Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Составитель к.ю.н. Стаханова Е.Ю. 2 страница. Буддизм разделяет также отказ от насилия — Ахимса (иногда пе­реводится как «непричинение вреда»), впервые сформулированный другим религиозным течением —




Буддизм разделяет также отказ от насилия — Ахимса (иногда пе­реводится как «непричинение вреда»), впервые сформулированный другим религиозным течением — Джайнизмом, Основателем которого считается Махавира (599—527). Позднее, уже в XX столетии, ахимса в интерпретации идейного лидера национально-освободительного движения Махатмы Ганди стал основополагающим принципом ин­дуизма, а немецкий философ А. Швейцер назвал этот принцип «бла­гоговением перед жизнью».

 

10. Варно-кастовая структура и организация общества в Древней Индии.

 

Первые государственные образования в Индии возникли в северной части полуострова Индостан, в долинах рек Инда и Ганга, отличавшихся высоким уровнем развития сельского хозяйства и ремесла. В середине П тысячелетия до н. э. на территорию Индо­стана вторглись кочевые племена ариев, которые постепенно захватиливсю территорию, разрушив древнеиндийскую цивилизацию.

Дальнейшее развитие земледелия и обособление ремесла привели к разделению труда в общинах, что повлекло за собой возникновение частной собственности и разделение общества на классы. Возникло государство.

Общественный строй. Своеобразие общественного строя Древней Индии определялось существованием системы варн (каст), которые сложились как замкнутые социальные группы, неравные по своему правовому положению. После разделения общества на классы община распалась на четыре варны: варну брахманов (жре­цов), варну кшатриев (воинов), варну вайшиев (земледельцев) и варну шудров (угнетенных батраков).

Государственный строй. Во главе государства стоял царь -раджа или магараджа. Важным органом в эпоху Маурьев был паришад, ограничивающий власть царя и состоявший из брахманов и рабовладельческой аристократии.В государственном аппарате чиновники четко делились на две группы - чиновников центрального и местного управления. Среди высших чиновников особое место занимали: пурохита -главный советник и жрец царя; сенапати - командующий армией;ахармадъякша - высший сановник по судебным делам. Централь­ный аппарат управления разделяется на три ведомства: военное, финансовое и публичных работ.

 

11. Источники права и его особенности в Древней Индии

 

Право Древней Индии было тесным образом связано с религией, религиозной моралью. Главным источ­никами права считались Веды - религиозные книги и дхармашастры - сборники религиозно-правовых предписаний, важнейшими из ко­торых являются дхармашастры Ману. Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанных в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно был изложен в IV, VII. VIII и Х главах.

Значительное развитие в Древней Индии получала частная собственность, объектами которой являлись рабы, скот, зерно и домашний инвентарь. Частная же собственность на землю не полу­чила развития. В гл. Х перечисляются восемь законных способов при­обретения имущества: наследования, получения в качестве дара или находки, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получе­ние приношений.

Обязательственное право (по законам Ману) имело следую­щие виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, перевозка, хра­нение. В семейном праве проводился кастовый принцип: смешан­ные браки запрещались, или ограничивались, брак шудры с брахманкой порождал чандалов - отверженных.

В наследственном праве указывалось на два способа насле­дования отцовского имущества: оно либо поровну делилось между сыновьями, либо его полностью забирал старший брат, а остальные братья жили при нем. Сестры не принимали участия в дележе на­следства, но им выделялось приданое.

В законах Ману уголовно-правовые нормы не выделялись из общей массы запретов. В законах также нет статей, карающих за действия, направленных против царя или государственных властей. Вместе с тем очень сурово карались посягательство на частную собственность, на личность, а также действия, направленные про­тив семейных устоев. В этой части большее значение придавалось кастовым различиям. Основными видами наказания за совершен­ные преступления были смертная казнь, отсечение языка, пальцев, ног, клеймение, обращение в рабство.

 

12. Периодизация истории Древнего Китая, управление империей и ее идеологи.

 

Древнейшие обитатели Китая в Ш до н. э. населяли среднее и нижнее течение реки Хуанхэ, равнину, примыкавшую к Бохайскому заливу, а также обширные степи, плоскогорья и долины других районов Китая. Население древних поселений жили родо­выми общинами, объединенными в племена, и вели общее хозяйст­во.

В конце Ш тысячелетия до н. э. дальнейшее развитие произ­водительных сил, появление частной собственности и расслоение общества на классы привели к ликвидации родового строя и замене его государством. Приблизительно в 1600 г. до н. э. племена вос­точных «и» разбили своих противников и, завоевав обширную тер­риторию Северного Китая, основали государство Шан (Инь).

Общественный строй. Во времена позднего Шан из общей массы населения выделилась привилегированная верхушка, которая состояла из правителя - вана и его родичей, приближенных прави­теля, жрецов, чиновников и знати подчиненных племен. В Чжоуском Китае оформляется несколько разрядов - социальных рангов. Ранг определял размеры жилья и земли, количество рабов и разме­ры жалованья. В период Цинь преобразованиями, проведеннымисановником Шан Яном, было введено новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивалась уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правите­лем. Всего было введено 20 рангов знатности, причем с Ш в. до н. э. разрешалась их покупка. Таким образом, появляется новая знать: имущественная, военная, служилая и торгово-ростовщическая.

На низшей ступени находились рабы. Источники рабства были различными: военный плен, получения в виде дани, долговое рабство, преступники, разорившиеся крестьяне-общинники.

Между верхушкой общества и рабами сохранялась довольно обширная прослойка свободных общинников, которые занимались земледелием.

Государственный строй. В рабовладельческом Китае на всем протяжении его истории существовала монархическая форма прав­ления. В руках правителя - вана была сосредоточена вся полнота власти. Царская власть обожествлялась. Монархия была наследст­венной.

В Древнем Китае была дворцовая система управления, т.е. отсутствовали постоянно действующие государственные учрежде­ния с определенной, четко очерченной компетенцией, а были лишь лица, слуги, которым давались поручения.

В эпоху Шан среди приближенных насчитывалось около 20 официальных титулов, которые были подразделены по функциям на три группы: первая - гражданские должностные лица, вторая - во­енные должностные лица и третья - всевозможные советники, гада­тели и прорицатели. В период Чжоу ближайшим помощником вана является сян, который возглавлял всю массу чиновников и выпол­нял различные поручения правителя. Имелись также должности трех гунов - главных советников короля.

 

13. Особенности китайского законодательства, судопроизводства и виды наказаний

 

Историческая традиция относит V-II вв. до н. э. составление ряда сборников, из которых наибольшую известность получила «Книга законов» (Фацзин), состоявши из 6 глав, в которой излагалось действовавшее в Китае уголовно процессуальное законодательство. В государстве Шан объектом права собственности являлись; скот, рабы, орудия труда, драгоценности и другое имущество. И только во второй половине I тысячелетия до н. э. происходит упро­чение права собственности на землю. Китайскому законодательству были известны следующие виды договоров: купля-продажа, заем, ростовщичество, заклад, аренда земли.

Семейное право периода Шан знало еще элементы матриар­хата, разрешались браки между родственниками, но уже в государ­стве Чжоу утверждается патриархальная семья, допускалось мно­гоженство.В наследственном праве утвердился порядок, при котором имущество отца наследовал его старший сын от первой жены. При отсутствии сына к наследованию призывались другие родственники мужа.

В уголовном законодательстве большое место уделялось государственным преступлениям, за которые следовала следующая система наказаний: татуирование, отрезание носа, отрубание ног, кастрация и смертная казнь. Суд в Древнем Китае не был отделен от администрации. Предварительное расследование и судебное разбирательство осу­ществлялось одним лицом.

 

14. Древняя Греция гомеровского периода.

 

В VIII и VII вв. до н. э. в Греции было уничтожено родовое устройство и установлено рабовладельческое общество и государ­ство. Греция не представляла собой единого государства и единого народа. Она состояла из самостоятельных городов-государств - по­лисов. Наиболее типичными государствами, характерными для ра­бовладельческого общества Древней Греции, были Афины и Спар­та.

 

15. Образование спартанского государства и его общественный строй.

 

Основателем Спарты считался царь Ликург. Господствую­щим классом в Спарте были спартиаты - полноправные граждане, жившие только в Спарте, их насчитывалось около 8 тыс. Они обла­дали собственностью на землю, на скот и на работающих, на их полях илотов. Организация спартиатов была родовой. Все спартиа­ты делились на три родовые филы, каждая фила - на десять «об», каждая оба - на десять триакид. Эксплуатируемым классом в Спар­те были илоты - покоренные жители завоеванных территорий и периэки - окрестные жители, которые были лично свободными, но не имели политических прав и платили Спарте дань. В Спарте существовали следующие органы государственной власти:

1. Народное собрание - апелла, функция которого заключа­лась в том, что оно принимало, или отвергало предложения герусии.

2. Герусия - совет старейшин, состоявший из 30 геронтов, в число которых входили два царя - басилевса (архагента), что явля­лось своеобразной чертой государственного строя Спарты. Архагенты были подчинены герусии и не могли принять ни одного важного решения без ее согласия.

3. Эфорат - комиссия из пяти человек, функции которой сво­дились к контролю над архагентами и герусией.

Основным источником права в Спарте являлись ретры - ос­новные законы Спарты, издаваемые царем Ликургом, в частности, «Ликургова ретра».

 

16. Правовое положение отдельных категорий населения в Спарте и эволюция ее государственного устройства.

 

 

Эвпатриды, опираясь на свое богатство и исключительное право на занятие общественных должностей, по степенно ограничивают власть базилевса, связанную с традициями родовой демократии. Его функции переходят к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам - архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на один год. Коллегия архонтов не только восприняла военные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяла в свои руки все руководство страной.
Тогда же, в VIII в. до н.э., возник еще один новый орган публичного управления - ареопаг. Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т.е. опять-таки представители эвпатридов.
Аттическое общество превращается в политическое общество - общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму (нерасчлененности) общества и власти приходит конец.


Одновременно продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения государства, - территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа - навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.

 

17. Развитие афинской демократии и реформы Тезея, Солона и Клисфена.

 

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов - превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедня-ковфетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий - между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.


Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпат-ридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.
Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Прежде всего Солон провел сисахфию - долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.


Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты - не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.


Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые - ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.
Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа - гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учрежден новый орган управления - Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.


Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.


Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.
Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии) - городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. Такая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения.
Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан еще один орган - коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.
С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.


Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.
Зарождающаяся после Тесея дифференциация властных функций приводит к организации органов их осуществления. В результате постепенно возникает специальный и постоянно действующий аппарат осуществления политической власти. Параллельно идет процесс приобретения этим аппаратом монополии на власть над обществом. Монополизация права на осуществление властных функций становится легитимньш правом на использование принуждения. Политическая власть начинает осуществляться в форме государственной власти, становится государственной властью, а аппарат ее осуществления - государственным аппаратом.
Так, вслед за растянувшейся на века революцией в экономических отношениях происходила социальная революция, а затем и революция политическая, завершившаяся возникновением государства. Все они не были единовременными актами. Возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса. В результате этой победы в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики.

 

18. Образование Афинского морского союза и реформы Аристида, Эфиальта, Перикла.

Первый афинский морской союз — союз, выделившийся из общего союза государств Эллады против персов после того, как спартанцы, несколько раз тщетно пытавшиеся после битвы при Платеяхсохранить за собой морскую гегемонию, окончательно уступили её афинянам (477 г. до н. э.). В создании и расширении афинского морского союза сыграли видную роль Аристид и Кимон.

Целью союза была поставлена война против персов, чтобы освободить ещё подвластных им греков и отомстить за поход на Элладу. Афиняне выбирали ежегодно десять эллинотамиев для заведования союзной казной, находившейся на Делосе, в святилище Аполлона. Афиняне управляли делами союза при содействии представителей прочих союзных государств, но легко могли оказывать на них давление, составляя себе большинство голосов из представителей мелких городов (все союзные государства имели равное право голоса). Сначала решено было, что государства могут служить делу союза, снаряжая корабли или внося деньги; но вскоре стали предпочитать денежные взносы для достижения большего однообразия в снаряжении кораблей и экипажа. Раскладка этих взносов была поручена Аристиду. Лишь крупные государства, как Самос, Хиос, Лесбос, может быть,Фазос

и Наксос, были признаны самостоятельными податными единицами. Остальные города были разделены на три округа: Островной, Ионийский и Геллеспонтский; впоследствии прибавилось ещё два: Фракийский и Карийский.

 

Дальнейшее развитие демократии в Афинах последовало за персидскими войнами, которые показали, как быстро расцвели юные силы афинского народа, не стесняемые больше насильственными ограничениями личной свободы. Непосредственно после войн, по словам Аристотеля (Афин. пол. 23), опять получил руководящее значение в государстве совет Ареопага, потому что в минуты опасности он оказался на высоте своего положения и оказал гражданам и нравственную, и материальную поддержку. Из отдельных же лиц выдающимся значением в государстве стали пользоваться Фемистокл и Аристид.

Еще до Ксерксова похода Фемистокл, видя необходимость усилить афинский флот для предстоящей борьбы, убедил сограждан употребить на сооружение военных кораблей доходы, получавшиеся с Лаврийских серебряных рудников и до тех пор делившиеся между гражданами. Снаряжение кораблей возложено было, в качестве натуральной повинности (литургии), на всех зажиточнейших граждан, причем уже не делалось различия между землевладельцами и предпринимателями (и таким образом положено было начало уравнению недвижимой собственности с движимою в отношении к правам и обязанностям граждан). Военной и торговой гаванью Афин вместо Фалерской была сделана более удобная Пирейская, которая была защищена стенами и мало-помалу снабжена всем необходимым для постройки и снаряжения кораблей. Таким образом Афины из державы по преимуществу земледельческой, стесненной узкими пределами территории, превратились в морскую, и для их торговых сношений и политического влияния открылся широкий простор. Матросы и гребцы для флота набирались, главным образом, из многочисленного класса фетов, который таким образом наравне с прочими принял участие в защите отечества и за это имел право рассчитывать на увеличение своих политических прав. С другой стороны во время войн жители Аттики, при двукратном разорении ее персами (480 и 479 г.), понесли значительные потери, многие лишились всего своего состояния и должны были перейти в низшие классы. Но так как было бы вопиющей несправедливостью уменьшать права граждан за то, что они были разорены врагами, то естественно ценз для занятия некоторых почетных должностей должен был понизиться. Плутарх * приписывает Аристиду закон о допущении к должности архонтов всех граждан (причем, однако, под словом arconteV у него могут пониматься и все вообще чиновники). По Аристотелю (Аф. пол. 26) лишь в 457/6 г. впервые стал архонтом зевгит. Из этого обоснованно заключают, что на класс всадников право избираться в архонты было распространено ранее и, может быть, именно при Аристиде. Что касается фетов, то, собственно говоря, достоверно неизвестно, имели ли они не только при Аристиде, но и позже право занимать должности, а одно место Аристотеля (Аф. пол. 7), по-видимому, даже заставляет думать об этом отрицательно. Аристиду же принадлежит организация финансовых средств Первого Афинского морского союза, о котором мы скажем ниже, в отд. IV.

По смерти Аристида (около 467 г.) большим политическим влиянием стал пользоваться знаменитый Перикл, сначала, впрочем, разделявший это влияние с Эфиальтом и многими умными и способными соперниками (Кимоном, Толмидом, Фукидидом (не историком), Миронидом, Леократом). Для окончательного учреждения демократической свободы, Перикл и Эфиальт считали необходимым устранить последнюю помеху ей, представляемую Ареопагом, который продолжал пользоваться высоким значением как блюститель законов и нравственности граждан и иногда в значительной степени стеснял свободу решений народного собрания, тем более, что сам он был учреждением строго аристократического и консервативного характера. Эфиальт предложил изъять из ведения Ареопага большинство важнейших дел, оставив ему только немногие. С тех пор деятельность Ареопага была значительно ограничена, хотя неизвестно с точностью, до какой степени, так как авторы говорят весьма кратко о реформе Эфиальта. Все показания их сводятся к тому, что он отнял у Ареопага политическое значение и в значительной степени судебное, оставив в его ведении только дела о предумышленных убийствах, поджогах и отравлениях. Вся судебная власть передана была в руки народного суда присяжных (гелиастов), который получил правильную организацию. За архонтами и другими сановниками, имевшими судебную власть, осталось председательство в судах присяжных, производство предварительного следствия и в некоторых делах суммарное судопроизводство. Вновь учрежденная коллегия стражей закона из 7 членов должна была наблюдать за тем, чтобы в решениях совета и народного собрания и в деятельности должностных лиц не было ничего противозаконного

Для того, чтобы доставить возможность участия в народном суде и беднейшим гражданам, поглощенным заботами о насущном хлебе, а также дать государству основание привлекать их к более долговременному участию в походах, Перикл ввел раздачу жалованья гражданам за судебную и военную службу (потом установлено было жалованье и совету). Многие древние и новые авторы порицают Перикла за установление жалованья, но сделанное Периклом нововведение естественным образом вытекало из того принципа, что государственные доходы составляют собственность господствующего народа, который обязательно должен быть вознаграждаем из них за свои труды для общественного блага, сопряженные с потерею времени и материальных средств, так как иначе деятельное участие в правительственной власти могли бы принимать только зажиточнейшие граждане и таким образом в демократии.

 

19. Государственный строй Афин.

 

Возникновение Афинского государства - длительный процесс, завершившийся в VI в. до н. э. Начальным этапом его считают реформы басилевса Тесея, который организовал объединение четырех племен, называемое синойкизмом, и ввел сословное деление свободного населения Афин на эвпатридов - благородных, геоморов - земледельцев, демиургов - ремесленников и бедняков - фетов.

Постепенно эвпатриды ограничивают власть басилевса, и следование его должности прекращается, а его функции перехода к новым выборным должностным лицам - архонтам. Коллегию архонтов возглавлял архонт - эпоним, руководивший управлением страной и выполнявший ряд судебных функций; вторым архонтов стал архонт- басилевс, сохранивший только жреческие обязанности и свершавший суд по религиозным делам; третий – архонт- полемарх осуществлял военное командование; остальные шесть членов коллегии архонтов - архонты-фосмофеты отправляли правосудие.

Вторым новым органом управления стал Ареопаг, который заменил совет старейшин. Ареопаг был высшим судебным органов а также избирал и контролировал архонтов. Здесь же в VII в. до н. страна разделяется на ряд округов - навкрарий, которые были организованы в пределах существовавших племен - по 12 в каждом.

Второй этап возникновения государства в Афинах связан реформами Солона: первой из них явилась сисахфия - отмена долгового рабства; второй - установление имущественного ценза при распределении политических прав и обязанностей, все граждан были разделены по имущественному цензу на 4 разряда: пятисотников, всадников, зевгитов и фетов; третьей был создан новый судебный орган - гелиэя и четвертой - новый орган управления - Совет четырехсот, который избирался ежегодно из граждан первых трех разрядов по сто человек от каждого племени.

Завершающим, третьим этапом в образовании Афинского государства, явились реформы Клисфена, которые окончательно ликвидировали в Афинах остатки родового строя. Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов), каждая из которых состояла из трех, расположенных в разных местах территорий - триттий: городской, прибрежной и земледельческой, что обеспечивало преобладание города над сельской местностью. Вторая реформа заключалась в том, что вместо совета четырехсот, основанного на племенном делении, Клисфен создал совет пятисот, который комплектовался из представителей всех 10 фил по 50 человек от каждой. Третьей реформой был учре­жден еще один орган управления - коллегия 10 стратегов (воена­чальников), которая формировалась из представителей всех фил -по одному человеку от каждой. И для того, чтобы не допустить по­сягательств на возникший строй, Клисфен ввел в народном собра­нии процедуру, которая называлась остракизм (остракон - черепок, на котором голосующий писал имя лица, угрожающего сущест­вующему строю). Это была последняя реформа Клисфена.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты