Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Метод и жанр в публицистике, их соотношение в журналистском творчестве. 2 страница




В 90-е в системе телерадиовещания РФ возникли также негосударственные (альтернативные) организации. Право на ведение телерадиовещания получили 12 независимых организаций и 20 - на деятельность по связям в области ТВ и РВ. В их числе предприятие “Телевидеоканал” г. Балаково Саратовской области, товарищество “Возрождение” г. Щекино Тульской области, радиопрограмма “Европа+” в Москве и др. Первой негосударственной структурой на Центральном ТВ и самой крупной в начале 90-х был “Телеканал 2х2”, первая программа которого вышла в эфир в конце августа 1990. Он был создан в целях расширения видов коммерческой деятельности ТВ. В начале 90-х - 89 местных государственных телерадиоорганизаций и 203 городские редакции РВ.

В конце февраля 1991 было создано Управление по телевидению и радиовещанию при Министерстве печати и информации РФ. Главной его целью было избежать монополизации телерадиовещания и помочь становлению ин-дивидуального “почерка” в программах местных студий.

Регулярное вещание Центральное Телевидение СССР на ультракоротких волнах начало 10 марта 1939 года. В 1941—1945 годах, во времена Великой Отечественной войны, телевидение не работало. 22 марта 1951 года создана центральная студия телевидения (далее преобразована в Первую программу). С 1956 года начинает работать 2-я программа, с 1965 года начало передавать учебно-образовательные программы 3-й программы ЦТ, с 4 ноября 1967 года начала свои передачи 4-я программа ЦТ. 1 января 1982 года Четвёртая программа стала Второй программой, Вторая программа Третьей программой, Третья программа Четвёртой программой. Также в Москве с 1980 начались передачи из Ленинграда на 33 ТВК через передатчик, установленный на Останкинской телебашне. Кроме того, каждая республика, область и край имели свои телепередачи.

 

 

32. Декабристские идеи в русской журналистике первой трети 19 века. Декабристы были революционерами по своей программе и тактике: выдвинув два требования – отмену крепостного права и уничтожение самодержавия, они рассчитывали добиться этого через вооруженное восстание. 14 декабря 1825 г. В России с 1816 г. создаются тайные политические организации: Союз спасения (1816–1817), Союз благоденствия (1818–1821), Южное общество (1821 – начало 1826), Северное общество (1821–1825), Общество соединенных славян (1823–1825). Одновременно декабристы усиливают свое участие в легальных литературных организациях, стремясь придать им желаемое направление. Прежде всего в сферу влияния декабристов попало литературное общество «Арзамас», куда в 1817 г. вошли три видные деятеля движения – Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов и H.M. Муравьев. В 1818 г. в Петербурге возникает тайная литературная организация «Зеленая лампа», которой руководит Союз благоденствия; членами «Зеленой лампы» были декабристы Ф.Н. Глинка, С.П. Трубецкой, Я.Н. Толстой и другие, входили в нее также Пушкин, Гнедич, Дельвиг. Из всех литературных организаций наибольшее значение имело Вольное общество любителей российской словесности, существовавшее в 1816–1825 гг. Общество было периферийной декабристской организацией и руководилось сначала Союзом благоденствия, а позже Северным обществом. Членами Общества были К. Рылеев, А. и Н. Бестужевы, А. Корнилович, В. Кюхельбекер, Н. Тургенев, а также О. Сомов, П. Вяземский и другие передовые литераторы и критики. Декабристы создавали агитационные произведения, которые нелегально распространяли среди солдатВ 1818 г. строжайше запрещаются какие бы то ни было упоминания о крепостном праве; цензорам предписывается зорко следить за тем, чтобы в печать не проникало «никаких мыслей и правил, нетерпимых нынче правительством».Период деятельности декабристов, в том числе журналистской, охватывает почти 10 лет. Она начинается с создания “Союза спасения” и является следствием законотворческой бездеятельности царской власти после победы в войне 1812 года, которую выиграл народ ценой многих лишений и жертв. Организационная и пропагандистская работа декабристов строилась первоначально вокруг литературных обществ, в том числе и тайных. Главное из этих обществ - Вольное общество любителей российской словесности. Его членами были Рылеев, братья Бестужевы, Корнилович, Кюхельбекер, Тургенев, Вяземский, Сомов и другие. Они готовили агитационные произведения для тайного распространения среди солдат. Для агитации дворян распространяли рукописные неисправленные цензурой тексты произведений Пушкина и Грибоедова. Однако использовали и легальные пути – подцензурную печать. Писали для журналов критические и исторические статьи, в которых высказывали попутно свои суждения. В 1811 г. цензурный комитет ужесточает правила и проводит “цензурную ревизию” изданных книг и периодических изданий. Ее цель – “обуздание печати”. Запрещается писать о крепостном праве и даже упоминать о нем. Приходилось говорить намеками. С деятельностью декабристов связаны журналы “Сын отечества” (1816-1825), “Соревнователь просвещения и благотворения” (1818-1825), “Невский зритель” (1820-1821) и альманахи “Полярная Звезда” (1823-1825), “Мнемозина” (1824-1825) и “Русская старина” (1825). А.А.Бестужев был одним из активных авторов, писавшим для легальных изданий. Он строил свои статьи как литературно-критические обозрения. Первая статья Бестужева - об историческом развитии русской словесности “Взгляд на старую и новую словесность России”. Декабристы стремились подготовить общественное мнение России к социальным переменам, используя литературные журналы, альманахи. Издавали свой альманах – “Полярную звезду”. Восстание декабристов, как известно, провалилось. Главные организаторы – казнены, участники – сосланы. И наступила расплата для всего общества. Цензура и ее ужесточение после декабрьского восстания. После восстания декабристов был усилен контроль за “направлением умов”, Николай I учредил особую полицию – жандармов (“вооруженная инквизиция” по Герцену). Появилась государственная тайная полиция – Третье отделение. Его возглавил А.Х.Бенкендорф. Усилилась цензура – было предписано. Запрещалось печатать статьи о современной политике и рассуждения, в которых заметны мысли “о происхождении законной власти не от бога” и излагаются взгляды, противные христианской религии. Особый контроль был учрежден за периодическими изданиями, запрещалось печатать “места из сочинений или переводов, имеющие двоякий смысл. Этот устав называли “чугунным” Недовольство публики привело к принятию нового устава в 1828 г. Он запрещал публично обсуждать дела политические и государственные. В связи с запретами цензуры русская журналистика развивалась в русле научно-литературных интересов. Нужно было немало изобретательности русским журналистам – Пушкину, Полевому, Белинскому, чтобы обсуждать в печати вопросы политической жизни. Они прибегали к иносказаниям, намекам, “эзопову языку”. Но возникали и новые газеты, которые издавали “благонадежные издатели”. Греча-1ое изд.,где прослеж.1-ые прогр.устан.дек(:против самодер., креп.права,за всв.предприн.,гласность,св.вероиспов).В поисках истины или, наоборот, в желании ее скрыть газ.и жур.того времени пестрили матер.о выступл.на Сенат.площади. И быть может, сами того не ведали, что стан-сь частью декабр.дела. Ведь выступ.против консерв.политики прав-ва рус.офицеры полагали, что именно лит, журн-ка будут способ-ть переменам в об-ве. Буд. декабристы посвящ.себя жур-ке. Уже с 1818 года "Вольное общество» (.Рылеев,.Кюхельбекер, Глинка, Корнилович и др, вып. Жур. "Соревнователь просвещения и благотворения", дожив.до 1825 года.Тираж 200-300 экз, распр.среди образ.дворянства -образец лег. публ-ки декабр.Особ-ть жур-ки декабристов -все свои худ.произ-ия, - будь то "Думы».Рылеева или критич.ст Сомова, - наполняли публиц-ю.Жур. «Невский зритель»(ян1816-июнь1821)ежемес.1-ый изд.-Сниткин,затем-Кругляков и т.д.Особ.вним. к вопр.соц.истории,экономики и педагогики.Но самым замеч.изд.дек.стал альманах "Полярная звезда", выхв 1823 - 1825 г. Изд.Рылеев и Бестужев. Вышло всего три книжки.Первая сост.из двух отделов: прозы и стихов. В альманахе 1823 учас: Бестужев, Глинка, Греч,.Корнилович, Булгарин, Борат, Вязем, Глинка, ЖукКрылов, Пушкин. Огр.успех "Полярной звезды" принес солидприбыль м. И в 1824 вышла 2 книжка, в к-рой.Бестужев публ "Взгляд, на руск.словесность в течение 1823 года(самый бедный)". Третья книжка по идейной насыщ-и превосх первые. "Взгляд на рус.словесность в теч1824 и н1825 годов" Бестужева, к-ым открыв"Ползвезда"1825 года, уже не столько лит-критич, сколько политич.выст-е. Истинной поэзией провозгл.лишь свободолюбивая. Критик-декабрист хотел бы видеть всю лит. во главе освоб-го движения.Что интересно, все обзоры лит-ры Бестужев проводит через призму жур-ки. Он разбирает вых.в то время изд, делая в их адрес дерзкие замеч. Так декабристы через лит., через публ-ку пытались форм-ть общ.мнение.Но одно дело – лег.изд, где приходилось что-то недоговаривать и маскировать. И др – нелег.рев.публ.В поддержку прокламаций декабристы выпустили спец.солд.разговорники. Один из них написан Муравьевым "Любопытный разговор", а др- "Православный катехизис" Муравьева-Апостола.Так дек-ты через нелег.формы публ-ки готовили прост.народ, к рев.переменам

«Мнемозина» была создана в 1824 г. как трехмесячный сборник, но последняя книжка ее запоздала и вышла уже в следующем году. Инициатива издания «Мнемозины» принадлежала К.В. Кюхельбекеру, «Мнемозина» только названием и периодичностью напоминала альманах. В действительности же это был настоящий журнал и по составу и по характеру материалов. В «Мнемозине» имелись отделы: «Философия», «Военная история», «Изящная проза», «Стихотворения», «Путешествия», «Критика и антикритика», «Смесь». Исторический и одновременно литературный альманах «Русская старина. Карманная книжка для любителей и любительниц отечественного» издавалась декабристом А.О. Корниловичем; вышла всего одна книжка – на 1825 г.

 

 

33. Роль и место радиовещания в СМИ в современных условиях. Специфику каждого из СИИ необходимо рассматривать по крайней мере по четырем позициям: по способу осуществления, выразительным средствам, качествам канала, характеру потребления информации (аудиторные характеристики). Радиовещание следует прежде всего сравнивать с телевидением: оба этих СМИ по своей природе ближе друг к другу, чем к газете. Появление телевидения поставило ряд серьезных проблем. Специфичность каждого канала связана с присущими ему возможностями осуществления: печатное слово, фотографии для печати, звук для радио, звук и изображение для телевидения. Радио по своей природе акустическое средство, рассчитанное на аудирование, то есть на одновременное слушание и понимание информации. Радиовещание осуществляется только в звуке и это ограничение составляет его специфику. С этим фактом связаны специфические особенности радио, в первую очередь его выразительные средства. Устная речь присуща и телевидению, но там она всегда подкрепляется изображением и поэтому имеет свои особенности. Радиоречь должна и донести до слушателя самую разнообразную информацию, и оказать эмоциональное воздействие. Радиоречь по своей природе диалогична, она всегда предполагает собеседника — радиослушателя. В этом ее сила и огромные возможности воздействия на аудиторию. Радио ведет разговор с каждым в отдельности и с миллионами сразу. Оперативность — присущее радио свойство, одна из главных его характеристик. Вопрос об оперативности однозначно решается аудиторией: это основное требование аудитории к радио, ко всем его передачам и в то же время самое ценное его качество. Требование оперативности обязательно по отношению ко всем типам программ. Оперативность радио имеет несколько аспектов. Во-первых, это сама возможность незамедлительной передачи материалов. В этом радио уверенно опережает газеты и часто телевидение. Во-вторых возможность незамедлительного потребления радиосообщений. Радио как один из каналов СМИ обладает некоторыми ограничениями, связанными с его природой. Прежде всего это одномоментность передач, их необратимость во времени. Жизнь передачи продолжается только в сознании слушателя. Разумеется, передачи записываются с эфира, сохраняются в специальных архивах, лучшие из них повторяются. Порядок передач, чередование их частей и фрагментов строго фиксированы, слушатель не в состоянии их изменить — обратная ситуация по отношению к номеру газеты или журнала. Эти ограничения требуют и особого режима потребления радиопередач: более фиксированного внимания, интенсивного осмысления, запоминания, поскольку к тексту вернуться нельзя и зрительная память не используется. Специфика радио постоянно видоизменяется вместе с развитием этого средства массовой информации. Некоторые черты развития специфики радио: 1) Практика вещания выявляет новые возможности (формы, жанры, методы). 2) Изменяются технические возможности. З) Изменяется аудитория, ее требования, характер слушания. Между радиовещанием, телевидением и печатью складываются свои взаимоотношения. Долгое время считалось, что телевидение поглотит радио. . Радио тем не менее не потеряло ни своего места, ни своего значения, хотя и претерпело определенные изменения. 1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. 2. Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой квартиры, хозяйственными делами и т.п.). Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и «радиокниг» – составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. Взаимоотношения радио и прессы, как правило, обусловлены разделением задач этих видов СМИ. В условиях развитой системы современных СМИ получили распространение такие формулы: – дело радио – информировать; – дело телевидения – демонстрировать; – дело газеты – анализировать и объяснять. Главными формообразующими и выразительными средствами радиопублицистики являются звучащее слово, музыка, шумы и монтаж. Радиовещание осуществляет разные функции одновременно, т.е. оно полифункционально. Информационная (рекламная), Интегративная (ф. формирования общественного мнения, общения, воспитательная, организаторская), Культурно-просветительская (эстетитческая, рекреативная) Радиовещание стало выполнять многие необычные для СМИ функции: оно будильник, который будит в приятной форме, спутник в автомашине, помощник, который в течение всего дня облегчает домашним хозяйкам их работу. Другие, основные функции радио: информирование, развлечение, эстетическая функция, коммуникация (общение), интегрирующая функция, социально-воспитательная (управленческая), образовательная. Радио: государственное и негосударственное. Иновещание. 1917 — во время переворота радио стало СМИ

1918—1925 — РОСТА, а потом ТАСС (Телеграф агентство появилось ещё при Николае II). Агентство рассылает своим подписчикам информацию за деньги. Новости подтверждаются агентством.

1918 — Радио «Вестник РОСТА»

 

 

34. Зарождение и становление в Мордовии периодической печати на национальных языках (1918-1930гг.) Нац. Газеты Мордовии создавались при специф-их трудностях, во-первых отсутствовала письменность, неоднородным был язык коренного населения, не было административного гос. образов-ия. Не было ни одной губернии, в кот. мокша и эрьзя составляли бы больш-во населения. Инициатива создания газеты на родном яз. проявили мордов. коммунисты в симбирской губернии. Они на заседании 5 июля 1920 приняли постановление о немедленном издании мордов. полит-ой газеты. 15 июля в Симбирске увидела свет нац. газета «Восход солнца» (чистямо). Организатором ее были работники отдела нац. меньшинств при симбирском ГУБкоме РКПБ. Возглавили редакцию Арапов, Катаев, Праксин. Газета была небольшого формата, 2 полосной, вых-ла 1-2 р. в месяц. Тираж – 300-500 экз. бесплатно распростр-сь среди морд-го населения Самарской, Пензенской, Симбирской губернии. Рассылалась по воинским частям для красноармейцев из мордвы. Знакомила чит. с соб., кот. происходили в стране, писала о жизни и работе мордвы, о вырождающейся нац. культуре. Отделы – последние известия, трудовая сводка, у наших друзей. Вопрос о развитии прессы на мокшанском, эрзянских яз. обсуждался на 1 всерос. съезде коммунистов мордвы (10 июня 1921 в Самаре). Было избрано центр-ое бюро мордовской секции ЦК РКПБ, кот. впоследствии проводила работу по развитию издат-го дела на родном яз. 24 сент. 1921 в Москве начин. выходить газета «Красная звезда» (якстере тешете). Редакцию возглавил Евсевьев. Печатное издание было общемордовским, газета расп-сь на всей тер-ии страны, где жила мордва. В создании газеты учавст-ли Окин, Желтов, Завалишин, поэты и прозаики Бухарев, Егоров, Чесноков. В ред-ию стали поступать письма из сел и деревень, авторы выражали признательность создателям газ. Проблемы в газ. были актуальны, о них рассказ-сь просто и доходчиво, на родном яз. разъяснялась политика правит-ва. Газ. призывала мордву к новой жизни, выступала за повсеместное укрепление сов. власти, призывала к активному участию в социалистическом переуст-ве общ-ва. Дальн. разв-е нац. печати. Больш. работа проводится партийными коммунистами губерний, где жила основная масса мордвы. С 4 дек. 1921 начин-т вых-ть газ. Саратовской губернии «Красный пахарь» (редакцию возглавил Маринин, ред-р Сурдин). Еженедел-ая. «Новая деревня» (од веле) – орган петровского обкома Саратовской губернии, там же вых-т газ. «Красная деревня». 1926 «Новая жизнь» в Новосибирске. «Красная Зв,» издавалась на мокше и эрзе, все остальные на эрзе. Печатного издания на нац. яз. ждали в Пензе (300000 мордвы). Появилась «Трудовая правда» - вовлечение мордвы в социальное строительство, воспитание масс в духе советской идеологии. 1 мая 1924 вых-т в Пензе «Новая деревня», ред-р Московкин, раб-л Кузьмин, Шишканов. К 1925 газ. имела более 100 корреспондентов сельских и рабочих.

 

 

35. Репортаж и интервью как информационные жанры ИНФОРМАЦИОННЫе ЖАНРы Группу информационных жанров журналистики характеризует оперативность в обработке информации, а также точность, краткость, ясность при ее подаче. Заметка, репортаж и отчет призваны быстро сообщить о событии, дать его в некоторых подробностях, назвать детали и основных действующих лиц. Интервью передает точку зрения компетентных и авторитетных людей по поводу события или проблемы, мнения очевидцев или участников события.

.Хроника - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

заметка. Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок. Допустим подзаголовок.

Интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

Отчет - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.

Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

Обозрение - важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).

Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.

В теории публицистики выделяют три группы жанров:1. информационный.2. аналитический.3. художественно-публицистический и сатирические.В аналитических жанрах предполагается не только подача новостной информации, но и ее разжевывание (полное или частичное). В А.Ж. автор преподносит факты действительности читателям, комментирует их и разъясняет, выявляет причинно- следственные связи и отношение между фактами. В заключении приходит к конечным выводам, которые влекут за собой определенные результаты. Аналитические жанры более усложнены нежели информационные. Они масштабнее, сложнее, в них содержится ряд однородных фактов. В них, как правило, должна существовать проблема, требующая рационального разъяснения. А. группа жанров в себя включает:1.корреспонденцию.2.рецензию.3.письмо.4.дайджест.5.обозрение.6.обзор печати.7.статью

они предполагают для определенного для определенной аудитории. Поскольку они имеют усложненную структуру, как композиционную, так и содержательную. В основе они предназначены для моделей среднего возраста с определенным уровнем образования.А.Ж.. требуют большого мастерства, ж-ст должен владеть всеми методами сбора информации: опрос, наблюдение и т.д. А также социологическими методами: анализ, синтез, дедукция, индукция и т.д

Особенности репортажа определяются задачей, стоящей перед автором, и назначением данной жанровой формы. В репортаже определяющим остается описание атмосферы мероприятия. Рассказ о соб. сопровождается повествованием о его участниках. Иногда журн-т не упоминает о себе, но дает читателю понять, что был свидетелем соб. репортаж предст-т собой оперативную форму эмоционального, наглядного изображения реальных фактов их динамике. Автор - непременный свидетель. Проблемный репортаж – образное повествование перерастает в общественно значимую проблему, требующую своего решения. Пробл. реп. хар-ся тем, что в их основе лежит определенный негативный факт. Познавательный реп. сообщает чит-лю что-то новое, интересное, расширяет его кругозор, они ведутся из музеев, школ, лабораторий. Событийный реп. – его основа – общественно значимое соб. Интервью позволяет охарактеризовать внутренний мир чел., его убеждения, привычки. Интервью-монолог - ответы определенного лица на вопросы, предложенные корреспондентом в преамбуле материала. Инт-диалог - равноправные партнеры, участниками диалога чаще всего становятся профессионалы в какой-либо отрасли, вместе рассуждают. Инт-беседа - вопросы отличается своей нацеленностью на получение конкретного ответа. Инт-полилог – максим. кол-во собеседников с одной стороны или с другой.

 

36. Народническая публицистика Г.Успенского: идейные и творческие искания. Успенский (Глеб Иванович) - известный писатель. Родился 14 ноября 1840 г. в Туле, где его отец, сын сельского дьячка, служил секретарем палаты государственных имуществ. Учился в тульской и черниговской гимназиях. Поступил сначала в Петербургский университет, по юридическому факультету, потом перешел в московский, но по недостатку средств не мог окончить курса и вышел из университета в 1863 г. В это время умер его отец, и семья осталась без всяких средств. Успенский был вынужден усиленно заниматься литературной работой, к которой он обратился еще в бытность свою студентом, сотрудничая в журнале Колошина "Зритель", где в 1862 г. напечатан был его первый рассказ: "Старьевщик". В 1864 - 1865 гг. в "Русском Слове" появилось, за подписью Успенского, несколько рассказов из быта мелкого чиновничества, не попавших ни в одно собрание его сочинений. Литературная известность Успенского начинается с 1866 г., когда в "Современнике" явились его очерки: "Нравы Растеряевой улицы". Продолжение этих очерков печаталось в "Женском Вестнике" 1867 г. В том же году несколько очерков Успенского появилось в "Деле", а начиная с 1868 г. он стал печатать свои произведения почти исключительно в "Отечественных Записках", лишь изредка помещая мелкие вещи в других изданиях, например ("Санкт-Петербургские Ведомости", 1876 - письма из Сербии, "Русские Ведомости", 1885 - письма с дороги). После прекращения "Отечественных Записок" Успенский был сотрудником сначала "Северного Вестника", затем "Русской Мысли". В начале 1893 г. его постигла душевная болезнь, положившая конец его литературной деятельности. Последнее его произведение - небольшая сказка - напечатано в "Русском Богатстве" того же года. Литературную деятельность Успенского можно разделить на два периода. В первом - приблизительно до конца 70-х годов - Успенский является преимущественно бытописателем разного мелкого городского люда - мастеровых, мещан, маленьких чиновников и т. п. "обывателей", с их ежедневными нуждами и тревогами в борьбе за существование и с их смутными порываниями к лучшей жизни. Во втором периоде своей деятельности Успенский является представителем так называемого "народничества", избирая предметом своих изучений и очерков почти исключительно различные стороны деревенской жизни. Развитие и содержание этой деятельности Успенского вполне отвечало характеру и интересам русского общества 60-х и 70-х гг. Успенский по своему происхождению сам принадлежал к этой среде, сам жил ее жизнью и с детства вынес на себе все ее горести и лишения. Одаренный от природы отзывчивым сердцем, он уже в ранней юности глубоко прочувствовал всю тяжесть, а нередко и безвыходность этих темных существований, изобразителем которых он явился в первых своих произведениях. В первом своем более крупном произведении: "Нравы Растеряевой улицы" Успенский явился правдивым изобразителем жизни того мелкого серого люда, к которому он присмотрелся у себя на родине - его нравов и понятий, дикого невежества и горького пьянства, ничтожества, бессилия . Успенский обратился к этой новой жизни. Вторая половина 70-х гг., когда Успенский возвратился в Россию из заграничной поездки, также оставившей свой след в том, что он называл своей "душевной родословной", характеризуется в нашей литературе развитием так называемого "народничества". Это было время, когда впервые получило ясную формулировку сознание "неоплатного долга" интеллигенции народу, послышались призывы "в деревню" и началось "хождение в народ", отразившееся в литературе расцветом "мужицкой" беллетристики. Деревенская жизнь повернулась к Успенскому своей оборотной стороной; он увидел в ней господствующее стремление - "жрать", которое разрушает все нравственные понятия. Таким образом, поиски идеала в деревне привели Успенского к заключению, что "воля, свобода, легкое житье, обилие денег, мужику причиняет только крайнее расстройство, до того, что он делается вроде свиньи". В установившемся веками общинном укладе сельской жизни он видит корень всей народной нравственности, а вторжение в общинный быт индивидуализма признает гибельным. В этом духе написаны им "Власть земли" и другие позднейшие очерки из народного быта. Умер в 1902 году.

Когда писал о русской действительности, не мог грешить против правды, давал такие картины, которые противоречили теоретическим положениям народников. Он это понимал и в конце концов заболел раздвоением личности. “Книжка чеков” (“ОЗ”) показывает силу, которую вобрала в себя маленькая книжка чеков. Показывает “цивилизатора” Мясникова. Изображает очень правдиво, невольно опровергает народнический постулат, что русский мужик - социалист по инстинкту. Когда мужиков нужно выселять, они не хотят уходить, ломать избы, приходят мужики из со-седней деревни, стоило Мясникову тряхнуть кошельком, то есть русский мужик - не коммунист.

“Равнение под одно” - нельзя в 80-е равнять мужиков под одно: есть бедные, а есть богатые. Успенский рисует очень живые образы. (Он любил ездить в дешевом классе и подсаживаться к кучкам мужиков, слушать их разговоры). Рисует картину голода в одной губернии, когда в то же время хлеб на базаре дешевеет, скот дешевеет. В чем же дело? Есть мужики, которые имеют возможность припрятывать хлеб в урожайные годы, а потом его продавать. Очерк в виде диалога с народником. Народник не может принять, что мужики что-то припрятывают. Земли все меньше, общинники ее скупают, кулаки. Даже редакция, публикуя очерк, дала врезку “мы не полностью согласны”.

Опубликованный в “Северном вестнике” цикл очерков “Живые цифры” очень любопытен. Успенский про-смотрел внимательно статистические данные, задался вопросом, что значит ? лошади, например. Рисует интересные картины из жизни молодой крестьянской семьи. Яркие образные зарисовки. Еще один очерк “Квитанция” - о работницах на фабрике, которые не имеют права заводить семью и детей.

 

 

37. Журналистика как особая сфера социальной практики. Возникновение и развитие.. Появление журналистики относят к началу 17 в. (Эпоха буржуазных революций в Европе). Но пражурналистские явления можно наблюдать и в древние времена. Это всевозможные стелы, деловая и бытовая переписка в Египте, народные собрания племён, деятельность глашатаев, гонцов, пророчества оракулов. Даже в мифологии. И еще 1 в. до н.э. Др. Рим. Усложнение экономической и политической жизни Европы в конце XVI – начале XVII вв., расширение торговых и культурных контактов между европейскими странами требовали создания новой системы обмена информацией. Налаженные морские и сухопутные коммуникации, интенсивное использование речных систем, строительство каналов создали условия для относительно быстрой передачи новостей из одного региона в другой. В XVI–XVII вв. во многих странах Европы появились государственные почтовые службы, ускорившие процесс обмена информацией.Необходимость получения оперативной информации, как в хозяйственной области, так и в политической привела к тому, что в крупных торговых и политических центрах в конце XVI в. стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты, призванные утолить «информационный голод».Предшественниками первых газет стали венецианские рукописные газеты, появившиеся в этом крупнейшем экономическом и финансовом центре Европы во второй половине XVI в. Слово «газета», вошедшее в большинство европейских языков, происходит от названия старинной мелкой венецианской монеты (gazzetta), которую читатели платили за данный информационный листок.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты