, что я сейчас делаю и что должен делать?”- такой вопрос задают себе многие.

Достигнув тридцатилетнего возраста, многие молодые люди начинают испытывать какое-то беспокойное оживление. Почти каждый из нас хочет внести некоторые изменения в свою жизнь. «Ограничения, которые мы ощущаем при приближении к тридцати годам, -- это отголоски выбора в двадцатилетнем возрасте, хотя выбор, который мы сделали, был необходим на том этапе развития. Но теперь мы чувствуем себя по-другому. Мы осознаем сейчас, что какой-то аспект жизни не принимали до этого во внимание. Это внезапное чувство нехватки становится все настойчивее. Очень часто это начинается как негромкая барабанная дробь -- неясное, но настойчивое желание достичь чего-то большего». (Г. Шахи .- Там же. - С.46.)

Причем это касается личной жизни, профессиональных достижений, выбора нравственных ориентиров.

В работе появляются большие изменения, беспорядок и обычный кризис, который сопровождается противоречивым чувством: многим молодым людям кажется, что они твердо стоят на ногах, и в то же время им хочется вырваться из всего этого представлениям. Достаточно ярко это состояние описывают слова тридцатилетнего бизнесмена: «Я собираюсь уйти из фирмы. Я здесь уже четыре года. У меня хороший заработок, но нет клиентов. Я чувствую неудовлетворенность. Если я подожду еще немного, то будет слишком поздно принимать решение. Я хочу добиться успеха. Но мысль о том, что я доработаю до пятидесяти пяти лет и меня засосет монотонная однообразная работа, приводит меня в бешенство. Это меня стимулирует. Скажем, восемьдесят пять процентов времени, которое я провожу на службе, я наслаждаюсь работой. Но, получив сумасбродное дело, я выхожу из здания суда и говорю себе: “Что я здесь делаю?” Появляется внутреннее ощущение, что я попусту теряю время. Я прилагаю усилия для того, чтобы найти способ внести свой вклад в общественную деятельность или найти нишу в работе муниципалитета. Я говорю: “Вот еще вариант для меня” (Г. Шахи, Там же. - С. 65). То есть, в профессиональном плане идет утверждение, либо наоборот, пересмотр достижений, может быть перемена места работы, а вероятно и вообще изменение специальности, обучение новой профессии.

В нашей стране период перестройки потребовал освоения новых областей, на рынке труда появились новые профессии и места, и основную массу этих вакансий, конечно же, заполнило поколение тридцатилетних.

Идет так же пересмотр позиций и в личной жизни. В семейной жизни возможен развод или, по крайней мере, серьезный анализ брачного союза. Люди, которые наслаждались одиночеством и отсутствием детей, внезапно ощущают желание вступить в традиционный брачный союз, завести детей и сидеть с ними дома. И почти каждый, кто уже семь лет живет в супружестве, чувствует недовольство. Если это не приводит к разводу, то вызывает серьезный пересмотр брачного союза и стремлений партнеров. Человек, желая выплеснуть отрицательные эмоции, в то же время мечтает обрести опору в жизни. Молодые люди боятся потерять уже приобретенные достижения, одновременно пытаясь найти что-то новое. Эти страхи могут быть связаны с сексом, взаимопониманием, конкуренцией, сохранением моральных ценностей, а также со всеми другими вопросами, которые находятся еще вне нашей власти.

Желание иметь супруга, который взял бы на себя функции успокоения, выполнявшиеся когда-то родителями, не исчезает при переходе к тридцатилетнему возрасту. В действительности, это одна из тех вещей, которые злят и беспокоят людей при переходе к сорокалетию. Каждый партнер тяготится зависимостью от другого, который заменяет ему родителя, и в то же время опасается получить доказательство того, что остался в одиночестве. Это одно из самых крупных проблем в истории человечества.

Рассмотрим различия прохождения кризиса тридцати у мужчин и у женщин. В нашем обществе стадии женского жизненного развития, в отличие от мужского, больше структурированы периодами семейного цикла. В период ранней взрослости, как правило, у большинства женщин появляются заботы, связанные с воспитанием детей, поддержанием на должном уровне комфорта и уюта семейного очага, рождением второго или третьего ребенка. С проблемами, присущими этому возрастному периоду, сталкивается большинство женщин в нашем обществе. Например, молодая женщина думает поступить учиться дальше, но в то же время хочет иметь еще детей. Если она решит остаться дома, то ей бы хотелось, чтобы муж больше времени уделял семье, а не работе. А мужчина по-другому представляет себе отношения с женой: “Я бы не хотел, чтобы меня беспокоили. Это звучит жестоко, однако я не хочу думать о том, что она собирается делать на следующей неделе. Поэтому я ей не раз говорил, чтобы она занялась чем-нибудь, предлагал вернуться на работу в школу и получить должность социолога или преподавать географию или еще что-нибудь. Надеюсь, она чем-нибудь займется и мне не придется думать о ее проблемах. Я хочу, чтобы она сама принимала решения”. Вся проблема состоит в том, что он рассматривает это так, как удобно ему, а не ей. Она сразу подмечает, что он, с одной стороны, дает ей право выбора, а с другой -- не желает вникать в ее проблемы. В то же время он отказывает ей в праве “быть эгоистичной” и самостоятельно принимать решения для собственного совершенствования. Обоим не хватает взаимности. Вот что период “осознать свои тридцать” несет для семьи. Если бы у жен были помощницы, которые вели бы домашнее хозяйство, оставались дома с плачущими детьми, чинили автомобиль, решали вопросы с малярами, ходили в супермаркет, вовремя оплачивали банковские счета, разбирали проблемы каждого, устраивали приемы и были страстными в постели (просто представим себе такую возможность), то количество написанных книг, открывшихся компаний, занятых профессорских мест, политических партий, руководимых женщинами, увеличилось бы. Действительно, многие женщины, добившиеся успеха в жизни, нанимают экономку, которая выполняет часть обязанностей» - так считает Г. Шихи в отношении женского кризиса тридцати (Г. Шихи. - Там же. - С.76).

Что же касается мужчины, то его устремления традиционно связаны прежде всего с карьерой, а во вторую очередь уже с личной или семейной жизнью. Если мужчина послушно выполнял долг, занимая одну из ступеней в корпорации, он начинает чувствовать, что вырос из этой должности. Если мужчина долгое время учился, например медицине, то в этот период жизни он будет озадачен: жизнь состоит из сплошной работы, а играм здесь места нет «см. Приложение 2».

Мужчина поглощен мыслями о выработке ключевых решений в жизни, и это доказывает, что в нем происходят изменения, характерные для этого возраста, характеризуются стремлением сосредоточиться на себе. В результате самоанализа он открыл новые грани собственной личности.

Когда мужчина или женщина мужчина, достигает возраста двадцати восьми -- тридцати лет, пред ними становится проблема пересмотра жизненных целей и задач, или, говоря другими словами, как увязать мечты и реальность. Жизнь уже заставила их отказаться от многих иллюзий. Работая над достижением своей мечты, они постепенно перестают быть романтиком. Скоро они будут готов к преобразованию своей мечты в реальную цель, пока же уточняют ее. Мужские мечты, как уже говорилось выше, связаны в первую очередь с карьерой и будущей профессией, а мечты женщин - с семьей и профессией.

В работе происходят большие перемены, путаница и часто кризис. Появляется стремление вырвать пройденный кусок жизни и начать все сначала в тридцать лет. Это может означать выход на иную дорогу или превращение мечты “например, стать президентом” в более реальную цель. Одинокий человек чувствует толчок, побуждающий его искать партнера. Женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится выйти в свет. Бездетные родители стремятся завести детей «см. Приложение 2».

Во внутреннем мире начинается борьба с заложенными в нас положительными и отрицательными качествами. Молодые люди должны выбрать и сохранить в себе качества, заложенные в них с детства, прибавить к ним качества и способности, которые отличают их как индивидуума, и вставить весь этот комплект обратно в более широкую форму. Приближаясь к тридцатилетию, многие начинают ощущать в себе новые жизненные силы. Мужчины и женщины говорят о своих чувствах скупо и ограниченно. Они обвиняют всех и вся в том, что выбор, сделанный ими в двадцать лет (причем это может касаться и профессии и личной жизни), был неудачен. Может быть, на самом деле в тот момент выбор был прекрасен, но сейчас он уже не удовлетворяет человека. Какой-то внутренний аспект, оставленный без внимания, сейчас пытается проявиться. И человек опять поставлен перед необходимостью выбора. Требования к личности изменились и ужесточились. Расширение и открытие внутренних границ дает возможность начать объединение тех аспектов нашего внутреннего “я”, которые до сих пор были скрыты. Так происходит потому, что переход затрагивает самые глубины нашей личности. Наши внутренние чувства стремятся вырваться наружу «см. Приложение 2».

Переходный период сменяется более стабильным и устоявшимся периодом обретения корней и расширения. После тридцати жизнь освобождается от многих условностей, становится более рациональной и упорядоченной. Мы начинаем обосновываться в жизни в полном смысле этого слова. Большинство из нас отбрасывают свои старые корни и начинают растить новые. Люди покупают дома и всерьез принимают продвижение по служебной лестнице. Особенно этим озабочены мужчины. Удовлетворение брачным союзом (для тех, кто его сохраняет) несколько снижается по сравнению с высокими ценностями и представлениями о брачном союзе в двадцать лет. Это совпадает с расширением общественных связей супружеской пары и с более внимательным отношением к своим детям.


2.2 Кризис середины жизни

Второй пересмотр жизненных программ происходит у большинства людей в возрасте от 35 до 45 лет, причем в разных школах психологии продолжаются дискуссии о хронологических рамках «кризиса середины жизни»

Тридцать пять лет -- это буквально середина жизни. Отметка половины пути. С этого момента у многих людей течение жизненного цикла как бы прерывается и приводит их приводят к периоду, который продолжается приблизительно с тридцати пяти до сорока пяти лет и может быть назван десятилетием подведения итогов. Если люди в состоянии принять и осознать это, то можно позволить себе пережить в этот период полный кризис личности.

Глубоко внутри начинают оформляться ощущения безопасности и опасности, времени и безвременья, энергичности и застоя, ощущения себя и других. “Я достиг определенного момента в жизни. Мне нужно все обдумать, проанализировать, оценить прошлое и спланировать будущее. Зачем я все это делаю? Во что я действительно верю?” Человек осознает тот факт, что впереди -- уже другая сторона горы, и у него осталось не так много времени, чтобы узнать правду о себе.

Каковы же признаки надвигающего кризиса отличают этот период? В тридцать пять - сорок лет многие люди как бы оказываются на перепутье. Достигнув середины жизненного пути, они уже видят, где он заканчивается. Время начинает сокращаться, «сжиматься». В переходе к середине жизни они все охвачены мыслями о старости и неминуемой смерти.

Утрата молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей -- любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса. Понимание приходит часто неожиданно и остро, как прозрение. Человек не знает, что с этим делать, и теряется. Ни кто из молодых людей не хочет поверить, что приходит его конец. Но мысль о смерти внедряется в сознании, независимо от того, как он себя чувствуем и насколько хорошо его реальное состояние. Многие из людей начинают прислушиваться к признакам старения и думать о преждевременной кончине.

Целесообразно ли это? Нет, это нерационально. Если бы эти мрачные предчувствия были логически верными, то страх в людях должен был бы накапливаться по мере старения и вызвать преждевременную смерть. Обычно этого не бывает. По мере стабилизации после перехода к середине жизни мысли о смерти уходят все дальше и дальше.

Очень опасно вступать на ненадежный “пешеходный мостик”, ведущий ко второй половине жизни. Мы не можем никого взять с собой в это путешествие в неопределенность. Мы должны преодолеть этот путь одни. Нам больше не нужно ни у кого спрашивать разрешения, потому что мы сами обеспечиваем свою безопасность. Мы сталкиваемся с особенностями нашей натуры, которые до той поры были скрыты, - пишет Г. Шихи Г. Шихи Возрастные кризисы. - Спб., «Ювента»., 1999. - С.89..

Интересно проследить отличия этого переходного этапа у мужчин и женщин. В мужчине просыпаются и требуют, чтобы он их принял, признал, усвоил, те чувства, которые он раньше подавлял в себе. В нем начинает проявляться его скрытое чувствительное “я”. “Я хотел бы, чтобы мне разрешили оставаться самим собой: иногда мягким, зависимым, но наряду с этим тщеславным и жадным, ревнивым и конкурентоспособным. Я не хотел бы, чтобы меня считали сильной личностью. Я хотел бы, чтобы меня избавили от этого панического страха”.

Многие вопросы для мужчины связаны с их отношением к другим. Середина жизни часто определяется ими как наличие партнера по брачному союзу. Карьера, положение, физическая привлекательность могут восприниматься как борьба за имидж с более молодыми коллегами. С одной стороны, мужчины верят в то, что сейчас у них самый счастливый возраст, однако стремятся занять более высокое

положение. В нашем обществе переход через сорокалетний рубеж для мужчины -- событие само по себе знаменательное. Обычно работодатели молчаливо переоценивают его в лучшую или худшую сторону, страховые компании переводят его в другую категорию, а конкуренты определяют его профессиональный уровень. Многие мужчины вынуждены несколько умерить свои амбиции, чтобы согласовать их с реальной действительностью. Это, однако, не означает, что они должны отнести себя ко второму сорту. Такая переоценка мечты может спасти их от безнадежных иллюзий и поможет обрести обновление в достижении второй карьеры или покажет другой путь для работы в рамках реальной должности, что, в свою очередь, будет для него более целесообразно.

Мужчины в этом возрасте тоже чувствуют, что время начинает их подгонять. Большинство из них при этом начинают больше заботиться о своей карьере. Это “мой последний шанс” вырваться вперед. Теперь мужчине уже недостаточно быть простым младшим администратором, многообещающим молодым писателем, адвокатом, который имеет невысокое жалование за хорошую работу. Он хочет руководить, добиться признания, стать активным политиком со своей законодательной программой. С некоторым огорчением он обнаруживает, что ожидал похвалы и был слишком чувствительным к критике. Он хочет построить свой собственный корабль.

В этот период мужчине уже мало быть перспективным работником, он хочет, чтобы его признали и уважали. Например, как состоявшегося писателя со своим собственным стилем. Или как ученого со своими собственными исследованиями. Или как академика, труды которого печатают. Не вынося лишений в личной жизни и неуважения со стороны других, многие мужчины -- представители “белых воротничков” -- включаются в гонку на следующие пять лет с целью “стать президентом”.

В период этой интенсивной концентрации на внешних успехах мужчина обычно не замечает наиболее сложные внутренние изменения, которые двигают его вперед. Самоанализ, которым человек пренебрег в тридцать пять лет, является решающим в сорок. Каковы бы ни были его достижения, мужчина в этом возрасте обычно испытывает спад, беспокойство, отягощенность заботами и считает, что его недооценили. Он беспокоится о своем здоровье, удивляется: “И это все?” Он может отказаться от хорошо налаженных структур, включая и брак. Все больше мужчин ищут в середине жизни новое дело. Некоторые ломаются.

Многие чувствуют, что произошли изменения в направленности энергии, которая до сих пор расходовалась лишь на достижение успеха. В мужчинах проявляется более нежная, чувственная сторона. У них проявляется потребность в развитии этической грани личности. Многие мужчины в сорокалетнем возрасте направляют свою энергию на продвижение по жизни. Они начинают получать удовольствие от обучения других людей или от борьбы за социальную справедливость или становятся консультантами. Более спокойные мужчины, движимые чувством долга и ответственности, могут начать работать в правительстве или муниципалитете и выполнять работу, которую никто не хочет делать, но которая должна быть сделана. Другие мужчины могут не заметить изменений в работе или не признать изменение своих интересов, однако, оставаясь работать в корпорации, все больше посвящают времени обучению молодых мужчин, улучшению качества продукции или услуг в социальной сфере.

Усиление же попыток стабилизации своей карьеры для многих мужчин предшествует внутреннему анализу и задерживает его.

Женщины сталкиваются с этими проблемами раньше, чем мужчины. Время заставляет женщину внезапно остановиться в возрасте тридцати пяти лет и провести детальное исследование по всем направлениям. Она чувствует, что выбор, который ей предстоит сделать, может так же оказаться ее “последним шансом”, и поэтому хочет просчитать все возможные варианты. Постепенно ее муки и раздумья, с чего же начать подготовку к новому будущему, сменяются приятным чувством свободы. Начинает расти убежденность в том, что еще многое предстоит сделать. В тридцать пять лет средняя замужняя женщина, как правило, вновь возвращается на работу. Результаты переписи населения показывают, что эта женщина становится частью производственной машины на следующие двадцать четыре года или больше. Однако к такому ходу конем подготовлены далеко не все женщины. Ведь в подготовительной школе не говорят, что происходит после выбора надежного мужа, бытовых приборов и школ для детей. Двадцать четыре года использования умений и навыков, которые она сумела приобрести осмысленно или по счастливой случайности до замужества -- либо двадцать четыре года работы в отделе продаж или телефонным оператором, никто не предупреждал девушку о таком возможном варианте развития событий.

В среднем возрасте в женщине проявляются и так называемые плохие черты внутреннего “я” (“Я не знаю, во что мне верить”, “Я даже не уверена, что мне нравятся мои дети”) и стремление найти такую модель поведения, которая позволит ей самоутвердиться, самой направлять свою жизнь и нести за нее ответственность. Это рвутся наружу ее внутренние чувства: “Дайте мне войти в этот мир! Я хочу быть изящной и важной. Я хочу, чтобы мой талант был оценен по достоинству. Можно ли начать учебу с того момента, когда я ее прекратила? Могу ли я еще быть привлекательной для мужчин? Я хочу, чтобы меня принимали всерьез. Я хочу, чтобы мне помогли избавиться от моих страхов”.

Что же касается отношений в семье, то здесь могут происходить некоторые трансформации, однако они значительно отличаются от кризиса тридцати. Большинство женщин, как и большинство мужчин, охваченных паникой в тридцать жизни, не хотят отказываться от удобного брачного союза и остаться в одиночестве. Они просто хотят спастись от телесного увядания и угрозы смерти через волшебство опыта самолюбования. Поэтому в данный период многие из них склонны к ни к чему не обязывающим внебрачным связям.

Эриксон говорит Э. Эриксон. Детство и общество.-Спб., 1996. - С. 87., что в этот период времени для человека становится возможным, по мере продвижения через кризис, обретение производительности. Производительность означает добровольное обязательство заботиться о других людях в широком смысле этого слова. Если у вас есть дети, это еще не значит, что вы обеспечиваете производительность. И если у вас их нет, это не означает, что вы препятствуете производительности. Определение Эриксона включает в это понятие становление более продуктивной и творческой личности. Взрослые, которым не хватает чувства производительности, предупреждает он, будут переживать продолжительный период застоя. Часто такие люди начинают баловать себя, словно свое собственное единственное дитя. После всех лет, потраченных на создание карьеры (или потраченных напрасно), мужчина в середине жизни часто поворачивается к семейному гнезду как раз в то время, когда дети бывают наиболее буйными. Известны тысячи подобных примеров.

Чтобы успешно пройти этот кризис, люди должны повторно проанализировать свои цели и произвести переоценку всех своих ресурсов, начиная с сегодняшнего дня, задать себе вопросы: “Почему я все это делаю? Во что я реально верю?” Многие ощущают, что независимо от того, что они делали до сих пор, в каждом из нас есть нечто, что мы подавляли, и сейчас оно рвется наружу. В личности человека как хорошие, так и “плохие” чувства попытаются осуществить свое право на существование.

2.3 Особенности протекания кризиса пятидесяти-шестидесяти лет

Примерно к сорока пяти годам равновесие после бурного «кризиса сорока» восстанавливается, появляется чувство стабильности, которое может принести удовлетворение. Однако многое в последующей жизни зависит от «правильности» прохождения предыдущей ступени.

Если человек отказался проявить активность в середине жизни, чувство спада перерастет в чувство покорности. Через некоторое время человек, остановившийся в развитии, лишится поддержки и безопасности. Родители становятся детьми. Дети станут незнакомыми людьми. Друг вырастет и уйдет. Карьера превратится просто в работу. И каждое из этих событий будет ощущаться как несостоявшееся. Кризисное состояние вернется где-то к пятидесяти годам. И хотя его удар будет еще мощней, он может подтолкнуть покорного человека среднего возраста к восстановлению жизненных сил. Человек, достигший возраста пятидесяти лет и проигнорировавший возможность переоценки в переходе к середине жизни, может оказаться в положении обычного твердолобого защитника своего статус-кво. Таких людей называют “консерваторами”. Другая фигура -- “ребенок” среднего возраста, который отрицает свой возраст и, тем самым, свой опыт: производитель с тонкими усиками, который хочет оставаться двадцатишестилетним, пока ему не исполнится шестьдесят лет, например, 55-летняя женщина, которая носит бантики и предлагает муженьку поиграть ими, профессор, который, исходя из здорового скептицизма, приветствует евангелизм молодежи и образ жизни латиноамериканского революционера.

В пятьдесят и ближайшие десять лет приходят зрелость и новая сердечность. Жажда соперничества, разрушившая столько отношений в прошлом, смягчается большим знанием себя. Если рассматривать кризис, связанный с серединой жизни, как индивидуальное дело, можно предполагать, что средний возраст (поздний) видится людям, проходящим жизненный кризисы, развиваясь и решая их задачи и проблемы, как предлагающий новую ступень в продолжающемся жизненном цикле, в котором человек определяется по отношению к своим родителям, супруге, детям. Большинство людей заняты переоценкой своей собственной жизни.

Для мужчины, если он смирился со своим одиночеством, происходит процесс окончательного понимания и прощения родителей. Если его индивидуальности уже никто не угрожает, то он может стать более расслабленным, и в отношениях с коллегами, и в отношении с бывшим наставником установить теплые взаимоотношения. Если он прекратил измерять собственную ценность только статусом своего положения, то сможет принять ту часть работы, которая наиболее значима для него. напряженное состязание с другими коллегами ослабло. они подчеркивают, что средний возраст является для них освобождением от давления внешних обстоятельств. Им открылась самая большая свобода: свобода быть независимым и самодостаточным в рамках любых взаимоотношений Они ищут личные привязанности Если он разрешил проявиться в себе противоположному полу, то сможет обрести верного друга в своем партнере. . Они, вероятно, меньше обвиняют своих партнеров по брачному союзу в существующих проблемах,

Средний возраст мужчин, находящихся в верхних эшелонах бизнеса, составляет пятьдесят четыре года. И хотя, например, количество американцев в возрасте от сорока до шестидесяти пяти лет составляют только четверть населения, однако они зарабатывают больше половины национального дохода.

Мужчины в середине жизни ощущают свой возраст в зависимости от карьеры и изменений в состоянии здоровья.

Женщины же склоняются к определению своего возраста в зависимости от событий в семье. Женщины больше озабочены контролем за организмом мужа, чем за своим собственным. Они не так часто страдают от сердечных приступов, как от вдовства. Они должны обрести чувство значимости и средства к независимому существованию, прежде чем в опустевшем гнезде ее чувства станут ненужными. В противном случае, она отдается своим страхам перед будущим, которое представляется ей в мрачных тонах. Ей кажется, что она становится беспомощной и может полагаться на здоровье и постоянство своего мужа, на щедрость своих взрослых детей. Любая женщина боится стать типичной вдовой, которая вторгается в семейную жизнь детей или, напротив, отходит в сторону и смело заявляет: “У детей своя жизнь”. Независимо от того, будет ли она болтаться по миру на круизных судах, или сидеть на скамейке в парке и кормить голубей, -- все равно она становится старой девой, ожидающей смерти.

Однако интересно отметить, что у женщин примерно с возраста 45 до 65 лет начинает проявляться желание социализироваться. Дети выросли и покинули родительский дом, а жизнь вокруг продолжается, и женщины (особенно, когда осознают, что больше не могут иметь детей) понимают, что могут принести пользу обществу и реализовать свои способности и таланты по-другому. В это время многие женщины ведут бурную общественную или благотворительную деятельность, на работе добиваются стабильности и уважения. Многие аналитики считают, что во внутреннем мире женщин этого возраста появляются мужские черты.

Средний возраст -- это время максимального влияния. Многие более молодые люди сильнее пятидесятилетних, однако, если говорить о влиянии, которое имеет значительно более широкий смысл, то это прерогатива людей среднего возраста, которые заняты в политике, системе образования, банковском деле и влияют на жизнь общества.

Определенный аспект в жизни, который раньше доминировал и удовлетворял вас (например, возбуждение от соперничества в бизнесе или заботы о детях), может достаточно сильно измениться в этот период. В среднем или пожилом возрасте могут расцвести и стать делом всей жизни интересы, которые раньше были вторичны. Каждое проникновение в новый сосуд высвобождает в последующие годы очередной энергетический резервуар.

Но в пожилом возрасте людям придется не просто, если в середине жизни вы они не почувствуют потребность развивать параллельные интересы. Мужчина, который выходит на пенсию в шестьдесят пять лет, не возьмет внезапно в руки фотокамеру и не произведет обновление за счет обретения второй карьеры, став фотографом. Имеет человек какой-нибудь талант или нет, все равно любой учебный период требует готовности пережить неопределенность и замешательство. Даже в пятьдесят лет человек склонен осознать и пройти этот этап.

Например, представьте доктора, который занялся фотографией в тридцатилетнем возрасте. В сорок пять лет он добился великолепного качества снимков. Он использовал новый подход в цветной фотографии. Сначала это было только хобби, но затем стало вторым основным занятием. С тех пор прошло много лет, он объездил весь мир (часто он брал с собой жену) и во время путешествий снимал любимые ландшафты. Сегодня ему семьдесят лет, однако он до сих пор находится в прекрасной физической форме и обладает хорошим психическим здоровьем мужчины в расцвете лет

Если в эти годы человек находит новую цель, вокруг которой решает построить подлинную структуру жизни, то эти годы смогут стать лучшими в его жизни. Личное счастье помогает тем партнерам, которые принимают себя такими, каковы они есть.

В пятьдесят лет приходит новая теплота и умудренность опытом. Друзья и личная жизнь становятся важны как никогда. Люди, которые преодолели середину жизни, чаще всего заявляют, что их девиз сейчас: “Не заниматься ерундой”. Главное, что традиционно связывается со средним возрастом, -- это опыт.

Приходит понимание, что в переходе к закату жизни не нужно больше ожидать осуществления несбыточной мечты и защищать негибкую позицию. Проверив разные способы решения проблем и изменения жизни, модифицировали многие предположения и иллюзии молодости, проверив их на практике и зная, какие из них работают, люди должны обрести мудрость. Они могут принимать верные решения, передавать свой опыт следующим поколением, обретают некую цельность жизни и новый приток энергии.

 

19. Критерии развития личности.

Так какая же личность бывает,

и какие качества в ней можно развивать?

 

Давайте уточним, конкретизируем вопрос.

Когда семинары и тренинги по развитию личности декларируют свою программу якобы развития личности, то полезно вначале выяснить: в каком направлении будет развиваться личность слушателей? А после того: какие качества личности проявятся, а какие нивелируются? Это нужно выяснить до того, это обязательно необходимо выяснить прежде, чем платить деньги за семинары якобы развития личности!

 

В противном случае происходит следующее (из опыта). Слушатели семинаров грезят, что их жизнь изменится к лучшему в несколько раз. Причём, сразу же после семинаров. Но когда после некоторого промежутка времени в жизни ничего не происходит, то наступает разочарование. И наступает осознание, что денег в кошельке не хватает. Не хватает именно на сумму, равную стоимости обучения по якобы развитию личности.

Так что, ещё и ещё раз следует повторить и уяснить, вопрос всегда остаётся открытым: в каком конкретно направлении планируется развитие личности на семинаре по декларированному развитию личности?

 

По каким же критериям мы оцениваем тот или иной уровень развития личности?

 

1-й критерий – степень зависимости.

 

Сразу: абсолютная независимость есть только у Бога. Даже президент страны сильно зависим от обстоятельств, от своих обязательств, от обещаний, от законов. И от тех, кто посадил его в президентское кресло.

Владелец и директор продуктового магазина зависим от вкусов его покупателей, от налогового бремени, от законов государства, от инспекторов-проверяющих. Зависим даже от своих подчинённых высшего уровня, которых иногда надо бы выгнать, но замены таким сразу не найдёшь.

Потому – зависимость бывает полная и зависимость частичная. И ещё зависимость условная.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты