Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Метод и жанр в публицистике, их соотношение в журналистском творчестве. 1 страница




Журналистская информация доносится до читателей в форме материалов, именуемых в публицистике жанровыми формами. Но в отличии от литературных публиц. жанры всегда основываются на реальных, документальных фактах действительности. Каждому жанру публицистики свойственны свои особенности, называемые в теории журн-ки жанрообразующими. Жанровые формы дифференцируются и в зависимости от их конкретного назначения, рабочих ф-ий. Жанры публ. разл-ся и с т.з. широты охвата дейст-ти. Последний жанроотличительный признак – стилистический. Выбор того или иного публ. жанра тесно связан с определением метода сбора информации. Каждому жанру присущи свои, специфические методы сбора информации. В последнее время стал популярен метод эксперимента. В основе репортажа лежит метод наблюдения. Метод прямого наблюдения явл-ся важнейшим и для отчета. В жанре интервью – метод опроса. В аналитических жанрах дело обстоит иначе. Журналисты не ограничиваются одним методом сбора информации. Анализ проблемы требует привлечения метода изучения документов, нередко метода эксперимента. В основе рассматриваемых нами жанров лежат факты. В теории публицистики выдел-ся факты статичные и динамичные. Статичные – рез-т свершившихся соб, динамичные предполагают развитие соб. вплоть до его завершения. Традиционно публицистические жанровые формы раздел-ся на 3 родовые группы: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Информационным жанрам присуще наиболее лаконичное, высокооперативное отражение и осмысление происходящих соб. Более широкими возможностями в плане отображения реальной дейст-ти обладают аналитические жанры. Они охватывают дейст-ть в разл. масштабах и временных измерениях. В аналит. жанрах событие не только констатируются, но и анализируются. Худ.- публ. жанры можно назвать промежуточным между публицистикой и беллетристикой. К традиционным журналистским методам, как правило, относят наблюдение, эксперимент, метод анализа документов и интервью.

Наблюдение. Открытое наблюдение характеризуется тем, что журналист не скрывает своего присутствия или цели и содержания своей работы, и те, за кем наблюдают, знают о факте наблюдения.

Скрытое наблюдение – используется при исследовании конфликтной ситуации, то есть не скрывая своего присутствия, до определенного времени не сообщает цели и истинного содержания работы.

Включенное и не включенное наблюдение. Этот метод предполагает, что журналист не просто со стороны фиксирует событие, явление, процессы, а выполняет определенные функции в коллективе, который является объектом наблюдения. Включенное и не включенное наблюдение в свою очередь могут быть скрытыми или открытыми. Включенное наблюдение скрыто, когда люди не знают, что за ними наблюдают, о таком наблюдении говорят, что журналист «поменял профессию». Включенное открытое наблюдение предполагает, что люди знают о целях наблюдателя.

Прямое наблюдение – это непосредственный контакт журналиста с реальной действительностью.

Косвенное наблюдение – это наблюдение не самого исследуемого явления или процесса, а его проявления через другие социальные факты.

Тип наблюдения выбирается в зависимости от конкретных задач, которые ставятся перед журналистом.

Стандартизированное наблюдение – это наблюдение, связанное с предварительным выделением объекта наблюдения.

Неструктурированное наблюдение не имеет строгого плана наблюдения

Систематическое и несистематическое наблюдение. месту проведения (полевое и лабораторное)

Интервью. Термин «интервью» происходит от английского interview, т.е. беседа. Необходимо соблюдать определенные технологические приемы.. Опыт социологии в этом отношении будет полезен работникам прессы. По содержанию интервью делятся на так называемые документальные, направленные на изучение событий прошлого, уточнение фактов, и интервью мнений, цель которых – выявление оценок, взглядов, суждений и т.п. Есть различия в технике проведения беседы. Под формализованным интервью понимают стандартизированное и структуризованное общение. В неформализованном интервью вопросы располагаются по иному принципу. Интервью различают и по степени интенсивности; короткие (от 10 до 30 минут), средние, которые еще называют клиническими (длятся иногда часами), и фокусированные, большей частью ориентированные на изучение процессов восприятия и по своей продолжительности ограниченные только задачами и целями исследования.

 

 

26. Публицистика В.Короленко: демократический пафос и оппозиционный вектор.Короленко Владимир Галактионович. (15 (27) июля 1853, Житомир — 25 декабря 1921, Полтава) С ранних лет Короленко примкнул к революционному народническому движению. В 1876 году за участие в народнических студенческих кружках он был исключён из академии и выслан в Кронштадт под надзор полиции. Учась в гимназии, увлекся рус. классич. лит-рой, мечтал стать адвокатом, чтобы защищать обездоленных. В 1896 Короленко приехал в Петербург, где стал одним из руководителей журнала «Русское богатство» (вместе с Михайловским), выступал против национального угнетения, смертной казни, бесправия. В 1914 вышло в свет его 9 томное собрание соч. мечтая создать худ. Летопись своего поколения, Короленко до конца жизни работал над «Историей моего современника». Он требовал свободы слова, считая, что лучше даже злоупотребления свободой, чем ее отсутствие. За отказ присягнуть Александру 2 был сослан в Якутию. В ссылке занимался крестьянским трудом, изучал быт и людей. Здесь по-настоящему проявился его талант. В 1900 академия наук избрала его почетным академиком по разряду изящной словесности, от чего К. отказался в 1902 вместе с Чеховым в знак протеста против отмены выборов Горького в академию. В 1900 появл. его уральские, крымские, румынские очерки: «У казаков», «В Крыму», «Наши на Дунае». Литературно-критические взгляды писателя нашли отражение в его статьях и воспоминаниях о писателях: «Воспоминания о Чернышевском», «О Глебе Ивановиче Успенском». В 1885-96 жил под надзором полиции в Н. Новгороде, активно участвовал в либеральной оппозиции, сотрудничал в либеральных периодич. изданиях "Рус. Ведомости", "Сев.Вестник", "Нижегородские Ведомости". В 1895-1917 Короленко - один из офиц. издателей ж. "Рус. Богатство". В публицистике Короленко проводятся идеи правового гос-ва, последовательно осуждается пр-во за разжигание сословной ("диктатура дворянства" - очерки "В Голодный год", 1891-92) и нац. (статьи о "Мултанском деле". 1895-96, деле Бейлиса, 1911-13) розни. В ст. "Война, отечество и человечество" ("Рус. Ведомости". 1917, 15-27 авг.) выступил против "пораженцев" и доказывал, что распространение убеждения, "что Родина не нужна, что она не дело всего народа. а только дело каких-нибудь классов", приведёт к анархии и "войне всех против всех". В основном, журналистская деятельность Короленко связана с журналом “Русское богатство”. Она началась в 1878 г. Сначала он придерживался народнических взглядов. Затем отошел от них, но сторонником марксистского подхода не стал. Его тематика – простые люди, крестьяне, рабочие, их жизнь, будни, народники и их судьбы. Он опровергает народнические иллюзии о равенстве людей в крестьянской общине, идиллическое представление о деревне как гармоническом оплоте русской самобытности, анализирует истинные причины крестьянского разорения. Много пишет о голоде 1892 г. Короленко придерживается взгляда, что публицист должен активно вмешиваться в жизнь, стараться ее улучшить, помочь, он не может быть сторонним наблюдателем. Особенно его возмущали публикации в прессе, где страшные события, например, казнь, описывались с бесстрастной точностью и детальностью. После поездки в Америку, издал цикл очерков, в которых рассказывал о реальной – трудной – жизни простых людей в этой стране: о безработице, нищете и бесправии работающих, о всемогуществе доллара. Повествует о трудной судьбе русских и украинских крестьян-эмигрантов. Однако он признавал, что буржуазно-демократические порядки лучше самодержавно-крепостнических. Многие выступления в прессе были связаны с национальным вопросом и системой судопроизводства. В 1895 г. Короленко принял активное участие в судьбе крестьян-удмуртов, ложно обвиненных в человеческом жертвоприношении. Серия его судебных очерков обнажила злоупотребления в полицейской системе России. Вообще тема невинно осужденных – важнейшая в эти годы у Короленко.

 

 

27. Журнал как тип издания. Типология журнальной периодики. Журнал - периодическое печатное издание, отличающееся от газеты объемом, пространственно-композиционным решением, способом подачи информации. Более долгий издательский цикл предполагает, меньшую оперативность информации и более основательный подход к ней. Слово journal французского происхождения, означает «дневник, ежедневник». Для журнала в меньшей степени характерны репортажи и зарисовки, в большей - интервью и аналитические статьи. При недостаточной развитости газет, русские журналы долго вынуждены были описывать изменчивость в процессах. Но если газеты эту изменчивость фиксируют, то журналы пытаются определить самые глубинные причины подобных изменений. Определяя главное отличие газет от журналов, П.П. Перцов – редактор «Нового пути» писал в 1903 г. в статье, открывающей этот журнал: «В Европе газет даже больше, чем у нас, но их обилие не мешает бытию журналов, имеющих свою специальную задачу обобщающего освещения которая для газеты естественно невозможна»В течение всего XVIII в. газеты были еще не ежедневными и “газетами” еще не назывались. Еще не оформилось четкое разделение терминов “газета” и “журнал”. Это произошло лишь в 1840 г., когда В.Г.Белинский обратил на это свое внимание и дал определение каждому из этих типов периодических изданий.

“Примечания” (1728-1742) - первый российский журнал. Полное название – “Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях”. Это первое научно-популярное и литературное издание России журнального типа. Просуществовал около 15 лет. Выходил ежемесячно на двух языках – немецком и русском. Многие его статьи были продолжением или дополнением к уже опубликованным в “Санкт-Петербургских ведомостях” информациях. Журнал пользовался спросом. Дважды он переиздавался в сокращенном виде – в 1765–1766 гг. и в 1787–1791 гг.

Типология журнальных изданий предполагает их классификацию по аудиторному и тематическому признаку. По аудитории: Общероссийские Региональные Женские Молодежные и т.д.

По тематике: Универсальные (то есть охватывающие весь спектр интересов определенной аудиторной группы). Политико-экономические Технические Медицинские и т.д

Сущность типологии - объединение типологических единиц (в данном случае изданий или программ) в группы по характерным признакам. Такими признаками могут быть:

• характер аудитории;

• целевое назначение;

• время выхода (вечерняя газета, утренняя телепрограмма);

• периодичность (ежедневная газета, еженедельная программа и т.д.).

По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий и программ:

• общероссийские (их аудитория включает все основные группы населения, проживающие на территории РФ - напр., “Аргументы и факты” и т.д.);

• межрегиональные (охватывают население нескольких регионов - напр., СТС, РЕН-ТВ и т.д.);

• международные (объединяющие группы населения разных стран - напр., “Cosmopolitan”, “Домашний очаг” и т.д.);

• этнических общностей (наций, народностей):

• территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ);

• для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные и т.д.)

• для социальных групп (среднего класса, интеллигенции и т.д.);

• для возрастных групп (молодежи, пожилых и т.д.);

• для женщин и мужчин;

• для малых групп (семья, клуб и т.д.)

• для групп верующих (православных, католиков и т.д.)

По целевому назначению:

• публицистические;

• литературные;

• культурно-просветительские (“Театр + ТВ”);

• развлекательные;

• учебно-образовательные;

• методические (журнал “Литература в школе”);

• научные (“Очевидное-невероятное”);

• рекламные (газета “Экстра-М”);

• информационные (“Время, “Сегодня”) и др.

Основные тенденции развития журнальной периодики: Переход на более высокий уровень полиграфии; Увеличение объема за счет более свободного пространственно-композиционного решения; Привлечение большего количества иллюстративного материала; Увеличение числа изданий для среднего класса; Увеличение числа еженедельных журналов, организованных по типу дайджеста (издательский дом Бурда) Снижение тиражей научно-популярных и профессиональных изданий и т.д.

Историю журналов начинают отсчитывать с 1665 г., с момента выхода «Journal des scavans», который принято считать первым журналом в мире. Формат и объем издания были небольшие размер страницы 7,5 х 13 см, полоса набора включала 34 строки по 39 знаков, число страниц в номере — от 20 до 25. Функция журналов первоначально заключалась в регистрации опубликованных материалов или деятельности учреждений науки, культуры, образования. Развиваясь в духе времени и во многом параллельно газете, такие издания... ставили перед собой задачу учитывать и классифицировать книги и другие творения ученых всей Европы.

 

28. История российской журналистики: проблемы периодизации. в научных кругах не прекращают споры о принципах периодизации исторического процесса российской журналистики. Некогда стройная система развития журналистики в связи с этапами освободительного движения подвергается критике и коренному пересмотру, но подспудно сохраняет некоторые свои позиции в оценках изданий и публицистов (революционно-демократический, буржуазный, черносотенный и т. п.). Изобретаются иные подходы по царям, по взаимоотношениям власти с прессой, по типологическим приоритетам, по десятилетиям и т. п. Концепция исторической периодизации должна исходить из следующих посылов. Российская журналистика является частью мировой журналистики и должна подчиняться общим законам. Российская журналистика, как и всякая иная, является сложной социальной системой и зависит от изменений системоформирующих факторов этой системы. Сегодня наиболее распространенно два вида периодизации. Макропериодизация и микропериодизация. Есин в рамках макропериодизации выделяет четыре этапа: 1.1702-1917 гг. Императорский-самодержавный. 2. февраль-октябрь 1917г. буржуазно-демократический. 3. октябрь 1917 – 1991гг. перод русской печати нового типа. 4. 1991 – по настоящее время. Рыночный тип. В основе микропериодизации отечественной журналистики лежат два принципа: хронологический и типологический. Согласно этому выделяют: 1, – 18 век. В свою очередь он делится на первую половину 18-го в., где доминирует государственная журналистика и вторую половину, где доминирует частная. 2, -- 19в. Первая половина – дореформенная журналистика до 1861-го года, вторая половина 19 в. – постреформенная журналистика. 3, -- 20 в. Первый этап: начало 20 в. – по 1917г. Постреформенная журналистика, второй этап – 20-е годы, ( огосударствление печати, партийные газеты). Третий этап – 30-е гг. борьба за культ личности. Четвёртый – 40-е – начало -50-х гг. устанавлирвается культ личности. Пятый этап – середина 50-х – 80-е гг. возникает встречная волна, процесс десталинизации.Шестой этап – начало 90-х – настоящее время – разгосударствление печати.

 

29. Эссе: типология, проблемы философского осмысления реальности. Эссе (франц. «essey» – опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь [Советский энциклопедический словарь 1987: 1565]. Эссе - жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.

Виды эссе по тематике:1. Политические,2. Экономические,3. Литературные,4. Публицистические. и др. Другой вид эссе – философское. Объектом осмысления в нем являются философские категории и теории, общие размышления о мире и о человеке. Яркие примеры философских эссе – тексты Жан–Поль Сартра («Что такое литература?»), Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Габриеля Марселя («Эссе по конкретной философии») и др.Автобиографическое, личностное эссе. В таком эссе автобиография автора становится сюжетной основой текста. Взгляд на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатлениВ эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный "поток информации". Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. В эссе на первое место выходит не факт или событие, а отношение автора к этому факту, событию или явлению. И эссе не предполагает исчерпывающего раскрытия темы. В жанре эссе главное:- самовыражение автора, его личностное восприятие проблемы, явления; - свободная композиция произведения; - непринуждённое повествование. В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Диалогичность – еще один жанрообразующий признак эссе В качестве особой жанровой формы ввёл, опираясь на опыт предшественников, Мишель Монтень в своих «Опытах» (фр. Les Essais, 1580). Своим сочинениям, изданным в виде книг в 1597, 1612 и 1625, Фрэнсис Бэкон впервые в английской литературе дал название англ. essays. В XVIII—XIX веках эссе — один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали в Англии Дж. Аддисон, Ричард Стил, Генри Филдинг, во Франции — Дидро и Вольтер, в Германии — Лессинг и Гердер. Эссе было основной формой философско-эстетической полемики у романтиков и романтических философов (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо).. Для русской литературы жанр эссе не был характерен. Образцы эссеистического стиля обнаруживаются у А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), А. И. Герцена («С того берега»), Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»). В начале XX века к жанру эссе обращались В. И. Иванов, Д. С. Мережковский, Андрей Белый, Лев Шестов, В. В. Розанов, позднее — Илья Эренбург, Юрий Олеша, Виктор Шкловский, Константин Паустовский, Иосиф Бродский.

 

30.М. Горький – редактор и журналист.

Горький Максим (наст. фамилия и имя Пешков Алексей Максимович, (1868, Нижний Новгород - 1936, поселок Горки, под Москвой) - писатель. В 1884 в Казани Горький попал в народнический кружок, много занимался самообразованием. Первый рассказ был напечатан в 1892 под псевдонимом Горький. С 1888 начинаются странствия Горького по России, с целью лучше узнать ее и ближе познакомиться с жизнью народа. В это время написал свой первый рассказ - "Макар Чудра", опубликованный в тифлисской газете, и поэму "Девушка и смерть" (напечатан в 1917). В 1898 двухтомник "Очерки и рассказы" сделал Горького знаменитым. В окт. 1905 при участии Горького была создана газ. "Новая жизнь", фактическим руководителем которой стал В.И. Ленин. В 1906 Горький выехал в США, где написал ряд воззваний в защиту рус. рев. В 1913, по амнистии вернувшись в Россию, Горький занял интернационалистскую позицию по отношению к первой мировой войне. Работал в издательстве "Парус" и журнале "Летопись". Февральскую рев. 1917 Горький встретил восторженно. Много занимался культурно-просветительской деятельностью: выступал за охрану памятников искусства, пропагандировал необходимость обучения народа демократии. За неделю до Октября через газ. "Новая жизнь" призвал большевиков отказаться от захвата власти. Статьи Горького в "Новой жизни" составили две кн. "Революция и культура" и "Несвоевременные мысли". Деятельность Горького вызвала резкую критику сов. властей. Впоследствии Горький признал свою позицию 1917 - 1918 ошибочной. С 1892, вернувшись в Нижний Новгород, занимается литературным трудом, публикуясь в поволжских газетах. С 1895 рассказы Горького появляются в столичных журналах, в "Самарской газете" стал известен как фельетонист, выступая под псевдонимом Иегудиил Хламида. В 1898 выходят в свет "Очерки и рассказы" Горького, сделавшие его широко известным в России. Используя амнистию, в 1913 возвращается в Петербург, сотрудничает в большевистских газетах "Звезда" и "Правда". В 1915 основал журнал "Летопись", руководил литературным отделом журнала, объединив вокруг него таких писателей, как Шишков, Пришвин, Тренев, Гладков и др. После Февральской революции Горький участвовал в издании газеты "Новая жизнь", являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием "Несвоевременные мысли". Высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что "диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков...", размышлял о роли интеллигенции в спасении нации. Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство "Всемирная литература". Наибольшую активность лит. и обществ, работа Горького получила в основанной им газ. "Новая Жизнь" [выходила в Петрограде с 18 апр. под ред. Горького, при ближайшем участии (по существу - соредакторов) В.А. Базарова, ВА Десницкого, А.Н. Тихонова и являлась органом группы социал-демократов "интернационалистов". Газета с первого номера объявила своей программой борьбу против империалистич. войны, объединение всех рев. и демокр. сил для удержания социальных и полит. завоеваний Февр. рев-ции, развитие культуры, просвещения, науки на пути дальнейшего осуществления соц. преобразований в стране. "Новая Жизнь" очень скоро вступила в полемику и с большевиками, выдвинувшими на повестку дня вопрос о вооруж. восстании и проведении соц. рев-ции. Развивая идеи, высказанные ещё в 1915 в ст. "Две души", Горький с тревогой писал о пассивности, рабской покорности обстоятельствам рус. человека, одновременно восхищаясь его способностью в решительный момент к героич. делам. Тем не менее нападки на "Новую Жизнь" не прекращались, а во 2-й половине июня 1918 критика Горького и позиции его газеты большевист. печатью приняла особенно острый характер, доходя до прямых обвинений писателя в сговоре с буржуазией. 16 июля 1918 с согласия Ленина газета была закрыта окончательно. Горький основал и редактировал журналы «Наши достижения», «За рубежом», «Литературная учеба» и др. Явился инициатором издания книжных серий «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта» и др.

С 1892, вернувшись в Нижний Новгород, занимается литературным трудом, публикуясь в поволжских газетах. С 1895 рассказы Горького появляются в столичных журналах, в "Самарской газете" стал известен как фельетонист, выступая под псевдонимом Иегудиил Хламида. В 1898 выходят в свет "Очерки и рассказы" Горького, сделавшие его широко известным в России. Много трудится, быстро вырастая в большого художника, новатора, способного повести за собой. В 1899. Сходится с революционными кругами и за написание прокламации, призывавшей к свержению царской власти в связи с разгоном студенческой демонстрации, был выслан в Арзамас. В революционных событиях 1905 Горький принимал самое активное участие, был заключен в Петропавловскую крепость за антицаристские прокламации. Протест русской и мировой общественности заставляет правительство освободить писателя. За помощь деньгами и оружием во время Московского декабрьского вооруженного восстания Горькому грозила расправа со стороны официальных властей, поэтому было решено отправить его за границу. В начале 1906 прибыл в Америку, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты "Мои интервью" и очерки "В Америке". Используя амнистию, в 1913 возвращается в Петербург, сотрудничает в большевистских газетах "Звезда" и "Правда". В 1915 основал журнал "Летопись", руководил литературным отделом журнала, объединив вокруг него таких писателей, как Шишков, Пришвин, Тренев, Гладков и др 1913 возвратился в Россию. С первых дней 1-й мир. войны занял антимилитарист., интернационалист. позицию. Февр. рев-цию 1917 Горький встретил восторженно, видя в ней победу демокр. сил страны, восставшего народа. Его квартира в Петрограде в февр- марте "напоминала штаб", где собирались полит, и обществ, деятели, рабочие, литераторы, художники, артисты. Горький стал инициатором ряда обществ.-культурных начинаний, уделял большое внимание делу охраны памятников культуры, вошёл в состав "Особого совещания по делам иск-ва", был пред. Комиссии по вопросам иск-ва при исполкоме Петрогр. Совета РСД. 12 марта в речи на митинге в Михайловском т-ре сообщил о мерах, принятых по охране памятников иск-ва.

После Февральской революции Горький участвовал в издании газеты "Новая жизнь", являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием "Несвоевременные мысли". Высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что "диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков...", размышлял о роли интеллигенции в спасении нации: "Русская интеллигенция снова должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа". Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство "Всемирная литература". В годы гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, когда многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти.

В 1921 Горький по настоянию Ленина едет лечиться за границ

 

31. телевидение в системе СМИ России: специфика вещания и культурная роль

Специфика ТВ: ТВ способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других СМИ. Эта способность ТВ объясняется особенностями его физической природы, определяющими специфику ТВ как средства создания и передачи сообщения. Первое - способность электромагнитных колебаний, несущих тв-сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Эту способность можно назвать вездесущностью ТВ. Второе - способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком, - экранность ТВ. Третье - способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии - в момент совершения его. Одновременность действия, события и отображения его на экране - уникальное качество ТВ. Оно обнаруживается только в процессе прямой передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, без опосредования предварительной фиксацией, т.е. в настоящем времени. Способность к созданию и распространению нефиксированных сообщений называется непосредственностью ТВ. Непосредственность неразрывно связана с симультанностью телепередачи, т.е. одновременностью наблюдения и показа, трансляции.

ТВ вернуло человечеству возможность, которая была утрачена по мере вытеснения ораторского искусства литера-турным творчеством. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации потребовал восстановить личностные контакты аудитории с коммуникатором, чтобы составить суждение о нем и о ценности его сообщения. Именно этим объясняется значение и привлекательность для аудитории ТВ-информации, персонифицированной, т.е. олицетворенной, ее автором и участниками события. Понятие персонификации связано не только с работой автора-журналиста. Персонифицированный подход можно заметить и в телерекламе, и в детских передачах, и в так называемых “массовых” передачах - особенно в телеиграх.

Функции: информационная (все СМИ направлены на удовлетворение информационных потребностей индивида. ТВ распространяет информацию полнее и быстрее, достовернее и эмоциональнее своих предшественников).

Культурно-просветительская функция (ТВ приобщает зрителей к ценностям культуры), интегративная (все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое они распространяются, вещатель должен сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности каждого ко всем). Социально-педагогическая функция (управленческая, предполагает прямую вовлеченность ТВ в систему административного воздействия на население, посредством этой функции решается задача адаптации населения к меняющимся обстоятельствам жизни), организаторская (ТВ иногда само становится инициатором той или иной общественной акции). Образовательная и рекреативная функции не относятся непосредственно к сфере журналистики..

Тенденции развития: в трудных экономических условиях - экономическая зависимость от правительства и ком-мерческих структур, в результате - перестройка работы по принципу рыночных отношений. Провозглашение су-веренитета России привело к созданию Российской телерадиокомпании. С большим трудом вступало в строй Рос-сийское ТВ. Монопольное право Всесоюзной телерадиокомпании на технические средства позволяло ей всячески препятствовать нормальной работе Российского телевидения, которому был предоставлен второй канал. С 16 мая 1991 регулярно стала выходить информационная программа РТР “Вести” (вначале один раз в день, а затем 3).В систему ТВ и радиовещания РФ вошли: Российская государственная телерадиокомпания “Останкино” - 1 программа “Останкино”; Всероссийская государственная телерадиовещательная компания - 2 программа; Московская программа - 3 канал; Образовательная программа “Российские университеты” - 4 канал; Канал независимого телевидения - НТВ (4 канал); “ТВ-6 - Москва” - 6 канал. Важное место в системе Российского ТВ занимает программа “Петербург” - 5 канал.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты