Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Михайлович




(1885 – ?)

Основные положения методической системы: Помимо общественно-исторической точки зрения необходимо уделять внимание «литературной точки зрения», которая должна доминировать. Ведущее начало анализа – форма.

Из опыта преподавания:В учебнике предложены краткие анализы художественных приемов писателей. Содержание произведения напрямую зависит от выбора автором формы. Предлагается следующая Схема изучения литературного произведения в школе:

1) Ориентация автора произведения на литературные теории.

2) Авторские нововведения в избранную им форму.

3) Отражение круга жизненных явлений.

4) Что определило выбор автора при отборе фактов действительности.

5) Авторская индивидуальность в изображении фрагмента действительности.

6) Характер повествования, композиционные особенности, роль описаний и другие характеристики. 7) Язык, стиль, стих произведения.

Методические труды:«К вопросу о преподавании литературы в средней школе» (1913), «Опыт систематического прохождения литературы в средней школе» (1914).

 

Венгеров Один из первых ученых, создавших русское литературоведе

Семен ние как интересную и динамично развивающуюся науку – с

Афанасьевич научным аппаратом и самостоятельной методологией).

(1855 – 1920) По образованию юрист.

В 1880 г. сдал экстерном экзамены по историко-филологическому факультету в Тартуском (бывший Юрьевский) университете, по рекомендации проф. О.Ф. Миллера оставлен при кафедре русской литературы Петербургского университета. Но из-за недостатка средств должен был оставить службу.

В 1910 г. получает звание профессора.

По его инициативе начала издаваться серия «Библиотека великих писателей».

В 1917 году возглавил Российскую книжную палату.

Основные положения методической системы: Традиция научного издания прокомментированных текстов русских классиков. Под словесностью понимается только преподавание литературы. Личность ученика формируется в двух завершающих обучение классах. История литературы и история языка – две разные дисциплины. Особое место должно быть уделено в рамках преподавания литературно злободневным произведениям.

Из опыта преподавания:На уроках литературы в равной степени надо обогащать и ум, и чувства. В истории русской литературы тоже можно выделить две части: история древней литературы (история русской письменности), история русской словесности (присутствие художественного элемента, который требует не только изучения, но и развития вкуса, что является интуитивным).

Методические труды:«Русская литература в школе как источник идеализма» (1917), «Русские книги. С биографическими данными об авторах и переводчиках» (вышло 3 тома, 1895 – 1899).

 

 

Евлахов Писатель, литературный критик, педагог, эстетик, врач-пси

Александр хиатр.

Михайлович Сторонник «чистого» искусства, шире – «чистого» литера-

(1880 – 1966) туроведения.

Преподавал в гимназии К.И. Мая.

Был приват-доцентом Петербургского и Киевского (им. Св. Владимира) университетов, профессором Варшавского университета, ректором Ростовского университета.

Основные положения методической системы: Выступал против историко-культурного метода изучения литературы, не признавал социологии. Протестовал против «культа фактов». Выделял методы научные (филологический, сравнительный, исторический, эстопсихологический, биографический) и ненаучные (этический, публицистический). Обращался к психологическим основам искусства. Изучение литературы как истории литературной формы.

Из опыта преподавания:Рассмотрение литературных произведений в ряду других видов искусства. При восприятии художественных произведений большая роль отводится воображению, переживаниям. На первом плане – эстетическое восприятие.

Методические труды:«Введение в философию художественного творчества. Опыт историко-литературной методологии» (1 т. – в 1910 г.), «Психология творчества как биологическая проблема» (1925).

 

Эйхенбаум Доктор филологических наук, профессор.

Борис В 1912 г. окончил историко-филологический факультет Пе-

Михайлович тербургского университета.

(1886 – 1959) Один из теоретиков формального метода в литературоведении.

Основные положения методической системы: Методы преподавания литературы определяются принципами ее изучения. Метод не может существовать вне теоретических предпосылок. Методика должна стать методологией. История литературы – самостоятельно значимый предмет, не сводимый ни к истории («отражение» типологических черт эпохи), ни к психологии (образ как «средство выражения»). Художественное произведение – органическое целое.

Из опыта преподавания:«Преподавать можно и нужно только то, что служит предметом не запоминания, а усвоения, т.е. изучения, осознания» («О принципах изучения литературы в средней школе»). Метод – индивидуальное явление. При изучении литературы учебник не выполняет своей основной задачи – быть абсолютным авторитетом. Любые учебники литературы вредны для школы. Первая ступень анализа художественного произведения – изучение внутренней закономерности образов, т.е. усвоение стиля. Текст художественного произведения обязательно должен прочитываться в классе (полностью или частями – в зависимости от объема).

Методические труды:«О принципах изучения литературы в средней школе» (1915), «Статьи о Лермонтове» (1961), «О поэзии» (1969), «О прозе» (1969), «О литературе» (1987).

 

Томашевский Один из ведущих формалистов, входил в Московский линг-

Борис вистический кружок, в ОПОЯЗ,

Владимирович Высшее образование получил в Бельгии (окончил электро-

(1890 – 1957) технический институт в г. Льеже). Выезжает в Сорбонну,

слушает лекции филологов.

После революции несколько лет занимается статистикой,

читает лекции по стихосложению в Петроградском институте истории искусств.

В 1937 г. подготовлено Большое академическое издание Пушкина.

Основные положения методической системы: Стихосложение – важная часть литературного образования. Исследование стиха – сквозная тема исследований. Привносит в исследования стиха статистические методы.

Из опыта преподавания:Определение размера – не самоцель, а этап работы над произведением. Важен не столько размер сам по себе, сколько его роль. Игнорирование стилевых особенностей стиха недопустимо.

Методические труды:«Стихотворная система “Горя от ума”» (1946).

 

Айхенвальд Закончил Ришельевскую гимназию в Одессе.

Юлий С золотой медалью окончил Новороссийский университет.

Исаевич Преподавал в московской гимназии, в университете Шаня-

(1872 – 1928) вского, на Высших историко-филологических женских курсах.

Основные положения методической системы: Мир видится сквозь призму литературы. Образование – процесс философского формирования личности. Литература не поддается преподаванию. Не все ученики и учителя призваны к литературе (учитель литературы должен быть поэтом, медиумом). Литература не должна быть в школе обязательным предметом. Нужно вывести литературу из учебного расписания. Для интересующихся литературой необходимо организовывать литературные кружки. Необходимо преподавать язык.

Из опыта преподавания:Необходимо учить наслаждаться чтением. Только бескорыстное занятие литературой принесет плоды. Необходимо поощрять субъективный интерес к чтению. Особое место отводится личности писателя, обстоятельствам его жизни.

Методические труды:«Похвала праздности» (1922), «Силуэты русских писателей» (1994).

 

Гершензон По историософским взглядам близок славянофильству.

Михаил Царское правительство ограничивало участие иудеев в ака-

Осипович демической жизни. Чтобы стать студентом университете,

(1869 – 1925) он должен был окончить школу с золотой медалью. Не по-

лучив ее, поступил в берлинский политехникум. Подал прошение о зачислении вольнослушателем на филологический факультет Московского университета. Неожиданно для себя был принят студентом, так как никто из единоверцев Гершензона в этот год не изъявил желания стать филологом, поэтому его приняли по допустимой «процентной норме».

Сам себя Гершензон называл историком.

В 1899 г. выступил с докладом о воспитательном значении детской художественной литературы «Художественная литература и воспитание». Именно с этой работы начинается Гершензон-методист.

В начале 1920-х гг.организовал Союз писателей, стал первым председателем Союза. Умер от голода.

Основные положения методической системы: Детское чтение – наименее разработанная область педагогики. Система детского чтения должна быть разумной. Детская литература возникает лишь во второй половине XIX века. Во взрослом человеке детские произведения должны возбуждать такой же интерес, как и в ребенке – только при этом условии произведение можно считать по-настоящему художественным и полезным. Предлагал отказаться от уроков литературы вообще ради «интуитивного» познания литературы, главное значение в преподавании имел «личностный» фактор. «Охоту и способность к чтению выносят из школы лишь дети, исключительно одаренные или пользующиеся разумным руководством вне школы» («Художественная литература и воспитание»). Чтение должно развивать эстетический вкус. «Маленького читателя прежде всего интересует “история”». Ряд требований, предъявляемых к художественному произведению: 1) художественное произведение не должно служить целям, чуждым искусству (например, поучение, т.е. сообщение известных знаний и наставление, т.е. внушение моральных правил); 2) книга не должна отучать ребенка от умственной деятельности; 3) при чтении художественного произведения огромное воспитательное значение имеет воспроизводительная деятельность фантазии; 4) книга должна пробуждать в ребенке эстетическое удовольствие. Главная проблема учебного процесса – проблема мотивации.

Из опыта преподавания:Литературное произведение – «загадочная картинка». Качество первой строчки всегда определяет качество всего произведения. Медленное чтение – главный методический прием.

Методические труды:«Тройственный образ совершенства» (1918), «Видение поэта» 91919).

 

Данилов Окончил Нежинский историко-филологический институт.

Владимир Последователь А.А. Потебни.

Валерианович Был учителем гимназии, преподавал в педагогическом инс-

(1881 – 1970) титуте.

В 1948 – 1956 гг. работал в ИРЛИ (Пушкинский Дом).

Основные положения методической системы: Разработал основные положения психологического подхода в методике литературы. Непосредственные воспитательные элементы, присутствующие в произведениях литературы, не определяют ее народно-патриотическое значение.

Из опыта преподавания:Анализ произведения должен следовать за эмоциональным восприятием художественного образа.

Методические труды:«Первый урок словесности в средней школе» (1907), «Литература как предмет преподавания» (1915).

 

Гофман Поэт, друг А. Блока, А. Ремизова, Вяч. Иванова, С. Городе-

Модест цкого. Осуществил научную редакцию полного собрания со

Людвигович чинений Е. Баратынского (1914 – 1915).

(1887 – 1959) После революции работал в Пушкинском Доме.

В 1922 г. задержался с возвращением из парижской командировки. Оказался в эмиграции. Добился возвращения в Россию фондов музея А.Ф. Онегина. В СССР был лишен всех чинов, орденов и званий, имя его долгое время оставалось подо запретом.

Основные интересы связаны с А.С. Пушкиным и пушкинской эпохой.

Преподавал сначала в школе, потом в Сорбонне.

Основные положения методической системы: Предлагал заменить курс теории словесности систематическим двухгодичным прелиминарным (предварительным, подготовительным) курсом введения в историю русской литературы. Программа курса: Введение (рождение искусства, выделение эпоса, лирики, драмы), первая часть (изучение эпоса), вторая часть (изучение лирики), третья часть (теория и история драмы).

Из опыта преподавания:Курс истории литературы не должен стать дополнительным курсом по истории общей культуры. Главнее предметы изучения – история литературных форм, история преемственности и смены литературных школ и традиций.

Методические труды:«Книга о русских поэтах последнего десятилетия» (1907), «К вопросу о преподавании теории словесности и истории русской литературы» (1927).

 

Горнфельд Окончил юридический факультет Харьковскго университе-

Аркадий та.

Георгиевич Встреча с А.А. Потебней изменила его жизнь. Начал занима

(1867 – 1941) ться литературой, но филологического образования не получил.

Основные положения методической системы: Стиль – ключевое понятие при изучении литературы. Именно стиль проявляет авторскую индивидуальность.

Из опыта преподавания:Читатель-критик должен быть всегда на стороне писателя. Путь читателя: от стиля – к психологии писателя, от психологии писателя – к психологии творчества, от психологии творчества – к психологии человека. Истолковать произведение – значит понять его идею. Разнообразие пониманий художественного произведения может быть бесконечным. Вопрос о единственно возможном верном истолковании ставить не стоит.

Методические труды:«Муки слова» (1906), «Пути творчества» (1922).

 

Рыбникова Начинала как интуитивист, последовательница М. Гершен-

Мария зона.

Александровна Расцвет деятельности – 30-е гг. ХХ в.

(1885 – 1942)

Основные положения методической системы: Теоретико-литературные знания в процессе обучения должны играть ведущую роль.

Из опыта преподавания:

Методические труды:«Работа словесника в школе» (1922), «По вопросам композиции» (1924), «Русская литература в вопросах, темах и заданиях» (1927), «Методика преподавания литературы» (1930).

 

Выготский В 1913 г. закончил гимназию с золотой медалью.

Лев Провинциальный учитель с Гомельщины.

Семенович В 1925 г. защитил диссертацию «Психология искусства»

(1896 – 1934) (оформлена в виде книги).

За десятилетний период жизни в Москве создал культурно-историческую теорию в психологии (последователи – А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Д.Б, Эльконин и др.).

Скончался от вспышки туберкулеза.

В 1996 г. его имя было присвоено Институту психологии РГГУ.

Основные положения методической системы:

Из опыта преподавания:

Методические труды: «Психология искусства» (1925), «Этюды по истории поведения» (совместно с А.Р. Лурия, 1930).

 

Троицкий Начал учительствовать в 1913 г.

Леонид С 1935 г. – виднейший методист своего времени.

Сергеевич Работал в ленинградском педагогическом институте.

(1889 – 1942)

Основные положения методической системы: Практические методики, разрабатывающие профессиональную тактику учителя. Методика текстуального изучения произведения. Принцип целостного изучения литературного произведения.

Из опыта преподавания: «Анализировать литературное произведение большого объема можно только тогда, когда оно свежо в памяти учащихся, когда они ясно представляют себе и главных действующих лиц, и основные события» («К вопросу об анализе литературного произведения в средней школе»).

Этапы анализа эпического произведения: 1) восстановление в памяти содержания произведения (ограниченный пересказ, написать список действующих лиц, выстроить систему действующих лиц); 2) анализ произведения (например, заглавие произведения, авторская задача, характеристика героя (портрет, детали, поведение), авторское отношение к нему (прямая характеристика), приемы развертывания образа героя).

Этапы анализа лирического произведения: 1) составление плана (чередование картин), подбор заголовков к отдельным частям (лучше «цитатные»), 2) определение эмоциональной окраски в изображении каждой отдельной картины (художественные приемы, лексика, ритм), 3) авторская мысль (например, одиночество в поэзии М.Ю. Лермонтова).

Этапы анализа драматического произведения: 1) сценическое впечатление от образа, 2) роль диалога.

Методические труды:«К вопросу об анализе литературного произведения в средней школе» (1935), «Методика литературного чтения повествовательного произведения» (совместно с М.П. Цамутали, 1940), «К методике историко-литературного курса» (1940).

 

Соколов Начал свою преподавательскую деятельность в Смоленс-

Николай ских технических классах для рабочих, позже преподавал в

Михайлович Педагогической академии, был ректором пединститута дош

(1875 – 1926) кольного воспитания и профессором педагогического института им. А.И. Герцена.

Основные положения методической системы: Оригинальная концепция преподавания литературы в средней школе. Аналитическое изучение литературного произведения не должно подменять непосредственное эмоциональное читательское впечатление. Разработал методику описаний.

Из опыта преподавания:Осмысление каждой детали в контексте целого произведения. Письменные работы – описания художественного типа.

Методические труды:«Устное и письменное слово учащихся» (1927),«Изучение литературных произведений в школе» (1928).

 

Скафтымов Выходец из семьи священника.

Александр В 1913 г. закончил историко-филологический факультет

Павлович Варшавского университета. Преподает словесность в астра-

(1890 – 1968) ханских и саратовских гимназиях.

В 1923 г. становится профессором Саратовского университета.

Основные положения методической системы: Выдвигает телеологический принцип изучения литературы, противостоящий импрессионистским и интуитивистским концепциям, так как предполагает рационалистический анализ литературного произведения. Целостный подход к изучению литературного произведения.

Из опыта преподавания:Внимание к роли литературного критика, который делает разбираемое произведение более понятным. Критическая статья – одна из возможных читательских точек зрения на изучаемое произведение. Критические статьи должны изучаться параллельно с художественным произведением.

Методические труды:«Преподавание литературы в дореволюционной школе» (1939).

 


 

Аттестационные вопросы

1. Что такое «литературно-образовательный круг»? Назовите и охарактеризуйте 3 содержательно-структурные сферы, его составляющие.

2. Что является основным предметом литературного образования? Почему?

3. Какую среду читательской деятельности принято называть «наивным реализмом»?

4. Что такое «культурный возраст» читателя?

5. Что такое методика общего места?

6. Какие основные правила постановки вопроса на уроке литературы Вы знаете?

7. Назовите и охарактеризуйте типы уроков литературы.

8. Из каких структурных элементов состоит урок литературы?

9. Перечислите технологические доминанты современных программ по литературе

10. Назовите и охарактеризуйте основные методы, используемые на уроках литературы.


 

Тестовые варианты вопросов по курсу «Методика преподавания литературы»

1. Что такое «литературно-образовательный круг»?

а) модель содержательно-структурной сферы литературного образования,

б) герменевтический круг, в) модель литературного образования, г) другое.

 

2. Что является основным предметом литературного образования?

а) художественное произведение, б) литература (как предмет), в) искусство, г) другое.

 

3. Кто дал первое определение методики преподавания литературы как науки?

а) М.В. Ломоносов, б) Г.Р. Державин, в) Н.И. Новиков, г) Е.Р. Дашкова.

 

4. Какой фактор говорит в пользу понимания методики преподавания литературы как науки?

а) специфические методы исследования,

б) связь с другими науками,

в) наличие особого предмета исследования и изучение его в свете педагогики,

г) особая роль в обществе.

 

5. Назовите науку, с которой у методики преподавания литературы есть связь:

а) литературная критика, б) история, в) обществоведение, г) литературоведение.

 

6. Какой наукой по своей природе является методика преподавания литературы?

а) литературоведческой, б) психологической, в) педагогической, г) другое.

 

7. Что такое образовательная парадигма?

а) литературный процесс, б) способ существования культуры, в) школьное образование, г) другое.

 

8. Выберите из приведенных функции литературного образования, которые реализуются в процессе обучения?

а) воспитательная, б) обучающая, в) дидактическая, г) другое.

 

9. Какая наука явилась предшественницей литературы?

а) логика, б) педагогика, в) риторика, г) психология.

 

10. Когда была создана первая программа по литературе?

а) 1347, б) 1804, в) 1915, г) 1953.

 

11. Какова доминанта деятельности младшего школьника?

а) рефлексия, б) воображение, в) фантазия, г) игра.

 

12. Какова доминанта деятельности подростка?

а) рефлексия, б) воображение, в) фантазия, г) игра.

 

13. Какова доминанта деятельности старшеклассника?

а) рефлексия, б) воображение, в) фантазия, г) игра.

 

14. Что такое рефлексия?

а) деятельность ума, направленная на результаты собственной деятельности,

б) сила эмоциональной реакции,

в) осознание автора как творца произведения,

г) чувство эстетической формы.

 

15. Как называется метод, в основе которого лежит сравнение реакций учеников на протяжении нескольких лет обучения?

а) метод эмоциональных реакций, б) метод содержательных осмыслений, в) метод возрастных проекций,

г) другое.

 

16. Какому возрасту соответствует «доличностный» читательский период?

а) до 3 лет, б) с 3 до 7 лет, в) до 7 лет, г) другое.

 

17. Какая сторона эстетического поведения реализуется в процессе игры?

а) продуктивная, б) непродуктивная, в) коллективная, г) объединяющая.

18. Какое из перечисленных направлений изучения литературного произведения отсутствует в традиционной методике?

а) аналитическое, б) литературно-творческое, в) нравственно-эстетическое, г) контекстуальное.

 

19. Что такое вопрос?

а) форма мысли, фиксирующая знание о незнании и ориентированная на устранение незнания,

б) форма мысли, фиксирующая удивление о своем незнании и ориентированная на поиск ответа,

в) диалоговая форма, фиксирующая наличие собеседника и ориентированная на беседу,

г) другое.

 

20. Какую сферу читательской деятельности принято называть «наивным реализмом»?

а) юность, б) отрочество, в) детство, г) другое.

 

21. Что такое «культурный возраст» читателя?

а) этапы развития читательского сознания школьников,

б) освоение внутреннего мира произведения,

в) состояние умственной деятельности,

г) другое.

 

22. Из каких частей состоит вопрос?

а) осознание незнания и получение ответа,

б) запрос информации и предпосылка,

в) общее мнение и высказывание,

г) две предпосылки.

 

23. Каким качеством должен обладать правильно поставленный вопрос?

а) имеет хотя бы один истинный ответ,

б) имеет много разнотипных ответов,

в) не имеет суждений по существу поставленного вопроса,

г) другое.

 

24. Что такое «герменевтический горизонт» (Гадамер)?

а) горизонт культуры читателя, б) горизонт ответа, в) горизонт вопроса, г) другое.

 

25. Какого типа урока не существует?

а) урок-трансляция, б) урок-нисхождение, в) урок-восхождение, г) урок-диалог.

 

26. Какая доминанта не лежат в основе литературно-образовательных концепций и программ?

а) литературоведческая, б) педагогическая, в) психологическая, г) теоретическая.

 

27. Какие бывают литературно-образовательные программы?

а) традиционные и альтернативные,

б) концептуальные и индивидуальные,

в) теоретические и практические,

г) диалогические и монологические.

 

28. С чем связана смена читательских установок в литературном образовании?

а) смена класса, б) смена темы, в) смена жанров, г) другое.

 

29. Что такое адекватное чтение?

а) чтение по хрестоматии,

б) понимание художественного текста,

в) читательская установка на самопознание,

г) другое.

 

30. Кто является автором альтернативной программы по литературе?

а) Курдюмова, б) Маранцман, в) Ладыгин, г) Тамарченко.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты