Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Принципы социально-культурной деятельности и их характеристика




Принципы - это генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации воспитательного и организационного назначения субъекта или объекта. В самой категории принципа находят отражение основные исходные положения теории, нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека, основные особенности, структура и функционирование того или иного социального института.

В качестве принципов нами рассматриваются основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности учреждений культуры. Они подвержены постоянной и непрерывной трансформации и дифференциации, обусловлены новой социально-культурной ситуацией, изменениями в политической и экономической жизни общества, изменяющимися потребностями и интересами людей.

К общим принципам социально-культурной деятельности относится принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды. - нацелен на учет такого важного фактора, как понятие "педагогическая закономерность". Универсальным характером обладает принцип личностного подхода - предполагает признание личности ребенка, подростка, взрослого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каждой личности, признание прав и свобод людей в социально-культурной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека.

Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектовкасается большинства многонациональных по составу регионов Российской Федерации.

Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества.

Основой всех таких принципов социально-культурной деятельности существуют принципы культурного, целесообразного, технологического процесса, опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т.д. Еще существуют:

ü принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ;

ü принцип единства и преемственности культурно-исторического,

ü социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

ü принцип общественно-государственного самоуправления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.

В них отражены основные положения федеральных законодательных актов, а также принятых международных документов и программ ООН и ЮНЕСКО по реализации политики в области культуры, обеспечению активного участия населения в культурной деятельности, выделению культурного аспекта развития и утверждения культурной самобытности каждого народа. В этих документах содержатся попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой развития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и неправительственных учреждений и организаций такого же заинтересованного отношения к культуре, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию общества.

 

15. Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия на сознание и чувства людей, включенных в систему культурно-досуговых занятий, т.е. то, с помощью чего активные работники учреждений культуры и члены клубных объединений достигают поставленных целей. Генеральной целью социально-культурной деятельности можно считать повышение общей культуры людей, частными целями - воспитание культуры профессиональной, нравственной, и т.п. Включая человека в систему культурно-досуговой деятельности, приобщая его к социально-культурной деятельности, мы стремимся пополнить запас его знаний, сформировать его взгляды и убеждения и как бы подвинуть человека к правильным, красивым поступкам - действиям, что находит свое выражение в общественной, культурной активности личности, говоря обобщенно - его активной жизненной позиции. Достигается это с помощью средств - живого слова, печати, радио, телевидения, музыки, и т.п.На вооружении работника учреждения культуры имеются также технические и вспомогательные средства: звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, разнообразная атрибутика информации и рекламы и т.п. Важно знать возможности каждого из этих и других средств, уметь ими сознательно и целенаправленно пользоваться, словом, - владеть методикой их практического применения в своей работе. Основные требования и правила здесь таковы:
1. средства воздействия всегда индивидуальны, их выбирают с учетом объекта воздействия - подросток, пенсионер, верующий, домохозяйка - ко всем этим людям или их группам свой подход, свое средство идейно-эмоционального воздействия;
2. выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, цель определяет средство;
3. количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;
4. воспитатель избравший те или иные средства должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;
5. имеющиеся в распоряжении средства должны быть всегда под рукой и в полной исправности.
Формы культурно-досуговой деятельности - виды культурно-досуговых общностей (организационные формы), а также конкретные информационно-просветительные и воспитательные акции, рассчитанные на массовую или по каким-либо признакам дифференцированную аудиторию (методические формы). Организационные формы традиционно подразделяются на индивидуальные (эстетическая беседа, занятие в кружке, и т.д.), групповые (кружки, студии, секции), коллективные (народные художественные коллективы) и массовые (народные университеты, школы культуры, лектории). Создание каждой из этих и подобных им форм - дело сложное и ответственное, требующее компетентного педагогического руководства, учета психологических, возрастных, половых, профессиональных и национальных особенностей людей, а главное, - культурных интересов и духовных потребностей различных их слоев и групп. Методические формы - это элементы единого воспитательного процесса, протекающего на базе конкретного культурно-досугового учреждения, это, как уже отмечалось выше, воспитательные и просветительные акции, направленные на выполнение конкретных задач и реализацию конкретных функций. Их принято подразделять в зависимости от используемых средств идейно-эмоционального воздействия и преобладающих способов организации идейно-эмоционального воспитательного материала. В частности, выделяются: 1) устные (лекции, доклады, диспуты, и т.п.); 2) печатно-наглядные (выставки, окна сатиры, клубные газеты); 3) комплексные (выпуски устных журналов, тематические вечера, праздники, массовые гуляния и др.).

Методы социально-культурной деятельности – это пути и способы достижения поставленных целей работниками социально-культурных учреждений и общественным активом. В педагогике под методами понимаются способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, воспитателя и воспитуемых, направленные на решение задач образования, воспитания и развития. Рассматривая социально-культурную работу как весьма своеобразную педагогическую деятельность, следует учитывать ее неадекватность школьному учебно-воспитательному процессу, отсюда ни один педагогический метод не может быть заимствован из школы в его неизменном виде уже потому, что учебно-воспитательная работа школы далеко неадекватна педагогическому процессу, протекающему в социально-культурных учреждениях. Субъект и объект воспитания в социально-культурной работе находятся в особом положении по отношению один к другому, а главное здесь - не внешнее воздействие воспитателя на воспитуемого, а их взаимодействие, предполагающее постоянное самообразование, самовоспитание и саморазвитие людей, включенных в систему культурно-досуговых взаимоотношений. В самом общем виде методы можно представить в виде нескольких групп:
а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, обозревателя; просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-досуговых учреждений или самими участниками мероприятий; упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);
б) методы формирования общественного сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);
в) методы включения в социально-культурную деятельность и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;
г) методы стимулирования социально-культурной активности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.
д) методы социологических исследований социально-культурной деятельности - опрос, интервью, эксперимент, анкетирование, тестирование и другие.
Приведенная классификация методов достаточно условна. Практически во всех случаях социально- культурным работникам приходится иметь дело одновременно с несколькими методами, что соответственно, и рождает общую отраслевую методику социально- культурной деятельности.

16. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний.
«Социально-культурные институты» В самом широком смысле оно относится к любому из государственных, общественных образований (центров, комплексов, одно - или многопрофильных организаций, учреждений и т.д.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временной устойчивостью.
Прежде всего необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Им обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, и т.д.
Каждый из этих институтов придает совместной социально-культурной деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом.
Суть социально-культурного института состоит в том, что он организованно объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению конкретных социально-культурных задач. Однако среди социально-культурных институтов существует внутренняя градация. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками,.
В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера, стремится максимально активизировать свои творческие и коммерческие возможности, с другой - усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.
Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций является объектом социально-культурной деятельности. Аудитория – это временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации. Она вступает с ним в определенные отношения и на этой основе приобретает специфические (аудиторные) интересы, позволяющие отличить ее от других общностей людей. Отношения аудитории культурно-досугового учреждения с источником информации постоянно развиваются, меняются, приобретают новые формы, могут прерываться и возобновляться. Поэтому для аудитории культурно-досуговых учреждений ценностное значение приобретает не только содержание информации, но и ее носитель.
Суть понятия «аудитория культурно-досугового учреждения» заключается в том, что оно отражает не просто какую-то социальную или социально-психологическую общность людей, но и отношение с источником информации.
Можно говорить о массовых, групповых, и индивидуальных объектах культурно-досуговой деятельности. Дифференциация объекта культурно-досуговой деятельности происходит с учетом конкретно проявляемых интересов, потребностей, ценностных ориентаций. Аудитория учреждений культуры и досуга характеризуется тремя основными составляющими – подготовленностью, предрасположенностью и активностью. Она может быть спокойная и возбужденная, заинтересованная и равнодушная, благожелательная и неприветливая, доверчивая и настороженная, постоянная и эпизодическая.
Состояние аудитории культурно-досуговых учреждений предопределяется прежде всего системой социальной и духовной жизни людей, являющихся зрителями и слушателями культурно-досуговых программ.
Состояние аудитории можно классифицировать по следующим типам:
• состояние готовности, то есть подготовленная или неподготовленная аудитория;
• состояние заинтересованности;
• состояние активности.
Умение специалистов сферы культуры не только учитывать состояние аудитории, но и формировать ее путем целенаправленного воздействия играет важную роль в организации культурно-досуговых программ.

 

 

17. Досуг как сфера социально-культурной деятельности. Социальная сущность досуга.

В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент.

Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей.

Досуговое (или рекреационное) время – это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.

В осмыслении досуга как социального явления с полным основанием можно положиться на народные культурно-педагогические идеи и традиции. Они, в частности, прямо указывают на тесную зависимость досуга от качества и уровня организации труда, степени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной трудовой деятельностью.

Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению социокультурного наследия. Наиболее характерный признак овладения традиционной культурой заключен в умении человека соединить в своей жизни труд и отдых, в гармонизации двух этих полюсов

Социокультурные свойства досуга нуждаются в постоянной регуляции, поскольку проявлениям социокультурных закономерностей (природнозаданных свойств досуга) присуща широкая вариативность в зависимости от национальных, экономических, социальных факторов, других внешних условий. Целенаправленно влиять на досуговую сферу означает содействовать проявлению ее закономерностей в наиболее полном выражении.

К основным регуляторам досуга относятся, прежде всего, административные методы, направленные на блокировку асоциальных явлений, правовое упорядочение досуга, охрану здоровья людей. Экономические способы регулирования способствуют предупреждению «обвальной» коммерциализации сферы свободного времени. Педагогическое воздействие также выступает в роли регулирующего фактора, влияет на процесс досуговой общности, готовой в силу своей духовной и волевой развитости, социокультурной ориентированности самостоятельно реализовать в наилучшем варианте потенциал свободного времени.

Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенностей.

Во-первых, в отличие от трудовой деятельности, досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности.

Во-вторых, если цель трудовой деятельности состоит, прежде всего, в производстве необходимых средств и условий жизни, то в процессе досуговой деятельности конечный результат не имеет для человека принципиального значения, важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время того или иного досугового занятия.

В-третьих, обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека, в других - его пассивное расслабление, в одних случаях отличается конструктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других - может носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный характер.

Деятельная концепция досуга дает основание сделать несколько выводов. Досуговая (рекреационная) деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она отличается огромным разнообразием, осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями человека и характеризуется добровольностью выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности.

Целям использования досугового времени как способа оздоровления, адаптации человека к неизвестным условиям природной и социальной среды, снятия стрессов служит расширение сети исторически сложившихся и вновь осваиваемых курортно-рекреационных центров и зон как в России, так и за рубежом. К ним относятся, - Черного и Азовского, Прибалтика.

Организация отдыха и развлечений должна носить развивающую направленность и быть нацеленной на повышение культурного уровня личности.

Одной из задач организаторов отдыха и развлечений является формирование у людей хорошего, жизнерадостного настроения. Особенностью настроения является то, что в отличие от эмоций оно не связано с каким-либо конкретным объектом. Настроение - это общее эмоциональное состояние личности, возникающее под влиянием многих впечатлений.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 369; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты