Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Творчество Д.Форда.




 

Джон Форд работал в кино и ставил комические фильмы. Но в период нового курса он обнаружил свой талант и создал цикл фильмов о простых людях. Его героями стали разорившиеся фермеры, рабочие, бедняки, герои чуждые Голливуду. Для того чтобы отобразить этот мир, Форду пришлось искать новые выразительные средства. Режиссер отказался работать с Голливудскими звездами, снимать в пышных декорациях. Форд сделал предметом высокого исскуства быт простых людей. С 1917 г. начинает снимать дешевые фильмы, чаще вестерны. Этот жанр был ему близок, так как позволял показать быт американских пионеров, их борьбу с бандитами. К появлению звука Форд снял 60 фильмов. Звук не оказал большое влияние на его творчество. Он не увлекался диалогами, не ставил фильмы-спектакли. Большое значение имела для него встреча Дадли Николсом по сценариям которого он поставил 14 лент. 1934 г. фильм "Потерянный патруль". История малого британского отряда, заблудившегося в пустыне и истребляемого арабами. Красочное изображение пути по песку, характеры солдат, внутреннее драматическое напряжение- все это характерно для нового творчества Форда. И хоть фильм был лишен привычной Голливудской развлекательности, но был тепло принят зрителями. Успех и мировую славу Форду и Николсону принес фильм "Доносчик". В фильме изображены бедняки, нищий сброд, события его мрачны, а финал трагичен. Действие происходит в Дублине в 1922 г. Начинается фильм вечером и заканчивается на рассвете. Герой фильма Джайпо участник тайной организации Ирландской республиканской армии, изгнанный за то, что не мог убить предателя. Джайпо голодает, и в конце концов становиться предателем за 30 фунтов он выдает полиции вожака повстанцев Френка. Полиция убивает Френка, а повстанцы приговаривают Джайпо к расстрелу. Тяжело раненый, он вползает в церковь и умирает у распятия, прощенный старой матерью. Все внимание уделено человеку и среде, где он существует. Он рассматривают не столько историю преступления, а историю моральной драмы героя. Он показывает, как тупое существо не способное понять свои и чужие поступки, мучается неясными ему ощущениями вины. Форд пригласил для участия в съемках ирландских актеров, а на главную роль актера Виктора МакЛаглена, подходившего типажно. Ограниченный нескладный актер показал и жестокость, и добродушие своего героя, сложные процессы его подсознания. Форда не интересует политическая подоплека событий, его интересует психология человека, который не ведает что творит. Но режиссер показал обстановку, которая породила такого героя. Нищета Дублина, бесправие, жестокость. В 1939 году выходит фильм "Дилижанс" сразу признанный классикой жанра вестерн. Это история преследования индейцами дилижанса. Пассажиры обрисованы с юмором и психологической точностью. Это банкир-демагог и трус, странствующий продавец спиртного, мошенник, которого все принимают за проповедника, профессиональный игрок и шулер, который оказывается рыцарем, жертвующим своей жизнью ради женщины, а проститутка Даллес у Форда становиться героиней, тоскующей о погубленной жизни. Форд сумел с удивительной силой показать обыденное. В 1939 г. выходит роман Джона Стейнбека "Гроздья гнева", который занял первое место в списке литературных бестселлеров. Экранизация романа могла принести не только деньги, но и престиж. Опасаясь, что торговая палата штатов Техас и Оклахома могут запретить натурные съемки на своей территории, руководство фирмы "20 century fox" снимала фильм под засекреченным названием "Шоссе 66". Роман Стейнбека в фильме Форда обрел на экране вторую жизнь. Так как режиссер сохранил дух романа, его основные сюжетные линии и образы. Дорога- лейтмотив этого фильма, в нем любимая ситуация Форда - нищета и голод угрожают семье Джоудов и они отправляются на грузовике в поисках работы. И через это путешествие рассказываются характеры. Мастерство Форда, великолепная операторская работа Грега Толанда, выразительный образ героя - все это сделало фильм значительным событием в мире кино. После "Гроздьев гнева" Форд снимает своеобразную трилогию "Долгий путь домой" 1940 г., "Табачная дорога" 1941г, "Как зелена была моя долина" 1941г, посвященная простым людям. "Долгий путь домой" - экранизация пьесы известного американского драматурга Юджина О'Нила, действие которой перенесено из времен 1 мировой войны. Герои фильма - матросы не большого судна, на котором из западной Индии в Англию везут боеприпасы. Весь фильм пронизан атмосферой опасности. Центральная драматическая ситуация заключается в том, что гибель угрожает всем героям. И предчувствие этой гибели раскрывает души героев фильма. По операторской работе этот фильм - одна из самых блестящих удач Грэга Толанда. Хотя все съемки проходили в павильоне, оператору удалось передать атмосферу жизни на корабле. Форд очень эффектно использовал звук. Скрежет прибоя, вой ветра. Фильм "Табачная дорога"- стал неудачей режиссера. Но как отметила критика, вину за эту не удачу несут продюсеры, руководствующиеся только коммерческим успехом. Завершающая часть трилогии- фильм "Как зелена была моя долина". Форд показывает распад семьи и фильм полон ностальгии о прошлом, когда долины были зелены, а земли шахтеров жили счастливо. Форд винит во всем технический прогресс. Рассказ ведется от имени человека, который в старости вспоминает о зеленой долине своего детства - о родителях и братьях. На его глазах люди становятся придатком машины, рушатся семьи, молодые уезжают в поисках работы. Сестра героя выходит замуж за нелюбимого. Постепенно и долина заваливается горной породой. Гибнет зелень, как символ природы. "Как зелена была моя долина" последний социальный фильм режиссера. В 1942 г. он был мобилизован во флот и снимал документальные фильмы, был тяжело ранен. В 1973 г. Форда не стало.

 

45. «Дорога», «Ночи Кабирии» Ф.Феллини. Их значение для мирового кино.

 

Не смотря на успех «Маменькиных сынков» продюсеры выступали против участия в следующей работе режиссёра, актёров Джульеты Мазины и Энтони Куина, но Феллини настоял на их участии и в 1954 году выходит его фильм «Дорога», принёсший Феллини, Мазине и Куину всемирную славу. Его успех объясним несколькими причинами: трагедия войны закончилась, но и в послевоенное время человек не в силах реализовать себя. Послевоенные радужные мечты и надежды сменились разочарованием, искусство наполняется отчаянием, в действительности трудно найти идеалы, жизнь становится отчаянной бессмыслицей. В фильме Феллини, образ движущего мира, это образ фургона бродячих циркачей, людей вырванных из обычного быта, ни кому кроме себя не подотчётных. Мотив дороги воспринимается как мотив жизни и судьбы, а мотив цирка содержит в себе ощущение возможности человека, его свершений и удач. Метафора фильма поиски смысла жизни и эти поиски сталкиваются с каждодневным торжеством насилия. Образ странствующих комедиантов традиционен для итальянской культуры. Трагический и странный фильм поразил всех, нестерпимо преувеличенными и нелепыми казались действующие лица. Грубое чудовище Дзампано, ангелоподобный канатоходец Матто, юродивая бродяжка – клоунесса Джельсомина и соединившись, эти образы, создавали гротеск. Главная мысль фильма, невозможность человеческой близости, проклятие одиночества преследует героев фильма, и от него они уйти не могут, всегда вместе и всегда врозь. Герои фильма душевно изолированы друг от друга и в тоже время испытывают потребность друг в друге. Мотив дороги и цирка проходит через весь фильм, их жизнь это дорога, и сойти с неё значит умереть, они обречены, быть странниками, пожизненно приговорены к дороге. Площадь, толпа, человек, выступающий перед толпой, вот постоянно повторяющаяся в фильме. Восемь выступлений и составляют стержень фильма. Как в классической комедии «Дельарте», перед нами три маски: Арлекин, Каламбина и Пьеро. Из-под этих масок иногда выглядывает лицо, чтобы скоро снова исчезнуть, спрятаться, закрыться маской. Три фигуры становятся аллегорическими. Джельсамина это душа, Дзампано это тело, а Матто воплощение поэзии и искусства. Дзампано самый сильный из них он хоть и не счастлив, но все же доволен жизнью. Замечательный актёр Энтони Куин в этой роли несёт тему угнетённости, подавленности, грубость, тупость, дикость Дзампано постоянно подчёркивается, Матто это как бы антитеза Дзампано, но это две стороны одной и той же личности. Матто как в цирке, так и в жизни канатоходец, он всё время балансирует на краю гибели, именно легкий и светлый Матто провоцирует самые тёмные и злые инстинкты Дзампано. Духовное, шутовское, соединились в натуре Джельсомины, добро смешно вот парадокс и смысл этого образа. Весь мир для Джельсомины делится надвое: её мир родной и понятный это природа, музыка, дети, цирк и есть мир сложностей, расчёта от которого она отчуждена. Мазина создала в фильме женскую и трагическую «чаплиниаду», главное в героине не верность и любовь, а принадлежность человека человеку. Это заявлено как первой сценой покупки, так и отношение Джельсомины к своему покупателю, которому она предана как собачка. Для Феллини Джельсамина святая и её смерть в финале это не духовная смерть ведь её душа осталась в этом мире и только после её смерти Дзампано понимает, что любил эту нелепую девчонку. «Дорога» это поэма молчания, диалог в фильме беден, отрывист, косноязычен. По своей изобразительной структуре фильм скуп, строг и сдержан, натура выбрана нищенская. «Дорога» по изобразительности серый фильм: дождь, слякоть, пыль, пьяные на ферме, нищета на дне жизни. Даже море, появляющееся три раза, холодное и лишённое всякого величия. Начиная с «Дороги» мелодиям, написанным или подобранным композитором Нино Ротой, принадлежит огромная роль, они выполняют функцию эмоционального камертона.

На следующий год после большой подготовительной работы Феллини начинает съёмки фильма «Ночи Кабири» с Джульетой Мазиной в главной роле. В фильме Феллини анализирует реальные трагические взаимоотношения людей в современном обществе, прежде всего трагедию одиночества души и жуткую потребность в любви. Феллини разрезает современное общество сверху донизу, от шикарной улицы Виа Венето, до глухих переулков. Прозвучавшая в «Дороге» чаплиновская тема, по новому интерпретирована Мазиной. Рим в фильме то великолепен и жесток, но не лишён плакатного римского очарования, чаплиновское в Кабирии это её иллюзорная совершенно несостоятельная уверенность в собственной практичности, деловитости, в своей прекрасной и ловкой приспособляемости к жизни. Кабирия как её играет Мазина, твёрдо уверена, что она обладает практичностью и здравым смыслом, она гордится своей независимостью, что она сумеет за себя постоять, пустив в ход всё и кулаки и ноги, у неё свой домик, сбережения. Фильм начинается тем же чем и заканчивается, любимый пытается ограбить Кабирию и утопить, и в этой её стойкости и обнаруживается чаплиновская комедийная тема, но, не смотря на её практицизм, цепкость она беззащитна. И вот эта грошовая проститутка мечтает о любви. Кабирию роднит с героем Чаплина и то, что она не замечает опасностей жизни. Кабирия не может не любить и единственное чего она хочет это одарить кого-нибудь своей любовью. Вся первая часть фильма комедийна и в момент величайшего счастья – катастрофа, её бросают в воду, затем спасают, нелепо ставят вверх ногами, изо рта льётся вода, которой она захлёбывается. Сцена драматична, но сделана смешно. Мазина нашла для своей Кабирии нелепейшую внешность, невероятные гримасы, уродливо-очаровательную походку. Кабирия вся в ожидании любви. В героине Мазины живёт тоска по счастью, именно поэтому религиозный праздник становится для неё чем-то невероятным, она ждет чего-то необыкновенного, но ничего не происходит и она приходит в ужас от того, что все осталось по-прежнему, именно от этого она приходит в ярость, когда её подружки встречают знакомых парней. Человек становится мерзок самому себе и поэтому она так преображается, когда встречает Оскара, но в финале, после очередного крушения идеала, она просит, чтобы её убили, ибо она уже не может перенести новую утрату иллюзий. Но достаточно дружеского приветствия, проходящей мимо девчонки, чтобы вернуть Кабирию к жизни. Видя поющую и танцующую молодежь, на лице Кабирии появляется слабая улыбка, о которой уже написаны сотни страниц. Эту улыбку сравнивают с улыбкой Джаконды. Улыбка Кабирии печальна, но в этой печали – радость. Эта улыбка сквозь трагедию, улыбка после катастрофы. Кабирия больше не боится жизни, потому что хуже уже не будет и поэтому в прощальной улыбке не ни жалобы, ни мольбы, а в ней сострадание к людям.

 

46. Творчество Ф.Феллини в 40гг. («Огни варьете», «Маменькины сынки»).

 

«Неистовый Феллини», называли этого итальянского режиссёра, всё его творчество вызывало ожесточённые споры. Феллини стоящий вместе с Росселини у истоков неореалистического кино, как сценарист, нанёс своим творчеством сокрушительный удар в неореализм, но он остался верен этому направлению, в том, что его творчество гуманно, проникнуто сочувствием к человеку. В его фильмах на смену неореалистическим героям, взятых с газетных полос, из хроники, из гущи жизни, приходят вымышленные персонажи, вопреки традициям неореализма. Феллини изображает народ без всяких симпатий. В искусстве не много художников, чья судьба и жизненный опыт притворялся в их творчестве так непосредственно как у Феллини. Сюжеты, темы фильмов неизменно автобиографичные. Бурные предвоенные и военные годы, в которых формировалась художественная личность Феллини, прошли для него стороной. Выдумщик и мистификатор Феллини создал из своей жизни легенды, единственный достоверный, факт, не опровергаемый Феллини, в том, что он родился в городе Римини 20 января 1920 года, в семье торговца вин и сластей.

В августе 1945 года Альдо Фабрици знакомит Росселини с Феллини, предлагает ему принять участие как сценарист в работе над фильмом «Рим открытый город», его имя стоит и в титрах фильма «Пайза». Именно в это время Феллини влюбляется в кино и твёрдо решает стать режиссёром. В 1946 году начинается его содружество с режиссёром Альберто Латтуада. В 50 году они совместно снимают фильм «Огни варьете», о пышном и жалком мире подмостков, о жизни бродячих клоунов. Фильм был сделан средствами и силами семейного кооператива, замысел и сценарий Феллини, режиссура Латтуада. Главные женские роли исполнили их жёны Джульета Мазина и Карла Дель Поджо. Фильм прошёл незаметно и Феллини получает заказ от Микеланджело Антониони написать сценарий о мире героев комиксов, но сценарий не нравится Антониони и Феллини сам снимает в 1952 году свою первую ленту как режиссёр «Белый шейх». Тема комиксов была очень злободневна для послевоенной Италии. Это была история о том, как молодая провинциалка, приехав в Рим, в свадебное путешествие мечтает, встретится с белым шейхом, своим любимым героем фото – комиксов. Фильм провалился в прокате и тогда Феллини решает снять фильм, связанный с его юностью. Так появляется фильм «Маменькины сынки». Каждый вечер герои этого фильма болтаются по улицам своего городка, сидят в кафе, торчат на зимнем пляже или на вокзале и занимаются двумя вещами: болтают и мечтают. Один писал пьесу и мечтал стать знаменитым, другой ни чего не писал, но хотел стать знаменитым, третий жил только любовными приключениями даже после женитьбы, и только один из героев Моральдо (серьёзный и искренний) уходит тайком из дома. Один из самых ярких образов в этом фильме создал Альбрто Сорди, за которым установилась репутация не кинематографического актёра. Его маменькин сынок Альберто вызывал смех своими детскими привычками, безответственностью, но и вместе с этим огромной душевной болью. Фильм имел успех на Венецианском кинофестивале в 1953 году и получил одну из пяти премий, серебряного льва, а Альберто Сорди получил серебряную ленту за роль второго плана.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты