Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Предмет и методы культурологи.




Культурология как наука начала возникать в XVIIIв. (эпоха просвещения). Считали, что возможно путем критики предрассудков сформировать новые культурные образцы: человек, общество, государство, религия, философия. При этом подчеркивалось стремление к целостному восприятию мира и культуры человека с одной стороны, и невозможность гармоничного единства мира с другой стороны, т.к. существовало противопоставление человека и природы.

Культурология –наука, исследующая генезис ( то есть происхождение, становление и развитие), функционирование и развитие культуры во всей ее полноте и проявлениях. Культурология изучает взаимодействие элементов культуры : традиций, норм, обычаев, культурных идеологий, технологий и т.д.; изучает разумную человеческую форму существования, т.е. те смыслы, которыми наполнен для человека мир.

Предметом культурологии являются бесконечная сложность и разнообразие культуры в ее действительности; познание сущности культуры и выявление законов и механизмов функционирования конкретных форм и сторон культуры.

Основные методы анализа культуры: исторический, сравнительно-исторический, цивилизационно-типологический и др.

Системный подход к анализу культуры предполагает, что каждый элемент культуры различным образом связан с другими ее элементами. В культуре наблюдается большое разнообразие типов таких связей. Во-первых, культура системообразуется, изменяется посредством конкретных организаций, институтов и общественного мнения, между которыми существуют как материальные, так и духовные связи, реализуемые посредством «вещного» ( обмен товарами, культурными ценностями) и информационного обмена. Во-вторых, на более высоком уровне интеграции культура выступает как взаимосвязь и взаимодействие таких ее функциональных элементов, как верования, традиции, нормы и т.п.

Культурологическое знание обладает системностью, что предполагает целостный взгляд на бытие человека, согласно которому каждый элемент приобретает свое значение, функцию и содержание по отношению к целому.

 

Вопрос 54. Проблемы генезиса человека и культуры.

 

Для культурологии важным представляется вопрос о генезисе культуры, то есть попытка теоретического осмысления самой проблемы зарождения культуры. Термин "генезис" пришел к нам из греческого языка и переводится как "происхождение, возникновение", а в широком смысле означает момент зарождения и последующего развития некоего процесса до определенного состояния. Следовательно, изучение генезиса культуры есть рассмотрение движения первоначальных культурных процессов, приведших к появлению того, что уже можно назвать человеческой культурой.

 

В этом вопросе так же не существует теории, которая бы однозначно принималась большинством ученых. Тем более что проблема генезиса культуры есть проблема скорее умозрительная, чем опытная. Несомненно, выводы той или иной теории должны совпадать с последующим развитием культуры, но этап ее зарождения настолько далеко отстоит от нас на временной оси, что исследователям остается только выдвигать гипотезы и строить теории. Поэтому главным в работе ученого становится достижение максимальной стройности, эстетической изящности предлагаемой концепции и расширение круга вопросов, на которые она отвечает. Понятно также, что возникающие неясности подтачивают научную обоснованность теории и вызывают сомнения в ее истинности. Выделим четыре точки зрения на происхождение культуры, которые с различных сторон пытаются объяснить процессы культурогенеза.

 

Деятельностный подход к культуре реализован в орудийно-трудовой концепции, предложенной марксизмом. Исходной точкой здесь явилась знаменитая статья Фридриха Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", написанная в 1876 году и тщательно изучавшаяся в СССР. Краеугольным камнем этой теории стало утверждение, что "труд создал человека".

 

Как известно еще со времен сэра Чарльза Дарвина, человек произошел от обезьяны. Представим себе, что однажды некая группа обезьян стала трудиться на благо своего обезьяньего сообщества. Совместный труд, как мы помним, облагораживает, - так родилось сознание. Для повышения производительности труда обезьянам необходимо было переговариваться, сообщать друг другу те или иные полезные сведения, что привело, в конечном итоге, к появлению речи. Посредством такого координированного труда наши подопечные стали создавать вокруг себя некоторую искусственную среду. Так начался культурогенез. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, человек - это прежде всего общественное животное и его поведение никоим образом не закодировано генетически. Маленький медвежонок, потерянный матерью в глухом лесу, имеет значительные шансы на выживание, потому что большинство поведенческих стереотипов, накопленных чередой предков, заложено в его генах. Маленький ребенок, конечно, может выжить в подобных условиях, но станет животным, а не человеком. Человеческое в человеке передается только посредством социального общения. В этом сущность человека. Поэтому животным рождаются, тогда как человеком становятся.

 

Данная концепция имеет ряд слабых сторон. Первые же попытки анализа выявляют вопросы, не имеющие ответов в рамках этой теории. Согласно Энгельсу, обезьяны (не люди!) приняли следующие решения:

 

1) искусственные орудия лучше естественных;

 

2) обладать сознанием лучше, чем не обладать;

 

3) вместе трудиться лучше, чем отдельно;

 

4) переговариваться в процессе труда лучше, чем молчать.

 

Но почему они так решили? К тому же, если трудовая деятельность не заложена в генетической программе животного, а труд отделил обезьяну от человека, то как труд мог появиться раньше человека? Видимо, диалектическая установка о переходе количества в качество в данной ситуации не совсем срабатывает. И другие теории будут оперировать иными, сугубо качественными скачками.

 

Вторая точка зрения - психоаналитическая - представлена доктором Зигмундом Фрейдом. В своей работе "Тотем и табу" он попытался понять проблему культурогенеза через анализ причин возникновения первых бессознательных психических комплексов. Центральное отличие человека от животного состоит в том, что человек обладает совестью. Она родилась в результате первородного греха, совершенного некими первобытными людьми, которые убили своего отца. Это преступление Фрейд связывает со знаменитым эдиповым комплексом, в основе которого лежит подсознательная ревность мальчика к отцу как сексуальному сопернику в отношении матери.

 

Но почему в результате первородного греха появилась совесть? Потому что, "чувство вины существовало до проступка", - отвечает ученый. - "Людей этих с полным правом можно было бы назвать преступниками вследствие сознания вины". Дети убили отца, раскаялись в содеянном, зародилась совесть, и животное превратилось в человека. А культура на этом гребне появилась как средство и форма защиты человека от собственной природы, от бессознательных разрушительных влечений, оставшихся нам в наследство от животного. Однако другой представитель психоанализа Эрих Фромм, много споривший с идеями Фрейда, в книге "Анатомия человеческой деструктивности" ярко показывает, что настоящая потенция к разрушению заложена не в животном, а в человеке. Она родилась вместе с человеком.

 

В совершенно ином ключе представляет проблему генезиса культуры голландский философ и историк Йохан Хейзинга, предложивший игровую концепцию культуры в общем и культурогенеза в частности. В работе "Homo ludens" ("Человек играющий", 1938) ученый утверждает, что вся человеческая деятельность есть ничто иное, как игра. И вся человеческая культура развивается как игра и по ее законам. Играя, человечество создает рядом с природным миром мир искусственный, придуманный, в котором правила игры выступают в форме общепринятых законов.

 

Й. Хейзинга исходит из посылки, что игра первична, а культура - вторична. Игру знают уже животные. Постепенное усложнение игры, создание собственных правил, отличных от данных природой, привело к появлению человека и зарождению культуры. Однако голландец не сумел ответить на основополагающий вопрос: почему именно на линии "обезьяна-человек" влияние игры привело к появлению такого феномена, как культура?

 

На современном этапе развития культурологического знания, возможно, наиболее совершенной следует назвать символическую концепцию, предложенную Эрнстом Кассирером. Он выдвинул учение о языке, мифе, науке и искусстве как специфических "символических формах". Мы можем говорить о нем, как об одном из создателей символической концепции происхождения культуры. В этом отношении важнейшим из его трудов для нас является книга "Философия символических форм". В чем же сущность его идей и почему он назвал человека "незавершенным животным"? Первичной посылкой его рассуждений является мысль о том, что человек несовершенен в своем биологическом естестве. Он менее чем животные приспособлен к жизни в природе, поэтому создание некоторой искусственной среды вокруг себя необходимо человеку, это проявление определенных защитных механизмов.

 

Не существует данных о том, почему природа так несправедливо обошлась с первыми людьми. Весьма возможно, что это лишь слепой выбор природы. Но в результате происшедших мутаций человек выпал из системы естественных взаимосвязей. Возникло то, что можно назвать первичным отчуждением. Отголоски этого процесса видны в мифе об изгнании Адама и Евы из рая. Выделившись из природного сообщества, отстранившись от всяческих запретов и ограничений, став ни на кого непохожим, человек в то же время лишился кардинальной программы развития. Он был обречен.

 

Однако ослабленность инстинктов имела одно положительное значение: она не ограничивала человека прежде всего поведенческими рамками своего вида. Подсознательный поиск каких-то позитивных путей развил в человеке способности к подражанию, что в принципе изменило формы и способы человеческой жизнедеятельности. Культура заменила в человеке инстинкты.

 

Итак, закончим с теоретической частью и займемся историей культуры. При ее изучении возникает еще один ряд проблем. Трудно рассматривать древние культуры, так как возникает аберрация дальности, то есть искажение нашего восприятия данных этапов развития культуры вследствие большого временного расстояния. Не менее трудно говорить и о современной культуре, опять же из-за аберрации, только близости, потому что кажущиеся нам сегодня значительными культурные и исторические явления уже через несколько лет могут выявить свою полную несостоятельность и банальность в общем культурно-историческом потоке.

 

.

 

 

Природа искусства и проблема его генезиса

 

Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда входят также политика, право, наука, философия, мораль, религия. Все они, взаимосвязанные друг с другом, реализуют свои функции в едином культурном контексте. Эти взаимосвязи и взаимодействия меняются от эпохи к эпохе, и в каждую эпоху возникают свои ведущие и доминирующие формы общественного сознания. Порою одни формы сознания замещают, дублируют другие. И понять конкретно-историческую сущность искусства можно лишь из контекста форм сознания, в системе координат конкретно-исторического бытия форм сознания.

 

Социальная природа искусства коренится не только в его социальных функциях, но и в механизме, в форме его присутствия в обществе. Теоретическое осознание искусства как феномена культуры имеет методологическое значение и ориентирует исследователя на социологический и исторический подход к нему.

 

Нельзя представлять художественный процесс как лишь сумму его звеньев (творчество, художественная продукция, потребление, социальные институты и учреждения). Искусство выступает как феномен культуры не благодаря простой сумме его элементов, а являясь целостной социально функционирующей системой, решающей гуманистические, ценностные, нравственные, духовно-символические задачи. Смысл художественной культуры возможно репродуцировать лишь из совокупности всех ее звеньев, из всей функционирующей системы.

 

Культура - суть деятельность человека, а "продукты" культуры - социальная память человечества. Культура - "вторая природа", рукотворная природа и процесс ее производства. Культура - средство организации общества, способ производства человеком самого себя как духовного существа, способ развития сущностных сил человека. Художественная культура - наиболее устойчивый в своей изменчивости гуманистический регион культуры, в который входят две системы:

система учреждений, обеспечивающих условия производства, подготовку кадров, управление, распределение, распространение и потребление художественной культуры;

система произведений искусства. У этих систем есть свои подсистемы.

 

Для бытия и социального функционирования художественной культуры характерны три существенных процесса, присущие всем типам общественного производства:

производство художественных ценностей;

их распределение;

их потребление.

 

Эти три процесса затрагивают обе системы художественной культуры, т.е. и учреждения, и собственно искусство.

 

Искусство как феномен культуры подразделяется на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Многоязычность художественной культуры предполагает, что творческий человек должен быть культурным полиглотом. Множественность языковых систем художественной культуры обусловливает действенность одной из важнейших функций искусства - эстетической: искусство пробуждает в человеке художника - творца всех материальных и духовных ценностей, которые создаются по законам красоты. Обеспечивая способность к творчеству, художественная культура оказывается как бы гарантом расширенного самовоспроизводства культуры, развитие которой поэтому происходит по восходящей линии.

 

Творчески создаваемые явления художественной культуры и в своем производстве, и в своем социальном функционировании, и в своем распределении и потреблении подчиняются многим социально обусловливающим факторам и законам. Только выявление этих законов может обеспечить и понимание, и предсказание явлений художественной культуры. Другими словами, всякое прогнозирование художественной культуры только тогда и возможно, когда разработана ее теория, адекватная природе искусства.

 

Искусство есть средство общения:

между членами одного социума;

между поколениями;

между народами, между представителями разных культур.

 

Главную функцию искусства при этом видят не в познании, не в воспитательном или эстетическом воздействии на личность, а в способности организовать межличностные контакты, взаимопонимание, в возможности диалога реципиента и автора, в передаче и восприятии общечеловечески значимой информации и культурных ценностей.

 

Человек, не владевший природой, создавал первые искусствоподобные образования (магические реалии: наскальные рисунки, заговоры, заклинания и т.п., которые отличаются от художественного "текста" тем, что последний стремится воздействовать на человека, а магические реалии стремятся воздействовать непосредственно на действительность - обеспечить положительный исход охоты, подчинить враждебные человеку стихии и т.д.). Магические реалии императивны и имеют эмоционально насыщенное интонационное содержание.

 

Художественная концепция всегда оригинальна, неповторима и в то же время многослойна, раскрывается и через прямо выговоренные идеи, и через жизнеподобную систему пластических образов. Произведение вырастает на почве реальности, воспринятой сквозь призму всей культуры. Однако искусство не есть простое повторение в особой форме философских, политических, моральных, научных, правовых или религиозных идей. Структура произведения столь емкая, что может включать и эти идеи, и переданное через пластику образов эстетическое богатство мира. Широта охвата явлений в художественном произведении не идет ни в какое сравнение с любым другим феноменом культуры. Политика сосредоточивается на взаимоотношениях между классами, философия - на отношении мышления и бытия, мораль - на отношениях человека с другими людьми и обществом, право - с обществом и его законами. Искусство же интересует вся система отношений человека и мира: отношение личности к себе, к другим людям, к обществу, человечеству и его истории, к природе, к материальной и духовной культуре, ко Вселенной. Эти отношения оказываются сложнее и богаче системы самых глубоких идей. Истинный художник верен правде жизни. Когда умозрительная схема противоречит сложности отношений личности и мира, он не может изменить правде реальных отношений и изменяет схеме. В этом смысл победы реализма над ограниченностью мировоззрения художника.

 

Рецепционная подвижность художественного произведения, его диалогичность, открытость для насыщения идеями всех форм общественного сознания отличают его от всех других явлений культуры, повышают меру его сложности и специфичности.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты