Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Запись вокала.




Запись вокала для меня является одновременно и самым сложным, и самым любимым процессом. Любимым, потому что большинству вокалистов в студии требуется человек, который его поймет, заступится за него перед "злющим" продюсером, поддержит морально, и поможет добиться даже лучшего результата, чем продюсер ожидает. Первоначальной задачей здесь является добиться взаимопонимания и полного доверия. "Заговорив на одном языке" с вокалистом, можно ему ставить самые нереальные, яркие образные задачи и совместно успешно добиваться желаемого. Сложность же заключается в основном в том, чтобы все вышеназванное как можно скорее получилось, а работа проводилась в максимально ненапряженной (но не расслабленной!) творческой обстановке.

Главное - запланировать достаточное количество времени для этого вида работы. Причем, чем неопытнее вокалист, тем больше времени ему нужно, чтобы освоиться, привыкнуть к микрофону, найти удобное положение наушников и тому подобное. Очень важно точно оценивать сложившуюся ситуацию. Если вы чувствуете, что вокалист сегодня "не в тонусе" - не тратьте попусту время и имейте наготове что-нибудь, чем можно было бы заняться с большей пользой именно сегодня, а уже в следующий раз снова начать с вокала.

Когда вокалист чувствует, что время поджимает, он непременно начинает нервничать и думать: "Сейчас или никогда!". Это может привести скорее к психическому срыву, чем к хорошему результату. И, наоборот, если вокалист, к примеру, во время записи гитарной партии сообщает вам, что может и хочет сделать запись прямо сейчас, постарайтесь тактично объяснить всем остальным, что это действительно может привести к хорошему результату, и дайте шанс певцу выразить то, что он нашел или почувствовал. Ведь основная наша задача - это суметь зафиксировать момент творческого порыва, полет души музыканта. Крайне редко, но бывали случаи, когда вокальная партия перепевалась даже в день сведения, хотя я очень не люблю мешать процесс сведения и записи, и стараюсь заранее избежать подобных вторжений в творческий процесс.

Добиться от певца наилучшего исполнения помогает в основном психологический аспект работы в студии. Все, что вы делаете в студии, должно быть направлено на создание удобной для него обстановки, но при этом все же не следует забывать о драгоценном времени. В понятие "создание удобной обстановки" входит комфортная температура в студии, удобное количество света (в том числе даже и его отсутствие). Баланс инструментов в наушниках не должен раздражать.

Если певец владеет инструментом, он всегда будет раскованней с ним или возле него. Это даст дополнительную помощь в случае неточной интонации, так как вокалисту, зачастую, легче точно воспроизводить голосом мелодию, представляя ее себе исполняемой на инструменте.

С того момента, как певец встал к микрофону, я начинаю записывать все, что он делает. Часто ему нужно просто проявить себя, не отвлекаясь на болтовню. Дайте спеть песню пять, шесть или семь раз, что может потребовать достаточно большого количества дорожек, но их в любом случае нужно иметь в запасе, - так же, как и терпение.

Есть некоторые закономерности, которые следует знать, чтобы быстро и оперативно реагировать на проблемы, возникающие с интонацией. Если вокалист занижает - есть вероятность того, что вокал в наушниках звучит слишком громко, или исполнителю просто не хватает гармонической опоры в фонограмме, и стоит сделать громче бас, гитары, клавишные, или просто приподнять в целом уровень инструментов. Если же вокалист завышает - возможно, что в наушниках слишком мало вокала.

Другим характерным признаком того, что певец себя плохо слышит, является его постоянное стремление приблизиться к микрофону. Попробуйте поменять баланс и выясните у исполнителя, что бы ему хотелось добавить или убрать для наибольшего комфорта. И, в конце концов, если изменения баланса не помогают, можно посоветовать снять один из наушников, чтобы он мог контролировать себя в более привычном состоянии. При этом наушник следует обязательно сдвинуть назад, по направлению к затылку, но не вверх или вперед, для наименьшего проникновения звука из наушников в микрофон.

Многие вокалисты не могут объективно оценить, не выходя из студии, что конкретно получилось хорошо или плохо в пропетом дубле. Очень важно помогать исполнителю в объективной оценке записанного. Есть вероятность того, что доверие возникнет не сразу. Ваша задача - как можно более оперативно доказать свою компетентность в оценках, отмечая конкретные удачи и промахи в дублях. Будьте максимально конкретны, используя понятия "интонация", "ритмика", "тембр", "эмоциональная яркость", и т. п.

Избегайте категоричных выражений типа "это не совсем то" или "давай-ка еще раз". После сказанных слов дайте певцу самому убедиться в верности ваших слов, просто воспроизведя запись. Выслушайте его мнение, поймите задачу и, как только будет достигнуто взаимопонимание, работа пойдет намного быстрее и эффективнее.

Зачастую в песнях с большими динамическими перепадами или с большим драматическим развитием невозможно сразу отстроить передающий тракт (микрофон, предусилитель и лимитер) так, чтобы полностью избежать перегрузки в моменты крайнего выражения эмоциональности, такие как крик, стон и тому подобное. Но не бойтесь отдельных перегруженных звуков. Это не будет браком, особенно, если вы используете ламповые приборы. У Майкла Джексона или у Джеймса Брауна ламповая перегрузка только добавляет исполнению напора и мощи, как бы расширяя динамический диапазон исполнителя до бесконечности - во всяком случае, уводя его за грань приборов.

Продолжая тему комфортного самочувствия певца в студии, упомяну еще одну очень важную вещь - его физическое состояние. Свобода и раскрепощение во всем теле - вот правильный подход. Работа связок (то есть мышц) требует поддержки всего тела, как, например, в беге. Никому не придет в голову бежать стометровку, заложив руки за спину или же скрестив их впереди. Свободное положение рук, их раскованность - лучшая помощь связкам. Обратите внимание, что такие певцы, как Джо Коккер или Джордж Майкл, к примеру, выписывают в воздухе руками мелодическую линию, как бы дирижируя самим себе. Звукорежиссеры, записывавшие Майкла Джексона, рассказывали, что этого исполнителя вообще невозможно удержать на месте: он не только постоянно пританцовывает во время пения, но щелкает пальцами, хлопает, топает ногами и издает всевозможные дополнительные шумы, от которых невозможно избавиться никакими гейтами. Но обязательно стоит отметить, что все эти шумы издаются настолько ритмично и с таким "кайфом", что и избавляться от них не надо - они лишь вносят дополнительную краску в фонограмму, оживляя ее.

Поговорим о расстоянии до микрофона во время записи голоса. Обычно он располагается на расстоянии около 0,6 м от рта исполнителя. Вокал также может быть записан в стерео любым из существующих способов стереозаписи: AB, XY, MS, ORTF. Но все же монозапись более привычна, так как вокал - это точечный источник с узкой направленностью.

В помещении с незаурядной акустикой, например, в хорошем концертном зале, натуральная реверберация может быть подмешана к вокалу при помощи дополнительных микрофонов. Но чаще добавляется искусственная реверберация, которая может быть стереофонической и придавать голосу дополнительные глубину и объем.

В студийных условиях для записи вокала часто очень важно создать акустическую среду менее реверберированную, чем обычно. Избавиться от реверберации можно, используя отдельный вокальный бокс, где есть отделка из звукопоглощающего материала, или этого можно добиться, расположив звукопоглощающие щиты вокруг вокалиста и микрофона в студии.

С другой стороны, в некоторых случаях может быть необходимо подчеркнуть реверберацию для спецэффекта, располагая основной микрофон на удалении от источника, или же ставя специально еще один.

Конденсаторные микрофоны, расположенные очень близко ко рту, - это обычный выбор для записи популярной музыки в студии. При этом ветрозащитный экран (поп-фильтр) обязателен - кроме, разве что, самых опытных и аккуратных вокалистов. Это спасет от взрывных звуков, которые возникают при неаккуратном произнесении твердых согласных: "п", "б" и др.

Важно помнить, что если расстояние от источника до микрофона удваивается, уровень сигнала уменьшается на одну четверть. Опытные вокалисты хорошо знакомы с этим феноменом и даже могут использовать это для достижения определенных эффектов. Неопытным или невнимательным певцам потребуется использование электронных приборов, то есть компрессирование, для достижения наилучшего результата. Эта проблема в дальнейшем проявится на сведении, когда есть тенденция "задвигать" вокал достаточно "глубоко" в фонограмму, но при этом сохранить разборчивость.

Близость к микрофону может столкнуть вас с такой проблемой, как перебор по низким частотам. Это так называемый "эффект близости" (proximity effect). Во многих микрофонах есть возможность корректировки этого недостатка, но использовать его я не советую, особенно на мужских голосах. Приближение обычно приводит к необходимости использовать эквалайзер в студии. Ведь, если компрессор или лимитер используется до эквалайзера, прибор будет реагировать на увеличение низов и, в результате, неточно отрабатывать интенсивность и пики в вокальной линии.

Некоторые певцы любят использовать эффект близости, а, соответственно, и низкочастотного подъема, для подчеркивания выразительности отдельных фраз и даже слов, хотя для этого от самого вокалиста требуется большой опыт работы с микрофоном.

Постановка микрофона по высоте бывает разной. Некоторые звукорежиссеры, особенно на Западе, любят ставить микрофон в студии высоко, объясняя это тем, что микрофон, находящийся выше рта вокалиста, меньше подвержен "заплевыванию", "задуванию" и другим проблемам, связанным с его близким расположением к источнику звука.

Действительно, в случае работы с хорошим, поставленным голосом, когда вокалист имеет навыки пения в больших залах, то есть пения вперед и вверх - это наилучшее положение микрофона. Но в нашей популярной музыке, как известно, редко встретишь исполнителя с такими навыками. Человеку, всегда поющему на концертах в микрофон, неудобно вытягивать голову куда-то вверх, напрягая от непривычной позы не только шею, но и связки. Наилучшая позиция микрофона в этом случае прямо на уровне губ или даже немного ниже, чтобы тело не отрывалось от головы, а, наоборот, поддерживало ее. В таком положении лучше работают головные резонаторы, придающие тембральную яркость и индивидуальность голосу.

Собственно, не существует идеального вокального микрофона. Все микрофоны разные, не говоря уже о певцах. Если вы знаете особенности разных микрофонов, каким образом они изменяют звучание голоса, вам будет легко точно подобрать именно тот микрофон, который будет подчеркивать и украшать тембр конкретного вокалиста.

Готовясь к сессии с незнакомым певцом, будет нелишним позвонить коллегам, которые его уже записывали, и задать несколько вопросов. В частности, по поводу того, как этот вокалист работает. Насколько быстро он обычно устает, в какой микрофон любит петь, требует ли обработку для удобства при мониторинге, какую именно, или же она ему только мешает, и тому подобное.

Если такой возможности нет, сосредоточьтесь и будьте очень внимательны. Пока ваш вокалист распевается или же просто разговаривает с вами, обратите внимание на специфику звучания его голоса и подберите ему парочку подходящих, на ваш взгляд, микрофонов. Поставьте ему оба микрофона. В аппаратной послушайте и тот и другой попеременно, и сделайте правильный выбор. Постарайтесь сделать все это как можно быстрее, так как те, кто приходят в студию, обычно не хотят себя чувствовать подопытными кроликами и не любят экспериментов над собой.

Я стараюсь придерживаться пуризма в обработке сигнала при записи вокала, так как возможен вариант, что отдельные строчки или фразы будут перепеваться на другой день. В идеале входной сигнал при записи вообще не должен обрабатываться и "сниматься" чистым. Но хорошая мягкая компрессия во время записи - это совсем не плохо. Компрессоры работают лучше, имея дело с непосредственным "живым" сигналом, чем с воспроизведенным с ленты, так как воспроизведенный сигнал не настолько силен и чист, как при передаче его непосредственно с микрофонного предусилителя. Конечно, очень важно при этом не перекомпрессировать вокал на первой же стадии работы с ним. Лучше потом еще "придавить" на сведении.

Как стоять у микрофона, как раскрепостить руки, как использовать близость к микрофону в художественных целях, как настроиться на рабочий лад - все это вы можете советовать исполнителю, но не забывайте, что ваше поведение в аппаратной не менее важно. Микрофон для переговоров в момент записи должен быть обязательно отключен, чтобы вокалист не отвлекался на посторонние шумы, такие, как звонок телефона или приветствия вошедших музыкантов. Да и вообще, старайтесь никогда не отвлекаться на посторонние разговоры с продюсером или другими музыкантами, а тем более не смеяться в аппаратной, когда работает вокалист.

Дело в том, что певец, находясь один в вокальной комнате, не слышит, о чем идет речь, и может неожиданный для него смех принять на свой счет. Если же что-то подобное случилось - обязательно объясните ему причину и дайте посмеяться вместе с вами, и только, когда будет полностью снята напряженность, - продолжайте запись. Достаточно грубая ошибка с психологической стороны - когда вокалисту говорят: "расслабься". Большинство исполнителей не думает о том, что они могут быть не расслаблены, и это замечание на некоторое время может выбить их еще больше из рабочего состояния. Продолжительность этого времени зависит от степени усталости, индивидуальной отходчивости и, вообще, от характера человека. Но что всегда работает на пользу "разрядки напряженности" в студии, так это такая простая вещь, как предложение принести певцу в студию стакан теплой воды, или "грамм пятьдесят" коньяку. Такое уж сложилось у нашего "поющего народа" мнение, что будто бы коньяк тонизирует работу связок. В действительности же это все - психологический эффект.

Чаще всего к записи вокала певец знает текст песни наизусть. Но никогда не будет лишним иметь его перед глазами, просто для подстраховки, или чтобы делать в нем пометки относительно смысловых акцентов и фразировки. На пюпитре должен лежать карандаш, желательно яркого цвета, или маркер. Ставя пюпитр, следите за тем, чтобы он не стоял слишком в стороне, а находился максимально близко к оси направленности микрофона, особенно, если есть какая-то неуверенность в знании текста наизусть. Если певец уставится в пюпитр, а тот будет находиться сбоку, то и звук пойдет вбок и потеря естественности тембра неминуема.

Некоторые исполнители любят, чтобы им подсказывали жестом вступление или начало куплета, но это возможно лишь, если звукорежиссер хорошо знает материал. Обычно, подходя к записи вокала, пройдя все этапы записи всех инструментов, песня уже сама собой выучивается наизусть. Но, даже если ничего подобного не требуется, ваше внимание должно быть полностью сосредоточено на работе с вокалистом. Он должен постоянно ощущать вашу поддержку. Заранее попросите принести на вокальную сессию тексты песен, чтобы свободно ориентироваться в материале, а не спрашивать постоянно у певца, какая там была третья или четвертая строчка, отрывая его от более важных мыслей о передаче художественного образа.

Любому звукорежиссеру приходится работать с самым разным материалом, с точки зрения литературного и музыкального качества. Но я никогда не стесняюсь говорить продюсеру или автору, если тот присутствует при записи, свое мнение по поводу как самого текста, так и мелодии. Неудобные для пения гласные буквы (такие как "у", "ы", "и"), попадающиеся на высоких нотах мелодии, достаточно часто встречаются в текстах песен, написанных не профессиональным песенником, а пусть даже и очень талантливым, но "просто поэтом", не знающим вокальной специфики.

В таких случаях я иногда советую что-либо поменять, особенно, если автор "в пределах досягаемости". И уж мнение об образной части произведения не скрываю никогда. Но опять же, конкретность выражения ваших мыслей и конструктивность предложений обязательна! Размытость мыслей, неточность подобранных слов для выражения того, что вы чувствуете, может привести к еще большей путанице в голове исполнителя. Дайте себе время осмыслить и точно сформулировать, используя как можно меньше слов, вашу идею и тогда начинайте говорить. Передать настроение, характер песни, создать образ персонажа, от лица которого она поется, - главная задача вокалиста в студии. А ваша задача -максимально помочь ему это сделать. Ведь на концерте все эти аспекты подчеркивает визуальный ряд, а в записи есть только звуковой образ.

Ну и, конечно же, не стоит начинать запись с самой мощной и громкой, требующей большой напряженной работы связок, песни. Важно помнить, что певец является живым организмом, и качество вокала напрямую зависит от того, насколько здоров, подготовлен и свеж этот организм. Связки - это мышцы, которым свойственно уставать, и чем дольше они находятся в работе, тем менее упругими становятся. В конце концов, дряблость дает хриплые призвуки.

Нельзя заставлять вокалиста работать непрерывно, ему обязательно нужны перерывы, более, чем другим музыкантам. Обязательно дайте возможность вокалисту разогреться перед записью, чтобы звук был плотным и ровным, но желательно делать это не на материале, который предстоит записывать, а при помощи упражнений, которые певцы обычно знают сами. Хотя, в любом правиле есть исключение. Знатоки творчества "Битлз" утверждают, что Пол Маккартни специально за день до записи песни Oh, Darling гулял по лесу и орал песни, пока полностью не терял голос. А на следующий день, во время записи, у него был невероятный надорванный яркий тембр, тот самый "драйв" в голосе, которого специально и не добьешься.

С появлением компьютера стало намного удобнее делать монтаж. Но это во многом испортило большинство вокалистов в отношении к записи песни как к цельному законченному произведению. И все же я стараюсь записывать дубли песни целиком, чтобы не терялась драматическая линия, отмечая, какой конкретно куплет или часть вышла лучше, чем в предыдущем дубле, делая пометки в лежащем передо мной тексте.

К записи отдельной определенной части я перехожу только тогда, когда вижу, что именно эта часть не получается постоянно. Дальше, отработав этот трудный кусок, я сажусь и монтирую весь вокальный трек. Даю прослушать его вокалисту и продюсеру, и если вижу, что певец еще имеет силы, а продюсер располагает дополнительным временем, прошу исполнить всю песню целиком, с отработанными поправками. Не могу сказать, что это работает в ста процентах случаев, но иногда вокалист выдает настолько естественный, эмоционально яркий и художественно цельный дубль, что не жалеешь ни о затраченных дополнительных силах, ни о времени. Если же вы явно чувствуете, что значительных качественных улучшений не происходит, оставляйте ранее смонтированный вариант и, пообещав вокалисту дать ему еще один шанс сделать цельный дубль во время следующей вокальной сессии, переходите к дальнейшей работе.

Вопрос интонационной точности довольно тонок. Дело в том, что певческий голос - инструмент, не имеющий ладов. Его можно сравнить с безладовыми струнными, особенный шарм тембру которых придает допустимое в пределах темперированного строя варьирование интонации. Поэтому не стоит зацикливаться на идеальности строя при записи вокала. Доверьтесь чувствам и интуиции! Если вся фраза звучит убедительно, если она эмоционально ярка и выразительна, а какая-то одна нотка прозвучала, по вашему мнению, низковато или высоковато, оставьте эту фразу. Возможно, вам удастся добиться идеальной интонации в ней в последующих дублях, но эмоцию повторить не так-то просто. Если я оставляю такие фразы в конечном варианте, то говорю, что пусть это немножко фальшиво, но зато спето Честно (с большой буквы!).

Что касается современных технических возможностей, например, изменения высотности (питч- коррекция), я стараюсь относиться к ним исключительно как к спецэффектам. Причем неточность вокальной интонации можно исправить и другими, более музыкальными обработками. Но какими методами бороться с теми недостатками, которые невозможно было избежать при записи, - это дело того, кому предстоит делать сведение.

И немного о выборе микрофонов. Такие древние ленточные микрофоны, как RCA44 или 77, передают человеческий голос невероятно теплым и живым, но имеет их далеко не каждая студия не только в России, но и в мире. Основных вариантов выбора обычно всего два. В студиях для записи вокала используются самые хорошие и самые дорогие из имеющихся микрофоны. Перечислю лишь некоторые наиболее распространенные варианты.

AKG C-12VR или старый C-12, который звучит очень мягко, тепло, светло и имеет немного подчеркнутую середину.

Старый знакомый AKG414 - проверен временем, звучит более остро по сравнению с ламповыми микрофонами, но он дает возможность показать как глубину, так и ширину тембра. Особо хорош для рэпа.

Neumann U67 даст настоящее тепло и полноту в средней части спектра.

Neumann U47 поможет создать "старое" звучание.

Neumann U87 - "золотая" классика. Один из самых популярных микрофонов. Универсален, но не всегда передает глубину и бархатистость хорошего мужского голоса.

Динамические Shure SM57/58 стали традиционными для живого исполнения. Как следствие этого, распространилось использование их в студии с целью создания образа "концертного" звучания. Агрессивность вокала, например, в стиле "панк", отлично передается этими микрофонами. Да и вокалист в подобных стилях не может спокойно стоять возле дорогого сверхчувствительного микрофона - ему требуется свобода движений и, соответственно, микрофон, который привычно держать в руке.

 

 


 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты