Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Предмет, задачи, принципы психологии развития и возрастной психологии. Теоретическое и прикладное значение.




Современная психология представляет собой разветвленную сис­тему научных дисциплин, среди которых особое место занимают ВПи ПР человека. В отеч психол ВПизуч психологич особен возраста. ПР –изуч закономер развития вообще. Карабанова отмечает, что эти 2 термина можно рассматривать как синонимы. ПР связана не только с изучением возрастных этапов человеческого онтогенеза, но и рассматривает разнообразные процес­сы развития в фило, антропосоциогенезе.

Таким образом, ВП - отрасль психологич науки, изуч возрас динамику психики чел, онтогенез психич процессов и психолог качеств Л развивающегося чел. Разделами ВП явл детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология. Предметом ПР –закономерность психич развития в онтогенезе и особен раз-ия психики, сознания, Л и ее дея-ти на каждой из возраст стадий.Задачи:выделяются теоретические и практические.Теоретические:1)изуч общих закономер психич развития чела в онтогенезе, определение детерминант развития, определение роли среды и наследственности, общения и Дея-ти; 2) построение периодизаций психич развития чел в онтогенезе (от рождения до завершения цикла); 3) определение соотнош процесса обучения и развития (обучение опережает развитие); 4) определение кач своеобразия и психолог особен чел на каждой возрастной стадии. Прикладные задачи:1)контроль за ходом и динамикой психич развития чел, который предполагает при необходимости профилак, коррек негативных нарушений (с какого времени школьного обучения, кто обеспечивает прогрессивное развитие личности в старости, как пережить кризис середины жизни).Принципы:1) единство биол и соц развития –человек, прежде всего, биологическое (природное) существо, получившее по наследству (генетически). Но рождаясь, ребенок попадает в социальную среду, которой в процессе жизни должен научиться соответствовать.2) Принцип развития –вся существ в мире материя, все ее формы и «никакая ее частица не пребывает все вне изменения, вне развития». 3)Принцип детерминизма – отражает зависимость психики от условий, факторов, причин, обусловливающих психику человека как отражательную деятельность. 4) Принцип целостности и взаимосвязанности – указывает на взаимосвязь и взаимообусловленность психических явлений, на целостность психики. Всякое отдельное в психике является частью целого, а поэтому обладает не только своими особенностями, но и особенностями (характеристиками) этого целого, интегративного образования. 5)Принцип единства психики и деятельности –психика человека появилась и развивается, совершенствуется в деятельности. Принцип состоит в том, что в Вед.Деят происходит главнейшие изменения психики, появляются ее новообраз, отличающие предыдущий период от последующего

В истории ВП выделяются 3 основные стратегии исследования:1.Стратегия наблюдения. Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности.2.Стратегия естественно-научного констатирующего экспер. Основная цель - установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его колич хар-ки, дать кач описание.а) метод поперечного среза - в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей - детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.б) лонгитюдный метод, который часто называется "продольным исследованием". Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени.

-Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы -Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);-Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);-Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов.3.Стратегия формирующего эксперимента. Основная цель - активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С. Выготский)Различают лабораторный и естественный эксперимент. Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:- постановка цели;- планирование хода эксперимента;- проведение эксперимента (сбор данных);- анализ полученных экспериментальных данных;- выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных.

 

История развития и основные понятия этнопсихологии.

Первые крупицы этнопсихологических знаний содержат труды античных авторов – философов и историков: Геродота. Гиппократа, Тацита, Плиния Старшего.

Первые попытки сделать народы предметом психологических наблюдений были предприняты в 18 в. Начиная с Геродота (490 — 425 гг. до н.э.), ученые и литераторы древности, повествуя о дальних странах и проживающих там народах, немало внимания уделяли описанию их нравов, обычаев и привычек. Считалось, что это могло облегчить отношения и контакты с соседями, помогало понять их замыслы и намерения, особенности поведения, поступки.

Гиппократ (ок. 460 — 370 гг. до н.э.), например, физическое и психологическое своеобразие разных народов объяснял спецификой их географического положения и климатических условий. «Формы поведения людей и их нравы, — считал он, — отражают природу страны».

Предположение о том, что южный и северный климат неодинаково влияют на организм, а следовательно, и на психику человека, допускал и Демокрит (ок. 460—350 гг. до н.э.).

Так, французские просветители ввели понятие «дух народа» и пытались решить проблему его обусловленности географическими факторами. Один из представителей, Иога́нн Го́тфрид Гердер, рассматривал дух народа не как нечто бесплотное, он практически не разделял понятия «душа народа» и «народный характер» и утверждал, что душу народа можно познать через его чувства, речи, дела, т.е. необходимо изучать всю его жизнь. Но на первое место он ставил устное народное творчество, считая, что именно мир фантазии отражает народный характер.

Более зрелые, на наш взгляд, мысли значительно позже высказывал по этому поводу К. Гельвеций (1715—1771) — французский философ, впервые давший диалектический анализ ощущений и мышления, показавший роль среды в их формировании.В одном из своих главных трудов «О человеке» Гельвеций посвятил большой раздел выявлению изменений, происходящих в характере народов, и факторов, их порождающих. По его мнению, каждый народ наделен собственным способом видеть и чувствовать, который и определяет сущность его характера.

Английский философ, историк и экономист Д. Юм (1711 —1776) написал большую работу «О национальных характерах» (1769), в которой в общей форме выразил свои взгляды на национальную психологию. Среди источников, ее формирующих, определяющими он считал социальные (моральные) факторы, к которым относил в основном обстоятельства социально-политического развития общества: формы правления, социальные перевороты, изобилие или нужду населения, положение этнической общности, отношения с соседями и т.д.

По мнению Юма, общие черты национального характера людей (общие склонности, обычаи, привычки, аффекты) формируются на основе общения в профессиональной деятельности.

Свой вклад в развитие знаний о характере народов внесли и великие немецкие мыслители Иммануи́л Кант и Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Все они не только высказывались по поводу факторов, влияющих на дух народов, но и предлагали «психологические портреты» некоторых из них.

Развитие этнографии, психологии и языкознания привело в середине 19 в. к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Создание новой дисциплины – психологии народов – было провозглашено в 1859 немецкими учеными М. Лацарусом и Х. Штейнталем. Необходимость развития этой науки, входящей в состав психологии, они объясняли потребностью исследовать законы душевной жизни не только отдельных индивидов, но и целых народов(этнических общностей в современном понимании), в которых люди действуют «как некоторое единство».

Идеи Лацаруса и Штейнталя сразу же нашли отклик в научных кругах многонациональной Российской империи, а в 1870-х и в России была предпринята попытка «встроить» этнопсихологию в психологию. Идеи эти возникли у правоведа, историка и философа Константина Дмитриевича Ковалина, который высказал мысль о возможности «объективного» метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности – памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям.

Рубеж 19–20 вв. отмечен появлением целостной этнопсихологической концепции немецкого психолога Вильгельма Максимилиана Вундта, посвятившего двадцать лет жизни написанию десятитомной Психологии народов. Вундт проводил основополагающую для социальной психологии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой порождают новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не содержатся в них. А в качестве этих новых явлений, иными словами, в качестве содержания души народа, им рассматривались общие представления, чувства и стремления многих индивидов. По мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются в языке, мифах и обычаях, которые и должны изучаться психологией народов.

Еще одна попытка создания этнической психологии, причем именно под этим названием, была предпринята российским мыслителем Густав Густа́вовичем Шпетом. Полемизируя с Вундтом, по мнению которого продукты духовной культуры есть психологические продукты, Шпет утверждал, что в самом по себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического. Психологично другое – отношение к продуктам культуры, к смыслу культурных явлений. Шпет полагал, что язык, мифы, нравы, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, «отклики» на происходящее перед их глазами, умами и сердцем.

Идеи Лацаруса и Штейнталя, Кавелина, Вундта, Шпета остались на уровне объяснительных схем, которые не были реализованы в конкретных психологических исследованиях. Но идеи первых этнопсихологов о связях культуры с внутренним миром человека были подхвачены другой наукой – культурной антропологией.

Этническая психология как наука зародилась первоначально в России, на полтора десятилетия раньше появления теории психологии народов М. Лацаруса, X. Штейнталя и Вильгельма Максимилиана Вундта, которых за рубежом почему-то считают основателями этой отрасли знаний. В конце XIX — начале XX вв. именно нашей стране принадлежал приоритет в обширных прикладных этнопсихологических исследованиях многих народов, в то время как на Западе их начало относится к 30 —40-м гг. XX столетия.

Этнопсихология в нашем государстве сразу же стала очень важной отраслью знаний, имеющей глубокие исторические и культурные корни и явившейся практическим ответом на необходимость изучения психологического склада, традиций и привычек поведения многочисленных его народов.

В 1846 г. на заседании Русского географического общества Надеждин выступил с докладом «Об этнографическом изучении народности русской». Он заявил, что «наука о народности должна подмечать и оценивать все собственно русское в своем складе и быте, в своих способностях, расположениях, потребностях и привычках, в своих нравах и понятиях», а также предложил развивать в стране два направления научных знаний, очень значимых для государства, — «этнографию физическую» и «этнографию психическую» (т.е. Этнопсихологию).

Правовед и публицист Консиантин Дмитриевич Кавелин (1818 — 1885), считал, что «психология выдвинулась на первый план». Он призывал к познанию национальной психологии в целом путем изучения ее отдельных психических характеристик в их общей взаимосвязи. «Народ, — писал он, — представляет собой такое же единое органическое существо, как и отдельный человек.

Кавелин считал, что этнические (в том числе и психологические) характеристики представителей разных общностей необходимо изучать по памятникам старины, верованиям, обычаям и традициям.

Иван Михайлович Сеченов (1829 — 1905), является основоположником естественно научного направления в российской психологии. Между Сеченовым и Кавеленым развернулась дискуссия по вопросу о том, что стчитать объективным методом в научной психологии. Признавая психическое процессом, Сеченов, считал невозможным изучать психику по продуктам духовной культуры. Он считал этот метод субъективным, а трудности, связанные с интерпретацией неопределенными.

В середине 40-х гг. XIX в. в Русском географическом обществе Бэр, Кавелин и Надеждин создали этнографическое отделение, сформулировали основные принципы этнографической науки и психологической этнографии, обсудили их в широких кругах научной общественности страны, наметили направления их развития. Под руководством этих ученых была разработана программа изучения этнографического (этнопсихологического) своеобразия населения России, которая с 1850 г. начала претворяться в жизнь. В инструкции, разосланной по регионам страны, предлагалось описывать: 1) быт вещественный; 2) быт житейский; 3) быт нравственный и 4) язык. Третий пункт включал описание психического склада народа. Сюда же входило и описание умственных и нравственных способностей, семейных отношений и воспитания детей.

Вклад в изучение психологии русского человека внесли Владимир Сергеевич Соловьев, Николай Александрович Бердяев, Василий Осипович Ключевский. Все российские мыслители в большой или меньшей степени были заинтересованы проблемой самобытности «русской души». Вычленяли её главные характеристики и объясняли их происхождения.

В начале XX в. к проблемам этнической психологии стали обращаться представители непосредственно психологической науки.

Много пользы для развития этнопсихологических идей в нашей стране принесли работы Дмитрия Николаевича Овсянико-Куликовского (1853 — 1920), стремившегося выявить и обосновать механизмы и средства формирования психологического своеобразия наций.

Основной его работой, посвященной этой проблеме, стала «Психология национальности» (1922). Согласно концепции Овсянико-Куликовского, главными факторами формирования национальной психики являются элементы интеллекта и воли, а элементы эмоций и чувств в их число не входят.

Овсянико-Куликовский пришел к выводу, что все нации можно разделить условно на два основных типа — активные и пассивные — в зависимости от того, какой из двух видов воли — «действующая» или «задерживающая» — преобладает у данного этноса. Каждый из этих типов, в свою очередь, можно разложить на ряд разновидностей, подтипов, отличающихся друг от друга определенными этноспецифичными элементами.

Особые заслуги в развитии этнической психологии в России принадлежат философу Густаву Густавичу Шпету (1879—1937), первым начавшему читать курс лекций по этому предмету и организовавшему в 1920 г. единственный в стране кабинет этнопсихологии. В 1927 г. он опубликовал работу «Введение в этническую психологию», в которой в форме дискуссии с Вундтом, Лацарусом и Штейнталем выразил свои взгляды на основное содержание, перспективы и направления развития этой прогрессивной и очень нужной отрасли знаний.

Лев Семенович Выготский (1896— 1934) — психолог, основатель культурно-исторической школы в отечественной психологии, пришел к выводу, что психическая деятельность человека в процессе культурно-исторического развития формируется под влиянием орудий труда, вызывая тем самым принципиальную перестройку ее внутреннего содержания. Основным методом исследования в этнической психологии он предложил считать инструментальный метод, суть которого состоит в исследовании поведения людей в тесной взаимосвязи с тенденциями исторического, социокультурного и национального развития, в анализе структуры и динамики «инструментальных актов» психики человека.

К объекту этнической психологии Выготский предлагал относить и «психологию примитивных народов», подразумевая под этим сопоставление психической деятельности современного «культурного» человека и первобытного «примитива». Главным предназначением этнопсихологии он считал проведение обширных кросскультурных исследований, и прежде всего межэтническое сравнительное изучение психологии представителей «традиционных» и «Цивилизованных» обществ.

С позиций культурно-исторической концепции Выготского в конце 20-х гг. XX в. была подготовлена программа научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств. Ее особенность заключалась в том, что в противовес широко распространенным тестовым исследованиям в центр ставились исследования национальной среды, ее структуры, динамики содержания, всего того, что и определяет этническое своеобразие психических процессов.

Особую роль среди исследователей истоков национального своеобразия народов нашего государства сыграл Лев Николаевич Гумилев (1912 -1992) — историк и этнограф, разработавший своеобразную концепцию происхождения этносов и психологии людей, к ним принадлежащих.

Гумилев считал, что этнос есть явление географическое, всегда связанное с ландшафтом, который кормит приспособившихся к нему людей и развитие которого зависит в то же время от особого сочетания природных явлений с социальными и искусственно созданными условиями. Вместе с тем он всегда подчеркивал психологическое своеобразие этноса, определяя последний как устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразными стереотипами поведения, которые закономерно меняются в историческом времени.

Этническая история, по мнению Гумилева, дискретна (прерывна). Импульсом, приводящим в движение этносы, считал он, является пассионарностъ. Пассионарность — понятие, употреблявшееся им для объяснения особенностей этногенеза. Пассионарностью могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этнос в целом. Для пассионарных личностей присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, чрезвычайная целеустремленность, способность к внушению.

В настоящее время исследования в области этнической психологии ведутся по трем главным направлениям.

Первое из них занимается конкретным психологическим и социологическим изучением различных народов и народностей. В его рамках осуществляются работы по осмыслению этнических стереотипов, традиций и специфики поведения русских и представителей многочисленных этнографических групп Северного Кавказа, национально-психологических особенностей коренных народов Севера, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока, представителей некоторых зарубежных государств.

Ученые, относящиеся ко второму направлению, занимаются социологическими и социально-психологическими исследованиями межнациональных отношений в России и СНГ.

Представители третьего направления в отечественной этнической психологии уделяют главное внимание изучению социокультурной специфики вербального и невербального поведения, этнопсихолингвистической проблематике.

Этническая психология — это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, отличающих их друг от друга.

Этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.

Объектом исследования этнопсихологии являются нации, национальности, национальные общности.

Предмет – особенности поведения, эмоциональных реакций, психики, характера, а также национальное самосознание и этнические стереотипы.

Национальный характер — исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий и проявляющихся в отношении к социально — бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям.

Национальный темперамент — динамические особенности проявления национального характера, психических процессов у большинства представителей той или иной нации.

Национальное чувство — эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности ее интересам, другим народам и их ценностям.

Национальные традиции — сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности этноса, прочно укоренившиеся в повседневной жизни передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого.

Менталитет — свойственный данной этнической общности стиль жизни и ккультуры, присущая данной нации система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведения.

Национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности к определенной социально этнической общности и ее положением в системе общественных отношений.

Культура — сложное понятие относящееся как к материальным, социальным эвлениям так и к индивидуальному поведению, репродукции, организованной деятельности.

Этнический конфликт - любая конкуренция между группами — от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до конкуренции социальной — во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.

Социальные стереотипы — упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений.

Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности.

Адаптация - подразумевает относительно стабильные изменения индивида в ответ на требования среды. В идеале процесс адаптации приводит к взаимному соответствию среды и индивида, только тогда мы можем говорить о его завершении.

Аккультурация — процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны.

Ассимиляция — потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.

Этнический стереотип — исторически сложившиеся правила поведения и оценки того или иного этноса.

Субъективная культура (Триандис) - характерные для каждой культуры способы, с помощью которых ее члены познают созданную людьми часть человеческого окружения: то, как они категоризуют социальные объекты, какие связи между категориями выделяют, а также нормы, роли и ценности которые они признают своими.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты