Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Зороастризм.




Древнеиранские религиозные представления сложились ~ 3-м тыс. до н.э., в среде пастушеских племен. Мифологическая картина мира выглядела как противоборство сил добра и света (Ахура-Мазда) и сил зла и тьмы (Ангро-Майнью). Этот религиозный дуализм стал фундаментом религии Ирана. Ахура-Мазда и Ангро-Майнью – братья близнецы. Маздеизм – 1-я религия иранцев. Ахура-Мазда – демиург, верховный бог, творит усилием мысли, облекая духовные формы плотью, его видимым проявление – священный огонь. Глава мира темных сил – девов – Ангро-Майнью – источает зло. Ахура-Мазда создал первочеловека – Йима, который по велению Ахура-Мазды (Ормузда) занимался земледелием и скотоводством, но ослушался его и был изгнан из рая, а все люди в наказание лишились бессмертия. Возможно история грехопадения привнесена позднее реформатором Маздеизма Заратуштрой (7-8 вв. до н.э.) Согласно текстам Авесты Заратуштра (Зороастр) родился на территории сев. Ирана, из касты жрецов-магов, имел 3-х жен, 3-х сыновей и 3-х дочерей. По легенде у него была беседа с самим Ахуро-Маздой после чего он объявил о своей приверженности Ахура-Мазде и непримиримой борьбе с Ангро-Манью. Заратуштра выдвинул семь главных добрых божеств в помощь Ахура-Мазде, среди которых важное место занимал бог Митра, а так же Амеша Спента. В Зороастризме по сравнению с маздеизмом был сделан упор на этический аспект, на добро, которое неизбежно победит. Зло и все грешники после суда исчезнут вмести с Ангро-Майнью, а праведники сольются с Амеша Спентой и будут жить вечно. Для последнего суда мир воскресит третий сын Заратуштры – Саошйант – зороастрийский мессия. Зороастризм очень медленно распространялся среди иранцев. Преодолевая недовольство жрецов-магов, но со временем он распространился в персидской империи. Расцвет зороастризма пришелся на время правления в Парфии иранской династии Сасанидов (3-7 вв.), но исламизация Ирана его фактически уничтожила. Митротизм. Митра – бог Солнца – наиболее известный на западе из иранских богов. Он был богом договора и согласия, на него выпадала роль посредника между небом и землей, богами и людьми. Культ Митры, приносящего в жертву быка, сопровождающийся мистериями был очень распространен в римской империи, преимущественно среди солдат.

 

10. Веды. Брахманизм. Концепция Атмана – Брахмана. Принцип сансары – мокши.Религиозная система Индии явилась результатом смешения верований протоиндийцев и арийских племен. Древние индоарии осуществляли кровавые жертвоприношения своим богам. Сложная практика жертвоприношений была зафиксирована в письменном виде на рубеже 1-2 тыс. до н.э. в виде Вед. Веды (ведать) – это самхиты (сборники) священных песен и жертвенных формул-заклинаний. Состав (4 части): Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Пантеон Вед. Главный бог (не популярный) – Дьяус (ушедший бог), он и его жена Притхви – прародители мира (богов и людей). Их первенец – Индра (популярен) – воин, повелитель вселенной. Агни – вселенский огонь. Сома – опьяняющий напиток богов (включен в пантеон). Митра – бог света. Варуна – бог ночи. Рудра – разрушительные силы. Имеются и другие боги и полубоги. В поздневедический период (формирование Атхарваведы) не первый план выходит магия, а вместе с ней выдвигаются маги-жрецы – атхарваны, силы которых зависит от их аскетичности. Жертвоприношения становятся символическими, повышается статус аскезы. Появляются новые боги, на первое место выдвигается Брахман (абсолют). Религия вед становится брахманизмом. Усилиями жрецов-брахманов были составлены брахманы – комментарии к ведам. Общество разделено на варны (касты) – брахманы, кшатрии, шудры и т.д. Брахманы не правили, но находились на вершине общественной пирамиды – ученые и совершители обрядов. Ими составлены араньяки – тексты для аскетов-отшельников, и упанишады – философские тексты. Сансара – вечный круговорот жизни, реализация закона воздаяния (закона кармы). Исполнивший свою карму (следование обрядам и морали своей варны) удостаивается рождения в более высокой варне. Нарушивший карму воплощается в низшей варне. Идеал Упанишад – выход из сансары в состояние мокше – растворение в Брахмане. Брахман – высшая абсолютная реальность (но не бог-творец), высшее духовное единство. Атман – это каждая индивидуальная душа, являющаяся частью брахмана. Но Атман не просто духовная составляющая индивида, он проявление Брахмана, его отдифференцированная эманация. Атман, есть Брахман – основная истина Упанишад.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты